Сумароков кратко о творчестве

Обновлено: 04.07.2024

Если Тредиаковский открыл, что российское стихотворство должно быть тоническим, а Ломоносов произвел истинную реформу, то Сумароков дал образцы почти всех видов тонического стиха. Выступая как драматург, поэт, теоретик, критик, Сумароков считал, что его литературная деятельность — служение обществу, форма активного участия в общественной жизни страны. Он был передовым человеком своего времени, дворянским просветителем, творчество которого высоко ценили Радищев и Новиков.

Отделяя комедию от народных игрищ, Сумароков тем не менее в комедиях своих обращался к практике народного театра. Его комедии невелики по объему (от одного до трех действий), написаны прозой, в них часто отсутствует фабульная основа (это относится особенно к первым комедиям Сумарокова), комедиям свойствен фарсовый комизм, действующими лицами выступают подьячий, судья, щеголиха и другие персонажи, подмеченные Сумароковым в русской жизни.
Представь бездушного подьячева в приказе,
Судью, что не поймет, что писано в указе.
Представь мне щеголя, кто тем взымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос,
Который родился, как мнит он, для амуру,
Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.

Поэзия Сумарокова
Многообразное творчество Сумарокова проявилось и в богатстве поэтических жанров. Сумароков стремился дать образцы всех видов поэзии, предусмотренных теорией классицизма. Он писал оды, песни, элегии, эклоги, идиллии, мадригалы, эпиграммы, сатиры, притчи. В его поэзии основополагающими были два направления — лирическое и сатирическое. Он начал писать любовные песни еще в первое десятилетие своей творческой деятельности. В области любовной лирики, пользовавшейся большим успехом у современников, Сумарокову принадлежат несомненные открытия. Его лирика обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих Сумароков стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини. Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью, ей присущи искренность, ясность выражения. После лирики петровского времени лирика Сумарокова и в области содержания, и в области техники стиха сделала большой шаг вперед.
Вот пример одной из тех любовных песенок, которые создали Сумарокову первую известность:
Сокрылись те часы, как ты меня искала,
И вся моя тобой утеха отнята.
Я вижу, что ты мне неверна ныне стала,
Против меня совсем ты стала уж не та.
Мой стон и грусти люты,
Вообрази себе
И вспомни те минуты,
Как был я мил тебе.
Взгляни на те места, где ты со мной видалась,
Все нежности они на память приведут.
Где радости мои? Где страсть твоя девалась?
Прошли и ввек ко мне обратно не придут.
Настала жизнь другая;
Но ждал ли я такой?
Пропала жизнь драгая,
Надежда и покой.

Сумароков писал и оды, и переложения псалмов, он дал образцы разнообразнейших поэтических жанров. Все это обусловило влияние поэзии Сумарокова на развитие последующего стихотворства. Учениками Сумарокова в области лирической поэзии считали себя Нелединский-Мелецкий, Н. Львов, М. Херасков и др.

Все в этой стране трудятся, все служат государству:
Все там отечеству служат,
Лучше работящий там крестьянин,
Нежель господин-тунеядец.

Детство и юность

Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.

В детстве Александр занимался дома с гувернерами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.

Начало творческого пути

После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице и вскоре стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии и Алексея Розумовского.

Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература. Он искренне восхищался творчеством М. В. Ломоносова, которого считал выдающимся литератором. Однако Александр Петрович прекрасно понимал, что подражание даже самым талантливым людям не принесет удовлетворения и потому стал искать свой собственный стиль.

В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние. Он был молод, горяч, полон романтических переживаний, и его произведения поражали искренностью и страстностью.

Драматургия

Последние годы жизни

Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.

Попытки Сумарокова стать важной политической фигурой разгневали императрицу Екатерину II, и поэт впал в немилость. Финансовые проблемы вынудили его перебраться с семьей в Москву, где, всеми позабытый, он стал искать утешение в алкоголе. Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.

Александр Петрович Сумароков (1718—1777) был первым писателем-дворянином, для которого литературная работа стала основным делом жизни. Даже в те годы, когда он находился некоторое время на военной службе и был директором театра, литературная работа стояла для него на первом месте. С 1761 года, когда Сумароков вовсе отошел от всякой служебной деятельности, он всецело предался писательству.

Литературная деятельность Сумарокова носила исключительно разнообразный и напряженный характер: он выступал как драматург, как поэт, разрабатывавший почти все известные в его время стихотворные жанры, как теоретик, критик, историк, публицист.

Чтобы полнее представить себе значение лирики Сумарокова в развитии русской поэзии, следует отметить ее жанровое разнообразие, относительно простой, нередко близкий к разговорному язык, а также (в ряде случаев) тесную связь с народным творчеством.

Следует признать, что песни Сумарокова не вмещались в рамки классицистических ограничений. Здесь начинали проявляться новые тенденции, которые получат дальнейшее свое развитие позже – в творчестве Г.Р. Державина, И. И. Дмитриева и других поэтов, готовивших (в разной мере и разных аспектах) утверждение новых эстетических принципов.

Несмотря на то, что классицист-Сумароков не стремился сделать свои произведения достоянием широкой публики, многие стихотворения и любовные песни пришлось по вкусу широкому кругу читателей, о чем свидетельствует их проникновение в рукописные сборники.

3) Одна из насущных задач, стоящих перед русской культурой 40 – 50-х годов XVIII века – создание национального публичного театра. Первая такая попытка при Петре I оказалась малоудачной. В последующие десятилетия после смерти Петра придворный театр оказался в руках заезжих иностранных трупп. Но нужно было в первую очередь создать свой, отечественный репертуар, пьесы, написанные на русском языке.

Возникновение русского театра имело огромное значение для всего развития русской литературы XVIII века, в которой драматургические жанры начинают занимать с этого времени одно из основных ведущих мест.




Новой чертой трагедий Сумарокова, резко отличавшей их от всей предшествовавшей ему русской драматургии, являлось то, что в основу их была полностью положена драматургическая система европейского классицизма XVII – XVIII веков.

4) Основоположник жанра русской классицистической трагедии, Сумароков был создателем и первых образцов новой комедии.

Александр Петрович Сумароков (1718—1777) был первым писателем-дворянином, для которого литературная работа стала основным делом жизни. Даже в те годы, когда он находился некоторое время на военной службе и был директором театра, литературная работа стояла для него на первом месте. С 1761 года, когда Сумароков вовсе отошел от всякой служебной деятельности, он всецело предался писательству.

Литературная деятельность Сумарокова носила исключительно разнообразный и напряженный характер: он выступал как драматург, как поэт, разрабатывавший почти все известные в его время стихотворные жанры, как теоретик, критик, историк, публицист.

Чтобы полнее представить себе значение лирики Сумарокова в развитии русской поэзии, следует отметить ее жанровое разнообразие, относительно простой, нередко близкий к разговорному язык, а также (в ряде случаев) тесную связь с народным творчеством.

Следует признать, что песни Сумарокова не вмещались в рамки классицистических ограничений. Здесь начинали проявляться новые тенденции, которые получат дальнейшее свое развитие позже – в творчестве Г.Р. Державина, И. И. Дмитриева и других поэтов, готовивших (в разной мере и разных аспектах) утверждение новых эстетических принципов.

Несмотря на то, что классицист-Сумароков не стремился сделать свои произведения достоянием широкой публики, многие стихотворения и любовные песни пришлось по вкусу широкому кругу читателей, о чем свидетельствует их проникновение в рукописные сборники.

3) Одна из насущных задач, стоящих перед русской культурой 40 – 50-х годов XVIII века – создание национального публичного театра. Первая такая попытка при Петре I оказалась малоудачной. В последующие десятилетия после смерти Петра придворный театр оказался в руках заезжих иностранных трупп. Но нужно было в первую очередь создать свой, отечественный репертуар, пьесы, написанные на русском языке.

Возникновение русского театра имело огромное значение для всего развития русской литературы XVIII века, в которой драматургические жанры начинают занимать с этого времени одно из основных ведущих мест.

Новой чертой трагедий Сумарокова, резко отличавшей их от всей предшествовавшей ему русской драматургии, являлось то, что в основу их была полностью положена драматургическая система европейского классицизма XVII – XVIII веков.

4) Основоположник жанра русской классицистической трагедии, Сумароков был создателем и первых образцов новой комедии.

Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.

В детстве Александр занимался дома с гувернерами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.




Интересные факты

Жизнь Александра Сумарокова была богата на приключения, курьезные случаи и интересные факты.



Начало творческого пути

После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице и вскоре стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии и Алексея Розумовского.

Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература. Он искренне восхищался творчеством М. В. Ломоносова, которого считал выдающимся литератором. Однако Александр Петрович прекрасно понимал, что подражание даже самым талантливым людям не принесет удовлетворения и потому стал искать свой собственный стиль.

В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние. Он был молод, горяч, полон романтических переживаний, и его произведения поражали искренностью и страстностью.

Мемория. Александр Сумароков

25 ноября 1717 года родился поэт и драматург Александр Сумароков.

Личное дело

В 1761 году Сумароков вышел в отставку, чтобы заняться исключительно литературной и театральной деятельностью. В 1769 году переехал в Москву. В Петербург вернулся в августе 1773 года для хлопот по изданию своих сочинений и постановки пьес в придворном театре. Последние годы жизни Сумарокова были омрачены болезнью (он постепенно стал слепнуть) и финансовыми неурядицами. Вполне обеспеченный в начале жизни, он был слишком расточителен и не относился к ведению хозяйства с должным вниманием. Чтобы расплатиться с долгами, ему распродавать библиотеку. В 1774 году кредиторы не позволили ему покинуть Петербург, вернуться в Москву Сумароков смог лишь в январе 1775. 29 сентября 1777 года в Москве с аукциона был продан его дом. Спустя три дня Александр Сумароков умер.

Чем знаменит

Литературное наследие Александра Сумарокова обширно. Помимо множества стихотворений в самых разных жанрах он сочинил девять трагедий, двенадцать комедий, две оперы, переложения всех библейских псалмов (некоторых – в двух вариантах). Свое литературное творчество он воспринимал как просвещение своих читателей – дворян, которые должны были по литературным примерам научиться добрым нравам. Именно просвещенное дворянство он считал основой идеального общества.

Образцовый поэт-классицист, Сумароков уступал в восприятии современников Ломоносову в произведениях высокого стиля, однако ему принадлежит немало удачных открытий в стихах среднего и низкого жанров: песнях, баснях. Опыты Сумарокова в простом слоге, которые были по языку куда ближе к обыденной речи дворян его времени, чем аналогичные произведения Ломоносова и Тредьяковского, были предвестниками стилистической реформы Карамзина и его последователей.

О чем надо знать

Прямая речь

Прости, моя любезная, мой свет, прости, Мне сказано назавтрее в поход ийти; Не ведомо мне то, увижусь ли с тобой, Ин ты хотя в последний раз побудь со мной.

Покинь тоску, иль смертный рок меня унес? Не плачь о мне, прекрасная, не трать ты слез. Имей на мысли то к отраде ты себе, Что я оттоль с победою приду к тебе.

Когда умру, умру я там с ружьем в руках, Разя и защищаяся, не знав, что страх; Услышишь ты, что я не робок в поле был, Дрался с такой горячностью, с какой любил. Вот трубка, пусть достанется тебе она! Вот мой стакан, наполненный еще вина; Для всех своих красот ты выпей из него, И будь ко мне наследницей лишь ты его.

Уведомился я, что прислана за подписанием Ломоносова в Государственную Штатс-Контору о удержании моего жалованья промемория, дабы тем возвратить издержанную казну за напечатание моих трагедий; а понеже, хотя я и от Штатс-Конторы жалованье поручаю, однако под ведомством оной Конторы не состою, того ради оная Контора удерживать моего жалованья по Присылке Ломоносова, надеюся, не благоволит. А оный Ломоносов, яко человек, на которого я имею подозрения, по челобитью моему в силу указов, как известный мне злодей, будет от моих дел отрешен. Оный Ломоносов, может быть, принял дерзновение делать таковые на меня нападения оттого, что он часто от пьянства сходит с ума, что всему городу известно, и (как уповательно) то он ту промеморию подписал на меня в обыкновенном своем безумстве; ибо Академия причины не имеет взыскивать с меня деньги таковым порядком, понеже я не только от казенных долгов, но и ни от каких никогда не отпирался. Я Государственную Штатс-Контору нижайше прошу, чтобы она не состоящего под своим ведомством человека, по тому только одному, что он от нее жалованье получает, наказывать не благоволила; ибо ежели бы Академия хотела с меня Деньги взыскивать, оскорбляя так чувствительно и меня, честного человека, то бы должна была она писать не в то место, от которого я жалованье получаю, но где я под ведомством состою; ибо всегда и часто с ума сходящий Ломоносов не может повелением своим ни одной полушки удержать из моего жалованья, хотя бы он и в целом уме был; потому что я свое жалованье получаю по именному Ее Императорского Величества указу и служу от начала службы моей беспорочно. А он, Ломоносов, таковые во пьянстве дерзновения делал неоднократно, за что содержался несколько времени под караулом и отрешен был от присутствия Конференции. А что он не в полном разуме, в том я свидетельствуюсь сочиненною им Риторикою и Грамматикою. Доношение в Государственную Штатс-Контору от бригадира Александра Сумарокова

Сумароков, вероятно, почитал себя русским Вольтером и по примеру образца своего покушался омногосложить свое дарование. Но если он обманулся в расчетах авторского тщеславия, то не менее того имел он нечто вольтеровское, а именно его раздражительность, несколько его сатирической горячности, которые нимало не назидательны, но часто забавны и увлекательны. Тяжба между им и Ломоносовым давно решена, и, за исключением нескольких остроумных замечаний [со стороны Сумарокова] об языке нашем, нечему научиться из фактов сей забытой тяжбы; но все еще любопытно читать их, потому что личность Сумарокова в них сказывается. То же можно сказать и о войне его с Тредьяковским, прибавив, что здесь тяжба решена забвением, насильственною мировою сделкою, скрепленною потомством, которое отказалось от Сумарокова и от Тредьяковского; но апелляции существуют. Особливо же забавны памфлеты его против подьячих; хотя они также уже чужды нам по содержанию своему, но драгоценны и ныне по истине и силе чувства и по патриотизму, их одушевляющим. Они уже не трепещут интересом минуты, но еще трепет гнева, но авторский жар еще в них сохранились. П. А. Вяземский

8 фактов о Александре Сумарокове

Материалы об Александре Сумарокове

Статья об Александре Сумарокове в русской Википедии

Произведения в Библиотеке Максима Мошкова

Александр Сумароков в библиотеке Im Werden

Драматургия

За это время им было написано 8 трагедий, 12 комедий, 3 оперных либретто.

В конце жизни

Именно в России судьбы поэтов и писателей полны драматизма.

Не обошло это и Александра Сумарокова. Биография этого человека полна трагических моментов, поскольку его сатирическое перо было направлено против дворянства. Ему этого не могли простить власть имущие.

Слава, которая пришла к писателю, существовала только в узких литературных кругах, а светское общество было настроено против него и всячески ему вредило.

Его неуживчивый характер и резкие суждения настроили против него императрицу. Положение Сумарокова еще больше усугубила женитьба на крепостной. Сословные предрассудки восстановили против него все общество.

Родственники первой жены начали судебный процесс против Сумарокова с требованием о лишении его родительских прав. Писатель выиграл дело, но был полностью разорен судебной тяжбой.

В лишениях и нужде он унижался перед Демидовым, умоляя его повременить с возвратом долгов.

Последние годы жизни

Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.

Попытки Сумарокова стать важной политической фигурой разгневали императрицу Екатерину II, и поэт впал в немилость. Финансовые проблемы вынудили его перебраться с семьей в Москву, где, всеми позабытый, он стал искать утешение в алкоголе. Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.

Смерть

Злоупотребление алкоголем, нервное расстройство на почве постоянных стрессов, начинающаяся слепота давали о себе знать. Причиной смерти поэта стала непродолжительная болезнь, осложненная сопутствующими факторами. Он скончался 11 октября 1777 года, не оставив детям наследства. У литератора остались две дочери от первого брака, а также дочь и сын от союза со второй супругой.

Могила Александра Сумарокова


Могила Александра Сумарокова

У родственников Александра Сумарокова не нашлось финансов, чтобы оплатить похороны. В последний путь его проводили за счет артистов московского театра. Могила поэта находится на кладбище Донского монастыря. Смерть Сумарокова комментировали многие, нелестно отзываясь о драматурге, но его вклад в развитие литературы и театра сложно недооценить.

Сумароков – один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века

Читайте также: