Назовите сюжетные линии пьесы недоросль кратко

Обновлено: 04.07.2024

Действие комедии “Недоросль” происходит в доме помещиков Простаковых, отличающихся дремучей невежественностью и дикостью нравов.

Главенствует в семье госпожа Простакова – женщина властная и своевольная, жестокая с крестьянами и грубая с домочадцами. Главной ее страстью является безоглядная любовь к сыну Митрофанушке – недорослю, увиливающему и от дворянской службы, и от обучения необходимым в дворянском обществе наукам. В доме проживает также родственница Простаковой, сирота Софья, которая, будучи хорошо воспитанной и образованной

Хозяйка дома хочет выдать ее замуж за своего брата Скотинина, но, неожиданно получив известие о внушительном наследстве Софьи, решает обвенчать ее с Митрофанушкой. Девушка, влюбленная в благородного офицера Милона, не допускает и мысли о свадьбе с недорослем, однако Простакову это не останавливает: хитростью и силой она пытается добиться своего. Только благодаря заступничеству дядюшки, влиятельного и прогрессивно мыслящего дворянина Стародума, помощи Милона и участию их общего знакомого Правдина Софье удается избежать насильственного

В конце комедии влюбленные получают благословение Стародума на венчание, а Простаковой, известной бесчеловечным отношением к крестьянам, оглашается “высочайший приказ”, согласно которому ее дом и крепостные передаются под государственную опеку. “Вот злонравия достойные плоды!” – провозглашает, указывая на Простакову, Стародум в финале комедии.

Экспозицией является первая сцена, в которой описывается примерка кафтана. Далее следует завязка первой сюжетной линии — любовной, это письмо Стародума. Завязка второй сю­жетной линии — общественной — соотносится с появлением Прав­дина. В третьем и четвертом действиях происходит усиление раз­вития любовной линии. Кульминацией одновременно любовной и общественной линий является похищение Софьи. Развязки их происходят в пятом действии: общественная линия завершается тем, что над имением устанавливается опека, а любовная линия оказы­вается статичной, потому что Софья соединяется с Милоном.

Назовите сюжетные линии пьесы.

Внешне комедия строится на традици­онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю­дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро­ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна­комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен­ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис­ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает­ся в одни сутки и составляет заключи­тельный этап сюжета. Простакова реша­ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес­та для ее сына. Завязка наступает с по­лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни­цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра­том.

Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза­имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде­лялась Стародумом и Простаковой; вто­рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы­тиях этой развязки раскрывались общест­венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на­правленность комедии в целом.

Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на­строенного дворянства и жестоких поме­щиков-крепостников по проблемам отно­шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж­данина отечества.

Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?

Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен­ные сюжетные функции.

Какие сцены и лица не имеют прямого отно­шения к развитию сюжета, но связаны с проблема­тикой комедии? Какова их роль?

Комические сцены: примерка Митрофа­ном нового платья и обсуждение Тришки­ной работы, уроки Митрофана, ссора сест­ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда­ют представление о бытовой, повседнев­ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей­ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя­щего на сцене.

Выпишите из текста комедии пословицы, по­говорки и афоризмы, раскройте их роль в характе­ристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких вы­ражений в речь персонажей?

Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).

Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).

Нашел деньги, ни с кем не делись (Про­стакова).

Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).

Ни за что, ни про что (Митрофан).

Повинную голову меч не сечет (Проста­кова, оправдываясь перед Стародумом).

По пяти рублей на год, да по пяти поще­чин на день (Еремеевна).

Себе на уме (Простакова).

Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).

1) назовите сюжетные линии пьесы
2) в чем вы видите конфликт комедии "недоросль"?

3) КАКИЕ СЦЕНЫ И ЛИЦА НЕ ИМЕЮТ ПРЯМОГООТНОШЕНИЯ К РАЗВИТИЮ СЮЖЕТА,НО СВЯЗАНЫ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ КОМЕДИИ? какога их роль?
4) почему "недоросль" называется комедией?
5) можно ли назвать "недоросль" высокой комедией и если да, то почему?

1.В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный
2.в недоросль 2 конфликта следовательно 2 завяски и развяски, а канфликты там между любовным треугольником - софья любит милона а милон любит скотинина а скотинин метрофану а кого любишь ТЫ? ладно ну там и в правду конфликты: любовный треугольник (милон скотинин и метрофан хотят жениться на софье но взаимная любовь только между милоном и софьей а другие хотят жениться из-за денег 2 канфликт между добродейтелью и пороком
3.Например, роль слуги (1 действие, 1 явление) - эпизодическая. Герой больше не появляется на сцене и не играет роли в развитии действия. Но эпизод с ним - показатель отношения Простаковой к своим слугам.
Примеры по тексту приводи обязательно, иначе будет бездоказательно. А так на вопросы ответишь и покажешь знание текста.
4.Отрицательные герои в комедии представлены Фонвизиным в комедийном ракурсе. Автор высмеивает их, тем самым подтверждая их отрицательные черты. (пример с обучением Митрофана) .
5.можно из-за крылатых выражений, популярности произведения, остроты сюжета, комичности постановки

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.

Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.

Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.

Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.

Жанр, сюжет, композиция

Готовые работы на аналогичную тему

Сатира и публицистика питают обличительный пафос содержания произведения. Сатира наполняет все сцены, где изображается жизненный уклад семейства Простаковой.

Сюжет комедии несложен. Фонвизин положил в основу сюжета конфликт общественно-политической жизни 70-начала 80-х годов 18 века. Это борьба с крепостницей Простаковой и лишение ее права владения поместьем.

В комедии одновременно присутствуют и другие сюжетные линии, не являющиеся основными. Это борьба Скотинина, Простаковой и Милона за Софью и соединение влюбленных друг в друга Милона и Софьи.

Система персонажей и их характеристика

Как и в любом классицистическом произведении, персонажи делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательными героями пьесы являются:

  1. госпожа Простакова, хозяйка поместья
  2. господин Простаков, муж Простаковой
  3. Митрофан - недоросль, сын Простаковых
  4. Скотинин – брат Простаковой.
  1. Стародум, дядя Софьи
  2. Софья - сирота, живущая у Простаковых
  3. Милон, офицер, влюбленный в Софью
  4. Государственный чиновник Правдин.
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист
  • учитель арифметики Цыфиркин
  • няня Митрофана Еремеевна
  • Бывший кучер, выдающий себя за учителя, Вральман.

Простакова является самым ярким отрицательным персонажем и наиболее выдающимся лицом пьесы. Простакова – хозяйка поместья, устанавливает свои порядки и принимает решения. Невежественна, груба, лишена манер. Жестока, завистлива, лицемерна, лжива. Не умеет читать, презирает науку. Образованием Митрофана Простакова занимается только потому, что так положено в обществе. Митрофан – единственный, кого она любит, но своей любовью превращает сына в свою копию.

Простаков – безумно боится жены и не смеет с ней спорить. Потерял свое достоинство и собственное мнение.

Митрофан - Сын Простаковых, недоросль. Его называют Митрофанушкой. Избалован, капризен, ленив, жесток, напыщен. Жуткий эгоист. Беспросветно туп, несмотря на старания учителей.

Скотинин, Брат Простаковой. Жесток, алчен, невежественен, самовлюблен. Его интересуют только свиньи. Не имеет представления о любви и привязанности.

Софья - положительный женский образ произведения. Добрая, сострадательная, кроткая девушка. Очень хорошо воспитана и образованна, обладает пытливым умом и стремится к знаниям. Много читает, приветлива и вежлива со всеми.

Милон. Офицер, возлюбленный Софьи. В пьесе это образ идеального мужчины, образ героя-защитника, мужа. Милон справедлив, не терпит ложь и подлость. Лишен расчетливости и тщеславия. Искренне любит Софью.

Читайте также: