Субъекты и объекты охраны труда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:

сохраняет здоровье работника от возможных производственных вредностей;

направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, заниматься спортом, развивать свою личность;

способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение всесторонней охраны труда в том, что она способствует: росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, т.к. при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника.

Правовое значение охраны труда в том, что:

охрана труда способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков, уровня трудоспособности инвалидов;

правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях;

она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель (администрация) обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

Охрана труда – важнейшая составляющая безопасности жизнедеятельности человека.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда.

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев, а также низкого уровня охраны здоровья и жизни.

Обеспечение безопасности труда человека на производстве является одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период. Травмы и несчастные случаи на производстве означают физические страдания и зачастую смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери.

В условиях рыночной экономики ни призывы, ни увещевания не могут изменить состояние условий и охраны труда. Для изменения ситуации в этой области необходимо общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека, как непреходящей ценности, юридическое закрепление прав работника в области обеспечения безопасности его труда, наличие адекватного экономического механизма регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит, несомненно, образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

Охрана жизни и здоровья детей

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Становится очевидной проблема – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.

Объект исследования - процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования - условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования - организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе, разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

-обосновать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности: принципы,инструкции,технологии; -реализовать педагогические условия, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (создание законодательной базы; планирование воспитательно-образовательного процесса; использование интерактивных средств, форм, методов обучения; учет доступности содержания правил безопасности жизнедеятельности, систематичности предусмотренных мероприятий; наглядно-дидактической оснащенности; референтность безопасного поведения участников педагогического процесса и др.);

Изучить и реализовать основные направления законодательства РФ по вопросам безопасности, разработать и внедрить нормативно- правовые, методические и иные локальные акты, инструкции по формированию безопасного образовательного пространства;

Наращивать опыт межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

Обеспечить выполнение сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвратить несчастные случаи с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

Вести профилактику производственного травматизма;

Выполнять правила пожарной безопасности и соблюдать противопожарный режим;

Формировать у воспитанников и сотрудников устойчивые навыки безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Оснащать образовательное учреждение противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Обеспечивать безопасную эксплуатацию здания, оборудования и технических средств обучения.

Органы (субъекты) управления охраной труда призваны материализовать цели и задачи управления, используя для этого соответствующие методы и механизмы.

Главными органами (субъектами) управления являются руководитель предприятия (начальник, директор, управляющий), его заместители и помощники по заведованиям. В функциональных отделах (службах), производственных и структурных подразделениях, на конкретных участках, в качестве субъектов управления выступают руководители соответствующих отделов (служб), подразделений и руководители конкретных (перегрузочных, ремонтных, строительных, судовых) работ и терминальных комплексов, другие организаторы и производители работ.

В качестве объекта управления различные авторы называют непосредственно условия труда, деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и безвредных условий на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, риски повреждения здоровья работников предприятия вследствие воздействия на них опасностей, создаваемых производственными процессами и оборудованием.

По-видимому, правильно будет, если рассматривать в качестве объектов управления все слагаемые, формирующие охрану труда, и, в первую очередь, деятельность человека или трудового коллектива, как поддающиеся управлению, а человек и коллектив (персонал), кроме того, ещё и обучению. То-есть, главным объектом управления, безусловно, является человек, а также риски, связанные с его деятельностью и неадекватными действиями.

Функции управления. Инициирующие воздействия органа управления на управляемые объекты осуществляются посредством реализации определенных функций, направленных на решение конкретных задач, вытекающих из анализа поступающей информации о состоянии охраны труда на рабочих местах, производственных участках и в цехах, в целом на предприятии.

Решение задач обеспечения профессиональной безопасности, достижение целей СУОТ в рамках функционального подхода реализуется выполнением более, чем 20-ти функций, вытекающих из требований соответствующих статей Закона Об охране труда и других НПА.

При этом различают:

  1. общие управленческие функции, определяющие состояние и развитие системы;
  2. специальные общеорганизационные функции, обеспечивающие организацию воздействия на отдельные факторы функционирования производства;
  3. вспомогательные функции, обеспечивающие обслуживание процессов общего и специального управления.

Распределение функций управления между субъектами управления является специфическим для каждого конкретного предприятия. Оно зависит от масштабов и характера производства, состава подразделений и других особенностей.

При процессном подходе многие функции могут быть представлены соответствующими процессами. Но в любом случае (при функциональном, процессном или процессно-функциональном подходах) такие категории как организация и координация работы, прогнозирование и планирование, учёт, оценка, анализ состояния ОТ и функционирования СУОТ, управление персоналом и мотивационное регулирование, осуществление контрольно-надзорной деятельности и ряд других должны найти отражение в СУОТ в виде общих, специальных или вспомогательных функций либо в виде основных, управленческих или поддерживающих процессов (подпроцессов, субпроцессов).

Методы управления

Методы управления характеризуется совокупностью целенаправленных воздействий органов (субъектов) управления на объекты управления с целью решения поставленных задач.

Управляющие воздействия (регулирование) с целью реализации принятых решений по отдельным процессам, задачам и функциям управления охраной труда могут осуществляться при помощи следующих мер:

  1. административных (организационно-распорядительных);
  2. мотивационных (экономические, моральные, материальные и др. стимулы);
  3. социально-психологических; -комбинированных.

Выбор того или иного метода зависит от решаемых задач.

При осуществлении трудоохранной деятельности в целом и организации производства работ следует исходить из того, что исходными предпосылками производственного травматизма являются:

  1. объективное и реальное наличие на рабочих местах опасных и вредных условий труда, обусловленные физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими, производственными факторами нередко превышающими установленные значения;
  2. преднамеренные или непреднамеренные и во многом непредсказуемые опасные действия исполнительского и организующего персонала, которые создают дополнительный, повышенный риск травмирования работников.

Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что система управления безопасностью уже не может обойтись без учета социально-психологических факторов. Социально-психологические методы в рамках функции управления персоналом, направленные на решение задач, связанных с созданием в коллективах бригад, цехов предприятия хорошего морально-психологического климата, на формирование у каждого работника чувства высокой ответственности за соблюдение трудовой и технологической дисциплины, культуры производства, являются необходимыми условиями снижения производственного травматизма, а функция управления персоналом относится к числу наиболее важных. Организационные, психологические, мотивационные методы позволяют через систему управления людьми достичь безопасности технологических и трудовых процессов, эксплуатации производственного оборудования.

Таким образом, человек в охране труда является главным действующим лицом, а его личностные и психофизиологические особенности относятся к наиболее значимым элементам системы и играют важнейшую роль в формировании предпосылок для безопасного или, наоборот, опасного производства работ.

Несоблюдение технологической и трудовой дисциплины, нарушение установленных норм и правил, несоответствие профессиональных, психологических и личностных качеств характеру выполняемой работы -вот тот состав субъективных факторов, который подлежит регулированию и управлению.

В этой связи особое внимание в системе управления должно быть уделено механизму мотивационного регулирования трудоохранной деятельности.

Система должна предусматривать достаточно простой, практически приемлемый, но эффективный метод и показатели, на основании которых производится поощрение и наказание соответственно за положительные результаты работы и за наличие несчастных случаев или профзаболеваний.

В последнее время специалистами уделяется большое внимание методу управления на основе риск-анализа. Как утверждается, анализ риска должен стать частью системного подхода к планированию и реализации практических мер по предупреждению или уменьшению производственной опасности. Т.е. основным критерием эффективности работы по управлению безопасностью должна стать фактическая величина риска, которому подвергаются работники на своих рабочих местах.

Эта величина должна постоянно оцениваться и сопоставляться с нормативно-допустимым уровнем. Процесс практического применения анализа риска включает три составляющих (фазы) действий: выявление -оценка величины - противодействие опасности.

В плане общих рекомендаций можно принять утверждение, что основные акценты должны быть расставлены на тех рисках, которые представляют наибольшую опасность. Риски, которые могут приводить к серьезным последствиям, хотя и не часто, должны рассматриваться как приоритетные по сравнению с рисками, которые приводят к незначительному ущербу. Тем не менее, их нельзя игнорировать. Одним из источников получения информации о рисках является анализ выявляемых нарушений требований безопасности исполнительским персоналом.

При проектировании СУ следует регламентировать также управленческие и организационные меры, снижающие негативное влияние трудовой деятельности на окружающую природную среду, а также действия персонала предприятия, функционирующего как в штатном режиме, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наконец, на предприятии должна действовать не только система управления охраной труда, но и система анализа эффективности ее функционирования.

Необходимым условием успешного функционирования любой системы является получение обратной информации о ее состоянии и эффективности принимаемых решений.

Это может быть сделано только на основе осуществления постоянно действующего мониторинга, анализа и оценки показателей (диагностики), сравнения их с заданными или базовыми значениями. При выборе критериев следует исходить не только с точки зрения количественного проявления и количественной характеристики системы, но и с позиции социальной и экономической значимости последствий травматизма (профессиональных заболеваний).

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 209 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 209. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 209 ТК РФ

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

ГАРАНТ:

См. ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1989 г. N 3222

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Часть двенадцатая утратила силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

ГАРАНТ:

См. стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о понятии правового значении охраны труда, о социальном, экономическом и основных направлениях.
  2. Знать способы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Оглавление

9. 1. Понятие охраны труды. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Эти положения отражены в системе нормативно-правовых актов по охране труда, где наряду с Конституцией РФ действуют:

Охрана труда – определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

С целью уяснения правовой природы системы охраны труда следует рассмотреть следующие понятия:

  1. Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
  2. Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
  3. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
  4. Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
  5. Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
  6. Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
  7. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
  8. Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственные нормативные требования по охране труда издают органы исполнительной власти, например:

  1. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда межотраслевые типовые инструкции по охране труда – утверждаются министерством социального развития;
  2. отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции – утверждаются федеральными органами исполнительной власти;
  3. правила безопасности, правила устройств и безопасной эксплуатации – утверждаются органами Федерального горного и промышленного надзора и т. д.

Подзаконные нормативные акты по направлениям обеспечения охраны труда можно классифицировать следующим образом: организационно-технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ст. 4 Закона об основах охраны труда в РФ и ст. 210 ТК РФ).

9.2. Организация и обеспечение охраны труда

Государственное управление охраной труда в РФ осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Организация охраны труда на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность:

  1. при численности более 100 работников должна быть создана служба охраны труда или должна быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
  2. при численности 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации;
  3. при отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Обеспечение прав работников на здоровые и безопасные условия труда реализуется путем:

  • защиты права на труд в условиях, отвечающих требованиях охраны труда;
  • недопущения отступления от государственных требований в трудовом договоре;
  • возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • установления ответственности должностных за нарушение требований охраны труда

Работодатель должен для здоровья и безопасности работника в целях охраны его труда:

Читайте также: