Структура социологического знания кратко

Обновлено: 30.06.2024

Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Лекция 1

Гост

ГОСТ

Понятие структуры социологических знаний

На современном этапе развития социологии структура социологических знаний – это система представлений, понятий, подходов связанных друг с другом и изучающих социальную действительность на различных уровнях исходя из степени обобщения или конкретизации понимания социальной действительности как процесса.

Структура социологического знания имеет свои особенности. Во – первых она является упорядоченной системой знаний обо обществе как непрерывно развивающемся социальном организме. Во – вторых, структура социологических знаний и предположений формируется в зависимости от объектов , которые изучает социология, выводов, которые являются результатом анализа тех или иных социальных явлений или процессов.

Теории и элементы социологического знания

Структурными элементами социологического знания являются знания об обществе, которые включают в себя понимание законов его развития, основных сфер его жизнедеятельности, условий и возможностей личности ли группы людей утвердиться и успешно существовать в каждой из них.

В социологии выделяются как специализированные разделы, занимающиеся исследованиями определенных сторон общественной жизни, так и общие теории.

К общим теориям можно отнести следующие разделы:

  1. Исследующие социологию семьи, воспитания, политики, права, науки, религии, искусства, труда и т.п.
  2. Занимающиеся исследованием малых групп, территориальных общностей, социальных слоев населения, профессиональных категорий.
  3. Исследования различных социальных процессов и явлений, например, алкоголизм, проституцию, преступность.

Уровни социологии

Социология является сложной структурой научного знания, включающей в себя три уровня:

  1. Общую социологическую теорию
  2. Специальные теории
  3. Конкретные социологические исследования

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо представленных уровней социологического знания, выделяют также теоретический и практический уровни изучения жизни общества. Теоретический уровень занимает общая социологическая теория тесно связанная с философией. Она дает представление об обществе как о целостной системе, формулирует принципы социального познания.

Специальные социологические теории, применяя положения теоретического уровня, уточняют положение общей социологической теории к пониманию и трактовке существующих механизмов социального взаимодействия. Они конкретизируют положения, разработанные общей теорией, осуществляют переход от общих понятий к конкретным. Их интересы затрагивают, прежде всего, вопросы изучения отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их место является промежуточным между теоретическими социальными теориями и эмпирическими исследованиями.

На третьем уровне социологических знаний находятся конкретные социологические исследования и анализ полученных в их процессе данных. Это непосредственный сбор данных, их систематизация и последующий анализ. Это процесс измерения социальных явлений, основывающийся на определенных подходах, принципах и понятиях.

Именно на этом уровне осуществляется измерение конкретных социальных процессов и явлений происходящих в общественной жизни.

Предметом исследования на данном уровне социологических знаний являются действия, поступки, характеристика особенностей поведения, как социальных групп, так и личности, а также специфика отражения социальных фактов и явлений в сознании людей. Именно на этом уровне появляется возможность реализовать критерии четкости научных знаний о реальной социальной действительности, которая окружает человека и определяет его отношение и способ жизнедеятельности в обществе.

Объект исследования социологии– современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предмет социологии – социальный организм, состоящий из социальных общностей, институтов, коллективов, групп, а также процессов взаимодействия этих комплексов друг с другом.

Задача социологии– в определении закономерностей функционирования и изменений в социальном организме.

Социология как наука имеет многоаспектное и многоцелевое назначения. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ – делить социологию на фундаментальную и прикладную. На фундаментальном уровнепроисходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками. Главные методы: моделирование; абстрагирование. Фундаментальные теории создают общесоциологический уровень социального знания.

Прикладная социологиянаправлена на исследование конкретных социальных фактов. В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке. Основными методами служат: наблюдение; опросные методы; восхождение от конкретного к абстрактному. Материал и первичные результаты его обработки формируют прикладной уровень знаний в социологии. Между фундаментальным и прикладным уровнями знаний возникают противоречия.

По уровню исследованияразличают макросоциологию(выяляет закономерности глобальных общественных изменений развития) и микросоциологию(исследует конкретные социальные явления)

Структуру социологического знанияможно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии. Тогда структура социологии определяется отраслевыми областями знаний (социология труда, экономическая социология, история социологии и т. д.).

Структуру социологии можно представить как систему знаний.Первый уровень – это все теории и теоретические основы знаний; второй уровень – это способ приобретения знаний, методологическая основа социологии. Отдельный уровеньсоциального знания – метасоциология. Метасоциология в отличие от социологии изучает не общество, а саму социологию как науку. Метасоциология, таким образом, предметом исследования имеет саму социологию как науку, социологическое знание, теорию социального устройства.

В них условно можно выделить три раздела:

§ исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики, религии и т.д.);

§ исследования социальных общностей (социологии малых групп, толпы, этносоциологии

, территориальных образований и т.д.):

§ исследования социальных процессов (социологии конфликтов, процессов мобильности и миграции)

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ




Объект исследования социологии– современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предмет социологии – социальный организм, состоящий из социальных общностей, институтов, коллективов, групп, а также процессов взаимодействия этих комплексов друг с другом.

Задача социологии– в определении закономерностей функционирования и изменений в социальном организме.

Социология как наука имеет многоаспектное и многоцелевое назначения. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ – делить социологию на фундаментальную и прикладную. На фундаментальном уровнепроисходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками. Главные методы: моделирование; абстрагирование. Фундаментальные теории создают общесоциологический уровень социального знания.

Прикладная социологиянаправлена на исследование конкретных социальных фактов. В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке. Основными методами служат: наблюдение; опросные методы; восхождение от конкретного к абстрактному. Материал и первичные результаты его обработки формируют прикладной уровень знаний в социологии. Между фундаментальным и прикладным уровнями знаний возникают противоречия.

По уровню исследованияразличают макросоциологию(выяляет закономерности глобальных общественных изменений развития) и микросоциологию(исследует конкретные социальные явления)

Структуру социологического знанияможно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии. Тогда структура социологии определяется отраслевыми областями знаний (социология труда, экономическая социология, история социологии и т. д.).

Структуру социологии можно представить как систему знаний.Первый уровень – это все теории и теоретические основы знаний; второй уровень – это способ приобретения знаний, методологическая основа социологии. Отдельный уровеньсоциального знания – метасоциология. Метасоциология в отличие от социологии изучает не общество, а саму социологию как науку. Метасоциология, таким образом, предметом исследования имеет саму социологию как науку, социологическое знание, теорию социального устройства.

В них условно можно выделить три раздела:

§ исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики, религии и т.д.);

§ исследования социальных общностей (социологии малых групп, толпы, этносоциологии

, территориальных образований и т.д.):

§ исследования социальных процессов (социологии конфликтов, процессов мобильности и миграции)

Структура социологического знания – это упорядоченная совокупность знаний об обществе как о развивающейся системе со своими функциями. Структура подразумевает зависимость между понятиями о социальных процессах разных уровней.

В социологической науке существует три подхода к структуре социологического знания:

  1. Содержательный подход основывается на взаимосвязи трех главных компонентов:
  • анализа реальных фактов из жизни общества;
  • теорий, объясняющих развитие социума в общем и отдельных его компонентов;
  • принципов, на базе которых собирается, строится и применяется знание.
  1. Целевой подход подразделяет социологию на два вида:
  • фундаментальная наука направлена на накопление знаний и совершение открытий, формирует описание процессов развития общества;
  • прикладная наука нацелена на практическую эффективность, которая достигается с помощью определенных методов исследований.
  1. Масштабный подход выделяет макро- и микросоциологию. Объектами изучения макронауки являются народы, страны, социальные институты и другие крупномасштабные общественные явления. Микросоциология исследует межличностную связь, групповое взаимодействие, повседневную реальность и другие социальные взаимоотношения.

Элементы структуры

Как и любая структура, система социологического знания состоит из различных составляющих. Элементами данной структуры, устанавливающими общественный факт, являются:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Общие теории, которые дают представление о социуме как целостной системе.
  2. Отраслевые теории, рассматривающие процессы развития отдельных сфер социальной жизни. Этот элемент дает понимание полноценного существования человека в каждой из отраслей: семейной, духовной, экономической и т.д.
  3. Развитие политического процесса рассматривают теории, представляющие собой отдельный компонент структуры социологического знания. Политическая социология изучает взаимоотношения между социальными группами и властью.
  4. Элемент, исследующий взаимосвязь социальных институтов, рассматривает социальный состав общества в государстве.
  5. Взгляды, касающиеся функционирования производственных коллективов, направлены на анализ взаимодействия в рамках трудовых и служебных отношений.

Уровни структуры социологического знания

Согласно современной методологии, науку принято рассматривать как многоуровневую систему знаний. В социологии иерархия выгладит следующим образом:

  • Общая теория является фундаментом социологического знания. На данном уровне происходит общетеоретическое изучение правил поведения общества.
  • Далее располагаются специальные теории, которые решают промежуточные проблемы социума с помощью теоретических знаний и практического опыта. К данному уровню относятся исследование социальной структуры общества, взгляды на развитие социальных институтов, социологию труда и другого вида взаимодействия людей, понятие социально непринятого поведения.
  • Конкретные теории отвечают за обобщение общественных фактов через фиксирование произошедших событий. Накопленные на этом уровне данные в итоге создают эмпирическую основу социологии.

Предмет исследований социологических знаний

Определение предмета социологического знания является неоднозначным. Существует несколько подходов для установления предмета социологии:

  • по французскому философу Огюсту Конту – это социум как сущность, живущая по своим законам и отличающаяся от отдельных индивидов и страны;
  • француз Эмиль Дюркгейм определил предмет как коллективные социальные факты;
  • согласно немецкому социологу Максу Веберу – это общественное поведение, которое предполагает совершение поступка или воздержание от него;
  • марксистский подход подразумевает определение предмета социологии как исследование общества и его структуры с научной точки зрения.

Марксистское понимание наиболее употребляемо в современной науке. Однако оно не рассматривает человека как личность и отрицает культурную составляющую социума.

По этой причине корректнее обозначить предметом социологического знания социум как систему взаимодействующих групп и индивидов с определенной целью.

Примеры социологических знаний в обществе

Социология разработала методы работы, которые широко применяются в современном обществе. Ярким примером являются социологические опросы. На основе общественного мнения составляются рейтинги. Собранная информация помогает бизнесменам в формировании наиболее выгодного предложения. Интервьюирование населения позволяет оценить результаты принятых социальных мер поддержки. Социологическое знание нашло применение в прогнозировании демографического положения в стране, итогов избирательной кампании и т.д. Метод социологического проектирования используется для разработки моделей трудовых, государственных и иных отношений.


Учебное пособие по общей социологии предназначено для самостоятельной подготовки к семинарам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Зарождение и развитие социологии в XIX в

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая социология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания

1. Подходы к определению структуры социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории — совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии — системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход — целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход — масштабный — делит науку на макро — и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая — сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

2. Понятие общей социологической теории

В своем социологическом использовании это понятие впервые упомянуто в работе Т.С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

3. Понятие эмпирической социологии

К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии — особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

5. Понятие микро — и макросоциологии

Макросоциология — это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак-ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20—30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.

6. Элементы системы социологического знания

Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, т. е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:

1) общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.). Задача этих теорий — решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро — или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма;

2) отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача — дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных; 3) методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу сбора данных избирается метод их анализа.

Читайте также: