Структура президента рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и т.д.

За время своего существования структура и состав АП РФ многократно менялась.

В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.

В состав АП входят 12 самостоятельных управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.

АП обеспечивает деятельность Государственного Совета, иных советов и комиссий при Президенте. В Администрации насчитывается около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.

АП - государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект. Материально-техническим, финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента. Это самостоятельный федеральный орган исполнительной власти и не входит в состав Администрации.

Совет Безопасности РФ

Прообразом СБ можно считать СБ СССР, образованный 26 декабря 1990 года. На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечение стабильности и правового порядка в обществе.

Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года был образован СБ РФ - «для обеспечения реализаций функций президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, защите прав и свобод граждан.

СБ осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ состоит из постоянных членов СБ, назначаемых Президентом РФ, в число которых входят Председатель Правительства РФ, и Секретарь С Б. Постоянными членами СБ назначаются министр обороны РФ, министр иностранных дел, директор ФСБ. Членами СБ могут являться также руководители федеральных министерств и ведомств, назначаемые Президентом РФ.

Председателем СБ является Президент РФ.

Основными рабочими органами СБ являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности СБ. (приложение 1)

Научное обеспечение деятельности СБ осуществляет научный совет, состав которого утверждает Президент РФ.

На научный совет возлагаются следующие функции:

- развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности;

- проведение сравнительного анализа теоретических положений и практических мероприятий по национальной безопасности зарубежных стран;

- участие в рассмотрении и оценки информации о состоянии национальной безопасности РФ и др.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего образования, а также отдельные специалисты.

Деятельность СБ обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ, согласованному с Руководителем Администрации Президента.

Аппарат СБ осуществляет подготовку к заседаниям СБ и материалов к ним; готовит проекты резолюций СБ; разрабатывает проекты федеральных законов и УАЗов Президента РФ; обеспечивает действие межведомственных комиссий и научного совета при СБ.

Таким образом, СБ занимает важное место в системе органов по обеспечению полномочий Президента РФ, играет заметную роль в политике по обеспечению национальной безопасности России.

Полномочные представители Президента РФ

Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах был основан в 2000 году, как вынужденная мера восстановления властных функций федерального центра в регионах, игнорировавших требования и законные интересы РФ.

Территориальное представительство Президента РФ осуществляется через его полномочных представителей в федеральных округах. Учреждено семь федеральных округов.

Полномочный представить назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту и подотчетен ему. Полномочный представитель является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

Задачи и функции полномочного представителя Президента РФ производны от президентской компетенции. К его основным задачам относятся:

1) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений политики государства;

2) организация контроля за исполнением решений федеральных органов власти;

3) обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ;

4) предоставление Президенту докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе; политическом, социальном и экономическом положении в округе; внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель в федеральном округе играет важную роль в обеспечении конституционной законности. Он организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ, а также разрешает разногласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа.

Полномочный представитель не наделен самостоятельной компетенцией, его назначение - обеспечить осуществление президентских полномочий.

Государственный совет РФ

Государственный Совет - это совещательный орган при Президенте РФ, образованный 1 сентября 2000 года. Председателем ГС является Президент РФ, членами - по должности высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Совета в составе семи его членов, подлежащий ротации один раз в полгода. Заседания Совета проводятся регулярно, но не реже одного раза в три месяца. Президиум заседает по мере необходимости.

К основанным задачам ГС относятся:

1) содействие реализации полномочий Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти;

2) содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Также ГС призван проводить по предложению Президента РФ обсуждение федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение, в том числе вопросов о федеральном бюджете.

Таким образом полномочия Президента РФ осуществляются через механизм президентской власти, структуры которого отвечают каждый за свою сферу деятельности.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правовой статус, функции, структура и роль в государственном управлении

Парламент РФ — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума совместно образуют Счетную палату.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

Органами Совета Федерации являются:

комитеты Совета Федерации (сейчас 10).

Должностными лицами Совета Федерации являются:

Председатель Совета Федерации

первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ; (4 человека) и председатель комитета Совета Федерации;

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в — президента РФ).

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правовой статус, функции, структура и роль в государственном управлении

Госуда́рственная ду́ма—нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации.

Прав.статус – установленное нормами права совокупность прав и обязанностей субъекта права.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы м. б. избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать ввыборах

. Одно и то же лицо не м.б. одновременно и деп. Г.Думы, и членом Сов. Фед-ции. Г.Дума избирает из своего состава Председателя.

Общие положения об администрации Президента Российской Федерации

Конституцией Российской Федерации закреплено, что для осуществления полномочий Президента РФ по управлению страной формируется Администрация Президента.

Под Администрацией Президента Российской Федерации принято понимать такой государственный орган, который осуществляет обеспечение деятельности президента и проводит контрольные мероприятия в области исполнения решений и поручений Президента.

Задачи, функциональные обязанности и структура администрации официально закреплены в Положении об Администрации Президента Российской Федерации утвержденном указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490.

Среди целей Администрации Президента РФ принято выделять следующие:

  • Исполнение полномочий главы РФ;
  • Осуществление контроля за реализацией Президентских решений и указов;
  • Внесение рекомендаций по охране государственного суверенитета и оказание содействия Президенту при расставлении базовых приоритетных векторов деятельности государства;
  • Разработка общей политической стратегии и организация общенациональных проектов;
  • Разрешение возникающих кадровых административных проблем и вопросов, а также награждение отличившихся деятелей труда государственными наградами;
  • Рассмотрение вопросов, касающихся сферы прав и свобод граждан Российской Федерации, а также ряд иных целей.

Администрация Президента в Москве работает по трем адресам: Старая Площадь, 4, ул. Ильинка, 23/16, а также на территории кремля.

Структурные подразделения Администрации Президента

К Администрации Президента принято относить следующие структурные элементы:

  • Руководителя Администрации;
  • Первого заместителя Руководителя;
  • Второго заместителя Руководителя;
  • Помощников и пресс-секретаря Президента;
  • Руководителя протокола Президента;
  • Представителей Президента;
  • Советников Совета Федерации;
  • Референтов и иных лиц.

В подчинении Президента находятся руководитель администрации, а также помощники такого руководителя. В обязанности руководителя администрации входит организация деятельности своих помощников, поручение и перераспределение ряда полномочий в сфере управления. В свою очередь в функционал помощников входят ряд кадровых и организационных вопросов. Временно исполняющим обязанности Президента Российской Федерации при отсутствии последнего назначают заместителя руководителя и помощника Администрации Президента Российской Федерации. К отделениям администрации президента относятся региональные департаменты. Численность таких подразделений оперируется и определяется непосредственно самим Президентом РФ.

К департаменту Администрации РФ относят:

  • Управление по внешней политике;
  • Управление внутренней политике;
  • Управление по вопросам гос. службы и кадров;
  • Контрольное управление;
  • Государственно-правовое управление;
  • Референтура.

Функционал Администрации Президента Российской Федерации

К функциям Администрации Президента можно отнести следующие:

Для осуществления всех вышеперечисленных функций администрация Президента сотрудничает с Гос. Думой, Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, а также с высшими судами.

Президент – выборный глава государства в Российской Федерации.

  • Занимает особое место в системе органов государственной власти: он прямо на относится ни к одной ветви власти, а обеспечивает их согласованную работу.
  • Обладает неприкосновенностью.
  • Избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух роков подряд.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ:
  • гражданство РФ;
  • ценз оседлости – постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

ценз – это условие допущения или ограничения участия в осуществлении права;

  • возрастной ценз – не моложе 35 лет.

Основные функции Президента РФ.

  • Является гарантом Конституции РФ (то есть гарантирует её действие), прав и свобод человека и гражданина.
  • Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.
  • Обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти.
  • Определяет основные направления внешней и внутренней политики государства.
  • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ.

Полномочия – это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сферы деятельности Президента РФ и основные полномочия.

Правотворческая деятельность:

  • издаёт указы и распоряжения, которые обязательны на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
  • подписывает и обнародует федеральные законы.

Правовой статус личности:

  • предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам и лицам без гражданства;
  • обладает правом помилования осуждённых за уголовное преступление;
  • награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания.

Федеративное устройство государства:

  • назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента (полпредов) в федеральных округах;
  • приостанавливает действия органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Отношения с парламентом:

  • назначает выборы в Государственную Думу;
  • обладает правом законодательной инициативы;
  • имеет право вето (от лат. запрет);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренне и внешней политики;
  • распускает Государственную Думу в установленном законом порядке;
  • назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации

Отношения с органами исполнительной власти:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • определяет структуру Правительства;
  • принимает решение об отставке Правительства.
  • назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • принимает решение об отставкеПравительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит вопрос о его освобождении от должности;
  • формирует администрацию Президента РФ;

Отношения с органами судебной власти и прокуратурой:

  • выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного судов;
  • назначает на должности судей других федеральных судов;
  • предлагает Совету Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора РФ.

Оборона и безопасность страны:

  • является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ;
  • утверждает военную доктрину (систему взглядов, теорию) РФ;
  • назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности;
  • вводит в случае необходимости военное или чрезвычайное положение.

Внешняя политика:

  • осуществляет руководство внешней политикой государства;
  • ведёт переговоры;
  • подписывает международные документы: договоры, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты;
  • назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Начало и конец осуществления полномочий.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принятия им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Основания для прекращения полномочий Президента РФ:
  • окончание срока полномочий;
  • отставка (добровольное сложение полномочий);
  • стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
  • отрешение от должности (импичмент).
Полномочия Председателя Правительства РФ, временно исполняющего обязанности Президента.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права:

  • распускать Государственную Думу;
  • назначать референдум;
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Порядок отрешения Президента от должности в РФ (импичмент):
  • Выдвижение Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления инициатива не менее одной третьей членов Государственной думы);
  • Подтверждение обвинения Верховным Судом РФ;
  • Заключение Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
  • Решение должно быть поддержано не менее двумя третьими голосов от общего числа Федерального Собрания;
  • Решение Совета Федерации об отрешении Президента должно быть приято не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения обвинений Государственной Думой. Если в этот срок отрешение не будет принято, то обвинение считается отклонённым.

Важно: Госдума выдвигает обвинения, а Совет Федерации принимает или отклоняет решение по обвинению Президента.

Конституция РФ.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Статья 80. Статус Президент Российской Федерации.

Статья 81. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ.

Статья 82. Присяга Президента Российской Федерации.

Статьи 83-86. Полномочия Президента Российской Федерации.


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: