Вокальное творчество чайковского кратко

Обновлено: 18.05.2024

Ушуллу И. И. Истоки вокального творчества П. И. Чайковского // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, Волгоградское научное издательство, 2011. С. 88–93.

Романсы и оперы П.И. Чайковского составляют золотой фонд русского и мирового вокального искусства. Ярко выраженное мелодическое дарование композитора находит отражение во всех жанрах его музыки — балетах, симфониях, концертах, увертюрах, фантазиях, камерно-инструментальных сочинениях. Но именно в вокальных формах песенная стихия достигает своего наивысшего накала, соединяясь с тонким мастерством психологической интерпретации литературного текста.

Каждое поколение певцов открывает для себя новые грани богатейшего мира художественной образности П.И. Чайковского. В наше время творческое наследие композитора постоянно обогащается новыми исполнительскими интерпретациями, оригинальными художественными подходами и решениями. Романсы и оперы П.И. Чайковского выступают предметом новых художественных поисков, обусловливаемых потребностями современного мироощущения.

Исполнение музыки П.И. Чайковского становится не только школой вокального мастерства, но и настоящей школой познания человеческой души во всех аспектах ее бытия. Радость и страдание, юношеская беспечность и философская мудрость, созерцательность и драматическое напряжение, пылкая восторженность и трагическая обреченность — композитор смог охватить в своих вокальных сочинениях всю бесконечную гамму эмоций, чувств и мыслей, которые были присущи не только человеку XIX столетия, но и современному мироощущению.

1. Туманина Н.В. Чайковский. Путь к мастерству. – М., 1962.

2. Орлова Е.М. Романсы Чайковского. – М., Л., 1948.

3. Метельский Г.В. Сердце отданное людям: Повесть об А. И. Рубце. –

Тула: Приокское книжное издательство, 1978.

5. Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре. – М.: Искусство, 1952.

Романсы Чайковского

Романсы Чайковского

Камерно-вокальное творчество Петра Ильича Чайковского можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов.

Историю создания Романсов Чайковского, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Особенности романсов Чайковского

Что представляет собой романс ? Это небольшое вокальное произведение, в основе которого лежит поэтический текст лирического содержания. Его родиной считается солнечная Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России же этот жанр появился только во второй половине XVIII в, стремительно завоевав большую популярность. С тех пор многие композиторы сочиняли романсы, передавая в них подчас самые искренние и даже сокровенные чувства.

П.И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, исследователи творчества композитора называют его камерно-вокальное наследие своеобразным лирическим дневником.

Петр Ильич Чайковский

Свои вокальные произведения Чайковский сочинял прежде всего для обычного слушателя, именно поэтому они столь близки к городскому бытовому романсу. Все чувства в них показаны предельно искренне, но в тоже время просты для понимания, а музыка чутко следует за текстом, раскрывая перед слушателями весь глубинный смысл.

Чем руководствовался Чайковский, выбирая поэтический текст для своих романсов? Такой вопрос часто волнует поклонников его творчества. Неудивительно, ведь подчас композитор обращал внимание на малоизвестного поэта, казалось бы, игнорируя признанных авторов. Иногда в стихотворении маэстро мог привлечь внимание лишь один яркий художественный образ или же отдельная строка. Тем не менее, большая часть вокального творчества написана на стихи известных авторов: А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, Г. Гейне, Г. Гете и др. Чаще всего композитора привлекало творчество русских поэтов из-за музыкальности стихов и их изящности форм. Чайковский отмечал необычайную яркость и эмоциональность произведений А. Толстого и А. Апухтина. А. Фета композитор и вовсе называл поэтом-музыкантом.


Любовь к этому жанру во многом была связана с тем, что Чайковский буквально с детства тепло относился к романсам, слушая сочинения Алябьева, Варламова, Шумана . Кроме того, он много почерпнул в творчестве М. Глинки и Даргомыжского .

Свои первые произведения в этом жанре Чайковский написал еще будучи учеником Училища Правоведения. Примечательно, что одними из последних творений композитора был цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза.

Чайковский
Даниил Ратгауз

Интересные факты

История создания и содержание


70-е годы связывают с творческим подъемом композитора, именно в этот отрезок времени им было написано около половины всех его камерно-вокальных произведений. В этих образцах значительно расширяется круг образов, а выразительных средств появляется намного больше.


Толстой сочинил свое творение специально для будущей жены Софьи Миллер. Не случайно в произведении показана атмосфера бала, ведь познакомился он с ней именно на балу-маскараде в честь Нового года. Конечно же, лицо Софьи Андреевны было скрыто маской, как и у остальных присутствующих, но тем не менее, девушка смогла поразить И. Тургенева и А. Толстого. На тот момент она была еще замужем, но это не помешало Толстому влюбиться в девушку с первого взгляда. Спустя 12 лет возлюбленные смогли пожениться. Для этого романса Чайковский не случайно выбрал жанр вальса, но несмотря на атмосферу бала, все внимание в музыкальной части сосредоточено на влюбленных, на их чувствах и переживаниях.

Жанрово-характеристические романсы


Примерно в конце 80-х годов, Чайковский отходит от жанра романса почти на пять лет и уделяет внимание своим крупным произведениям. После небольшого перерыва он создает 6 великолепных романсов на стихи Д. Ратгауза. Именно их относят к последним образцам в этом жанре. Написанные в период работы над Шестой симфонией, они насыщены печалью и искренностью.

Песни для детей Чайковского

Романсы П.И. Чайковского , его лирический дневник, передают всю глубину и искренность чувств. Музыкальные образы, яркие интонации, а также богатство музыкального языка потрясают и завораживают слушателя буквально с первых тактов. Всю поэтичность стиха можно прочувствовать благодаря музыке П.И. Чайковского, который всегда очень чутко ощущал каждую его мельчайшую особенность, делясь со слушателями своими наблюдениями с помощью музыкальных звуков.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы Чайковского

Пётр Чайковский (Pyotr Tchaikovsky)

Камерное вокальное творчество было для Чайковского своего рода лирическим дневником, в котором запечатлены многие мотивы, получившие затем более развитое воплощение в его крупных произведениях оперного или симфонического плана. Чувства острого душевного разлада и неудовлетворенности, страстная жажда счастья и горечь несбывшихся мечтаний являются эмоциональной доминантой его вокальной лирики, отразившей то, что переживали многие в эпоху бурного роста личного самосознания, больших надежд и горьких разочарований, все усиливавшегося несоответствия между высокими порывами к идеалу и томительно однообразными серыми буднями повседневного бытия. В этом источник огромной популярности романсов Чайковского среди самых широких слоев общества.



Так в пределах небольшой по протяженности простой трехчастной формы композитор достигает необычайной силы драматического нарастания, создавая ярко динамизированную репризу с заменой мажора одноименным минором.



Но это находит оправдание дальше, в момент предзаключительной кульминации, где ряд восторженных восклицаний дан на той же, буквально повторенной или несколько измененной интонации.


Таким образом достигается интонационное единство целого.

Та же тема горькой женской доли, столь широко и разнообразно отраженная в русской лирической народной песне, лежит и в основе романса на слова Сурикова. По форме (три строфы с лишь слегка варьированными окончаниями) и по характеру начальной мелодической попевки он более близок к истокам традиционной народной песенности, нежели предыдущий, но вторая половина строфы, построенной на секвенционном повторении ярко экспрессивной восходящей фразы, придает музыке драматический акцент, а завершающая строфу вокальная каденция, с каждым разом все более пространная и напряженная по звучанию, — дань сложившейся традиции бытования народной песни в городской среде.


Раздающийся издалека глухой раскат грома, передаваемый коротким тремоло в басу, пробуждает бурю в душе, застывший покой сменяется трагическим отчаянием. Но стремительное нарастание прерывается неожиданным спадом и повторением начального мелодического оборота, подчеркивающим роковую безысходность страдания. Контраст крайних разделов подчеркивается сменой мажора параллельным минором.


Список романсов:

6 романсов, ор. 6 (в т. ч. Не верь, мой друг и Слеза дрожит, сл. A. К. Толстого; Ни слова, о друг мой, сл. А. Н. Плещеева; Отчего? и Нет, только тот, кто знал, сл. Л. А. Мея; 1969)
Забыть так скоро (сл. А. Н. Апухтина, 1870)
6 романсов, ор. 16 (в т. ч. Колыбельная песня, сл. А. Н. Майкова; Погоди, сл. Н. П. Грекова; 1872)
Уноси моё сердце (сл. А. А. Фета, 1873)
6 романсов, ор. 25 (в т. ч. Примиренье, сл. H. P. Щербины; Канарейка, сл. Мея; 1875)
6 романсов и песен, ор. 27 (в т. ч. Моя баловница, сл. Мея, 1875)
6 романсов и песен, ор. 28 (в т. ч. Корольки, сл. Грекова; Он так меня любил, сл. Апухтина, Страшная минута, сл. N. N. (П. И. Чайковского); 1875)
Хотел бы в единое слово (сл. Г. Гейне, в пер. Мея, 1875)
6 романсов, ор. 38 (в т. ч. Серенада Дон Жуана, То было раннею весной, Средь шумного бала, сл. Толстого; 1878)
7 романсов, ор. 47 (в т. ч. Кабы знала я, Благославляю вас, леса, сл. Толстого; День ли царит, сл. Апухтина, Я ли в поле да не травушка была, сл. И. З. Сурикова; 1880)
16 песен для детей, ор. 54 (в т. ч. Бабушка и внучек, Весна (Травка зеленеет), Мой садик, Кукушка, Весна (Уж тает снег), сл. Плещеева; 1881-83)
6 романсов, ор. 57 (в т. ч. Скажи, о чём в тиши ветвей, сл. B. А. Соллогуба; На нивы жёлтые, сл. Толстого; Лишь ты один, сл. Плещеева, 1884)
12 романсов (в т. ч. Я тебе ничего не скажу, сл. Фета; Ночи безумные, сл. Апухтина, Ночь (Отчего я люблю тебя), За окном в степи мелькает, сл. Полонского; Нам звёзды кроткие сияли, сл. Плещеева; 1886)
6 романсов, ор. 63 (сл. К. Романова, в т. ч. Растворил я окно, Серенада (О, дитя); 1887)
Six melodies (6 романсов), op. 65 (в т. ч. Серенада (Ты куда летишь, как птица), сл. Э. Тюркети; Чаровница, сл. П. Клоделя; 1888)
6 романсов, ор. 73 (сл. Д. М. Ратгауза; в т. ч. Мы сидели с тобой, В эту лунную ночь, Закатилось солнце, Средь мрачных дней, Снова, как прежде, один; 1893)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Камерное вокальное творчество было для Чайковского лирическим дневником.

Методическая разработка на тему:

Среди композиторов мировой величины, оставивших заметный след в искусстве, одно из первых мест принадлежит Петру Ильичу Чайковскому (1840- 1893) – русскому композитору, дирижеру и музыкально – общественному деятелю, педагогу и критику. Пётр Ильич Чайковский по праву считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

Ярко выраженное мелодическое дарование композитора находит отражение во всех жанрах музыки – балетах, симфониях, концертах, увертюрах, фантазиях, камерно – инструментальных сочинениях. Но именно в вокальных формах песенная стихия достигает своего наивысшего накала, соединяясь с тонким мастерством психологической интерпретации литературного текста.

Каждое поколение певцов открывает для себя новые грани богатейшего мира художественной образности П.И. Чайковского. Исполнение его сочинений становится не только школой вокального мастерства, но и настоящей школой познания человеческой души во всех её аспектах. Радость и страдание, юношеская беспечность и философская мудрость, созерцательность и драматическое напряжение, пылкая восторженность и трагическая обреченность- композитор смог охватить в своих вокальных опусах всю бесконечную гамму эмоций, чувств и мыслей, которые не только были присущи человеку XIX столетия, но и получили своё дальнейшее развитие в последующие эпохи.

Истоки вокального творчества П.И. Чайковского

Камерное вокальное творчество было для Чайковского своего рода лирическим дневником, в котором запечатлены многие мотивы, получившие затем более развитое воплощение в его крупных произведениях оперного или симфонического плана. Чувства острого душевного разлада и неудовлетворенности, страстная жажда счастья и горечь несбывшихся мечтаний являются эмоциональной доминантой его вокальной лирики, отразившей то, что переживали многие в эпоху быстрого роста личного самосознания, больших надежд и горьких разочарований, всё усиливавшегося несоответствия между высокими порывами к идеалу и томительно однообразными серыми буднями повседневного бытия. В этом источник огромной популярности романсов Чайковского среди самых широких слоев общества.

Глава II. Тематика романсов П.И. Чайковского в контексте развития его творчества.

Среди многих тем, к которым обращался Чайковский, центральной линией творчества становится тема любви во всех стадиях ее развития: от зарождения чувства до угасших надежд на счастье. Также наблюдается присущая языку вокальных произведений композитора исповедальная интонация высказывания.

2.2. Музыкальные параллели в романсах Чайковского

В романсах, также как и в операх, Чайковский находит верный, соответствующий тексту и характеру мелодический образ. Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание широкой певучей мелодии с речевой выразительностью, а также единство ритма на протяжении всего произведения или раздела формы.

2.3. О некоторых романсах П.И. Чайковского

На примере анализа избранных вокальных сочинений Чайковского можно сделать такой вывод – поэтический текст, вокальная партия и инструментальное сопровождение в своем взаимодействии создают многогранные музыкальные образы. В связи с этим, композитор обращается не к куплетному строению формы, а к более контрастным формам – простой трехчастной ABA, сложной двухчастной AB. Будучи величайшим симфонистом своего времени, и совершив немало открытий в сфере музыкального театра, Чайковский обогащает жанр романса приемами развития, свойственными оперной и симфонической музыке, что проявляется во внедрении симфонизма в малую форму, в переосмыслении романсных форм. Используя для романсов преимущественно простые формы, композитор, тем не менее, порой превращает их в вокальные поэмы. В мелодическом стиле романсов взаимодействует песенность, ариозность и декламационный речитатив. Этот синтез рождает особую выразительность языка. В романсах кристаллизируются характерные для стиля Чайковского в целом мелодические и ритмические интонации, гармонические обороты и фактура.

Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а главное, запечатление чувств, владеющих каждым человеком на протяжении всей жизни, делают романсы Чайковского, этот лирический дневник композитора, одной из самых популярных и любимых областей его наследия.

Читайте также: