Когда я пьян мне все нравится монолог кратко

Обновлено: 03.07.2024

Он может всё… и за всё платит сам: За веру, за чувства, за ум и обман, За то, что поверил чужим словесам. За данную правду – хвала небесам.

Что же такое, скажи, Человек? Не ты и не я, не они – вовсе нет. Это мы, это я, Бонапарт, Магомет В одном… понимаешь? Мы все – Человек

Это огромно. В этом утро и вечер. Все в человеке и все – человечье. Есть только он, ну а все, что иное- Труд его мозга, творенье чудное.

Великолепно, звучит это гордо… Будь человеком, себе лишь покорным Надо его… в душе… уважать… Но… не жалеть… и не унижать

Надо уважить, откроем Бурбон, Выпьем за Человека, Барон! Как хорошо это чуять себя Таким же, как он, хоть и пачканный я:

“Человек – это звучит гордо!”. Объясните на свой взгляд почему?

А вы помните, откуда эта фраза? Она из пьесы “На дне” Горького, и говорит её пьяный Сатин. Когда он пьян, он добрый, умный, ему всё нравится. Ему нормально, что он в ночлежном доме, среди известно кого, и что сам он карточный шулер. Ему нормально. А что? Если человек — это уже само по себе?

Он произносит это не то чтобы не целыми предложениями, а практически даже не целыми словами, и как-то скомкано, сбито, безо всякого вызова, который этой фразе, вырывая её из контекста, очень любят приписывать.

Просто Сатин пытается высказать мысль, которая больше него. Его не хватает на эту мысль.

Да и, чего уж, только в той ситуации, в которой она говорится — в яме и полубреду, когда хозяина их дома только что зарезали, и практически безо всякого повода, ведь речи о человеке перед этим не шло, что-то такое и может быть сказано. Да и воспринято, наверное, тоже.

Почему человек звучит гордо? Потому что иногда ничего больше нет. Кроме вот этого наименования, принадлежности — “че-ло-век”.

Прав ли Сатин? Пожалуй что прав. Чего бы ему и не быть правым. Во всяком случае, уж насколько понятие справедливости идеалистично и мало применимо к реальности, но тем не менее, понятия, основанные на вере в человека — справедливее, чем основанные на неверии в него, предположениях, что человеку нужно что-то ещё — электричество, свод законов, чистая рубашка, долгий брак, да даже гуманизм как таковой — чтобы быть ему чем-то, чем-либо, достойным. Как будто человеку что-то такое нужно доказывать.

Но когда в конце сцены выясняется, что после побега из ночлежки главного местного терпилы и гуманиста, вешается спившийся актёр — Сатин ничего не может на это сказать, кроме:

Эту фразу произносит Сатин, один из главных героев пьесы Горького “на дне”. в его монологах проявляются ницшенаские взгляды на человека(сверхчеловека). Эти взгляды, с некоторыми изменениями, появившимся в ходе личного переосмысления теории, разделял и сам Горький. В др его произведениях также появл “сверхлюди” (например, в “старухе изергиль: сама рассказчица и два героя ее историй)”. но вернемся к “на дне”. ситуация кажется абсурдной: такую фразу произносит падший человек. важно отметить основной философский конфликт пьесы, заключающийся в выборе между спасительной ложью и жестокой правдой. Сатин, конечно же, выбирает второе. этот выбор основывается на, опять же, его ницшенских взглядах на сострадание. (ницше считал, что сострадание, унижает того к кому оно относится). Лука (оппонент Сатина) вызывает героя на монолог о человеке. Сатин говорит о том, что человек, осознавший трагедию своего существования, не должен отчаиваться и терпеть эти унижения в виде жалости к нему др людей, а, напротив, осознать свою ценность. “Все в человеке, все для человека!”

И тут стоит вспомнить в какое время было написано произведение(1902 г). А это было такое страшно неприятное время, когда “старое” было сломано и выброшено, а новое еще не создано . Общество оказалось разломанным. и не надвое( как это было при крепостничестве), а на множество мелких осколков. люди просто не знали, что делать, что думать.

Так человек, отсидевший в тюрьме, ночлежник и пьяница, произносит эти слова. и наверное, раз это говорит такой

человек, значит, действительно. что-то в этом есть?

и конечно же, загребущие руки сталина “загребли” красивую фразу, которая помогала ему управлять народом. (вспомните идеологию ссср).

Монолог Сатина о Человеке из пьесы Горького На дне


В своей пьесе Максим Горький описал жизнь людей, опустившихся на самую нижнюю ступень общества, оказавшихся в ночлежках. Известно, что набирая материал для своей пьесы писатель посещал приюты и ночлежки, общался с теми, кого мы сегодня называем БОМЖами.

Один из центральных героев пьесы – Константин Сатин, бездомный пьяница, житель ночлежки для бедняков. При всех недостатках Сатина, он не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом.

Монолог Сатина описан в действии 4 пьесы, когда собравшись в комнате ночлежки бездомные разговорились.

ОРИГИНАЛ:

Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он – молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен. Человек – вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всь – в человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком. Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – “Мерзавец! Шарлатан! Работай!” Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости.

Сатин и его знаменитый монолог. Разоблачение Луки

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучит торжественном гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!”

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснил это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горького в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.

Сатин высказывает общую мысль о свободном человеке. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить.

Сатин выступает против вредности лжи и философии рабской покорности и долготерпения: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека”. Актеру Сатин говорит, что Лука “наврал” насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, Сатин советует “ничего не делать” и “просто обременять землю”: “Подумай – ты не станешь работать, я – не стану…еще сотни…тысяч…все! – понимаешь? Все бросают работать!” Сатин в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе. Когда убийство действительно совершается, Сатин успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения Сатин говорит, что тот не был шарлатаном: “Человек – вот правда! Он это понимал Он врал… но – это из жалости к вам”. Хотя Сатин заявляет, что “ложь – религия рабов и хозяев”, но, по его словам, Лука подействовал на него, “как кислота на старую грязную монету”; Сатин произносит абстрактно-“революционный” монолог о человеке как высшей ценности. В этом монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, …не унижать его жалостью,… уважать надо!” Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку, потому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой Буквы!

Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно” дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки. Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность. С большой разоблачающей силой Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. “Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха”, – говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем подходит с утешительной ложью. И таким образом Горький находит в лице Сатина образ, разоблачающий сострадание Луки и одновременно заявляет свое мнение к поставленному им же вопросу. Горький однозначно против никчемной лжи и унижающей жалости. Словами Сатина Горький выступает за высокую правду, правду окрыляющую человека, открывающую перед ним перспективы борьбы за счастье.

Протест Сатина против существующих порядков, по существу, сводится к проповеди ничегонеделания, его психология – не психология труженика, не психология борца, он отравлен ядом индивидуализма, находится во власти иллюзий о личной свободе на дне жизни. Среди героев пьесы нет бывших рабочих, бывших пролетариев, т. е. представителей единственного подлинно революционного класса начала ХХ века. Бубнов и Клещ – мелкие ремесленники, мелкие буржуа, а не пролетарии. Перед нами люди, утратившие классовую принадлежность, вышвырнутые обществом из своих рядов. Каждый из них только за себя, чувство социальной солидарности им чуждо.

Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно-полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница, шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.

Знаменитые слова, сказанные им, самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. Такое высказывание воспринималось как революционный призыв, как “сигнал к восстанию”. Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Вся пьеса этими словами проникнута верой в человека. Горький понимал, что в устах спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы автора и отмечая эту речь: “ кроме Сатина …некому сказать, и лучше, ярче сказать – он не может”. Горький давал понять за какими силами будущее. Сатин готов уважать в человеке лишь сильные стороны и считает. В принципе, Сатина нельзя назвать жестоким человеком, которому нужна “сильная личность”, управляющая толпой. Он хочет видеть людей сильными и свободными, а такими они могут стать, только уйдя со “дна”. По мнению Сатина как раз идеи Луки и мешают этому. В словах Сатина “Правда – бог свободного человека!” заключается некоторое внутреннее противоречие. Выходит, будто свободный человек не свободен от правды, а, значит, лишён выбора между “богом свободного человека” и “религией рабов и хозяев”, то есть попадает в зависимость от правды.

Сатину также принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что, Актер повесился, он отвечает: “Испортил песню…дурак!” Точка зрения противостоит как утешительной лжи Луки, так и бесперспективному нигилизму и скептицизму Бубнова, который втаптывает человека в грязь, лишает его крыльев. Сатин проповедует веру в человека, в его творческие силы. Но следует, однако, отметить, что не всегда следует отождествлять Сатина с Горьким. Писатель отдал Сатину много своих мыслей, но идейное содержание пьесы шире и глубже, чем содержание сатинских монологов.

Когда я пьян. мне все нравится. Н-да. Он - молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить. это его дело! Человек -
свободен. он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -
человек за все платит сам, и потому он - свободен. Человек - вот правда!
Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! - это ты, я, они,
старик, Наполеон, Магомет. в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру
человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы. Всь - в
человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное -
дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит. гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью.
уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это. чувствовать
себя человеком. Я - арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по
улице, люди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются.
и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком
заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело, Барон! Не в этом дело!
Человек - выше! Человек - выше сытости.

Когда я пьян, мне нравится всё.
Ну да, он молится, это прекрасно!
Верить, не верить – дело его…
Ведь он свободен и споры напрасны.

Он может всё… и за всё платит сам:
За веру, за чувства, за ум и обман,
За то, что поверил чужим словесам.
За данную правду – хвала небесам.

Что же такое, скажи, Человек?
Не ты и не я, не они – вовсе нет.
Это мы, это я, Бонапарт, Магомет
В одном… понимаешь? Мы все – Человек

Это огромно. В этом утро и вечер.
Все в человеке и все – человечье.
Есть только он, ну а все, что иное-
Труд его мозга, творенье чудное.

Великолепно, звучит это гордо…
Будь человеком, себе лишь покорным
Надо его… в душе… уважать…
Но… не жалеть… и не унижать

Надо уважить, откроем Бурбон,
Выпьем за Человека, Барон!
Как хорошо это чуять себя
Таким же, как он, хоть и пачканный я:

Жулик, убийца, шулер… ну да…
На улицу выйду, и люди тогда
С укором глядят, да всё сторонятся,
Но говорить в лицо не боятся:

Просто я знаю, что кто-то услышит,
Дело не в том… скажу я, Барон,
Всегда Человек был сытости выше,
Будет всю жизнь выше сытости он.

Когда я пьян.. . мне все нравится. Н-да.. . Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить.. . это его дело! Человек - свободен.. . он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!. . Человек - вот правда! Что такое человек?. . Это не ты, не я, не они.. . нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет.. . в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека. ) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы.. . Всь - в человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит.. . гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть.. . не унижать его жалостью.. . уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает. ) Хорошо это.. . чувствовать себя человеком!. . Я - арестант, убийца, шулер.. . ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика.. . и сторонятся и оглядываются.. . и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай! " Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет. ) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.. . Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости.

"Когда я пьян.. . Мне всё нравится. H-да.. . Он - молится? Прекрасно! Человек может верить или не верить.. . Это его дело! Человек свободен.. . он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он свободен!. . Человек - вот правда! Что такое человек?. . Это не ты, не я, не они.. . нет! - это ты, я, они, старик, Hаполеон, Магомет.. . в одном!
(Очерчивает в воздухе фигуру человека. ) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы.. . Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит.. . гордо! Че-ло-век! Hадо уважать человека! Hе жалеть.. . не унижать его жалостью.. . уважать надо! Выпьем за человека, Барон!
(Встаёт. ) Хорошо это.. . чувствовать себя человеком!. . Я - арестант, убийца, шулер.. . ну, да! Когда я иду по улице люди смотрят на меня как на жулика.. . и сторонятся и оглядываются.. . и часто говорят мне "Мерзавец! Шарлатан! Работай! " Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет. ) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.. . "

16 марта 1868 года по старому стилю в Нижнем Новгороде родился Алексей Максимович Пешков, ставший впоследствии Горьким. Предлагаем послушать, как сегодня звучат его произведения

Монолог Сатина и сценку

Монолог Сатина и сценку 'С натуры' Максима Гарького читает Андрей Цунский

Отмечать день рождения Максима Горького нам еще предстоит 28 марта - но, пользуясь некоторой календарной путаницей, связанной с переходом от юлианского календаря к григорианскому, мы предлагаем обратиться к его текстам не откладывая, по старому, как говорится, стилю. Причем наш постоянный автор Андрей Цунский уже прочитал их за вас - вам же остается только слушать. Ну а если вы очаруетесь голосом Андрея - а вы наверняка очаруетесь, - то внизу сможете найти ссылку на плейлист, где вас ждет еще больше текстов в его исполнении.

Максим Горький

Монолог Сатина

Пьеса "На дне" (1902 г.)

Монолог Сатина о Человеке из пьесы Горького На дне

В своей пьесе Максим Горький описал жизнь людей, опустившихся на самую нижнюю ступень общества, оказавшихся в ночлежках. Известно, что набирая материал для своей пьесы писатель посещал приюты и ночлежки, общался с теми, кого мы сегодня называем БОМЖами.

Один из центральных героев пьесы — Константин Сатин, бездомный пьяница, житель ночлежки для бедняков. При всех недостатках Сатина, он не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом.

Монолог Сатина описан в действии 4 пьесы, когда собравшись в комнате ночлежки бездомные разговорились.

ОРИГИНАЛ:

ОБРАБОТКА

Когда я пьян, мне нравится всё.
Ну да, он молится, это прекрасно!
Верить, не верить – дело его…
Ведь он свободен и споры напрасны.

Он может всё… и за всё платит сам:
За веру, за чувства, за ум и обман,
За то, что поверил чужим словесам.
За данную правду – хвала небесам.

Что же такое, скажи, Человек?
Не ты и не я, не они – вовсе нет.
Это мы, это я, Бонапарт, Магомет
В одном… понимаешь? Мы все – Человек

Это огромно. В этом утро и вечер.
Все в человеке и все – человечье.
Есть только он, ну а все, что иное-
Труд его мозга, творенье чудное.

Великолепно, звучит это гордо…
Будь человеком, себе лишь покорным
Надо его… в душе… уважать…
Но… не жалеть… и не унижать

Надо уважить, откроем Бурбон,
Выпьем за Человека, Барон!
Как хорошо это чуять себя
Таким же, как он, хоть и пачканный я:

Жулик, убийца, шулер… ну да…
На улицу выйду, и люди тогда
С укором глядят, да всё сторонятся,
Но говорить в лицо не боятся:

Просто я знаю, что кто-то услышит,
Дело не в том… скажу я, Барон,
Всегда Человек был сытости выше,
Будет всю жизнь выше сытости он.

Читайте также: