Судебная реформа 1922 г кратко

Обновлено: 03.07.2024

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

– народный суд в составе постоянного народного судьи;

– народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

– Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях. Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны. Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

1. Народный суд (в уезде – районе). Он функционировал в составе или постоянного народного судьи, или постоянного народного судьи и 2 заседателей. Судьи и заседатели избирались Губисполкомами на 1 год с правом переизбрания из числа граждан, обладавших избирательными правами. Этот суд в качестве суда первой инстанции рассматривал основную массу уголовных и гражданских дел.

3. Верховный суд РСФСР. Он включал Президиум, Пленум и 7 Коллегий (2 судебные – по уголовным и гражданским делам; 2 кассационные - по уголовным и гражданским делам; военную, военно-транспортную в качестве надзорных и кассационных инстанций соответствующих трибуналов и дисциплинарную). Состав Верховного суда избирался ВЦИКом. Он выступал судом первой инстанции по делам государственной важности; кассационной инстанцией по отношению к губернским судам и надзорной инстанцией по отношению ко всем судебным органам РСФСР.

Трибуналы из органов чрезвычайной юстиции превращались в судебные органы специальной подсудности. В 1922 г. все трибуналы, кроме военно-транспортных и военных, были упразднены. Их функции были переданы судам.

1. Народный суд (в уезде – районе). Он функционировал в составе или постоянного народного судьи, или постоянного народного судьи и 2 заседателей. Судьи и заседатели избирались Губисполкомами на 1 год с правом переизбрания из числа граждан, обладавших избирательными правами. Этот суд в качестве суда первой инстанции рассматривал основную массу уголовных и гражданских дел.

3. Верховный суд РСФСР. Он включал Президиум, Пленум и 7 Коллегий (2 судебные – по уголовным и гражданским делам; 2 кассационные - по уголовным и гражданским делам; военную, военно-транспортную в качестве надзорных и кассационных инстанций соответствующих трибуналов и дисциплинарную). Состав Верховного суда избирался ВЦИКом. Он выступал судом первой инстанции по делам государственной важности; кассационной инстанцией по отношению к губернским судам и надзорной инстанцией по отношению ко всем судебным органам РСФСР.




Трибуналы из органов чрезвычайной юстиции превращались в судебные органы специальной подсудности. В 1922 г. все трибуналы, кроме военно-транспортных и военных, были упразднены. Их функции были переданы судам.

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.)

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.) Рассматриваемый этап с победы Великой Октябрьской революции до принятия первого советского УК 1922 г. представляет значительный интерес как период рождения первого в мировой истории социалистического

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке Уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. Было разработано несколько

55. Судебная реформа 1864 г

55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 31 октября 1922 г., дало начало новой судебной реформе:— народный суд в составе постоянного народного судьи;— народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных

Таможенный тариф 1922 г.

Таможенный тариф 1922 г. В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, который просуществовал до начала 1924 г.Согласно данному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник * * *Родился в потомственной дворянской семье. Образование получил в Училище Св. Петра и на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1878 со степенью кандидата прав. Службу

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник * * *Родился в семье потомственного дворянина Орловской губернии. Получил образование в престижном учебном заведении — Императорском Александровском (бывшем Царскосельском) лицее. В 1878 начал службу в

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

Судебная реформа 1872–1875 гг.

Судебная реформа 1872–1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США

В современных условиях, когда продолжается реформирование судебной системы Российской Федерации, необходимо изучать и учитывать опыт судебных реформ прошлого, среди которых одной из наиболее значимых была реформа 1922 г.

Судебная реформа 1922 г. являлась комплексным преобразованием всей судебной системы, введением в правовую практику новых для советского государственного строя институтов.

Основные аспекты судебной реформы могут быть выражены в следующих положениях:

реорганизация системы общих судов и революционных трибуналов;

создание государственного арбитража;

модернизация процессуального законодательства.

В процессе реализации судебной реформы вместо общих судов и трибуналов была создана единая система из трех звеньев: народный суд - губернский суд - Верховный суд республики.

Народные суды учреждались в уездах и должны были рассматривать основную массу гражданских и уголовных дел. Заседали они в составе одного судьи или судьи с двумя народными заседателями.

Губернский суд руководил народными судами, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам, а также служил кассационной инстанцией для народных судов.

Верховный суд РСФСР, в свою очередь, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам и как кассационная инстанция для губернских судов. Также Верховный суд осуществлял контроль над всеми судами республики, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Верховный суд РСФСР был образован 31 октября 1922 г. Председатель и члены Верховного суда назначались Президиумом ВЦИК.

Положение предусматривало, что временно сохраняются специальные суды: а) по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной Армии, — военные трибуналы, б) по делам об особо важных преступлениях, угрожающих транспорту, — военно-транспортные трибуналы, в) по делам о преступлениях по нарушению Кодекса законов о труде — особые трудовые сессии народных судов, г) по делам земельным — земельные комиссии, и д) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами — состоящие при Совете Труда и Обороны и губернских экономических совещаниях — центральная и местные арбитражные комиссии.

Судебная реформа сопровождалась воссозданием таких органов, существовавших в царской России, как прокуратура и адвокатура.

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре от 25 мая 1922 г. в стране учреждалась Государственная прокуратура РСФСР как орган надзора за соблюдением законности всеми органами власти, организациями и частными лицами. Кроме органов власти и управления, прокуратура следила за законностью действий органов дознания и ГПУ, за местами лишения свободы, выполняла функцию поддержания обвинения в суде. Прокурором республики являлся нарком юстиции, поэтому прокуратура не являлась независимой.

Отдел Государственной прокуратуры в Наркомюсте включал в себя следующие подотделы: общего надзора, надзора за органами следствия и дознания, государственного обвинения и секретариата.

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Коллегии адвокатов создавались при губернских отделах юстиции для оказания юридической помощи населению, в том числе для осуществления защиты обвиняемых в суде, и функционировали под надзором губернских судов.

В ходе судебной реформы для разрешения экономических споров была создана система государственного арбитража. В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах — промбюро и губсовнархозах.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (СУ РСФСР 1922. № 65. Ст. 769). Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г. (СЗ СССР. 1924. № 24. Ст. 293).

В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах — промбюро и губсовнархозах (СУ РСФСР. 1922. № 65. Ст. 769).

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях. Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г. (СЗ СССР. 1924. № 24. Ст. 293).

Арбитражным комиссиям были подведомственны: а) имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями; б) споры между государственными организациями (но не ниже губернского уровня) — при обязательном условии согласия спорящих сторон на разрешение дела в комиссиях.

Судебная реформа 1922 г. была связана не только с изменением системы судоустройства, но и с модернизацией судебного процесса. В 1923 г. были приняты два важных нормативных акта: Уголовно-процессуальный кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс.

Судебная реформа 1922 г., несмотря на свою значимость, не создала целостной и завершенной судебной системы. Даже после ее завершения и кодификации процессуального законодательства вопрос судоустройства и судопроизводства продолжал регулироваться целым рядом различных нормативных актов: Положением о судоустройстве РСФСР, Положением о прокурорском надзоре, а также материальными и процессуальными нормами вновь принятых кодексов. В то же время продолжали действовать многочисленные принятые ранее декреты, постановления, положения, инструкции. При этом формы процессуальной деятельности судов не были устойчивыми, они постоянно изменялись с учетом тех задач, которые государство, исходя из политической ситуации в стране, ставило перед судебными органами.

Список литературы

Пашенцев Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2010. 367 с.

Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы

Новая экономическая политика советского государства способствовала преобразованию системы органов государственной власти и управления, включая и судебные учреждения, которые в предшествующий период были ориентированы в основном на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий. В связи с развитием частного предпринимательства необходимо было пересмотреть состав такого вида преступлений, как спекуляция и порядок применения соответствующих наказаний. Требовала также реорганизации и существовавшая прежде система судебных учреждений в стране.

Срок полномочий народных судей, которых избирали губернские исполкомы Советов, составлял один год. К кандидатам в народные судьи предъявлялись следующие требования:

  1. стаж ответственной политической работы в течение двух лет в общественных рабочих и крестьянских организациях или трехлетний опыт работы в органах юстиции на должностях не ниже народного следователя;
  2. кандидат должен был обладать правом избирать и быть избранным в советы. Данные ограничения были обусловлены стремлением советской власти не допустить в состав судебных органов представителей бывших эксплуататорских классов. Естественно, что при таком подходе профессиональные знания кандидата в судьи ценились значительно ниже, чем политический опыт работы в советских органах.

В Положении подчеркивалось, что народными заседателями могли избираться все трудящиеся РСФСР, обладавшие правом избирать и быть избранными в местные советы. Народные заседатели избирались на промышленных предприятиях, в воинских частях, волостных и сельских советах. Важно отметить, что в Положении устанавливались существенные ограничения по классовому составу народных заседателей: 50% должны были избираться от рабочих; 35% — от волостей и селений; 15% — от воинских частей.

Народный суд рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел. Губернский суд выступал в качестве суда первой инстанции по сложным гражданским и уголовным делам, связанным с особо опасными преступлениями. Подсудность губернского суда распространялась на все дела о государственных и должностных преступлениях, повлекшие за собой тяжелые последствия, дела о других опасных преступлениях. Кроме того, губернский суд выступал в качестве надзорного органа за деятельностью подведомственных ему народных судов, а также рассматривал кассационные жалобы и протесты прокурора на решения народных судов и частные жалобы на их определения.

В состав губернского суда входили председатель, два его заместителя, 12 постоянных членов губернского суда и народных заседателей. К членам губернского суда предъявлялись следующие требования: председатель и его заместители должны были иметь опыт работы в должности народного судьи или члена революционного трибунала не менее 3 лет, а члены губернского суда — не менее 2 лет. Список кандидатов в народные заседатели составляла специальная комиссия, затем передавала его на утверждение губернского исполкома Советов.

Губернский суд функционировал в составе пленума, уголовного и гражданского отделов, а также дисциплинарной коллегии. На пленарное заседание губернского суда приглашались все его члены. Губернский суд решал вопросы определения границ и количества судебных участков, распределения народных судей по участкам, рассматривал дела, связанные с дисциплинарной ответственностью судей и народных следователей, и др. К подсудности уголовного и гражданского отделов губернского суда относились дела по первой инстанции. Они выступали также в качестве кассационной инстанции по отношению к решениям народных судов.

Верховный Суд РСФСР осуществлял контроль за деятельностью всех судебных органов, рассматривал в кассационном порядке решения губернских судов и дела особой государственной важности по первой инстанции. К ведению Верховного Суда РСФСР относились также высший судебный надзор и руководство судебной практикой.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе Президиума Верховного Суда, Пленума Верховного Суда, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель и члены Верховного Суда РСФСР назначались Президиумом ВЦИК. На пленарные заседания Верховного Суда приглашались все члены суда. Пленум Верховного Суда РСФСР рассматривал вопросы, связанные с толкованием законов относительно судебной практики, отменой и изменением приговоров судебных и кассационных коллегий Верховного Суда, других судебных учреждений.

Наркомат юстиции РСФСР осуществлял общее руководство судебными учреждениями республики, их инструктирование, а также разрабатывал основные направления судебной политики.

При исполкомах волостных, уездных, губернских, краевых, областных и окружных советов создавались земельные комиссии, рассматривавшие споры, связанные с вопросами землевладения и землепользования. В состав данных комиссий входили представители соответствующих земельных органов. Особая коллегия высшего контроля по земельным вопросам, созданная при ВЦИК РСФСР, должна была обеспечить общее руководство и методическую помощь земельным комиссиям. Прокурор РСФСР и Председатель Верховного Суда РСФСР осуществляли надзор за решениями Особой коллегии высшего контроля по земельным вопросам и земельных комиссий.

К специальным судебным органам относились также Высшая арбитражная комиссия при ЭКОСО РСФСР и местные арбитражные комиссии, рассматривавшие дела об имущественных спорах, возникавших между государственными органами и предприятиями.

После образования СССР важную роль в судебной системе страны стал играть Верховный Суд СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. он давал руководящие указания Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР решения Верховных судов союзных и автономных республик в случаях их противоречия общесоюзному законодательству, решал уголовные дела, связанные с должностными преступлениями, совершенными высшими государственными чиновниками.

Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 г. к компетенции Верховного Суда СССР был отнесен и кассационный порядок рассмотрения дел, поступавших из военных трибуналов.

Читайте также: