Судебная власть в республике беларусь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (лат.justitia– справедливость). Предметная и пространственная деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикцией (лат.jurisdictio– судебное разбирательство).

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Основными принципами правосудия являются:

принцип законности, т.е. осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов;

независимость судей при осуществлении правосудия и подчинении их только закону;

осуществление правосудия только судом;

гласность судебного разбирательства;

право выступать в суде на родном языке;

коллегиальность рассмотрения дел во всех судах, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда дела рассматриваются судьями единолично;

осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом;

обеспечение обвиняемому права на защиту;

устность разбирательства в заседаниях суда;

участие прокурора при рассмотрении дел в общих судах;

обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

Система судебных органов Республики Беларусь. Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь– орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Систему общих судовсоставляют: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды; Верховный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный военный суд – с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований, специализированный суд – в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Систему хозяйственных судов составляют:

хозяйственные суды областей (города Минска);

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по банкротству Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по налоговым спорам Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Общие и хозяйственные суды Республики Беларусь образуются на основе назначаемости судей.

Статус судей. Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими. Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет.

Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда Республики Беларусь, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

Судебная власть -это вся система правосудия, т. е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную деятельность по окончательному разрешению правовых споров.

Судебная власть принадлежит судам. Ведущая функция судебной власти - всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.

Система судовстроится по принципу территориальности и специализации и представляет собой следующие виды: Конституционный суд, хозяйственные и общие суды.

Судьи назначаются на должность Президентом. Судьёй может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 2лет.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам в Республикё Беларусь относятся:

- Верховный Суд Республики Беларусь;

- областные и Минский городской суды;

- районные (городские) суды;

К хозяйственным судам относятся:

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

- хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Конституционный Суд Республики Беларусь представлен в качестве самостоятельного судебного органа. Состоит из 12 судей. Срок полномочий Конституционного суда 11 лет.

Судебная власть -это вся система правосудия, т. е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную деятельность по окончательному разрешению правовых споров.

Судебная власть принадлежит судам. Ведущая функция судебной власти - всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.

Система судовстроится по принципу территориальности и специализации и представляет собой следующие виды: Конституционный суд, хозяйственные и общие суды.

Судьи назначаются на должность Президентом. Судьёй может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 2лет.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам в Республикё Беларусь относятся:

- Верховный Суд Республики Беларусь;

- областные и Минский городской суды;

- районные (городские) суды;

К хозяйственным судам относятся:

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

- хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Конституционный Суд Республики Беларусь представлен в качестве самостоятельного судебного органа. Состоит из 12 судей. Срок полномочий Конституционного суда 11 лет.

Судебная власть представляет собой систему независимых судов, осуществляющих от имени государства деятельность по окончательному разрешению правовых споров, а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с осуществлением правосудия.

Верховный суд был объединен с Высшим хозяйственным судом и создан единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный суд Республики Беларусь. Соответственно - хозяйственные суды областей (города Минска) были переименованы в экономические суды областей (города Минска).

Новая система судов состоит из Верховного суда; областных (Минского городского) судов; экономических судов областей (города Минска); районных (городских) судов. В системе этих судов допускается создание специализированных судов.

Верховный суд наделяется полномочиями по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, организационному и материально-техническому обеспечению органов судебного сообщества, а также осуществлению в установленном порядке ведомственного контроля за соответствием деятельности судов общей юрисдикции требованиям законодательства.

В качестве конституционных основ судебной власти (принципов осуществления правосудия) закрепляются следующие положения: осуществление правосудия только судом (ст.109); независимость судей и подчинение их только закону (ст.110); осуществление правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112); коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах (ст.113); открытое рассмотрение дел во всех судах (ст.114); осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон (ст.115).

В соответствии со ст.109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам. Это означает, что лишь судам предоставлено право осуществлять правосудие и принимать решения о применении мер наказания от имени государства.

Статья 112 Конституции закрепляет принцип законности при осуществлении правосудия, который означает соответствие судебной деятельности положениям Конституции и других законодательных актов.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. В составе коллегии из судьи и двух народных заседателей рассматриваются дела о преступлениях, за которые законом предусматриваются наказания свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях несовершеннолетних. Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями единолично, за исключением дел, рассматриваемых коллегией по патентным делам.

Рассмотрение дел в судах кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций осуществляется коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей.

В соответствии со ст.114 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, в частности, в интересах обеспечения охраны государственных секретов или иной охраняемой законом тайны; по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; по делам о половых преступлениях и других случаях.

Статья 115 Конституции устанавливает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это положение конкретизируется в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, хозяйственно-процессуальном кодексах.


Судебная власть является одной из трех ветвей власти, о которых го­ворится в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Судоустройство в Республике Беларусь определяется Конституцией (статья 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Если законодательную власть осуществляет один орган – парла­мент – и в некоторых особых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют все судебные органы. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граж­дан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом про­цедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

В статье 109 Конституции закреплено, что судебная власть при­надлежит судам, т.е. суды являются ее носителями.

Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа (статья 3 Кон­ституции). Это обусловлено не только тем, что суды выносят свои реше­ния именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные пол­номочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосу­дие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе подсистемы находится Верховный Суд), хозяй­ственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд). Судоустрой­ство определяется законом, при этом Конституция исключает образова­ние чрезвычайных судов.

Действие Конституционного Суда распространяется на всю террито­рию Республики Беларусь. В системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, район­ные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные воен­ные суды. Систему хозяйственных судов составляют соответственно высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска (хозяй­ственные суды городов и районов пока не созданы).

В хозяйственных судах разрешаются хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных право­отношений.

Запрещается образование чрезвычайных судов, т.е. при любых усло­виях, например, в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по от­правлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (статья 110 Конституции).

Гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство содержит такие нормы, которые исключают неправомерное воздействие на суд. Этим законодательством определены права, а также обязан­ности участников процесса, возможность обжалования в кассационном и надзорном порядке вынесенных судебных постановлений.

Важной гарантией независимости судей является их личная неприкосновенность. Неприкосновенность судьи распространяется на его личное, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственное согласия органа, который его избрал либо назначил.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, ли обыск. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственна высказанное им при осуществлении правосудия суждение и решение, если вступившим в законную силу приговором суда ее установлена его виновность против интересов службы.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено и Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верxoвному Суду Республики Беларусь.

Согласно статье 111 Конституции судьи не могут осуществлять никакую предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет, за исключением судей судеб­ной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Бела­русь, которые должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Кодексом предусмотрены основания прекращения полномочий судьи.

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (статья 113 Конституции).

Уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законо­дательством предусмотрены случаи рассмотрения дел в судах как кол­легиально, так и единолично судьями. Коллегиальное рассмотрение уго­ловных дел направлено на исключение возможных судебных ошибок по наиболее сложным делам.

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в слу­чаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Читайте также: