Субъекты правоотношений в сфере занятости кратко
Обновлено: 02.07.2024
правоотношение между органом службы занятости и работодателем, обязанным эту службу информировать о потребности в кадрах, наличии вакантных мест, предстоящих массовых высвобождениях, перечислять взносы в фонд занятости и принимать на вакантные места направляемых органом службы занятости подходящих работников;
правоотношение между безработным, получившим направление от органа службы занятости, и соответствующим работодателем о приеме на работу.
Каждое из этих трех видов правоотношений является самостоятельным, со своими субъектами и содержанием, хотя и взаимосвязанным с двумя другими общностью целей: помочь гражданам в устройстве на работу, а организациям — подобрать кадры работников.
Правоотношение между органом службы занятости и гражданином возникает с момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройстве на работу. Это заявление является основанием возникновения данного правоотношения.
С момента регистрации гражданина в качестве безработного это правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом службы занятости.
Содержанием данного правоотношения является обязанность безработного своевременно проходить регистрацию в качестве безработного и использовать направления органа службы занятости для подыскания и получения подходящей работы.
Безработные имеют право на бесплатную информацию о работе, консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению органа службы занятости.
Орган службы занятости обязан: оказывать бесплатное посредничество между гражданином и работодателем в получении подходящей работы, помощь гражданину в выборе такой работы, услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; обеспечить регистрацию безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; выдавать в установленном порядке пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки к этим пособиям (и стипендиям, если гражданин проходит профподготовку) с учетом иждивенцев.
Основанием прекращения данных правоотношений является акт приема на работу гражданина, т. е. заключение с ним работодателем трудового договора.
Правоотношение между органом службы занятости и работодателем возникает с момента появления работодательской правоспособности у организации и оканчивается с ее ликвидацией.
Содержание этого правоотношения составляют права и обязанности его субъектов.
Так, работодатель обязан: своевременно, не менее чем за три месяца, представить полную информацию органу службы занятости о возможных массовых увольнениях трудящихся; возмещать затраты органа службы занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости; вносить своевременно страховые взносы в фонд занятости; сообщать о наличии вакантных мест.
Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:
анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;
информировать работодателей при их обращении о возможностях обеспечения рабочей силой;
разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих мест) для приема инвалидов и других граждан, требующих специальной защиты.
Субъекты осуществляющие содействие занятости населения: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по труду и занятости, Управление Федеральной государственной службы занятости населения по субъекту РФ, Городские и районные центры занятости населения; Работодатели, Профсоюзы, Негосударственные организации.
Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?
Знания о сторонах трудовых отношений полезны не только специалистам в области права, но и обычным гражданам, которые собираются подписать договор с работодателем. Обладая необходимой информацией, они смогут обнаружить потенциальные проблемы перед заключением соглашения или защитить свои интересы. Знания о правилах помогут и работодателям: они подпишут договоры, не нарушая закон.
Понятие субъекта
Субъекты трудового права — это лица, на которых распространяется действие норм трудового законодательства, обладающие определенным набором прав и обязанностей, способные своими действиями реализовывать и выполнять их. Каждый из них обладает набором признаков.
- Правоспособность. Под ней подразумевается возможность иметь трудовые права и нести обязанности.
- Дееспособность. Она предполагает возможность самостоятельными действиями осуществлять трудовые права или выполнять обязательства.
- Властные полномочия. Они относится не ко всем участникам трудовых отношений. Речь идет о ситуациях, когда работодатель, учреждение или организация издает указания, обязательные для исполнения другими лицами.
Трудовые правоотношения отличаются одновременным появлением у их субъектов дееспособности и правоспособности.
Следует отличать трудовые и гражданско-правовые отношения. Последние возможны в случаях, когда заключается договор на оказание услуг или выполнение работ.
Такие ситуации не предполагают появления у сторон специального статуса, предусмотренного ТК РФ.
Виды участников трудовых правоотношений
Участников трудовых правоотношений нередко ограничивают сторонами работника и работодателя. Перечень таких субъектов гораздо шире, чем круг лиц, установленный в ст. 20 ТК РФ. Стороны договора являются лишь наиболее распространенными участниками трудовых отношений. Их можно назвать основными субъектами. Наряду с ними существует множество дополнительных участников:
- органы власти, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства;
- профсоюзные организации;
- комиссии по трудовым спорам;
- структуры, действующие в рамках социального партнерства в трудовой сфере.
Деятельность перечисленных субъектов носит производный характер и связана с отдельными процедурами, предусмотренными законом. По этой причине их можно отнести к дополнительной категории.
Работник как участник трудовых отношений
Согласно ст. 20 ТК РФ, работниками могут быть только физические лица. На момент заключения трудового договора соискателю должно быть не менее 16-ти лет. Из этого правила есть несколько исключений, установленных ст. 63 ТК РФ:
- Договор может заключить 15-летний подросток, если работа относится к категории легкого труда, не связанного со вредом для здоровья.
- С согласия законного представителя или органа опеки и попечительства соглашение может быть заключено с 14-летним работником. При этом осуществлять безопасный и легкий труд он может лишь в свободное от учебы время.
- В отдельных случаях возможно привлечение работников младше 14-ти лет. Речь идет о различных творческих коллективах. Соглашение подписывается с законным представителем или опекуном на основании разрешения, выданного органом опеки и попечительства.
В момент подписания договора у физлица появляется статус работника, предусмотренный ст. 21 ТК РФ.
ВАЖНО! Споры могут вызывать ситуации, когда компания направляет своих сотрудников на работу в другую организацию. Такие случаи именуются арендой персонала и регулируются главой 53.1 ТК РФ.
Юрлицо, предоставляющее трудовые ресурсы, не может считаться работником, поскольку непосредственные трудовые функции осуществляются гражданами.
Работодатель как участник трудовых правоотношений
Статус работодателя определен в ст. 22 ТК РФ. Помимо прав и обязанностей, закон наделяет его рядом властных полномочий. Примером служит возможность принимать локальные акты, которым обязаны подчиняться работники. В число наиболее распространенных входят правила внутреннего трудового распорядка. В отличие от работников, работодателями могут выступать не только физические лица.
Организации
- наличие закрепленного на законном праве имущества;
- ответственность по обязательствам в рамках принадлежащей собственности;
- правосубъектность, появляющаяся в момент госрегистрации и оканчивающаяся при ликвидации или прекращении деятельности в результате реорганизации.
Заключая трудовой договор, гражданину следует убедиться в наличии у работодателя статуса юридического лица. Для этого он может потребовать документы компании (устав, свидетельство о регистрации, выписку из госреестра и решение о назначении руководителя). Альтернативой служат онлайн-сервисы, позволяющие выяснить сведения о компании по регистрационным номерам (ОГРН или ИНН). Если выяснится факт ее ликвидации, трудовой договор будет считаться незаключенным.
Как правило, соглашения с работниками подписывает руководитель компании, но своим приказом он может наделить этими полномочиями другого сотрудника. В последнем случае необходимо запросить текст этого документа.
Единственное исключение, при котором организация может не обладать статусом юрлица, составляют профсоюзы. Речь идет о ситуациях, когда они представляют интересы работников в переговорах или во время конфликтов.
Индивидуальные предприниматели
Статус таких граждан в трудовом праве во многом схож с организациями. ИП подлежат регистрации, которая подтверждается свидетельством. Данные об этом статусе также можно уточнить на специальных онлайн-порталах.
Физические лица, не являющиеся ИП
В ряде случаев работодателями могут выступать обычные граждане. Такая возможность предусмотрена, если им требуется помощь при ведении домашнего хозяйства или личное обслуживание. Примером выступает привлечение домработниц или нянь.
В отличие от ИП, обычные физлица не могут издавать локальных актов, обязательных для исполнения работниками.
В ситуациях, когда уход необходим недееспособному гражданину, от его имени договор может заключить опекун.
Разобравшись с правилами ТК РФ, регулирующими статус участников трудовых правоотношений, потенциальные стороны соглашения получат полную информацию о требованиях к работнику и о способах проверить ряд документов работодателя. Это существенно снизит риски нарушить закон и позволит повысить взаимное доверие сторон.
Субъектами правоотношений в сфере занятости являются:
1) органы государственной власти;
2) органы федеральной и государственной службы занятости;
Среди полномочий органов государственной власти законодательство выделяет полномочия федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере занятости.
К полномочиям федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ относятся:
-- реализация основных направлений государственной политики в сфере занятости, предупреждение массовой безработицы;
-- принятие законов, иных нормативных актов, устанавливающих общие принципы правового регулирования отношений в сфере занятости;
-- разработка и обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости;
-- формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан;
-- определение минимальных обязательных норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
-- координация деятельности органов государственной власти по вопросам занятости населения;
-- формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций.
Органы государственной власти субъектов РФ, учитывая осложнение ситуации в сфере занятости, имеют право установить новые критерии подходящей работы по сравнению с теми, которые указаны в законодательстве, ввести упрощенную процедуру признания гражданина безработным по сравнению с установленной процедурой в законодательстве и упрощенный порядок регистрации и перерегистрации безработных граждан, изменить порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице, при этом должен соблюдаться общий принцип регулирования трудовых отношений -- не допускается ухудшение положения работника по сравнению с действующим законодательством.
Важным полномочием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления является то, что по предложению органов службы занятости, профсоюзов или иных представительных органов работников они могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о массовом высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.
Основными задачами государственной службы занятости являются: реализация государственной политики занятости в целях предоставления безработным гражданам мер социальной защиты, осуществление анализа рынка труда, разработка и реализация федеральных территориальных и иных целевых программ занятости населения.
Основным направлением деятельности государственной службы занятости является содействие безработным гражданам в поиске работы, работодателям -- в подборе необходимых работников, а также организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных граждан и реализация основных прав безработных граждан, то есть предоставление пособия по безработице, стипендий в период обучения, организация общественных работ, предоставление дополнительной помощи отдельным категориям социально незащищенных граждан -- инвалидам, несовершеннолетним гражданам, лицам, впервые ищущим работу, беженцам и переселенцам, семьям, где оба трудоспособных родителя являются безработными, гражданам, уволенным из вооруженных сил, и членам их семей, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации.
Субъектом правоотношений в сфере занятости являются профсоюзы.
1) принимать участие в разработке государственной политики в сфере занятости;
2) требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости; 3) выступать с инициативой о принятии органами государственного управления и местного самоуправления решения о поэтапном проведении или приостановлении массовых увольнений.
Работодатели, как участники правоотношений, имеют право:
a) самостоятельно решать вопрос о том, кто из работников будет принят на работу. То есть лица, имеющие направление от службы занятости, обладают такими же правами при трудоустройстве, как и другие граждане, если только они не направлены на работу в счет квоты;
б) получать бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
в) по договоренности со службой занятости на частичное возмещение затрат на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организации;
г) право на обжалование действий органов государственной службы занятости в вышестоящий орган или суд. Служба занятости населения: профориентационная работа : : учебное пособие / С. Н. Испулова ; Магнитогорский гос. ун-т Магнитогорск : МаГУ , 2005 - 111 с.
1) осуществлять учет мнения профсоюзной организации при увольнении работников, являющихся членами профсоюза по п. 2, 3, 5 ст. 81 Трудового кодекса;
2) предупреждать выборный профсоюзный орган в письменной форме о массовом увольнении не менее чем за 3 месяца, а о проведении увольнения в связи с сокращением численности и штата работников -- за 1 месяц;
3) своевременно не менее, чем за 3 месяца представлять профсоюзу и органам службы занятости информацию о возможных массовых увольнениях с указанием численности и категорий увольняемых с работы;
4) предоставлять в службу занятости информацию по поводу каждого работника, уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением им численности штата, в которой указывается специальность, квалификация, должность и размеры его средней заработной платы;
5) ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
6) ежемесячно представлять в службу занятости информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов;
7) ежемесячно отчислять в федеральный бюджет средства на финансирование мероприятий по содействию занятости и социальной поддержки безработных граждан. Служба занятости населения: профориентационная работа : : учебное пособие / С. Н. Испулова ; Магнитогорский гос. ун-т Магнитогорск : МаГУ , 2005 - 111 с.
В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также лиц, направленных в счет квоты, работодатели обязаны произвести целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в 5-дневный срок обязан возвратить в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Наиболее детально в законе о занятости разработан правовой статус граждан, им предоставлено право:
Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:
- Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
- Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
- Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.
Оглавление
3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения
В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.
Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:
- свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
- недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
- обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
- приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
- приоритет активной политики занятости;
- направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
- координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.
Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.
Гарантии гражданам РФ 1
Гарантии безработным гражданам
- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
- защита от безработицы;
- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
- информирование о положении на рынке труда.
- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.
Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.
К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.
3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного
Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.
Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.
Однако безработными не могут быть признаны граждане:
- граждане не достигшие 16-летнего возраста;
- граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.
В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.
Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.
Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,
Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.
Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:
- обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
- являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
- ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.
Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.
3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости
К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.
Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.
Читайте также: