Судебное делопроизводство лекции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Судебное делопроизводство — это деятельность, которая направлена на регистрацию, движение, учет судебных дел и иных материалов, их подготовку к последующему использованию и хранению, информационно-справочный поиск и контроль исполнения документов. Судебное делопроизводство регулируется нормами права.

Судебное делопроизводство – это вид деятельности, который проникает во все сферы деятельности суда.

Судебное делопроизводство направлено на систематизацию обращений граждан в суд. Любые процессуальные действия в судебном производстве нужно оформлять и фиксировать документально, значительная часть доказательств представлена в виде документов, которые нужно правильно оформить и систематизировать, чтобы с ними работать.

Развитие отечественного судебного делопроизводства

Судебное делопроизводство в ходе своего развития выполняло несколько функций:

  • выступало основным инструментом организации процесса исполнения решений и приговоров включительно, а также определений судьи;
  • являлось средством фиксации происходящего во время судебного процесса;
  • в силу государственного статуса судебных учреждений любого звена служило делу учета, регистрации и контроля документов, необходимых в судопроизводстве.

Правила документооборота содержались в уставах гражданского и уголовного судопроизводства, положения о канцелярских требованиях вместе с нормами об отчетности содержались в правовых документах Министерства юстиции, чаще всего в циркулярах и формировались в порядке правоприменения.

Оформление используемых в процессе делопроизводства бумаг служило вспомогательным средством при осуществлении правосудия. К потере важной информации может привести:

  • невнимание или небрежное отношение к необходимой фиксации полученных сведений в ходе судебных заседаний;
  • нерегулярная фиксация исходящих и входящих бумаг, которая сопряжена с их частичным возвратом просителю или отправителю.

Готовые работы на аналогичную тему

При ежедневном большом скоплении дел мировому судье было сложно заниматься еще и письмоводством, ведением всех необходимых бумаг по делу в том объеме, которого требовал установленный делопроизводственный порядок для данной инстанции. Поэтому пришлось увеличить штат мирового суда введением должности письмоводителя и канцелярского служителя в каждом судебном учреждении, которые будут отвечать за качественное выполнение вопросов канцелярского, бюрократического характера и не отвлекать судью от его непосредственных обязанностей.

Нынешнее мировое делопроизводство, опираясь на законодательные инструкции по судебному делопроизводству, соблюдает:

  • учет правил ведения документооборота;
  • единые основные требования к ведению и оформлению процессуальных и других документов;
  • обеспечение оптимального порядка движения и передачи документов, порядка хранения и передачи в архив судебных дел.

Функции мирового судьи в судебном делопроизводстве

На мирового судью возлагается ряд обязанностей:

  • обязанности по руководству судебным делопроизводством;
  • несение ответственности за состояние документооборота в пределах своего участка;
  • своевременность и достоверность предоставления информации по статистике в вышестоящие судебные инстанции;
  • ведение контроля за соблюдением стандартов и нормативов ведения статистики;
  • ведение контроля за сроками прохождения судебных дел и материалов по судебному участку;
  • контроль и ответственность за своевременную сдачу в архив соответствующих документов, уничтожение вышедших из оборота по срокам хранения материалов;
  • контроль за правильностью ведения журнала вещественных доказательств.

Судья обязан разрешать и рассматривать поступившие дела и одновременно оформлять процессуальные дела. Состав аппарата мирового суда составляют: секретарь суда и секретарь судебного заседания, помощник судьи.

Согласно инструкции по судебному делопроизводству, поступающие дела регистрируют в журналах учета, на учетно-статистических карточках, алфавитных указателях, которые ведутся в бумажном и электронном видах на каждого ответчика или обвиняемого. На каждого обвиняемого ведется индивидуальная статистическая карточка с содержанием общей информации и сведений предусмотренных разделов.

Введение в судопроизводственную практику новых способов и средств хранения и фиксации данных позволяет при правильном использовании находить нужную информацию в кратчайшие сроки. Сохранение в электронном виде сведений и дел сокращает материальные затраты на бумагу и оптимизирует систему судебного документооборота.

Современные информационные технологии, основы применения которых заложены в законодательной базе, дают возможность судам перейти к более совершенным процедурам. Введение в законодательстве в качестве обязанности закрепления за юридическим лицом или предпринимателем при регистрации его персонального адреса электронной почты предоставит возможность быстрого оповещения надлежащим образом согласно требований законодательства в кратчайшие сроки.

В лекциях рассматривается организация делопроизводства в судебных органах. Настоящий курс состоит из трех частей, первая из которых посвящена общей характеристике судебного делопроизводства в Российской Федерации. Вторая часть курса содержит материал по делопроизводству в системе районных судов. В третьей части лекций детально рассматриваются все имеющие места позиции организации делопроизводства в арбитражных судах.

© Уфимский филиал Финуниверситета, 2015

Тема 1. Общие характеристики судебного делопроизводства в Российской Федерации 7

Вопрос 1. Понятие судебного делопроизводства как отрасли деятельности. Общая характеристика 7

Вопрос 2. Общие признаки, функции и стадии судебного делопроизводства 7

Ключевые определения 9

Контрольные вопросы 9

Краткие итоги 9

Тема 2. Особенности организации судебного делопроизводства в районных судах 10

Вопрос 1. Общая характеристика Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде 10

Вопрос 2. Общие положения и руководство организацией судебного делопроизводства в районном суде 10

Вопрос 3. Порядок приема, отправления дел и корреспонденции в районном суде 11

Вопрос 6. Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию 17

Вопрос 7. Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению 21

Вопрос 8. Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения 24

Вопрос 9. Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями в районном суде 29

Вопрос 10. Общие правила обращения к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда 33

Вопрос 11. Обращение к исполнению приговоров, определений и постановлений по уголовным делам 35

Вопрос 12. Обращение к исполнению решений, определений по гражданским делам 40

Вопрос 13. Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях 44

Вопрос 14. Производство о наложении денежных взысканий и штрафов в процессуальном порядке и об обращении в доход государства залога, внесенного в качестве меры пресечения 51

Вопрос 15. Производство по материалам, поступившим в районный суд в порядке досудебного производства 54

Вопрос 16. Производство по жалобам на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению решения или на отказ в совершении таких действий 57

Вопрос 17. Материалы о направлении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения или лечебно-воспитательные учреждения 58

Вопрос 18. Производство по материалам, разрешаемым в порядке исполнения приговоров 58

Вопрос 19. Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных 60

Вопрос 20. Порядок выдачи судебных дел и документов в районном суде 69

Ключевые определения 72

Контрольные вопросы 72

Краткие итоги 72

Тема 3. Особенности организации судебного делопроизводства в арбитражных судах 73

Вопрос 1. Общая характеристика Инструкции по судебному делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации 73

Вопрос 2. Делопроизводство по принятию мер, направленных на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя 85

Вопрос 3. Делопроизводство по восстановлению утраченных судебных дел в арбитражных судах Российской Федерации 86

Вопрос 4. Делопроизводство по приему и рассмотрению апелляционных жалоб в арбитражных судах 87

Вопрос 5. Делопроизводство, связанное с исполнением судебных актов арбитражных судов 91

Ключевые определения 95

Контрольные вопросы 95

Краткие итоги 95

Используемые источники 97

Предисловие

- проанализировать действующее законодательство с учетом всех изменений, внесенных в ГПК РФ по производству дел в судах;

- выяснить основные особенности судебного делопроизводства в районных судах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

- проанализировать основную нормативно-правовую базу дисциплины.

Написание курсовых работ учебным планом не предусмотрено.

В качестве контроля усвоения содержания курса предусмотрена проверка знаний студентов в ходе проведения зачета.

Введение

Делопроизводство координирует все этапы работ - от проектирования до практической реализации решений, позволяет обеспечить оперативность и гибкость в принятии решений, является одним из важнейших звеньев, от которых зависит конечный результат управленческой деятельности.

Аппарат управления реализует свои функции главным образом посредством универсальных и полномочных организационно-распорядительных документов, создаваемых и циркулирующих вне зависимости от специфики деятельности во всех отраслях народного хозяйства и государственного управления.

Разновидности документации, с которой производится работа при делопроизводстве: организационная и распорядительная. Они выделяются по своей информационной природе в зависимости от функций государственного органа, учреждения, который обслуживает делопроизводство.

В судебном делопроизводстве также используется ряд разнообразных по содержанию документов, таких, как исковые заявления, процессуальные и организационно-распорядительные документы судебного производства, документы исполнительного производства, материалы, собранные в период досудебной подготовки, протоколы.

Делопроизводство в районом суде по гражданским и уголовным делам отличается от делопроизводства в коммерческих организациях в основном наличием нетиповых делопроизводственных операций, то есть своеобразной технологией обработки документов, связанной со спецификой деятельности суда. Изготовление основных организационно-распорядительных документов (приказов, протоколов, актов и т.п.) ведется также, как и в коммерческих организациях на основании ГОСТа Р 6.30-2003.

Данная Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Ответственным лицом за организацию работы суда является Председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности (он устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда).

Председатель суда контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований настоящей Инструкции и назначает ответственного за делопроизводство. Задачи и функции отдела делопроизводства, обязанности, права и ответственность начальника отдела делопроизводства регламентируются Положением об отделе делопроизводства.

Обязанности, права и ответственность работников отдела делопроизводства определяются их должностными инструкциями, утверждаемыми председателем суда.

1. Общие положения

2. Порядок приема, отправления дел и корреспонденции

5. Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

6. Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

7. Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

8. Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

9. Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

10. Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядок исполнения приговоров

11. Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных




12. Порядок выдачи судебных дел и документов

Приложение 1. Номенклатура основных нарядов, которые ведутся в суде.

Приложение 2. Формы документов

Представление об объеме документооборота в районном суде дает номенклатура основных нарядов (номенклатура дел), представленная в приложении 2 к инструкции.

N 1. Правовые акты органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 2. Правовые акты представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

N 4. Письма, инструкции и другие рекомендации органов системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и переписка с этими органами.

N 5. Материалы обобщения судебной практики вышестоящих судов.

N 6. Материалы обобщения судебной практики данного суда. Копии представлений и информационных писем, вносимых судом на рассмотрение в учреждения, организации и ведомства.

N 7. Протоколы оперативных совещаний.

N 8. Планы работ и материалы по их выполнению.

N 9. Акты, докладные записки, протоколы и другие материалы о работе данного суда, отдела делопроизводства.

N 10. Статистическая информация суда и переписка по ней.

N 11. Списки заседателей и материалы о работе с ними.

N 12. Копии определений вышестоящих судов по делам данного суда (раздельно по уголовным и по гражданским).

N 13. Копии частных определений и переписка по их исполнению.

N 14. Материалы, оставленные без движения.

N 15. Копии определений (постановлений) о направлении дел по подсудности.

N 16. Постановления судьи об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего, определения об отказе в принятии искового заявления, о возврате государственной пошлины.

N 18. Предложения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц, не подлежащие рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, и переписка по ним.

N 19. Переписка суда, не связанная с делами и жалобами.

N 21. Описи заказных бандеролей (писем) и описи корреспонденции, отправляемой простой почтой.

N 22. Описи дел, сданных в архив суда.

N 23. Описи дел, сданных в органы государственного архива.

В приложении 2 к Инструкции даются формы всех документов, которые необходимы для ведения делопроизводства (58 форм), включая образцы журналов, актов, описей, карточек, подписок, заявлений, алфавитных указателей и др.

1. ГОСТ Р 6.30 - 2003. Унифицированные системы документации Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М.: Госстандарт, 2003.

2. ГОСТ 16487 - 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Издательство стандартов, 1984.

3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016 - 94. - М.: Минтруд России, 1995.

4. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011 - 93. - М.: Госстандарт, 1995.

5. Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. - М.: Минтруд РФ, 1996.

6. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. – М.,1989.

7. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, в ред. от 2 августа 1985 г., с изм. и доп. от 19 октября 1990 г.).

8. Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М.: Рус.яз., 1998. – 256 с.

10. Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству: руководство к составлению. - М.: ПРИОР, 1999.

11. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. - М.: ПРИОР, 1999.

12. Практический словарь делового английского языка / Сост. А.В Козлов, Л.А. Девель. - СПб.: Эрви, 1991.

13. Тейлор Клэр. Основы делопроизводства в современном бизнесе: пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1997. - 176 с.

[2] Собрание законодательства РФ , 1995, №8, ст. 609.

[3] Букалерова Л. А. . Уголовно - правовая охрана официального документооборота. - Волгоград, 1997.

ГОСТ 16487 - 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

[4] Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утв. 15. 08. 88 архивным управлением.

Делопроизводство в районом суде по гражданским и уголовным делам отличается от делопроизводства в коммерческих организациях в основном наличием нетиповых делопроизводственных операций, то есть своеобразной технологией обработки документов, связанной со спецификой деятельности суда. Изготовление основных организационно-распорядительных документов (приказов, протоколов, актов и т.п.) ведется также, как и в коммерческих организациях на основании ГОСТа Р 6.30-2003.

Данная Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Ответственным лицом за организацию работы суда является Председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности (он устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда).

Председатель суда контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований настоящей Инструкции и назначает ответственного за делопроизводство. Задачи и функции отдела делопроизводства, обязанности, права и ответственность начальника отдела делопроизводства регламентируются Положением об отделе делопроизводства.

Обязанности, права и ответственность работников отдела делопроизводства определяются их должностными инструкциями, утверждаемыми председателем суда.

1. Общие положения

2. Порядок приема, отправления дел и корреспонденции

5. Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

6. Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

7. Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

8. Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

9. Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

10. Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядок исполнения приговоров

11. Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных

12. Порядок выдачи судебных дел и документов

Приложение 1. Номенклатура основных нарядов, которые ведутся в суде.

Приложение 2. Формы документов

Представление об объеме документооборота в районном суде дает номенклатура основных нарядов (номенклатура дел), представленная в приложении 2 к инструкции.

N 1. Правовые акты органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 2. Правовые акты представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

N 4. Письма, инструкции и другие рекомендации органов системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и переписка с этими органами.

N 5. Материалы обобщения судебной практики вышестоящих судов.

N 6. Материалы обобщения судебной практики данного суда. Копии представлений и информационных писем, вносимых судом на рассмотрение в учреждения, организации и ведомства.

N 7. Протоколы оперативных совещаний.

N 8. Планы работ и материалы по их выполнению.

N 9. Акты, докладные записки, протоколы и другие материалы о работе данного суда, отдела делопроизводства.

N 10. Статистическая информация суда и переписка по ней.

N 11. Списки заседателей и материалы о работе с ними.

N 12. Копии определений вышестоящих судов по делам данного суда (раздельно по уголовным и по гражданским).

N 13. Копии частных определений и переписка по их исполнению.

N 14. Материалы, оставленные без движения.

N 15. Копии определений (постановлений) о направлении дел по подсудности.

N 16. Постановления судьи об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего, определения об отказе в принятии искового заявления, о возврате государственной пошлины.

N 18. Предложения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц, не подлежащие рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, и переписка по ним.

N 19. Переписка суда, не связанная с делами и жалобами.

N 21. Описи заказных бандеролей (писем) и описи корреспонденции, отправляемой простой почтой.

N 22. Описи дел, сданных в архив суда.

N 23. Описи дел, сданных в органы государственного архива.

В приложении 2 к Инструкции даются формы всех документов, которые необходимы для ведения делопроизводства (58 форм), включая образцы журналов, актов, описей, карточек, подписок, заявлений, алфавитных указателей и др.

1. ГОСТ Р 6.30 - 2003. Унифицированные системы документации Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М.: Госстандарт, 2003.

2. ГОСТ 16487 - 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Издательство стандартов, 1984.

3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016 - 94. - М.: Минтруд России, 1995.

4. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011 - 93. - М.: Госстандарт, 1995.

5. Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. - М.: Минтруд РФ, 1996.

6. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. – М.,1989.

7. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, в ред. от 2 августа 1985 г., с изм. и доп. от 19 октября 1990 г.).

8. Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М.: Рус.яз., 1998. – 256 с.

10. Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству: руководство к составлению. - М.: ПРИОР, 1999.

11. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. - М.: ПРИОР, 1999.

12. Практический словарь делового английского языка / Сост. А.В Козлов, Л.А. Девель. - СПб.: Эрви, 1991.

13. Тейлор Клэр. Основы делопроизводства в современном бизнесе: пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1997. - 176 с.

[2] Собрание законодательства РФ , 1995, №8, ст. 609.

[3] Букалерова Л. А. . Уголовно - правовая охрана официального документооборота. - Волгоград, 1997.

ГОСТ 16487 - 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

[4] Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утв. 15. 08. 88 архивным управлением.

Судебное Делопроизводство Комаров Артем 45 группа.docx

Судебное Делопроизводство Комаров Артем 45 группа

Лекция 1
Предмет, метод судебного делопроизводства
Подача жалобы, заявления, дела в экспедицию (начало движения делопроизводства). Лист дела – единица измерения. Обычно информация предоставляется на бумажном носителе, но может быть и на электронном (приложение), она также рассматривается и учитывается в деле.
Виды хранения информации:
1. На бумаге.
2. На электронном носителе.
Для суда не имеет значение, на каком носителе, важно только, чтобы доказательства были допустимыми.
База данных – это набор данных для достаточных для достижения установленной цели, позволяющей осуществлять автоматизированную переработку содержащейся информации.
Банк данных – автоматизированная информационная система, состоящая из одной или нескольких баз данных, система хранения и поиска информации.
Специфика информации на бумажном носителе:
1. Документ является носителем социальной информации, созданной человеком для использования его в обществе.
2. Документ предполагает наличие смысловой информации, которая является результатом интеллектуальной деятельности человека.

1. Грамота (царские указы и указные грамоты),

- наличие в информации смыслового содержания;

- стабильная вещественная, материальная форма, долговременное хранение.

- функциональная предназначенность для передачи в пространстве и во времени.
Функции документа:
1. Информационная – является носителем и источником информации
2. Управленческая – позволяет организовать, анализировать, регулировать, контролировать процессы.
3. Правовая функция – служит правовой основой деятельности, подтверждающей факты, удостоверяющие сведения и показания.
4. Коммуникативная – позволяет организовать обмен информации и общение между различными объектами.
5. Учетная – накапливает сведения за определённые периоды и позволяет их анализировать, выявлять тенденции и закономерности.
6. Социальная функция – отражает социально-экономическую, политическую и иные сферы деятельности общества.
7. Культурную – документ – это памятник культуры, показывает её нравы, тенденции.
8. Историческая функция – источник знаний о событиях, деталях различных эпох, подтверждает факты, помогает восстанавливать историческое прошлое стран и народов.
Помимо этого, документы делятся на виды – организационные, распорядительные, информационно-справочные документы.
К организационным относятся – учредительные договоры, уставы, положения, инструкции.
Распорядительные документы – это постановления (правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами государственной власти; постановление необходимо для разрешения наиболее важных задач и установления норм, правил). Решения – это акт, принимаемый коллегиально, учреждениями, предприятиями, организациями. Постановление и решение оформляются на бланках и имеют специальные реквизиты (наименование вышестоящего органа, автора документа, название вида документа, дату и место его издания, заголовок к тексту, подпись руководителя организации). Приказ – издаётся руководителем организации в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. Приказы бывают по различным отраслям. Распоряжения – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем коллегиального органа, оформляется как и приказ. Имеет большую юр. силу, чем распоряжение. Распоряжение, как правило, касается порядка деятельности, а приказ регистрирует юр. факты.
Информационно-справочные документы. Акт – это документ, составленный для подтверждения установленных действий. Акты составляются коллегиально, для их составления необходимо не менее 2ух составителей. Часто составляется комиссиями. Акт составляется на основе черновых записей и содержит количественные данные и иные сведения (из реквизитов есть название организации, дата, регистрационный номер, подписи и гриф утверждения). Текст акта состоит из 2 частей – вводной и основной, в вводной части содержатся основания его составления, указывается предметодатель и члены комиссии. Письмо составляется на специальном бланке, формат бумаги – А4, А5. Письмо должно быть логичным, последовательным, корректным. Факты и события должны излагаться субъективно, логично, ясно, текст не должен допускать различного толкования. В зависимости от типа письма, его содержания, может быть простое письмо и сложное. Факсограмма – получается на бумажном носителе, переданном по каналам факсимильной связи. Докладная записка – адресованная руководителю организации; служебная записка – составляется по вопросам материально-технического, организационного обеспечения (на имя специалиста отдела). Справка – документ, содержащий описание, подтверждение определённых фактов и событий. Протокол – документ, содержащий запись хода дела.

Читайте также: