Субъектно деятельностный подход с л рубинштейна кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных. Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности.

Подход к ученику как объекту, а не субъекту обучения и воспитания привел к его отчуждению от процесса учения, В результате обучение потеряло смысл для ученика. Знания оказались внешними по отношению к реальной жизни субъекта учения. Таким же отчужденным от общеобразовательного процесса оказался и учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить цели, выбирать средства и методы своей деятельности, Он перестал ориентироваться на личность ученика, его способности, возможности, интересы.

Особенности субъектно – деятельностного подхода

Понимание субъекта в современных науках связывается с наделением его качествами быть активным, целенаправленным, единым в осуществлении человеческих форм жизнедеятельности, которые, прежде всего, просматриваются в наиболее употребляемой категории «субъект деятельности. Стать субъектом деятельности – значит всесторонне освоить ее, проявлять готовность и способность к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Субъект может рассматриваться и в более широком смысле – как творец собственной жизни, носитель и распределитель душевных и телесных сил, способностей к изменению собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования, изменяя ход жизни, ее результаты, подвергая коррекции, контролю, совершенствуя приемы работы над собой.

Определяя пути развития человека необходимо отметить, что один из них примитивный, животноподобный, строящийся на природных способностях и даже инстинктах. Второй путь – это путь превращения своей природы в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности. Однако по данному вопросу существуют разные мнения. Так, одна группа ученых, считает, что субъектные качества индивида могут проявляться еще до физического рождения, во внутриутробном состоянии, получая свое завершение в юношеском возрасте и на этапе совершеннолетия (В. А. Татенко и др.).

В психологии, философии и педагогике различают человека как субъекта жизнедеятельности и его же, как субъекта внутреннего, психического мира. Человек как субъект жизнедеятельности – это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: природы, общества, культуры, способов действий. В это же время человек, как субъект, представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию познавательных психических процессов, приобретенных и унаследованных свойств, переживаемых состояний, содержанием субъектного способа бытия является социальная жизнь человека.

Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, обеспечивающие возможность человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности: стремления, побуждения, желания, ориентации, планирование, мироощущения, убеждения, механизмы ее регуляции и способы осуществления.

- это всегда деятельность субъекта, точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности;

- деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, и поэтому, она необходимо является реальной, предметной, содержательной, а не чисто символической;

- она всегда – творческая;

Именно в такой деятельности люди и их психика не только проявляются, но и создаются, формируются, развиваются, а поэтому, прежде всего, в ней они могут быть объективно исследованы.

Б. Ф. Ломов при этом замечает: «… Психические явления формируются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду – личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность.

В соответствии с гуманистической парадигмой личность выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный следующими характеристиками:

- способность не только присвоить мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;

- осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

- владение умениями, ориентировочными свойствами деятельностей, реализумых в соответствии с принятыми задачами;

- стремление и способность инициативного, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;

- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели;

- творческий потенциал, уникальность, неповторимость, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, взаимодействий, сотрудничества, общения.

Субъектность – центральное образование человеческой субъективности. Сложная интегративная характеристика личности, отражающая ее активно – избирательное, инициативно – ответственное, преобразовательное отношение к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом.

Субъектно – деятельностный подход

к воспитанию и образованию подрастающего поколения

Субьекгно-деятельностный подход как ключевой элемент педагогического мышления требует пересмотра, переоценки компонентов педагогического процесса. Он радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его обучающегося. Основным смыслом обучения становится развитие личности ученика. Качество и мера этого развития выступают как качество работы учителя, всей системы образования.

Субъектно-деятельностный подход реализуется путем последовательной индивидуализации всего педагогического процесса, учета личностной специфики учащегося, его персона лизации, учета, индивидуальных особенностей личности педагога. Для этого необходимо бороться с унификацией, обезли чиванием программ и форм обучения, предоставлять разноуровневый по объективной сложности усвоения учебный материал.

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося. Этот подход противостоит методам и формам механической передачи готовой информации, монологичности преподавателя, пассивности ученика.
Принципы деятельностного подхода должны пронизывать все стороны учебного процесса — процесс познания, осмысления, восприятия, закрепления, практического применения полученных знаний, умений и навыков. Деятельность субъекта обучения — основной фактор его развития и самоопределения.

В свете дсятельностного подхода к образованию особое значение имеют активные творческие методы обучения, исследовательские проблемные методы, использование информационно-обьяснительных видов обучения, методик программно- алгоритмического типа, проектные методы, дискуссии, деловые игры, проблемное консультирование, формы никой организации обучения, переход от информационно- объяснительного обучения к деятельностному, развивающему, обеспечение свободной поисковой деятельности обучающегося в больших массивах информации,

Образование, ориентированное на развитие особенностей, способностей, индивидуальности, личности обучающегося осуществляется только в ходе равноправного партнерства совместной развивающей деятельности учеников и педагогов. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления познавательных и жизненных интересов учащихся.
Во всех современных дидактических концепциях центром становится личность обучающегося, его мотивы, интересы, потребности, способности, желания, намерения, стили деятельности.

Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности. Проблемы мотивации рассматриваются в триаде: мотивация — личность — деятельность.

Изучение проблемы мотивации предполагает обязательный анализ на уровне личности, поскольку намерения, мотивы, цели могут получать своеобразие за счет осознанности меры включенности субъекта в процесс деятельности, за счет разных проявлений его активности. Неразработанность проблемы мотивации связана со сложностью исследований самой личности в целом. Недостаточно исследованными являются вопросы о том, как может быть изучена личность путем анализа ее мотивационной сферы, как можно активизировать данную личность в данном виде деятельности, как отражаются изменения условий деятельности на субъекте, какова дифференциальная структура компонентов субъекта обучения и его установки, каковы эффективные методические стратегии и тактики для актуализации мотивационных ресурсов субъекта обучения. Попытаемся осветить данный ряд вопросов.

Изучение личности обучающегося, его готовности к действию (установки), отношения к процессу учения, оценочности его суждений позволяет выработать специфические стратегии и тактики общения, обучения и воздействия, формирования его мотивационной сферы, ее моделирования, основанных на совместной согласованной деятельности обучающего и обучаемого при оптимальной реализации возможности каждого из них.

Вопрос о связи компонентов научения и мотивации является мило разработанным, так как экспериментальные исследования затруднены в силу сложности разнородных и разноуровневых процессов личности, а мотивационные механизмы представляют систему взаимодействующих факторов, условий, средств, структур, различных отношений и связей. Для обеспечения эффективности обучения необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса соответствовали мотивационной сфере обучающегося. Повышение мотивации обучения необходимо, так как именно ею объясняются интенсивность в осуществлении выбранного действия, мнимость в достижении результата и цели деятельности. С повышением мотивации повышается творческая активность, интеллектуальные возможности, усиливается познавательная деятельность субъекта обучения.

Новый подход к личности обучаемого как субъекту обучения требует знания о личностных диспозициях и мотивационных конструктах обучаемого, об отношениях к процессу учения, методам его организации, учебным материалам и формам их репрезентации. Однако личностные субъективные оценки обучающихся никогда не изучались достаточно глубоко. Мотивационная предубежденность, разногласия и диссонансы во взаимодействии обучаемого и обучающего не принимались во внимание, рассогласования в области целеполагания, конфликты целей не учитывались. Принуждение как доминирующий стимул низшего уровня было широко представлено в практике обучения. Причины спада мотивации пытались найти в методической, дидактической, воспитательной деятельности. При новом подходе к процессу обучения все методические решения должны учитывать личность обучающегося его национальные, индивидуальные особенности, ч мости, мотивы, цели, интересы, установки. Проблема субъекта обучения продолжает оставаться открытой. Его потребности, интересы, цели, установки, стремления, желания, индивидуальный стиль деятельности, национальные особенности, реакции на различные стимулы (содержание, идеи, информация, мысли, темы, проблемы, подходы, методические стратегии и тактики) не получили достаточного рассмотрения, хотя любое внешнее воздействие эффективно только тогда, когда учитываются процессы, протекающие внутри субъекта. Поэтому необходимо специальное изучение субъективных стандартных оценок обучающегося, его отношения к процессу обучения в целом, реакций на различные стимулы. Это должно способствовать устранению Деструктивной мотивации, рассогласований и диссонансов, осуществлению побудительной регуляции поведения и действий обучаемого. Необходимо рассмотрение мотива как синтеза личностных переменных, ситуационных переменных (среда, окружение, привлекательность результата, эмоции) и совокупности различных побудителей, дифференцирующихся в зависимости от личности обучаемого, ее диспозиций, специфики деятельности.

Диспозиция личности — фиксированные в ее прошлом опыте предрасположенности воспринимать ту или иную действительность, тот или иной материал. По мнению А.НЛеонтьева, деятельность, мотивы и личностный смысл выступают как действительно образующие личность. Анализ личностных диспозиций субъекта обучения, выделение большого числа дифференциальных параметров способствуют созданию эффективных методических стратегий, тактик, средств воздействия, нахождению эффективных стимулов индивидуальной, учебной, когнитивной, коммуникативной деятельности.

Субъективно-деятельностяый подход к процессу обучения предполагает знание индивидуальных особенностей, индивидуальных стилей деятельности, умение диагностировать и прогнозировать их влияние на успешность обучения.

К индивидуальным различиям в поведении и деятельности субъекта относят: способность к обучению, переработке информации, ее запоминанию, общее отношение к обучению, внутреннюю иерархию мотивов, соотношение потребностей, преобладающий тип атрибуции успеха или неудачи, и др. Межиндивидуальные различия проявляются в значении, которое субъект приписывает определенному воспринимаемому содержанию учебного материала, в точности актуализации запомненного, в разночтениях одного и того же текста и т.д.

Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.

Детский возраст — важный этап развития личности ребенка, приобщения его к миру культурных общечеловеческих ценностей, время установления отношений с миром людей, предметов природного и рукотворного мира и собственным внутренним миром.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Первоосновой такой личности должны быть заложены в детстве.

Для этого необходим иной подход — деятельностный, компетентный. Он нацелен не столько на информированность ребенка, сколько на его умение видеть и решать проблемы. Компетентность ребенка представляет совокупность умений, позволяющих ему успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.

Он - автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.

На основе своей целостной концепции С.Л.Рубинштейн создал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи и т.д. И все это сделано в свете общефилософского принципа детерминизма; внешние причины действуют через внутренние условия, составляющие основание развития.

Деятельность в этой статье характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда — творческая и 4) самостоятельная. Заметим, что самостоятельность здесь вовсе не противостоит совместности. Напротив, именно в совместной деятельности реализуется ее самостоятельность. С.Л.Рубинштейн в своих рассуждениях исходил из того, что учение, например, есть совместное исследование учителя и ученика.

выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.

Он - автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.

На основе своей целостной концепции С.Л.Рубинштейн создал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи и т.д. И все это сделано в свете общефилософского принципа детерминизма; внешние причины действуют через внутренние условия, составляющие основание развития.

Деятельность в этой статье характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда — творческая и 4) самостоятельная. Заметим, что самостоятельность здесь вовсе не противостоит совместности. Напротив, именно в совместной деятельности реализуется ее самостоятельность. С.Л.Рубинштейн в своих рассуждениях исходил из того, что учение, например, есть совместное исследование учителя и ученика.

Деятельностным подходом (или по-другому теорией деятельности) называется подход, разработанный советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на основании культурно-исторического подхода Л. С. Выготского в 30-е годы 20 века.

При этом следует заметить, что подход разрабатывался учеными параллельно и независимо друг от друга, однако в связи с общностью теорий, на которые они опирались (подход Выготского и философская теория Маркса) в их теориях прослеживается много сходств.

Подход Рубинштейна

Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы.

Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта:

Готовые работы на аналогичную тему

Подход Леонтьева

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, занимался разработкой особенностей строения внешней и внутренней деятельности и их взаимосвязи. Его принцип строился совместно с другими представителями Харьковской психологической школы.

По Рубинштейну, деятельностью называется некая совокупность действий, направленная на достижение поставленных сознанием целей. Леонтьев расширяет и уточняет это понимание:

В результате исследования деятельности в неразрывной связи с сознанием удалось выявить следующие свойства деятельности:

  1. Свойство предмета психологического исследования (возможность познавать деятельность как самостоятельное явление, раскрывающее внутренний мир человека).
  2. Объяснительное свойство (в процессе исследования деятельности познается психическое содержание как ее результат).

Неразрывность исследования деятельности и личности (субъекта) связана еще с тем, что деятельность как таковая не является простой реакцией, а манифестирует некоторое отношение к действительности, что автоматически включает в проблему исследования деятельности также и личностные особенности человека.

Заслугой Леонтьева также можно считать и то, что он поставил вопрос развития психики в филогенезе, пытаясь объяснить происхождение психики в животном мире. Для этого он расширил свой принцип единства сознания и деятельности до более общего принципа – принципа единства деятельности и психики в различных ее формах. В этой связи деятельность была им разделена на три структурных единицы, каждая из которых связана с определенными условиями сознания:

  • Деятельность—Действие—Операция
  • Мотив – Цель – Условия протекания

То есть, деятельность состоит из действий, а те в свою очередь из операций. Побудительной силой деятельности является мотив, действий – цель, а операции зависят от условий, в которых они выполняются. При этом деятельность как сложная структура, как правило, полимотивирована, то есть может побуждаться несколькими мотивами.

Виды деятельности

Анализируя работы Леонтьева и Рубинштейна по теории деятельности, можно классифицировать ее по нескольким критериям

  • на объекты внешнего мира;
  • на другого человека;
  • на самого себя.

По предмету деятельности:

  • Игровая;
  • Учебная;
  • Трудовая и прочее

Вклад Рубинштейна С.Л. в развитие деятельностного подхода

В России деятельностный подход в психологии начал развиваться практически одновременно с культурно-историческим подходом в 20-х годах ХХ столетия. В основе культурно-исторического подхода лежит изучение знаковых систем как структуры развития психики человека, а база деятельного подхода в психологии является мотивация, которая дает ответы на вопросы:

Теория знакового опосредования была дополнена положением о его деятельности. Это суждение было внесено Выготским Л.С.

Основоположниками подхода являются:

  • Рубинштейн С.Л. (1889 – 1960 гг.);
  • Леонтьев А.Н. (1903 – 1979 гг.)

Вклад Рубинштейна С.Л. в развитие деятельностного подхода

Рисунок 1. А. Н. Леонтьев

В данной психологии особое место занимает способ рассуждения, который преодолевает дуализм внутреннего – внешнего, идеального – материального, и монизм, который решает психофизиологическую проблему. Психика является неотъемлемой частью деятельности.

Принцип, предложенный Рубинштейном, выявил 2 стороны:

  • самостоятельный предмет психологического исследования;
  • объяснительный принцип.

Т.е. объясняя деятельность – объясняется психика человека. Деятельность от реакции отличает процесс активного отношения лица к работе, поэтому центральное место в данной психологии занимает личность и мотивация.

Вклад Леонтьева А.Н.

  • свойства воздействующего объекта;
  • состояния субъекта, ради которых он начал взаимодействовать с объектом.

Роль активности в деятельностном подходе

Ключевым для подхода является понятие активности. Смирнов провел анализ содержания данного определения и выяснил, что движение от полюса пассивности к полюсу активности связано с нарастанием показателей по трем аспектам:

  • активность присутствует тогда, когда действие осуществляется инициативно;
  • чем активнее человек, тем преобразующее является действие;
  • мера активности – временная и пространственная дистанция между началом действия и результатом.

Когда эти три параметра проявляются вместе, то можно считать, что деятельность субъекта максимально активна. Смирнов считал – активность толкает человека к развитию. Петровский трактовал схоже. Он считал: активность заключается в том, что личность выходит за рамки реализации исходных отношений его деятельности.

Леонтьев тоже дает формулировку этому определению: внутреннее воздействует через внешнее и тем самым трансформируется. Т.е., по его мнению, человек способен самостоятельно развиваться, формировать какие-то определеннее качества за счет реализации разных деятельностей.

Принципы психологической теории деятельности

Изучая первичные принципы подхода, российский психолог Асмолов А.Г. выделил наиболее важные из них:

  1. п. предметности;
  2. п. системной организации единиц деятельности;
  3. п. детерминации психологического отражения местом отражаемого объекта в структуре деятельности;
  4. п. сверхадаптивной природы деятельности человека.

1. Суть: субъект взаимодействует с предметами природной среды, которые отражают историю деятельности. Но при этом физические объекты изначально не имеют свойства предметности, они наделяются ими в процессе взаимодействия с человеком. Например, последние десять лет шахтеры в ЮАР постоянно достают из шахт неизвестные им металлические сферы. Они имеют диаметр около 0,4 см и три бороздки вокруг экватора (рис.2). Артефакты носят рукотворный характер, но их назначение остается загадкой. Эти предметы для представителей своей ушедшей культуры выступали как мотив деятельности, но для современного человека они утратили практические свойства. Этот пример говорит о том, что деятельность вовсе не всегда эквивалентна поведению на базе установления связей стимул-реакция, как это понимали бихевиористы. Реальность за категорией деятельности не наблюдаема непосредственно.

Принципы психологической теории деятельности

Рисунок 2. Сферический артефакт

2. Суть: морфология деятельности может быть в виде функциональной системы, которая включает активное взаимодействие трех типов структурных единиц и уровней: деятельность – действия – операции. Эти три типа отличаются предметом. Например, предмет деятельности – мотив. Тогда деятельность может быть:

  • игровой;
  • учебной;
  • трудовой;
  • и т.д.

Также она может классифицировать по направленности:

  • на объект внешнего мира;
  • на другого человека;
  • на себя.

Помимо этого она реализуется в системе действий, которые определяются целью. Леонтьев говорил: если деятельность развита, то управление осуществляется уже со сложившимся психическим образом. Цель, реализация которой только предстоит, задает способ взаимодействия человека с миром, но при этом она зависит от условий.

Под категорией операций подразумевают систему последовательных шагов, которые нужны для реализации действий. Каждое действие может иметь несколько разных операций. Например, цель – узнать который час. И у человека появляются различные ходы решения проблемы:

  • посмотреть на наручные часы;
  • совершить звонок в службу точного времени;
  • поинтересоваться у прохожего;
  • определить время по солнцу.

Уровень операции поддерживается психофизическими функциями организма. Например, подготовка студента к экзамену. Цель – выучить учебный предмет ради хорошей оценки. Операции здесь могут быть следующими:

  • чтение записанных лекций;
  • чтение учебника;
  • употребление кофе для бодрствования;
  • и т.д.

Способ операций определяется условиями:

  • есть ли доступ к книге через Интернет;
  • какое время суток;
  • закипел ли чайник;
  • и т.п.

Активность может быть подчинена мотивам:

  • познавательным;
  • подготовки к профессиональному труду;
  • быть интеллектуальным;
  • иметь общие темы в процессе коммуникации со сверстниками;
  • саморазвитие;
  • и т.д.

Каждое действие преследует несколько мотивов. Для того, что определить цель студента, смоделируем ситуацию – экзамен отменили. А теперь посмотрим на реакцию:

  • если субъект с облегчением отложил книгу, то мотив был не познавательный;
  • если продолжил читать, то как вариант – мотивом может служить авторитет в группе.

Т.е. в зависимости от формированных моделей ситуации мы можем узнать истинные мотивы человека.

3. Суть: материал каждого из структурных уровней деятельности в психике отражается по-разному. Благодаря множеству проведенных исследований, ученые выяснили, что материал, относящийся к цели субъекта, полно отражается при хорошем запоминании и активном применение в практике.

Вывод

Так как культурно-исторический и деятельностный подходы главным образом развивались российскими психологами, то между ними существует отношение методологического единства. Они воплощают парадигму романтической научности, опираются на общие принципы.

  • соотнесение мозговых и когнитивных процессов;
  • развитие психики человека в филогенезе и антропогенезе;
  • культурная обусловленность психики.

Но так ли это покажет время.

В таблице 1 приведены науки и их сосуществование, которые по-своему открывают предмет психологии.

Читайте также: