Моральные знания и практическое поведение личности кратко 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Свобода – это ответственность.

Моральные знания и практическое поведение личности.

Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Личностно значимая проблема

Действительно ли настоящая ответственность бывает только личной?

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Моральный выбор, свобода, ответственность

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные : планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные : стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные : самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Актуализация

Беседа по изученному материалу.

В начале урока учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? Почему пошел на смерть Януш Корчак? В чем смысл его жизни? Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью?

Анализ притчи. Приложение 1.

- Действительно ли настоящая ответственность бывает только личной?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.

Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Работа с текстом учебника

Беседа с учащимися

Работа с текстом

Работа с текстом

Беседа с рассуждением

Всегда ли совпадает разумное и нравственное?

Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?

Так почему же человек в одном случае поступает аморально, а в другом честно, по-доброму?

В чем суть картины? На чем основан выбор? (на вере, патриотизме, чувству ответственности). Кутузов просчитывал, делал выбор на основе моральной оценки, т.е брал ответственность на себя. (Предопределено во внешних действиях. Моральный выбор - это внутренний выбор на основе внутренней среды и действий во внешней среде.)

Притча о птичке. Приложение 1.

Учитель: О чем притча? Где предопределение? Где свободный выбор? А на самом деле присущ ли выбор птице?

групповая проектная работа

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом (Приложение 3).

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек общественный находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Поэтому, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность.

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно? Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? Большинство всегда право. Может быть в этом выход?

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в рабочую тетрадь: Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке , это внутренний выбор человека между моральным и аморальным.

Отвечают на поставленный вопрос

Читают, включаются в обсуждение ситуации.

Учащиеся работают с картиной и решают: Решение Кутузова было предопределено или это свобода выбора? Предопределено - т.е. нет выбора. Это свобода выбора

Учащиеся отвечают на вопросы:

Нет, выбор присущ только человеку. Именно человек делает свободный выбор опираясь на моральные ценности

Приложение 3

На основе текста учебника формулируют определение данного понятия. Сверяют свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и записывают его в тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)

Поведение животных, как вам
известно из уроков биологии,
подчинено строгим естественным
законам. И ничего-то они не ведают
ни о добре, ни о зле, ни о моральной
ответственности
Как природное существо, человек,
конечно, зависит от многих
естественных обстоятельств —
тепла, холода, атмосферного
давления, голода, обмена веществ и
т. д. Но, как существо социальное
(общественное) и разумное, своё
индивидуальное поведение человек
всё-таки выбирает сам.

5. МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

• ЧТО ТАКОЕ НАШ
ВЫБОР?
• ПОЧЕМУ МЫ
ВЫБИРАЕМ ИМЕННО
ТАК.
• ЧТО
ПРОИСХОДИТ..КОГДА
МЫ ДЕЛАЕМ
НЕПРАВИЛЬНЫЙ
ВЫБОР…?

• Однако нет оснований утверждать, что
человек всегда ведёт себя правильно. Он
может быть добрым, великодушным,
милосердным, честным, благородным и т.
д. Но он способен и на подлость, ложь,
предательство, безмерную жестокость и т.
д.
Так почему же человек в одном случае
поступает грешно, а в другом — морально,
честно, по-доброму?

• В древности существовало
поверье, что на одном
плече у человека сидит
ангел, а на другом —
дьявол, и каждый
нашёптывает своё.
• Кого послушает человек,
так и поведёт себя. Но
выбирает он сам.
• Однако это скорее
образное объяснение.
• Есть и другое.

Вместо программы, которая заложена природной эволюцией,
человеку в его действиях дана свобода выбора — между добром и
злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как
ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.
Свобода выбора между…
Злом
Добром
Злом
Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое
существо

• Вот простой пример.
• У тебя есть два яблока, одно из
них большое, красивое, другое
явно похуже.
• К тебе пришёл друг. Возникает
мысль: угостить или нет? А
если угостить, то какое взять
себе?
• Мораль — и ты это знаешь —
учит: всегда поделись с
ближним, лучший кусок отдай
другу. Но есть и другая,
эгоистичная мораль: своя
рубашка ближе к телу.
• Ты задумался, как поступить?
Вот это и есть выбор поступка
или, точнее, моральный выбор

10. Что такое моральный выбор?

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО КОГДА
ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И
ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО
СВОИМ ВЫБОРОМ.
Моральный выбор — это выбор
своего отношения (доброго или
злого) к другим людя

12. СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО

Свобода – право выбора,
ограниченное ответственностью.
Свобода и ответственность
неразрывно должны быть связаны
между собой. Например, семья это свобода заключить брак и
немалая ответственность. Или,
например, договор. Мы его
заключаем без принуждения с
чьей-либо стороны, но мы
ответственны за его выполнение.

15. СВОБОДА -ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО
ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ
НАШИХ ПОСТУПКОВ.
СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД
СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.

17. МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ
НАКАЗАНИЯ
ЧТО ЖЕ МОЖЕТ
ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ
ВЫПОЛНЕНИЕ:
НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ
МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В
ЗАКОНЫ.?
БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В
ЭТОМ ВЫХОД?
НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С
ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?

ПРОЦЕСС МОРАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНЫМ
МОРАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛИКОМ
ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ, ОТ КОЛИЧЕСТВА ДОБРА КОТОРОЕ
ТЫ НЕСЕШЬ ЛЮДЯМ

19. Учимся поступать морально

Первое и главное: проверяй свои поступки с точки
зрения золотого правила морали. Прежде чем
совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так
поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со
мной?
Второе: стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на
Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они
тебе известны (загляни в учебник).
Третье: старайся делать добро. О добре ты знаешь
много. Опираясь на свои знания, учись определять, что
есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.

Презентация на тему: " План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков." — Транскрипт:

2 План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков

3 Проблема? Что такое наш выбор? Почему мы выбираем именно так? Что происходит, когда мы делаем неправильный выбор?

4 Термины и определения Моральный выбор-когда человек не только внутренне выбирает свое моральное( доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

5 Моральный выбор Суди человека не по словам, а по его делам. Моральные нормы дают образец правильного поведения. Однако, нельзя всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т.д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т.д. У верующих людей есть такое слово-грех. Все, что сделал человек против морали, любое зло- это грех, говорят они. Справедливо. Каждый человек делает свой моральный выбор.

6 Свобода-это ответственность Свобода- это возможность действовать по своему усмотрению, но почему в народе говорят так: Дай сердцу волю- заедет в неволю?

7 Свобода-это ответственность. Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия –добрые или злые-и, конечно, нести ответственность за результат. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления.

8 Свобода-это ответственность. На каждом из нас-хотим мы того или не хотим- всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Быть человеком ответственным-это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный- ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

9 Моральные знания и практическое поведение личности Гарантирует ли знание моральных норм, что человек непременно станет их исполнять? Ответ очевиден: конечно нет. Ибо в отличие от государственных законов за нарушение норм морали официального наказания не предусмотрено. Существует точка зрения, что нарушения моральных норм, да и вообще преступления, являются результатом имущественного неравенства.

10 Критический анализ собственных помыслов и поступков Отношение к нам окружающих зависит от наших поступков и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок. Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.

13 Учимся поступать морально Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной? Второе : стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник). Третье : старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.


Находясь в социуме, человек постоянно вступает во взаимодействие с другими людьми. Для того, чтобы этот процесс был направлен в позитивное русло, обществом были выработаны социальные нормы — правила поведения, касающиеся разных сторон жизнедеятельности. Одним из видов таких норм является мораль. Узнаем, что такое мораль, зачем она нужна людям, какие принципы лежат в её основе.

Понятие морали

В обществознании под моралью понимаются нравственные нормы поведения человека. Они оценивают его деятельность с позиции хорошего и плохого, добра и зла. Эти правила не закреплены в официальных документах, но затрагивают всех без исключения членов общества.

В раннем детстве мы усваиваем нормы морали, которых придерживается наша семья (семейные ценности, образцы поведения, реакции на происходящее). По мере взросления в школьном классе, дружеской компании, рабочем коллективе эти представления о правильном и неправильном обогащаются, становятся важной составляющей частью внутреннего мира человека, основой его мировоззрения.

Ребёнок в семье

Рис. 1. Ребёнок в семье.

Признаки морали

Мораль как совокупность принципов и норм имеет свои отличительные черты. Кратко познакомимся с ними.

  • Нормы морали распространяются на всех членов общества.
  • Они носят добровольный характер, то есть человек сам решает, придерживаться их или нет. Нарушение норм влечёт за собой негативную реакцию со стороны окружающих.
  • Они воплощаются в традициях, обычаях народа.
  • Не зафиксированы в документах.

Функции морали

В любом обществе существуют нравственные устои. Узнаем, для чего они нужны, какие функции выполняют.

  • Познавательная функция помогает нам оценивать действия других людей с позиции правильного или неправильного.
  • Воспитательная — способствует формированию убеждённости человека в том, какие действия являются целесообразными в той или иной ситуации. Такие модели поведения усваиваются нами в детстве, позже приобретают характер привычки (например, молодые уступают место пожилым в общественном транспорте).
  • Регулятивная функция контролирует поведение отдельных людей и общества в целом, что делает нашу жизнь более стабильной.
  • Аксиологическая функция заключается в способности морали влиять на формирование ценностей и убеждений человека, обогащать его внутренний мир.
  • Мотивационная — состоит в способности морали подталкивать человека к совершению определённых действий (например, помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации).

Основные принципы морали

Принципы морали — это положения, которые лежат в основе нравственных ценностей. Примерами могут быть:

  • гуманизм;
  • патриотизм;
  • трудолюбие;
  • милосердие;
  • справедливость;
  • терпение;
  • гражданственность.

Главные категории морали

В основе морали как системы правил лежат определённые понятия. Рассмотрим наиболее важные из них, узнаем, по какому признаку они определяются.

  • Добро — категория, включающая в себя всё то, что способствует формированию духовного мира человека, положительно влияет на развитие общества. Его противоположностью является зло.
  • Добродетель — поступки и поведение человека, соответствующие нравственным принципам. Противоположностью является порок.
  • Совесть — способность людей анализировать собственные поступки с точки зрения добра и зла, делать выводы о том, как действовать в подобной ситуации в будущем.
  • Стыд — чувство собственной неправоты, несоответствия ожиданиям окружающих.
  • Долг — представление человека об обязанностях, основанных на моральных принципах.

Всем известно золотое правило морали: не делай окружающим того, чего не хотел бы по отношению к себе. Оно было сформулировано в древности китайским мудрецом Конфуцием. Золотое правило основывается на принципе взаимности: для того, чтобы оценить правильность своего поступка, мы должны поставить себя на место другого человека.

Что мы узнали?

Мораль — это система принципов и правил, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла. Она выполняет множество функций, знакомство с которыми происходит в 8 классе: воспитательную, познавательную, регулятивную, мотивационную. В её основе лежат принципы гуманизма, милосердия, справедливости, патриотизма.

Читайте также: