Трансграничное загрязнение это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

Принята 13 ноября 1979 года

Стороны настоящей Конвенции,

преисполненные решимости содействовать развитию связей и сотрудничества в области охраны окружающей среды,

сознавая важность деятельности Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций для укрепления таких связей и сотрудничества, в частности, в области борьбы с загрязнением воздуха, включая перенос загрязнителей воздуха на большие расстояния,

принимая вклад Европейской экономической комиссии и многостороннее осуществление соответствующих положений Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

учитывая положения главы Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, касающейся окружающей среды, в которых содержится призыв к сотрудничеству в области борьбы с загрязнением воздуха и его последствиями, включая перенос загрязнителей воздуха на большие расстояния, а также к разработке путем международного сотрудничества широкой программы мониторинга и оценки переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния, начиная с двуокиси серы, с возможным охватом и дальнейших других загрязнителей,

принимая во внимание соответствующие положения Декларации Конференции Объединенных Наций по проблеме окружающей человека среды и, в частности, принцип 21, в котором выражается общая убежденность в том, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции,

признавая существование возможных отрицательных последствий — как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане — загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение воздуха,

выражая озабоченность по поводу того, что ожидаемое согласно прогнозам повышение уровня выбросов загрязнителей воздуха в регионе может усугубить такие отрицательные последствия,

признавая необходимость изучения последствий переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния и необходимость поисков решений выявленных проблем,

подтверждая свою готовность усилить активное международное сотрудничество с целью разработки соответствующих национальных мероприятий и посредством обмена информацией, консультаций, научно-исследовательской деятельности и мониторинга координировать национальные меры по борьбе с загрязнением воздуха, включая трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния,

согласились о нижеследующем:

Определения

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

Основополагающие принципы

Статья 2

Договаривающиеся Стороны, учитывая должным образом соответствующие факты и проблемы, выражают решимость охранять человека и окружающую его среду от загрязнения воздуха и будут стремиться ограничивать и, насколько это возможно, постоянно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния.

Статья 3

В рамках настоящей Конвенции Договаривающиеся Стороны посредством обмена информацией, консультаций, научно-исследовательской деятельности и мониторинга разработают возможно скорее политику и стратегию в качестве средств борьбы с выбросами загрязнителей воздуха, принимая во внимание усилия, уже прилагаемые на национальном и международном уровнях.

Статья 4

Договаривающиеся Стороны обмениваются информацией и рассматривают свою политику, научную деятельность и технические меры, направленные на борьбу, по мере возможности, с выбросами загрязнителей воздуха, которые могут иметь отрицательные последствия, способствуя, таким образом, уменьшению загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния.

Статья 5

По соответствующему требованию на ранней стадии проводятся консультации между, с одной стороны, Договаривающимися Сторонами, на которые фактически распространяются неблагоприятные последствия трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния или которые подвержены значительному риску наступления таких последствий, и с другой — Договаривающимися Сторонами, в пределах которых и под юрисдикцией которых возникает или может возникнуть значительная доля трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния в связи с осуществляемой ими деятельностью.

Регулирование качества воздуха

Статья 6

Принимая во внимание статьи 2–5, проводимые исследования, обмен информацией и мониторинг и их результаты, стоимость и эффективность местных и прочих мер и в целях борьбы с загрязнением воздуха, которое, в частности, связано с новыми или реконструированными предприятиями, каждая Договаривающаяся Сторона обязуется разрабатывать наилучшую политику и стратегию, включая системы регулирования качества воздуха, и как их составную часть — меры по борьбе с его загрязнением, совместимые со сбалансированным развитием, в частности путем использования наилучшей имеющейся и экономически приемлемой технологии и малоотходной и безотходной технологии.

Исследования и разработки

Статья 7

Договаривающиеся Стороны, исходя из своих потребностей, приступят к проведению и будут сотрудничать в проведении исследований и/или разработок по следующим вопросам:

a) имеющаяся и предлагаемая технология сокращения выбросов соединений серы и других основных загрязнителей воздуха, включая технико-экономические обоснования и последствия для окружающей среды;

b) аппаратура и другие средства наблюдения и измерения уровня выбросов и концентрации загрязнителей воздуха в атмосфере;

c) усовершенствованные модели для улучшения понимания трансграничного переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния;

d) воздействие соединений серы и других основных загрязнителей воздуха на здоровье людей и окружающую среду, включая сельское хозяйство, лесное хозяйство, материалы, водные и другие природные экосистемы и видимость, имея в виду создание научной основы для установления соотношений доза/эффект в целях охраны окружающей среды;

e) экономическая, социальная и экологическая оценка альтернативных мер для достижения целей в области охраны окружающей среды, включая сокращение трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния;

f) программы обучения и подготовки кадров, связанные с экологическими аспектами загрязнения соединениями серы и другими основными загрязнителями воздуха.

Обмен информацией

Статья 8

В рамках исполнительного органа, о котором говорится в статье 10, и на двусторонней основе Договаривающиеся Стороны, исходя из своих общих интересов, осуществляют обмен имеющейся информацией по следующим вопросам:

а) данные о вопросах за подлежащие согласованию периоды времени оговоренных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, производимых с площадей по сетке согласованных размеров, или данные о потоках оговоренных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, через отрезки национальных границ и за периоды, подлежащие согласованию;

b) основные изменения в национальной политике и в общем промышленном развитии, а также их потенциальные последствия, которые могли бы вызвать существенные изменения в трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

c) техника и технология для сокращения загрязнения воздуха, имеющего отношение к трансграничному загрязнению воздуха на большие расстояния;

d) предполагаемые расходы на борьбу с выбросами соединений серы и других основных загрязнителей воздуха в национальном масштабе;

e) метеорологические и физико-химические данные, касающиеся процессов, происходящих в ходе переноса;

f) физико-химические и биологические данные, касающиеся последствий трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния, и степень ущерба * , который, согласно этим данным, может наноситься трансграничным загрязнением воздуха на большие расстояния;

g) национальная, субрегиональная и региональная политика и стратегия в области борьбы с вопросами соединений серы и других основных загрязнителей воздуха.

Осуществление и дальнейшее развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе

Статья 9

a) желательность присоединения Договаривающихся Сторон к ЕМЕН, которая на первом этапе основана на мониторинге двуокиси серы и ее производных, и ее полного осуществления;

b) необходимость использования сопоставимых или стандартизованных процедур для мониторинга, когда это возможно;

c) желательность того, чтобы программа мониторинга основывалась на системе как национальных, так и международных программ. Создание станций мониторинга и сбор данных осуществляется под национальной юрисдикцией стран, в которых расположены эти станции.

d) желательность разработки механизма совместной программы мониторинга окружающей среды на основе и с учетом существующих и будущих национальных, субрегиональных, региональных и других международных программ;

e) необходимость обмена данными о выбросах за подлежащие согласованию периоды оговоренных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, производимых с площадей по сетке согласованных размеров, или о потоках оговоренных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, через отрезки национальных границ и за периоды, подлежащие согласованию. Метод, включая модель, для определения потоков, а также метод, включая модель, для определения переноса загрязнителей воздуха на основе выбросов с площади согласованных размеров, сообщаются и периодически пересматриваются с целью совершенствования методов и моделей;

f) готовность продолжать обмен национальными данными об общих выбросах согласованных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, и периодическое обновление этих данных;

g) необходимость предоставления метеорологических и физико-химических данных, касающихся процессов, происходящих при переносе;

h) необходимость мониторинга химических компонентов в других средах, таких, как вода, почва и растительность, а также аналогичной программы мониторинга для регистрации воздействия на здоровье людей и окружающую среду;

i) желательность расширения национальных сетей ЕМЕН, с тем чтобы они могли функционировать в целях контроля и наблюдения.

Исполнительный орган

Статья 10

1. Представители Договаривающихся Сторон образуют в рамках Старших советников правительств стран ЕЭК по проблемам окружающей среды Исполнительный орган настоящей Конвенции и проводят совещания в этом качестве не реже одного раза в год.

2. Исполнительный орган:

a) наблюдает за выполнением настоящей Конвенции;

b) создает, в случае необходимости, рабочие группы для рассмотрения вопросов, связанных с выполнением и развитием настоящей Конвенции, которые с этой целью готовят соответствующие исследования и другую документацию и представляют рекомендации на рассмотрение Исполнительного органа;

c) выполняет такие функции, которые могут потребоваться в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

3. Исполнительный орган использует руководящий орган ЕМЕН в качестве неотъемлемой части механизма выполнения настоящей Конвенции, в частности, в том, что касается сбора данных и научного сотрудничества.

4. При осуществлении своих функций Исполнительный орган, когда он считает это целесообразным, использует также информацию, получаемую от других соответствующих международных организаций.

Секретариат

Статья 11

Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии выполняет для Исполнительного органа следующие секретариатские функции:

а) созыв и подготовка совещаний Исполнительного органа;

b) направление Договаривающимся Сторонам докладов и другой информации, полученной в соответствии с положениями настоящей Конвенции;

с) выполнение функций, установленных Исполнительным органом.

Поправки к Конвенции

Статья 12

1. Любая Договаривающаяся Сторона может предлагать поправки к настоящей Конвенции.

2. Тексты предлагаемых поправок представляются в письменной форме Исполнительному секретарю Европейской экономической комиссии, который препровождает их всем Договаривающимся Сторонам. Исполнительный орган обсуждает предложенные поправки на своем следующем ежегодном совещании при условии, что такие поправки направлены Исполнительным секретарем Европейской экономической комиссии Договаривающимся Сторонам по крайней мере за девяносто дней до этого.

3. Поправка к настоящей Конвенции принимается на основе консенсуса представителей Договаривающихся Сторон, принявших ее, на девяностый день после даты сдачи двумя третями Договаривающихся Сторон на хранение депозитарию своих документов о принятии. Впоследствии эта поправка вступает в силу для любой другой Договаривающейся Стороны на девяностый день после сдачи на хранение этой Договаривающейся Стороной своего документа о принятии данной поправки.

Урегулирование споров

Статья 13

При возникновении спора между двумя или несколькими Договаривающимися Сторонами настоящей Конвенции относительно толкования или применения Конвенции они ищут решения путем переговоров или любым другим методом урегулирования споров, приемлемым для Сторон в споре.

Подписание

Статья 14

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве с 13 по 16 ноября 1979 года в связи с проведением Совещания на высоком уровне по охране окружающей среды в рамках Европейской экономической комиссии государствами — членами Европейской экономической комиссии, а также государствами, имеющими консультативный статус при Европейской экономической комиссии в соответствии с пунктом 8 резолюции 36 (IV) Экономического и Социального Совета от 28 марта 1947 года, и региональными экономическими интеграционными организациями, созданными суверенными государствами — членами Европейской экономической комиссии и обладающими компетенцией в отношении ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений по вопросам, охватываемым настоящей Конвенцией.

2. В вопросах, входящих в их компетенцию, такие региональные экономические интеграционные организации от своего собственного имени пользуются теми правами и выполняют те обязанности, которые определены настоящей Конвенцией для их государств-членов. В таких случаях государства — члены этих организаций не пользуются такими правами в индивидуальном порядке.

Ратификация, принятие и присоединение

Статья 15

1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию и утверждению.

2. Настоящая Конвенция открыта для присоединения с 17 ноября 1979 года государств и организаций, упомянутых в пункте 1 статьи 14.

3. Документы о ратификации, принятии, утверждении или присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который выполняет функции депозитария.

Вступление в силу

Статья 16

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение двадцать четвертого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.

2. Для каждой Договаривающейся Стороны, которая ратифицирует, принимает или утверждает настоящую Конвенцию либо присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцать четвертого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении, Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение такой Договаривающейся Стороной своего документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.

Выход

Статья 17

В любое время после истечения пяти лет со дня вступления настоящей Конвенции в силу в отношении той или иной Договаривающейся Стороны эта Договаривающаяся Сторона может выйти из Конвенции путем подачи письменного уведомления об этом депозитарию. Любой такой выход из Конвенции вступает в силу на девяностый день после даты получения уведомления депозитарием.

Аутентичные тексты

Статья 18

Подлинник настоящей Конвенции, английский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в Женеве, тринадцатого ноября одна тысяча девятьсот семьдесят девятого года.

1 Настоящая Конвенция не содержит положений об ответственности государства за причиненный ущерб.

Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства.[ . ]

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕВОЗКА ОТХОДОВ — см. Трансграничное перемещение отходов. ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ — загрязнение природной среды, охватывающее территорию нескольких государств или целые континенты и формирующееся за счет трансграничного переноса загрязняющих веществ.[ . ]

Вопрос о трансграничном переносе загрязняющих веществ (и связанный с ним вопрос о мониторинге загрязнений) был одним из основных на Общеевропейском совещании по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (Женева, ноябрь 1979 г.), инициатором проведения которого выступил Советский Союз. На Общеевропейском совещании на высоком уровне единодушно была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.[ . ]

Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния. Реализация указанного документа направлена на выработку странами — участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.[ . ]

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Имеется пять протоколов к настоящей Конвенции: Протокол, касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП, 1984); Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% (1985); Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков (1988); Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков (1991); Протокол об ограничении выбросов серы или их трансграничных потоков (1994). Участники— 40 государств и ЕЭС.[ . ]

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Конвенция подписана СССР в Женеве 13.11.79 и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 29.04.80 (Конвенция вступила в силу 16.03.83). Конвенция направлена на уменьшение выбросов, причиняющих значительный ущерб природным ресурсам, имеющим жизненно важное экологическое и экономическое значение, таким как леса, почва, водные ресурсы, и историческим памятникам, а при определенных условиях оказывающих вредное воздействие на здоровье человека. Положения Конвенции конкретизируются отдельными протоколами.[ . ]

Подписание в 1979 г. в Женеве Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (LRTAP Convention) стимулировало разработку пяти специализированных программ международного сотрудничества (ICP), подготовленных Рабочей группой Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций (ЕЭК ООН) и призванных обеспечить достоверные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий.[ . ]

Цели защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение.[ . ]

В соответствии с международной Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) обязательства России заключаются в снижении выбросов окислов серы на Европейской территории страны по сравнению с 1980 г. на 30 % в 1993 г., на 38 % в 2000 г. и на 40 % в 2005—2010 гг.[ . ]

Очевидно, что для принятия эффективных мер по ограничению загрязнения природной среды в глобальном и региональном масштабах необходимо создать систему экологического нормирования на международном уровне. Такие действия уже намечены Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 1979 г. Они получили развитие на многосторонней конференции 1984 г. (в Мюнхене) по установлению причин и предотвращению нанесения ущерба лесам и водоемам в результате загрязнения воздуха в Европе, на которой многие страны заявили о своей готовности снизить в ближайшие десять лет выбросы или трансграничные потоки сернистых соединений со своей территории на 30 %.[ . ]

Выполняя принятые на себя обязательства в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Россия ежегодно сокращает выбросы соединений серы и оксидов азота на европейской территории страны на сотни миллионов. Она также активно участвует в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов. Наша страна соблюдает временный мораторий на сброс радиоактивных веществ в морскую среду, заключенный странами — участницами Конвенции с целью всестороннего изучения воздействия радиоактивных веществ на компоненты морской среды и здоровье человека.[ . ]

Согласно Конвенции Европейской экологической комиссии (ЕЭК) ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), принятой в Женеве, а также Протоколу к Конвенции о дальнейшем снижении выбросов серы (1994 г.), в качестве одного из первых шагов договаривающиеся стороны, как минимум, снижают и сдерживают свои годовые выбросы серы согласно срокам и уровням, указанным в приложении к Протоколу. Для России эти обязательства представлены в табл. 3.2 [3.3].[ . ]

Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому сдою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.[ . ]

В соответствии с обязательствами Советской Стороны, вытекающими из Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха, сократить к 1993 году выбросы окислов серы на 30% по сравнению с 1980 годом и снизить к 1994 году выбросы окислов азота до уровня 1987 года за счет проведения необходимых мероприятий в 51 автономной республике, краях и областях Европейской части РСФСР.[ . ]

Поскольку С. р. является пограничным (сухопутные границы с Норвегией и Финляндией), источники загрязнения на его территории не могут не оказывать вредное воздействие на соседние гос-ва. Особое беспокойство вызывает трансграничное загрязнение воздуха комбинатом “Пе-ченганикель” (пос. Никель Мурманской обл.), вызывающее уничтожение огромных лесных массивов и загрязнение почвы солями тяжелых металлов и соединениями серы.[ . ]

Под внешними издержками (external costs) имеют ввиду издержки хозяйственной деятельности такие, как загрязнение окружающей среды, которые не учитываются в себестоимости продукции или услуг и которые несут те, кто оказался вовлеченным в последствия данной хозяйственной деятельности (потребители, население, даже целые страны - в случае трансграничного загрязнения, будущие поколения и др.).[ . ]

Важной составляющей ГСМОС является европейская система мониторинга, на необходимость создания которой указывалось в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Уже получены первые результаты комплексных наблюдений в региональных подсистемах ГСМОС, в частности в регионе европейских стран-—членов СЭВ, в СССР, в США.[ . ]

Часть 1 “Качество природной среды и состояние природных ресурсов”. Содержит информацию по следующим видам ресурсов: атмосферный воздух (включая сведения о трансграничном загрязнении и озоновом слое атмосферы), поверхностные, подземные и морские воды, почвы и земельные ресурсы, растительный мир (включая леса), животный мир (включая рыбные ресурсы), особо охраняемые природные территории. Также в этой части содержатся сведения о радиационной обстановке в стране, об особых видах воздействия на окружающую среду, климатических и других особенностях года, стихийных бедствиях, наблюдавшихся в течение года, и т. п. Особыми разделами выделено влияние экологических факторов на здоровье населения и сохранение культурного наследия.[ . ]

Основные положения , обмен информацией, консультациями, результатами научных исследований и мониторинга; разработка природоохранной политики и стратегических решений в обл. трансграничного загрязнения воздуха; сотрудничество в проведении научных исследований (действующие И перспективные технологии по снижению выбросов, контролю и определению объема эмиссий, влиянию поллютантов на здоровье человека и окружающую среду, образование); учреждение Исполнительного органа.[ . ]

Наглядность экономических балансов позволяет определить направление разработки природоохранных мер. На основе анализа взаимных ущербов можно распределить экономическую ответственность по трансграничным загрязнениям (табл. 7.6).[ . ]

Положения о совместном осуществлении проектов включены в такие международные соглашения, как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, и Протокол к Конвенции ЕЭК о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно дальнейшего сокращения выбросов серы, принятый в июне 1994 г. в Осло.[ . ]

ПЕРЦЕНТИЛЬ [англ. percentile] — доля площади экосистем (в %), которая не будет защищена от воздействия анализируемого неблагоприятного фактора при принятой для расчетов величине экологического норматива (критической нагрузки, критического уровня и др.). Термин широко используется в международной практике при расчетах степени защищенности экосистем (в частности в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния). Напр., 5-перцентильная карта означает, что приведенная на ней информация обеспечивает защиту 95% территории экосистем.[ . ]

Подлежащими федеральному государственному экологическому контролю являются выделенные по ряду критериев (месту расположения, значению, правовому статусу, степени потенциальной экологической опасности) объекты, находящиеся в ведении РФ. К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т. п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются — независимо от форм собственности — такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых: размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го класса опасности в год; сбрасывается более 15 млн куб. метров сточных вод в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т. д.[ . ]

Разрабатываемые нормативы удельных выбросов для эксплуатируемых ТЭС должны находиться в соответствии с требованиями к оборудованию, действовавшими на момент его поставки в зависимости от типа и мощности ТЭС и вида очистного оборудования. Это условие в полной мере относится к выбросам оксидов азота и твердых частиц. По оксидам серы и монооксиду углерода норматив удельных выбросов предполагается установить с частичным использованием ГОСТ Р5083-95 с дифференциацией по видам топлива и с учетом обязательств РФ по Международной конвенции по сокращению трансграничных загрязнений воздуха оксидами серы (1994 г.).[ . ]

Концепция критических нагрузок успешно используется в различных интегрированных моделях сокращения эмиссии загрязняющих веществ. Для расчета величин критических нагрузок азота и серы в Европе используется картографическая модель ЕМЕР. С помощью этой модели оценивают общие выпадения соединений серы и азота для сети ЕМЕР (50x50 км2), которая покрывает всю Европу. Для каждой клетки ЕМЕР рассчитывается одно значение критической нагрузки, которое отвечает условиям 95%-й защищенности экосистем. Термин "95%-я защищенность" означает, что от вредного воздействия защищены экосистемы, занимающие суммарно не менее 95 % площади клетки. В целом величины критических нагрузок в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния составляются из величин, рассчитанных в отдельности каждой страной для своей территории. Эти вычисления проводятся на более детальном уровне. На конечном этапе все величины картографируются Европейским Координационным Центром по воздействиям (ССЕ).[ . ]

Попадание в атмосферу токсичных соединений — глобальная проблема стран вне зависимости от их территориальных границ. Трансграничное загрязнение — международная причина ухудшения экологии, с необратимыми последствиями: истощение озонового слоя, хронические заболевания населения, увеличение смертности животных, уменьшение чистой воды и популяции рыбы. Со сложившейся ситуацией важно бороться, нужно не допускать ее ухудшение.

Экологическая проблема стран

Трансграничное загрязнение — это перемещение опасных веществ между государствами и континентами. Источник опасных соединений находится в другом государстве, а издержки охватывают огромные пространства. Оно может быть одностороннее, то есть вещества движутся в одном направлении и загрязняют другую страну больше, и двустороннее — происходит трансграничный перенос загрязнений между государствами, принося вред другим больше, чем себе.

  1. Выбросы попадают в атмосферу.
  2. Происходит трансграничное перемещение и рассеивание молекул по своей и чужой территории.
  3. Частицы попадают в озоновый слой, грунтовые и наземные воды, осаждаются на поверхности земли, выпадают вместе с кислотными дождями.
  4. Вещества поступают в организм.

Кислотные дожди повышают кислотность почв и уменьшают в них количество микроорганизмов, способствующим процессам в земной коре и влияют на урожай.

Другие химические соединения могут привести к ускоренной коррозии. Из-за осаждения на почвы происходит загрязнение водной среды, затем поступление в сельхозпродукцию и попадание токсинов в организм человека, вызывая заболевания различной степени.

Издержками производств и выбросов топлив являются газы, оксиды S, C, N, сульфаты, нитраты, соли тяжелых металлов, органика, пестициды, радиоактивные элементы, пыль, сажа.

Мониторинг

Трансграничный перенос загрязнений близится к критическим нормам и требуется его постоянный мониторинг. За состоянием показателей происходит наблюдение по физико-химическим и биологическим показателям. Следят за химическим и радиационным составом окружающей среды, природы и растений, трансграничным переносом, концентрацией соединений, уровнем выбросов, измерением кислотности.

табличка радиационная опасность

  • биота: организмы почв, с/х, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы;
  • почва;
  • атмосфера: воздух, осадки;
  • гидросфера: поверхностные и грунтовые воды;
  • урбанизированная среда: воздух, состав питьевой воды;
  • население: рождаемость и смертность, возраст, заболеваемость.

Проверяемые показатели не должны превышать норм предельно допустимых концентрации рабочей зоны (ПДК), в сутки (ПДКсс), максимальной разовой (ПДКмр).

Методы решения

Экологическая проблема регулируется международными конвенциями, соглашениями, протоколами, планами совместных действий, программами, семинарами. Конвенция — это международный договор.

  • принципы;
  • цели;
  • договоренности;
  • обязательства;
  • сотрудничество;
  • поправки;
  • исполняющие органы.

После 1979 года между странами продолжали заключаться межгосударственные соглашения, в 1990 – 2000 годах было подписано 60% от общего количества документов по вопросам охраны воздушной среды, климата, экосистем, контроля за выбросами.

Каждое государство предпринимает необходимые меры по решению проблемы и следит за хранением, переработкой и утилизацией отходов предприятий, их выбросами. На производстве устанавливается необходимое оборудование, уменьшающее вредные издержки, сооружения по очистке вод, ловушки газов, производится газоочистка. Главная задача — создать технологии, которые будут оказывать небольшое влияние на окружающую среду.

газоочистка

Работа над решением задач загрязнения атмосферного воздуха не останавливается, до сих пор разрабатываются новые способы регулирования проблемы и конвенции. Вклады в экологию планеты не останутся незамеченными, улучшат состояние природы, жизнь и здоровье людей.

К факторам негативного влияния на экологическую обстановку относится действие трансграничного загрязнения. Эта проблема носит международный характер, поскольку подразумевается перенос вредных веществ по воздуху на огромные расстояния, охватывающие разные государства. Для защиты окружающей среды была принята Конвенция 1979 г., к которой присоединилась и Россия.

Что такое трансграничное загрязнение?

Под трансграничными загрязнениями понимают загрязнения, перенесенные из одной страны на территорию другой. Воздушные потоки могут перемещать вредные вещества на огромные расстояния. В результате охватываются площади нескольких государств и даже континенты.

Поступающие из разных источников, вредные вещества выпадают с осадками, вступают в химические взаимодействия.

По времени пребывания, то есть нахождения молекул загрязнителя в атмосфере, вредные вещества делятся на 2 вида. Кратковременные – кислород, ртуть, окислы азота. Они образуют локальные, реже – региональные загрязненные области. Долговременные – фреоны, оксид углерода. Такие вещества накапливаются в атмосфере.

Проблема трансграничного переноса

Выделяют 3 главные проблемы трансграничного загрязнения природной среды:

  1. Экологическую.
    Вредное воздействие загрязняющих веществ распространяется на огромные площади. Хотя это уменьшает их концентрацию, в масштабах государства урон экологии может быть колоссальным. Поэтому для уменьшения вреда здоровью людей и среде приняли Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха.
  2. Экономическую.
    Потери вследствие ущерба для экологии – огромная проблема. Однако государства вынуждены учитывать и потенциальные потери в результате необоснованного ограничения выбросов в условиях, когда это вызвано политическими обстоятельствами и слабой проработкой вопроса.
  3. Политическую.
    Экономическая и политическая интеграция Европы обязывает Россию координировать действия в сфере охраны природы с другими государствами. Хотя при убедительных доказательствах отрицательного влияния трансграничных переносов на природу РФ данный аспект становится инструментом политического давления на иностранные государства.

Масштабное закисление имеет связь с вбросом в атмосферу кислотообразующих оксидов, которые распространяются на огромные расстояния. Закисляющие вещества выпадают с дождем, снегом, еще и посредством поглощения газов и аэрозолей подстилающей поверхностью.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

Едва ли не главной защитой окружающей среды является Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Ее значение для развития международного экологического законодательства оказалось значительным, благодаря ей была сформирована структура для контроля за уроном вследствие загрязненности атмосферы и его снижением.

Документ определяет основополагающие принципы сотрудничества государств, устанавливает структуру взаимодействия научных и политических кругов. СССР ратифицировал Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха в 1980 г., через год после принятия.

Основополагающие принципы

Участники Конвенции соглашаются соблюдать следующие принципы:

  • охранять население и окружающую среду;
  • ограничивать его;
  • постепенно сокращать;
  • если возможно, предотвращать загрязнение воздуха, в том числе при переносе между странами.

Регулирование качества воздуха

Для борьбы с загрязнением воздушного пространства, в том числе вызываемого деятельностью новых или реконструированных предприятий, участники Конвенции должны разрабатывать оптимальную политику и стратегию.

В частности, инструменты регулирования качества воздуха, совместимые со сбалансированным развитием. Один из методов – выбор оптимальной технологии, экономически приемлемой и малоотходной либо полностью безотходной.

Исследования и разработки

Участники Конвенции договариваются о сотрудничестве в области исследований и разработок по ряду вопросов, среди которых:

  • технология сокращения вредных выбросов;
  • средства наблюдения, измерения объема выбросов;
  • воздействие на здоровье человека и экологию;
  • анализ альтернативных мер для реализации целей в сфере охраны природы, включая ограничение загрязнения атмосферного воздуха;
  • программы подготовки специалистов, занимающихся вопросами влияния загрязненности воздуха на экологию.

Обмен информацией

Перенос загрязняющих веществ на большие расстояния считается проблемой международного масштаба. Поэтому государства-участники Конвенции договариваются об обмене информации по следующим вопросам:

  • данные по выбросам загрязнителей за определенные периоды;
  • изменения в нацполитике и общем промышленном развитии, вероятные последствия изменений в трансграничных переносах (но об ответственности государств в Конвенции не говорится);
  • технология уменьшения загрязнения;
  • затраты на борьбу с выбросами в национальном масштабе;
  • метеорологические, физико-химические данные по процессам в ходе переноса и последствиям;
  • предполагаемая степень ущерба;
  • национальная и региональная политика и стратегия по борьбе с выбросами.

Взаимное загрязнение территорий России и других стран

Государства, откуда идет трансграничное загрязнение атмосферного воздуха российских территорий:

  1. Западная и Восточная Европа, преимущественно Германия, Польша;
  2. Северо-восток Эстонии, где добываются и перерабатываются сланцы;
  3. Украина. Источники загрязнения – Чернобыль, Харьковская область и Донбасс с повышенной концентрацией промышленных узлов.
  4. Северо-запад Китая, откуда распространяются радиоактивные соединения.
  5. Север Монголии, где сосредоточена горная промышленность.

В то же время районы РФ оказывают влияние на атмосферу соседних стран. Это следующие регионы:

  1. Кольский полуостров, горнопромышленные районы – переносы опасных соединений загрязняют Финляндию и Норвегию.
  2. Санкт-Петербург, промышленный узел – Финляндию и Эстонию;
  3. Южный Урал, промышленное и радиоактивное загрязнение – Казахстан;
  4. Новая Земля, Карское и Баренцево море – риск переноса радиоактивных веществ на территории соседних стран.

Водообмен РФ с соседними странами характеризуется преобладающим притоком поверхностных вод над оттоком. Состояние вод Волги и Дона влияет на экологическую обстановку в Черном и Каспийском морях, которые являются межгосударственными объектами.

Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека и окружающую среду

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: источники и нормирование

Озоновый слой Земли и его защита

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы

Загрязнение почвы химическими веществами: последствия и охрана


Федеральный закон №96 об охране атмосферного воздуха

Основные загрязняющие вещества: перечень и их ПДК

Определение степени загрязнения воды: прямые и косвенные показатели

Контроль и критерии оценки качества атмосферного воздуха

Экологические последствия загрязнения атмосферы

Антропогенное загрязнение атмосферы: виды, основные источники, последствия

6.16 трансграничное загрязнение: Загрязнение среды, охватывающее территорию нескольких государств или целые континенты и формирующееся за счет трансграничного переноса загрязнителей.

Смотреть что такое "трансграничное загрязнение" в других словарях:

трансграничное загрязнение — Загрязнение среды, охватывающее территорию нескольких государств или целые континенты и формирующееся за счет трансграничного переноса загрязнителей. [ГОСТ 30772 2001] Тематики ресурсосбережение, обращение с отходами … Справочник технического переводчика

Трансграничное загрязнение — см. Конвенция о трансграничных последствиях промышленных аварий, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства ( закон Об охране атмосферного воздуха . ) EdwART. Термины и определения по охране… … Экологический словарь

Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;. Источник: Федеральный закон от 04.05.1999 N 96 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране… … Официальная терминология

Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — по законодательству РФ об охране атмосферного воздуха такое загрязнение атмосферного воздуха, которое возникает в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства (ст. 1 ФЗ «Об … Энциклопедия права

ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства … Юридическая энциклопедия

Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — по законодательству РФ об охране атмосферного воздуха такое загрязнение атмосферного воздуха, которое возникает в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства (ст. 1 ФЗ «Об … Большой юридический словарь

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ — ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА … Юридическая энциклопедия

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ТРАНСГРАНИЧНОЕ — ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА … Юридическая энциклопедия

Читайте также: