Экономические взгляды фурье кратко

Обновлено: 08.07.2024

Введение…………………………………………………………………… 3 1 Общая характеристика утопического социализма ……………………….. 4
2 Экономические воззрения Анри де Сен-Симона…………………………. 7
3 Экономические идеи Шарля Фурье………………………………………. 11
4 Экономические учения Роберта Оуэна. 15
Заключение………………………………………………………………… 20
Список литературы..……………………………………………………….. 22

Содержимое работы - 1 файл

реф2.doc

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет Экономики и Менеджемента

Кафедра национальной экономики

на тему : Социально – экономические утопии (экономические взгляды

Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен – Симона).

Выполнил : студент группы 1076/2 Добролюбов Александр Андреевич

№ зачетной книжки 11071089

Проверила : Рытова Елена Владимировна

отметка о зачете подпись преподавателя

Введение……………………………………………………… …………… 3 1 Общая характеристика утопического социализма ……………………….. 4

2 Экономические воззрения Анри де Сен-Симона…… ……………………. 7

3 Экономические идеи Шарля Фурье…………………………………… …. 11

4 Экономические учения Роберта Оуэна. . . 15

Впервые идеи социализма в виде системы взглядов сформировались в первой трети XIX века в работах английских и французских мыслителей – Уильяма Томпсона, Джона Грея, Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна, Жана Симонда де Сисмонди. Представителей этого направления объединяет критическая направленность работ, стремление нарисовать картину более справедливого общества. Идеи и представления первых социалистов во многом носят утопический характер. Утопическая мысль имела целью непосредственную практику, минуя стадию познания мира, и часто предполагая эту стадию уже пройденной. Каждый автор утопического проекта считал себя тем человеком, кто уже познал все, что нужно для практики, и поэтому стремился лишь разработать все детали своего плана общественного устройства.

Утопический социализм основан на создании искусственной среды, созданной в общественном организме, но изолированной от него. Его главное отличие от либеральных школ (физиократов, классиков и др.), это то, что они рассматривали существовавший тогда экономический порядок, как наиболее естественный и наилучший. Социалисты полагали, что для решения всех социальных вопросов достаточно организовать по заранее составленному плану свободную ассоциацию (общину, коммуну и пр.). Они утверждали, что рыночная среда искусственна и в ней свободное проявление частных сил подавляется. Поэтому, по их мнению, реализация социалистических проектов есть не создание, а открытие среды, приспособленной к истинным ценностям человека. Социалисты рассматривали конкуренцию как зло, и предсказали, что она приведет к монополии. Кооперативная ассоциация представлялась им единым средством, способным уничтожить конкуренцию, не уничтожая свободу запросов производства.

В данной работе я рассмотрю взгляды наиболее известных идеологов указанного направления на существующее общество и черты будущего общественного строя.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА

Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.

Хотя идеи великих социалистов – утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее, были порождены условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс, который к тому времени уже сформировался.

Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноименной книги Томасам Мором в XVI веке. Он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало учение раннего христианства, проповедовавшее в общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.

В позднем средневековье социальные утопии оказываются более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

Социалистический идеал возникает в XIX веке, когда в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже пролетариата.

Наконец, важно указать и на сложившиеся различия в содержании самих антирыночных доктрин утопического социализма первой половины XIX века. При этом имеется в виду то, как представляли себе авторы этой школы, во-первых, механизм замены индивидуализма коллективизмом и, во-вторых, принцип предстоящего объединения трудящихся в коллективные организации. Обратив внимание на эти обстоятельства, Ш. Жид и Ш. Рист сделали, к примеру, следующие выводы:

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АНРИ ДЕ СЕН-СИМОНА

Политической экономии Сен-Симон предавал большое значение. Он указывал, что до Адама Смита эта наука была подчинена политике. В дальнейшем политэкономия займет свое истинное место, когда политика будет на нее опираться. И с этой позиции Сен-Симон критиковал Сэя, который рассматривал политэкономию и экономическую политику как отдельные науки.

Сен-Симона привлекали главным образом социологические проблемы. Тем не менее, при исследовании методологических вопросов истории человеческого общества он вносит вклад и в политическую экономию. Сен-Симон рассматривал историю общества как процесс, в котором происходит смена одного периода другим, более высокого уровня. Буржуазной идее естественного порядка Сен-Симон противопоставлял идею развития.

Классификация общественных слоев в теории Сен-Симона

Из данной категории:

Поиск по сайту:

Цитаты:

  • ✔ История неподкупна, но трактуется по-разному
  • ✓ Никто так не изменил историю человечества, как историки. Э. Маккензи
  • ✓ Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории.О. Хаксли
  • ✓ Всемирная история — это всемирный суд.
  • ✓ История - это пророк, смотрящий в прошлое. (Ф. Шлегель)
  • ✓ История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. (И. Ганди)

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - СЕН-СИМОН, ФУРЬЕ, ОУЭН

Бедствия капиталистической эксплуатации заставили наиболее передовых людей задуматься над тем, как построить общество по-новому, без собственников, без эксплуатации. В передовых капиталистических странах с планами преобразования капиталистического общества выступили утопические социалисты.

Наиболее видными представителями утопического социализма были во Франции Сен-Симон и Фурьё, в Англии Оуэн.

Они остро, резко обличали капиталистическую эксплуатацию и мечтали о новом, лучшем, справедливом строе, о жизни без эксплуатации, без нищеты, без войн. Однако, задавшись высокой, благородной целью избавить человечество от эксплуатации, они не знали, как прийти к хорошей, справедливой жизни. Они думали, что можно обойтись без классовой борьбы, что достаточно только придумать новое устройство общества, показать пример, как жить по-новому, и тогда победа над нищетой будет достигнута. Они не нашли еще пути для уничтожения эксплуатации. Поэтому их планы построить социалистическое общество только путем пропаганды оставались несбыточными мечтами, а их социализм был несбыточным, утопическим.

Сен-Симон.

Французский утопический социалист Анри Сен-Симон

Французский утопический социалист Анри Сен-Симон (1760-1825) родился в знатной семье и получил блестящее образование. Девятнадцатилетним юношей он попал в Америку в качестве офицера французского корпуса, посланного на помощь американским колонистам, боровшимся за независимость. В Америке он храбро сражался. По окончании войны двадцатитрехлетний Сен-Симон вернулся во Францию в чине полковника королевских войск, награжденный орденами. Перед ним открывалась блестящая карьера, он был назначен комендантом важной крепости Мец, но бросил военную службу.

Он задался целью объединить в стройную систему все знания человечества, преобразовать науку. Чувствуя недостаточность своих знаний для этого великого дела, Сен-Симон в сорокалетнем возрасте поступил слушателем в высшую политехническую школу. Поглощенный научными изысканиями, он прожил свои последние деньги. Его покинула жена. Сен-Симон поступил в ломбард переписчиком. В это время ему встретился прежний слуга и предложил-поселиться у него.

Утопия - название несуществующего острова, где нет частной собственности. Об этом острове писал в начале XVI в. Томас Мор.

Фурье.

Фурье предлагал преобразовать капиталистическое общество. Он призывал всех устраивать фаланги и построить для фаланг новые здания по выработанному им плану. Фалангой в античном мире назывался военный строй, движение треугольником с копьями, выдвинутыми вперед. Такая фаланга врезалась в ряды противника и разбивала его строй. Фурье считал, что если организовать фаланги, общины, они врежутся в старый мир и приведут к его пере-устройству путем примера, путемТПЖЗза, мирным путем. Жилища, поля, плантации и конюшни фаланги должны быть совсем иные, "чем в тех селах и деревнях, где люди живут вразброд. Члены фаланг должны жить в общем доме. Такой дом, где живет фаланга, Фурье называл фаланстером. Не будет больше разделения на город и деревню. Все будут жить в фаланстерах и заниматься как физическим, так и умственным трудом. Работа должна производиться по плану. В ней будут участвовать все. Для того чтобы труд был привлекательным и не утомлял, работник несколько раз в день перейдет от одной работы к другой, соревнуясь с другими работниками, чтобы достичь лучших результатов.

Но в фаланге сохранялись элементы капиталистических отношений. Прибыли предприятия там должны были распределяться между участниками фаланги и капиталистами. Труд и талант (работники) должны были, получать 2/3 дохода, а /з предназначалась капиталистам, которые вложили бы деньги в постройку фаланстера.

Наряду с фантастическими мечтами у Фурье были замечательные мысли о будущем человечества, особенно о возможности социалистического строя. Вот почему Энгельс писал о нем:

Однако Фурье, как и Сен-Симон, отрицал классовую борьбу. Он считал, что в Европе есть много богатых людей, Которые могут дать деньги для устройства фаланг. Фурье, например, писал императору Наполеону I, банкиру Ротшильду и другим богачам письма с просьбой о содействии. Он даже назначил постоянные приемные часы и ждал, но безуспешно, когда же богачи появятся в его квартире, чтобы принять участие в перестройке мира.

Третий виднейший утопический социалист, Роберт Оуэн (1771 - 1858), жил в Англии, где мог близко наблюдать бедствия английских рабочих. В 1817 г. он выступил с проектом преобразования общества на коммунистических началах. Однако Оуэн был тоже против классовой борьбы. Он провозглашал, что никто не будет лишен своего имущества.

Оуэн сделал опыт организации коммунистической общины, чтобы в ней перевоспитать людей для жизни на новых началах и этим примером увлечь все человечество. Он купил в Америке благоустроенное имение и отправился туда с группой своих сторонников. Что же получилось? В условиях капитализма все поселения, основанные по плану Оуэна, либо скоро распались, либо превратились в капиталистические предприятия, эксплуатирующие труд.

КРАТКИЕ ИТОГИ - СЕН-СИМОН, ФУРЬЕ, ОУЭН

Утописты обличали бедствия, которые принес капиталистический строй трудящимся. В этом их заслуга. Однако тем путем, который предлагали утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн, т. е. без классовой борьбы, без диктатуры пролетариата, прийти к социализму нельзя. Утописты сочувствовали рабочим, но не видели в пролетариате той силы, которая может преобразовать общество, они были одиночками, оторванными от масс, поэтому их планы оказались обреченными на неудачу.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Утопический социализм — предшествующая научному коммунизму теория и учение о радикальном преобразовании и справедливой организации общества по социалистическим принципам, не основанная на знании законов общественного развития и его движущих сил.

Хотя идеи великих социалистов-утопистов часто были причудливым описанием будущего порядка, тем не менее, они были порождены условиями материальной жизни общества и отражали чаяния определенных классов. Трудящиеся массы и рабочий класс, который уже сформировался к этому времени, были заинтересованы в радикальной реорганизации зарождающегося капиталистического способа производства.

Утопический социализм и его основные черты

Каковы причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют возникновение социалистического идеала историческими условиями.

На возникновение идей утопического социализма большое влияние оказало учение раннего христианства, которое проповедовало социальное равенство людей, братство и потребительский коммунизм.

В конце Средневековья социальные утопии стали более многочисленными и подробными. Появляется много специальных работ. Роль мистического элемента уменьшается, и авторы рисуют более реалистичную картину общества будущего.

Социалистический идеал возник в 19 веке, когда капитализм утвердился в экономике развитых европейских стран. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных источников существования многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рабочий класс, который в те годы находился в крайне тяжелом положении, зарождался. Погоня за прибылью полностью исключила идею социальной поддержки малообеспеченных групп населения. Социалистический идеал возник в ответ на тяготы и лишения больших слоев европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии процветания были бы доступны всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм был предшественником позднего пролетариата.

В своей работе я хотел бы уделить особое внимание английскому социалисту-утописту Томасу Мору, поскольку он считается основателем утопических теорий.

Шарль Фурье (1772-1837)

Теория пассионарности Фурье.

Отправной точкой учения Фурье является его теория страстей. Он делит все человеческие страсти и влечения на три группы:

Фурье считал, что человеку присущи такие качества, как стремление к работе, честолюбие и так далее. Человек был создан Богом как гармоничное существо и не имеет других наклонностей и страстей. Но человек с рождения наделен положительными мотивами, но они могут превратиться в отрицательные. Например, честолюбие превращается в эгоизм, то есть желание увеличить богатство за счет других людей. Вместо желания работать — лень, но не от рождения, а в результате ненормальных социальных условий. Фурье поставил перед собой задачу изменить социальные условия и дать возможность гармоничного развития всех человеческих способностей и наклонностей.

В целом, интерпретация человеческой природы не была последовательно научной. Но идея гармоничного развития наклонностей человека, его чувств имела прогрессивное значение.

Фурье также имеет большие заслуги в интерпретации истории человеческого общества. Он считал, что для достижения гармонии человеческих страстей недостаточно открыть только код социальной жизни, необходим также определенный уровень развития производства. Если рассматривать основные этапы социальной истории, то Фурье пошел гораздо дальше Сен-Симона.

Исторические этапы развития человеческого общества

Фурье разделил предшествующий период истории на четыре стадии: дикость, патриархат, варварство и цивилизация, а каждый крупный период — на четыре стадии: младенчество, рост, упадок и дряхлость.

Фурье охарактеризовал некоторые этапы весьма своеобразно. Например, он выделял патриархат как особую стадию, а рабовладение и феодализм относил к варварству. В такой классификации Фурье не совсем четко разграничил различия в способе производства материальных благ и, более того, в характере производственных отношений. Поэтому мы не можем сказать, что он проводил различие между общественными и экономическими формациями. Но его заслуга состоит в том, что он связал этапы развития общества с развитием производства. Так, по мнению Фурье, период дикости характеризуется тем, что еще не было промышленности, люди не производили продукты, а только собирали то, что имелось в природе в готовом виде. Он связывал патриархат с возникновением мелкой промышленности, а цивилизацию — с развитием крупной промышленности.

Масштабная промышленность, по мнению Фурье, является основой для гармонии человеческих страстей. Только в эпоху цивилизации существует необходимый уровень производства для обеспечения этой гармонии.

Другой большой заслугой Фурье является его критика капитализма. Здесь он также превзошел достижения Сен-Симона. Критика капитализма в его работах оказалась более глубокой.

Фурье считал противоречие между интересами коллектива и индивидуума важным недостатком существующей системы. Экономическую основу этого социального противоречия он справедливо видел в противоречии между богатством ничтожного меньшинства и бедностью подавляющего большинства общества, поскольку цивилизация не может обеспечить материальное благополучие всех членов общества, обогащая при этом ничтожный паразитический высший класс. Фурье отметил ряд важных аспектов капитализма в современном обществе и справедливо указал на определенные тенденции в его развитии. Причиной всего зла стала фрагментация крупной промышленности, которая привела к бессмысленной трате ресурсов и сил общества.

Фурье в своих трудах о процессе концентрации производства отмечал, что рост производства приводит к разорению мелких производителей и появлению крупнейших предприятий. Общество беспомощно перед этой кучкой предпринимателей. Фурье описал труд рабочих как смягченное крепостное право, что наглядно демонстрирует рост богатства и одновременно паразитизм правящих классов. Он рассматривал торговлю как яркий пример общей дезорганизации.

Фурье писал, что обострение социальных противоречий между богатыми и бедными приведет к революции. Но он не был сторонником революции. Он считал, что к новому порядку нужно подходить через агитацию. Перейти к новому социальному порядку можно, открыв закон, на основе которого общество должно жить и развиваться.

Будущий социальный порядок

Фурье видел основу будущего общественного строя в сельском хозяйстве. Промышленности было отведено подчиненное место. Это главный недостаток проекта Фурье, ибо ведущей отраслью социалистического производства является крупная машинная индустрия. В концепции Фурье проявляются элементы физиократизма, под частым влиянием которого он находился.

Согласно плану Фурье, будущее общество должно было быть разделено на отдельные общины по 2 000 человек. Каждая община будет работать на определенном участке земли и определять, что и как она будет производить. Община сохранит частную собственность и капитал. Часть произведенного здесь продукта будет делиться между капиталистами. Такое решение не принесет никакого вреда, поскольку капиталисты станут рабочими, а рабочие — капиталистами. Таким образом, Фурье ошибочно предположил, что без революции различия между классами исчезнут. Он предположил, что между людьми возникнет конкуренция, которая повысит производительность труда.

В 1930-х и 1940-х годах доктрина Фурье получила довольно широкое распространение. Величайшим пропагандистом фурьеризма был Виктор Консидеранс. Он призвал к прекращению борьбы и призвал рабочих и буржуазию идти мирным путем к социализму. Но вскоре доктрина распалась.

Заключение

Великим достоинством утопического социализма является фундаментальная критика капиталистического способа производства. Великие социалисты-утописты впервые указали на то, что отношения не являются ни вечными, ни естественными. Они внесли ценный вклад в экономическую науку, рассматривая развитие человеческого общества как исторический процесс, в котором один этап сменяется другим, более высоким, чем предыдущий. По сути, они подняли вопрос о преходящем характере капиталистического способа производства. В этом их отличие от представителей буржуазной политэкономии, которые считали вечной и естественной форму производства. Сен-Симон, Фурье и Оуэн показали противоречия капитализма, нищету и страдания рабочих и т.д.

Общий вывод социалистов-утопистов из их критики капиталистического способа производства состоит в том, что этот строй не может обеспечить счастье подавляющего большинства людей и что капитализм должен быть заменен новым общественным строем.

В отличие от создателей более ранних утопических теорий, великие социалистические утописты не ограничивали свои планы требованием реорганизации потребления и распределения, а ставили вопрос о реорганизации самого производства. В их новом обществе частная собственность не существовала, а если и существовала, то не играла никакой роли. Социалисты-утописты предполагали, что в новом социальном порядке не будет эксплуатации, не будет противопоставления умственного и физического труда.

Социалистические утопические доктрины также отражали озабоченность бедственным положением мелкого производителя, который находился на грани разорения. Теории социалистов-утопистов содержали мелкобуржуазные элементы, переплетенные с предвосхищением социалистического идеала. Основные рассмотренные черты характерны для большинства теоретиков утопического социализма. Но взгляды отдельных их представителей различаются, что обусловлено исторической ситуацией, этапом развития капиталистических отношений и классовой борьбы в странах, где они жили.

В целом, даже принимая во внимание ошибочность многих выводов и неудачу коммунистических экспериментов, великие социалисты-утописты сыграли выдающуюся роль в развитии общественной деятельности. Оценивая их деятельность, Ф. Энгельс писал: «Теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна, трех мыслителей, которые, при всей причудливости и утопичности их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен, и которые блестяще предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы теперь научно доказываем.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Фурье Шарль (1772—1837)— великий французский социалист-утопист. Фурье выступил с блестящей критикой буржуазного общества. Он вскрыл противоречие между идеями и обещаниями идеологов французской революции — о равенстве, братстве, справедливости — и наступившей материальной и моральной нищетой буржуазного общества. Буржуазный строй порочен, пишет Фурье. В этом строе бедность на одном полюсе порождается избытком на другом полюсе. Этот строй калечит человека, подавляет его чувства, желания, мысли. Счастье одного при буржуазном строе основано па несчастье другого. Находясь под влиянием идей французских материалистов о решающей роли воспитания, Фурье, обосновывая необходимость возникновения социалистического общества, развивает учение о человеческих страстях и влечениях.

Исходя из этих теоретических предпосылок, Фурье рисует картину будущего общественного строям Основной ячейкой в нём является фаланга, состоящая из различных производственных серий. Каждый член фаланги имеет право на труд. Добровольно руководствуясь влечением своих страстей, член фаланги вступает в те или иные производственные группы. Труд в фаланге является потребностью, предметом наслаждения для человека.

Социализм Фурье — утопический социализм. Фурье выступал против насильственной революции. Разочаровавшись в французской революции, Фурье думал мирной пропагандой своих идей организовать будущее, социалистическое общество. Он считал, что можно создать фаланги и при капитализме. Фурье обращался к богатым людям и, рисуя им перспективы будущего общества, просил субсидировать его организацию. В целях привлечения капиталистов Фурье устанавливает для них в будущем строе нетрудовой доход: 4/12 Дохода фаланги Фурье обещает выдавать на внесённый капитал. Как и другие социалисты-утописты, он совершенно не понял исторической роли пролетариата. Фурье, Сен-Симон (см.), Оуэн (см.) были одиночками-социалистами. За ними ещё не шли массы. Утопический социализм не мог указать действительного выхода из капиталистического рабства.

Читайте также: