Структура подготовки спортсмена кратко
Обновлено: 05.07.2024
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов, их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
Структура тренировки характеризуется, в частности:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки;
2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки;
3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса, представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:
а) микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла;
б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов;
в) макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов:
-оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;
-продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.
Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений.
1 Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.
2 Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.
3 Оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.
4 Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.
5 Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
6 Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных -нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.
7 Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т. е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.
Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4—6 лет, а высших достижений — через 7—9 лет специализированной подготовки.
Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятий спортом до перехода в сферу спорта высших достижении (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой — со спецификой вида спорта.
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
Структура тренировки характеризуется, в частности:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:
а) микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного);
б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);
в) макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до мастера может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов (табл. 1).
Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов:
- оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;
- продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов;
- преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки;
- паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка;
- индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.
Таблица 1. Этапы и стадии многолетней подготовки спортсмена
Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений.
1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.
2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.
3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.
4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.
5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла следует начинать и завершать на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.
7. Одновременное развитие двигательных способностей спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных способностей в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех двигательных способностей, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом сенситивных периодов развития двигательных способностей. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех двигательных способностей, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
У девочек сенситивные периоды формирования двигательных способностей наступают на один год раньше.
Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4—6 лет, а высших достижений — через 7—9 лет специализированной подготовки.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.
Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:
1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;
2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;
3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию двигательных способностей, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не рекомендуется проводить тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.
Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.
Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.
На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.
Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.
обязательным для спортсмена, специализирующе в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и дейст, элементы
отдельных движений, которые не нарушают его рацио и в то же время
характерны для индивидуальных особен данного спортсмена.
Физическая подготовленность — это возможности функциональ систем
организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств,
от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на он
овладеет средствами спортивной тактики (например, тех приемами,
необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной,
оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой,
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно
выделить две относительно самостоятельные и одновре взаимосвязанные
стороны: волевую и специальную психичес подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленност
(ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к
разумному риску в сочетании с обдуманнос решений), настойчивость и
упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в
достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими
мыслями и дейст в условиях эмоционального возбуждения),
самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть
изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть
воспиты и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочно
работы и спортивных соревнований.
В структуре специальной психической подготовленности спорт следует
выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной
· устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и
· кинестетические и визуальные восприятия двигательных дейст и
· способность к психической регуляции движений, обеспечение
эффективной мышечной координации;
· способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать
информацию в условиях дефицита времени;
способность к формированию в структурах головного мозга опе реакций,
программ, предшествующих реальному дей.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический,
тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоени
спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно
связана с физическими, психическими и тактичес возможностями спортсмена,
а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований,
использование иного спор инвентаря заметно влияет на содержание
технической подго спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые
базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической
оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является
обязательным для спортсмена, специализирующе в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и дейст, элементы
отдельных движений, которые не нарушают его рацио и в то же время
характерны для индивидуальных особен данного спортсмена.
Физическая подготовленность — это возможности функциональ систем
организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств,
от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на он
овладеет средствами спортивной тактики (например, тех приемами,
необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной,
оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой,
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно
выделить две относительно самостоятельные и одновре взаимосвязанные
стороны: волевую и специальную психичес подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленност
(ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Структура спортивной подготовки
Структура спортивной подготовки также является многокомпонентной системой. В качестве таковой она полностью или частично включает в себя следующее:
1. спортивную тренировку.
2. соревнования в той мере, в какой они служат средствами подготовки.
3. использование вне тренировочных и вне соревновательных факторов, усиливающих их эффект или ускоряющих восстановительные процессы после нагрузки.
Под спортивной тренировкой обычно понимают процесс подготовки спортсмена к высоким достижениям в области здоровья и полного развития своего тела. Существует два основных подхода к понятию спортивной тренировки, которые не противоречат друг другу, но оказывают определеное влияние на ее рассмотрение как целостной системы.
Согласно одному из них спортивная тренировка является основным компонентом и основной формой подготовки спортсмена. Это педагогически организованный процесс, характеризующийся всеми основными признаками строго направленного процесса обучения, воспитания и самовоспитания. Методическую основу составляет система методов упражнений, построенных таким образом, чтобы достигался наибольший развивающий эффект в условиях управления процессом совершенствования.
Для создания комплексной целевой программы подготовки тренеру необходимо постоянно сопоставлять достижения в соревновательном упражнении с уровнем тренировочной нагрузки, чтобы определить наиболее эффективные средства подготовки для каждого игрока в команде
Тренировочный процесс обеспечивается на основании определенной структуру, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов, их закономерное отношение сдруг другом и общую последовательность.
Структура спортивной тренировки характеризуется частностью:
1. Порядком взаимосвязи различных сторон содержания подготовки спортсмена в процессе тренировки ( компонентов общей и специально физической, технической, тактической и другие виды подготовки).
2. необходимыми соотношениями параметров тренировочной нагрузки (количественных характеристик объёма и интенсивности тренировочного работ), а также тренировочных и соревновательных нагрузок.
3. Определенной последовательности различных звеньев тренировочного процесса ( отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов) , представляющий фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения
Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обуславливают необходимую для их реализации программу тренировки. Стремление превратить спортивную тренировку в управляемый процесс требует учета всех основных закономерностей управления, сформулированных кибернетикой. В качестве управляющей системы в ней выступает тренер, а управляемой - спортсмен, его состояние.
Читайте также: