Субъекты права природопользования кратко

Обновлено: 05.05.2024

Пользователями природной средой и природными ресурсами могут быть государственные предприятия, учреждения, организации, хозяйственные ассоциации, концерны, воинские части, другие юридические лица и граждане CCСР, а также иные организации и лица, в том числе иностранные юридические и физические в случаях, предусмотренных законодательством СССР, РСФСР и Чувашской ССР.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. Понятие права природопользования, его виды. Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов, как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса:

  • землепользование,
  • лесопользование,
  • недропользование,
  • водопользование,
  • пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает ограниченную возможность по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

2. Права граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников, пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
  • право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
  • право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

3. Право общего природопользования. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных го­сударственных органов, а также юридических или физических лиц, за которы­ми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого гражданина на благоприят­ную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования при­родными ресурсами.

Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских насе­ленных пунктах. Каждый гражданин, соответственно, осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Землями общего пользования в значительной степени являются и земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законода­тельством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, до­пускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соот­ветствующего земельного участка.

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Статья 21 Лесного кодекса РФ[3] устанавливает публичный лесной серви­тут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмот­рено законодательством РФ. Статья 86 более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, др. пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заго­товка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ[4] об­щее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуще­ствляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на во­допользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на ма­ломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Водный кодекс РФ выделяет, как самостоятельную разновидность вод­ных объектов, объекты общего пользования (ст. 20).

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законода­тельством РФ. Порядок объявления условия общего водопользования и его за­прещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законода­тельство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.[5]

4. Право специального природопользования. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на приро­ду. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешитель­ной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных час­тей природных объектов в обособленное пользование юридических и физиче­ских лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира и др. природными ресурсами.

Разновидностью права специального водопользо­вания является особое водопользование.

Под комплексным при­родопользованием понимается такое использование природно-ресурсного по­тенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хо­зяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возмож­ное воздействие на окружающую природную среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего пользования землями, землепользование является специ­альным.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на водопользование.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользова­ния атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разре­шений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законода­тельстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).[6]

5. Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование - это система экологических ограниче­ний антропогенных и техногенных воздействий на природную среду по терри­ториям. Это форма права природопользования и одна из разновидностей его нормирования.

Введение лимитов связано:

  • с нарастанием опасности утраты ограниченных способностей природы к самосохранению естественных взаимосвязей и равновесия, самоочищению и регулированию;
  • с ограниченностью невозобновимых природных ресурсов;
  • с необходимостью обеспечения рационального природопользования, бережного отношения к природным богатствам, воспроизводства возобновляе­мых природных ресурсов, охраны природы для устойчивого развития, для ком­фортной жизни и деятельности человека в экологически благоприятной при­родной среде.

Цель введения лимитов - экологическая и экономическая.

Экономическая цель - заключается в сборе налогов за использование природных ресурсов и расходования их для решения экологических проблем.

Экологическая функция лимитирования направлена на регулирование ра­ционального природопользования и охраны окружающей среды.

Лимиты представляют собой нормы предельно допустимого использова­ния (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения производства и потребления.

Лимиты служат важным средством обеспечения жизни, здоровья и выжи­вания биосистемы путем ограничения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду. Они проявляются в установлении размеров (норм отвода) земельных участков для строительства, промышленности, транспорта, связи, объемов добычи полезных ископаемых из недр, извлечения воды, вырубки ле­сов, охоты, рыболовства и т.д.

6. Договорная форма природопользования. По способу правового установления и оформления содержания права природопользования индивидуально обособленным природным объектом раз­личают бездоговорный и договорный виды права природопользования.

Бездоговорный вид специфичен тем, что права и обязанности, т.е. содер­жание права природопользования, предусматриваются законодательством и решениями государственных или муниципальных органов о предоставлении природного объекта в пользование.

Договорному виду характерны конкретизация этих прав и обязанностей в зависимости от отдельных видов права природопользования, местных условий и фиксация их в договорах на право природопользования. В договорах преду­сматриваются также конкретная ответственность и санкции за нарушение усло­вий договора.

Законодательством предусматривается заключение договоров на пользо­вание природными объектами. Такие договоры заключаются между владельцем лицензии и соответствующим исполнительным органом государственной вла­сти в порядке, установленном законодательством.

Однако, договор и лицензия имеют различную правовую характеристику. Договор представляет гражданско-правовой акт. Лицензия на природопользо­вание является административной мерой государственного регулирования при­родопользования. Вследствие существования функционально-целевой связи между нормами этих двух институтов получение лицензии считается обязательным условием заключения и законности договора на природопользование, т.е. реализации гражданско-правовых сделок в сфере природопользования.

Эти договоры подразделяются на два вида:

  • договоры на пользование от­дельными видами природных объектов;
  • договоры на комплексное природопользование.

Договор на пользование отдельным видом природного объекта представляет соглашение на пользование именно этим видом природного объекта, заключенное между владельцем лицензии или иного разрешения на отдельный вид природопользования и соответствующим исполнительным органом государственной, муниципальной власти.

Показательным примером таких договоров является договор аренды зем­ли для сельскохозяйственного использования. По такому договору арендода­тель - местная администрация, собственник земли - юридическое лицо или гра­жданин на основании постановления главы местной администрации сдает в аренду юридическому лицу или гражданину земельные участки с правом или без права последующего выкупа.

Договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользова­нием недрами, может быть заключен между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии на недропользование.

В форме договора аренды, заключаемого на основании совместного ре­шения администрации района (города) и владельца лесного фонда, предостав­ляются в долгосрочное пользование участки лесного фонда.

Соглашение между владельцами лесного фонда и лесопользователем прилагается к лицензии на право лесопользования.

На основании проведения необходимых согласований орган исполни­тельной власти субъекта РФ и пользователь животным миром (владелец долго­срочной лицензии) заключают договор о предоставлении в пользование терри­торий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным ми­ром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законода­тельством.

Договор на комплексное природопользование представляет соглашение сторон, закрепляющее право природопользователя на пользование несколькими видами природных объектов и воздействие на окружающую природную среду на определенных условиях и в пределах соответствующей территории.

Обязательными требованиями для заключения договора на комплексное природопользование являются наличие соответствующих лицензий и положи­тельного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление предполагаемой деятельности, учет условий, установленных лицензией на комплексное природопользование и (или) лицензиями на право пользования отдельными видами природных объектов.

Договор определяет условия и порядок комплексного использования природных объектов с учетом экологических требований законодательства и государственной экологической экспертизы, предусматривает, в частности, обязательства природопользователя по обеспечению экологической безопасности, соблюдению нормативов предельно допустимой нагрузки на природную среду и лимитов на природопользование. Закрепляет также размеры платежей за природопользование, в т.ч. за загрязнение окружающей природной среды сбросами и выбросами вредных веществ, размещение в ней отходов, порядок внесения этих платежей, перечень, объемы и сроки выполнения природоохран­ных мероприятий природопользователем, другие права, обязанности и ответствен­ность сторон, порядок разрешения споров.[7]

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к конституционным правам граждан в сфере экологического права?

2. Что представляет собой процедура получения лицензии на природопользование?

3. Назвать основные лимиты в области природопользования.

4. Перечислить основные виды договоров, заключаемых в сфере природопользования.

[5] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Экологическое право России: Курс лекций. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002 г., с. 46-47.

Субъектами права природопользования являются юридические и физические лица, которые в определенном законом порядке приобрели право пользования конкретными природными объектами для соответствующих целей и имеют в связи с этим определенные права и обязанности. В зависимости от природного объекта, предоставленного в пользование, их называют водопользователями, землепользователями, лесопользователями и т.п. Такими субъектами могут быть государственные, кооперативные предприятия, организации и учреждения, общественные объединения, религиозные организации, акционерные общества, совместные предприятия, международные объединения и организации с участием украинских, иностранных юридических и физических лиц, предприятия, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства. В случаях, предусмотренных законодательством, природные ресурсы могут предоставляться в пользование и другим субъектам.

Самостоятельными субъектами права природопользования могут быть собственники отдельных природных ресурсов. Например, территориальные громады, граждане, государственные и коммунальные юридические лица выступают пользователями земельных участков, которые принадлежат им на праве соответственно коммунальной или частной собственности. Особенности правового статуса данных субъектов состоят в том, что они обязаны либо сами непосредственно использовать принадлежащие им на праве собственности природные ресурсы, либо передать право пользования ими другим лицам.

Классификация субъектов права природопользования может быть осуществлена по различным признакам, например, по роду деятельности или целевому назначению предоставленных в пользование объектов природы (сельскохозяйственные, несельскохозяйственные), которые ведут лесное, водное, охотничье, рыбное хозяйство и т.п.; на юридические и физические лица и т.п.

Среди граждан различают как отдельных индивидов, так и групповых субъектов права природопользования. Вопрос о гражданах-субъектах права природопользования еще не приобрел достаточно четкого разрешения в законодательстве.

Возникновение субъективного права пользования объектами природы связан с наличием соответствующей правоспособности, то есть предусмотренной экологическим законодательством способности субъекта быть носителем прав и обязанностей по использованию земель, вод, лесов, недр и пр. Не может возникнуть субъективное право землепользования, водопользования и т.п. у субъектов, которые не обладают соответствующей земельной, водной, лесной, фаунистической или другой экологической правоспособностью. Земельная, водная, лесная и другая экологическая правоспособность выступает составным элементом общей правоспособности организации, предприятия, учреждения или гражданина, в которую входит также и гражданская, трудовая или иная правоспособность.

Экологическую правоспособность организаций нельзя смешивать с полномочиями государственных органов по распоряжению и управлению природными объектами, которые возникают не из правоспособности, а из компетенции этих органов, определенной государством как сувереном-носителем политической власти и собственником большинства природных ресурсов. Однако это не исключает того, что иногда в одном лице совпадает и орган, который управляет (распоряжается) природным объектом и пользуется этим объектом, то есть выступает его пользователем.

Различного рода организации (государственные, коллективные, общественные, акционерные, совместные и др.), которые обладают праводееспособностью, становятся субъектами права природопользования с момента предоставления им природного объекта в пользование или в собственность и документального оформления этого права, а если это не требуется, то с момента фактического пользования (например, дорогами общего пользования).

Экологическая правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. При этом она, как и в гражданском праве, признается в равной мере за всеми гражданами. На экологическую правоспособность граждан не влияет социальное положение или происхождение, пол, раса, семейное положение.

Экологическую правоспособность, как обязательное условие правообладания, не следует смешивать с правом на получение природного объекта в пользование, то есть с субъективным правом, предпосылкой которого является правоспособность.

Для граждан самостоятельное значение имеет понятие экологической дееспособности, которая предусматривает сознательное (умственное) поведение лица с юридическими последствиями. Она требует определенного жизненного опыта, правильной оценки юридического значения своих действий. Поэтому экологическая дееспособность, как и гражданская, может признаваться за разными гражданами и не в одинаковом объеме. Но экологическое законодательство, за небольшим исключением, не содержит норм, которые непосредственно определяют экологическую дееспособность граждан во всех ее проявлениях. Только на основании анализа всех правовых норм можно сделать вывод, что в полном объеме, например, земельная дееспособность (как один из видов экологической дееспособности) присущий только совершеннолетним, а также 16-летним гражданам, которые входят в состав фермерского хозяйства.

Относительно других категорий граждан земельное законодательство не содержит довольно четких указаний относительно их земельной дееспособности.

Для иных отраслей экологического законодательства характерно объединение в одном лице пользователя и органа, который управляет природным объектом. Так, предприятия государственных органов лесного хозяйства, которые являются органами управления лесами, вместе с тем имеют право осуществлять и лесные пользования в определенном законом порядке.

Подробнее вопрос о субъектах права пользования недрами, животным и растительным миром, охотничьими угодьями и т.п. рассматривается в Особенной части.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

· право пользования атмосферным воздухом,

· право пользования растительным миром вне лесов,

· право пользования животным миром.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

· специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

· право пользования атмосферным воздухом,

· право пользования растительным миром вне лесов,




· право пользования животным миром.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

· специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование

Читайте также: