Субъект объектные отношения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Субъект-объектное отношение – совокупность способов взаимодействия субъекта и объекта, которые принципиально отличаются от отношений между собой объектов (исследуются преимущественно естественными науками) и субъектов (исследуются главным образом социальными и гуманитарными науками).

Определенное понимание СОО может фиксироваться, как правило, в мировоззрении, предполагающем своего рода видение мира (обобщенный объект) человеком (обобщенный субъект). Одна из важнейших задач философии – критическая рефлексия различных мировоззрений.

Наиболее последовательной основой и радикальной предпосылкой постановки вопроса о СОО выступает жесткая бинарная оппозиция субъекта и объекта, представленная у Декарта (так называемый картезианский дуализм), который постулировал наличие двух субстанций – мыслящей и протяженной.

Классическая гносеология рассматривала в качестве важнейшего и чуть ли не единственного СОО отношение познавательное: субъект познает объект, причем конкретный человек благодаря своим органам чувств способен наблюдать предметы, в идеале никак не воздействуя на них. Неклассическая гносеология в своем стремлении преодолеть ограниченность предпосылок классической была вынуждена начать учитывать (начиная с Маркса) также практическое СОО, т.е. деятельность человека по преобразованию мира, которая является условием возможности его жизни и в том числе познавательного СОО.

Поэтому базовыми оказываются онтологические аспекты СОО. Так, например, представление о человеке как самостоятельном субъекте, противостоящем природе как объекту и овладевающим ей, привело к современному экологическому кризису. А ведь человек (ни как индивид, ни как даже человечество) не может быть автономным, ни от чего не зависящим субъектом, он сам, своей органической и неорганической телесностью включен в мир как порядок объектов и является его частью, и только наличие самосознания создает иллюзию его противопоставленности миру – иллюзию, которая поддерживается наличием в сознании образа мира.

Между тем, субъект-объектные отношения – это не плохо и даже очень полезно. И мы от них никуда не денемся. Более того, этот тип отношений позволяет нам общаться с окружающим миром гораздо эффективнее, чем если бы мы ко всем людям относились исключительно как к субъектам.

— Вот здесь поподробнее: почему никуда не денемся? И в чем заключается эффективность?

— Вообще-то, мы любое взаимодействие с окружающими людьми начинаем, уж извините, как с неодушевленными объектами. С самого детства. Для ребенка любой человек не сильно отличается от игрушки или, скажем, стола, стула и другой мебели. Мы все, люди, изначально эгоцентричны. Нам важен наш внутренний мир, а внешнее окружение – это не более чем декорации. Именно ребенок может, если ему насолить или обидеть, не задумываясь швырнуть в человека чем-то тяжелым, не особенно вдаваясь в подробности того, насколько этому человеку от такого швыряния будет больно или плохо. Ребенок лишь постепенно, взрослея, учится учитывать и предполагать наличие у другого человека его потребностей и внутреннего мира, и это обучение идет через усложнение картины мира и через развитие рефлексии.

А почему ребенок вообще начинает постепенно учитывать наличие чужого внутреннего мира? – Как водится, по двум причинам: либо из страха, либо для удовольствия. Страх – либо потерять бонусы от человека, либо страх возмездия в ответ. А удовольствие – это удовольствие от общения, возможность получить те же бонусы и прочие интересности. Как говорится, хочешь получать от людей ништяки и не хочешь получать подзатыльники – учись учитывать их нужды и наличие их внутреннего мира. Так и развивается потихоньку, по шажочку умение вступать в отношения, где другой человек – тоже человек, а не просто тумбочка, на которой можно посидеть.

— Да, это очень заметно.

Берегите себя! И тогда автоматически получится заботиться и об интересах людей вокруг. Самым естественным образом.

Познание представляет собой сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. В теории познания под субъектом понимается тот, кто познаёт (в самом простом варианте – человек, а также группа людей или общество в целом), а под объектом – то, что познаётся, т.е. явления и предметы природы, социальный мир и человек. Процесс познания представляет собой неразрывное единство человека и осваиваемых им вещей и явлений, без субъекта нет объекта познания, и наоборот.

Таким образом, субъект – это носитель сознания, для которого характерны познавательные способности. Объект – это фрагмент объективной действительности который втянут субъектом в предметную область познания. Субъект всегда имеет цель и средства познания; цели он берёт из культуры, т.к. культура – это совокупность программ, цель субъекта – получение знания. Объект изменяется: это и изначальный фрагмент, и то, что является главным в 1-ом фрагменте, и продукт познания, и средство познания.

Постановка проблемы субъектно-объектных отношений в теории познания в современном её варианте начинается с Нового времени, с работ Ф. Бэкона и Р. Декарта. Ими впервые в достаточно чёткой форме высказана мысль о том, что познаваемый мир может быть разделён на субъект и объект познания.

В теориях классической философии (эпистемология) главной темой является объект знаний, т.е. прямые соответствия между миром и теорией.

Познание представляет собой сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. В теории познания под субъектом понимается тот, кто познаёт (в самом простом варианте – человек, а также группа людей или общество в целом), а под объектом – то, что познаётся, т.е. явления и предметы природы, социальный мир и человек. Процесс познания представляет собой неразрывное единство человека и осваиваемых им вещей и явлений, без субъекта нет объекта познания, и наоборот.

Таким образом, субъект – это носитель сознания, для которого характерны познавательные способности. Объект – это фрагмент объективной действительности который втянут субъектом в предметную область познания. Субъект всегда имеет цель и средства познания; цели он берёт из культуры, т.к. культура – это совокупность программ, цель субъекта – получение знания. Объект изменяется: это и изначальный фрагмент, и то, что является главным в 1-ом фрагменте, и продукт познания, и средство познания.

Постановка проблемы субъектно-объектных отношений в теории познания в современном её варианте начинается с Нового времени, с работ Ф. Бэкона и Р. Декарта. Ими впервые в достаточно чёткой форме высказана мысль о том, что познаваемый мир может быть разделён на субъект и объект познания.

В теориях классической философии (эпистемология) главной темой является объект знаний, т.е. прямые соответствия между миром и теорией.

Субъект - та сторона, которая осуществляет воздействие. Объект - сторона, которая подвергается воздействию. Например, если я объясняю "дорогу на станцию", то я - субъект отношений. А если я пошел в театр, то субъектом будут актеры, а я буду объектом.

С другой стороны, субъект-объектные отношения нередко в психологии рассматриваются как отношения между не-равными, где один человек считает себя полноценным человеком, а другого - не совсем. При таком рассмотрении объектом обычно считается другой человек, который не имеет перспектив подняться до нашего уровня, рассматривается как нечто более простое, с простым набором потребностей. С кем мы не разговариваем, как с человеком, а которым просто пользуемся - и готовы легко заменить на другое из ряда предложений. Если так мужчина относится к женщине, то и женщина так начинает относиться к мужчине.

Субъект — источник свободной активности, в противоположность объекту - тому, что свободной активност.

Отношения - один из уровней влияния или взаимовлияния. Все отношения делятся на "Отношение к. " и ".

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Центральной проблемой теории познания является взаимодействие субъекта и объекта в качестве взаимосвязанных и неразделенных сторон.

Субъект и объект практики – это перенесение познавательного отношения на сферу практики, здесь субъект полагает предпосылки своей познавательной деятельности.

Однако универсальный методологический статус субъект-объектного отношения характерен для классической науки и теории познания, сформировавшейся в XVII – XVIII вв. Наука развивала сугубо объектное понимание познавательного процесса, элиминирующее субъекта из результата и так создавшая идеал объективности.

Нахождение истины есть длительный процесс, а не одномоментное действие. Субъект познания должен воспроизвести предмет познания, значит косвенно и его объект, стремясь исключить собственные многообразные характеристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет объективное знание, его отнесенность к предмету, а не к познающему субъекту.

Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Пределы научного освоения мира расширялись, то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им.

Классические концепции субъект-объектных отношений в познании трактовали объективность как независимость полученного знания по своему содержанию от человека и человечества. Объективное знание понималось как отражение в нем предмета и объекта познания, как объектность результата.

Под субъектом познания имеется в виду, активный деятель, который совершает процесс познания и получения истины. Сначала субъект трактуется как отдельный ученый. Это человек, устраняющий свои собственные свойства из процесса познания. Он воспринимает лишь свойства объекта познания.

Для Гегеля этот субъект трансцендентен; им является абсолютный разум.

Для Маркса и социологов знания субъект социален – это общество. Только общество в целом со всеми выработанными им способами познания изучает мир и самого себя.

В итоге под субъектом познания сегодня понимается эмпирический субъект– ученый или научное сообщество, который направляет свою деятельность на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, и обществов качестве конечного субъекта познания. Если общество не выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет осуществиться наукой.

Специфика СГН

Социально-гуманитарное познание специфично в том отношении, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.

Субъект-объектная схема с самого начала осложнена присутствием субъекта. Прежняя схема такова – O/S – S. Позже в ней начинает фигурировать практика O/S/P – S, где O – объект познания, S – субъект познания, P – практика. Здесь усложняются критерии объективности, которые перестают пониматься в духе классической концепции истины, то есть, истина – это тождество представлений познающего субъекта с объектом познания. В этой трактовке субъект познания и объект соотносятся подобно двум материальным телам.

В неклассических концепциях принимаются во внимание наличие субъекта в самом объекте познания и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть устранены в результате познания. Социальные науки могут познавать ход развития объективных закономерностей, несмотря на общество людей, которые наделены волей и сознанием. Истина в данном случае предстает как отражение закономерностей.

Однако социально-гуманитарное познание рассматривает также мотивы и ценностисубъекта, общественных групп. В этом случае объективность познания представляется адекватным пониманием этих мотивов и ценностей.

Имеются также и важные особенности социально-гуманитарного познания: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности; неприемлемость монополии на истину, достигаемой социальными средствами; открытость профессионального научного поиска и конкурентность научных трактовок.

Ответственность субъекта познания. В настоящее время рамки взаимоотношения науки и практики сдвигаются. Многие достижения науки получены при постановке практических целей, функционирование науки в обществе влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общества взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания. При расширении роли науки в обществе и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных характеристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общество. Наука не может сделать больше, чем ей позволяют выработанные обществом познавательные средства и владеющий ими субъект.

Мировоззрение. Оно имеет свою логику, которая показывает, что доминирующие формы сознания не вечны. Известно, что в свое время магия сменилась религией, далее религия дала преобладание научному мировоззрению и научному знанию. Так, впоследствии наука заняла лидирующее положение среди форм общественного сознания, но не смогла вытеснить лишь сферу должного – нравственных отношений. Несмотря на то, что общество – это не квазиприродная реальность и люди могут изменять его, тем не менее существуют определенные ограничения в рамках которых человек отступает перед сменой тенденций (глобальные тенденции, эгоистическая сила капитализма, массовая культура и т.п.). В этих условиях наука сама ставится под контроль нравственного сознания, практического разума.

Особенность СГН. Субъект представлен дважды: 1) как познающий субъект (индивид, научное сообщество, общество); 2) как часть объекта познания (человек действующий в обществе наделен разумом и волей), что усиливает значимость культурцентристских методологий, понимания, герменевтики в познании субъектом познания субъекта деятельности.

В целом, субъект-объектное отношение при всех исторических модификациях всегда сохраняет регулятивную роль в познании.

Таковы основные компоненты структуры социально-гуманитарной познавательной деятельности. Все они присутствуют и в научной деятельности, которая, как уже отмечалось ранее, является специализированной формой человеческого познания в целом.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается своеобразие объекта социально-гуманитарного знания.

2. Характеристика системы социально-гуманитарных наук.

3. Понятие объекта и субъекта в СГН.

4. Как понимаются метод и методология в СГН.

5. Характеристика основных направлений социально-гуманитарного знания.

Литература:

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

3. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: РОССПЭН. 1997.

4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

5. Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982. С.107-108.

6. Косарева Л.М. Предмет науки. Социально-философский аспект проблемы. М., 1977.

7. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

9. Махлин В.Л. Философия гуманитарных наук //Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2007.

10. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М.: Эдиториал. 1977.

11. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука. 1988.

12. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1997.

14. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА-М., 2007.

16. Теория познания. Познание социальной реаальности: в 4 т. Т. 4. / Отв.ред. В.А.Лекторский и Т.И.Ойзерман. М.: Мысль. 1995.

17. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.СПб.: Наука. 2000.

19. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело. 1992.

20. Щедровицкий Г.П. Эпистемологические структуры онтологизации, объективации, реализации. /Методология вчера, сегодня, завтра, Том 1. М., 2005. С.231 – 243.

Центральной проблемой теории познания является взаимодействие субъекта и объекта в качестве взаимосвязанных и неразделенных сторон.

Субъект и объект практики – это перенесение познавательного отношения на сферу практики, здесь субъект полагает предпосылки своей познавательной деятельности.

Однако универсальный методологический статус субъект-объектного отношения характерен для классической науки и теории познания, сформировавшейся в XVII – XVIII вв. Наука развивала сугубо объектное понимание познавательного процесса, элиминирующее субъекта из результата и так создавшая идеал объективности.

Нахождение истины есть длительный процесс, а не одномоментное действие. Субъект познания должен воспроизвести предмет познания, значит косвенно и его объект, стремясь исключить собственные многообразные характеристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет объективное знание, его отнесенность к предмету, а не к познающему субъекту.

Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Пределы научного освоения мира расширялись, то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им.

Классические концепции субъект-объектных отношений в познании трактовали объективность как независимость полученного знания по своему содержанию от человека и человечества. Объективное знание понималось как отражение в нем предмета и объекта познания, как объектность результата.

Под субъектом познания имеется в виду, активный деятель, который совершает процесс познания и получения истины. Сначала субъект трактуется как отдельный ученый. Это человек, устраняющий свои собственные свойства из процесса познания. Он воспринимает лишь свойства объекта познания.

Для Гегеля этот субъект трансцендентен; им является абсолютный разум.

Для Маркса и социологов знания субъект социален – это общество. Только общество в целом со всеми выработанными им способами познания изучает мир и самого себя.

В итоге под субъектом познания сегодня понимается эмпирический субъект– ученый или научное сообщество, который направляет свою деятельность на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, и обществов качестве конечного субъекта познания. Если общество не выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет осуществиться наукой.

Специфика СГН

Социально-гуманитарное познание специфично в том отношении, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.

Субъект-объектная схема с самого начала осложнена присутствием субъекта. Прежняя схема такова – O/S – S. Позже в ней начинает фигурировать практика O/S/P – S, где O – объект познания, S – субъект познания, P – практика. Здесь усложняются критерии объективности, которые перестают пониматься в духе классической концепции истины, то есть, истина – это тождество представлений познающего субъекта с объектом познания. В этой трактовке субъект познания и объект соотносятся подобно двум материальным телам.

В неклассических концепциях принимаются во внимание наличие субъекта в самом объекте познания и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть устранены в результате познания. Социальные науки могут познавать ход развития объективных закономерностей, несмотря на общество людей, которые наделены волей и сознанием. Истина в данном случае предстает как отражение закономерностей.

Однако социально-гуманитарное познание рассматривает также мотивы и ценностисубъекта, общественных групп. В этом случае объективность познания представляется адекватным пониманием этих мотивов и ценностей.

Имеются также и важные особенности социально-гуманитарного познания: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности; неприемлемость монополии на истину, достигаемой социальными средствами; открытость профессионального научного поиска и конкурентность научных трактовок.

Ответственность субъекта познания. В настоящее время рамки взаимоотношения науки и практики сдвигаются. Многие достижения науки получены при постановке практических целей, функционирование науки в обществе влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общества взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания. При расширении роли науки в обществе и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных характеристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общество. Наука не может сделать больше, чем ей позволяют выработанные обществом познавательные средства и владеющий ими субъект.

Мировоззрение. Оно имеет свою логику, которая показывает, что доминирующие формы сознания не вечны. Известно, что в свое время магия сменилась религией, далее религия дала преобладание научному мировоззрению и научному знанию. Так, впоследствии наука заняла лидирующее положение среди форм общественного сознания, но не смогла вытеснить лишь сферу должного – нравственных отношений. Несмотря на то, что общество – это не квазиприродная реальность и люди могут изменять его, тем не менее существуют определенные ограничения в рамках которых человек отступает перед сменой тенденций (глобальные тенденции, эгоистическая сила капитализма, массовая культура и т.п.). В этих условиях наука сама ставится под контроль нравственного сознания, практического разума.

Особенность СГН. Субъект представлен дважды: 1) как познающий субъект (индивид, научное сообщество, общество); 2) как часть объекта познания (человек действующий в обществе наделен разумом и волей), что усиливает значимость культурцентристских методологий, понимания, герменевтики в познании субъектом познания субъекта деятельности.

В целом, субъект-объектное отношение при всех исторических модификациях всегда сохраняет регулятивную роль в познании.

Таковы основные компоненты структуры социально-гуманитарной познавательной деятельности. Все они присутствуют и в научной деятельности, которая, как уже отмечалось ранее, является специализированной формой человеческого познания в целом.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается своеобразие объекта социально-гуманитарного знания.

2. Характеристика системы социально-гуманитарных наук.

3. Понятие объекта и субъекта в СГН.

4. Как понимаются метод и методология в СГН.

5. Характеристика основных направлений социально-гуманитарного знания.

Литература:

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

3. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: РОССПЭН. 1997.

4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

5. Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982. С.107-108.

6. Косарева Л.М. Предмет науки. Социально-философский аспект проблемы. М., 1977.

7. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

9. Махлин В.Л. Философия гуманитарных наук //Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2007.

10. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М.: Эдиториал. 1977.

11. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука. 1988.

12. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1997.

14. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА-М., 2007.

16. Теория познания. Познание социальной реаальности: в 4 т. Т. 4. / Отв.ред. В.А.Лекторский и Т.И.Ойзерман. М.: Мысль. 1995.

17. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.СПб.: Наука. 2000.

19. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело. 1992.

20. Щедровицкий Г.П. Эпистемологические структуры онтологизации, объективации, реализации. /Методология вчера, сегодня, завтра, Том 1. М., 2005. С.231 – 243.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: