Сущность государства и права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:


Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:

1. Национальный подход (интересы титульной нации)

Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.

2. Расовый подход (интересы одной расы)

Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.

3. Религиозный подход (интересы определенной религии)

Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.

Современные теории государства – это совокупность представлений о сущности государства, так или иначе закрепившихся в современной политико-правовой мысли.

1. Теория элит. Данная теория государства была разработана в начале XX века итальянскими социологами Гаэтано Моска и Вильфредо Парета. Согласно теории элит основная масса народа не может управлять государством, поэтому власть должна принадлежать элите – наиболее привилегированным слоям населений, составляющую верхушку общества. Народ же вправе выбирать ту группу элит, которая должна будет ими управлять.

2. Теория плюралистической демократии. Ее представителями были английский политолог Гарольд Ласки, французский ученый Морис Дюверже и многие другие исследователи государственно-правовых явлений. Согласно плюралистической теории общество представляет собой совокупность стран (объединений людей по различным основаниям, будь то место жительства или профессия), а не классов.

3. Технократическая теория. Данная теория возникла в 60-х годах XX века, согласно воззрениям представителей этой теории государством должны управлять менеджеры-технократы, которые смогут обеспечить технологический вектор развития человеческого общества и общественный прогресс.

4. Государство всеобщего благоденствия. Данная теория возникла в 50-х годах под влиянием работ выдающегося экономиста Джона Кейнси. Согласно данной теории государство должно вмешивать во все стороны общественной жизни для достижения социально полезного результата.


Государство – это политическая организация общества. Точнее - политический орган, или, в более узком смысле, институт власти. В это понятие входит формальное объединение людей, установление порядка и безопасности, методы государства, законы и их применение, его территория, район юрисдикции или географические границы и, наконец, суверенитет.

Определение

Если рассматривать понятие и сущность государства в ТГП, оно представляет собой сложную политико-правовую форму организации общественной жизни. Его основная цель связана с управлением общественными процессами, которые включают в себя защиту прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества. Возникновение государства является следствием развития цивилизации.

Его формирование возможно только при наличии определенных условий на конкретном этапе развития социума. В процессе эволюции общества происходило создание системы правил поведения, позволяющей управлять социальными процессами. Эти правила устанавливала публичная власть. По мере того как усложнялись социальные связи, происходил и аналогичный процесс, связанный с нормами и институтами политической власти.

Предпосылки возникновения

Они обусловлены самой природой общества, которое следует рассматривать в качестве определенного типа отношений между людьми, и связями. Они, в свою очередь, могут иметь экономический, политический, духовный, юридический характер. При этом важной чертой является наличие общей территории, в границах которой осуществляется удовлетворение их основных жизненных интересов и потребностей. В качестве предпосылки возникновения государства с точки зрения основных подходов к сущности этого понятия выступает необходимость реализации и обеспечение этих потребностей.

Как внутренние, так и внешние общественные отношения регулирует публичная (государственная) власть. Ее отличает наличие монополии на принуждение в случае нарушения законов и системы специальных органов, занимающихся реализацией установленных правил. Ее решениям свойственен общеобязательный характер, и они в обязательном порядке должны исполняться.

первобытное общество

Признаки

Они отражают сущность государства в ТГП. Оно в качестве одной из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется наличием основных признаков. На их основании его можно определить как территориально организованную публично-правовую общность населения, построенную на началах власти, деятельность которой осуществляется в рамках существующего права.

Народ

Его рассматривают как первый признак. Государство является союзом людей, проживающих на одной территории и имеющих общие интересы, в качестве которых выступает стремление к усовершенствованию совместной жизни. Основным средством для этого является установление и поддержание справедливого правопорядка. Основой государственного союза называется право.

рабовладельческое общество

Территория

Этот признак государства является постоянным. Принцип территориальной организации государства – это распространение власти на определенное пространство, находящееся под юрисдикцией государства. Люди, которые проживают на этой территории, являются его подданными или гражданами.

Публичная власть

Еще один важный признак, соответствующий сущности государства в ТГП. Ее утверждает народ, от имени которого она выступает. Также ее называют государственной. А представляет ее особая группа людей, которые занимаются осуществлением задач и функций государства. При этом власть способна ограничивать права и свободы, которыми пользуются граждане, а также полномочия других государств. В качестве ее ценностного регулятора выступает право.

Исходя из сущности государства в ТГП, можно определить, что власть имеет свои характерные признаки:

  • наличие собственного аппарата управления, использующего с этой целью специальные органы;
  • представительный характер (деятельность осуществляется от имени граждан);
  • легитимность – граждане признают ее и подчиняются ей.

Суверенитет

В литературе по теории государства и права это понятие определяется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. В соответствии с этим значением она распространяется на всех граждан и организации, а решения ее органов являются обязательными. Также она обладает исключительным правом свободного решения своих задач и выполнения функций.

Системы функционирования государства

С помощью налоговой и финансовой систем формируется государственный бюджет, который затем распределяется на различные общественные нужды.

Правовая система выступает как юридическое оформление государственной власти, благодаря чему последняя является легитимной. Посредством системы права происходит оформление юридических рамок и форм того, как государство осуществляет свои задачи и функции. Функционирование всех субъектов происходит в рамках установленных правовой системой норм.

символы Российского государства

Содержание понятия

Если рассматривать кратко, сущность государства в ТГП представлена как феномен общественной жизни. Его можно рассматривать с разных точек зрения. Например, как институт, представляющий систему органов государственной власти и учреждений, функционирование которых осуществляется на правовой основе. На основании этого и существуют различные подходы к сущности государства в ТГП.

Его можно рассматривать в качестве равноправного субъекта правоотношений. В публичном смысле оно является властью, основной задачей которой называется охрана прав и свобод, обеспечение безопасности, законности и правопорядка. С точки зрения функционирования оно представляет собой способ, посредством которого регулируются и упорядочиваются общественные отношения.

Сущность и социальное назначение государства в ТГП заключается в том, что, являясь организацией политической власти, оно должно отстаивать интересы граждан. В своей деятельности оно должно решать проблемы, связанные с самыми разными сферами жизни общества, обеспечивать стабильность и сбалансированное развитие, социальный компромисс и правопорядок.

современное общество

Функции

По сути, это отражение как назначения, так и социальной сущности государства в ТГП. Функции являются ничем иным, как основными направлениями деятельности. По своему характеру они бывают постоянными и общесоциальными, хотя на разных этапах развития общества могли быть направлены на решение узкокорпоративных задач.

Содержание функции определяет форма организации власти и стоящие перед государством цели. Они могут быть внутренними и внешними. В соответствии со временем осуществления могут быть постоянными и временными. Исходя из формы деятельности – законотворческими, управленческими, судебными и контрольно-надзорными.

Сущность государства: основные подходы в ТГП

Существует несколько точек зрения о данном понятии. По мнению различных ученых, подход может быть классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным и расовым.

В первом случае государство рассматривается как политическая власть экономически господствующего класса, чьи интересы оно обеспечивает. В рамках общечеловеческого (или общесоциального) подхода оно рассматривается как организация общества, обуславливающая компромисс интересов разных социальных групп.

С точки зрения религиозного подхода доминирующими являются интересы, относящиеся к определенной религии. Примером могут послужить исламские страны, где политика основывается в первую очередь на религиозных доктринах и правилах. Национальный подход обуславливает приоритет интересов титульной нации по сравнению со всеми остальными народностями, проживающими на территории этого государства. Расовый подход опирается на необходимость удовлетворения в первую очередь интересов одной расы, которая имеет преимущества по сравнению с остальными, проживающими на той же территории.

европейская цивилизация

Классификация

Сущность и типы государства в ТГП являются взаимосвязанными понятиями. Классификация осуществляется на основе отечественной и зарубежной литературы. Типы государства рассматриваются с точки зрения классического понимания и современных подходов с учетом отличительных и определяющих критериев. Типология государства - это совокупность важнейших качеств и достоинств разных стран и система их общих особенностей. Чаще всего рассматриваются две точки зрения, относящиеся к государственной типологии: формационная и цивилизационная.

Основа формационной концепции – социально-экономическая формация, которая показывает исторические типы общества, основанные на определенном методе производства. Определенный тип производственных отношений соответствует конкретному типу общества.

Рабовладельческое государство – это тип первого исторического сообщества. Первые такие государства появились в долинах рек Египта, Индии и Китая в конце четвертого и начале третьего тысячелетия до нашей эры. Позже в долинах Средиземного моря сформировались Древняя Греция и Древний Рим.

феодальное общество

Феодальный тип сменил рабовладельческое государство. Феодальные страны пережили несколько этапов развития: создание единого государства, распад, возникновение династической монархии.

Капиталистическое государство появилось в результате разрушения феодальных экономических и общественно-политических конструкций под влиянием буржуазной революции. Объективные и субъективные предположения такого рода революции были заложены в недрах феодального общества.

Социалистическое государство, где экономическая база основана на общественной собственности на инструменты производства. Предполагалось, что свобода рабочих и защита от угнетения капиталистов, национализация промышленных орудий будут развивать блага труда и жизни людей и повышать культуру.

Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби предложили свой подход к типологии структур общественной жизни. Основа развития общества согласно их взглядам различается в той или иной степени культурно-историческими типами или цивилизациями. Они проходят в своем развитии несколько этапов в следующей последовательности: возникновение, развитие, зрелость и разрушение.

индийская цивилизация

В своем развитии цивилизация проходит несколько этапов:

  • Региональные цивилизации - включая их связи друг с другом, каждая из них связана с государством, у них есть множество социальных институтов (Древний Египет, Шумер, Индия и др.).
  • Особые цивилизации - индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская.
  • Современная цивилизация характеризуется периодом традиционной общественно-политической жизни.

По мнению Тойнби, цивилизация является замкнутым и локальным состоянием общества, которое имеет общие религиозные, этнические, географические и иные признаки.

Читайте также: