Субъекты телекоммуникационного права кратко

Обновлено: 15.05.2024

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРАВА. Предметные сферы телекоммуникационного права
Предмет телекоммуникационного права находится в состоянии формирования ив настоящий момент его можно характеризовать тремя основными сферами (блоками, которые определяют телекоммуникационные отношения. Лицензирование и контроль телекоммуникационной деятельности Эта предметная сфера тесно граничит с административными и гражданскими отношениями. Получение специального правового статуса (прекращение деятельности) телекоммуникационным оператором, как явление выделено из традиционных гражданских и административных правоотношений. Эти отношения предшествуют собственно телекоммуникационной деятельности, сопровождают её на всём протяжении и завершают е. Отношения по поводу регистрации и лицензирования носят разовый характер, отношения по поводу ввода и экспертизы объектов носят систематический характер. Отношения по поводу контроля возникают также и между операторами в процессе присоединения сетей, что позволяет их выделить в данную предметную сферу по субъектному признаку. Контрольные отношения между операторами мало изучены, не имеют аналогов в практических сферах. Создание и эксплуатация телекоммуникационной инфраструктуры. Проектирование, строительство (присоединение) телекоммуникационных сетей имеет свою особую специфику. Отношения, смежные с отношениями по поводу капитального
16

строительства, возникающие входе самостоятельного развития собственной сети отдельными малыми предприятиями, лишь частично регулируются законодательством о строительстве. Значительная часть подобных отношений рассматривается сторонами в рамках гражданского права. Однако возникают вопросы, как правило, по поводу правового регулирования распределения и использования телекоммуникационных ресурсов, доступа для размещения (монтажа) сетей на объектах городской инфраструктуры, зданиях, строениях. Логично отнесение их к телекоммуникационным отношениям, поскольку основное их содержание – оборот ресурсов, доступ для размещения телекоммуникационной инфраструктуры оборудования, сетей, поддержание сетей в готовности. Этот комплекс отношений непосредственно предшествуют оказанию услуг. Оказание телекоммуникационных услуг Традиционно оказание платных услуг относят к предмету гражданского права. В тоже время в телекоммуникационной сфере имеется масса примеров (последний – мобильная связь, неспособности или невозможности регулировать услуги гражданскими правовыми средствами. Вариантом формализованного участия регулятора в оказании услуг являются нормы об универсальной услуге. Цена и номенклатура, которой определяется регулятором отношений (государством. Субъекты отношений по поводу оказания универсальной услуги преимущественно не имеют отношения к государству. Учитывая такие факторы, проблематично и спорно отнесение данного вида отношений исключительно к административным или гражданским. Действующее телекоммуникационное законодательство частично решает данную проблему, включая в предметную сферу отношения по
17

поводу универсальной услуги. Примером неформализованного регулирования может служить разрешение ситуации со стоимостью услуг роуминга операторов сотовой связи. Решением вопроса в целом является формирование в законодательстве норм, регулирующих правовой режим всех телекоммуникационных услуг.
Телекоммуникационное право развивается в составе информационного права как подсистема, состоящая из обособленных частей и элементов. В настоящее время телекоммуникационное право можно характеризовать как суботрасль (подотрасль) права в составе информационного, в перспективе возможно выделение его в самостоятельную отрасль права.
2.2. Методы в телекоммуникационном праве Метод правового регулирования телекоммуникационных отношений находится в стадии разработки. Отношения в телекоммуникационной сфере осуществляется преимущественно на основе традиционных методов правового регулирования, поэтому метод не может являться единственным основанием для выделения телекоммуникационного права. В тоже время, необходимо рассмотреть основные тенденции его формирования. Генетическая и историческая связь телекоммуникационных норм с нормами административными предопределила состояние, которое ДН. Бахрах характеризует, как асимметрию прав и обязанностей субъектов в телекоммуникационной сфере, те. применение императивного метода. С другой стороны, включение значительной части элементов телекоммуникационной инфраструктуры в гражданский оборот обуславливает применение также и диспозитивного метода в
18

телекоммуникационных правоотношениях. Взаимное сочетание и дополнение перечисленных методов представляется приемлемым отправным вариантом на современном этапе развития исследований телекоммуникационного права, но оно не исчерпывает всех средств и способов правового регулирования. Другое направление обусловлено тесной связью телекоммуникационного и информационного взаимодействия субъектов. Можно кратко отметить, что в современных условиях практически любое юридически значимое информационное взаимодействие имеет документальную или электронную телекоммуникационную) основу. Вхождение технико- технологичных средств в правовые конструкции в качестве элемента состава режимных средств правового регулирования общественных отношений обусловили сочетание правовых, организационно- правовых и высокотехнологичных средств в процессе регулирования информационных и телекоммуникационных отношений. Выбор режимных правовых средств и методов практически постоянно зависит от применяемых технологий, те. имеет технологическую зависимость ввел П.У. Кузнецов. Он заключается в определении соотношения правовых, организационно-технических и технико- технологических средств координации в правовом регулировании. Режим правового воздействия телекоммуникационного законодательства на общественные отношения, возникающие в телекоммуникационной сфере, представляет собой многоуровневую систему, которая является отраслевой особенностью телеком права. Данный вопрос требует дальнейшего изучения

Дополнительная литература.
Агапов А. Б. Административное право Учебник. М. 2006. Алексеев С. С. Общая теория права. В х т. М, 1981. в х томах.
Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М, 1991.
Бахрах ДН. Административное право России учебник. М. 2006.
Бахрах ДН. Административное право учебник для вузов / Бахрах ДН, Росинский Б. В, Старилов ЮН. М, 2004.
Бачило ИЛ. Информационное право Учебник / Бачило ИЛ,
Лопатин В. Н, Федотов МА Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2000. Волков Ю. В. К вопросу о методе в информационном праве // Российский юридический журнал. 2010. № 5. Волков Ю. ВО методах в телекоммуникационном праве / Общество в условиях финансового кризиса экономика, практика, право материалы международной научно-практической конференции Екатеринбург, 2009 г. Часть 1. г. Екатеринбург. Изд. Уральского института экономики управления и права. 2009. Волков Ю. ВО предмете и методе телекоммуникационного права Электронный ресурс // Право и Интернет. Доступ Волков Ю. ВО предмете телекоммуникационного права / Правовые понятия и категории в контексте информационного права // Материалы теоретического семинара по информационному праву.
ИГиП РАН. – М. 2006. Волков Ю. В. Правовые подходы к решению проблемы терминологии в электросвязи // Вестник связи, 2006. № 4. Волков Ю. В. Предмет телекоммуникационного права Право и экономика, 2006 № 10.
Горшкова Л. В. Правовые проблемы регулирования частноправовых
22

отношений международного характера в сети интернет Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М, 2005.
Кляйнштойбер Г. Й. Интернет между регулированием и управлением. Справочник по свободе массовой информации в Интернете Под ред.
Мёллера К. и Амуру А. Вена, 2004.
Коротков А. В. Федеральная целевая программа Электронная Россия
(2002-2010 годы и развитие инфокоммуникационных технологий. // Электросвязь. 2002. № 8. Кристальный Б. Концепция Российского законодательства в области Интернета / Кристальный Б, Якушев М. // Информационные ресурсы России. 2000. № 2(51).
Крупнов А. Е. Мультимедиа в России концепция, сети, услуги. // Электросвязь. 1995 № 5. Кузнецов П.У. Информационное право методические материалы по учебному курсу Екатеринбург. 2006. Кузнецов П.У. Информационные основания права Монография- Екатеринбург, 2005.
Кутузов В. И. Основы информационного законодательства / Кутузов В. И, Раимова АТМ.
Логинов НА. Регулирование деятельности операторов связи в глобальном информационном сообществе Электросвязь, 1999. № 5.
Луман Н. Что такое коммуникация // Социологический журнал.
№ 3.
Мамут Л.С. Сетевое государство Государство и право 12.
Мардер НС. О терминологии в электросвязи//Вестник связи.
№3.
Миленкович Д. Свобода информации Справочник по свободе массовой информации в Интернете Под ред. Мёллера К. и Амуру А.
23


3. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Субъекты телекоммуникационных правоотношений
В телекоммуникационной сфере субъекты принимают участие в различных отношениях (организационных, производственных и др. Главными признаками субъекта в телекоммуникационной сфере будет наличие у него законных прав и обязанностей и юридически значимая деятельность в телекоммуникационной сфере. На основе перечисленных критериев можем сформулировать общее определение субъекта телекоммуникационных правоотношений в телекоммуникационной сфере. Субъект телекоммуникационных правоотношений – это обособленный субъект, наделённый правами в соответствии с нормами права, либо государственной функцией по регулированию отношений в телекоммуникационной сфере либо, получивший разрешение (лицензию) и ресурсы (нумерации сетей, номиналы радиочастот) для телекоммуникационной деятельности, осуществляющий прием обработку и передачу информации с соблюдением информационного нейтралитета либо, получивший доступ к телекоммуникационным сетями ресурсам для получения услуг по приему обработке и передаче информации.
Нормативные акты позволяют сформировать перечень субъектов в телекоммуникационной сфере Российская Федерация как субъект международных отношений, государство-член Международного Союза Электросвязи (МСЭ), национальная администрация, член сектора МСЭ, делегация на конференциях МСЭ, делегат на
25

конференциях МСЭ, ЦИК Российской Федерации, дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, российское государство как субъект власти в лице отдельных органов, эксплуатационная организация, эксплуатационное предприятие связи, признанная эксплуатационная организация, радиовещательная служба, международная служба электросвязи, операторы связи, организации связи, операторы телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, абонент, отправитель, адресат, лицо, уполномоченное в соответствие со служебным положением, лицо, обладающее специальными техническими средствами, лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сетям, владелец ЭВМ, систем ЭВМ или их сетей, владелец сетей связи, предприниматель или юридическое лицо, производящее работы на сетях связи, должностное лицо, уполномоченное собственником для организации лицензируемых работа также отдельные категории специальных субъектов в телекоммуникационной сфере в соответствии с отраслевым законодательством. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Он может быть дополнен детальным описанием групповых позиций. Например, операторов связи можно перечислить детально оператор зональных сетей, оператор выделенных сетей, оператор трафика, оператор оборудования, оператор программных продуктов, оператор- интегратор и прочие. Возможна его детализация позиций путём перечисления структурных подразделений юридического лица, таких как радиовещательная служба и служба электросвязи. В перечень могут быть включены и иные, формирующиеся наименования
26

субъектов. Общими признаками субъекта телекоммуникационного права могут быть такие его правовые черты, которые придают ему качество обладать (правоспособность) совокупностью прав и обязанностей в телекоммуникационной области общественных отношений, самостоятельно реализовывать (дееспособность) их при осуществлении телекоммуникационной деятельности, а также нести ответственность в случае нарушения права (деликтоспособность).
Главными признаками субъекта в телекоммуникационной сфере является наличие у него законных прав и обязанностей и юридически значимая деятельность в телекоммуникационной сфере.
1. Наличие разрешения.
Отношение субъекта к телекоммуникационной деятельности позволяет разграничить лицензиара (орган государственной власти, выдающий лицензию, лицензиата и потребителя лицензированной деятельности. Наличие разрешения (лицензии) наведение телекоммуникационной деятельности.
2. Наличие ресурсов. Отношение субъекта к телекоммуникационным ресурсам (нумерации сетей и радиочастотному спектру) позволяет выделить распорядителя государство, управляющего (оператора связи) и потребителя ресурсов (абонента или пользователя радиочастот. Наличие права доступа. Отношение субъекта и права доступа к телекоммуникационной инфраструктуре (сетями объектам) позволяет выделить эксплуатирующую организацию (оператора связи) и потребителя услуг (абонента, клиента.
4. Управление трафиком. Отношение субъекта к трафику, наличие
27

отсутствие) обязанности его трансляции позволяет разделить генератора трафика (создателя или владельца сайта, информационного оператора (провайдера, потребителя информации) и оператора трафика (оператора связи.
5. Информационный (сетевой) нейтралитет. Отношение субъекта к информации позволяет разделить информационного оператора
(контент-провайдера) и оператора связи. Этот критерий можно обозначить, как критерий информационного нейтралитета, который также позволяет разделить понятия оператора связи от абонента, клиента. Субъект телекоммуникационных правоотношений – это лицо государство, должностное лицо, гражданин, юридическое лицо служба связи, которое осуществляет в телекоммуникационной сфере юридически значимую деятельность на постоянной или временной основе регулирование деятельности в телекоммуникационной сфере, эксплуатацию телекоммуникационных объектов или ресурсов, получает услуги в телекоммуникационной сфере либо выполняет отдельные функции с телекоммуникационной инфраструктурой Примерный классификатор субъектов – участников правоотношений в телекоммуникационной сфере
1) Государство. К данной категории относятся субъекты, которые в соответствии с законодательством осуществляют от имени государства регулирование деятельности в телекоммуникационной сфере, ведут телекоммуникационную деятельность или являются потребителями телекоммуникационных услуг, например государство в лице отдельных органов, Российская Федерация в целом как
28

государство-член Международного Союза Электросвязи (МСЭ), члены сектора МСЭ, делегация (делегаты) на конференциях МСЭ, ЦИК Российской Федерации, дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, иные государственные органы) Операторы и иные специальные субъекты, для которых телекоммуникационная деятельность, является основным видом деятельности. К данной категории относятся эксплуатационные организации, эксплуатационные предприятия связи признанные эксплуатационные организации, радиовещательные службы, операторы связи, организации связи, владельцы ЭВМ или сетей ЭВМ, владельцы сетей связи, иные аналогичные лица, основная деятельность которых связана с эксплуатацией телекоммуникаций. Операторы связи. В период с 2008 года активизировались попытки выделить в самостоятельную группу операторов виртуальных мобильных сетей связи. Иногда их ошибочно именуют виртуальные операторы. Данныё пример не нарушает в целом концепции деления субъектов на государство, операторов и абонентов) Абонент и иные потребители связи - субъекты, для которых потребление результатов телекоммуникационной деятельности или ресурсов является преобладающим видом деятельности в телекоммуникационной сфере, основная деятельность которых не связана с телекоммуникациями. Иные лица также участвуют в правоотношениях, ноне определяют состав телекоммуникационных правоотношений. Лица, подающие заявку на выдачу лицензии на оказание услуг связи соискатели лицензии. Аналогична по статусу группа лиц, подающих заявку на радиочастоты (соискатели радиочастот.
29

Малолетние лица (в том числе дети абонентов. Общественные организации и ассоциации. Отдельной группой необходимо выделить
Общественно-государственные образования. Примером таких образований может служить Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ). Национальные и локальные регистраторы сетевых имен (доменных имени номеров.

Волков Ю.В., доцент кафедры информационного права и естественнонаучных дисциплин Уральской государственной юридической академии.

Понятие субъекта телекоммуникационной сферы, его правовой статус до настоящего времени не сформирован. Телекоммуникационная сфера, развивающаяся динамично последнее десятилетие, нуждается в четкой формулировке определяющего субъекта.

Традиционное выделение отрасли права на основании предмета и метода дополняется современными исследователями, придающими субъекту определяющее значение при формировании отрасли права . С практической позиции точное определение субъекта, его правового статуса имеет значение как для правовой сферы, так и для экономического развития.

См.: Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб., 2004.

В этой связи отрасли права вырабатывают собственные определения, которые, с одной стороны, позволяют наиболее точно определить явление, кратко, одной фразой, словом, передать его функциональную сущность и правовой статус, с другой - способствуют разграничению правоотношений. Однозначно узнаваемые субъекты: истец, ответчик в гражданском процессе, работодатель и работник в трудовом праве и др. Законодательство в каждой сфере экономической деятельности также использует специальные термины для локализации понятий. В частности, в сфере железнодорожного транспорта понятие специального субъекта отражается терминами: пассажир, грузоотправитель, грузополучатель .

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

Экономические показатели и концептуальные документы свидетельствуют о формировании телекоммуникационного рынка, понятие телекоммуникаций прочно закрепилось в международном законодательстве, постепенно вводится в оборот и российскими законами. Однако действующее законодательство содержит общую классификацию субъектов в сфере связи, не выделяя телекоммуникационную сферу:

Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ, Концепция развития рынка телекоммуникационного оборудования Российской Федерации на 2002 - 2010 годы // [Электронный ресурс]: http://www.minsvyaz.ru/site.shtml.
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;

оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика;

оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи;

организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.

Деление отрасли в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" на почтовую и электросвязь (телекоммуникации) позволяют выделить почтовых субъектов, а именно:

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" // Российская газета. 1999. 22 июля.

операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи;

организации почтовой связи - юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности;

организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Оставшиеся в качестве специальных субъектов операторы и организации по смыслу приведенных Законов относятся к телекоммуникационной сфере. Уточнить соотношение понятий "оператор" и "организация" позволяет анализ терминов по словарям. Организация в одних случаях - строение, устройство; совокупность людей, объединенных для достижения общей цели, с распределенными обязанностями ; в других - планомерное, продуманное устройство либо общественное или государственное учреждение . Применение Федеральным законом "О связи" термина "организация" двоякое: с одной стороны, согласно приведенному выше определению, в качестве субъекта предпринимательской деятельности, с другой - как процесс.

Общими признаками для всех субъектов является наличие регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, способного иметь гражданские права и обязанности. Наличие разных типов понятия "субъект": оператор и организация, требует дополнительного анализа понятий. Начнем с понятия организация. Оно, с определенного рода допущением, обозначает юридическое лицо, главным признаком которого является осуществление деятельности в области связи в качестве основного вида деятельности. Что касается понятия "организация связи", оно в дальнейшем законодателем не развивается ни в Законе "О связи", ни в отраслевых подзаконных актах. Данное понятие, оставаясь в обороте как архаизм, в целом утратило свое значение в качестве правовой категории. Другим существенным моментом является наличие в Законе "О связи" понятия "организация" в ином смысле, а именно: как деятельность, процесс упорядочения чего-либо. Отраслевое законодательство в сфере связи или телекоммуникации не содержит определение понятия "основной вид деятельности". Рассматривая источники возможных аналогий, приведем пример отрасли энергетики, где под основной деятельностью организаций понимается деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации .

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" // Российская газета. 1999. 1 июля.

В связи с этим основной акцент в развитии правового статуса субъекта телекоммуникационной сферы должен быть сделан на понятие "оператор", происходящее от латинского operator - действующий. Из многообразия толкований понятия "оператор" применительно к телекоммуникациям более всего подходит значение специалист, управляющий сложной машиной (ЭВМ) . Приведенная классификация операторов дополняется подзаконными актами. В частности, Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия для классификации операторов используют другой, функциональный признак, а именно: тип сети (сеть междугородной и международной телефонной связи, сеть зональной телефонной связи, сеть местной телефонной связи). В результате анализа возможно выделение дополнительно подгрупп специальных субъектов в группе операторов:

Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд. М., 1990. С. 452.
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" // СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1243.

оператор сети междугородной и международной телефонной связи;

оператор сети зоновой телефонной связи;

оператор сети местной телефонной связи;

оператор сети передачи данных;

оператор сети телеграфной связи.

Неточность формулировок подгрупп операторов и отсутствие единого критерия для классификации также ставят вопрос о необходимости доработки в законодательстве норм дефиниций. Аналогичных выводов о неточности понятия "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования" придерживается Е.К. Волчинская, отметившая это еще на стадии проекта Закона . Действительно данное определение включает как функциональные элементы понятия, так и экономические показатели, относящиеся к части телекоммуникационной сферы. Разделение операторов на занимающих существенное положение и не занимающих существенное положение более соответствует не правовой, а экономической сфере, в которой оцениваются натуральные (количественные) и стоимостные показатели. Соответственно данная норма более соответствует антимонопольному законодательству, что ограничивает ее применение в телекоммуникационной сфере.

Волчинская Е.К. О проекте новой редакции Федерального закона "О связи" // Сборник материалов "ИНФОРУМА-5" - 5-й Всероссийской конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества" / Под общ. ред. А.В. Жукова. М., 2003. С. 123.

В управленческом сегменте телекоммуникационной сферы широко применяется также деление операторов на "старых" и "новых"; "традиционных" и "новых"; на "операторов" и "признанных операторов". Например, Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ содержит следующие определения:

традиционный оператор связи - оператор связи, созданный на базе государственных предприятий связи в результате процесса их приватизации и реорганизации;

новый оператор связи - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие лицензию на оказание услуг связи после 1990 г., при этом ранее не оказывавшие услуги связи на сети связи общего пользования. Подобные определения не отражают правовую природу и функциональную сущность субъектов.

Еще одним термином - "провайдер", происходящим от английского предусматривать, поставлять, снабжать, обеспечивать , обозначают телекоммуникационный субъект. Термин "провайдер" в большей мере соответствует понятию исполнитель (поставщик) услуг (см. гл. 39 ГК РФ).

Англо-русский словарь с транскрипцией / Под общ. ред. И.В. Мироновой. 2-е изд. СПб., 2004. С. 444.

Предлагаемый А.Ю. Рокотяном вариант классификации операторов интернет-услуг содержит две группы :

  1. операторы доступа в Интернет, обеспечивающие передачу данных в сети Интернет с целью организации связи пользователей сети Интернет между собой и с представленными в Интернете ресурсами и службами, т.е. телекоммуникационные операторы;
  2. операторы контент-ресурсов, под которыми понимаются компании (не обязательно операторы связи), деятельность которых направлена на информационное наполнение сети Интернет и предоставление конечным пользователям услуг информационного характера и иных сервисов, не являющихся в общем случае услугами связи.

Рассмотренный вариант классификации содержит основополагающий критерий - разделение субъектов в зависимости от выполняемых функций в процессе информационной и телекоммуникационной деятельности. В результате возможно выделение группы - телекоммуникационные операторы. Вторая группа в большей степени соответствует определению оператора информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных .

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Парламентская газета. 2006. 3 авг.

Таким образом, определяющим критерием классификации субъектов в телекоммуникационной сфере необходимо считать телекоммуникационную деятельность, т.е. производство телекоммуникационной инфраструктуры или услуг. В соответствии с выбранными критериями можно дать следующее определение. Телекоммуникационный оператор - субъект, независимо от организационно-правовой формы осуществляющий создание или управление объектом телекоммуникационной инфраструктуры в собственных целях, в интересах иных лиц, а также в целях оказания услуг пользователю оконечного устройства.

Практическое значение понимания правового статуса телекоммуникационного оператора представляется в более точном определении прав и обязанностей в договорах оказания услуг и присоединения.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Объекты и субъекты права в интернете

Особенностью правового регулирования отношений в сети Интернет является совмещение целого ряда различных правовых норм и моделей. В частности, отношения регулируются:

Объекты права в сети Интернет

В соответствии с действующим российским законодательством, а также лучшими мировыми практиками объектами права в сети Интернет можно считать отношения, регулирующие следующие сферы:

Особенностью объектов прав онлайн является сложность фиксации и доказательства определенных фактов. Информация в Сети является общедоступной и легко изменяется, поэтому может распространяться неконтролируемо, тем самым усложняя защиту тех или иных прав.

Субъекты права в сети Интернет

К субъектам правовых отношений в Интернете относятся все физические и юридические лица, так или иначе взаимодействующие с другими физическими и юридическими лицами с использованием Сети. В частности, выделяются такие ключевые субъекты как пользователь, правообладатель, владелец веб-сайта, регистратор доменного имени, провайдер, хостинг-компания и многие другие.


Тел.: 8 (495) 767-12-77, 8 (495) 609-00-08
Адрес: Москва, Страстной Бульвар, д.7, стр. 1, 2 этаж

X Спасибо за то, что воспользовались системой электронной записи!
Вы записаны к нотариусу Чернигову И.О. по адресу: Страстной бульвар, д. 7, стр. 1
Сохраните либо распечатайте данное уведомление и предъявите его в кабинете №3.
Просим проходить сразу в кабинет №3, МИНУЯ ОЧЕРЕДЬ, тем самым не вызывая излишнего ажиотажа среди ожидающих.

Если Вы не можете посетить нас в назначенное время - НЕ НУЖНО ЗВОНИТЬ и отменять или переносить запись, просто запишитесь еще раз на сайте или приходите без записи.

Телекоммуникации в обществе



Все эти факты свидетельствуют о проникновении телекоммуникаций в повседневную жизнь. Соответственно повышается роль права в отношениях, связанных с телекоммуникациями.

Предмет телекоммуникационного права

Предметные сферы телекоммуникационного права

Предмет телекоммуникационного права находится в состоянии формирования и в настоящий момент его можно характеризовать тремя основными сферами (блоками), которые определяют телекоммуникационные отношения.

1. Лицензирование и контроль телекоммуникационной деятельности. Эта предметная сфера тесно граничит с административными и гражданскими отношениями. Получение специального правового статуса (прекращение деятельности) телекоммуникационным оператором, как явление выделено из традиционных гражданских и административных правоотношений. Эти отношения предшествуют собственно телекоммуникационной деятельности, сопровождают её на всём протяжении и завершают её. Отношения по поводу регистрации и лицензирования носят разовый характер, отношения по поводу ввода и экспертизы объектов носят систематический характер. Отношения по поводу контроля возникают также и между операторами, что позволяет их выделить в данную предметную сферу по субъектному признаку.

2. Создание и эксплуатация телекоммуникационной инфраструктуры. Проектирование, строительство (присоединение) телекоммуникационных сетей имеет свою особую специфику. Отношения, смежные с отношениями по поводу капитального строительства, возникающие в ходе самостоятельного развития собственной сети отдельными малыми предприятиями, лишь частично регулируются законодательством о строительстве. Значительная часть подобных отношений рассматривается сторонами в рамках гражданского права. Однако возникают вопросы, как правило, по поводу правового регулирования распределения и использования телекоммуникационных ресурсов, доступа для размещения (монтажа) сетей на объектах городской инфраструктуры, зданиях, строениях. Логично отнесение их к телекоммуникационным отношениям, поскольку основное их содержание – оборот ресурсов, доступ для размещения телекоммуникационной инфраструктуры (оборудования, сетей), поддержание сетей в готовности. Этот комплекс отношений непосредственно предшествуют оказанию услуг.

3. Оказание телекоммуникационных услуг. Традиционного оказание платных услуг относят к предмету гражданского права. На практике в телекоммуникационной сфере имеется масса примеров (последний – мобильная связь), неспособности или невозможности регулировать услуги гражданскими правовыми средствами. Вариантом формализованного участия регулятора в оказании услуг являются нормы об универсальной услуге. Цена и номенклатура, которой определяется регулятором отношений (государством). Субъекты отношений по поводу оказания универсальной услуги преимущественно не имеют отношения к государству. Учитывая такие факторы, проблематично и спорно отнесение данного вида отношений исключительно к административным или гражданским. Действующее телекоммуникационное законодательство частично решает данную проблему, включая в предметную сферу отношения по поводу универсальной услуги. Решением вопроса в целом является формирование в законодательстве норм, регулирующих правовой режим всех телекоммуникационных услуг.

Телекоммуникационное право развивается в составе информационного права как подсистема, состоящая из обособленных частей и элементов. В настоящее время телекоммуникационное право можно характеризовать как суботрасль (подотрасль) права в составе информационного, в перспективе возможно выделение его в самостоятельную отрасль права.

Реферат

Студентка группы ИСП-О-18

Содержание:

1. Телекоммуникации в обществе 4

2. Предмет телекоммуникационного права 6

3. Методы в телекоммуникационном праве 8

4. Принципы телекоммуникационого права 10

Список литературы 12

Введение

Телекоммуникации в обществе

Все эти факты свидетельствуют о проникновении телекоммуникаций в повседневную жизнь. Соответственно повышается роль права в отношениях, связанных с телекоммуникациями.

Предмет телекоммуникационного права

Предметные сферы телекоммуникационного права

Предмет телекоммуникационного права находится в состоянии формирования и в настоящий момент его можно характеризовать тремя основными сферами (блоками), которые определяют телекоммуникационные отношения.

1. Лицензирование и контроль телекоммуникационной деятельности. Эта предметная сфера тесно граничит с административными и гражданскими отношениями. Получение специального правового статуса (прекращение деятельности) телекоммуникационным оператором, как явление выделено из традиционных гражданских и административных правоотношений. Эти отношения предшествуют собственно телекоммуникационной деятельности, сопровождают её на всём протяжении и завершают её. Отношения по поводу регистрации и лицензирования носят разовый характер, отношения по поводу ввода и экспертизы объектов носят систематический характер. Отношения по поводу контроля возникают также и между операторами, что позволяет их выделить в данную предметную сферу по субъектному признаку.

2. Создание и эксплуатация телекоммуникационной инфраструктуры. Проектирование, строительство (присоединение) телекоммуникационных сетей имеет свою особую специфику. Отношения, смежные с отношениями по поводу капитального строительства, возникающие в ходе самостоятельного развития собственной сети отдельными малыми предприятиями, лишь частично регулируются законодательством о строительстве. Значительная часть подобных отношений рассматривается сторонами в рамках гражданского права. Однако возникают вопросы, как правило, по поводу правового регулирования распределения и использования телекоммуникационных ресурсов, доступа для размещения (монтажа) сетей на объектах городской инфраструктуры, зданиях, строениях. Логично отнесение их к телекоммуникационным отношениям, поскольку основное их содержание – оборот ресурсов, доступ для размещения телекоммуникационной инфраструктуры (оборудования, сетей), поддержание сетей в готовности. Этот комплекс отношений непосредственно предшествуют оказанию услуг.

3. Оказание телекоммуникационных услуг. Традиционного оказание платных услуг относят к предмету гражданского права. На практике в телекоммуникационной сфере имеется масса примеров (последний – мобильная связь), неспособности или невозможности регулировать услуги гражданскими правовыми средствами. Вариантом формализованного участия регулятора в оказании услуг являются нормы об универсальной услуге. Цена и номенклатура, которой определяется регулятором отношений (государством). Субъекты отношений по поводу оказания универсальной услуги преимущественно не имеют отношения к государству. Учитывая такие факторы, проблематично и спорно отнесение данного вида отношений исключительно к административным или гражданским. Действующее телекоммуникационное законодательство частично решает данную проблему, включая в предметную сферу отношения по поводу универсальной услуги. Решением вопроса в целом является формирование в законодательстве норм, регулирующих правовой режим всех телекоммуникационных услуг.

Телекоммуникационное право развивается в составе информационного права как подсистема, состоящая из обособленных частей и элементов. В настоящее время телекоммуникационное право можно характеризовать как суботрасль (подотрасль) права в составе информационного, в перспективе возможно выделение его в самостоятельную отрасль права.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРАВА. Предметные сферы телекоммуникационного права
Предмет телекоммуникационного права находится в состоянии формирования ив настоящий момент его можно характеризовать тремя основными сферами (блоками, которые определяют телекоммуникационные отношения. Лицензирование и контроль телекоммуникационной деятельности Эта предметная сфера тесно граничит с административными и гражданскими отношениями. Получение специального правового статуса (прекращение деятельности) телекоммуникационным оператором, как явление выделено из традиционных гражданских и административных правоотношений. Эти отношения предшествуют собственно телекоммуникационной деятельности, сопровождают её на всём протяжении и завершают е. Отношения по поводу регистрации и лицензирования носят разовый характер, отношения по поводу ввода и экспертизы объектов носят систематический характер. Отношения по поводу контроля возникают также и между операторами в процессе присоединения сетей, что позволяет их выделить в данную предметную сферу по субъектному признаку. Контрольные отношения между операторами мало изучены, не имеют аналогов в практических сферах. Создание и эксплуатация телекоммуникационной инфраструктуры. Проектирование, строительство (присоединение) телекоммуникационных сетей имеет свою особую специфику. Отношения, смежные с отношениями по поводу капитального
16

строительства, возникающие входе самостоятельного развития собственной сети отдельными малыми предприятиями, лишь частично регулируются законодательством о строительстве. Значительная часть подобных отношений рассматривается сторонами в рамках гражданского права. Однако возникают вопросы, как правило, по поводу правового регулирования распределения и использования телекоммуникационных ресурсов, доступа для размещения (монтажа) сетей на объектах городской инфраструктуры, зданиях, строениях. Логично отнесение их к телекоммуникационным отношениям, поскольку основное их содержание – оборот ресурсов, доступ для размещения телекоммуникационной инфраструктуры оборудования, сетей, поддержание сетей в готовности. Этот комплекс отношений непосредственно предшествуют оказанию услуг. Оказание телекоммуникационных услуг Традиционно оказание платных услуг относят к предмету гражданского права. В тоже время в телекоммуникационной сфере имеется масса примеров (последний – мобильная связь, неспособности или невозможности регулировать услуги гражданскими правовыми средствами. Вариантом формализованного участия регулятора в оказании услуг являются нормы об универсальной услуге. Цена и номенклатура, которой определяется регулятором отношений (государством. Субъекты отношений по поводу оказания универсальной услуги преимущественно не имеют отношения к государству. Учитывая такие факторы, проблематично и спорно отнесение данного вида отношений исключительно к административным или гражданским. Действующее телекоммуникационное законодательство частично решает данную проблему, включая в предметную сферу отношения по
17

поводу универсальной услуги. Примером неформализованного регулирования может служить разрешение ситуации со стоимостью услуг роуминга операторов сотовой связи. Решением вопроса в целом является формирование в законодательстве норм, регулирующих правовой режим всех телекоммуникационных услуг.
Телекоммуникационное право развивается в составе информационного права как подсистема, состоящая из обособленных частей и элементов. В настоящее время телекоммуникационное право можно характеризовать как суботрасль (подотрасль) права в составе информационного, в перспективе возможно выделение его в самостоятельную отрасль права.
2.2. Методы в телекоммуникационном праве Метод правового регулирования телекоммуникационных отношений находится в стадии разработки. Отношения в телекоммуникационной сфере осуществляется преимущественно на основе традиционных методов правового регулирования, поэтому метод не может являться единственным основанием для выделения телекоммуникационного права. В тоже время, необходимо рассмотреть основные тенденции его формирования. Генетическая и историческая связь телекоммуникационных норм с нормами административными предопределила состояние, которое ДН. Бахрах характеризует, как асимметрию прав и обязанностей субъектов в телекоммуникационной сфере, те. применение императивного метода. С другой стороны, включение значительной части элементов телекоммуникационной инфраструктуры в гражданский оборот обуславливает применение также и диспозитивного метода в
18

телекоммуникационных правоотношениях. Взаимное сочетание и дополнение перечисленных методов представляется приемлемым отправным вариантом на современном этапе развития исследований телекоммуникационного права, но оно не исчерпывает всех средств и способов правового регулирования. Другое направление обусловлено тесной связью телекоммуникационного и информационного взаимодействия субъектов. Можно кратко отметить, что в современных условиях практически любое юридически значимое информационное взаимодействие имеет документальную или электронную телекоммуникационную) основу. Вхождение технико- технологичных средств в правовые конструкции в качестве элемента состава режимных средств правового регулирования общественных отношений обусловили сочетание правовых, организационно- правовых и высокотехнологичных средств в процессе регулирования информационных и телекоммуникационных отношений. Выбор режимных правовых средств и методов практически постоянно зависит от применяемых технологий, те. имеет технологическую зависимость ввел П.У. Кузнецов. Он заключается в определении соотношения правовых, организационно-технических и технико- технологических средств координации в правовом регулировании. Режим правового воздействия телекоммуникационного законодательства на общественные отношения, возникающие в телекоммуникационной сфере, представляет собой многоуровневую систему, которая является отраслевой особенностью телеком права. Данный вопрос требует дальнейшего изучения

Дополнительная литература.
Агапов А. Б. Административное право Учебник. М. 2006. Алексеев С. С. Общая теория права. В х т. М, 1981. в х томах.
Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М, 1991.
Бахрах ДН. Административное право России учебник. М. 2006.
Бахрах ДН. Административное право учебник для вузов / Бахрах ДН, Росинский Б. В, Старилов ЮН. М, 2004.
Бачило ИЛ. Информационное право Учебник / Бачило ИЛ,
Лопатин В. Н, Федотов МА Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2000. Волков Ю. В. К вопросу о методе в информационном праве // Российский юридический журнал. 2010. № 5. Волков Ю. ВО методах в телекоммуникационном праве / Общество в условиях финансового кризиса экономика, практика, право материалы международной научно-практической конференции Екатеринбург, 2009 г. Часть 1. г. Екатеринбург. Изд. Уральского института экономики управления и права. 2009. Волков Ю. ВО предмете и методе телекоммуникационного права Электронный ресурс // Право и Интернет. Доступ Волков Ю. ВО предмете телекоммуникационного права / Правовые понятия и категории в контексте информационного права // Материалы теоретического семинара по информационному праву.
ИГиП РАН. – М. 2006. Волков Ю. В. Правовые подходы к решению проблемы терминологии в электросвязи // Вестник связи, 2006. № 4. Волков Ю. В. Предмет телекоммуникационного права Право и экономика, 2006 № 10.
Горшкова Л. В. Правовые проблемы регулирования частноправовых
22

отношений международного характера в сети интернет Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М, 2005.
Кляйнштойбер Г. Й. Интернет между регулированием и управлением. Справочник по свободе массовой информации в Интернете Под ред.
Мёллера К. и Амуру А. Вена, 2004.
Коротков А. В. Федеральная целевая программа Электронная Россия
(2002-2010 годы и развитие инфокоммуникационных технологий. // Электросвязь. 2002. № 8. Кристальный Б. Концепция Российского законодательства в области Интернета / Кристальный Б, Якушев М. // Информационные ресурсы России. 2000. № 2(51).
Крупнов А. Е. Мультимедиа в России концепция, сети, услуги. // Электросвязь. 1995 № 5. Кузнецов П.У. Информационное право методические материалы по учебному курсу Екатеринбург. 2006. Кузнецов П.У. Информационные основания права Монография- Екатеринбург, 2005.
Кутузов В. И. Основы информационного законодательства / Кутузов В. И, Раимова АТМ.
Логинов НА. Регулирование деятельности операторов связи в глобальном информационном сообществе Электросвязь, 1999. № 5.
Луман Н. Что такое коммуникация // Социологический журнал.
№ 3.
Мамут Л.С. Сетевое государство Государство и право 12.
Мардер НС. О терминологии в электросвязи//Вестник связи.
№3.
Миленкович Д. Свобода информации Справочник по свободе массовой информации в Интернете Под ред. Мёллера К. и Амуру А.
23


3. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Субъекты телекоммуникационных правоотношений
В телекоммуникационной сфере субъекты принимают участие в различных отношениях (организационных, производственных и др. Главными признаками субъекта в телекоммуникационной сфере будет наличие у него законных прав и обязанностей и юридически значимая деятельность в телекоммуникационной сфере. На основе перечисленных критериев можем сформулировать общее определение субъекта телекоммуникационных правоотношений в телекоммуникационной сфере. Субъект телекоммуникационных правоотношений – это обособленный субъект, наделённый правами в соответствии с нормами права, либо государственной функцией по регулированию отношений в телекоммуникационной сфере либо, получивший разрешение (лицензию) и ресурсы (нумерации сетей, номиналы радиочастот) для телекоммуникационной деятельности, осуществляющий прием обработку и передачу информации с соблюдением информационного нейтралитета либо, получивший доступ к телекоммуникационным сетями ресурсам для получения услуг по приему обработке и передаче информации.
Нормативные акты позволяют сформировать перечень субъектов в телекоммуникационной сфере Российская Федерация как субъект международных отношений, государство-член Международного Союза Электросвязи (МСЭ), национальная администрация, член сектора МСЭ, делегация на конференциях МСЭ, делегат на
25

конференциях МСЭ, ЦИК Российской Федерации, дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, российское государство как субъект власти в лице отдельных органов, эксплуатационная организация, эксплуатационное предприятие связи, признанная эксплуатационная организация, радиовещательная служба, международная служба электросвязи, операторы связи, организации связи, операторы телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, абонент, отправитель, адресат, лицо, уполномоченное в соответствие со служебным положением, лицо, обладающее специальными техническими средствами, лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сетям, владелец ЭВМ, систем ЭВМ или их сетей, владелец сетей связи, предприниматель или юридическое лицо, производящее работы на сетях связи, должностное лицо, уполномоченное собственником для организации лицензируемых работа также отдельные категории специальных субъектов в телекоммуникационной сфере в соответствии с отраслевым законодательством. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Он может быть дополнен детальным описанием групповых позиций. Например, операторов связи можно перечислить детально оператор зональных сетей, оператор выделенных сетей, оператор трафика, оператор оборудования, оператор программных продуктов, оператор- интегратор и прочие. Возможна его детализация позиций путём перечисления структурных подразделений юридического лица, таких как радиовещательная служба и служба электросвязи. В перечень могут быть включены и иные, формирующиеся наименования
26

субъектов. Общими признаками субъекта телекоммуникационного права могут быть такие его правовые черты, которые придают ему качество обладать (правоспособность) совокупностью прав и обязанностей в телекоммуникационной области общественных отношений, самостоятельно реализовывать (дееспособность) их при осуществлении телекоммуникационной деятельности, а также нести ответственность в случае нарушения права (деликтоспособность).
Главными признаками субъекта в телекоммуникационной сфере является наличие у него законных прав и обязанностей и юридически значимая деятельность в телекоммуникационной сфере.
1. Наличие разрешения.
Отношение субъекта к телекоммуникационной деятельности позволяет разграничить лицензиара (орган государственной власти, выдающий лицензию, лицензиата и потребителя лицензированной деятельности. Наличие разрешения (лицензии) наведение телекоммуникационной деятельности.
2. Наличие ресурсов. Отношение субъекта к телекоммуникационным ресурсам (нумерации сетей и радиочастотному спектру) позволяет выделить распорядителя государство, управляющего (оператора связи) и потребителя ресурсов (абонента или пользователя радиочастот. Наличие права доступа. Отношение субъекта и права доступа к телекоммуникационной инфраструктуре (сетями объектам) позволяет выделить эксплуатирующую организацию (оператора связи) и потребителя услуг (абонента, клиента.
4. Управление трафиком. Отношение субъекта к трафику, наличие
27

отсутствие) обязанности его трансляции позволяет разделить генератора трафика (создателя или владельца сайта, информационного оператора (провайдера, потребителя информации) и оператора трафика (оператора связи.
5. Информационный (сетевой) нейтралитет. Отношение субъекта к информации позволяет разделить информационного оператора
(контент-провайдера) и оператора связи. Этот критерий можно обозначить, как критерий информационного нейтралитета, который также позволяет разделить понятия оператора связи от абонента, клиента. Субъект телекоммуникационных правоотношений – это лицо государство, должностное лицо, гражданин, юридическое лицо служба связи, которое осуществляет в телекоммуникационной сфере юридически значимую деятельность на постоянной или временной основе регулирование деятельности в телекоммуникационной сфере, эксплуатацию телекоммуникационных объектов или ресурсов, получает услуги в телекоммуникационной сфере либо выполняет отдельные функции с телекоммуникационной инфраструктурой Примерный классификатор субъектов – участников правоотношений в телекоммуникационной сфере
1) Государство. К данной категории относятся субъекты, которые в соответствии с законодательством осуществляют от имени государства регулирование деятельности в телекоммуникационной сфере, ведут телекоммуникационную деятельность или являются потребителями телекоммуникационных услуг, например государство в лице отдельных органов, Российская Федерация в целом как
28

государство-член Международного Союза Электросвязи (МСЭ), члены сектора МСЭ, делегация (делегаты) на конференциях МСЭ, ЦИК Российской Федерации, дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, иные государственные органы) Операторы и иные специальные субъекты, для которых телекоммуникационная деятельность, является основным видом деятельности. К данной категории относятся эксплуатационные организации, эксплуатационные предприятия связи признанные эксплуатационные организации, радиовещательные службы, операторы связи, организации связи, владельцы ЭВМ или сетей ЭВМ, владельцы сетей связи, иные аналогичные лица, основная деятельность которых связана с эксплуатацией телекоммуникаций. Операторы связи. В период с 2008 года активизировались попытки выделить в самостоятельную группу операторов виртуальных мобильных сетей связи. Иногда их ошибочно именуют виртуальные операторы. Данныё пример не нарушает в целом концепции деления субъектов на государство, операторов и абонентов) Абонент и иные потребители связи - субъекты, для которых потребление результатов телекоммуникационной деятельности или ресурсов является преобладающим видом деятельности в телекоммуникационной сфере, основная деятельность которых не связана с телекоммуникациями. Иные лица также участвуют в правоотношениях, ноне определяют состав телекоммуникационных правоотношений. Лица, подающие заявку на выдачу лицензии на оказание услуг связи соискатели лицензии. Аналогична по статусу группа лиц, подающих заявку на радиочастоты (соискатели радиочастот.
29

Малолетние лица (в том числе дети абонентов. Общественные организации и ассоциации. Отдельной группой необходимо выделить
Общественно-государственные образования. Примером таких образований может служить Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ). Национальные и локальные регистраторы сетевых имен (доменных имени номеров.

Читайте также: