Первая христианская община в иерусалиме кратко

Обновлено: 30.06.2024

Расширение общины. В течение нескольких первых лет число учеников Христовых из жителей Иерусалима сильно возросло: после проповеди ап. Петра крестилось около трех тысяч (Деян.2: 42); Господь прилагал ежедневно спасаемых к Церкви (2, 47); после проповеди ап. Петра в притворе Соломоновом уверовало около пяти тысяч (4, 4); “верующих все более и более присоединялось к Господу” (5, 14)). Обращает внимание, что все семь дьяконов носят греческие имена (6,1-6), то есть они являются иудеями эллинистической культуры.

Вступление в Церковь совершалось с самого начала через крещение, как это видно при крещении трех тысяч после проповеди ап. Петра на Пятидесятницу, при крещении ап. Филиппом самарян, эфиопского вельможи, ап Павла и сотника Корнилия. Первую Церковь отличало и напряженное эсхатологическое ожидание.

Общение имуществ. Все кто владел землями или домами продавали их и приносили цену их к ногам апостолов, и не было между ними нуждающихся. Известен эпизод с Иосией, он же ап. Варнава, который продал землю, а деньги положил к ногам апостолов (4, 34-37). Другой эпизод с Ананией и Сапфирой, которые желали повторить поступок ап. Варнавы, но скрыли часть денег от проданного имения, за что и были обличены ап. Петром и умерли (5, 1-11). Все верующие были вместе и имели все общее, каждый день единодушно пребывали в храме, был страх на каждой душе, преломляли хлеб по домам и были в любви у всего народа, руками апостолов совершалось множество чудес (2, 42-47).

Структура. После значительного умножения верующих во Христа, апостолы, понуждаемые ропотом эллинистов, ставят на служение семь дьяконов, выбранных среди мужей, исполненных Святого Духа и мудрости (6, 1-6). Как видно из Деяний апостолов особое положение в Иерусалимской Церкви принадлежало ап. Петру и ап. Иоанну. Апостол Иоанн чаще всего является молчаливым свидетелем, тогда как ап. Петр является главным действующим лицом Иерусалимской Церкви не только первого, но и второго периода истории Апостольского века.

Гонения. После убиения первомученика Стефана и начала гонения Иерусалимская община рассеялась, что послужило проповеди в других городах. В Иерусалиме остались апостолы, которые осознавали лежащую на них ответственность. В Иерусалиме учеников Христовых преследовали саддукеи и фарисеи. Особую нетерпимость проявляли саддукеи: инициатива ареста апостолов оба раза принадлежала именно им (4, 1-6; 5,17). Фарисеи были несколько более терпимы к ученикам Христовым, так как они верили в воскресение, в отличие от саддукеев, а проповедь апостолов были именно проповедью воскресения Христова.

Иерусалимская община – центр христианского мира. До смерти Стефана Иерусалимская община представляла собой практически весь христианский мир. После первого гонения и проповеди в разных частях Палестины, Финикии и Сирии Иерусалим приобретает значение общехристианского центра, который оставался им до конца третьего периода апостольского века, т.е. до переселения христиан в Пеллу за Иордан и разрушения Иерусалима.

В Иерусалиме принимались решения обще-христианского значения: Апостольский Собор (гл.15), делегирование ап. Петра и ап. Иоанна для преподания дара Духа Святого Самарянам (гл. 8), даже ап. Петр, принявший в Церковь Корнилия-сотника, отчитывался перед Иерусалимским центром (гл.11, 1-4). В дни голода антиохийская Церковь помогала иерусалимской, выражая не только служение любви, но и послушание матери-Церкви.

Помощь от других Церквей. В дни голода (в начале сороковых годов) Антиохийская община оказывает помощь Иерусалимской общине выражая тем любовь и послушание. Необходимо отметить, что вместе с Господом в Иерусалим пришло не менее пятисот человек из Галилей, которые оставили свои дома и их необходимо было содержать. Во время своих миссионерских путешествий ап. Павел занимается сбором для Иерусалимской Церкви. Антиохия приобретает в это время уже значительное значение в христианском мире, именно оттуда выходил в свои миссионерские путешествия ап. Павел.

Ослабление. Последним событием, обессилившим Иерусалимскую Церковь, стало гонение на христиан, воздвигнутое Иродом Агрипой в конце его царствования примерно в 44 году. Тогда принял мученическую смерть первый из двенадцати апостолов – Иаков Заведеев (гл.12). Следующей жертвой должен был стать ап. Петр, но он чудесным образом был изведен из темницы.

Апостол Петр покидает Иерусалим и уходит, по-видимому, в Антиохию, извещая о своем отбытии ап. Иакова, брата Господня, который становится главой Иерусалимской Церкви. Апостола Иакова почитали даже иудеи и считали его праведным. Христианский историк Евсевий свидетельствует, что апостолы Петр, Иоанн и Иаков Заведеевы поставили ап. Иакова, брата Господня, епископом иерусалимским после Вознесения.

Руководство. Возглавляли Иерусалимскую Церковь до 44 года ап. Петр и апостолы, а после 44 года – ап. Иаков и пресвитеры. Из посланий к Евреям следует, что в шестидесятые годы Иерусалимская община жила под знаком страданий (Евр.(10, 32; 12, 4-13)). Замечен также и упадок нравственной жизни в это время. Им ставится на вид нарушение церковной дисциплины (Евр.(10, 25)), призывают быть в мире со всеми (Евр.(12, 14)) и предостерегают от блуда (Евр.(13, 4)). Видимо во всех этих предостережениях была необходимость. В третий период апостольского века, Иерусалимская община представляла собой центр иудео-христианства. К тому времени они уже разделились на два течения: иудео-христиан фарисейского толка, которые очень ревностно относились к исполнению закона Моисея, и иудео-христиан, которые подвержены языческому влиянию – гностики. С этими течениями будет ревностно бороться ап. Павел.

Состав Церкви к 60-му году. После третьего миссионерского путешествия апостол Павел прибывает в Иерусалим, а ап. Иаков указывает ему на тысячи уверовавших иудеев (23, 20), т.е. христиан было в Иерусалиме еще достаточно много.

Остатки Церкви после разрушения Иерусалима. Остатки Иерусалимской Церкви доживали свой век в Пеле за Иорданом после разрушения Иерусалима в 70 году.

Глава 1. Церковное устройство в первые три века христианской эры

§ 7. Устройство первой христианской общины в Иерусалиме 34

§ 8. Устройство христианских общин, образовавшихся из язычников вне Палестины 49

§ 9. Развитие епископской должности 58

§ 10. Клир 81

Отчасти вследствие возрастания численности христианских общин, отчасти вследствие особенностей времени, наполненного гонениями против христиан, отчасти вследствие усложнения христианского культа, к епископам, пресвитерам, диаконам и диакониссам, известным апостольскому времени, присоединились во II и в III вв. разные низшие должности: иподиаконы или субдиаконы для вспоможения дьяконам при совершении Евхаристии, аколуфы82, содействовавшие епископу при взимании жертвенных даров, приносившихся христианами за богослужением и заботившиеся о поддержании в надлежащем порядке сосудов, предназначенных для жертвенных даров, экзорцисты или заклинатели для молитв и заклинаний над оглашенными, приготовляющимися к крещению, и над бесноватыми, чтецы для прочтения отрывков из Библии при богослужении и певцы для исполнения принятых в церковное употребление песнопений, остиарии или придверники, охранявшие вход в богослужебные собрания, указывавшие входящим их место, а также, в случае надобности, тайно извещавшие христиан о времени и месте богослужения. Вся эта совокупность церковнодолжностных лиц, начиная с этих низших разрядов и оканчивая высшими – дьяконами, пресвитерами и епископами – со ΙΙ в. стала обозначаться названием клира (κλῆρος)83, в отличие от народа (λαός), на латинском западе – со времени Тертуллиана названием ordo84. В первом названии выразилась идея ветхозаветного обособления священников и левитов от народа, во втором – идея привилегированного положения церковнодолжностных лиц в общине, по аналогии с привилегированным положением сословий сенаторов и всадников в Риме (ordo senatorius, ordo equester) и декурионов в муниципиях (ordo decurionum), сравнительно с массой простых членов общины (plebs). При епископе пресвитеры составляли постоянный совет его в делах управления, а при вакантности епископской кафедры в правительственную коллегию входили и дьяконы, вместе с пресвитерами.

§ 11. Христианская община 85

Хотя некоторые из древнейших церковно-исторических свидетельств, относящихся к данному предмету, по общему их духу, носят ограничительный и запретительный характер90; но этот характер объясняется той тенденцией регулированного порядка, которая с необходимостью должна была обнаружиться в церкви, переходящей из харизматического состояния в спокойное течение исторической жизни. Там, где порядку церковному не угрожала опасность, общество христианское заявляло свое активное участие в христианской жизни и в после-апостольское время91, подобно тому как при жизни апостолов, наряду с ними и с пресвитерами, действовали все братья92.

§ 12. Связь отдельных христианских общин между собой и высшая над ними власть 93

§ 13. Соборы и митрополиты 102

См. литерат. в §§ 7 и 8. Кроме того: Bunsen, Ignatius v. Antiochien und seine Zeit, Hamburg, 1847. Zahn, Ignatius von Antiochien. Gotha, 1873. Pressensé, Histoire des trois premières siècles de l'église chretienne. Paris, 1877. Hunter, Cyprian's Lehre von der Kirche, 1839. O. Ritschl, Cyprian von Karthago und die Verfassung der Kirche. Göttingen, 1885.

Binterim, Denkwürdigkeiten, I, 1. Walter, Lehrbunch, §§ 16. 20. Probst, о. с. §§ 21–29. Hinschius, Kirchenrecht, I, § 1. O. Ritschl, o.с.

Hatch, o.c. A. Ritschl, o.c. O. Ritschl, o.c. Hinschius, II, §§ 85 и 90.

Bickell, o.c. Döllinger, Hippolytus und Callixtus, 1858. Maassen, Der Primat des Bischof von Rom und die alten Patriarchalkirchen, Bonn, 1853. Friedrich, Zur ältesten Geschichte des Primates in der Kirche, Bonn, 1879. Huther, o.c. O. Ritschl, o.c. Н. Суворов, Римское панство до разделения церквей. Ярославль, 1882.

Bickell, o.c. Hefele, Conciliengeschichte, B.1. Freiburg, 1873. S. 83 sqq. Richard Rothe, Vorlesungen über Kirchengeschichte und Goschichte des christlich – kirchlichen Lebens, Heidelberg, 1875, I.

Источник: Курс церковного права / Н.С. Суворов – в 2-х томах. – Ярославль: Типо-литография Г. Фальк. 1889-1890. / Т. 1 . 1889. – 369 с.

Все началось в Иерусалиме. Первая мессианская община была организована в Иерусалиме, где и оставалась несколько лет, несмотря на то, что многие старейшины были родом из Галилеи. Иерусалим был самым опасным местом для общины. Но она находилась там. Это упорное стремление исходило из представления первых учеников об их божественном предназначении: покинуть Иерусалим для них обозначало покинуть Б-га.

Верующие были уверены, что им вверена весть, которую должны были услышать весь Израиль.
“Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.” (Деян.2:36)

Такое слово следовало провозглашать только в Иерусалиме, центре власти и сосредоточении иудаизма. Поэтому то мы видим, что апостолы учили на храмовой горе, в притворе Соломоновом.

Раввины придавали большое значение словам пророка Исаии: “…от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. (Ис.2:3)”

По их мнению, это значило, что высшее толкование Закона – то, которое выходит из собрания на храмовой горе. (Синедрион)

Павел также относился с большим уважением к авторитету первой иерусалимской общины. Он говорил:”Разве от вас вышло слово Божие?…”(1Кор.14:36) У учеников не было выбора. Они должны были начать проповедовать только из Иерусалима. (Лука 24,47)

Сопротивление и преследования

Этот путь был нелегок. Храмовые власти не намеревались позволять галилейским рыбакам, верующим в воскресшего Мессию, учить об этом на Храмовой горе. Это мы можем прочитать Деяния 4,1-2
Но и ученики не отступали. И хотя это стоило им не дешево, но это приносило свои плоды. “Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч” (Деян.2:41)
“И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере” (Деян.6:7)

Население Иерусалима, за исключением священнической аристократии, в общем было благосклонно настроено по отношению к новой группе. И именно народ защищал учеников от преследования властей. (Деяния 4,21. 5,26)
У Иосифа Флавия есть интересное свидетельство, которое подтверждает, что Иисус и его брат Иаков пользовались доброй славой среди неверующих.
В греческом варианте его книги мы легко можем различить христианские вставки поздних авторов. Но был найден также и арабский вариант его книги, в котором этих вставок нет.

Арабский вариант:
В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус.
Он был мужем примерным и был добродетелен (другое чтение – выдающийся учености)
И многие из евреев и других народов стали Его учениками
Пилат приговорил Его к смерти на кресте.
Но те, кто стали Его учениками, не покинули Его.
Они объявили, что Он явился им через три дня после казни живым. Следовательно, Его посчитали Мессией, о котором пророки рассказывали чудеса.
И народ христиан, названных так в Его честь, существует и по сей день.

Читая такие строки, трудно не согласиться с выводом еврейского ученого П.Винтера о том, что Иосиф доброжелательно настроен по отношению к Иисусу. Таким образом у нас есть все основания доверять Луке в его свидетельствах, что отношения между общиной и соседями в Иерусалиме было более менее миролюбиво.

Элленисты и иудеи

На первый взгляд история эллиниста Стефана и его мученичества кажется понятной (Деяния 6-7), Но эта история поднимает ряд сложных исторических вопросов.
Здесь мы впервые встречаемся с двумя группами внутри иерусалимской общины: “эллинисты и иудеи”. По видимому так называли представителей грекоязычной и арамейско (еврейско) язычной частей общины. Лука говорит, что разногласия были на почве управления. Однако среди современных ученых бытует мнение, что разногласия были религиозного характера.
Лука не говорит, что Стефан говорил нечто новое, что Иисус уже не говорил. Интерес вызывает то, кому он этого говорил. “Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном” (Деян.6:9)”

Здесь мы встречаем евреев из рассеяния, которые поселились в Иерусалиме. Еще раз мы встречаем этих людей и их называют:
“Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его” (Деян.9:29)
Грекоязычные евреи, которые яростно нападают как на Стефана так и на Павла.
Стефана преследовали не потому что он исповедовал новые религиозные взляды, а потому что он встретил новую группу враждебно настроенных людей, живущих в Иерусалиме. Евреев из рассеяния, элленистов.

Ярость этих людей не должно удивлять нас. Ведь они решились покинуть родину и поселиться в Иерусалиме. И это показывает нам, что это были не заурядные люди. Это были ревнители Закона. И вероятно главной причиной их поселения в Иерусалиме быть ближе к Храму. Они хотели молиться в Храме, принимать участие в жертвоприношениях. И вот когда грекоязычные члены Иерусалимской общины вошли в соприкосновение с этой группой, началось открытое противостояние и гонение.

Мы видим как бы 2 круга гонений.
1. Это апостолы, учившие на Храмовой горе. Здесь гонителями выступали садукеи, отчасти, что они проповедовали воскресение, отчасти, что они делали это в Храме, вотчине священников – саддукеев.
2. Против Иерусалимской общины. Гонителями выступили евреи из рассеяния, горячо преданные Храму И Закону. Их оскорбляли слова Стефана, который цитировал своего Учителя о Храме. Иоанн 2,19. Марк 13,2

Как первые верующие относились к Храму

Первые верующие рассматривали Храм как некую верховную синагогу. В синагоге учатся, молятся, но там не приносят жертв. Возможно для первых верующих Храм был тем Самым Домом Молитвы к котором обитал Творец. Прощение грехов больше не надо было получать с помощью приносившихся там жертв, оно было получено раз и навсегда жертвоприношением Иешуа. Именно этот факт и стал самым напряженным моментом между ними и саддукеями, а также фанатично настроенных евреев из рассеяния.

Взгляд на Закон

Мессия расматривался как исполнитель всех статей Закона. Его нравственное учение было сжатым изложением основных нравственных положений Закона. Итак учение Иешуа по отношению к Закону было и старым и новым. Но произошла одна существенная перемена: для первых верующих высшим авторитетом стал Иешуа.
Таким образом, жертвоприношения, требуемые Законом, больше не были средством спасения, потому что жертва Мессии завершила все предписанные Законом жертвоприношения.
Живя во времена Мессии, первые верующие следовали еврейской логики, перестав считать Закон высшим авторитетом для себя. Существуют древние высказывания раввинов о том, что во времена Мессии будет изменен Закон и отменены некоторые заповеди. Хотя эти высказывания в основном замалчиваются в поздней талмудической литературе, они свидетельствуют, что взгляды первой мессианской общины были именно еврейскими в условиях Израиля до 70 года. Их позиция полностью определялась убеждением, что они живут во времена Мессии.

К сказанному можно добавить, что у них не было никакой причины не следовать предписаниям Закона, когда это стало делом личного выбора. Вера в Иешу не отняла от них еврейства, ни в собственных глазах, ни в глазах остального еврейского народа. Поэтому мы и читаем, что Иерусалимская община состояла из людей “ревнителей Закона” (Деяния 21,20)
Устное предание фарисеев пользовалось у учеников Иешуа значительным почетом (Матф. 23,2), но не считалось высшим авторитетом.

Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в одиночестве?

На сороковой день после Воскресения Христос на глазах у Своей Матери, немногих учеников и последователей вознесся от этой видимой земли на невидимое для нас Небо (Деян 1:9–11). Оставляя своих учеников, Господь сказал им, что Он уходит не навсегда, что Он вернется, чтобы судить мир. Христос не бросил апостолов в одиночестве на этой земле. Он пообещал им, что к ним придет Святой Дух, который никогда их не оставит. Господь прямо называет Его Утешителем: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Когда Он придет, то в этом мире появится нечто совершенно новое. Возникнет Церковь, которая будет жить Духом Святым и во главе которой будет стоять Сам Христос. Эту Церковь никто и никогда не сможет одолеть. Она будет существовать до самого конца, утешая всякого, кто захочет быть со Христом, помогая на его жизненном пути, преображая его душу и тело своими таинствами. Церковь — это самый драгоценный дар, данный человеку Богом. Это Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как об этом прямо и пишет апостол Павел: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12–13).

Что делали апостолы после Вознесения Христа?

Непреодолимые, казалось бы, границы эгоизма здесь разрушаются и человек, не утрачивая своей индивидуальности, становится частью единого организма, частью (внимание!) Тела Самого Христа. Таков высочайший статус того, кто входит в Церковь.

Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4).

В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41), образовав первую христианскую общину.

Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Почему? Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых.

Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:8–11).

Ученики Христа с самого начала говорили об абсолютной уникальности той истины, которая им открылась. Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей.

Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой! — так и не удалось стереть с лица земли христианство? Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа.

Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме (Деян 2:46), то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь.

Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа.

Ветхий Завет был тенью Нового, и только через боговоплощение он получил окончательный и полный смысл, а благая весть о Воскресении Христа — это необходимый ключ к дешифровке всей ветхозаветной истории.

Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого и никто ничего из имения своего не называл своим. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 2:44–45, 4:32–35).

Конечно, позднéе это идеалистическое единство постепенно начинает подвергаться коррозии. В христианских общинах, основанных апостолами внутри и за пределами Палестины, разгорались споры, иногда и конфликты. Но образ иерусалимской общины первых лет ее существования навсегда останется эталоном евангельской жизни для всех последующих поколений христиан.

С какими трудностями столкнулись первые христиане?

С одной стороны, как мы уже сказали, христиане последовательно и даже образцово исправляли все религиозные обряды, а с другой — проповедовали Иисуса Воскресшего, смерти Которого иудейское священноначалие так рьяно добивалось, а затем еще и хорошо заплатило воинам, стоявшим у гроба Иисуса, чтобы они никому не рассказывали о чуде Его Воскресения. В Синедрионе по этому поводу шли дебаты. На одном из таких собраний виднейший и всеми уважаемый фарисей Гамалиил призвал не начинать открытого преследования и терпеливо наблюдать за общиной христиан, ведь если это предприятие. от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38–39).

Но советам мудрого фарисея не вняли. Первым христианским мучеником, который погибнет от рук своих соотечественников станет Стефан — его забьют камнями. Сразу же после убийства, как пишет апостол Лука, произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии… рассеявшиеся ходили и благовествовали слово (Деян 8:1,4).

Как раз в этот период поначалу ревностный гонитель Церкви, воспитанный в радикально-консервативной иудаистской традиции Савл, который известен нам как Павел, переживет коренную внутреннюю метаморфозу и станет величайшим апостолом, глубоким христианским мыслителем, автором 14 посланий, вошедших позднее в канон Нового Завета. Однако бегство последователей Иисуса из Иерусалима после начавшегося первого гонения (ориентировочная дата — 36 г. после Р. Х.) оказалось промыслительным. Ведь благодаря ему проповедь Благой Вести начала распространяться уже за пределами Палестины — на Ближнем Востоке и далее, на запад Средиземноморья.

На соблюдении язычниками закона Моисеева особенно настаивали христиане, вышедшие из фарисеев. И тогда было решено собрать первый церковный Собор, который состоялся в Иерусалиме в 48 году (Деян 15). В Соборе приняли участие не только ученики Христа, но и вся священническая иерархия местной общины, во главе которой стоял тогда апостол Иаков. В итоге законническая позиция поддержки не получила: ставшие христианами язычники были освобождены от исправления ветхозаветных обрядов. Вы знаете, — сказал тогда на Соборе апостол Петр, — что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян 15: 7–11).

Однако впереди христиан ожидало долгое и в прямом смысле этого слова мучительное отстаивание своей веры: почти триста лет Церковь существовала, оставаясь вне закона. И чем более масштабной становилась проповедь христиан, тем с большей суровостью римская власть карала приверженцев политически опасной, как полагали чиновники, новой религии. Человек, принимавший крещение, понимал, что сознательно совершает противозаконное действие, потому что религия, исповедником которой он становился, была запрещена на территории Римской империи, и подвергал себя смертельной опасности. Ведь христиане, хоть и были образцовыми и законопослушными гражданами, наотрез отказывались почитать культ римского императора, а это в глазах императорской власти было открытой демонстрацией их нелояльности.

В ту эпоху тысячи и тысячи мучеников, претерпев ужасные пытки и унижения, засвидетельствуют всему тогдашнему миру безусловную истинность своей веры, а вся христианская жизнь, в том числе и богослужебная, долгое время будет проходить в тайне — по домам или в катакомбах — среди могил, откуда до наших дней дошли первые иконографические образы, оставленные верующими гонимой Церкви. И только в 313 году, после издания Миланского эдикта масштабные гонения прекратились. Громадный и, как казалось, бесперебойный механизм римской репрессивной машины, столкнувшись с Церковью, дал сбой. Чем жестче и беспощаднее действовали императоры, тем сильнее, громче и убедительнее звучала проповедь христианства.

О чем говорили в своей проповеди апостолы?

Проповедь Благой Вести началась с самого первого дня существования Церкви. Конечно, поначалу она была обращена только к иудеям, многие из которых уже что-то слышали об Иисусе Христе. С этим отчасти связан взрывной рост первой общины: за первый год количество уверовавших увеличилось с нескольких десятков до пяти-семи тысяч человек. Более того, сама изначальная проповедь апостолов, с которой они обратились к иудеям, была достаточно лаконичной. Вся она сводилась к простому, но важнейшему факту: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян 2:36).

Кроме того, помимо самого свидетельства воскресения Христа, апостолы должны были уже подробно и системно излагать язычникам и то, чему Иисус учил, какой была Его жизнь. И, судя по всему, этот устный рассказ апостолов был достаточно точным. Сохранилось очень важное для нас свидетельство священномученика Климента Римского, относящееся к концу I века. Он пишет, что его учитель, апостол Петр, как-то рассказал ему, что каждую ночь он просыпается и мысленно повторяет все, что говорил Господь во время Своей земной жизни. Такая практика была очень распространенной в иудейской культуре: ученики раввинов именно с помощью такого регулярного повторения поучений своих наставников с дотошной точностью их запоминали.

Позднее, для того чтобы воспоминания очевидцев жизни Иисуса Христа сохранились и передавались последующим поколениям христиан, эти устные рассказы апостолов были записаны в евангельские книги. Каждая из них — это самостоятельное произведение с конкретным адресатом. Так, например, Евангелие от Матфея было написано для иудеев на арамейском языке: в нем легко различается постоянно повторяющийся акцент на том, что Иисус Христос исполнил все пророчества, сказанные о нем в Ветхом Завете. Евангелие от Марка было адресовано к римлянам, о чем свидетельствует его краткость и компактность. Апостол Лука, написавший свое Евангелие для обращенных в христианство язычников, был учеником Павла, который, согласно Церковному Преданию, не раз приезжал в Иерусалим и общался с непосредственными свидетелями жизни Иисуса Христа, а также — с Пресвятой Богородицей. Поэтому только в этом тексте мы встречаем рассказ о детстве Иисуса Христа.

Каково было нести бремя апостольского служения?

Во время проповеди апостолы постоянно сталкивались с различными трудностями — опасностями во время путешествий, агрессивной и нетерпимой реакцией иудеев или язычников, побоями, лишениями, болезнями. Обо всем этом красочно писал апостол Павел: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор 4:11–13).

Сам он как-то раз признался в своем послании к филиппийцам: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23–24). И в этом нужнее для вас — вся соль апостольского служения, причина их бесконечных путешествий, проповедей, наставлений, лишений и, в конце концов, их мученического подвига.

Из 12 апостолов лишь один Иоанн Богослов умер своей смертью, хотя и был подвергнут при жизни пыткам. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Иуда, Матфий в разных частях света, претерпев мучения, были убиты. Апостола Иакова Заведеева казнили через отсечение головы. Апостола Матфея сожгли на костре в Египте. Апостол Фома в Индии во время пыток был пронзен копьями. Апостол Симон Зилот на Черноморском побережье Кавказа был заживо распилен пилой.

Однако заведомо невыполнимая задача, трудность которой невозможно даже представить, была выполнена — на территории Римской империи и даже за ее пределами появились первые христианские общины. Во главе каждой из них стояли рукоположенные апостолами епископы, которые совершали богослужения, крестили людей и укрепляли свою общину в вере и благочестии. Апостолы оставили после себя учеников, которые приняли от них учение, можно даже сказать, некоторую особую школу миссии и продолжили дело проповеди.

Читайте также: