Лесоводство это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

понимается в широком смысле слова как всесторонне развитое учение о лесном хозяйстве или в узком как синоним лесовозращения (см. Лесное хозяйство).

2) Наука о природе, методах выращивания и улучшения леса, повышения его продуктивности. Л. как наука делится на Лесоведение (учение о природе леса) и собственно Л., разрабатывающее технику и технологию выращивания леса в различных природных и производственно-экономических условиях. В лесных вузах СССР, Болгарии, Венгрии, Чехословакии Л. как учебная дисциплина делится на общее Л., включающее естественноисторическую (лесоведение) и специальную (системы и способы рубок, методы естественного возобновления леса, повышения продуктивности лесов и др.) части, и Лесные культуры (прежде называлось частное Л.).

Зачатки лесоводственных знаний возникли в Древней Греции и Древнем Риме. За три столетия до н. э. Теофраст одну из книг посвятил лесным деревьям. Римский поэт Вергилий сформулировал некоторые положения об уходе за лесом. Ещё большее внимание Л. уделял римский учёный Плиний Старший, считавший лес высшим даром человеку. Научный интерес к Л. особенно усилился в 18 в. в Европе. Он связан с именами К. Линнея, создавшего книгу о лесоразведении, Дюамеля дю Монсо (Франция), описавшего все отрасли лесного дела, Г. Котты, Ф. Пфейля, Т. Гартига (Германия), разработавших важные вопросы Л., М. В. Ломоносова, Фокеля, А. Т. Болотова, С. П. Крашенинникова, А. А. Нартова, В. Н. Татищева и др., заложивших основы научного познания о лесах и Л.в России. В 1-й половине 19 в. в ряде стран Европы были организованы высшие лесные учебные заведения, сыгравшие большую роль в развитии Л. и лесохозяйственного образования. В России в Царском Селе (впоследствии переведён в Петербург) открылся в 1803 Лесной институт (ныне Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова); в Германии — Лесная академия (1816, Тарандт; ныне лесохозяйственный факультет Дрезденского технического университета), Эберсвальдская лесная академия (1830; ныне Научно-исследовательский институт по лесному хозяйству); во Франции — Высшее лесное училище (1824, Нанси); в Швеции — Высшая лесная школа (1828, Стокгольм); в Чехословакии — лесной факультет Высшей с.-х. школы в г. Брно (1816) и институт лесоводства и древесины в г. Зволен (1807); в Венгрии — Лесохозяйственный и лесопромышленный университет в Шопроне (1808). В конце 19 в. было положено начало лесохозяйственному образованию и лесной науке в США; во 2-й половине 20 в. Л. включено в учебные планы 50 университетов и др. вузов. Для изучения лесов важное значение имели опыты в лесничествах учебных заведений. В России первым таким лесничеством было Лисинское (под Ленинградом) — одно из старейших в мире, выделенное в 1787. В 1843 на Ю. России образуется степное Великоанадольское лесничество — колыбель научного степного лесоразведения. В 1865 основана лесная опытная дача Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская с.-х. академия им. К. А. Тимирязева). В конце 19 — начале 20 вв. в разных районах России была организована сеть опытных лесничеств для систематических научно-практических исследований.

В СССР интенсивно изучаются леса Севера Европейской части, Сибири, Дальнего Востока, Урала, Средней Азии, Кавказа и др. районов. Советские учёные углубили учение о лесе. Разработаны экономические и биогеоценотические основы Л., классификации типов лесов, получили развитие генетическая и динамическая типология леса, созданы классификации лесов по их водоохранно-защитной роли. Лес рассматривается не только как сырьевой ресурс, но и как важная составная часть биосферы.

Значительный вклад в Л. после Великой Октябрьской социалистической революции внесли Г. Н. Высоцкий, В. Н. Сукачев, М. Е. Ткаченко, М. М. Орлов, Н. В. Третьяков, Л. И. Яшнов, Н. П. Кобранов, А. П. Тольский, Л. А. Иванов и многочисленные коллективы учёных. Значительные работы в области лесоводственной науки выполняются учёными за рубежом, особенно в европейских странах, США, Канаде, Японии и др. Заметное развитие Л. получило в Австралии и Новой Зеландии, странах Латинской Америки, Африки, в ряде стран Юго-Восточной Азии.

Большое значение имеет решение проблемы повышения продуктивности лесов. Система мероприятий, направленных на её решение, включает рациональное использование лесных ресурсов и борьбу с потерями, воздействие на природные условия произрастания леса (лесоосушительные мелиорации, удобрение и т.п.), улучшение их состава введением быстрорастущих и высокопродуктивных пород.

Л. занимается теорией и практикой рубок главного пользования и рубок ухода (см. Рубки леса) в целях не только использования, но и возобновления леса, выращивания высокопродуктивных насаждений. Всё большее значение для лесоводственной науки и практики приобретают географические аспекты. Происходит география, дифференциация Л., разрабатываются практические мероприятия по лесному хозяйству применительно к различным географическим регионам. Сформировалось Л. таёжное, степных и лесостепных районов, горное, субтропическое и тропическое. Предстоит решить проблему разведения леса в тундре, в полупустынях и пустынях; в пригородных и др. лесах возрастает роль ландшафтного Л.

Для решения лесоводственных проблем начинают применять методы современной биологии, физики, математики, кибернетики. В практике Л. используются химия (гербициды, арборициды и т.д.), механизация, достижения селекции и генетики. Научные проблемы Л. разрабатываются в научно-исследовательских институтах по лесному хозяйству, лесных вузах, на лесных опытных станциях.

Развитию Л. способствует расширение международных научных связей. Развивается координация научных исследований между учёными социалистических стран по линии СЭВ, устанавливаются соглашения на двусторонней и многосторонней основе между лесными научными учреждениями СССР и др. стран. Всё большую роль в научно-техническом прогрессе Л. и других лесохозяйственных и лесотехнических наук играют мировые лесные конгрессы, периодически созываемые с 1926 (до 1973 проведено 7). Старейшая международная организация по вопросам лесной науки — Международный союз лесных исследовательских организаций (JUFRO). Идея его создания была выдвинута в 1890 в Вене на конгрессе по сельскому и лесному хозяйству; официально союз был утвержден в Эберсвальде (Германия) в 1892. До 1972 этой организацией проведено 15 международных конгрессов. Союз устанавливает контакты между учёными, научными учреждениями, налаживает обмен информацией о лесных проблемах, разрабатывает единую номенклатуру и стандартизацию методов исследования, упорядочивает международную лесную библиографию и терминологию. Важная задача союза — установление учёными разных стран, работающими в одной области, общих программ исследования и обеспечение их выполнения.

Лит.: Ткаченко М. Е., Общее лесоводство, 2 изд., М., 1955; Гулисашвили В. 3., Горное лесоводство для условий Кавказа, М. — Л., 1956; Мелехов И. С., Очерк развития науки о лесе в России, М., 1957; Погребняк П. С., Общее лесоводство, 2 изд., М., 1963; Основы лесной биогеоценологии, под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса, М., 1964; Мелехов И. С., Рубки главного пользования, М., 1966; Вопросы таежного лесоводства на Европейском Севере, М., 1967; Правдин Л. Ф., Тропическое и субтропическое лесоводство, М., 1969; Морозов Г. Ф., Избр. труды, т. 1—2, М., 1970—71; Бельгард А. Л., Степное лесоведение, Л., 1971; Мелехов И. С., Лесоведение и лесоводство, 2 изд., М., 1972.

ЛЕСОВО́ДСТВО, 1) нау­ка о ле­се, ме­то­дах его вы­ра­щи­ва­ния, улуч­ше­ния и по­вы­ше­ния про­дук­тив­но­сти. Под­раз­де­ля­ет­ся на ле­со­ве­де­ние и соб­ст­вен­но Л., раз­ра­ба­ты­ваю­щее на­уч. ос­но­вы вы­ра­щи­ва­ния ле­са в разл. при­род­ных, про­из­вод­ст­вен­но-тех­но­ло­гич. и эко­но­мич. ус­ло­ви­ях. В со­от­вет­ст­вии с при­род­ны­ми ус­ло­вия­ми раз­ли­ча­ют та­ёж­ное, ле­со­степ­ное, степ­ное, суб­тро­пич., тро­пич. и гор­ное Л.; за­ро­ж­да­ют­ся тун­д­ро­вое, мерз­лот­ное, пус­тын­ное Л. В со­от­вет­ст­вии с функ­цио­наль­но-це­ле­вым на­зна­че­ни­ем ле­са мож­но го­во­рить о рек­реа­ци­он­ном, ланд­шафт­ном, поч­во- и во­до­за­щит­ном Л. и др. В об­ласть ин­те­ре­сов Л. вхо­дят: ме­то­ды и спо­со­бы во­зоб­нов­ле­ния ле­са , вы­ра­щи­ва­ния ле­са и по­вы­ше­ния его про­дук­тив­но­сти, рубок ле­са и борь­бы с лес­ны­ми по­жа­ра­ми ; ра­цио­наль­ные пу­ти по­боч­но­го поль­зо­ва­ния ле­сом (сбор гри­бов, ягод и лес­ных пло­дов, за­го­тов­ка ле­кар­ст­вен­ных рас­те­ний, ве­точ­но­го кор­ма, се­но­ко­ше­ние и др.). Боль­шое вни­ма­ние об­ра­ща­ет­ся на со­хра­не­ние и по­вы­ше­ние эко­ло­гич. ро­ли ле­са.

Лесово́дство — отрасль растениеводства, занимающаяся изучением, выращиванием и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов. Теория и практика выращивания и неистощительного использования леса в целях удовлетворения народного хозяйства и населения в древесине и другой продукции, а также улучшение леса и повышения его водоохранно-зашитных, средообразующих и социальных функций [1] .

Лесные ресурсы - составная часть биологических ресурсов, которые используются или могут использоваться в хозяйстве в качестве сырья или источника энергии.

Современное лесоводство занимается проблемами выращивания леса для производства необработанной древесины, сохранением мест обитания дикой природы, регулированием качества натуральных источников воды, восстановлением лесных массивов и природных ландшафтов, защитой окружающей среды и понижением содержания углекислого газа в атмосфере [источник не указан 119 дней] .

Леса являются одним из самых важных компонентов биосферы Земли, и лесоводство является ключевым звеном в научном изучении и использовании этого ресурса.

Содержание

Цели и задачи

Лесоводство — это комплексная наука, изучающая биологию и экологию леса, вопросы хозяйственного использования его как источника древесины и других полезностей, и призванная решать задачи выращивания высокопроизводительных насаждений оптимального породного состава. В настоящее время лесоводство включает в себя такие дисциплины, как ботаника, дендрология, лесная пирология с основами радиологии, ландшафтное лесоводство, основы ведения лесного хозяйства и лесопользования, охрана окружающей среды и мониторинг лесных экосистем, радиоэкология. Их изучение и применение теоретических исследований на практике призвано увеличить продуктивность естественных лесных массивов, облегчить труд работников лесной отрасли. Лесоводство как научная дисциплина охватывает весь процесс жизнедеятельности леса — от начала его жизни — лесных культур — до возраста главной рубки. В процессе выращивания насаждения лесоводство предусматривает проведение в насаждениях рубок ухода, мероприятий по повышению продуктивности леса, мероприятий по формированию породного и качественного состава древостоев, оптимальных для выполнения возложенных на насаждение функций. В настоящее время кафедры лесоводства существуют во многих университетах различных стран. Так, на постсоветском пространстве кафедры лесоводства успешно изучают эту дисциплину в Белорусском государственном технологическом университете, Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете, Брянской государственной лесотехнической академии, а также во многих других.


1. Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием лесов.

2. Наука о природе леса, о методах выращивания и улучшения лесов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Лесово́дство — отрасль растениеводства, занимающаяся изучением, выращиванием и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов. Теория и практика выращивания и неистощительного использования леса в целях удовлетворения потребностей в древесине и другой продукции леса, а также улучшение леса и повышения его водоохранно-защитных, средообразующих и социальных функций. Теоретической базой лесоводства является лесоведение (от рус. лес и ведать) — наука о лесе.

Лесные ресурсы — составная часть биологических ресурсов, которые используются или могут использоваться в хозяйстве в качестве сырья или источника энергии.

Современное лесоводство занимается проблемами выращивания леса для производства необработанной древесины, сохранением мест обитания дикой природы, регулированием качества натуральных источников воды, восстановлением лесных массивов и природных ландшафтов. В результате восстановления лесных массивов понижается содержание углекислого газа в атмосфере.

ЛЕСОВО'ДСТВО, а, мн. нет, ср. 1. Наука об эксплоатации и разведении лесов. Преподавание лесоводства. 2. Уход за лесом, наблюдение за лесным хозяйством, как занятие, профессия. Правильное л.

лесово́дство

1. отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием лесов

2. наука о природе леса, о методах выращивания и улучшения лесов

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шелудивый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: