Права и обязанности военнопленных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самодуров Д.И., доцент кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, кандидат юридических наук.

Военнопленный - это обезоруженный противник, временно находящийся во власти не отдельного лица или командира воинской части, а во власти воюющего государства (стороны), которое и несет полную ответственность за его судьбу. Военнопленный не является и не может являться преступником за один лишь факт пленения. В III Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными рассмотрено положение лиц, попавших в плен во время войны: "С военнопленными следует всегда обращаться гуманно". Военнопленными являются лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта. Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том, что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репатриировать. Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус: во-первых, это участники движений сопротивления, которые принадлежат к стороне, находящейся в конфликте, и отвечают следующим четырем условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак (если у них нет собственной форменной одежды); открыто носят оружие; соблюдают законы и обычаи войны. Движения сопротивления должны выполнять все эти четыре условия для того, чтобы их участники имели право на статус военнопленных; во-вторых, ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав, имеют право на такое же обращение, как военнопленные (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц, военные корреспонденты, за исключением тех журналистов, с которыми следует обращаться как с гражданскими лицами в соответствии с нормами Протокола I); в-третьих, лица из числа местного населения, которые добровольно берутся за оружие для оказания сопротивления приближающимся войскам противника (levee en masse), должны пользоваться таким же обращением, как и военнопленные.

Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне. Любые сомнения в отношении статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетентным судом.

Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. III Конвенция - "Конвенция о военнопленных" - подробно регламентирует обращение с военнопленными (статьи 21 - 108): а) попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения. В соответствии с III Конвенцией пытки или другое жестокое обращение рассматриваются как военные преступления; б) каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен, которая затем пересылается через Центральное агентство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны. В задачу последнего входит информирование семей военнопленных. Таким путем можно быстро восстановить связи с домом и семьей; в) в возможно более короткий срок военнопленных следует вывезти из опасной зоны и перевезти в безопасное место, условия размещения в котором "должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности". Этим условиям, например, не соответствуют гражданские тюрьмы или суда; г) по мере возможности при определении условий содержания должны учитываться привычки и обычаи военнопленных; д) военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только в добровольном порядке. Специально указано, что удаление мин является опасной работой. Хотя использование военнопленных, имеющих соответствующую подготовку, на разминировании, особенно если они лично знают расположение мин, может представляться целесообразным, делать это разрешается только с их добровольного согласия; е) военнопленным должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно пересылаются через Центральное агентство по розыску МККК). Им также разрешается получать помощь в виде индивидуальных посылок; ж) военнопленные подчиняются законам держащей в плену державы, и особенно уставам и приказам, действующим в вооруженных силах. В соответствии с законом в случае противоправных действий по отношению к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. Держащая в плену держава имеет также право предавать военнопленных суду за действия, совершенные ими до взятия в плен (например, по обвинению в военных преступлениях, совершенных на оккупированной территории или в бою); з) тем не менее преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теряют статуса военнопленных. Однако их репатриация может быть отложена до окончания срока отбытия наказания; и) репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех без исключений обстоятельствах.

Необходимо отметить, что смертный приговор в отношении военнопленного может быть приведен в исполнение не ранее чем через шесть месяцев после его вынесения (статья 101 III Женевской конвенции); запрещается приводить в исполнение смертный приговор в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста (пункт 5 статьи 77 Дополнительного протокола I), запрещается выносить смертный приговор в отношении беременных женщин или матерей, имеющих малолетних детей (пункт 3 статьи 76 Дополнительного протокола I); см. также статью 68 IV Женевской конвенции.

Очень важную группу положений III Конвенции составляют правила, относящиеся к репатриации военнопленных. Здесь существуют категории лиц: тяжелобольные и тяжелораненые незамедлительно подлежат непосредственной репатриации как только позволит их состояние; все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы "тотчас же по прекращении военных действий"; не дожидаясь окончания войны, стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. Международный Комитет Красного Креста всячески способствует достижению подобных договоренностей.

По решению держащей в плену державы вместо интернирования военнопленные могут быть освобождены от плена и отправлены домой, если они дадут торжественное обещание не принимать больше участия в боях против государства, взявшего их в плен.

Защита военнопленных предусмотрена Гаагской конвенцией 1907 г., III Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Государства (стороны) обязаны гуманно обращаться с военнопленными: не подвергать их научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами; удалению тканей или органов для пересадки, за исключением случаев лечения военнопленного; защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, уважать их личность и честь; снабжать военнопленных водой, продовольствием, медицинской помощью, одеждой и другими принадлежностями первой необходимости, оплачивать выполняемую ими работу; не применять к военнопленным никаких физических пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер); не привлекать их к опасным для здоровья и унизительного характера работам; запрещать коллективные наказания за индивидуальные проступки; дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья; за неудавшийся побег военнопленный несет только дисциплинарное взыскание; к военнопленным женщинам относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними во всех случаях не хуже, чем с мужчинами, женщины-военнопленные должны содержаться отдельно от мужчин, им должны быть предоставлены лучшие санитарно-гигиенические условия, не должно быть посягательства на их честь, в случае беременности и родов женщине должны быть предоставлены дополнительное питание и медицинская помощь, она не должна разлучаться с рожденным ею ребенком; женщина-военнопленная не должна привлекаться к таким работам, на которых женщины собственного государства не используются; освобождать и репатриировать военнопленных тотчас же по прекращении военных действий.

На военнопленных могут накладываться взыскания: лишение привилегий, установленных Женевской конвенцией об обращении с ними, штраф, не превышающий половины месячного денежного содержания, сверхурочные наряды (не более 2 ч в день), ограничение пайка в сочетании с дисциплинарными наказаниями, в частности за проведение собрания или пропаганду в политических целях. Кроме того, предусматривается наиболее "трудных" лиц помещать в лагерь с усиленным режимом. Окончание плена возможно в результате: удавшегося побега; репатриации во время ведения военных действий; освобождения под честное слово; репатриации по прекращению военных действий, смерти военнопленного.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

* Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. с оговорками по ст. 10, 12, 85. Ратификационная грамота Союза ССР депонирована Правительству Швейцарии 10 мая 1954 года. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 года.

Нижеподписавшиеся, Уполномоченные Правительств, представленных на Дипломатической Конференции, которая заседала в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года с целью пересмотра Женевской Конвенции от 27 июля 1929 года об обращении с военнопленными, заключили следующее соглашение:

Раздел I

Статья 1

Высокие договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Если одна из находящихся в конфликте Держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней Державы останутся тем не менее связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной Державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

b) взятие заложников,

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Статья 4

А. Военнопленными по смыслу настоящей Конвенции являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2) Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,

с) открыто носят оружие,

d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

3) Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой.

4) Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца.

5) Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права.

6) Население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В. Следующие лица будут подвергаться такому же обращению, как и военнопленные, в соответствии с настоящей Конвенцией:

1) Лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая Держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.

С. Эта статья никоим образом не затрагивает статуса медико-санитарного и духовного персонала, предусмотренного в статье 33 настоящей Конвенции.

Статья 5

Настоящая Конвенция будет применяться к лицам, указанным в статье 4, с момента, как они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.

В случае, если в отношении лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, возникает сомнение в их принадлежности к одной их категорий, перечисленных в статье 4, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей Конвенции до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом.

Статья 6

Помимо соглашений, специально предусмотренных статьями 10, 23, 28, 33, 60, 65, 66, 67, 72, 73, 75, 109, 110, 118, 119 и 122, Высокие Договаривающиеся Стороны смогут заключать другие специальные соглашения по любому вопросу, который они сочли бы целесообразным урегулировать особо. Ни одно специальное соглашение не должно наносить ущерба положению военнопленных, установленному настоящей Конвенцией, ни ограничивать прав, которые она им предоставляет.

Военнопленные продолжают пользоваться преимуществами этих соглашений в течение всего времени, пока к ним будет применима Конвенция, кроме случаев специального включения иных условий в вышеупомянутые или позднейшие соглашения и, равным образом, кроме случаев предоставления им той или другой находящейся в конфликте стороной более благоприятных условий.

Статья 7

Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая Конвенция и специальные соглашения, предусмотренные в предыдущей статье, если таковые имеются.

Статья 8

Настоящая Конвенция будет применяться при содействии и под контролем Держав-Покровительниц, на которых возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте. Для этого Державы-Покровительницы смогут, кроме своего дипломатического или консульского персонала, назначать делегатов из числа своих собственных граждан или граждан других нейтральных Держав. На назначение этих делегатов должно быть получено согласие Державы, при которой они будут выполнять свою миссию.

Стороны, находящиеся в конфликте, будут облегчать в пределах максимальной возможности работу представителей или делегатов Держав-Покровительниц.

Представители или делегаты Держав-Покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей Конвенцией; они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности Государства, при котором они выполняют свои функции.

Статья 9

Положения настоящей Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты военнопленных и для оказания им помощи, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

Статья 10

Договаривающиеся Стороны смогут во всякое время войти в соглашение о том, чтобы доверить какой-нибудь организации, представляющей полную гарантию беспристрастия и действенности, обязанности, возлагаемые настоящей Конвенцией на Державы-Покровительницы.

Если на военнопленных не распространяется или перестала распространяться по каким-либо причинам деятельность какой-нибудь Державы-Покровительницы или организации, предусмотренной в первом абзаце, Держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к нейтральному Государству или такой организации принять на себя функции, выполняемые в соответствии с настоящей Конвенцией Державой-Покровительницей, назначенной сторонами, находящимися в конфликте.

Если покровительство не может быть обеспечено указанным образом, Держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к какой-либо гуманитарной организации, такой, как, например, Международный комитет Красного Креста, или, с учетом положений настоящей статьи, принять предложение такой организации взять на себя выполнение гуманитарных функций, выполняемых в соответствии с настоящей Конвенцией Державами-Покровительницами.

Любая нейтральная Держава или любая организация, приглашенная заинтересованной Державой или предлагающая себя для этих целей, должна действовать с сознанием ответственности по отношению к стороне, находящейся в конфликте, за которой числятся лица, пользующиеся покровительством настоящей Конвенции, и предоставить достаточные гарантии того, что она в состоянии взять на себя соответствующие функции и выполнять их беспристрастно.

Предыдущие положения не могут нарушаться специальными соглашениями между Державами, когда одна из этих Держав, даже временно, ограничена в своих возможностях свободно вести переговоры с другой Державой или ее союзниками в силу военной обстановки, особенно в тех случаях, когда вся или значительная часть территории данной Державы оккупирована.

Каждый раз, когда в настоящей Конвенции упоминается Держава-Покровительница, это наименование означает также организации, заменяющие ее согласно настоящей статье.

Статья 11

Державы-Покровительницы во всех случаях, когда они сочтут это полезным в интересах покровительствуемых лиц, в частности в случае разногласия между находящимися в конфликте сторонами по поводу применения или толкования положений настоящей Конвенции, будут оказывать свои добрые услуги с целью урегулирования разногласия.

С этой целью каждая из Держав-Покровительниц сможет по просьбе одной из сторон или по собственной инициативе предложить находящимся в конфликте сторонам организовать совещание их представителей и, в частности, властей, на которых возложена забота об участи военнопленных, возможно, на нейтральной, надлежащим образом выбранной территории. Находящиеся в конфликте стороны обязаны дать ход предложениям, которые им будут сделаны в этом смысле. Державы-Покровительницы могут, в случае необходимости, представить на одобрение находящихся в конфликте сторон принадлежащее к нейтральной Державе или же делегированное Международным комитетом Красного Креста лицо, которое будет приглашено участвовать в этом совещании.

Раздел II

Постановления общего характера о защите военнопленных

Статья 12

Военнопленные находятся во власти неприятельской Державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными.

Военнопленные могут быть переданы держащей в плену Державой только Державе, которая является участницей настоящей Конвенции, и только после того, как держащая в плену Держава удостоверилась в желании и способности Державы, которой передаются военнопленные, применять Конвенцию. Если военнопленные передаются при таких условиях, ответственность за применение Конвенции несет Держава, принимающая их, до тех пор, пока они находятся на ее попечении.

Однако если эта Держава не выполнит положений настоящей Конвенции по любому важному пункту, Держава, которая передала военнопленных, получив уведомление Державы-Покровительницы, должна принять эффективные меры для исправления положения или потребовать возвращения военнопленных. Такое требование должно быть удовлетворено.

Статья 13

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие в смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей Конвенции. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы.

Применение к ним репрессий воспрещается.

Статья 14

При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними должны, во всех случаях, не хуже, чем с мужчинами.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену Держава может ограничивать осуществление прав, предоставляемых этой правоспособностью, на своей собственной территории или вне ее, лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Статья 15

Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить содержание военнопленных и также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.

Статья 16

С учетом положений настоящей Конвенции, касающихся звания и пола, держащая в плену Держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и всем другим причинам, основанным на аналогичных критериях, за исключением случаев привилегированного режима, который она могла бы установить для военнопленных по состоянию их здоровья, по их возрасту или квалификации.

Правовое положение военнопленных регламентируется Женевской конвенцией 1949 г об обращении с военнопленными. Согласно этой Конвенции, военнопленными являются лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта. Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, чтовнешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том, что по прекращении военных действий их следует назамедлительно репатриировать.

В Конвенции прямо говорится, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств (ст. 12). Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом, они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне (ст. 33). Любые сомнения в отношении статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетентным судом (ст. 5 п. 2).

Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. Никакие меры удерживающих их властей или их собственные действия не могут привести к утрате ими этого статуса во время плена. Лица, находящиеся под защитой, ни в коем случае не могут отказываться от прав, которые им обеспечивают Женевские конвенции 1949 г. (ст. 7).

Военнопленные подчиняются законам держащей, в плену державы, и особенно уставам и приказам, действующим в вооруженных силах (ст. 82-108). В соответствии с законом в случае противоправных действий по отношению к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. Держащая в плену держава имеет также право предавать военнопленных суду за действия, совершенные ими до взятия в плен, например, по обвинению в военных преступлениях, совершенных на оккупированной территории или в бою.

Репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех без исключении обстоятельствах (п. 3 ст. 13). Очень важную группу положений 111 Конвенции составляют правила, относящиеся крепатриации военнопленных (ст. 109-119). Здесь выделяются три категории лиц.

Тяжелобольные и тяжелораненые незамедлительно подлежат непосредственной репатриации как только позволит их состояние. Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы "тотчас же по прекращении военных действий" (ст. 118).

Однако насильственная репатриация может противоречить правам человека или правам беженцев, особенно если возвратившиеся домой военнопленные могут подвергнуться преследованиям. Это может случиться, в частности, если на их родине за время плена произойдет смена политического режима. При таких обстоятельствах, с одной стороны, нужно в каждом конкретном случае принять решение, приемлемое с точки зрения гуманности, а с другой - не нарушить обязательства, закрепленные в упоминавшейся выше ст. 118.

Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением Дополнительного протокола 1 (ст.85 п. 4 б).

На наш взгляд, здесь уместно кратко остановиться на рассмотрении' позиции СССР по вопросу о военнопленных.

Отношение Советского государства к военнопленным армии противника в начале Великой Отечественной войны было выражено в Положении о военнопленных, утвержденном СНК СССР 1 июля 1941 г., содержание которого систематически доводилось до сведения личного состава армии фашистской Германии и ее союзников.

Следует отметить право на обжалование действий администрации лагерей для военнопленных в случае нарушения их прав вплоть до правительства СССР.

По принципиально важным вопросам содержания иностранных военнопленных, их материального (продовольственного и вещевого) и медико-санитарного обеспечения советским правительством было принято в различных формах с 1939 по 1956 г. более 60 решений, которые доводились до конкретных исполнителей и военнопленных как непосредственно, так и путем издания ведомственных нормативных актов (их за указанный период было издано свыше 3 тыс.). Анализ этих документов показывает, что СССР, с формально-юридической точки зрения, соблюдал требованиям права вооруженных конфликтов в отношении иностранных военнопленных.

Что же касается советских военнослужащих, которые в силу разных обстоятельств были захвачены в плен, то здесь позиция советского правительства в 1939-1953 гг. была по существу логическим продолжением анти правового, репрессивного законодательства в отнотшении своего народа. В частности, согласно приказу Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 г. требовалось ". командиров и политработников, сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров" и далее: ". если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен - уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи" (28).

Даже несмотря на тяжелую военно-политическую обстановку в первый период Великой Отечественной войны, такой приказ был безнравственным, а его практическая реализация антигуманной, так как, он применялся не только к тем, кто умышленно переходил на сторону врага, но и к тем, кто оказался в плену по не зависящим от них обстоятельствам.

Но это только статистическая сторона вопроса. Практически же все было значительно сложнее. В нарушение норм международного права значительная часть освобожденных из вражеского плена советских военнослужащих в порядке наказания направлялась в штурмовые и штрафные стрелковые батальоны и роты действующей Красной Армии, и только после участия в боях они реабилитировались.

Сам факт фильтрационной проверки военнослужащих, бывших в плену, не является противоправным или безнравственным. Фильтрация - явление объективное и вызывается соображениями собственной безопасности того государства, в которое возвращаются пленные. Обусловливается это тем, что среди общей массы военнопленных имеются и лица, которые добровольно сдались противнику или перешлина его сторону по политическим и иным соображениям, некоторые из военнопленных в период нахождения в плену становятся на путь совершения разного рода уголовных преступлений, в том числе и против личности своих соотечественников-военнопленных.

Данные факты должны устанавливаться, а лица, допустившие их, привлекаться к ответственности в соответствии с нормами действующего законодательства.

В связи со сказанным, в военном законодательстве, в том числе в уставах Вооруженных Сил РФ, очевидно, следует предусмотреть правовую защиту советских военнослужащих и других граждан, насильственно захваченных в плен противником и не совершивших там каких-либо преступных деяний, привести российское военное законодательство, касающееся российских военнослужащих, захваченных противником в плен в условиях любого вооруженного конфликта независимо от его характера, в соответствие с правом вооруженных конфликтов: руководству Вооруженные Сил целесообразно официально признать феномен военного плена и в соответствующих воинских уставах, в наставлениях определить четкую линию поведения российских военнослужащих в случае захвата их противником в плен.

Необходимо отметить, что в вооруженных силах многих развитых капиталистических государств в настоящее время изданы и действуют специальные наставления по вопросам выживания в плену своих военнослужащих в случае их захвата в плен, обращения с иностранными военнопленными и т.п., раскрывающие права военнопленных в соответствии с требованиями современного международного права (например, в США: боевые уставы ФМ 19-40, ФМ 30-15; полевой устав ФМ 21-76; и др.).

Так, в Боевом уставе армии США ФМ 30-15 подробно определяется порядок проведения допроса военнопленных и гражданских лиц противоборствующей стороны, захваченных в плен, приводятся образцы его протоколов, рекомендуется его тактика и методы и т.п. В этом же уставе дается комментарий по применению в боевых условиях Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными.

В Полевом уставе армии США ФМ 21-76 не только подробно описываются приемы и способы избежания плена и выживания в нем, но и определяется поведение американских военнослужащих, попавших в плен к противнику; разъясняются их права и обязанности по Женевской конвенции, даются рекомендации, как, находясь в плену, осуществлять сбор разведывательной информации о противнике, как совершать диверсии и другие действия во вред противнику, как организовать побег из плена.

Безусловно, положительным моментом этих боевых документов является то, что до каждого военнослужащего доводится содержание Женевской конвенции об обращении с военнопленными, предлагаегся методика по недопущению захвата в плен и по выживанию в плену. Что же касается рекомендации, связанных с продолжением активного сопротивления взявшему их в плен противнику, то они противоправны, поскольку подталкивают американских военнослужащих к нарушению той же Женевской конвенции (30).

Приведение российского военного законодательства в области плена в соответствие с современным международным правом явилось бы существенным вкладом в дальнейшее укрепление прав российских граждан и их правовой защищенности как в мирной, так и в военной обстановке.

В данной работе не рассматривается, при всей ее важности, проблема защиты гражданского населения и гражданских объектов в период вооруженных конфликтов. На наш взгляд, эта проблема достаточно подробно освещена в работах отечественных и зарубежных авторов (31).

Серьезного внимания заслуживает вопрос о проблемах международно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов немеждународного характера. Актуальность этого, как уже отмечалось, обусловлено тем, что в конце XX века конфликты подобного рода составляют абсолютное большинство.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

Третья Женевская конвенция обеспечивает всестороннюю защиту военнопленных. Она определяет их права и подробно формулирует нормы обращения с ними и порядок их освобождения из плена. Международное гуманитарное право (МГП) предоставляет защиту также другим лицам, лишенным свободы в результате вооруженных конфликтов.

Нормы, защищающие военнопленных, носят особый характер. Впервые они были детально разработаны в Женевской конвенции 1929 года. Эти нормы были уточнены, исходя из уроков Второй мировой войны, в Третьей Женевской конвенции 1949 года, а затем – в Дополнительном протоколе I от 1977 года.

Статус военнопленного применим только в ситуации международного вооруженного конфликта. Военнопленными обычно являются военнослужащие одной из сторон конфликта, попавшие в руки стороны противника. Третья Женевская конвенция выделяет также другие категории лиц, имеющих право на статус военнопленных, или с которыми могут обращаться как с военнопленными.

Военнопленных нельзя привлекать к ответственности за непосредственное участие в боях. Содержание их под стражей не является формой наказания: цель этого – лишь предотвращение дальнейшего участия в вооруженном конфликте. Их следует освободить и репатриировать тотчас же по окончании военных действий. Удерживающая держава может преследовать их в судебном порядке за предполагаемые военные преступления, но не за насильственные действия, имеющие законный характер согласно МГП.

Военнопленные должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением. Военнопленные должны пользоваться защитой от всяких актов насилия, а также от запугивания, оскорблений и любопытства толпы. МГП определяет и минимальные стандарты содержания под стражей, относящиеся к таким аспектам, как жилье, питание, одежда, гигиена и медицинская помощь.

Четвертая Женевская конвенция 1949 года предусматривает также широкие меры защиты интернированных гражданских лиц во время международных вооруженных конфликтов. По настоятельным соображениям безопасности сторона конфликта может назначить специальный район для проживания гражданского населения или произвести его интернирование. Следовательно, интернирование является мерой безопасности и не может использоваться в качестве наказания. Это значит, что каждый интернированный человек должен быть освобожден, как только причины, вызвавшие необходимость его интернирования, перестанут действовать.

Нормы МГП, регулирующие обращение и условия содержания интернированных гражданских лиц, полностью аналогичны нормам МГП, применимым к военнопленным.

Что касается вооруженных конфликтов немеждународного характера, то статья 3, общая для Женевских конвенций 1949 года, а также Дополнительный протокол II предусматривают, что с лицами, лишенными свободы по причинам, связанным с конфликтом, следует обращаться гуманно при всех обстоятельствах. В частности, эти лица пользуются защитой от убийства, пыток, а также жестокого, оскорбительного или унижающего обращения. Лица, задержанные за участие в военных действиях, не обладают иммунитетом от уголовного преследования за такие действия по применимому национальному законодательству.

Пеич, Елена. Соблюдение процессуальных принципов и гарантий в случае интернирования или административного содержания под стражей в период вооруженного конфликта или в других ситуациях насилия // Международный журнал Красного Креста. 2005. № 858, июнь. С. 375-391.

Читайте также: