Кузнечное мастерство тулы кратко

Обновлено: 03.07.2024

К концу XVII века тульские кузнецы делали до 2000 пищалей в год. Это были ружья с фитильными запалами, стреляющие с подставок. В 1696 году тулякам было приказано перейти к изготовлению фузей — длинноствольных ружей с кремневым замком. Тульские кузнецы состояли в ведомстве стрелецкого приказа в Москве. Продавать оружие на сторону строго запрещалось. В Москву ружья поставляли кузнецы Исай Маслов, Никита Орехов, Максим Маслов и Никита Демидов (Антуфьев).

Благодаря предприимчивости и организаторским способностям Никиты Демидова быстро развивалось производство оружия в Туле, кроме того, им был построен ряд заводов на Урале. Тульские мастеровые были первыми инструкторами, помогавшими осваивать производство оружия на Каменском и Невельновском, Устюжно-Железногольском и Олонецком заводах.

В 1696 году, проездом в Воронеж, Петр 1 остановился в Туле. Здесь ему представили Н. Демидова, которому он поручил изготовить 300 алебард. Демидов привез в Воронеж царский заказ, за что был щедро награжден. На обратном пути из Воронежа царь приказал Демидову изготовить шесть ружей по образцу. И с этой задачей Демидов справился. В награду царь специальным указом велел отвести несколько десятин земли для копания руды в Малиновой засеке близ Тулы и в Щегловской засеке — для выжига леса. Демидов возвел чугуноплавильный завод на реке Тулице в месте впадения ее в р.Упу и отлил первые 5000 артиллерийских снарядов. Вместе с ним работал и его сын Акинфий.

К началу XVIII века Тула уже зарекомендовала себя как один из центров по производству холодного и огнестрельного оружия. Петр 1 расширял границы государства, стремясь выйти к Балтийскому и Черному мо¬рям. Для этого нужно было оружие, большую часть которого приходилось ввозить из-за границы. Поэтому в 1703 году он потребовал от Тулы изготовле¬ния не менее 15000 фузей ежегодно. Для выполнения царского приказа в 1705 году в Тулу был послан дьяк Андрей Беляев. Ему предписывалось отыскать удобное место для постройки оружейного двора. И такой оружейный двор, длиной 106 метров и шириной 58 метров, был построен казенным кузнецом Андреем Володимировичем на берегу р. Упе против церкви Вознесения.

Петр 1 держал Тулу под пристальным вниманием, обращая особое внимание на качество выпускаемого оружия. В августе 1711 года в Тулу был направлен драгунский полковник, сенатор Г. И. Волконский. Ему пору¬чалось взять все оружейное дело в личное ведение. Императорский указ от 15 февраля 1712 года о назначении князя Г. И. Волконского начальником при Тульских оружейных заводах и необходимости дальнейшего развития и совершенствования оружейного производства дал Николаю II формальный повод в 1912 году объявить 15 февраля днем 200-летия завода.

В 1715 г. князю Никите Вадбольскому, ведавшему оружейным делом в Туле, по указанию Петра 1 была дана инструкция о приемке оружия с помощью присланных калибров. Производство ружей на основе взаимозаменяемости на заводе было внедрено на 37 лет раньше, чем это сделал в США Эли Уитней. В 1715 году бывший солдат Ораниенбургского батальона Яков Батищев изобрел машину для наружной обработки стволов, исключающую разностенность ствола и позволяющую довести изготовление 16 стволов в сутки вмести двух при работе вручную. В 1717 году Я.Батищев был отозван из Тулы в Петербург, где продолжал удивлять специалистов Пушечного двора природным талантом.

В 1785 г. по приказу Потемкина в Англию для совершенство¬вания своего мастерства были направлены два тульских оружейника — Алексей Сурнин и Яков Леонтьев. В 1792 г. А.Сурнин вернулся в Тулу и был назначен оружейным мастером. Велик вклад в развитие оружейного производства этого талантливого оружейника: машинка для штамповки винтов и оружейных хомутиков, способ изготовления узорами золотой на¬сечки на клинках сабель, способ изготовления стали в тиглях и многое другое. Не зря именно А.Сурнин послужил прототипом небезызвестного лесковского Левши. Некоторые станки, изготовленные А.Сурниным, действовали на Тульском заводе вплоть до 30-х годов XIX в.

В начале XIX в. на Тульском оружейном заводе была установлена первая паровая машина мощностью 24 л. с. Ввод ее строй связан с именем изобретателя-самоучки, механика Павла Дмитриевича Захавы.

П.Захава был назначен механиком в 1810 г. В первый год он внедрил в производство оригинальные станки для сверления стволов. На двух его станках работал один мастер. Имея 12 сверл с постепенно увеличивающимся диаметром, он обрабатывал 25 стволов в день. В 1825 г. П. Захава сконструировал цельнометаллические станки с реверсивным механизмом. На таких станках высверливалось до 20 стволов в день. Станки намно¬го превосходили тогдашние американские и английские.

В 1810 году П.Захава изготовил и внедрил а производство шустовальную машину. Шуст, смазанный конопляным маслом, проворачивался вокруг своей оси и двигался по всей длине ствола. Машина так качественно шлифовала ствол, что не оставалось даже следов от сверла. Машины П.Захавы позволили вновь отказаться от ручной шлифовки. К этому времени машина Батищева вышла из строя и не была восстановлена.

Машины П.Захавы помогли существенно увеличить выпуск оружия и оказать помощь русским войскам в войне против Наполеона. П.Захава внедрил станки для обрезки наземной части стволов торцевой фрезой; ввинчивания казенного винта в ствол; чистового сверления трубки штыка; пресс для продавливания щели в трубке штыка и много другого.

Тула готовила станки не только для себя, но и снабжала ими Сестрорецкий и Ижевский заводы.

О взаимозаменяемости деталей и узлов тульских ружей можно судить по такому факту. В октябре 1826 г. на завод прибыл Великий князь Михаил Павлович. Он отобрал 30 ружей, велел разобрать их, перемешать детали и вновь собрать. Ружья были собраны без пригоночных работ и исправно работали. Такой результат был возможен только при высокой технической культуре производства и отличном состоянии измерительной техники.

Учитывая заслуги С.И.Мосина в организации оружейного производства, в 1894 г. он был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода. Производство винтовок С.И.Мосина уже в 1892 году было налажено на тульском, ижевском и сестрорецком заводах, а к концу 1903 .года российская армия была полностью перевооружена. Для этого потребовалось 3,5 млн. винтовок. В первую мировую войну Тульский оружейный завод выпускал по 500 тысяч винтовок в год.

В годы гражданской войны Тула выпустила 2/3 от общего количества винтовок, произведенных в республике. В 1930 г. винтовка С.И.Мосина была модернизировала и стала основным видом стрелкового оружия в годы Великой Отечественной войны. И только спустя 53 года, в 1944 г. она была снята с вооружения.

Закончилась гражданская война. Страна приступила к мирному строительству. Тульский оружейный завод перешел на мирные рельсы.

Для выполнения плановых конструкторских и технологических задач в 1925—1926 годах на заводе было создано конструкторское бюро (КБ). Уже при разработке штатов КБ выяснилось, что оно предназначалось только для решения чисто заводских задач. Вопросы проектирования нового вооружения были упущены, и с 01.10.1927 года на заводе создано проектно-конструкторское бюро (ПКБ). Предполагалось, что оно будет решать как чисто заводские задачи по разработке новых технологий, так и задачи по модернизации старых и разработке новых образцов стрелкового оружия. Задачи были сложные и не всегда реализуемые, и тогда, в 1935 году, на базе ПКБ как самостоятельное предприятие выделилось Центральное конструкторское бюро стрелкового вооружения (ЦКБ СВ). Через год оно было переименовано в Центральное конструкторское бюро № 14 (ЦКБ-14).

Но вернемся к ТОЗ. Тульский оружейный завод расширялся за счет освоения новых территорий и производства все новых и новых изделий. К 1939 году завод превратился в предприятие со сложным многоплановым производством, разбросанное на двух значительных по площадям территориях, оторванных друг от друга. Управление стало громоздким и не всегда эффективным. В рамках единого админи¬стративного руководства находились пять различных производств: станкостроительное, инструментальное, пулеметное, винтовочно-револьверное и спортивно-охотничьего оружия.

Возрождение завода началось с 1942 года, а к середине 1943 года завод уже почти полностью восстановил производство. До конца 1943 года завод изготовил для фронта 1396 штук минометов, 22 016 пулеметов и 6118 машинок конструкции Ракова для набивания патронных лент к пулеметам. 8 1944 году, наряду с выпуском основной продукции, завод освоил производство корпусов мин к 160-мм миномету и сами минометы.

В августе 1965 года производство технологического оборудования для трикотажной промышленности выделилось в самостоятельное — Тульский завод чулочных автоматов (ТЗЧА). Завод производил кругловязальные чулочно-носочные автоматы и жаккардовые машины, маты и жаккардовые машины, а также машины для снаряжения и расснаряжения звеньев патронов авиационных пушек. В 1967 году завод был переименован. Отныне он стал именоваться Тульским заводом точного машиностроения, и в этом же соду приказом министра оборонной промышленности заводу было предписано освоить производство учебно-тренировочных средств и контрольно-проверочную аппаратуру для ПТРК и зенитных управляемых ракет. Для завода это была совершенно новая продукция, которая требовала квалифицированные кадры новых специальностей, оснастку, инструмент и многое другое. Программу выпуска чулочно-носочных автоматов завод оставил. На первых порах завод выпускал тренажеры для ЗУР и ПТУР. разработанные в других организациях.

В 1972 году завод освоил производство и поставил Министерству обороны несколько видов тренажеров. Накапливался опыт. Так как тематика тренажеров и КПА полностью была передана Туле, а к этому времени на вооружение уже были приняты изделия новых конструкций, потребовались новые разработки. На заводе было создано специальное конструкторское бюро (СКБТМ). Началась разработка собственных изделий. В 1970 г. заводу поставили новую задачу — производство ручных противотанковых гранатометов. Завод — это серийное производство, а отсюда свои проблемы и свои задачи, разработка тренажеров имела свою специфику, и в 1974 году СКБТМ было выведено из состава ТЗТМ а самостоятельное предприятие — разработчик Центральное конструкторское бюро автоматизации.

Сейчас, из-за неплатежей МО РФ, наряду с новой продукцией ЦКБА вынуждено по конверсии заниматься проектированием телерадиокоммуникаций и радиотехники, продукции микроэлектроники, приборов точной механики, служебного и гражданского оружия, в том числе и известного фермерского ружья.

Но вновь вернемся к ТОЗ. В 1938— 1939 году, после выделения ЦКБ СВ, на базе ПКБ образовалось единое проектное бюро ТОЗ. В 1946 году ЕПБ было преобразовано в конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия, подчиненного ТОЗ. На новую организацию возлагалась разработка конструкций новых образцов спортивно-охотничьего оружия, испытание и оценка образцов, предъявляемых заводами и отдельными конструкторами. В августе 46-го это уже самостоятельная (внутри ТОЗ) хозрасчетная организация, финансируемая техническим управлением МО СССР. На первых порах ЦКБА занимается проектированием, накапливая опыт и используя опыт ТОЗ. Но сформировался собственный коллектив, и охотничье оружие, спроектированное и изготовленное на ЦКИБе, в руках лучших спортсменов Союза принесло коллективу успех на мировой арене.

В первой половине XIX века К. Лефорше запатентовал унитарный патрон, состоящий из металлической гильзы с порохом, пули и капсюля. В 1860 году американец К. Бостон изобрел магазин. Это изобретение позволило существенно сократить время на перезаряжание стрелкового оружия. Стрелку достаточно было передернуть затвор, как патрон оказывался в патроннике, и оружие было готово к очередному выстрелу.

К концу XIX века стрелковое магазинное оружие с унитарным патроном уже было на вооружении российской армии. Оружие новой конструкции требовало значительно большего расхода патронов, и перед Россией стала задача развития собственного патронного производства.

В 1879 году Государь Император подписал постановление о создании в Туле частного патронного завода производительностью 30 млн. патронов в год. Торг и право на земельный участок в пятнадцать десятин на краю Чулковской слободы выиграл купец первой гильдии Ф. Г. фон Гилленшмидт. В 1880 году завод был открыт как частное акционерное предприятие с участием иностранного капитала. Патронный завод быстро развивался и к концу XIX века превратился в крупное капиталистическое предприятие, имеющее общегосударственное значение. В январе 1918 года завод имел контракт на изготовление 350 млн. штук патронов. Производство обеспечивали паровые машины и турбины. Самостоятельным было латунное производство. Завод имел собственную железнодорожную ветку…

Началась новая эра в истории завода. Традиционная продукция — патроны, а наличие собственного латунного производства позволяло осуществлять выпуск и исконно тульской продукции — самоваров. Рос авторитет завода, строились новые корпуса для пульно-гильзового и снаряжательного производства. Расширялось металлургическое производство, был построен инструментальный цех. Мирная продукция составила в 1925 году 20% всего производства. В 1929 году принято правительственное решение о строительстве нового патронного завода большей мощности на свободной территории, примыкающей к старому заводу с восточной стороны. И такой завод в 1931 году был построен.

В 1936 году все оборонные предприятия были выделены из Наркомата тяжелой промышленности и подчинены вновь созданному Наркомату оборонной промышленности, при этом Патронные заводы превратились в самостоятельные производства.

Во второй половине 30-х годов одному заводу заниматься производством патронов, самоваров и др. продукции стало сложно, и Тульский патронный разделился на два самостоятельных предприятия: завод № 147 Народного комиссариата боеприпасов (НКБ) и собственно патронный завод.

В 1990 году завод полностью прекратил производство всех типов снарядов. Оборудование стареет, разбегаются кадры. Руководство завода предприняло колоссальные усилия, чтобы убедить ведущих чиновников в том, что проводимая ими политика лет через пять оставит страну без реактивных снарядов…

24 июля 1945 года приказом Народного Комиссара боеприпасов СССР на базе завода № 147 был организован Научно-исследовательский институт № 147 (НИИ-147). Новый НИИ, опираясь на опыт производства гильз, развернул научно-исследовательские работы по проектированию и разработке теории функционирования артиллерийских гильз при выстреле, отработке конструкций гильз для артиллерийских систем различных калибров и замене латунных гильз стальными. Проблема конструкции и технологии стальных гильз была успешно решена уже в 1950 году. Успешно была решена и задача совершенствования марок латуни и технологии производства латунных гильз.

Но вернемся к патронному заводу. В 1938 году на заводе было создано КБ по автоматизации и механизации процессов. Новому заводу предписывалось изготавливать винтовочные патроны. С 1941 года завод носит имя С.М.Кирова. С началом Великой Отечественной воины, когда угроза захвата Тулы стала реальной, завод эвакуировался на Урал, где продолжал выпуск патронов. На оставшемся оборудовании те рабочие, которые не сумели эвакуироваться, изготовили и передали Тульскому рабочему полку около 1 млн. патронов и около 100 шт. броневых щитов для ведения огня из автоматов и винтовок.

В январе 1942 года, когда враг был отброшен от Тулы, было принято решение о восстановлении тульских заводов и производстве вооружения и боеприпасов. Завод имени С.М.Кирова получил часть оборудования, инструмента и материалов с дру¬гих предприятий местной промышленности, а часть оборудования была перебазирована с Урала. Завод начал наращивать производство боеприпасов. Вклад патронщиков в победу над фашизмом неоценим.

После войны патронный завод продолжал развиваться и совершенствоваться. Внедрена унификация изготовления патронов всех типов на основе создания системы комплексной механизации производства. Базой этой системы стали автоматические роторные линии.

Как из железного прута создается почти невесомое ажурное произведение искусства и как работают кузнецы сегодня? Что изменилось в их ремесле, а что нет? Корреспонденты Myslo отправились в кузню, чтобы увидеть всё своими глазами.

В дореволюционной России кузня была центром любой деревни или небольшого города, а кузнецы считались чуть ли не колдунами, способными из кусков металла создать витиеватые ограждения, замысловатые узоры на воротах и пр.


Первый шаг в создании каждой детали — эскиз. Его прорисовывают мелом на специальном сборочном столе — верстаке. Причем создают по точным размерам — в натуральную величину будущего произведения кузнечного искусства.

Алексей Евдокимов, кузнец:


– Основа нашей работы — пространственное мышление. Если необходимо создать большую деталь, например высокий забор или основу под навес, то нужен точный математический расчет.

Готовый рисунок тщательно вымеряют.


Из железных прутьев болгаркой нарезают заготовки подходящего размера.
К слову сказать, до изобретения болгарки металл отрубали зубилом.

Дальше заготовки отправляются в кузнечный горн — печь, где они нагреваются до 800 ° С.

В начале прошлого века в кузнях по всей стране использовали дымник. Чтобы развести огонь, кузнецу приходилось вручную раздувать меха. Иногда на это уходили часы.


Через несколько минут раскаленный металл достают из огня. Самые мелкие детали извлекают при помощи специальных инструментов — щипцов, жимков, кузнечных вилок. Все необходимые приспособления каждый кузнец создает сам.


Затем — ковка. Система поршней пневматического молота работает с определенной частотой, создавая из железного прута произведение кузнечного искусства.

Мудреное изобретение времен технического прогресса вытеснило из кузниц молотобойцев. В былые времена силачи-молотобойцы придавали металлу нужную форму, искусно орудуя молотами. Правда, для этого приходилось прогревать металл несколько раз.

В кузне современной металл делает тонкий пневматический молот. После этого для дальнейших манипуляций заготовку вновь отправляют в огонь.


Окончательную форму заготовка обретает на наковальне.

Пень, на котором установлена наковальня, традиционно изготавливался из корневой — самой прочной — части дерева.


Раньше пень оковывали, чтобы дерево со временем не потеряло форму. Нам повезло – мы увидели такой же.


В кузнечном деле важна точность: на каждом этапе создания проекта заготовку прикладывают к рисунку. Как по выкройке, все детали должны сойтись до миллиметра.


Когда все элементы готовы, их соединяют при помощи сварки. Раньше крепления выполняли разными способами: накладывали хомуты, ставили заклепки и пр. Еще один способ, дошедший до нас из глубины веков, — кузнечная сварка. Два куска металла разогревали до 1200 ° С и, когда они приобретали ярко-соломенный цвет, их очень быстро сковывали между собой при помощи молота.

Дальше опять в ход идет болгарка — ею подчищают образовавшиеся швы. Оставшиеся неровности – железной щеткой.


Финальный аккорд создания железного произведения искусства — покраска.


Сейчас практически в каждом магазине представлена большая палитра красок по металлу.

Раньше кузнецов считали алхимиками или колдунами. У каждого мастера был набор специальных средств: против ржавления — свинец, для красоты — кислоты, краски, специальные порошки, химические реагенты, для смешивания всех ингредиентов — колбы, банки… Настоящий набор алхимика!

И у каждого кузнеца был свой фирменный секрет создания краски. Как правило, рождался уникальный рецепт после многочисленных химических экспериментов. Представьте себе, что чувствовали суеверные жители деревни XIX века: на кузне без конца стучат молоты, летят искры, а еще периодически раздаются взрывы от неудачных химических опытов… Колдовство, не иначе!

Когда краска высохла, тонкой кисточкой кузнец наносит патину на готовое изделие, придавая ему эффект старины и еще пущей загадочности.

Изделия, созданные мастерами в кузнях, служат не одному поколению!


Борис Глазков, кузнец:


– По старинным образцам, сохранившимся в Туле, мы воссоздали образцы ковки ограждений и заборов. Вообще же кузни были своеобразным центром жизни нашего города. Здесь подковывали лошадей, создавали ажурные балконы, ворота, мостовые конструкции, а любой дом ставился на кованых тягах. Кузнецы входили в число самых богатых людей, а само ремесло считалось уделом избранных. Сегодня кузнечное мастерство становится всё более востребованным – практически, как и 100 лет назад.

Еще один из самых необходимых предметов домашнего быта туляков в конце XIX века — дымник или навершие.


Его устанавливали на печную трубу для защиты от птиц и осадков.
В каждой области кузнецы придумывали элементы, которые отражали дух того времени в городе. Так, в Серпухове, к примеру, дымники полукруглые, в Калуге выкладывалась кирпичная глухая труба с навершием, в Кашире навершия изготавливали из белого камня. В Туле очень любили цветы, практически в каждом палисаднике цвели георгины – именно их тульские мастера и помещали на шпиль дымника.


А еще на этнодворе собрана уникальная коллекция сундуков конца XIX века.

Один из них бережно хранит информацию о том, что в 1870-х годах тульские мастера и крестьяне платили налоги.



Еще один арт-объект — дерево славы тульских кузнецов — появился здесь в 2016 году. Тогда при поддержке Тульского объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма на территории этнодвора прошел областной фестиваль кузнецов. Мастера демонстрировали свои умения, на глазах у публики создавая причудливые детали. Теперь эти изделия украшают дерево славы.

Работы наших земляков во все времена ценились очень высоко. В 70-х годах XVIII века в столице Российской Империи Санкт-Петербурге у Летнего сада на Дворцовой набережной соорудили ограду. В ее основу лег камень, добытый в Финляндии, а решетка с украшениями из золоченой бронзы была выкована тульскими кузнецами.


Теперь эта ограда — один из символов города на Неве.

danilin-nozh-ohotnichiy.jpg

В засечных тульских острогах-крепостях несли пограничную службу до 20 тысяч стрельцов и казаков, да и в самой Туле из 4 тысяч человек, населявших ее в конце XVI в., большую часть составляли служилые люди.

Поскольку пограничная служба проходила в постоянных стычках с врагом, то остро встал вопрос о ремонте выходившего из строя оружия, о вооружении засечных гарнизонов.

Для ремонта оружия и доспехов, а иногда и для выделки новых сабель и пищалей тульские воеводы привлекали местных посадских кузнецов. Эти мастера имели навыки кузнечной работы, могли ковать ножи, топоры, лемеха, сошники, уздечки, разную утварь. Им нетрудно было освоить оружейное дело.

Развитию кузнечного дела способствовало и то, что в окрестностях Тулы издавна добывали глыбы бурого железняка. Получаемого металла вполне хватало, чтобы удовлетворить запросы всех кузнецов.

В конце XVI в. раздача воеводами заказов тульским кузнецам на восстановление старого и выделку нового оружия приобретает регулярный характер.

yastreb-tteterevyatnik.jpg

По царскому указу в 1595 году некоторые кузнецы были поселены в специальной казённой слободе за рекой Упой. Работники этой слободы были казёнными людьми и в связи с этим впоследствии всех работников и жителей города начали называть — казюками.

Позже по приказу Петра I в Туле строится первая ружейная мануфактура — казённый оружейный завод, послуживший основанием всего оружейного дела в России.

Вся жизнь города из старого центра перенеслась на правый берег Упы, где размещалось основное оружейное производство — Кузнецкая и Оружейная слобода.

Тульские оружейники выполняли не только официальные заказы, но и занимались изготовлением высокохудожественных экземпляров. Они украшали ружья, ножи и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, насечка, всечка, наводка, инкрустация, гравировка, литьё, воронение, резьба, чеканка.

Свободное владение трудоемкими приемами отделки стальных изделий давало мастерам дополнительные возможности для создания подлинных шедевров.

Основную часть всего холодного оружия русской армии в XVIII - начале XIX века изготавливали тульские мастера. Их клинки были высокого качества и ни в чем не уступали западноевропейским.

Еще в XVII веке в Туле были выработаны несколько сортов сварочной стали. Из нее изготавливали очень хорошие сабли, палаши, кинжалы.

Одним из лучших образцов холодного оружия тульской работы может служить офицерская парадная сабля, изготовленная неизвестными мастерами в 1840 году. Золотой эфес, устье, обоймица и наконечник ножен украшены чеканным растительным орнаментом и резными фигурками. Интересны по отделке офицерская гусарская сабля, георгиевский палаш, кирасирский офицерский палаш и парадная шпага. Этот экземпляр хранится в Тульском оружейном музее.

Позднее массовое изготовление холодного оружия сосредоточилось на заводах Урала, но тульские мастера по-прежнему выполняли заказы на изготовление высокохудожественных образцов, передавали свои знания и секреты ученикам.

В наше время достойным продолжателем дела старых мастеров, основоположником авторского оружия в России является Сергей Данилин. Паренек из сельской глубинки в 1980 году окончил Школу Оружейного мастерства при ЦКИБ СОО (Центральное Конструкторское Исследовательское Бюро Спортивно-Охотничьего Оружия).

До 1989 года работал в ЦКИБе художником-гравером. Выполнил десятки заказов Министерства оборонной промышленности по художественной отделке охотничьих ружей.

С 1990 года занимается авторским художественным оружием, изготовлением клинков из дамасской стали.

Работы мастера находятся в Оружейной Палате Московского Кремля, Тульском музее оружия, в престижных частных собраниях.

Сергей Иванович Данилин за свои работы в 1998 году принят в Союз художников России.

sergei-danilin.jpg

Он - член профессионально-творческого Союза художников России (Международная федерация художников) с 1998 г.

А в 2008 году Сергея Данилина утвердили Государственным экспертом по авторскому художественному холодному оружию (АХХО).

Работы гордости тульской оружейной школы - гравера экстра-класса Сергея Данилина - поражают мастерством исполнения и абсолютным чувством формы.

Основную часть всего холодного оружия русской армии в XVIII- начале XIX века изготавливали тульские мастера. Их клинки были высокого качества и ни в чем не уступали западноевропейским.

Еще в XVII веке в Туле были выработаны несколько сортов сварочной стали. Из нее изготавливали очень хорошие сабли, палаши, кинжалы.

Одним из лучших образцов холодного оружия тульской работы может служить офицерская парадная сабля, изготовленная неизвестными мастерами в 1840 году. Золотой эфес, устье, обоймица и наконечник ножен украшены чеканным растительным орнаментом и резными фигурками. Интересны по отделке офицерская гусарская сабля, георгиевский палаш, кирасирский офицерский палаш и парадная шпага. Этот экземпляр хранится в Тульском оружейном музее.

Там же имеются все образцы боевых клинков, бывших на вооружении солдат и офицеров русской пехоты, кавалерии и артиллерии в XVIII-XIX веках.

Партнерам и гостям сайта

Заявите о себе

-ОРУЖЕЙНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

История оружейного производства в Туле

Тула — старейший центр и еще с XVI века специализируется на выпуске оружия. С созданием в Туле военного гарнизона, располагавшегося в тульском кремле, у кузнецов-ремесленников появился большой спрос на военные изделия. Также одновременно с этим оружейники были помимо прочего родоначальниками многих местных промыслов — каретного, пряничного, резьбы по дереву, кузнечного дела и т. п. По царскому указу в 1595 году некоторые кузнецы были поселены в специальной казённой слободе за рекой Упой. Работники этой слободы были казёнными людьми и в связи с этим в последствии всех работников и жителей города начали называть — казюками. В XVIII веке оружейное производство Тулы перешло в руки местных кузнецов-оружейников и, прежде всего, к предприимчивому оружейнику Никите Демидову, родоначальнику известных в XVIII веке промышленников. Позже, по приказу Петра I, в Туле строится первая ружейная мануфактура — казённый оружейный завод, послуживший основанием всего оружейного дела в России. Вся жизнь города из старого центра перенеслась на правый берег Упы, где размещалось основное оружейное производство — Кузнецкая и Оружейная слобода. Здесь у реки, напротив кремля, на месте старого городища в 1712 году был построен казённый Оружейный завод, где сконцентрировалось разбросанное кустарное производство кузнецов-оружейников. И уже через 5 лет после пуска завода начался бурный расцвет искусства оружейников Тулы. Туляки, украшая ружья, ножи и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, насечка, всечка, наводка, инкрустация, гравировка, литьё, воронение, резьба, чеканка.

Читайте также: