Микенская культура информатика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основные города цивилизации Микен, как правило, строились на вершинах холмов. Именно они стали первыми акрополями. Размер микенских царств был невелик. Города хорошо защищались, вокруг них возводились массивные стены.

В городе стоял дворец правителя, располагались жилища воителей, слуг и ремесленников. Также здесь было много хранилищ, в которых сберегалось вино, зерно и масло. На улицах города работали всевозможные мастерские.

Царский дворец в Микенах

Благодаря глиняным табличкам, испещренных надписями, обнаруженным в Микенах и Пилосе, удалось узнать, что во дворце трудилось до 5000 ремесленников разного рода занятий , а развитая бюрократия учитывала буквально все — от сломанной телеги до разбитой вазы.

Самые известные из укрепленных дворцов были возведены в Пилосе, Тиринфе и Микенах, конечно. Последний дворец был крупнейшим. В 1250 г. до н. э. Микенский акрополь был обнесен массивной каменной стеной, чья толщина доходила до 7 м на определенных участках. В этой стене проделали Львиные ворота, с изображенными над ними двумя львами на задних лапах. По мнению исследователей, колона между зверями — это не иначе как символическое изображение богини охоты Артемиды — покровительницы города. Ее то и приветствуют хищники.

Вероятнее, львы символизировали род Атридов. Одна легенда рассказывает, что правитель, звали которого Агамемнон, вызвал гнев Артемиды тем, что не принес ей в жертву дочь Ифигению — первого своего ребенка. Разгневанная богиня наслала бурю, из-за которой ахейские не смогли покинуть гавань и пуститься к Трое. Буря не успокаивалась, пока правитель не отдал Ифигению на заклание, но Артемида отправила на жертвенник золотую лань, Ифигению богиня превратила в жрицу в храме.

Дворец в Микенах был построен из кирпича сырца, а каркас его был выполнен из дерева . Интерьер и экстерьер дворца украшали яркие узоры. Царский трон находился по правую руку от входа в зал с колоннадой, вдоль стен располагались скамьи.

От микенского мегарона осталось мало что, и реконструировать его смогли лишь после ознакомления с планировкой залов других подобных сооружений, к примеру дворца в Пилосе.

Внутреннее устройство и упадок Микен

Благодаря глиняным табличкам удалось узнать, что царь назывался ванака, а правители рангом помельче, подчинявшиеся ванаке, — басилевсами.

Войско возглавлял равакета. Этот человек был вправе проводить приемы в мегароне меньшего размера. Четырнадцать советников правителя именовались телестами, они набирались из числа чиновников при дворе и знатных особ.

Египетские папирусы поведали, что в XIII столетии до н.э. был период больших неурожаев, ставших причиной великого голода в Средиземноморье. В древней Греции снизились объемы торговли, а ремесленники стали производить куда меньше продукции. Огромные территории рисковали остаться незаселенными. Шли войны за продовольствие.

Микенский мир был разрушен после того, как с севера пришли захватчики дорийцы.

Дворец в Микенах завоевали где-то в 1125 г. до н.э., но до этого микенцы выиграли Троянскую войну. В частности поэтому мы хорошо знаем о существовании их цивилизации.

Кстати, микенские города канули в лету столь же загадочным образом, что и дворцы Крита. Произошло это приблизительно в 1200 г. до н.э. Кроме версии об уничтожении их дорийцами выдвигается гипотеза, что виной всему были классовые столкновения.

Раскопки дают нам понять, что микенская Греция была процветающим государством с большим населением, рассеянным по городкам и поселкам.

В течение приблизительного периода 1700-1500 до н.э. в микенской культуре доминировало минойское искусство, сосредоточенное на средиземноморском острове Крит. Минойские художники и художники регулярно посещали греческий материк, а микенский художественный стиль стал балансом между бурным натурализмом Крита и формальностью материка.

Однако, хотя микенцы получили большую часть своего древнего искусства от минойцев, они были очень разными людьми. Микенские правители, в отличие от своих минойских коллег, не делили процветание с остальными людьми. Более того, микенские цари были воинами с традицией завоевания – например их знаменитое разрушение города Троя в Малой Азии (ныне Турция). Эта воинственная культура греков в микенскую эпоху также привела к завоеванию ими Крита и его минойской цивилизации после того, как она была ослаблена землетрясениями около 1400 г. до н.э. (Воинственный характер материковых греческих племен был поглощен кельтской культурой, когда мигрирующие кельты проходили через Черноморский регион по пути в Центральную Европу.)

Все это сказалось на микенском искусстве, в частности на его архитектуре : их города были окружены толстыми стенами, состоящими из массивных каменных блоков, некоторые из которых сохранились в Тиринсе и в самих Микенах, куда в город вели Львиные ворота. Необычайно большие каменные блоки вокруг этой одинокой скульптурной композиции породили легенду о циклопическом происхождении. Для современных археологов они скорее означают, что – в отличие от критян – микенцы чувствовали необходимость укрепить свои дворцы и сокровища. Это была светская потребность, основанная на военных проблемах, а не религиозной необходимости, так же как то, что мотивировало строительство египетских пирамид. Для получения дополнительной информации о строительстве на материке см.: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.).

Конечно, как и в египетском искусстве, большинство микенской живописи, скульптуры и драгоценных металлов изготавливалось, чтобы прославить тогдашних правителей – как в смерти, так и в жизни. Начнем с того, что аристократические микенцы были погребены в глубоких шахтных могилах, но после 1500 г. до н.э. их хоронили в гробницах – толосах – большие конические камеры, врезанные в склон холма, – наряду с кладом золотых изделий, ювелирных изделий и декоративного оружия. (О другой, чуть более поздней культуре гробниц см.: Этрусская живопись 700-90 до н.э.)

Микенская скульптура

Львиные ворота в Микенах, известные тогда и сейчас, являются едва ли не единственным сохранившимся примером монументальной эгейской скульптуры внутри или снаружи зданий. Треугольный камень над перемычкой высечен двумя противоборствующими львами, обрамляющими колонну, которая образует своего рода геральдический щит, символизирующий эмблему с колонной (которая также имела религиозное значение на Крите).

Микенская металлообработка и ювелирные изделия

Но именно там, где скульптура встречается с ювелирным искусством, микенцы и их соседи по Пелопоннесу были на высоте. Есть золотые пряжки, булавки и аксессуары для одежды с геометрическим орнаментом, либо абстрактным, либо цветочным; искусно декорированные короны, диадемы и ожерелья; золотые и серебряные чашки, иногда с рисунком или с рельефными сюжетными сценами. Даже сосуды и посуда, которые в другом месте были бы глиняными, здесь выполнялись из листовой меди или бронзы. Но, пожалуй, самые красивые микенские металлические изделия включают в себя мечи и кинжалы, бронзовые клинки, инкрустированные большим количеством драгоценных металлов и имеющие эмалирование – от узких абстрактных узоров до многолюдных живописных схем. (См. Также: Греческая металлообработка.)

Это оружие демонстрирует чрезвычайно высокий стандарт древнего мастерства. Метод инкрустации, позже известный как дамасцинг, не сложен. На фасонном лезвии и, возможно, рукояти контуры рисунка вырезаны, металл внутри очерченных фигур немного глублен, а пространство под каждым краем выдолблено. Золотые и серебряные вкладки запрессованы, а все изделие отполировано. Получающиеся контрасты в цвете и текстуре усиливают интерес к линейному и ритмичному дизайну и придают ему богатство. [Примечание: это был навык металлообработки оружия, который был распространен по всей Европе, например: Искусство кельтского оружия – часть культуры Гальштата (800-450 гг. до н.э.), а также позднее кельтское искусство: стиль Вальдальгесхайма (ок. 350 г. до н. э.)

Искусство, которое практиковали народы с берегов Эгейского моря, можно увидеть во многих вариациях, чаще всего с золотым и серебряным цветным рисунком или рисунком в виде инкрустации, хотя существуют также рисунки, выполненные прямой гравировкой. Среди лучших восстановленных примеров – клинки со сценами охоты. Подгонка элементов дизайна к длинному узкому пространству демонстрирует редкое чувство композиционного порядка. Здесь есть то, чего так не хватает в эгейских росписях и каменных вазах: тщательно продуманные изображения без ущерба для функциональной целостности. Формальные отношения представления к доступному пространству и структуре должным образом соблюдены.

Золотые короны и диадемы, как правило, витиеватые и тяжелые, а маски из тонкого листового золота на лицах воинов при погребении – явно не имеют большого значения как скульптуры. Но многие из пряжек, пуговиц и незначительных украшений имеют выделку, недоступную для большей часть украшений того времени. Гравированные рисунки, геометрические круги и спирали (современники раннего кельтского искусства, такие как кельтские спирали ) – и регулярные формы цветов и насекомых. Одна серия дисков практически одинакового размера, вероятно, используемая в качестве украшений для одежды, работает с формализованными бабочками, цветками и осьминогами. Животные есть и в более свободно разработанных индивидуальных пряжках и подвесках. Этого достаточно, чтобы высоко оценить микенских мастеров миниатюрной металлообработки.

Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных микенскими драгоценностями, пожалуйста, смотрите: Классицизм в искусстве (800 и далее).

Кубки Вафио

Если говорить об изделиях из золота, золотые кубки, найденные в Микенах, необычайно красивы в пропорциях и мастерстве. Кубки проиллюстрированы сложными сюжетными сценами охоты на быков и жертвоприношений. Превосходное качество искусства в простых, украшенных сосудах, как в форме кубков, чаш, так и в изогнутых формах. Округление некоторых кубков с неописуемым изяществом линий напоминает одну из легенд, рассказанных греческими писателями, о том, что Елена Троянская лепила золотые кубки в форме собственной груди.

Кубки Вафио, безусловно, лучше всего отражают дух эгейского искусства в целом. Они роскошно украшены и в их изображенных эпизодах есть журналистская точность.

Гравюра на Самоцвете (печати)

Еще одно искусство, также миниатюрное, прижилось в Микенах и, возможно, во всем Эгейском мире. Это была гравировка драгоценных камней. Есть золотые уплотнительные кольца с рисунками, а также бесчисленные тысячи эмблем, вырезанных на драгоценных или полудрагоценных камнях. Такого рода печать появляется на запястье носильщика, изображенного на кносской росписи, хотя печатку чаще всего носят на ожерелье. Можно сделать вывод, что у каждого человека, состоящего в эгейском обществе, была своя печать и средства для ее оттиска в глине.

Эмблемы иногда пиктографические или иероглифические – в микенско-критском письме, которое является частично слоговым, частично идеографическим – или геральдические, или свободно изобразительные. Животные мотивы являются фаворитами и при украшении кубков Вафио, часто отмечается мышечная энергия и живое действие, которые здесь совершенно уместны. Сцены охоты обычны, а человеческая фигура используется как в декоративных, так и в реалистических целях. Бои воинов не редкость. На другом полюсе находятся сельскохозяйственные и морские символы и обычные природные формы. Мастерство и чувство дизайна в целом очень высоки. Множество примеров приятны по составу, декоративно поразительны и выполнены четком и смелом стиле.

История, рассказанная в термах Микен или Кносса, могла отчасти иметь отношение к Тиринсу или Дендре. Многие центры были взаимозависимы, их отдельные культуры пересекались, влияли друг на друга, формировали вместе целостную, но разнообразную цивилизацию, называемую Эгейской. Иногда одна отрасль искусства была более продвинутой в одном городе, чем в других, но в целом описанное искусство типично для всех сообществ, будь то в Арголисе и Лаконии, на Кикладах или на Крите. Только Троя на дальнем азиатском берегу и Кипр, внизу в восточном Средиземноморье, требуют отдельных описаний.

Падение

МИКЕ́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА (ми­кен­ская ци­ви­ли­за­ция), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рья. На­зва­на по Ми­ке­нам , важ­ней­ше­му цен­тру М. к. и од­но­му из опор­ных па­мят­ни­ков в её изу­че­нии. Ра­нее па­мят­ни­ки М. к. рас­смат­ри­ва­лись как позд­ний пе­ри­од эл­лад­ской и др. куль­тур в рам­ках эгей­ской куль­ту­ры . Но­вые ис­сле­до­ва­ния оп­ро­вер­га­ют точ­ку зре­ния А. Эван­са и др. о М. к. как од­ном из от­ветв­ле­ний ми­ной­ской куль­ту­ры . В рам­ках М. к. вы­де­ля­ют 3 пе­рио­да (их на­зы­ва­ют так­же позд­не­эл­лад­ски­ми – ПЭ) и бо­лее дроб­ные хро­но­ло­гич. под­раз­де­ле­ния.

В Микенах, Тиринфе и Пилосе находились роскошные дворцы. Археол. находки позволяют воссоздать их архитектуру. В центре находился прямоугол. зал. (мега-рон), одна сторона к-рого была открытой и стену заменял ряд колонн, поддерживавших крышу. В зале обычно был трон и место для очага. Творения микенских мастеров свидетельствуют об их таланте и тонком вкусе. Великолепные фрески, искусно инкрустированное бронзовое оружие, золотые посмертные маски, домашняя утварь, причудливые орнаменты — красноречивые тому свидетельства. Излюбленным материалом была слоновая кость, привозимая из Египта. Поражает высочайше кач-во гончарных изделий. Запечатленные древн. художниками многочисл. сцены сражений и охоты позволяют судить о любимых занятиях микенских царей.

Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. — М.: Весь мир, ИД "Инфра-М", Oxford University Press . Гарри Джадж . 2003 .

Смотреть что такое "Микенская культура" в других словарях:

Микенская культура — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация … Википедия

Микенская культура — культура материковой Греции и островов Эгейского м. (эгейская культура) в эпоху развитого бронзового века (2 я пол. 2 го тыс. до н. э.), названная также культурой позднеэлладского периода. Назв. происходит от ее центра Микены (Пелопоннес) … Словарь античности

микенская культура — культура заключительного (позднеэлладского) этапа элладской культуры (XV XII вв. до н. э.). Города (Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.) с мощными укреплениями, дворцами правителей, монументальным искусством, некрополями. Большая часть их… … Энциклопедический словарь

Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3 2 м тыс. до н. э. и сильно воздействовавшей (начиная с 16 в. до н. э.) на культуру материковой Греции, и микенской культуры,… … Словарь античности

крито-микенская культура — см. Эгейская культура. * * * КРИТО МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТО МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА, см. Эгейская культура (см. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА) … Энциклопедический словарь

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА — КРИТО МИКЕНСКАЯ культура, смотри Эгейская культура … Современная энциклопедия

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА — см. Эгейская культура … Большой Энциклопедический словарь

Крито-микенская культура — см. Эгейская культура … Исторический словарь

Крито-микенская культура — КРИТО МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА, смотри Эгейская культура. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крито-микенская культура — Эгейская цивилизация общее название цивилизаций бронзового века в 3000 1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин Крито микенская цивилизация не вполне точен,… … Википедия

Читайте также: