Структура самосознания по мухиной кратко

Обновлено: 05.07.2024

В работах В.С.Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека ценности его существования. Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев - представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений. Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства. В этой связи для возрастной психологии личности существенное значение имеет процесс развития структурных звеньев самосознания или их генезис.

Представление о своём имени

Представления о своем теле

Притязание на признание

Потребность в признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного окружения.

Нормальная ситуация развития ребёнка в семье характеризуется отношениями его принятия всеми членами семьи, выражением любви к нему.

Депривация притязаний на признание, связанная с неодобрением, порицанием, отчужденностью со стороны в первую очередь близких людей, приводит к нарушению процесса нормального развития ребёнка. Негативное эмоциональное напряжение и фрустрация в этих обстоятельствах развития порождают такие отрицательные образования личности как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность.

Психологическое время личности

Индивидуальноепереживание человеком своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем есть важное звено самосознания личности – её психологическое время. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.

Самосознание личности к взрослому возрасту предполагает формирование восприятия человеком себя в контексте истории своей семьи, своего народа, своей страны и в целом – всего человечества.

Структура самосознания личности - совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе.

Личность принято определять, как индивидуальное бытие общественных отношений.

Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев:

Представлений о своём имени и теле

Депривация ребенка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому.
Тело- организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. В человеке телесное и духовное неразрывно связаны. Тело является носителем психических и духовных свойств человека. В то же время личность включает в себя не только духовное начало, но и свои телесные особенности. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции.

Притязание на признание- предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного окружения.

Депривация притязаний на признание, связанная с неодобрением, порицанием, отчужденностью со стороны в первую очередь близких людей, приводит к нарушению процесса нормального развития ребёнка. Негативное эмоциональное напряжение и фрустрация в этих обстоятельствах развития порождают такие отрицательные образования личности как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность.

Половая идентификация — единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Половая идентификация человека связана как с генотипическими предпосылками – морфологическими и физиологическими признаками мужского или женского организма, так и с социальными условиями развития и бытия человека. Полоролевая идентичность ребёнка устанавливается в среднем к трем годам, к завершению возраста раннего детства. Стереотипы мужского и женского поведения формируются в самосознании ребёнка посредством подражания представителям своего пола. Отдельная проблема – нарушение половой идентификации человека в детстве или во взрослости. В.С. Мухина пишет о сексуальных перверсиях, как следствии рассогласованности генетических, морфологических, физиологических и психологических особенностей человека с нарушенной половой идентификацией.

Психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.

Сознание ребёнком своего прошлого, настоящего и будущего начинает развиваться с раннего возраста, что связано с формированием памяти и воображения. Построение жизненной перспективы ребёнка в раннем детстве возможно только при участии взрослого. При благоприятных условиях развития самосознания ребёнка, чем старше становится ребёнок, тем отчетливее оформляется у него ответственность за себя в настоящем и будущем. Несформированность психологического времени личности ребёнка может быть обусловлена такими негативными факторами, как отрицательные воспоминания о прошлом, отсутствие четкого образа себя в настоящем, синкретичность восприятия будущего.

Социальное пространство личности - условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве условий выступают:

1) место, где протекает жизнь человека;

2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек;

3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению.

К завершению подросткового возраста оформляется основа социального пространства личности. К этому сроку обычно рефлексирующий подросток прилагает усилия к личностному развитию и становлению. «В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях:

1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства;

Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства.

Структура самосознания личности - совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе.

Личность принято определять, как индивидуальное бытие общественных отношений.

Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев:

Представлений о своём имени и теле

Депривация ребенка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому.
Тело- организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. В человеке телесное и духовное неразрывно связаны. Тело является носителем психических и духовных свойств человека. В то же время личность включает в себя не только духовное начало, но и свои телесные особенности. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции.

Притязание на признание- предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного окружения.

Депривация притязаний на признание, связанная с неодобрением, порицанием, отчужденностью со стороны в первую очередь близких людей, приводит к нарушению процесса нормального развития ребёнка. Негативное эмоциональное напряжение и фрустрация в этих обстоятельствах развития порождают такие отрицательные образования личности как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность.

Половая идентификация — единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль. Половая идентификация человека связана как с генотипическими предпосылками – морфологическими и физиологическими признаками мужского или женского организма, так и с социальными условиями развития и бытия человека. Полоролевая идентичность ребёнка устанавливается в среднем к трем годам, к завершению возраста раннего детства. Стереотипы мужского и женского поведения формируются в самосознании ребёнка посредством подражания представителям своего пола. Отдельная проблема – нарушение половой идентификации человека в детстве или во взрослости. В.С. Мухина пишет о сексуальных перверсиях, как следствии рассогласованности генетических, морфологических, физиологических и психологических особенностей человека с нарушенной половой идентификацией.

Психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.

Сознание ребёнком своего прошлого, настоящего и будущего начинает развиваться с раннего возраста, что связано с формированием памяти и воображения. Построение жизненной перспективы ребёнка в раннем детстве возможно только при участии взрослого. При благоприятных условиях развития самосознания ребёнка, чем старше становится ребёнок, тем отчетливее оформляется у него ответственность за себя в настоящем и будущем. Несформированность психологического времени личности ребёнка может быть обусловлена такими негативными факторами, как отрицательные воспоминания о прошлом, отсутствие четкого образа себя в настоящем, синкретичность восприятия будущего.

Социальное пространство личности - условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве условий выступают:

1) место, где протекает жизнь человека;

2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек;

3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению.

К завершению подросткового возраста оформляется основа социального пространства личности. К этому сроку обычно рефлексирующий подросток прилагает усилия к личностному развитию и становлению. «В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях:

1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства;

Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

К трём годам формируется самосознание личности. 5 звеньев самосознания (по Мухиной). Структура неизменна, изменяется содержание.

Звенья самосознания:
1. Имя (и телесное Я). Кристалл личности. Ребёнок его осознаёт, но в начале он не понимает множественность своего имени. Только к 3-м годам он начинает это осознавать, его имя не единично, по разному произносится (с разной интонацией, смыслом и т.п.) Появление местоимения Я свидетельствует о формировании самосознания.

2. Притязание на признание. К трём годам появляется гордость за свои достижения. Это важно, так как это основа будущего самоуважения и основа волевых усилий (я могу).

Открытость притязаний на признание (просит похвалу, хвалит сам себя), к 4,5 годам она сойдёт на нет.

Тут же происходит формирование чувство стыда.

Ощущение всемогущества. Это основа будущей веры в себя, основа любви и признания себя.

3. Половая идентификация. В раннем возрасте формируется половое сознание и дифференцируются игрушки. К трём годам ребенок осознаёт постоянство своего пола, а так же формируются определённые стереотипы поведения в соответствии со своим полом.

4. Психологическое время личности. Процесс протекания времени дети наблюдают через своё быстрое изменение в внешности. К трём годам он начинает понимать, что определённому возрасту соответствуют определённые внешние изменения.

5. Психологическое пространство личности. Права и обязанности.Право на хотение. Рекомендация: следует уменьшить число запретов до минимума, но требовать строжайшего их выполнения. Право на маму и папу, чувство собственности на родителей (с точки зрения Фрейда она переводит на следующую фазу).

Оптимальные взаимоотношения родителей и ребёнка в раннем возрасте:

1) Мама должна оставаться доступной для ребенка, но не навязываться ему.

2) Мать должна строить свои отношения с ребенком без подсознательной агрессивной окраски.

3) Ребёнок должен видеть наличие позитивных либидозных отношений между родителями. Это дает ребенку представление о том, что есть не только симбиозные отношения. Если же они ссорятся и дерутся, у него в дальнейшем произойдёт конфликт лояльности (когда он должен выбрать между родителями, в норме такого не должно быть)

4) Отец должен быть не только доступен ребенку физически, но и эмоционально (эмоциональная включенность в жизнь малыша). Это поможет ребенку успешно отделиться от мамы.

Для ребёнка отец подаёт пример модели отношений между автономными субъектами.

Отец выступает для ребёнка прообразом внешнего мира. И тогда отделение от мамы/автономия от неё будет восприниматься ребенком не как уход в никуда, а как уход к кому-то в этом внешнем мире.

Отец, как правило, менее конфликтный в общении с ребёнком, чем мама.

Когда нет одного из родителей:

Нужно всё время подчёркивать особенности поведения родителя недостающего пола (как ведут себя мальчики и девочки). Отмечать как можно больше положительных особенностей пола отсутствующего родителя.

Наличие проблем у детей раннего возраста:

Первые способы неадекватной компенсации формируются в раннем возрасте. Если они в этом возрасте закрепятся, то останутся на всю жизнь. Это тормозит развитие личности.

Способы неадекватной компенсации:

1. Уход в болезнь (как способ манипулирования).

2. Уход в слабость (тормозит развитие личности).

3. Уход в жестокость/жестокий тиран. Если родитель это поощряет, то этот способ достижение цели закрепляется.

4. ПОЛНОЕ послушание. В такой крайности это плохо, так как в последствии человек будет идти за толпой, им легко будет манипулировать. Может возникнуть из-за жестоких родителей или гиперопеки. Для этого нужно провоцировать его на собственный выбор, на игры с выплеском агрессии (например барабаны).

К этому может привести недостаток внимания.

Способы привлечения внимания родительского внимания:

Нужны упражнение на снятие страха роста и развития:

Поставить лампу, что бы на стену проецировалась тень. Тень не должна быть огромной, лучше натуральный размер. Поиграть с ним в волшебника (театр теней). Показать, что он может управлять своей тенью.

Работа с зажатыми детками:

Черепашка. У неё есть панцирь, который защищает. Представили себя черепашкой, она долго-долго шла и устала. Теперь она отдыхает на солнышке, вытягиваем ручки, ножки, голову и улыбаемся солнышку.

бытие человека определяется одновремен­но и как социальная единица, и как уни­кальная личность. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе.

Под внешними условиями психического развития понимаются исторически обусловленные реальности существования человека, которые разделяются на:

1) реальность предметного мира;

2) ре­альность образно-знаковых систем;

3) реальность социального пространства;

4) природную реальность.

Под предварительными условиями развития психики рассмат­риваются биологические предпосылки, взаимодействие биологи­ческого и социального факторов, социальное наследование, со­циальные условия и возраст.

Формирование внутренней позиции происходит через станов­ление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение и совершается становление индивидуального бы­тия личности.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие, ко­торое проистекает через отношения с другими людьми, через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Лич­ность развивается одновременно и как родовой индивид, и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя свой дух. Та­ким образом, личность понимается и как социальное в нас (бы­тие общественных отношений), и как индивидуальное в нас (ин­дивидуальное бытие общественных отношений).

Особенности развития внутренней позиции в процессе социа­лизации личности в зависимости от особенностей социокультур­ных, исторических, этнических и других условий бытия рассмат­риваются через содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Структура самосознания личности, согласно кон­цепции В. С. Мухиной, — совокупность устойчивых связей в сфе­ре ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечи­вающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. При этом структура самосознания личности строится внутри порождающей ее человеческой общности, к которой принадле­жит эта личность. Самосознание личности представляется через пять звеньев:

1) Я — имя собственное и тело;

2) притязание на признание;

3) половая идентификация;

4) психологическое вре­мя личности;

5) социальное пространство личности.

В качестве единого механизма социализации, т. е. механизма раз­вития личности и ее социального бытия, определяются иденти­фикация и обособление. B.C.Мухина критически относится к од­носторонним подходам, в которых социализация личности рас­сматривается либо только в ракурсе идентификации (психоана­литический подход), либо исключительно через отчуждение (эк­зистенциальный подход).

В работах В.С.Мухиной идентификация определяется как ме­ханизм присвоения отдельным индивидом всесторонней челове­ческой сущности, а обособление — как механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущно­сти. Оба эти механизма в своем взаимодействии способствуют ре­ализации как процесса социализации, так и процесса индивидуа­лизации личности.

Таким образом, согласно теории В.С.Мухиной, развитие лич­ности, ее качеств и проявлений в виде поступков, действий, со стояний и т.д., происходящее на основе механизма идентифика­ции и обособления, обусловлено врожденными предпосылками, социальными условиями и внутренней позицией самого индивида.

Читайте также: