Сенека о гневе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Увлечение молодого Сенеки философией, да еще стоической, не нравилось его отцу. В самом деле, общественные условия той эпохи не благоприятствовали философии. Модной этикой того времени был легкий эпикуреизм, привитый римскому обществу грациозной поэзией Горация. “Добродетель, мудрость и справедливость, – говорили тогдашние представители высших классов, – только пустой звук. Все человеческое счастье заключается в хорошей жизни: есть, пить, расточать полученное наследство – вот это жизнь, вот это значит помнить, что мы смертны. Проходят дни, и минует быстротечная жизнь. Зачем же думать? Что за радость быть мудрецом в нашей жизни, в которой не всегда будут доступны наслаждения, даже в то время, когда можно им предаваться, когда сама природа их требует; предписывать себе умеренность – предвосхищать смерть и отказывать заранее себе в том, что она отнимет у нас. Нет у тебя любовницы; ежедневно ты проводишь время трезвым; обедаешь так, как будто тебе придется показывать свою расходную книжку строгому отцу. Это не называется жить, но только смотреть, как живут другие. Не безумно ли копить имущество для своего наследника и отказывать себе во всем, когда большое наследство только обращает друзей во врагов. Ибо чем больше останется после тебя, тем более будет радоваться твоей смерти наследник. Не ставь ни в грош этих мрачных и подозрительных цензоров чужой жизни, врагов самим себе, публичных наставников и не сомневайся, что веселая жизнь предпочтительнее их хорошего мнения” (из писем Сенеки).

Таково было настроение римского общества при первых императорах. Неудивительно поэтому, что философов-стоиков ненавидели за то, что их пример был живым укором обществу; правительству же они казались подозрительными, потому что, осуждая современный им порядок вещей, они, естественно, возвращались в мечтах к древним республиканским формам. Впоследствии стоиков нередко даже изгоняли из Рима императорскими декретами как людей вредных. Уже Сенеке в последних сочинениях приходилось тщетно доказывать, что философия не мешает политической благонадежности. Будучи, таким образом, небезопасными, занятия философией сверх того считались мало почетными. Неудивительно поэтому, что усилия отца Сенеки и других его родных были направлены к тому, чтобы отвлечь Сенеку от излюбленной им науки. Уступая настояниям окружающих, молодой философ обратился к адвокатской деятельности: “Медицина, – говорили в то время, – ведет к богатству, адвокатура – к почестям”.

До нас не дошло ни речей Сенеки, ни процессов, которые он вел. Однако такой начитанный и талантливый человек, как он, притом еще имевший в ораторском искусстве такого наставника, как Сенека-ритор, не мог не явиться яркой звездой среди современных ему адвокатов. Не говоря уже о содержании речей Сенеки, которые не могли не блистать остроумием и глубокомыслием, сама форма их должна быть блестящей. Молодой увлекающийся красивый оратор, говоривший плавно и мерно, производил хорошее впечатление на своих слушателей.

Около этого времени Сенека женился. Кем была его первая жена – осталось невыясненным. Даже в сочинениях Сенеки почти нет указаний на нее. В одном только месте своего трактата “О гневе”, написанного в самом начале царствования Клавдия, философ упоминает, что он по вечерам имел привычку озирать умственным оком весь прошедший день и взвешивать свои поступки и что он делал это в присутствии своей жены, которая, зная его привычку, замолкала на это время. Жена его жила недолго и еще до ссылки философа на Корсику в 41 году от Р.Х. умерла, оставив после себя сына.

Адвокатскую деятельность Сенека, подобно большинству тогдашних юристов, соединил с административной и благодаря протекции своей тетки получил в начале царствования Калигулы место квестора.

Квестура, адвокатская деятельность и значительное наследство, полученное от отца, умершего в начале царствования Калигулы, быстро выдвинули Сенеку на общественном поприще, и к концу царствования Калигулы он уже появился при дворе. Сам император приходил слушать его речи. Однако его внимание причинило Сенеке только неприятности. Калигула был человек вообще ненормальный; в частности же он отличался болезненной завистью к талантам, доходившей порою до таких курьезов, что Калигула приказывал уничтожать в библиотеках сочинения и статуи Гомера, Вергилия и Тита Ливия. Калигула воображал себя первоклассным оратором, и успех Сенеки был для него просто личным оскорблением. Император сначала издевался над его речами, называя их ученическими упражнениями и “бесплодной пустынею” (arena sine calce); но, когда увидел, что его насмешки нисколько не уменьшают числа поклонников молодого оратора, приказал его убить. Приказание это, впрочем, не было приведено в исполнение вследствие заступничества одной из вольноотпущенниц императора, уговорившей его не убивать философа, так как последний в это время был болен и, по словам вольноотпущенницы, в скором времени должен был умереть своею смертью.

Вскоре после этого погиб сам Калигула, став жертвой заговора. Однако философ, уже и раньше тяготившийся обязанностями адвоката, после пережитой опасности и совсем их оставил, чтобы предаться давно увлекавшим его занятиям философией. Приблизительно к этому времени относится первый из дошедших до нас философских трактатов Сенеки “О гневе”, посвященный брату Новату.

Сочинение это имеет целью опровергнуть мнение Аристотеля, находившего, что в известных случаях гнев бывает не только полезен, но даже необходим. Сенека подробно разбирает природу и свойства гнева, проводит границу между гневом и негодованием и между гневом и вспыльчивостью, затем доказывает, что гнев есть особое состояние души, вполне способное подчиняться разуму, и, наконец, сообщает различные меры, которые человек может употреблять, как чтобы утишить свой собственный гнев, так и чтобы успокоить другого человека. Вместе с тем Сенека не скупится на примеры как необыкновенной сдержанности и твердости характера, так и, напротив, неумеренной разнузданности и вспыльчивости. Все сочинение исполнено как практичности, так в то же время и высокой нравственной чистоты. Уча подавлять гнев, Сенека учит всепрощению и любви к ближнему. “За что ненавидеть тех, кто оскорбляет нас по неведению?” – говорит философ. В другом месте он рассуждает так: “Единственно, что может доставить нам спокойствие, – это взаимное соглашение быть снисходительными друг к другу. Этот человек меня оскорбил, а я ему ничего не сделал. Но, быть может, я оскорбил кого-либо другого или оскорблю после. Не следует принимать в расчет какой-нибудь определенный день и час. Пусть ты не сделал зла, – ты можешь его сделать. И потому не лучше ли забывать обиды, чем мстить за них? Мщение требует много времени, заставляет наносить много обид из-за какой-нибудь одной. Мы сердимся дольше, чем нас оскорбляют, так не лучше ли прощать обиды, чем усугублять одно зло другим. Прибавь еще, что всегда ты будешь находить причины к гневу, если не будешь бороться с ним. То ты вспылишь на одного, то на другого, и от постоянных раздражений будет разгораться и старый гнев. И когда же, наконец, ты будешь любить? О, сколько прекрасного времени тратишь ты на зло! Сколько мог бы ты принести добра и своим родным, и близким, и родине, если бы занялся ими, вместо того, чтобы изыскивать средства, как бы причинить зло твоим врагам”.

Наряду с всепрощением Сенека проповедует и самую широкую свободу. Он смеется над республиканцами, оплакивающими свободные установления прежних времен, и в то же время изгнавшими свободу из собственного дома. Сенека открыто порицает этих домашних тиранов, кричащих в исступлении на семью и на рабов.

Все это сразу определило место Сенеки при дворе развратного Клавдия, всецело подчинившегося тогда влиянию знаменитой в своем роде Мессалины. Он попал в ряды оппозиции, во главе которой стояла честолюбивая Юлия, добивавшаяся влияния на императора. Не может быть сомнения в том, что Сенека подавал ей мудрые дипломатические советы. Это обстоятельство, а также и вообще его слишком либеральный образ мыслей и острый язык (в своем сочинении “О гневе” Сенека, описывая безобразие гневного человека, списал его портрет с императора Клавдия) заставляли Мессалину искать случая избавиться от опасного философа, тем более что его строгий образ жизни во время его вдовства был ей живым и постоянным укором. При помощи одного из наемных доносчиков, каких было множество в императорском Риме, где донос обратился в ремесло, Мессалина обвинила Сенеку в преступной связи с самой Юлией, и, таким образом, сразу добилась изгнания обоих опасных для нее людей, а впоследствии – даже и смерти своей соперницы. Что Сенека никогда не был любовником Юлии – в этом не может быть сомнения. Если бы эта красивая и умная римлянка искала адюльтера прежде всего, она, вероятно, выбрала бы себе любовника помоложе. Болезненный сорокалетний философ в роли дон жуана или ловеласа кажется чем-то маловероятным, тем более что, по сочинениям Сенеки, относящимся к этому времени, видно, что он сам считает себя просто жертвой интриги. Точно так же думают о нем и ближайшие к нему римские историки – Тацит и Светоний.



Исследование механизма возникновения и развития страстей, которое позволит определить стратегию и тактику борьбы с ними, есть насущнейшая задача всякого стоика. Именно этим и занят Сенека, исследуя гнев как с этической точки зрения, в его отношении к благу, счастью и добродетели, так и с психологической, наблюдая его движение в человеческой душе. Оппонентом, чьи возражения помогают Сенеке развивать свою мысль, в данном случае выступают Аристотель и перипатетики.

«гнев, опьянение, страх и прочие столь же отвратительные и столь же мимолетные раздражения не способствуют укреплению добродетели, ибо она не нуждается в пороках; они могут лишь ненадолго возбудить обычный косный и трусливый дух. Гнев делает мужественнее лишь того, кто без гнева вообще не знал, что такое мужество. Таким образом, он служит не подкреплением добродетели, а ее заменой. Если бы гнев был благом, разве не стал бы он отличительным свойством самых совершенных среди людей? Но кто же в действительности легче всего поддается гневу? Младенцы, старики и больные, и вообще все слабые и нездоровые отличаются раздражительностью.


Идеальная современная среда для управления гневом — это Интернет. Если у вас есть аккаунт в Twitter или Facebook, или вы пишете, читаете или комментируете блог, вы понимаете, о чем я говорб. Черт возьми, гнев в Твиттере вышел на новый уровень (или опустился, в зависимости от вашей точки зрения) с приходом туда нынешнего президента Соединенных Штатов Дональда Трампа.

И действительно. Конечно, чтобы развить отношение к оскорблениям подобно скале, нужно время и практика, но я совершенствуюсь. Так как же я отреагировал в ответ на вышеупомянутую напыщенную речь? Как скала. Просто проигнорировал это, сосредоточив свою энергию вместо этого на ответах на конкретные вопросы других, стараясь вовлечь их в конструктивную беседу. В результате, как мне сказали, известный автор разгневался, а я сохранил спокойствие.

Теперь некоторые люди говорят, что гнев — это правильный ответ на определенные обстоятельства, например, на несправедливость, и что — в меру — он может быть движущей силой для действий. Но Сенека ответил бы, что говорить об умеренном гневе — это как говорить о летающих свиньях: во Вселенной просто нет ничего подобного. Что касается мотивации, то подход стоиков заключается в том, что мы движемся к действию благодаря положительным эмоциям, таким как чувство негодования по поводу того, что мы стали свидетелями несправедливости, или стремление сделать мир лучше для всех. Гнев просто не нужен, и на самом деле он обычно мешает.

Философ Марта Нуссбаум привела знаменитый современный пример подобного подхода в своем эссе о Нельсоне Манделе. Когда Мандела был заключён в тюрьму на 27 лет правительством апартеида в Южной Африке, он был очень, очень зол. И на это имелись уважительные причины: дело было не только в несправедливости в отношении него лично, но и против его народа в целом. Тем не менее, в какой-то момент Мандела осознал, что взращивание гнева в отношении политических противников ни к чему не приведет. Ему нужно было преодолеть эту разрушительную эмоцию, обратиться к другой стороне, построить доверие, если не дружбу. Он подружился со своей собственной охраной, и в конце концов его игра увенчалась успехом: он смог наблюдать за одним из тех мирных переходов к лучшему обществу, которые, к сожалению, очень редки в истории.

Итак, вот мое современное стоическое руководство по управлению гневом, вдохновленное советами Сенеки:

Сенека (Луций Анней Сенека) - римский писатель, поэт, философ, политик. Он является одним из самых значимых последователей философии стоицизма, а также учителем императора Нерона.

Портрет Сенеки

Портрет Сенеки

Луций Анней Сенека родился в 4 веке до н. э. в испанском городе Кордова в достаточно знатной семье, принадлежавшей к роду всадников. Отец Сенека-старший и мать Гельвия были образованными людьми, изучали историю, философию и риторику. Чуть позже, когда Луций и его старший брат Юний Галлион были юными, супруги решили перебраться в Рим. Там молодой Луций был учеником стоиков Папиния, Секстия, Аттале.

Отец мальчика обладал хорошими связями и деньгами, поэтому мог не экономить на образовании и развитии сына. Сенека-старший пророчил своему ребенку блестящую карьеру адвоката. И действительно - благодаря личной харизме, ораторскому таланту и замечательной эрудиции адвокатские дела Сенеки-младшего шли в гору.

Барельеф Сенеки

Барельеф Сенеки

Но неожиданная тяжелая болезнь, которая требовала отъезда в Египет на длительное восстановление, нарушила все планы начинающего адвоката. Свалившееся горе подкосило Луция, и он чуть не покончил жизнь самоубийством.

После возвращения из Египта в Рим Сенека начинает обличать существующий строй в Римской империи, политиков в падении нравов, создает работы, связанные с моральной проблематикой.

Государственная деятельность

В 37 году к власти пришел Калигула. Он настолько не одобрял деятельность Сенеки, что принял решение убить его. И только случай спас философа от незавидной судьбы - любовница Калигулы отговорила императора от совершения преступления, считая, что Луций и так скоро умрет из-за болезни.

Император Калигула

Император Калигула

Окончание правления Калигулы не стало для Сенеки успокоением - в 41 году к власти пришел Клавдий, который продолжил традицию прежнего императора. Он также негативно относился к харизматичному, властному и сильному политическому лидеру и по совету своей жены Мессалины отправил Сенеку в ссылку на остров Корсика, где ему пришлось пробыть долгих 8 лет.

По иронии судьбы вернуться на родину Луцию помогла новая жена Клавдия Агриппина. Властная женщина в то время была озабочена вопросом восхождения на престол своего 12-летнего сына Нерона после смерти императора. Ее тревожил сын Клавдия от первого брака - Британик, который также претендовал на престол. Именно поэтому она, влияя на мужа, вернула Сенеку в Рим - чтобы тот стал воспитателем юного Нерона.

Нерон и Сенека

Нерон и Сенека

Покровительство талантливого философа не прошло даром - Нерон стал великим и знаменитым императором в 17 лет. При его правлении Сенека получил должность консула и статус всемогущего советника.

Как обычно, у любой ситуации есть несколько сторон: с одной – Луций обладал почти безграничной властью, с другой – находился в полной зависимости от властвующего императора, с третьей – являлся объектом ненависти для римского народа и сената. Это повлияло на его решение уйти добровольно в отставку в 64 году. Он оставил все свое богатство в пользу государственной казны и укрылся в одном из своих имений.

Философия и поэзия

Сенека придерживался философии стоицизма. Ключевыми чертами этого направления являются безразличие, апатия, спокойное отношение ко всем ударам судьбы, фатализм. Очень четко философия стоицизма выражена в высказывании:

Бюст Сенеки

Бюст Сенеки

И Сенека, являясь продолжателем этого направления, затрагивал темы счастья, гнева, добродетели, милосердия. Взгляды Сенеки отличались от взглядов представителей римского стоицизма: он пытался познать, что есть мироздание, что управляет миром и из чего он состоит, изучал теорию познания.

Итог его философской деятельности - "Нравственные письма к Луцилию". В них стоик показал, что философия учит прежде всего делать, а не рассуждать. Философия не может быть потехой для толпы, это не шоу. Она образует и формирует душу, упорядочивает жизнь и управляет действиями человека.

Бюст Луцилия

Бюст Луцилия

Луцилий - реальный человек, который являлся эпикурейцем. В античном мире не было настолько противоположных течений, как стоицизм и эпикуреизм, ключевыми моментами которого являлся гедонизм и наслаждение жизнью. Стоики же - это люди, которые жили в предельном аскетизме и старались контролировать свои эмоции и желания.

У Сенеки много работ, посвященных моральной проблематике, например, "О гневе". В ней он говорил, что важно не просто подавлять в себе гнев, но и проповедовать любовь к ближнему. В другой своей работе мужчина заговорил о милосердии - оно всегда приносит с собой счастье, успокоение в каждом доме; особенно ценно милосердие в царском доме, где оно, как правило, редкий гость.

Памятник Сенеке

Памятник Сенеке в Кордове

В целом труды Сенеки включают в себя 12 трактатов - упомянутый выше "О гневе", "О спокойствии духа", "О счастливой жизни" и т. д., также 3 более весомые работы - "О милосердии", "О добрых делах", "Исследования о природе". Кроме того, философ написал 9 трагедий, основанных на мифологии. Самыми известными работами являются "Эдип", "Медея", "Агамемнон", "Федра" и другие.

Современники ценят его прежде всего за мудрые изречения и глубокомысленные высказывания, которые не теряют свою актуальность и сегодня. Книги с его трудами активно печатаются и распродаются до сих пор.

Личная жизнь

Достоверно известно, что у Сенеки была как минимум одна жена - Помпея Паулина, которая вдвое младше философа. Однако мнение историков разнится относительно того, с какого периода супруги состояли в браке и были ли у Сенеки женщины до Паулины. По версии античных авторов, Помпея - вторая жена философа, они познакомились у нее дома, Сенеке было за 50 лет.

Сенека

Сенека

Этому мнению противоречит тот факт, что в трактате "О гневе" автор упоминает свою привычку каждый вечер анализировать в присутствии жены прошедший день. Трактат был написан еще при императоре Клавдии, когда Луцию было около 40 лет. По второй версии, философ женился на Паулине в 36 лет и прожил с ней в любви и согласии до самой своей смерти.

Так или иначе, количество браков и год женитьбы на Помпее официально не доказаны — эта страница биографии философа не до конца раскрыта. Личная жизнь гения так и останется секретом для современников. Но главным и незыблемым является то, что любовь женщины к Сенеке была самоотверженной и всепрощающей, она даже решилась на смерть вместе с супругом.

Смерть

Причиной смерти поэта и философа стала нетерпимость императора Нерона к своему бывшему воспитателю. Возникший заговор Пизона в 65 году раскрылся, и имя Сенеки совершенно случайно всплыло, хотя его никто не обвинял. Это стало поводом для Нерона распрощаться с философом - он приказал Сенеке перерезать себе вены.

Смерть Сенеки

Смерть Сенеки

Смерть Луция описал Тацит. По его словам, приговоренный в последние минуты жизни был тверд и спокоен, сам ободрял многочисленных друзей, всего один раз дрогнул - когда прощался с женой Паулиной. Он старался ее утешить, но женщина решила последовать за ним. Паулину вовремя остановили, и она пережила мужа на несколько лет.

Сенека, будучи стоиком, не колеблясь перерезал себе вены, но из-за преклонного возраста и малоподвижной крови никак не умирал. Мужчина приказал своим слугам перенести его в ванну и там, дыша горячими парами и обливаясь густой кровью, скончался.

Цитаты

Если сегодняшний день в твоих руках, меньше будешь зависеть от завтрашнего. Пока мы откладываем жизнь, она проходит.

Читайте также: