Эстетика нового времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эстетика – раздел философии, исследующий чувственное познание, изучающее и творящее прекрасное, что выражается в искусстве, в его образах.

Возникновение эстетики как отдельной дисциплины и три этапа ее развития

Первая фаза эстетики началась с первобытнообщинного строя и завершилась в VI в. до н.э. Период определяется как синкретическая форма ценностной ориентации. Прекрасное отмечалось в образах мифологического сознания. Эстетическая история берет свое начало с древних мифологических текстов.

Вторая стадия развития эстетики продолжалась от античных времен ( VI в. до н.э.) до середины XVIII столетия. В этот период в самостоятельную дисциплину эстетика еще не выделялась. Все рассуждения о прекрасном носили исключительно теоретический характер. Эстетические взгляды развивались в рамках философии.

На третьей стадии эстетика становится самостоятельной философской дисциплиной, ее частью. Этап начался в середине XVIII столетия и продолжается в настоящее время.

Эстетические представления в различные исторические эпохи

Первые эстетические категории возникли в эпоху Древней Греции. Их разработка началась в школе Пифагорейцев. У Гомера встречаются категории гармония и прекрасное. Мир управляется числами. Гармония чисел – это закономерность, которая определяет мировое состояние. Длина звенящей струны вызывает оригинальность музыкального тона. Эта теория стала подтверждением мировой числовой гармонии. Мироздание – это организованное единство. Эстетические качества характерны для мира в целом.

Средневековое эстетическое мировоззрение отрицало античные представления. Отрицалась красота тела и природы. Абсолютное вечное изящество – это Бог. Идеальный человеческий мир религиозная эстетика превращает в иррациональный Божественный мир. Противопоставляется материя и идея.

Мыслители эпохи Возрождения подчеркивали бесконечность человеческих творческих сил. Характерной чертой теорий этого периода была их тесная связь с искусством и художественной деятельностью.

Во времена классицизма зародилась эстетика Николо Буало. Он выдвинул идею упорядочивания видов и жанров искусства. Духовное (разум) делает прекрасным материальное. Созерцание отсутствует вне истины. Изящна только природа, которая облагорожена человеческим разумом, а не дикая. В природу нужно вносить красоту (пример этого принципа – Версальский сад).

Эстетика периода Просвещения представляет демократичное, правдивое и идейное искусство, которое доступно каждому. Искусство должно выполнять воспитательную функцию.

Основоположником немецкой классической эстетики стал Иммануил Кант. Наша индивидуальная целесообразность служит основой вкуса. В процессе достижения рациональности при восприятии предмета взаимодействие наших личных способностей доставляет нам удовольствие.

В постклассический период эстетика выступает как приложение к определенным наукам. Например, эстетика как лингвистика (автор Б. Кроче), эстетика как прикладная психология (автор Т. Липпс).

В XX столетии вопросы эстетики разрабатываются в рамках других наук. Согласно идеям психоаналитической эстетики, выдвинутым З. Фрейдом, эстетической деятельностью движут бессознательные психические процессы. Согласно авторам феноменологической эстетики (Р. Ингарден), эстетическое сознание – это феномен созерцания. Эстетика структурализма (М. Фуко) представляет искусство как независимую реальность, возникшую бессознательно на основе всеобщих законов.

Предмет эстетической науки XXI века не изменяется, но трансформируются исследовательские методы. Развивается прикладная эстетика, в пределах которой существуют реклама, художественная критика.

Ренессанс открыл искусство как самостоятельную область прекрасного. И учение о красоте стало развиваться уже как учение об искусстве. Теория прекрасного перестала соединяться с онтологическим обоснованием.

Можно до определенного момента соглашаться с таким искусственно созданным контрастом между эпохой Возрождения и Средними веками, тем более что действительно существует разница в смысловом значении некоторых терминов, часто применяемых и в ту и в другую эпоху, но отражающих различное отношение к красоте[44].

Современный человек, начиная с эпохи Возрождения, Священное писание рассматривает уже не как сокровищницу божественных тайн, а скорее как зеркало повседневной жизни и природы. К нему он обращается, например, чтобы уточнить функцию какого-либо светского искусства (живописи или поэзии).

Возвышение поэта и художника. Однако мистицизм и непререкаемый авторитет церкви не сразу были заменены природой и разумом. Назревала другая, более сознательная и определенная перемена: переход живописи и поэзии из категории низших ремесел в категорию свободных профессий. Очерк о живописи Альберти (XV в.) был написан им, как он заявлял, с целью возвысить искусство живописи, поставленное в низкое положение ремесла, до положения защитника и глашатая современной ему мысли.

Однако, хотя в эпоху Возрождения постепенно сложился новый взгляд на искусство поэзии, живописи и скульптуры — они стали относиться к категории свободных искусств — и возникла новая вера в человеческие силы и в возможности непосредственного наблюдения природы, в XIV столетии в области эстетики не произошло резкого поворота. Скорее можно сказать, что Возрождение до самого конца протекало между двух миров: один еще не умер, но уже гибнет; другой уже зародился, но находится еще в зачаточном состоянии.

Средневековое благочестие продолжало жить не только в реформаторах и проповедниках (Савонарола), но и в новом поколении поэтов и художников: Петрарке и Боккаччо, Альберти и Дюрере. Библия не утратила своего значения из-за того, что престиж классических авторитетов стал постепенно возрастать. Даже новые гуманисты, защищая искусство от нападок христианских моралистов, пользовались аргументами Августина. Так, Боккаччо вторит Августину, утверждая, что поэты — не лжецы, поскольку у них нет намерения обманывать.

Торквато Тассо говорит, что Парнас влечет нас к истине, как сахарный сироп, которым намазан край чашки, заставляет ребенка выпить горькое лекарство.

Итак, еще далекие от решительного разрыва со средневековыми понятиями, ставящими превыше всего служение богу, деятели Возрождения, причастные к изящному искусству, сумели сделать только шаг на пути к его возвеличению, а именно превратили его в орудие службы богу и сосуд его мудрости.

Иногда говорят, что наиболее характерной чертой эстетики в эпоху Возрождения было не признание роли искусства, а соединение искусства с красотой. Но это соединение искусства с красотой должно было пройти стадию заимствования сияния у божественного лика, так как для ранних мыслителей эпохи Возрождения, как и для средневековых отцов церкви, высшее совершенство проистекало от бога. Поэтому искусство пытались сблизить с теологией, а художник должен был стать своего рода священником.

Таким образом, светское направление в искусстве Возрождения появилось не сразу и не путем всеобщего отказа от божественной цели искусства. Оно возникло скорее благодаря постепенному вторжению в сферу религиозного духа научных запросов и интереса к классическому наследству.

Мысль о том, что чем больше труда вложено в создание вещи, тем она совершеннее, не была оригинальной идеей эпохи Возрождения. Августин объяснял ценность непонятных библейских образов тем удовольствием, которое мы испытываем, преодолевая трудности правильного их истолкования. В настоящее время рассуждение, возможно, шло бы иначе: трудная работа становится ценной, когда она направлена к определенной цели, уже показавшей себя достойной затрачиваемых усилий. Но в эпоху Возрождения считалось едва ли не аксиомой, что ценность предмета определяется количеством затраченного на него труда. Затраченный труд и необходимые научные знания становятся критерием искусства.

Кастельветро утверждает, что художественно то, на создание чего художник затрачивает много труда и гениальной изобретательности, а нехудожественно то, во что он не вкладывает в должной степени искусства своего гения, так как нехудожественное само по себе доступно обыкновенному уму.

Микеланджело полагает, что искусство великого художника проявляется в том, что его сомнения в успехе равны его знаниям. Невежественность других проявляется в самонадеянности, с какой они применяют свое ничего не стоящее мастерство.

В частых спорах о том, какое искусство является самым важным — живопись или скульптура, живопись или поэзия, — довод о трудности создания художественного произведения играет важную роль. Альберти, например, пользуется этим доводом, чтобы доказать превосходство живописи над поэзией: гений художника обладает наибольшей ценностью, так как изобразительные средства живописи наиболее сложные.

Итак, возвышение поэта и художника от роли обычного ремесленника или праздного болтуна до равноправного положения с теологом и философом объяснялось главным образом ростом его литературных и технических знаний. Его образование должно быть полным и разносторонним. Однако поэзия по своей задаче — доставлять людям удовольствие — должна отличаться от науки, целью которой является истина, говорит Кастельветро. Он не соглашается также с доктриной Платона о том, что источником поэзии является ниспосланное богом безумие. Поэзия создается не безрассудством гения, а с помощью сознательно выработанного мастерства и упорных занятий наукой.

По мнению Дюрера, художник является столь ценным членом общества, что забота о его образовании должна начинаться уже с раннего детства.

Декарт и его последователи. Философия Нового времени, провозгласившая господство разума в философии и правил в искусстве, начинается с Р. Декарта (1596—1650). Декарта поражает то, что философия так долго прозябала в беспомощности вследствие пренебрежения математическим методом мышления. Он решает со своей стороны не признавать никакую идею истинной, если она не представляется уму с такой же бесспорной очевидностью, какую ум находит в непосредственно испытываемых им самим чувствах, или если идея не может быть выведена из аксиом и основных положений путем строгого логического рассуждения.

Хотя Декарт пытается дать определение красоты, пишет трактат о музыке и неоднократно отмечает величие или благозвучие того или иного литературного стиля, интересные эстетические высказывания в его произведениях встречаются редко, играют вспомогательную роль в системе его рационалистической философии.

Выработка научного метода в искусстве со ссылками на авторитет Аристотеля продолжается в Италии в течение более чем столетия. Однако французские критики пошли дальше итальянских в холодной ясности мысли, четкости анализа и понимания значения методики.

Имеется очевидная тесная связь между идеалом ясного и четкого мышления у Декарта и идеалом порядка, законченности и связности в искусстве у таких писателей, как Корнель, Расин и Буало. Несомненно, что развитие философии идет в этот период параллельно развитию неоклассицизма в искусстве. Но если философы в основном выступают против аристотелевского влияния, искусство черпает во влиянии греческой философии свое новое вдохновение. Излюбленными греческими философами для представителей искусства оказывается, однако, не Аристотель или Платон, а Демокрит. Художники, занимающиеся одновременно — по обычаю того времени — и серьезной художественной критикой, подходят к политике, психологии, оптике, физике, к общему методу и метафизике с позиций разума. В этом отношении они близки по духу Копернику и Галилею, Кеплеру и Ньютону. В целом следует признать, что французские драматурги и критики создали новую рационалистическую школу в философии искусства своего века и своей страны и сделали это без помощи философии, лишь при снисходительном отношении с ее стороны. Занятые вопросами научно-познавательного характера и новым математическим методом, философы не следят систематически за изменениями, происходящими в литературном и художественном мире. Положение философии того времени можно сравнить с положением женщины, которая, желая снискать расположение своего возлюбленного, порочит свою соперницу; так и философия, казалось, добивается расположения математики пренебрежительными отзывами о поэзии и фантазии. Великие философы того периода — Декарт, Спиноза, Лейбниц, Бэкон, Локк и Паскаль — были людьми, обладавшими здравым смыслом и практическими интересами, однако их высоко дисциплинированный ум всегда был слишком насторожен против соблазна легкомысленных увлечений и причудливых образов и фантазий искусства.

В этих высказываниях явственно сквозит типичное для того времени философское высокомерие по отношению к творениям фантазии. Творческая фантазия и ее плоды ценятся философами только тогда, когда воображение неразрывно связано с разумом.

Эстетика французского Просвещения. Основными идеями французского Просвещения, подготовившего Великую французскую революцию, являлись: вера в вечный прогресс; культ разума и науки как его порождения; критика старого, феодального режима и идейное обоснование нового; критика религии и церкви; требование свободы личности.

Ж.-Б. Дюбо (1670-1742) учил, что оценивать произведение искусства следует в соответствии с чувством, а не ио каким-то надуманным правилам. Пытаться оценить поэму или картину путем рассуждений — то же, что пытаться измерить окружность линейкой. Отсюда следовало, что эстетические оценки публики вернее, чем оценки критиков, поскольку публика исходит из своего непосредственного, и значит, верного чувства. Назначение искусства, по Дюбо, — облагораживать человеческие чувства. Для восприятия произведения искусства не требуется особой подготовки и учености. По античной традиции главной задачей искусства считается подражание реальности. Подражание вызывает удовольствие не само по себе, а постольку, поскольку вызывает чувства, аналогичные переживанию действительности, но в ослабленном, смягченном виде. Художественное творчество зависит от гения, но определенную роль играют также географические факторы и социальные условия.

Э. Б. де Кондильяк (1715-1780) полагал, что искусство вызывается к жизни потребностями социальной коммуникации: человек нуждается в передаче другим своих чувств. У всех людей есть понятие прекрасного. Хорошо то, что притягивает своим запахом и вкусом; красиво то, что нравится зрению, слуху, осязанию. Полезность, новизна и редкость усиливают красоту.

К. А. Гельвеций (1715-1771) в духе своего времени утверждал, что прекрасным является то, что производит на большинство людей сильное, яркое, но не болезненное впечатление. Возвышенное — то, что производит на большинство людей еще более сильное впечатление с примесью чувства почитания и страха. Эстетический вкус зависит от социально-исторических условий: великие люди, свободные времена порождают людей, ценящих благородные чувства. По Гельвецию, наиболее существенным фактором, определяющим социальные феномены, в том числе и искусство, является тип государственного устройства, форма правления, а также нравы народа. Гельвеций сформулировал своеобразную теорию гения. От природы все люди равны, все талантливы; гений же — продукт социальных условий, природные задатки не играют существенной роли.

Эстетика Просвещения в Германии. Основные черты эстетики, доминировавшей в Германии конца XVIII — начала XIX вв.: существенное влияние идей Просвещения, с отказом, однако, от упрощенной, прямолинейной связи человека и среды; заметное воздействие протестантской картины мира; трактовка эстетики как части философской системы, далеко отстоящей от современной ей художественной практики.

Кант выделял следующие признаки прекрасного: оно доставляет удовольствие; эстетические отношения имеют незаинтересованный характер: для того чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным; эстетический предмет, хотя и не основывается на категориях рассудка, представляется нам как предмет всеобщего любования; эстетическое суждение не может быть обосновано логически; прекрасное имеет форму целесообразного: можно воспринимать в предмете целесообразность, не образуя представления о какой-либо определенной цели; эстетическая целесообразность не означает согласованности предмета с его назначением, это — согласованность предмета с нашими представлениями, идеями, соответствие природы нашим познавательным способностям; прекрасное — то, что нравится без понятия, как предмет необходимого любования.

Таким образом, по Канту, прекрасно то, что необходимо нравится всем без всякого утилитарного интереса, своей чистой формой. Музыку и орнамент Кант считал высшими формами искусства. Прекрасное — символ доброго, эстетическое — символ этического. В прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство активной жизнедеятельности. Вначале возвышенное на некоторое время вызывает торможение жизненных сил и только потом способствует их усилению. Возвышенно то, что превосходит обычный масштаб (звездное небо, океан). В начале кажется, что предмет возвышенного нельзя объять чувственным взором, при этом чувственность подавляется, однако возвышается наша духовная сторона. Абсолютное, бесконечное порождает переживание возвышенного, но разум может мыслить и самое величайшее. В возвышенном мы чувствуем себя мизерными как чувственные существа, но великими как существа разумные. И хаотические, нерегулируемые явления действительности способны вызывать чувство удовольствия, связанное с переживанием возвышенного. Нам лишь кажется, что возвышенное существует в самой природе, — оно существует в нас. Подлинно возвышенное — это разум, нравственная природа человека, его выход за пределы чувственно постижимого. Истинную возвышенность надо искать только в душе того, кто высказывает суждение, а не в объекте природы. Это можно понимать так, что нет возвышенных предметов, а есть лишь возвышенное восприятие объектов.

Искусство, по мысли Канта, в своей сущности сходно с игрой, которая приятна сама по себе и порождает удовольствие от чистого движения сугубо человеческой способности — игры воображения. Специфика искусства в том, что оно не может быть переведено на язык понятий. Эстетические идеи дают повод для размышления, однако никакая определенная мысль, выраженная в понятиях, не может быть адекватной им, и значит, никакой язык не может полностью сделать их прозрачными.

Подобные абстрактные рассуждения о красоте хорошо вписываются в философскую систему самого Канта, но они имеют только отдаленное отношение к реальному искусству. Не случайно Кант при рассмотрении красоты только в редких случаях ссылается на конкретные произведения искусства: красивая птица или прекрасный цветок, упоминаемые им, вполне достаточны для умозрительных рас-суждений о прекрасном. Однако в результате оказывается, что эстетика как философская дисциплина может быть построена без всякой философии искусства.

Несомненная заслуга Канта в том, что он первым заговорил о специфике эстетической деятельности и эстетического суждения, дал новую трактовку своеобразия художественного творчества и новое понимание эстетического.

Эстетика немецкого романтизма. Возникший в Германии романтизм положил начало своеобразному идейному и художественному движению конца XVIII — начала XIX вв. Источником романтизма было разочарование в идеях Великой французской революции, и тем самым, и в идеалах Просвещения.

К первому периоду развития романтизма относятся братья Шлегели, Новалис, Э. Т. А. Гофман, Ф. В. Й. Шеллинг. В Англии сторонниками романтизма были У. Вордсворт, С. Т. Колридж, Дж. Байрон; во Франции — Ф. Р. де Шатобриан, В. Гюго; в России — В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов. Ко второму этапу романтизма относится творчество братьев Гримм.

Особую роль в истории эстетики сыграла концепция романтической иронии. Перед всяким человеком жизнь разворачивает веер возможностей. Остановиться и выбрать для реализации одну возможность — значит убить все остальные. Но человек стремится к полноте и многообразию, он хочет перебирать варианты, как бы играя ими. В этом — игровая сущность иронии, парадоксально утверждающей, что ничто не ценно само по себе, и в то же время все само по себе настолько ценно, что нельзя отказываться ни от одной возможности. Человек хочет полноты жизни — и не может ее вместить и выразить. К. Шлегель писал, что в гармонии все должно быть шуткой и все должно быть всерьез, все простодушно откровенным и все глубоко притворным. Ирония вызывает у человека чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания.

Искусство прошло в своем развитии, согласно Гегелю, три исторические стадии: символическое искусство (доминирует на Востоке); классическое искусство (античное); романтическое искусство (преобладает в современной христианской Европе). Критерием для различения этих стадий является соотношение между художественным содержанием и формой. В символическом искусстве содержание еще не нашло адекватной формы (основной вид искусства — архитектура). Классическое искусство отличалось единством формы и содержания (основной вид — скульптура). В романтическом искусстве произошел разрыв: содержание перерастает форму (основные виды искусства — живопись, музыка, поэзия).

Гегель полагал, что уже с гибелью античности исчезло единство человека и общества, была утрачена гармония в человеке. Античное искусство обладало мощным воспитательным воздействием. Настоящее искусство должно восстановить в человеке утраченную гармонию.

Для Гегеля характерен исторический подход к эстетическим категориям. Он утверждал, что невозможны вечные и неизменные определения категорий в эстетике и их роли в развитии искусства. Для Востока (символическое искусство) основная категория — возвышенное. Для классики (античность) главная категория — прекрасное. Трагическое и комическое выходят на первый план в кризисные периоды истории и отражают ее реальные противоречия.

Развитие эстетики в России. До конца XVIII в. эстетики как теоретической дисциплины в России не существовало.

Позднее эстетические взгляды во многом определялись противостоянием двух основных идеологических направлений: славянофилов и западников.

Бетховена, Рафаэля, Микеланджело: их искусство дико и бессмысленно, поскольку оно непонятно народу. Подвергалась сомнению Толстым и ценность собственного творчества. Гораздо важнее ему казались народные сказки и другие рассказы для народа, чьи главные достоинства — доступность, понятность. Этическое и эстетическое связаны, по мысли Толстого, обратно пропорционально: чем больше эстетического, тем меньше этического.

Во второй половине XIX в. на смену традиционному искусству приходит современное искусство. Параллельно с этим, начиная уже с Ф. Ницше (1844-1900), традиционная эстетика постепенно вытесняется современной эстетикой. Встает не разрешенная и сейчас задача включения в современную эстетику всех тех позитивных идей, которые содержались в традиционной эстетике и которые выдержали испытание опытом современного искусства.

Подводя итог этому краткому очерку развития эстетики, можно еще раз подчеркнуть, что эстетика как наука имеет такую же древнюю историю, как и сама философия.

Понятие "эстетика" происходит от греческого "айстетикос" - чувствующий, чувственный. Эстетическим первоначально называли все, что чувственно воспринимается. Затем под эстетическим стали понимать те явления действительности и продукты человеческой деятельности, которые обладают определенной упорядоченностью и которые вызывают в нас особые переживания прекрасного, возвышенного, трагического, комического.
Эстетика родилась как область познания, в которой ставилась цель:
• во-первых, описать, изучить особенности эстетических явлений, выявить в них общее, существенное;
• во-вторых, понять их основу, смысл, их место в бытии;
• в-третьих, изучить процесс созидания этих ценностей, выявить законы и принципы эстетического творчества и восприятия, если они имеются, и научиться применять их;
• в-четвертых, изучить закономерности воздействия эстетических явлений действительности и произведений искусства на сознание и волю человека и использовать эти закономерности.
В период нового времени происходит коренное изменение миропонимания.
• Бытие начинает мыслиться в трех категориях: природа, человек, культура.
• Из состава бытия все более вытесняется Бог, на его место становится природа, которая мыслится как непосредственная данность, совокупность вещей, данных человеку в опыте, общее понятие для веществ и энергий, сущностей и закономерностей.
• Человек рассматривается как часть природы и в то же время как личность, индивидуально неповторимое, самостоятельное существо.
• Под культурой мыслится то, что находится между природой и субъектом, то, что человек сам создает своей деятельностью.
Переосмысливается проблема эстетического, и искусство.
- Возникает сначала концепция, а затем обстоятельно обоснованная теория субъективной природы эстетического. В 1750 году Баумгартен печатает свою "эстетику", в которой он под эстетическим понимает чувственное познание и предлагает дополнить две части философии - онтологию, учение о бытии, и логику - учение о мышлении, третьей частью - эстетикой теорией чувственного познания. Считается, что с этого времени эстетика приобрела собственный статус, свой предмет и превратилась в самостоятельную науку.

Гегелю удалось теоретически включить в эстетическое и искусство содержание всемирно-исторического развития, он рассматривал искусство и эстетическое в действительности как низшую ступень познания истины. Этот этап преодолен религией и философией.
Эстетическое как познание истины в чувственной форме доминировало в тот исторический период, когда общее не отделилось от живого существования в отдельном, закон не противопоставлялся явлению, а цель средству, но где одно постигалось через другое.
Категории эстетики рассматривались как формы осознания и преодоления противоречий: прекрасное - счастливый момент в историческом процессе, когда преодолеваются противоречия между необходимостью и свободой, всеобщим и индивидуальным, между холодным требованием долга и горячим чувством симпатии и любви, и устанавливается гармония между обществом и личностью. Трагическое он рассматривал как нарушение гармонии, борьбу обособленных сил, а комическое как благожелательность, уверенность в своем безусловном возвышении над собственным противоречием.
Гегель выводил эстетическое из самих недр бытия - абсолютной идеи, которая развиваясь, воплощается или развертывается в объективные и субъективные формы существования. Начало развертывания идеи - чистое бытие, оказывается равным ничто, и вот из этого ничто возникает все. В мышлении можно начинать с ничто, но затем понятие обогащается многочисленными определениями и восходит к конкретному.
Россия Нового времени.
В период нового времени в России можно говорить о русской религиозной эстетике, находившаяся вроде бы на. периферии культурных движений XIX-ХХ вв., четко и ясно выразившей многие сущностные проблемы духовной культуры своего времени, да и культуры в целом Бердяев(яркий представитель религиозной эстетики) придерживался мистико-романтической ориентации. Одной из главных тем его философии стала концепция творчества; различал искусство языческое и христианское; выделял два основных типа художественного творчества - реализм и символизм..
Можно выделить наиболее рельефные идеи этой эстетики:
1. Ощущение или даже ясное понимание глубинного родства искусства и религии; искусства и внеземной духовной сферы; усмотрение сути искусства в выражении (явлении, презентации) объективно существующего духовного мира; констатация реальности контакта художника с этим миром в процессе художественного творчества.
2. Осознание драматического разлада между эстетическим и этическим, эстетическим и религиозным сознанием и мучительные попытки преодолеть его на теоретическом или на творчески-практическом уровнях. Особо остро его чувствовали практики - писатели и художники, ибо интуитивно ощущали, что цели и задачи у этики, эстетики и религии близки и лежат в одной плоскости: этика призвана привести личность в согласие с обществом, социумом; эстетика указывала пути гармонизации человека с самим собой и с Универсумом в целом; религия устанавливала мосты между человеком и Первопричиной
бытия - Богом.
3. Напряженные поиски духовного, преображающего начала в культуре и искусстве - как на теоретическом, так и на художественном уровнях.
4. Теургия как выведение художественного творчества за пределы собственно искусства в жизнь, преобразование самой жизни по эстетическим и духовным законам творчества, опирающегося на божественную помощь.
5. Были, наконец, сформулированы сущностные характеристики важнейшего феномена православной культуры и главной категории эстетического сознания - иконы.

В подходе Вл. Соловьёва сущностью красоты является всеединство, или единство духа ума и души, а конкретно-чувственное, физическое является лишь формой проявления сущего, которая не является неизбежной, необходимой, внутренне присущей красоте. Абсолютная красота сущ. вне физического воплощения.

В период Нового времени происходит коренное изменение миропонимания.
Бытие начинает мыслиться в трех категориях: природа, человек, культура.
Из состава бытия все более вытесняется Бог, на его место становится природа.
Человек рассматривается как часть природы и в то же время как личность, индивидуально неповторимое, самостоятельное существо.
Под культурой мыслится то, что находится между природой и субъектом, то, что человек сам создает своей деятельностью.
Переосмысливается проблема эстетического, и искусство.

С этого времени эстетика приобрела собственный статус, свой предмет и превратилась в самостоятельную науку.

Кант:
• искал природу эстетического в человеке, в его способностях.
• пришел к выводу, что мы познаем то, что создано нашим умом посредством чувственных созерцаний и рассудочных категорий
• мир природы, и мир человека, мир морали оказались разорваны. Эстетическое, по Канту, искомая примиряющая способность. Примирение достигается по принципу эстетического суждения.

У неокантианцев эстетическое стало сводиться к эстетическому сознанию.

Гегель : присутствие идеи в конкретном явлении.
• красота есть видимость идеи на ступени ее высшего развития;
• красота - это возвращение духа к себе в форме чувственного созерцания.
• красота и эстетическое- это чувственное созерцание истины, которая с наибольшей полнотой достигается в искусстве.
Категории эстетики рассматривались как преодоления противоречий:
Прекрасное - счастливый момент в историческом процессе, когда преодолеваются противоречия между необходимостью и свободой, всеобщим и индивидуальным.
Трагическое как нарушение гармонии, борьбу сил.

Барокко:
Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре:
1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов:
а) фасад становится декорацией
б) фасад - как изображение несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна – то как пролеты, то как изобразительный элемент
2. Стилизация одних форм под другие
3. Излишества различного рода (детализация, обилие украшений).

Файлы: 1 файл

7 Эстетика Нового времени.doc

Прежде чем переходить к обсуждению основных направлений искусства Нового времени отметим, что единым социально-экономическим основанием эпохи Нового времени, предопределившим относительное единство этого периода европейской культуры, стало дальнейшее развитие буржуазно-экономических отношений. Это способствовало тому, что единым мировоззренческим стрежнем эпохи было: секуляризация, дальнейшее развитие позиции индивидуализма и укрепление и торжество рационалистического типа сознания (развитие и абсолютизация которого привели к возникновению оппозиции - ир-рационалистичсского мироощущения).

Нормативно- рационалистическое направление. Классицизм

Главное назначение искусства классицизма - демонстрация мира, где поступки человека находятся в полном согласии с мировым разумом, управляющим миром. Это, по сути, обозначает необходимость принесения индивидуальных интересов в жертву всеобщим, общественным. Т. е. человек классицисткого идеала должен отказаться от личного счастья во имя исполнения морального долга. И поэтому центральная эстетическая категория классицизма - героическое (представлена еще в искусстве античности).

Для мщения отца исполню все, что можно, Но я бы все-таки счастливою была, Когда бы ничего исполнить не могла.

Основные принципы классицизма можно представить в соотнесении с ключевыми позициями философии рационализма (Р. Декарт):

■ в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам. В поэзии, по Буало (крупнейший теоретик классицизма Никола Буа-ло-Депрео), фантазия и чувство должны быть подчинены разуму:

Но нас, кто разума чаконы уважает, Лишь построение искусное пленяет.

Он же писал, обращаясь к поэтам и призывая их убеждать логикой

Так пусть же будет смысл всего дороже вам. Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам.

■ поэтому надо отвергнуть все прежние знания и умения, поставив на их место или вновь добытые, или старые, но проверенные разумом знания.

■ отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом.

Четыре правила метода Р. Декарта в соотнесении с нормативами классицизма:

Правило 1. Никогда не принимать за истину то, что не представляется уму ясно и отчетливо. - Следуя Декарту, Буало пишет, что красота должна обладать атрибутами ясности, логической четкости, геометрической выверенности: необходимо стремиться к

■ уравновешенной композиции (центральная композиция, овальные формы и одинаковые углы, обобщение формы через изгнание всего несущественного и индивидуального),

■ архитектоничности (симметрия и замкнутость через использование определенного числа фигур с предпочтением нечетного

Правило 2. Делить исследуемое на части, что помогает лучше понять целое. Этому соответствует четкое выделение трех планов и основных групп в художественной композиции.

Правило 3. Выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность. Это соответствует требованию классицизма трехпланового построения композиции и кулисности (выделение центральной группы и уравновешивающих ее двух или нескольких симметричных групп переднего плана).

Правило 4. Составлять всегда полные перечни этих элементов для достижения уверенности в отсутствии упущений. Классицизм создал список требований, которым должны соответствовать как живописные, так и поэтические произведения:

другу- В поэзии высшее место занимает трагедия, непосредственно обращающаяся к воплощению категории героического; комедия признается Буало только как комедия характеров. В живописи, согласно Никола Пуссену, разработавшему строгую регламентацию живописных жанров, высшее место занимает историческая картина (исторические, библейские и сюжеты из греческой мифологии); следующая ступень отводится портрету и пейзажу. Бытовой жанр и натюрморт в живописи классицизма отсутствовали, т.к. они никак не могут передать героическое начало человека.

■ Язык может использоваться только высоко литературный, соответствующий критериям понятности, общедоступности и вместе с тем высокому изяществу. В классицизме используется французский язык (родина классицизма - Франция), обогащенный посредством правил, основанных на изучении греческих, латинских и итальянских образцов.

■ Правило трех единств - единство времени, места и действия (действию надлежит проходить в одном месте, в пределах одних суток, должна быть только одна сюжетная линия).

■ Тождество характера - характеры героев не должны показываться в развитии и становлении.

Это способствует лишению героев индивидуальных черт, иначе говоря, максимальной обобщенности, т.е. рационализации. Не случайно главным методом в живописи стала предельная аллегоризацин, позволяющая кодировать посредством аллегории эмоциональное отношение. Поэтому реальных людей в их современных одеждах и окружении классицизм не изображает.

Таким образом, классицизм делал акцент на изображении идеализированного реального мира (идеальные тела, ландшафты и отношения), другое направление нормативно-рационалистической линии Нового времени - реализм - ориентировался на реальное состояние материального мира.

Реализм тесно связан с развитием аналитических способностей человека, критического мышления, с устремленностью к логике здравого смысла. Предельная объективность, конкретно-историческое отражение действительности, анализ физической основы человеческого существования - основные цели реализма. Обращаясь к изображению фактов жизни, реализм вовсе не копирует ее (как это позже делал натурализм), но выявляет наиболее существенные проявления бытия. Поэтому первоначально идеалом человека в реализме (в рамках барочного реализма - предпосылка для возникновения собственно реализма) стал практический человек, максимально деловитый и простой.

Предпосылкой создания такого идеала стал кальвинизм - ответвление протестантизма, согласно которому судьба человека предопределена божественным провидением. Хотя человек и не знает своего предопределения, но он может его постичь на основе успеха (или неудачи) своей повседневной деятельности. Поэтому идеалом человека и становится тот, кто добивается успеха в каком-либо деле - это богоугодный человек. Деловитость (практичность) и простота -два главных качества такого человека.

Читайте также: