Гдр после второй мировой войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вторая мировая война (1939-1945 гг.), с которой нацистское государство связывало достижение всеевропейского господства и устранение противостояния с СССР, окончилась для Германии полным военным и политическим поражением. После военной капитуляции (8 мая 1945 г.) прежнее германское государство и номинально, и практически прекратило свое существование. Власть в стране и все функции управления перешли к военной администрации оккупировавших Германию держав.

В продолжение переходного периода (1945-1949 гг.) восстановление германской государственности было осложнено, во-первых, разрушительными последствиями войны, во-вторых, нарастанием противоречий между прежними союзниками по вопросам о будущем государственно-политическом устройстве Европы, в том числе Германии. Это привело в итоге к расколу Германии и к установлению на десятилетия особого оккупационного режима , подразумевавшего ограниченный суверенитет вновь образованных германских государств.

5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавалась под администрацию Великобритании (наибольшая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению подлежала столица – Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий, решения в котором принимались бы по принципу единогласия. В каждой зоне создавалось собственное управление по типу военного губернаторства. На губернаторов возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, осуществления политики денацификации и демилитаризации, а также преследования нацистских преступников, возвращения ранее насильственно перемещенных лиц и военнопленных всех национальностей.

После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического направления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения (хотя и в разных целях с позиций СССР и западных держав). В восточной зоне оккупации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-демократическая и Коммунистическая партии. Под давлением советской администрации и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Социалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марксизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу. В оккупационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия – Христианско-демократический союз (июнь 1945 г.); в Баварии аналогичным по направленности объединением стал Христианско-социальный союз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократического республиканизма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности. Одновременно возродилась в западных зонах и Социал-демократическая партия Германии (июнь 1946 г.).

Образование ФРГ и ГДР

ФРГ охватила примерно 3/4 прежней территории страны. Суверенитет ее был ограниченным. Согласно принятому в апреле 1949 г. Оккупационному статуту правительства США, Великобритании и Франции в лице своих губернаторов сохраняли контроль за соблюдением конституционного строя, внешней торговлей, внешними сношениями и международными соглашениями Германии, осуществлением демилитаризации, включая вмешательство в этих целях во все сферы хозяйственной и научной жизни; оккупационные войска обладали хозяйственной и правовой экстерриториальностью. Впоследствии Статут был несколько пересмотрен в пользу самостоятельности ФРГ.

Параллельно шел процесс возрождения государственности в восточной зоне – но при доминирующем влиянии Советской военной администрации (СВАГ). СВАГ обладала высшими законодательными и административными полномочиями в восточной части Германии. Под руководством СВАГ здесь было в первую очередь восстановлено местное самоуправление – краевые и земельные собрания (ландтаги). Важнейшее значение имела провозглашенная 25 февраля 1947 г. ликвидация Прусского государства – его территория была распределена между новыми землями-областями. Влияние СЕПГ в восточной зоне определило то, что краевые и земельные собрания конституировались по советскому типу; выборы в них были проведены на принципах классовой демократии.

В условиях отсутствия единой собственной администрации восточной зоны, кроме правительств земель и краев, организационно-политическая роль перешла к ЦК СЕПГ, действовавшему под руководством СВАГ. СЕПГ инициировала проведение масштабных экономических реформ, прежде всего аграрной и финансово-промышленной, которые на деле свелись к общей конфискации крупной и средней собственности прежних владельцев и перераспределении ее на социалистических началах. В ходе проведения этих реформ сложился разветвленный партийно-управленческий аппарат, взявший на себя доверенные от СВАГ государственные функции. В качестве единого общественно-политического органа с декабря 1947 г. в восточной зоне стал функционировать Немецкий народный конгресс: он выполнял как бы представительские функции без точных государственных полномочий. Теоретически ННК должен был играть объединительную роль, однако его позиции в западных зонах были незначительны. С началом обособления западных зон в 1948 г. конгресс превратился практически в законосовещательный представительный орган только восточной Германии. Его состав стал определяться на выборной основе – от образовавшихся на Востоке партий и общественных движений. 2-ой ННК (март 1948 г.) образовал Немецкий народный совет, который должен был провести основные мероприятия по конституированию государства в советской зоне оккупации. В мае 1949 г. 3-ий ННК утвердил разработанную СЕПГ конституцию демократически-советского типа, провозгласил образование межпартийного общественно-политического Национального фронта демократической Германии. По сути, государственное обособление восточной зоны было завершено. Официальное провозглашение образования восточного государства – Германской Демократической республики – состоялось 7 октября 1949 г. на сессии Немецкого народного совета, который объявил себя высшим органом государственной власти (Временной народной палатой) и в течение ближайшего года провел основные конституирующие новое государство мероприятия.

Боннская конституция 1949 года

Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти сравнительно с тем, что было установлено в Ваймарской конституции. Эти внутренние политические и правовые задачи многое предопределили в содержании основного закона восстановленной республики. Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет – в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства (а также еще 5 делегатов Берлина). В Парламентском совете оказались в итоге представленными все основные политические партии тогдашней Германии: Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз (Баварии), СДПГ, Свободная демократическая партия, КПГ и др. 8 мая 1949 г. большинством голосов (53:12) Совет принял конституцию ФРГ. Затем она была утверждена ландтагами земель (кроме Баварии), западными военными губернаторами, и 23 мая 1949 г. Конституция ФРГ вступила в силу.

Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в значительной степени прогрессивным документом, оказавшим большое влияние на развитие конституционного права в Новейшее время.

Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представительство – бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат, – представительство федеративных земель, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения (свыше 2 млн. жителей – 4 голоса, свыше 6 млн. – по 5 голосов). Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.

Главой государства федерации считался президент. Он избирался особым федеральным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет. Однако сравнительно с Ваймарской конституцией полномочия президента были небольшими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерального канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральный канцлер. Его избирал бундестаг, следуя партийному большинству. Он устанавливал основные положения политики и нес за нее полную ответственность.

Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избирали поровну бундестаг и бундесрат, они пользовались как и все судьи полной независимостью и неприкосновенностью. Конституционный суд выносил решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности или нет действий органов государственной йласти или законодательных постановлений в отношении прав гражданина (это последнее было почерпнуто из американского конституционного опыта деятельности Верховного суда). Конституционный суд был практически организован лишь в августе 1951 г.

Эволюция государственной системы ФРГ

Первые выборы, согласно Боннской конституции, прошли в Западной Германии в августе 1949 г. Выборы принесли только относительное первенство блоку партий ХДС/ХСС (31% на 29% мест социал-демократов). Поэтому решающей силой в определении судеб правительства стала незадолго до того образовавшаяся (1948) Свободная демократическая партия, декларировавшая либерально-республиканские позиции (12% мест на выборах 1949 г.). В итоге политического соглашения между партиями сформировался союз ХДС/ХСС и СвДП, который на протяжении почти двадцати лет оставался правящим блоком (1949-1968 гг.).Правительство возглавил лидер ХДС канцлер К. Аденауэр, с деятельностью которого связано было скорее возрождение Германии, установление новых отношений почти равноправного партнерства с западными державами, заключение мирного договора с СССР о послевоенном устройстве. 7 сентября 1949 г. открылось первое заседание западногерманского бундестага.

В первой половине 1950-х гг. государственно-политический статус ФРГ изменился – главным образом благодаря внешнеполитическим обстоятельствам нарастания напряженности во взаимоотношениях США и СССР. В 1952 г. был заключен новый договор оккупационных держав об их взаимоотношениях с властями ФРГ, полномочия германского государства были расширены. В 1955 г. в связи с присоединением ФРГ к военно-политическому союзу НАТО (Североатлантическому блоку) оккупационный статут был отменен, и ФРГ получило все права суверенного государства. В конституцию были внесены поправки, предусматривающие введение всеобщей воинской обязанности и создание армии, было создано и федеральное Министерство обороны (1955).

Государственная деятельность 1960-х -1970-х гг. протекала при значительном реальном возрастании влияния правительства на принятие властных решений. До 80% принятых законов издавалось по инициативе правительства, свыше 2/3 прочих нормативных документов было актами чисто правительственной деятельности. Законом о стабилизации экономики (1967) правительству были предоставлены чрезвычайные права в расходовании бюджета. Существенно увеличился государственный административный аппарат федерации. Большую роль в нем, наряду с примерно 15 министерствами, стало играть обширное Ведомство федерального канцлера (включавшее в себя 6 отделов, ще разрабатывались и контролировались направления политики в сфере права и управления, иностранных и внутренних дел, экономики и финансов и т. д.)

В конце 1960-х гг. правящая долгие годы коалиция ХДС/ХСС и СвДП распалась. К власти пришел блок СДПГ и СвДП. В период руководства СДПГ были приняты важные государственно-политические решения. ФРГ признала в специальных договорах нерушимость послевоенных границ (с Польшей и СССР), были заключены первые международные соглашения с другим германским государством – ГДР, чем оба государства взаимно признали существование друг друга (1974). Новое партийное большинство оказалось недолговечным. В 1982 г. в обстановке политической напряженности, вызванной в том числе серией политических скандалов в руководстве СДПГ, коалиция СДПГ/СвДП распалась, и к власти вновь пришел Христианско-демократический союз, возглавленный новым выдающимся политиком канцлером Г. Колем. Последние десятилетия XX в. в государственно-политическом отношении были связаны для ФРГ с господством консервативного блока ХДС/ХСС, программные установки которого позволили реализовать поворотное в истории Германии Новейшего времени развитие общей политической ситуации.

Эволюция конституционного строя ГДР

Верховным органом государственной власти в ГДР была Народная палата. Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депутатские места распределялись по квоте между партиями (117 мест – СЕПГ, по 52 – другим, остальные прочим общественным организациям – на основании закона 1958 г.). Особенностью было то, что избирались также и заместители депутатов, которые занимали их места, если те переходили на другую работу. Народной Палате принадлежали права законодательства, контроль за деятельностью правительства, вотирование бюджета.

Кроме Народной палаты, первоначально была сформирована и Палата земель – на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельное территориальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была упразднена, и парламент стал однопалатным.

Народная палата стояла во главе системы народных представительств областей, округов. Формально будучи провозглашены органами государственной власти на местах, местные представительства были полномочны только обеспечивать общественный порядок, культурно-просветительную деятельность на своей территории, т. е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоящие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих.

Главой государства был президент. Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949 г. старейший коммунист В. Пик). Президенту принадлежали важные государственные полномочия: опубликования законов, членство в правительстве, международное представительство, право помилования. С кончиной В. Пика в 1960 г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручался также надзор за местными органами власти, он образовывал Национальный совет обороны – особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали полномочия любого органа власти, кроме Центрального комитета СЕПГ.

Народная палата также образовывала правительство – Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.).Правительство также считалось коалиционным (по партиям), но важные посты вручались только представителям СЕПГ.

Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значительная часть новых идейно-политических правоположений Конституции была обусловлена необходимостью согласовать государственно-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосударственной жизни.

Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. – государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (преобразовавшейся в Партию демократического социализма) отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т. к. большинство населения не поддержало партию на выборах в местные органы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь 1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократическому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Германии статус правящей партии.

Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.


После Второй мировой войны в Европе в мае 1945 года территория бывшего Третьего Рейха была разделена на 4 оккупационные зоны, которые контролировали государства-союзники — СССР, США, Великобритания и Франция, а также часть территорий восточнее реки Одер отошла к Польше. Восточная Пруссия вошла в состав СССР как Калининградская область. На пространстве между Рейном и Одером вскоре появилось два государства — ГДР и ФРГ. Первое ориентировалось на СССР, а второе — на США.

На пути к разделу

Вскоре после капитуляции Третьего Рейха состоялось подписание Берлинской декларации 5 июня 1945 года.

Германия. Оккупационные зоны

Рис. 1. Германия. Оккупационные зоны.

Согласно её условиям, верховную власть на территории Германии в границах на 31 декабря 1937 года приняли четыре державы-победительницы. Они поделили Берлин на четыре оккупационных сектора, а территория государства была разделена следующим образом:

  • В советскую зону оккупации вошли: Саксония, Магдебург, Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург, Анхальт и Западная Померания.
  • Британская включала в себя Вестфалию, Ганновер, Брауншвейг, Ольденбург.
  • Американская оккупационная зона включала в себя Баварию, Гессен, северные районы Бадена и Вюртемберга.
  • В зону оккупации французов вошли южные районы Рейнской области, Бадена и Вюртемберга.

Политические партии сначала были запрещены, но вскоре в зоне оккупации СССР восстановили коммунистическую партию. В зонах оккупации союзников появилась также ХДС — Христианско-демократический союз. В 1946 году в зоне оккупации СССР появилась СЕПГ — Социалистическая единая партия Германии.

С декабря 1946 года были объединены две зоны оккупации — британская и американская. Эта территория получила название Бизония. В июне 1948 году появилась Тризония — французскую зону оккупации объединили с Бизонией.

В период деления Германии на оккупационные зоны велась работа по её демилитаризации, денацификации, демократизации. Жителей водили на экскурсии в концлагеря и заставляли смотреть фильмы о преступлениях нацизма в кинотеатрах, чтобы те могли получить продуктовые карточки.

ГДР и ФРГ 1949

Рис. 2. ГДР и ФРГ 1949.

Появление двух немецких государств

Между союзниками обострились разногласия по части выплат репараций с западных германских территорий советской стороне. В июне 1948 года были проведены две денежные реформы — одна в Тризонии, другая на восточных землях. Из-за расхождения экономических интересов стран-победителей советская сторона блокировала Западный Берлин и закрыла границы своей оккупационной зоны.

Разделение Германии на ФРГ и ГДР продолжалось до 1990 года. В ООН они были приняты в 1973 году, значительно раньше, чем разделённые страны Азии — Южная Корея и КНДР. Символом разделения Германии стала возведённая в 1961 году Берлинская стена. Она просуществовала 30 лет и отделяла Западный Берлин от остальной столицы ГДР.

Конрад Аденауэр

Рис. 3. Конрад Аденауэр.

Что мы узнали?

Для понимания Новейшей истории период Холодной войны следует знать, почему и как произошел раскол Германии на две части к 1949 году. Кратко говоря о распаде Германии на 2 государства, из-за расхождений в экономической идеологии стран-победителей, а также из-за начала противостояния СССР и США, существование единого немецкого государства в конце 1940-х стало невозможным.

На последнем этапе второй мировой войны территория фашистской Германии освобождалась всеми прогрессивными силами. Особая роль принадлежала Советскому Союзу, США, Великобритании и Франции. После подписания капитуляции в мае 1945 года нацистское правительство было отправлено в отставку. Управление страной передавалось Межсоюзническому контрольному совету.

Для совместного контроля над Германией страны-союзники разделили её территорию на четыре оккупационные зоны для перевода на рельсы мирной жизни. Разделение выглядело следующим образом:

  1. Советская зона включала Тюрингию, Бранденбург и Мекленбург;
  2. Американская зона составляла из Баварии, Бремена, Гессена и Вюртемберга-Гогенцоллерна;
  3. Британская зона охватывала Гамбург, Нижнюю Саксонию, Шлезвиг-Гольштейн и Северную Рейн-Вестфалию;
  4. Французская зона образовывалась из Бадена, Вюртемберга-Бадена и Рейнланд-Пфальца.

В особую зону выделялась столица Германии город Берлин. Хотя он располагался на землях, отошедших в результате раздела к Советской оккупационной зоне, управление им передавалось Межсоюзнической комендатуре. В нём же расположился главный орган управления страной – Союзнической контрольный совет.

Управление оккупационными зонами проводили зональные военные администрации. Они выполняли властные полномочия до избрания временного правительства и проведения общегерманских парламентских выборов.

Образование ФРГ

В последующие три года происходит сближение западных зон оккупации (американской, британской и французской). Военные администрации проводит постепенное восстановление представительных органов (ландтагов), проводят реформы и восстанавливают историческое территориальное деление германских земель. В декабре 1946 года английская и американская зоны объединяются и образуют Бизонию. Были созданы единые органы управления и объединённый орган верховной власти. Его функции стал выполнять Экономический Совет, избранный ландтагами в мае 1947 года. он был наделён полномочиями принимать общие для всех земель Бизонии финансово-экономические решения.

Готовые работы на аналогичную тему

План Маршалла – это программа оказания помощи США европейским странам для послевоенного восстановления экономики. Получил название по имени инициатора – государственного секретаря США Джорджа Маршалла.

Он послужил объединяющим фактором. В Бизонии были созданы новые органы власти: Верховный суд и Совет земель (правительственная палата). Центральная власть была передана Административному Совету, отчитывающемуся о своих действиях Экономическому Совету. В 1948 году французская оккупационная зона присоединилась к Бизонии, образовав Тризонию.

Лондонская встреча шести стран-победительниц (США, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Франция) летом 1948 года завершилась принятием решения о создании отдельного Западногерманского государства. В июне этого же года на территории Тризонии была осуществлена денежная реформа и начала разработка конституции. В мае 1949 года была одобрена западногерманская конституция, закреплявшая федеративное устройство государства. На следующей сессии государств-победителей в июне 1949 года раскол Германии был признан официально. Новое государство получило название Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ФРГ вошли три четверти всех немецких территорий.

Образование ГДР

Параллельно проходило образование государства в Советской оккупационной зоне. Кратко ключевые вехи этого процесса выглядят следующим образом. Советская военная администрация (СВАГ) объявила о ликвидации Прусского государства и восстановила ландтаги. Постепенно вся полнота власти передавалась Немецкому народному конгрессу. СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) инициировала в мае 1949 года принятие конституции советского типа. Был образован межпартийный Национальный фронт демократической Германии. Это послужило основой провозглашения 7 октября 1949 года восточногерманского государства ГДР (Германской Демократической Республики).

Приняв капитуляцию Германии в 1945 году, оккупационные власти приняли на себя управление страной. В трех западных зонах Германии у власти находилась администрация США, Англии и Франции, в восточной зоне - советская военная администрация. Формально союзники не отвергали идею о согласованной политике Германии, но на деле проводили политику, отвечающую их личным интересам. В условиях холодной войны обе части Германии западная и восточная стали развиваться по тому сценарию, который был им предложен либо советской, либо американской администрацией.

7 сентября1949 года была образована Федеративная Республика Германия - государство с капиталистической экономикой в западной части Германии.

7 октября 1949 года в восточной части Германии была образована Германская Демократическая Республика - страна с социалистической экономикой.

Западная Германия включилась в план Маршалла, чем серьезно смогла восстановить экономику в сравнительно короткие сроки. Восточная Германия развивалась по своему сценарию и не могла получать серьезной финансовой помощи, вследствие противостояния Западу. В ФРГ образовалось несколько партий, которые в парламентской борьбе проводили политику в интересах разных слоев германского общества. Эти партии существуют и сегодня: Христианский Демократический Союз (ХДС), Социал-Демократическая Партия Германии (СДПГ), Свободная Демократическая Партия (СвДП). В ГДР также была принята Конституция, было образовано две партии: партия свободных демократов и коммунистическая партия Германии. Однако вскоре коммунистическая партия Германии вытеснила партию свободных демократов и все другие политические образования, и стала единственной партией.

Вывод: таким образом, в 1949 году в Германии окончательно произошел территориальный и идеологический раскол на два государства, объединенные в одной стране и эти государства вступили в длительное историческое противостояние политики, экономики и культуры.

Приняв капитуляцию Германии в 1945 году, оккупационные власти приняли на себя управление страной. В трех западных зонах Германии у власти находилась администрация США, Англии и Франции, в восточной зоне - советская военная администрация. Формально союзники не отвергали идею о согласованной политике Германии, но на деле проводили политику, отвечающую их личным интересам. В условиях холодной войны обе части Германии западная и восточная стали развиваться по тому сценарию, который был им предложен либо советской, либо американской администрацией.

7 сентября1949 года была образована Федеративная Республика Германия - государство с капиталистической экономикой в западной части Германии.

7 октября 1949 года в восточной части Германии была образована Германская Демократическая Республика - страна с социалистической экономикой.

Западная Германия включилась в план Маршалла, чем серьезно смогла восстановить экономику в сравнительно короткие сроки. Восточная Германия развивалась по своему сценарию и не могла получать серьезной финансовой помощи, вследствие противостояния Западу. В ФРГ образовалось несколько партий, которые в парламентской борьбе проводили политику в интересах разных слоев германского общества. Эти партии существуют и сегодня: Христианский Демократический Союз (ХДС), Социал-Демократическая Партия Германии (СДПГ), Свободная Демократическая Партия (СвДП). В ГДР также была принята Конституция, было образовано две партии: партия свободных демократов и коммунистическая партия Германии. Однако вскоре коммунистическая партия Германии вытеснила партию свободных демократов и все другие политические образования, и стала единственной партией.

Вывод: таким образом, в 1949 году в Германии окончательно произошел территориальный и идеологический раскол на два государства, объединенные в одной стране и эти государства вступили в длительное историческое противостояние политики, экономики и культуры.

Разделение Германии на Западную и Восточную после окончания Второй мировой войны до сих пор является поводом для дискуссии среди самих немцев и политиков. Спорят они не только о разнице в качестве жизни в этих двух странах, но и о том, действительно ли Германия окончательно воссоединилась в единое государство.

Современное правительство Германии демонизирует ГДР, считая, что это была ужасная социалистическая диктатура, где человек ни во что не ценился, а на улицах творилось беззаконие. Однако среди бывших жителей ГДР до сих пор есть ностальгия по социалистическому прошлому, которое было уничтожено капитализмом.

Политика и экономика ГДР регулировались согласно социалистическим ценностям. Например, в 1952 году Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) провозгласила курс на строительство социализма в Германии. В этом страна опиралась на поддержку и опыт Советского Союза.

Раскол страны на два враждующих лагеря повлек за собой экономические трудности. Многие люди продолжали исповедовать капиталистические принципы и саботировали цель строительства социализма. Для того чтобы окончательно разделить страны, в 1961 году было принято решение о строительстве Берлинской стены, которая разделяла Берлин пополам.

Трудно оценить, как этот шаг повлиял на развитие ГДР. Споры об этом ведутся до сих пор. Многие историки считают, что в отношении Восточной Германии социалистическая экономическая модель оказалась неэффективной, что привело к огромной разнице в качестве жизни между Западными и Восточными немцами.

Факты говорят о другом. К 1969 году, то есть за 20 лет существования социалистической Германии, промышленное производство в ГДР выросло в 5 раз, а национальный доход более чем в 4 раза. ГДР прилагала большие усилия к всестороннему укреплению взаимоотношений между странами социалистического блока.

К 1990-му году политика и экономика ГДР не выдержали наступивших преобразований. Перестройка, поводившаяся в СССР, нанесла огромный удар по экономике всех стран социалистического лагеря. В конце 1980-х канцлер Западной Германии – ФРГ – Гельмут Коль потребовал от Михаила Горбачева содействия в объединении Германии. В этот момент ГДР оказалась без всякой поддержки со стороны СССР. Став беспомощной, ГДР вошла в состав ФРГ.

В землях Восточной Германии до сих пор существует некая ностальгия по социалистическому прошлому.

Жители Восточной Германии до сих пор более лояльны к России, чем западные немцы. Согласно соцопросам, почти две трети восточных немцев хотели бы большей близости с Россией. Эксперты сегодня предсказывают, что Восточная Германия еще 15-20 лет будет зависеть от финансовой помощи извне.

Читайте также: