Интеллигенция в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мнение Ленина

Говоря проще, интеллигенция пыталась вернуть страну в русло буржуазно-демократическое, что претило как властям, так и простым людям, следовательно, любить ее Ленин никак не мог.

Второй момент – способность мыслить и находить альтернативу действительности. Правда, относится это не совсем к Ленину, а к более позднему времени, но Владимир Ильич о таком тоже говаривал. Дело в том, что люди интеллигентные, то есть те, которые работают мозгами, а не руками, не мыслят линейно .

Мнение народа

В советском обществе гегемоном был человек рабочий, то есть слесарь с завода, крестьянин, шофер и пр. Эти люди зарабатывали физическим трудом, они были простыми исполнителями , которые:

  • оттачивали навыки только по своей специализации;
  • получали сверху план (указание) ;
  • механически его выполняли.

Им было невдомек, откуда этот план берется, на основании чего составляется и почему в нем указаны именно такие цифры, а не другие. Даже не то, что невдомек – он об этом просто не думал, равно как не задумывался о том, кто этим всем занимается. А занималась этим, к слову, как раз интеллигенция.

Следовательно, рабочий видел перед собой свою работу и свои функции, он понимал, что именно он делает и зачем это нужно, но он не видел, как трудятся интеллигенты, например, те же плановики, инженеры и экономисты с его же предприятия.

Дошло до того, что с 50-60-х гг ., когда поступление в ВУЗы стало реальным вообще для всех без исключения, высшее образование было не таким престижным, как, например, ПТУ, потому что рабочий с точки зрения людей того времени – гегемон, а интеллигент тоже зачем-то нужен, а вот зачем именно – непонятно и чем он там в своем кресле занимается – неясно. Но ближе к концу советской эпохи интеллигенция снова начала набирать силу, расцветать, она стала многочисленной и продуктивной. Тем не менее, до сих пор есть люди старой закалки, которые считают интеллигентов дармоедами, так что да, в СССР их действительно недолюбливали!


Жизнь

Рабочий класс

Классовые группы в СССР: рабочий, интеллигенция

Быть представителем рабочего класса стало очень престижно (примерно, как иметь дворянское происхождение при царском режиме). Этим хвалились при каждой возможности, особенно, составляя анкету. Для представителей этого класса были широко открыты двери ВУЗов, партийная и политическая карьера (в то время ее можно было назвать высшей партийной). Такая ситуация привела к тому, что настоящие рабочие продолжали работать, часто в тяжелых и вредных условиях, за оплату, которая не всегда соответствовала вложенному труду, а лже-пролетарии выступали на съездах, партсобраниях и пленумах, не забывая постоянно напоминать, что они – выходцы из народа.

В процессе строительства социалистического общества пролетариат всегда воспринимался как руководящая сила и опора для дальнейших преобразований. Именно рабочий класс был основным носителем идеи построения коммунизма и позиционировался в качестве примера и ориентира для всего советского общества.

Классовые группы в СССР: рабочий, интеллигенция

Изменилась ситуация в 80-е годы, когда строительство коммунизма дало трещину, а принадлежность к пролетариату стала, скорее, уничижительным, чем преимущественным определением.

Колхозное крестьянство

Во-вторых, подавляющее большинство селян были неграмотными и далекими от политики и государственных дел. В-третьих, такие события, как продразверстка и голодовка на селе, сильно подорвали доверие и уважение к советской власти у этого класса советского общества.

Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

Классовые группы в СССР: рабочий, интеллигенция

Прослойка интеллигенции

К числу этой прослойки принято было относить работников умственного труда: ученых, поэтов, музыкантов, писателей, работников педагогического и медицинского труда. Впоследствии, сюда же включили руководителей разного ранга и партийных деятелей.

Классовые группы в СССР: рабочий, интеллигенция

Одной из главных причин этого стало то, что именно из этой прослойки, в процессе построения социалистического общества вырос монстр партийной номенклатуры, которые впоследствии именовались бюрократами.

Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Так, казалось бы, из наиболее просвещенного и развитого слоя общества образовалось то, что подорвало его основы и стало одной из основных причин его краха.

Классовое несоответствие

Хотя советское общество позиционировалось как вполне состоявшееся и цельное, но, существовали не только межклассовые трения и неприязнь, но, и группы, которые не были учтены и не относились ни к одному из ведущих классов. Это были пенсионеры, разные группы иждивенцев (малолетние, пожилые без пенсии), неработающие супруги, занятые в личном подсобном хозяйстве, студенты и живущие в детских домах и домах для престарелых. Хотя эти люди не входили в социально-классовую структуру общества, но, они каким-то непонятным образом учитывались среди общих данных в процентных показателях советского общества.

Классовые группы в СССР: рабочий, интеллигенция

Если взять за основу марксистскую теорию, то главная черта любого класса – это отношение к средствам производства, т. е. хозяева (собственники) и наемные рабочие (продающие свой труд). Напротив, в советском обществе на первую роль вышли отношения класса и государства. Как мы рассмотрели ранее, враждебные классы были полностью искоренены, не полностью лояльные – заметно сокращены.

Ведущий класс, в противоположность им, был значительно укреплен и увеличен числом. Но, именно из него произошла градация в прослойку интеллигенции, а, затем, появление партноменклатуры и бюрократии.

Из тех интеллигентов, кто остался после Октябрьской Революции было не так многочисленно, но влияние за интеллектуальной элитой страны оставалось мощнейшим. Особенно, в послевоенное время рост влияния усилился. Советские власти опасались, на то было несколько причин:

Старая, дореволюционная интеллигенция после Красного Октября очень жаждала возращение буржуазно-демократической власти (аналог Временного правительства в 1917). Интеллигенция была очень европеизированной и жила в общей западной мысли, по западным культурным традициям общественно-политической мысли.

Новому правительству предстояло создать социалистическую систему народного образования. Старую идеологию постепенно вытесняла марксистско-ленинская. Постепенно перестраивался быт. Социалистическая культура в кратчайшие сроки захватила умы людей.

Цели культурной революции

Большевики воспринимали искусство и литературу как мощное средство пропаганды идей коммунизма. Поэтому сразу после окончания Гражданской войны принялись за идеологизацию образования. Коммунисты преследовали несколько важных целей.

Цель №1. Возведение марксистско-ленинской идеологии на государственный уровень

Философский пароход

В высших образовательных учреждениях история пролетарской революции и исторический материализм вводились, как обязательные предметы.

В 1922 году начало работу Главное управление по делам литературы и издательства (Главлит). Оно просуществовало до самого распада СССР в 1991 году. Главлит все эти годы оставался главным органом советской цензуры.

Цель №2. Введение обязательного начального образования

Большевики использовали печатные издания для пропаганды своей деятельности. Неграмотные люди не могли прочитать и вникнуть в идеологию коммунистов. Поэтому было решено ликвидировать неграмотность населения. Все учебные заведения подверглись национализации. Сословная система образования канула в Лету.

Ликвидация неграмотности в СССР

В 1920 году заработала Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликбезу.

По всей стране открывались специальные пункты ликвидации безграмотности и рабочие факультеты. В ликбезах и рабфаках молодежь могла подготовиться к поступлению в вуз.

Образование подверглось стандартизации и прагматизации. В нем обязательно присутствовала идеологическая составляющая. Единая трудовая школа была 2-ступенчатой. 1 ступень – 1-4 классы, 2 ступень – 5-9 классы. Также работала школа крестьянской молодежи, в городах функционировали 7-летние школы.

Большевики ввели совершенно новые принципы образования. Получить знания мог каждый желающий. Обучение было бесплатным и проводилось лишь на родном языке. Мальчики и девочки учились вместе.

В 1921 году открылись школы фабрично-заводского ученичества. В них обучались работающие подростки. В ФЗУ давали общеобразовательные знания на уровне 7-летней школы, а также преподавали узконаправленные предметы по выбранной профессии.

Поскольку в школах учились не только дети, но и работающие взрослые, широкое распространение получили учреждения, в которых можно было получать знания без отрыва от производства. По всей стране работали вечерние и заочные школы, кружки, курсы.

С августа 1918 года в высшую школу принимали по новым правилам:

  • обучение бесплатное;
  • в вузы принимали без вступительных экзаменов и даже без документов о среднем образовании;
  • при поступлении предпочтение отдавали молодым людям из крестьянской или рабочей среды.

С 1930 года по всему СССР было введено обязательное 4-летнее образование. Жители городов и промышленных районов обязаны были закончить 7-летнюю школу. В середине 30-х гг. в учреждениях народного образования ввели строгий внутренний распорядок. Ученики занимались по одинаковым учебникам, проходили единые экзамены, аттестаты зрелости, получали стандартные дипломы.

Обязательное образование в СССР

В Москве был создан Институт красной профессуры. В нем подготавливали марксистские кадры для вузов. Советский Союз активно взялся за расширение системы высшего образования. До начала Великой Отечественной войны в стране работало около 4,5 тыс. институтов.

Цель №3. Создание подконтрольной интеллигенции

Образованным людям присуще вольнодумство, что категорически не одобряли большевики. Но и развивать страну без великих умов не представлялось возможным. Именно поэтому правительство бросило все силы на формирование послушной социалистической интеллигенции.

Разные ученые, инженеры, художники работали под жестким контролем партии. При этом огромное количество талантливых людей оставались невостребованными. Их творческий потенциал не вписывался в рамки, созданные коммунистической партией.

Цель №4. Популяризация социализма в литературе и искусстве

В 20-х гг. одновременно работало несколько литературных групп:

  • В. Маяковский, Н. Асеев – Левый фронт;
  • А. Серафимович, А. Фадеев – Российская ассоциация пролетарских писателей;
  • Э. Багрицкий, А. Малышкин – Перевал;
  • В. Каверин, М. Зощенко, К. Федин – Серапионовы братья.

Литературные группы в 20-х гг

Художники в основном работали в двух направлениях: модернистском и реалистическом. В живописи выделились следующие группы:

  • Общество художников-станковистов;
  • Ассоциация художников революционной России;
  • Общество московских художников;
  • 4 искусства.

Самым значимым архитектурным сооружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина. Над ним работали В. Щуко и В. Гельфрейх.

В 30-х гг. творчество подверглось стандартизации, унификации. Многие литературно-художественные течения оказались вне закона. В 1934 году появились первые профессиональные союзы деятелей культуры и искусства. Это были объединения композиторов, писателей, архитекторов, художников. Цель союзов – полностью контролировать идеологию творчества.

Социалистический реализм – новый и единственно правильный художественный метод в литературе. Главная задача писателей – не жалеть красивых слов, описывая подвиги революционеров, руководителей коммунистической партии. Особое внимание уделялось прославлению вождей.

Социалистический реализм

Тысячи талантливых деятелей культуры и искусства были репрессированы. Коммунистическая партия безжалостно расправлялась с теми, кто не мог принять ее идеи. П. Васильев, Н. Клюев, О. Мандельштам и многие другие великие писатели пострадали из-за тоталитарного режима. К расстрелу был приговорен режиссер В. Мейерхольд.

Сталин приказал кардинально изменить внешний облик Ленинграда и Москвы. Два главных города России были полностью реконструированы. Из них убрали огромное количество архитектурных памятников прошлого. Особенно досталось постройкам религиозного назначения. Под снос попала Сухарева башня, храм Христа Спасителя и многие другие архитектурные шедевры.

Цель №5. Демократизация культуры

Рабочий и колхозница

Цель №6. Научно-технический прогресс

В СССР огромное внимание уделялось научным разработкам. Многие работы советских ученых имели мировое значение. Страну прославили такие исследователи, как:

  • С. Лебедев – создал синтетический каучук.
  • А. Иоффе – работал в ядерной физике.
  • Н. Семенов – занимался химической физикой.
  • Ф. Цандер и К. Циолковский – совершили прогресс в космонавтике.
  • Н. Вавилонов – сделал открытия в генетике.
  • С. Шацкий, П. Блонской – усовершенствовали педагогику.
  • Л. Выготский – работал в сфере психологии.

В 30-х гг. на первый план вышли прикладные науки. Большой вклад сделали И. Бардин в металлургию, А. Ферсман в географию, Г. Графтио в энергетику, С. Вавилов в оптику. Правительство всячески поддерживало разработчиков боевой техники. Над самолетами работали А. Микоян, С. Ильюшин, А. Туполев, Н. Поликарпов. Разработкой танков занимались А. Морозов, Ж. Котин. Стрелковое оружие совершенствовали Г. Шпагин, В. Дегтярев, В. Федоров.

Ученые в СССР

Все значимые достижения фундаментальной науки использовались в интересах коммунистической партии. Открытий могло быть и больше, если бы правительство не вмешивалось в деятельность ученых. Но культ личности Сталина наложил негативный отпечаток на работы исследователей.

Разные отрасли науки и техники развивались неравномерно. Одних ученых поддерживали, выделяли им средства для экспериментов. Других же, наоборот, высмеивали, запрещали работать в выбранном направлении. Из-за чрезмерного внимания к марксистской идеологии сформировались лженауки. Ярким примером служит деятельность биолога Т. Лысенко, который оперировал марксистской фразеологией с целью обвинить коллег в идеологических ошибках.

Читайте также: