Структура публичного выступления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Информация, которую оратор предлагает слушателям, обязательно должна быть структурирована, приведена в форму, удобную для изложения л удобную для восприятия.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Во вступлении различают зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель– напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель – мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).

Важнейшим условием, которому должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.

Для того чтобы достичь этого, структурные части выступления необходимо обозначать особыми словами либо технически (паузами, снижением тона).

Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с. теперь о. и наконец, о.. , в заключение отмечу, что. и др. Аналогично могут использоваться: во-первых. во-вторых. в третьих.

Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления ее давать? В конце XIX века Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого можно применять рамочную конструкцию построения выступления: Цель нашей лекции. Итак, мы установили, что. Этот способ подачи важной информации особенно хорошо работает в подготовленной аудитории. Важную информацию можно дать в перечислении: во-первых, во-вторых, в-третьих. это лучше работает в разнородной и неподготовленной аудитории.

Выступая в аудитории единомышленников, важную информацию эффективно давать в конце выступления, в нейтральной, незаинтересованной или критически настроенной аудитории – в начале выступления.

1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.

1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

Лекция 7

НАЧАЛО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Вступление является необходимым элементом любого публичного выступления. Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием ауди-

Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их.

– Твой мул глух, – сказал покупатель.

Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.

Покупатель был изумлен.

— Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:

— Сперва надо привлечь его внимание. Внимание действительно надо сначала привлечь. Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное – такое внимание возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное – поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать, в первую очередь, произвольное внимание. Исследования показывают, что для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

– Апелляция к событию, времени, месту.

Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории.

вопросы жизни и смерти;

Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принципы выделения таких интересов.

Затроньте необычный факт, который показывает слуша-

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой: механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но ей захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

– Обращение к борьбе, конфликту.

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что

– Демонстрация какого-либо предмета.

– Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из Вашей жизни, о прочитанном вами.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

– Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации.

– Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Данный прием захвата внимания рекомендован Д. Карнеги; его ограниченность в том, что разная аудитория по-разному реагирует на такое начало – малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.

Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована – другими, бо-

– Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действенен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме.

— произнесение намеренно громкой фразы;

— совершение необычного действия (например, слушатели долго не успокаиваются, и оратор начинает долго что-то искать в своем портфеле: все утихнут, с любопытством наблюдая – что же такое важное он там ищет?

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления:

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Последняя рекомендация особенно важна для нашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория подобное начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.

сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.

Лекция 8

Аргументация

Понятие аргументации

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, источников в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Из приведенного определения видно, что:

аргументация – это системаутверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

аргументация – это процесс,следовательно, нужно расположить утверждения, аргументы в определенной продуманной последовательности.

То, что приводимые вами аргументы образуют систему и расположены в определенной последовательности, должно быть очевидно не только вам, но и вашим слушателям, то есть аргументация должна осуществляться таким образом, чтобы слушатели аргументы восприняли. Таким образом, задача оратора – не только предложить некую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.

Цели аргументации

— что они правдивы, опираются на авторитетные источники;

— что они доступны, просты и понятны;

– что они максимально близки установившимся в аудитории мнениям, представлениям о справедливости, чести, общественном идеале;

– что они отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.

Для достижения целей аргументации необходимо пользоваться по возможности наиболее сильными аргументами. Сила аргумента – понятие относительное, так как она зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и многих других факторов – пола, возраста, профессиональной подготовки аудитории и т. д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К таким аргументам относят обычно следующие: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных авторов, источников, показания очевидцев, статистические данные.

Способы аргументации

Существуют различные классификации способов аргументации. Обобщая их, можно говорить о следующих способах.

1. Нисходящая и восходящая.

Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что в начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем -

менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том, что она:

– позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории;

– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

– первые аргументы лучше запоминаются. Наблюдения показывают, что нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории.

Восходящаяаргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

Преимущество восходящей аргументации – в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.

Данный способ аргументации эффективен в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории. Он дает эффект:

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование .

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

1. Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:

1. Вступительное замечание.

2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.

3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.

Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.

2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное,обрубленное.Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление,заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслениюуслышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления,необходимым завершающим обобщением материала, формулировкойтеоретических и практических выводов.

Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:

1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.

3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).

Планирование и тактика эпидейктической речи.

Эпидейктическая речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу.

Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории.

Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

1) За добродетель.

Величайшие из добродетелей:

- мужество; - благоразумие; - справедливость; - рассудительность; - мудрость; - великодушие; - бескорыстие; - щедрость;




- кротость и др. (Аристотель, "Риторика", книга 1)

Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).

2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.

1. Учитывается "фактор адресата"Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.

3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.

4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.

Планирование и тактика аргументирующей речи.

Хотя в этой главе речь идет о структуре речи, хочется подчеркнуть, что процесс создания речи сложный, диалектический, и поэтапное деление работы над речью конечно же условно.Поэтому обращаем ваше вниманиенаочень важные моментыв создании аргументирующей речи.

Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует

· действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;

· имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.

2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи.

Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

3. Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

4.При выборе аргументов заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе).

5. Не подменять аргументы своим мнением.

6. Помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

7. При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувствупатриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы восприятия живой речи.

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование .

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

1. Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:

1. Вступительное замечание.

2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.

3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.

Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.

2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное,обрубленное.Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление,заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслениюуслышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления,необходимым завершающим обобщением материала, формулировкойтеоретических и практических выводов.

Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:

1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.

3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).

Планирование и тактика эпидейктической речи.

Эпидейктическая речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу.

Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории.

Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

1) За добродетель.

Величайшие из добродетелей:

- мужество; - благоразумие; - справедливость; - рассудительность; - мудрость; - великодушие; - бескорыстие; - щедрость;

- кротость и др. (Аристотель, "Риторика", книга 1)

Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).

2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.

1. Учитывается "фактор адресата"Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.

3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.

4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.

Планирование и тактика аргументирующей речи.

Хотя в этой главе речь идет о структуре речи, хочется подчеркнуть, что процесс создания речи сложный, диалектический, и поэтапное деление работы над речью конечно же условно.Поэтому обращаем ваше вниманиенаочень важные моментыв создании аргументирующей речи.

Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует

· действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;

· имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.

2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи.

Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

3. Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

4.При выборе аргументов заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе).

5. Не подменять аргументы своим мнением.

6. Помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

7. При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувствупатриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы восприятия живой речи.

Устное распространение информации среди людей практикуется с давних времен. Еще в Древней Греции ораторское выступление было очень востребованным и использовалось для восхваления кого-либо либо убеждения в чем-то.

Публичное выступление

Что такое публичное выступление

Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:

  • присутствие группы слушателей,
  • преобладающая монологическая речь,
  • продуманная структура высказывания,
  • конкретная цель.

В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).

Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).

Виды выступлений перед публикой

Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:

  • Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
  • Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
  • Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
  • Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).

Важно! Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный).

Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:

Лекция

Этапы публичного выступления

Практически все выступления проходят 3 этапа:

  1. Докуммуникативный (подготовительный) этап.
  2. Коммуникативный этап:
  • установка взаимосвязи со слушателями;
  • концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
  • аргументирование и доказывание своей точки зрения;
  • подведение итогов и завершение выступления.
  1. Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).

Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее.

Требования к публичным выступлениям

Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:

Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных.

Эмоции оратора

Правила подготовки и основные приемы

Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:

  1. Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
  2. Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
  3. Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории. Чаще всего речи произносят с целью:
  • информировать;
  • сформировать мнение;
  • изменить точку зрения;
  • оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
  1. Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
  • официальных источников,
  • научной и научно-популярной литературы,
  • справочной литературы,
  • статистических данных,
  • публицистики,
  • интернет-ресурсов.

Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.

 Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению

Составление и использование плана

Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:

  • продуманный способ зацепить публику;
  • вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
  • краткий перечень основных идей выступления;
  • основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
  • заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.

План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.

Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.

Начало и окончание выступления перед аудиторией

После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.

Продумывание начала и завершения выступления

Продумывание начала и завершения выступления

Возможные ошибки

Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:

Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.

Ошибки оратора

Психология выступлений перед людьми

Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:

  1. Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
  2. Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
  3. Начинать выступление в медленном темпе.
  4. Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
  5. Самые важные мысли повторить 3 раза.
  6. Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.

Успешное выступление

Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.

Видео

Структура пукбличного выступления: основы и план создания

Прежде чем мы отправимся изучать правила составления структуры публичного выступления, мне хотелось бы немного погрузить вас в понимание этого процессса.

Вспомните вашу последнюю прочитанную книгу или музыкальное произведение. Что между ними общего?

Подскажу: они создаются по законам композиции.

  1. Вступление – примерно 20%.
  2. Основная часть – 60%.
  3. Кульминация входит в основную часть, находится перед заключением.
  4. Заключение – 20%.

Те же законы работают в спорте, сексе, образовательном процессе. Везде. Не остался в стороне и бизнес.

Переговоры с клиентами или партнерами мы тоже ведем по законам композиции: знакомство, основная часть переговоров, кульминация, когда кто-нибудь резко решил передумать и заключение в виде подписания соглашения.

При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции.

У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Если где-то “пережать”, то другая часть выступления будет излишне коротка или, наоборот, затянута.

Чтобы все было органично и правильно, нам нужно знать основы подготовки публичного выступления. Его структура следующая:

  • Вступление и заключение схожи, им уделяется по 20% от времени выступления. Они не предполагают изложения сути, скорее, проходят на эмоциональном уровне для установления с аудиторией контакта и выхода из него.
  • Основная часть и кульминация составляют 60% вашего публичного выступления и основываются преимущественно на фактах и аргументах.

Но знание объемов – это только начало. Чтобы написать хороший текст публичного выступления и затем реализовать его, нам важно также изучить правила разработки структуры спича. Именно их мы и будем рассматривать далее.

Правила структуры публичного выступления

Часть 1. Вступление: 20 % всего времени

Именно первые минуты определяют успех всего выступления. Чтобы сходу получить первый лимит симпатии и доверия, публике лучше всего сделать комплемент.

Дополнительно во вводный блок можно добавить:

Вопрос или цепочка вопросов. Задавайте вопросы, не требующие ответа.

Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления.

Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением.

Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления.

Скажите искренне о ваших чувствах. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе.

Самопрезентация. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие.

Какие комплименты можно делать аудитории? Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность:

А еще профессиональные признаки, пол, комплекция… В общем, все что угодно.

Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении к основной речи поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или, на худой конец, город.

Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся – это беспроигрышный ход.

Помните, что при планировании сценария публичного выступления очень важно проработать именно вступление. Вам могут простить снижение темпа и качества в середине спича, но если вы сразу не получите четкую связь с аудиторией, вы ее потеряете.

Часть 2. Основная: примерно 60% всего выступления

В основной части мы поднимаем и актуализируем тему нашего выступления. Поскольку негативная информация вызывает больший интерес и заставляет сопереживать (вспомните анонс вечерних новостей), в основной части мы говорим именно о проблемах.

Другими словами, вводить аудиторию то в отрицательные эмоции, то в положительные.

Убедитесь в том, как сильно действует этот прием, и перенесите его на практику ваших выступлений перед публикой.

Структура публичного выступления. эффект маятника

Как проверить, что план усиления эмоциональности вашего публичного выступления реально работает?

Это можно ощутить по аудитории. Если вы чувствуете, что слушатели уже приняли проблему и эмоционально в ней участвуют, значит, структура спича проработана верно.

Теперь у нас остался предпоследний этап публичного выступления. Пришло время дать решение проблемы в виде предложения. Нас ожидает кульминация. Помните, что кульминация входит в 60% общего времени, выделенного на основную часть.

Часть 3. Кульминация выступления

Что же такое кульминация? При создании структуры выступления на публике ей нужно уделять особое место. Это прима. Это то, ради чего мы создавали весь план выступления и долго готовились. От принятия кульминации слушателями зависит очень многое.

В кульминации аудиторию следует призвать к конкретному действию, которого вы от них добиваетесь. Ваше предложение надо сделать в четкой форме.

И помните про одно из основных правил публичного выступления: в момент произнесения призыва к действию публика должна быть на пике позитива. Это увеличит вероятность принятия слушателями нужного вам решения.

Часть 4. Заключение в публичном выступлении

Чтобы максимально усилить концовку, следует грамотно проработать единство структуры выступления. Заключение должно быть продолжением общей темой, вытекать из нее и усиливать. Вам нужен всплеск.

Нужно поставить финальную точку так, чтобы слушателям рефлекторно захотелось зааплодировать.

Как этого можно добиться? Рекомендую самый действенный план финала успешного спича:

  1. Вы кратко пробегаете еще раз по ключевым моментам выступления. Акцентируете внимание на основной мысли. Еще раз отмечаете, какое отношение к теме имеете лично вы. Напоминаете регламент.
  2. Делаете комплимент вниманию / сдержанности / вдумчивости / злобности / ехидству / пунктуальности / чувству юмора сидящих в зале.
  3. Еще раз напоминаете о том, что вас роднит с ними. Даете рекомендации, обозначаете ближайшие шаги, подводите итоги.
  4. Шутите, если нет повода поплакать.Разряжаете обстановку и настраиваете слушателей на максимально позитивную волну.

НО при всем этом обязательно помните, что лучшее заключение чаще всего получается, если последние фразы перекликаются с первыми и все ваше выступление таким образом как бы замыкается.

Читайте также: