Судебная реформа на кубани кратко

Обновлено: 07.07.2024

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году. Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России. В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Судебная реформа Александра 2

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Значение судебюной реформы 1864 года

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кубановедение. 8 класс.

Цель урока: раскрыть характер преобразований на Кубани в период общероссийских реформ.

1.Раскрыть особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани в этот период, показать административно-территориальное устройство в 1864-1900 гг.

2. Развивать умение анализировать документы, делать выводы, составлять схемы.

3. Воспитывать чувство гордости за малую Родину.

Тип урока : изучение новой темы.

Форма урока : комбинированный.

2.Изучение нового материала.

1).Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ –рассказ учителя.

Реформы 1860-1870-х гг. с учетом своеобразия местных условий затронули и Кубанскую область. Некоторые же из них здесь вообще не проводились, например земская реформа. Отличительной особенностью было и то, что крепостное право среди кубанского казачества было выражено слабо (крепостных было мало, и в основном ими были дворовые люди). Это было связано не только с вольнолюбивыми традициями казачества, но и с действовавшим с 1797 г. указом о запрещении продавать крестьян без земли. Черноморское же дворянство, фактически владевшее землей, формально не имело частной собственности. Поэтому большинство зависимых людей в войске считались дворовыми, т. е. безземельными крепостными, работавшими в качестве слуг при хозяйской усадьбе. В 1857 г. таких дворовых в Черномории числилось 749 человек, или 0,5 % от всего населения. Что, однако, роднило крепостных Центральной России и Черномории - это их полное бесправие. Показателен в этом отношении пример из жизни крепостных крестьян А. А. Головатого. Заподозрив одну из дворовых девушек в отравлении своей дочери, войсковой судья приказал нарядить обвиняемую в подвенечное платье, зашить ее в мешок и бросить в реку. Были на Кубани и свои Салтычихи. Например, жена есаула Барыш-Тищенко, до смерти избивавшая своих крепостных. Проведенная в Черномории реформа освободила более 1000 зависимых крестьян от крепостной неволи.

В горских районах Закубанья крепостных и рабов было значительно больше. Здесь, однако, отмена крепостного права была задержана двумя обстоятельствами: продолжавшейся до 1864 г. Кавказской войной и переселением большей части адыгов в Турцию. Поэтому первоочередной задачей считалось проведение земельных преобразований, которые начались в начале 1860-х годов и затянулись на несколько десятилетий. Для экономического, а, следовательно, и политического закрепления на новых территориях царское правительство поставило задачу "создать местный, служилый, обладающий земельной способностью класс, который соответствовал бы дворянству центральных губерний". Уже с 1862 г. началось заселение закубанских земель, опустевших после ухода горцев, добровольными переселенцами. Офицерским семьям при этом выделялось от 25 до 50 дес, всем остальным - по 5-10 дес. земли. Десятина земли была немного больше гектара, поэтому новые хозяева становились мелкопоместными владельцами. Однако право собственности охотников-переселенцев, как их называли за то, что они "охотою" (т. е. добровольно) решили поселиться в новых местах, было ограничено. Они не могли продавать свои земли лицам невойскового сословия. Первоначально таких желающих набралось около 14 тыс. семей, но стали владельцами "охотничьих" участков 9,2 тыс., которым было отмежевано 80,5 тыс. дес. земли. С 1870 г. на Черноморском побережье Кубани выделялось по 20 дес. на 1 мужскую душу казакам упраздненного Шапсугского батальона. Во второй половине 1860-х гг. началось наделение землей кубанских горцев.

В 1870 г. правительство приняло решение наделять офицеров и чиновников Кубанского казачьего войска участками земли в потомственную собственность. Это было своеобразное пенсионное обеспечение. Только 80 отставных генералов стали хозяевами земель по 800-1500 дес каждый. Большинство же офицеров получили до 500 дес, т. е. стали среднепоместными владельцами. Всего войсковым офицерам и чиновникам было отмежевано на Кубани свыше 400 тысдес земли. Категорию крупных помещиков составили лица, получившие "пожалованные" земли. Среди получивших землю были представители известных в России фамилий: князья Голицын, Щербатов, Лобанов-Ростовский, графы Шереметев, Сумароков-Эльстон, Коцебу, бароны Розен, Врангель, Меллер-Закомельский и др. Каждый из них приплюсовал к своему родовому имению в Европейской России ещё по 5—8 тыс. дес. Активный участник покорения Северного Кавказа граф Н. И. Евдокимов получил на Кубани 10700 дес. Всего же в Кубанской области российской и местной аристократии было пожаловано более 0,5 млн. дес. удобной земли. Выделив около 12 % земельного фонда под частные владения, правительство большую часть земельной площади Кубани оставило для казачества. Как видим, помещичье землевладение оказалось на Кубани незначительным. В Европейской России оно составляло свыше 36 %.

Наряду с земельными преобразованиями на Кубани шла и подготовка к отмене крепостной зависимости у горских крестьян. В 1865 г. в прокламации к горскому населению русское правительство заявило о невозможности сохранения крепостного права у горцев. В 1866 г. были запрещены купля и продажа крестьян.

2).Групповая работа учащихся.

3 группа - составляет схему образования Кубанской области и Черноморской губернии (стр.72-73 учебника)

4 группа – составляет таблицу, где анализирует факторы, способствующие и препятствующие заселению Прикубанья.

5 группа – подводит итоги колонизации.

3). Выступления учащихся.

Два ученика на доске записывают факторы, влияющие на процесс заселения Прикубанья.

5 группа подводит итоги колонизации.

Судебная реформа 1864 г. коснулась главным образом русского населения Кубани. В горских округах действовали окружные сословные суды. Во главе их стояли начальники округов или их помощники. Менее важные дела разбирали аульные суды. Все споры решались в горских судах по адату (по обычаю). Если по адату было трудно решить вопрос, применялись общероссийские законы.

С 1879 г. в казачьих станицах стали действовать суды, которые избирались станичными сходами. Они принимали дела по возмещению убытков, не превышавших 100 руб. Имели право наказывать штрафом до 3 руб., арестом до 7 дней или шестидневным выполнением общественных работ. Наряду со станичными судами были ещё третейские суды, к которым обращались казаки по общему согласию. С 1891 г. в кубанских станицах стали действовать и суды почетных судей - один на две-три станицы. Эти суды являлись более высокой инстанцией по сравнению со станичными. Большинство дел в станичных судах регулировалось неофициальными нормами или традициями. Надзор за выполнением решений « типичных судов осуществляли станичные атаманы. Крупные дела (убийства, разбои и т. д.) рассматривали окружные суды. Бывали случаи, когда станичники, нарушая правовые нормы, совершали самосуды над конокрадами и ворами. Власти боролись с пережитками казачьего самоуправства.

Проведенная в России в 1879 г. реформа городского самоуправления не миновала и Кубань. В Кубанской области в это время статус города имели Екатеринодар, Майкоп, Анапа, Темрюк и Ейск. В Черноморском округе - Новороссийск. Однако городское, самоуправление кубанская администрация посчитала возможным ввести только в Екатеринодаре и Темрюке (как наиболее развитых торгово-промышленных городах области). Весной 1874 г. состоялись выборы в екатеринодарскую городскую думу. Избрано было 72 гласных (так называли тогда депутатов думы). Половину из них составляли представители купечества. Первым городским головой стал купец П. И. Якунинский.

В 1874 г. в России началась военная реформа, основой которой была всеобщая воинская повинность для лиц, достигших 21 года. Для казаков военная служба издавна была привычным делом. По уставу 1875 г. для Донского войска, вскоре распространенному и на Кубанское, мужское казачье население заступало на службу с 18 лет. Три первых года молодые казаки числились в приготовительном разряде, т. е. проходили воинскую науку в родной станице. Затем четыре года были на действительной службе в казачьих частях. После этого восемь лет они числились на "льготе" с периодическими лагерными сборами и 5 лет - в запасе. На военную службу казак должен был являться со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Кроме того, в станицах казаки осуществляли правоохранительные функции: охраняли важнейшие объекты, конвоировали заключенных; иногда и гибли в мирное время, исполняя свой служебный долг.

Военная реформа не распространялась на горцев. Отчасти это было связано с обещанием Александра II не обращать их в солдаты. В то же время с горцев взимался налог "взамен воинской повинности". Во время войн горцы на добровольной основе привлекались в армию, прежде всего в кавалерийские части, где они славились как мастера конной атаки.

Рефлексия. Тест.

1. Кубанская область образовалась в 1858 году?

2.Заселение земель в Прикубанье велось с целью окончательного покорения горских племён?

3.Земельные наделы переселенцы получали в основном в аренду?

4.Колонизация Кубани приводила к обнищанию и расслоению казачества?

5.Кубанская область была образована в 1860 году?

6. Колонизация Кубани велась высокими темпами?

7.В 60-70-е годы Черноморская губерния была малонаселённой?

( Ответы: да или нет).

Итог урока : таким образом, затронувшие Кубань преобразования были прежде всего следствием общероссийских реформ 60-70-х гг. XIX в. В то же время трудно переоценить значение ликвидации рабства и крепостничества в горских районах, осуществленной быстрее, чем в центральных губерниях России.

В целом же реформы на Кубани при всей их незавершенности и половинчатости способствовали экономическому, общеполитическому и культурному развитию края, внутреннему сближению его народов, устранению их экономической разобщенности, вхождению Кубани в народнохозяйственную систему России.

Проведение реформ 1860-70 годов на Юге России и на Северном Кавказе имело ряд особенностей, обусловленных наличием казачьих областей и национальных районов.

Крестьянская реформа (1861 г.) на Ставрополье проводилась по принципам, характерным для всей России. На Дону действовали "Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости", разработанные специально для Области Войска Донского. Практически земля закреплялась за казачьими общинами: станицами и хуторами. Каждый казак получал из общинной земли "пай", в среднем 30 десятин. Таким образом, казаки обладали монопольным правом на землю в казачьих областях: Донской, Кубанской, Терской. В национальных районах Северного Кавказа реформа проходила в два этапа:

  1. размежевание земель и определение их юридического статуса;
  2. освобождение крестьян от личной зависимости и ликвидация рабства.

Земская реформа также имела особенности. Положение о земствах не распространялось на казачьи области и национальные районы. Попытка введения земств была предпринята в 1876 г. в Области Войска Донского (ликвидированы в 1882 г.).

Судебная реформа проводилась с некоторым опозданием с 1868 по 1873 гг., постепенно заменяя старую судебную систему гласным, бессословным, независимым от администрации судом. Однако в национальных районах данная реформа имела свои особенности. Например, у калмыков, нагайцев и др. старые улусные суды остались без изменений. Не затронула реформа и горцев. Новые судебные уставы вступили в действие в Ставропольской губ. с 1868 г., на Кубани - с 1869 г., в Области Войска Донского - с 1871 г. В 1866 г. создаются горские окружные суды (председатель - окружной начальник, 3 выборных от сословий, 2 кадия). Затем в соответствии с "Положением о сельских обществах" (1868 г.) и "Временными правилами горских словесных судов" (1869 г.) создаются аульные и горские словесные суды. В Дагестане разбирательство велось на основе кодифицированных адатов и шариата.

В ходе военной реформы военным уставом 1874 г. устанавливалась всеобщая воинская повинность и 20-летний срок службы для казаков. Для горцев служба была необязательна и заменялась налогом.

Автор: Кавказский Узел

Судебная реформа Александра 2 (1864 год) – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, предусматривающая полное изменение судебной системы в Российской Империи.

Реформа разрабатывалась с 1861 по 1863 год.

Причины реформы. Старая судебная система

До реформ Александра в России действовала судебная система, принятая при Екатерине 2. Суд делился на уездный, губернский и общегосударственный, а сама система в целом была довольно хаотичная, что нередко приводило к осложнениям. Одним из самых крупных недостатков такой системы была ее чрезвычайная сложность – процесс проходил в несколько этапов, бумаги проходили через несколько ведомств, что делало судебный процесс очень длительным.

Судебная власть не была отделена от административной, подсудимые имели очень ограниченные права и редко могли подавать свои жалобы, которые оставались неудовлетворенными из-за длительности самого процесса рассмотрения. Не упрощало процесс судопроизводства и то, что существовало огромное количество различных правил и исключений из правил, которые приводили к путанице.

Именно тот факт, что один процесс мог длиться десятилетиями и привел Александра 2 к мысли о необходимости срочно реформировать судебную систему.

Разработка судебной реформы

Идея о необходимости реформировать суд возникла еще в 1840-ых годах, впервые о ней заявил граф Блудов, который составил подробнейшую записку с описанием необходимых реформ и направил ее Николай 1 . Император видел все трудности судебной системы, но проводить реформу не стал.

Во времена Александра 2 на судебную систему и законодательство в этой сфере обратили более пристальное внимание. Существующие судебные уставы было предложено реформировать, для чего была создана Государственная канцелярия, которая занималась редактированием и утверждением всех законопроектов. Для составления текста новой реформы был создан специальный совет, в который входили ведущие общественные деятели того времени. В 1862 году был составлен первый проект реформы.

В 1864 году комиссия предоставила на рассмотрение новые Судебные уставы, которые вскоре были утверждены. Реформа получила официальный ход и уставы стали постепенно внедряться в судебную систему.

Краткое содержание судебной реформы

Александр 2 хотел создать более совершенный суд, который бы смог работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды. В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий. Это позволило быстрее рассматривать дела, разделяя их на гражданские и уголовные, а также значительно сократить длительность самого процесса. Суд стал значительно эффективнее, так как исчезла путаница в судебной системе.

Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Суд становился более открытым, гласным, все стороны–участники процесса получали равные права и могли участвовать в дискуссии на равных. Были значительно расширены полномочия следователей, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, появились новые виды доказательств, а также появилось разделение на предварительное и судебное следствие, что значительно снижало шанс судебной ошибки. Подсудимые теперь также могли рассчитывать на обжалование приговора и рассмотрение их дела в более высокой инстанции (Верховный суд, императорский суд).

Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. Суд стал полностью независимым институтом. Судебная власть полностью отделялась от административной, судебное следствие от полицейского, появилась процессуальная независимость.

Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый. Честный процесс.

Главные документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным. Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.

Несмотря на то, что Александр 2 понимал необходимость реформы, он опасался ее последствий, однако судебная реформа получила огромную общественную поддержку и прошла гладко.

Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее.

Заработок в интернете без вложений

Судебная реформа 1864 (или Судебная реформа Александра 2) — комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в России.

Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и сословия Присяжных Поверенных. Реформа обеспечивала гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. Разрабатывалась реформа в 1861—1863 гг. Утверждена Александром II 20 ноября 1864 года.

Причины проведения судебной реформы

До реформы в России действовала старая судебная система, которая была принята еще при Екатерине 2, она отличалась плохой организацией.

• Суд был поделен на городской, уездный, губернский и общегосударственный, но взаимодействие между несколькими уровнями было ужасным, система пребывала в хаосе. Кроме этого, основной недостаток старой системы, это ее сложность – судебные процессы проходили через столько инстанций и этапов, что могли затягиваться не только на месяцы, но и на годы.

• Судебная власть до реформ не отделялась от административной, у подсудимого имелись довольно ограниченные права, он не мог обжаловать решение суда попросту потому, что жалоба настолько долго шла до инстанции, что за это время подавший жалобу уже мог бы отсидеть весь срок.

Судебная реформа Александра 2 (1)

• Процесс рассмотрения дела в суде был довольно запутанный и зачастую бессистемный. Ситуация была усложнена тем, что в законодательстве имелось настолько много правил и исключений из них, что даже сами служители закона часто путались.

• Характерной чертой судебной системы был весьма высокий уровень коррупции, взяточничества, потому как неконкретно сформулированные положения и законы давали очень широкие просторы для судебных усмотрений.

• И конечно же важным катализатором подготовки и проведения судебной реформы была крестьянская реформа.

Разработка реформы

Мысль о необходимости реформировать судебную систему появилась намного раньше самой реформы, в 1840-х гг. и принадлежала она графу Блудову. Графом был составлен свой законопроект, который содержал советы по реформированию. Он отправил его на рассмотрение Николаю 1. Император не стал заниматься проведением реформы, хотя понимал ее необходимость.

При Александре 2 ситуация изменилась и правительство задумалось о несовершенстве судебной системы. Было решено создать специальную комиссию, которая бы занялась редактированием имеющегося законопроекта, разработала новые положения и общий текст реформы. В состав комиссии вошли многие видные политические и общественные деятели тех времен. В 1862 г. был представлен первый вариант проекта судебной реформы, но его не приняли.

1864 год — был подготовлен новый вариант законопроекта, с новыми Судебными уставами. Представленные документы были тщательно рассмотрены, утверждены, а реформу начали внедрять в судебную систему.

Судебная реформа Александра 2 (2)

Краткое содержание реформы

Александр 2 намеревался создать более совершенный суд, который смог бы работать эффективней, принимать более честные и справедливые решения по отношению всех категорий граждан, вне зависимости от их сословий.

Реформой были созданы две ветви судов – мировые суды и общие съезды. И в свою очередь, каждая из этих ветвей, была разделена на две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В новой системе имелась четкая иерархия и разделение полномочий, что давало возможность избавиться от путаницы, существовавшей раньше. И теперь весь процесс прохождения дела по инстанциям был довольно короткий и четко оговоренный. Дела не терялись и не застревали на несколько лет в кабинетах чиновников. Дела делились на гражданские и уголовные и рассматривались в зависимости от их классификации. Путаница, наконец, исчезла.

Ко всему реформа смогла существенно изменить принципы и процедуры судопроизводства. Суды стали более открытыми благодаря введению принципа гласности. Все участвовавшие в процессе теперь имели равные права и могли выступать в суде с доказательствами и речами, а также на равных принимать участие в дискуссии.

Были расширены полномочия следователей – введены новые типы оперативно-розыскных мероприятий, появились новые типы доказательств. Кроме этого, разделили предварительное и судебное следствие, что уменьшало возможность появления судебной ошибки. Подсудимый же, наконец, мог рассчитывать на полноценное обжалование приговора в вышестоящих инстанциях в кратчайший срок.

Новые принципы судоустройства и судопроизводства

• Одной из важнейших частей реформы было то что появился суд присяжных, суд стал независимым институтом;

• Судебную власть полностью отделили от административной и полицейской;

• Независимость суда от сословия. У каждого человека появились равные права и он мог рассчитывать на открытый честный процесс;

• Установление прокурорского надзора;

• Несменяемость судей и следователей;

• Отделение предварительного следствия от судебного.

Основополагающие документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.

Отмена крепостного права, кратко
Александр 2
Земская реформа Александра 2

Итоги и значение судебной реформы

Судебная реформа 1864 привела к появлению в Российской Империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современная, отражала все мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве.

Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым.

Если до этого судья мог на закрытом заседании (без подсудимого, его адвоката, присяжных и т. д.) единолично принимать решение, зачастую даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, присяжные, но и новые правила судебной системы, что в действительности дало возможность обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Некоторые ограничения сохранялись для крестьян, но, в целом, несмотря на минусы судебной реформы, судебная система России значительно продвинулась вперед и встала на один уровень с судами развитых стран Европы.

Читайте также: