Структура судов общей юрисдикции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

В своей деятельности суды общей юрисдикции решают следующие поставленные перед ними задачи:

1. Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина;

2. Защита нарушенных или оспариваемых прав;

3. Укрепление законности и правопорядка;

4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений;

5. Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц;

6. Изучение и обобщение судебной практики;

7. Ведение и анализ судебной статистики;

8. Разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ.

К основным функциям судов общей юрисдикции можно отнести:

1. Осуществление правосудия путем разрешения по существу уголовных, гражданских и административных дел;

2. Пересмотр судебных решений нижестоящих судов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства;

3. Решение вопросов, связанных с исполнением судебных решений;

4. Производство по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

В настоящее время в РФ создается специализированный суд по интеллектуальным правам. В концепции развития судебной системы предусмотрено также создание административных и миграционных судов.

Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних на территории Российской Федерации созданы так называемые ювенальные суды, однако, их деятельность не урегулирована на законодательном уровне.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.




К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

В своей деятельности суды общей юрисдикции решают следующие поставленные перед ними задачи:

1. Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина;

2. Защита нарушенных или оспариваемых прав;

3. Укрепление законности и правопорядка;

4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений;

5. Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц;

6. Изучение и обобщение судебной практики;

7. Ведение и анализ судебной статистики;

8. Разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ.

К основным функциям судов общей юрисдикции можно отнести:

1. Осуществление правосудия путем разрешения по существу уголовных, гражданских и административных дел;

2. Пересмотр судебных решений нижестоящих судов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства;

3. Решение вопросов, связанных с исполнением судебных решений;

4. Производство по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

В настоящее время в РФ создается специализированный суд по интеллектуальным правам. В концепции развития судебной системы предусмотрено также создание административных и миграционных судов.

Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних на территории Российской Федерации созданы так называемые ювенальные суды, однако, их деятельность не урегулирована на законодательном уровне.

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

sudy

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Высшее звено судов общей юрисдикции

    Высшее звено — это Верховный суд РФ.

    Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

      1. Пленум ( не обладает полномочиями по осуществлению правосудия );
      2. Президиум ( высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
      3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
      4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
      5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
      6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. - то же));
      7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

      Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Пленум осуществляет следующие полномочия:

      В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

      Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

      Апелляционная коллегия (ст. 17 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

        • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
        • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
        • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

        Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

          1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
          2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
          3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
          4. обобщают судебную практику;
          5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

          Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

          Среднее звено судов общей юрисдикции

          Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

          В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

            • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
            • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
            • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

            Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

              1. президиума суда;
              2. судебной коллегии по гражданским делам;
              3. судебной коллегии по уголовным делам.

              Президиум суда (ст. 26 закона) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А также выполняет ряд организационных функций:

                1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
                2. ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики. на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики. принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
                3. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
                4. заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
                5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

                Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики. вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

                Основное звено судов общей юрисдикции

                Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

                Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

                  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
                  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
                  • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

                  Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

                  Военные суды

                  Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

                  Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

                  Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"):

                    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) ( в Законе не обозначено );
                    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
                    • гарнизонные военные суды (основное звено).

                    Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

                    Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

                      1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
                      2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
                      3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
                      4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

                      Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

                      Подведомственность: понятие и содержание

                      Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

                      Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

                      Виды подведомственности:

                      Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

                      Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

                      Разновидности множественной подведомственности:

                        1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
                        2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
                        3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
                        4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

                        Подсудность: понятие и содержание

                        Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

                        Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

                        Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

                        Виды подсудности:

                        Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

                        Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

                          1. характер (род) дела,
                          2. предмет и
                          3. субъектный состав спора.

                          Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

                          Территориальная подсудность делится на:

                            1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
                            2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
                            3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

                            Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

                            Главная Правоохранительные органы Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности. IV. Суды общей юрисдикции.

                            IV. Суды общей юрисдикции.

                            1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

                            Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

                            Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

                            Система судов общей юрисдикции :

                            1) Верховный суд Российской Федерации

                            Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

                            2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

                            Военные (флотские) окружные суды.

                            3) Городские и районные суды.

                            Гарнизонные военные суды.

                            4) Мировые судьи.

                            2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

                            Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

                            Система законодательства о судах общей юрисдикции:

                            1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

                            2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

                            3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

                            4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

                            3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

                            Задачи функции судов общей юрисдикции:

                            - Защита нарушенных или оспариваемых прав.

                            - Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

                            - Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

                            - Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

                            - Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

                            - Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

                            - Деятельность по осуществлению правосудия.

                            - Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

                            - Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

                            - Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

                            - Деятельность по разъяснению законодательства.

                            - Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

                            4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

                            Подведомственность - разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

                            Подсудность - разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

                            По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

                            Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

                            Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

                            Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса - их места проживания, места реализации правоотношений.

                            Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

                            Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

                            Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

                            Суды общей юрисдикции – это одна из двух ветвей судебной системы РФ, которая рассматривает дела с соответствующей подсудностью. Вторую ветвь образуют арбитражные суды, рассматривающие споры между субъектами предпринимательской деятельности. ФКЗ о судах общей юрисдикции регламентирует их деятельность, виды и полномочия.

                            Что относится к судам общей юрисдикции?

                            Что относится к судам общей юрисдикции?

                            Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды.

                            Первое, с чем сталкивается подавляющее количество граждан, которые вынуждены отстаивать свои интересы через исковое или приказное производство, – это районные суды. Под этим общим названием скрываются не только районные, но и городские, межрайонные суды.

                            Кроме них предусмотрены и другие виды судов общей юрисдикции согласно закону, к которым относятся военные и специализированные. Также систему судов общей юрисдикции составляют:

                            • Верховные каждого субъекта РФ;
                            • краевые, областные;
                            • городов федерального значения;
                            • автономной области, округов;
                            • мировые.

                            Суды общей юрисдикции РФ (СОЮ) отличаются между собой компетенциями. В зависимости от их объемов формируются звенья системы СОЮ. Всего их четыре, а именно:

                            • мировые;
                            • районные;
                            • верховные каждого субъекта РФ;
                            • Верховный Суд страны (ВС).

                            Рассмотрение основного объема споров, исковых и приказных производств ложится на районные суды. Вышестоящие инстанции проверяют законность принятия решения нижестоящими. Поэтому законность действий районных судов проверяется Верховным судом республики, края или области. А законность их решений – ВС РФ. В свою очередь, решения мировых судей обжалуются в районные суды, которые для первых являются вышестоящей инстанцией.

                            Для справки! Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают свыше 25 млн дел. Например, в 2017 году ими приняты решения по 915 тысячам уголовных дел, 14,5 млн гражданских споров, 6,5 млн дел об административных проступках, а также 4,3 млн дел в порядке административного судопроизводства.

                            В подсистеме военных судов, которые осуществляют правосудие среди военнослужащих, отсутствует звено мировых представителей Фемиды. Основная нагрузка приходится на первое звено – суды гарнизонов. Их решения можно обжаловать в вышестоящую инстанцию – военные суды округов/флотов. Высшая инстанция – Судебная коллегия ВС РФ по делам военнослужащих.

                            Разделение судов общей юрисдикции по процессуальной компетенции

                            Разделение судов общей юрисдикции по процессуальной компетенции

                            Суды общей юрисдикции также классифицируются по процессуальной компетенцией.

                            Все СОЮ разделены как по иерархии, так и по процессуальной компетенцией следующим образом:

                            • первая инстанция;
                            • апелляция;
                            • кассация и надзор.

                            К первым относятся суды, которые рассматривают дела и принимают решения по существу его основных вопросов. Например, о применении санкций, наказания, определения вины, удовлетворении исковых требований и т.п.

                            Место в звене и процессуальная компетенция может не совпадать. Любой из судов – не только районный или мировой – может выступать в качестве первой инстанции. Так, ВС РФ может рассматривать по существу вопроса дела особой сложности или важности, значение которых очень высокого для общества. Такие дела он принимает как по своей инициативе, так и с подачи Генерального прокурора. В последнем случае требуется ходатайство обвиняемого.

                            Апелляционные суды общей юрисдикции

                            Третий апелляционный суд общей юрисдикции

                            Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

                            В апелляции рассматривается правомерность принятия решений и действий судами предыдущей инстанции. Это могут делать даже районные суды, рассматривая жалобы на решения и действия мировых. В этом случае соблюдение принципа коллегиальности не обязателен. В остальных случаях апелляция рассматривается исключительно коллегиально и по правилам, которые предусмотрены процессуальным законодательством для первой инстанции.

                            Важно знать! Особенность апелляции – судебное разбирательство полностью или частично повторяет рассмотрение дела. Здесь возможно исследование всех собранных доказательств или некоторой их части.

                            Право на подачу апелляции действует ограничено по времени – в течение 10-30 дней после выдачи мотивированного решения первой инстанцией. Рассмотрение дела заканчивается постановлением, которым предыдущее решение остается в силе, отменяется полностью или частично, либо дело возвращается на пересмотр в первой инстанции.

                            Кассационные суды общей юрисдикции и надзор

                            Кассационные суды общей юрисдикции и надзор

                            Фото с заседания Второго кассационного суда общей юрисдикции.

                            На последние инстанции лежит обязанность проверять законность действий и решений служителей Фемиды предыдущих инстанций, которые вступили в силу. После апелляционного рассмотрения принятые судом решения набирают законную силу, но заинтересованные стороны имеют право на их обжалование. Оно проводится в рамках следующих процедур:

                            1. Кассационное производство;
                            2. Производство в надзорной инстанции;
                            3. Возобновление рассмотрение дела по причине неизвестных ранее обстоятельств.

                            Пройдя все эти инстанции, заинтересованное лицо может обращаться за правосудием, например, в ЕСПЧ. При этом после первой инстанции не обязательно подавать апелляцию. Для ускорения процедуры можно сразу инициировать кассационное производство. Заинтересованной стороне предоставляется на это срок в 6 месяцев.

                            Читайте также: