Высказывания писателей о творчестве лермонтова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Каким был Михаил Лермонтов, один из величайших поэтов Золотого века русской литературы? Какие воспоминания о Лермонтове сохранились у знавших его современников? Какую оценку его творчеству дали выдающиеся русские писатели и публицисты? Читайте подборку в нашем материале.

Михаил Юрьевич Лермонтов вспыхнул на поэтическом небосводе России яркой и неповторимой звездой, но, к сожалению, сгорел рано, оставив огненный след в творчестве множества писателей и поэтов. Какие воспоминания о Лермонтове сохранились в письмах и дневниках его современников? Что о творчестве Лермонтова думали Белинский, Достоевский, Брюсов — писатели и публицисты разных эпох и направлений?

Наша подборка поможет пролить свет на жизнь и творчество Лермонтова, а также будет полезной при написании сочинений о произведениях Лермонтова, подготовке к урокам, посвященным жизни и наследию поэта.

Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою. Тут, кажется, соприсутствуешь духом таинству мысли, рождающейся из ощущения, как рождается бабочка из некрасивой личинки. Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы: все на месте, все необходимо, потому что все перечувствовано прежде, чем сказано, все видено прежде, чем положено на картину. Нет ложных чувств, ошибочных образов, натянутого восторга: все свободно, без усилия, то бурным потоком, то светлым ручьем, излилось на бумагу.

«Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им насмерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения.

С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.

Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.

Литература. 8 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1

«Лермонтова я тоже видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Шаховской, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год. У княгини Шаховской я, весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров, лишь издали, из уголка, куда я забился, наблюдал за быстро вошедшим в славу поэтом.

«Сколько он написал нам превосходных стихов. Он проклинал и мучился, и вправду мучился. Он мстил и прощал, он писал и хохотал — был великодушен и смешон. Он любил нашептывать странные сказки заснувшей молодой девочке и смущал ее девственную кровь, и рисовал перед ней странные видения, о которых еще ей не следовало бы грезить, особенно при таком высоко нравственном воспитании, которое она получила.

«Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова. С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником „Отечественных записок“. Я всегда считал и считаю себя не литератором ех ргоfesso, а любителем, прикомандированным к русской литературе по поводу дружеских сношений. Впрочем, и Лермонтов, несмотря на громадное его дарование, почитал себя не чем иным, как любителем, и, так сказать, шалил литературой.

«Лермонтовские герои, истерзанные собственными страстями, ищущие бурь и самому раскаянию предающиеся, как новой страсти, упорно не хотят быть только людьми. Они „хотят их превзойти в добре и зле“ — и, уж во всяком случае, превосходят в страдании. Чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном.

Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто „изобрел“ его мучения.

Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о добре и зле не только как художник, но и как человек, первый потребовал разрешения этого вопроса как неотложной для каждого и насущной необходимости жизненной — сделал дело поэзии делом совести. Может быть, он предчувствовал, какой пламенный отклик найдет впоследствии его зов, когда говорил о себе, что он, Лермонтов, дал первый толчок тому движению, которое впоследствии благодаря Гоголю, Достоевскому и Толстому сделало русскую литературу литературой исповеди, вознесло на высоту недосягаемую, сделало искусством подлинно религиозным.

Литература. 8 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 2

Изучение литературы как искусства способствует развитию у учащихся любви к слову, побуждает к чтению и постижению законов, по которым строится художественное произведение. Учебно-методический комплекс получил положительную экспертную оценку Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

«..Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы.

Речь на торжественном заседании памяти М. Ю. Лермонтова (15 октября 1939 г.).

Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзии мира.

Методические советы

Изучая с классом жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, начните с темы поэта и поэзии. На первом этапе углубите представление ребят о биографии, рассмотрите важную веху в лирике, посвященную судьбе поэта.

Первичное закрепление. Рефлексия

Проведите фронтальную беседу: ответы на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова с опорой на выполнение интерактивных заданий.

  • Какие черты личности английского поэта-романтика находит лирический герой М. Ю. Лермонтова в своём характере, что противопоставляет ему?
  • Как вы думаете, какую роль играет образ океана?
  • В чём причина столь разноречивых оценок его характера?
  • Каким представляется поэт вам?

Закрепление изученного. Рефлексия деятельности на уроке

Домашнее задание

Разбейте класс на мини-группы, предложите ученикам поработать сообща. Пусть каждая группа выберет свою тему для представления на следующем занятии.

Еще мы рекомендуем:

kritika-tvorchestvo-lermontov-otzyvy-sovremennikov

М. Ю. Лермонтов является одной из самых ярких и загадочных фигур в русской классической литературе XIX века.

В этой статье представлена критика о творчестве Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в. о творческом пути великого поэта и прозаика.

Смотрите:
Все материалы по поэме "Демон"
Все материалы по творчеству Лермонтова

Критика о творчестве Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в.

В. Г. Белинский:

"Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! Взгляд чисто онегинский. Печорин – это он сам, как есть.

Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я пред ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества. Большой свет ему надоел, давит его, тем более что он любит его не для него самого, а для женщин."
(В. Г. Белинский - В. П. Боткину, 16 – 21 апреля 1840 г.)

"После Пушкина ни у кого из русских поэтов не было такого стиха, как у Лермонтова, и, конечно, Лермонтов обязан им Пушкину; но тем не менее у Лермонтова свой стих. . В большей части стихотворений Лермонтова он [стих] отличается какою-то стальною прозаичностью и простотою выражения. Очевидно, что для Лермонтова стих был только средством для выражения его идей, глубоких и вместе простых своею беспощадною истиною, и он не слишком дорожил им. Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха; это треск грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули."
(статья "Стихотворения М. Лермонтова", 1842 г.)

". Лермонтов далеко уступит Пушкину в художественности и виртуозности, в стихе музыкальном и упруго-гибком. но содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет – с небом гордая вражда – все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина."
(В. Г. Белинский - В. П. Боткину, 17 марта 1842 г.)


Н. Г. Чернышевский:

"…Решительно ни один из наших поэтов до 1841 года включительно (когда была написана эта статья) не писал стихов таким безукоризненным языком, как Лермонтов; у самого Пушкина неправильных и натянутых оборотов более, чем у Лермонтова…

Каждому известно, что некоторые из наименее зрелых стихотворений Лермонтова по внешней форме – подражания Пушкину, но только по форме, а не по мысли; потому что идея и в них чисто лермонтовская, самобытная, выходящая из круга пушкинских идей. Но ведь таких пьес у Лермонтова немного: он очень скоро совершенно освободился от внешнего подчинения Пушкину и сделался оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина."
("Очерках гоголевского периода русской литературы", 1855-1856 гг.)


П. А. Вяземский:

"Разумеется, в таланте его [Лермонтова] отзывались воспоминания, впечатления чужие; но много было и того, что означало сильную и коренную самобытность, которая впоследствии одолела бы все внешнее и заимствованное. Дикий поэт, т. е. неуч, как Державин например, мог быть оригинален с первого шага; но молодой поэт, образованный каким бы то ни было учением, воспитанием и чтением, должен неминуемо протереться на свою дорогу по тропам избитым и сквозь ряд нескольких любимцев, которые пробудили, вызвали и, так сказать, оснастили его дарование. В поэзии, как в живописи, должны быть школы. Оригинальность, народность великие слова; но можно о них много потолковать. Не принимаю их за безусловные заповеди. "
(П. А. Вяземский - С. П. Шевыреву, сентябрь 1841 г.)


В. Кюхельбекер:

"Простой и даже самый лучший подражатель великого или хоть даровитого одного поэта, разумеется, лучше бы сделал, если бы никогда не брал в руки пера. Но Лермонтов не таков, он подражает или, лучше сказать, в нем найдутся отголоски и Шекспиру, и Шиллеру, и Байрону, и Пушкину, и Кюхельбекеру, и даже Пфейфелю, Глейму и Илличевскому. Но и в самих подражаниях у него есть что-то свое, хотя бы только то, что он самые разнородные стихи умеет спаять в стройное целое, а это не безделица. "
(В. Кюхельбекер, запись в дневнике от 1844 г.)


А. В. Дружинин:

"Во всей истории русской литературы, за исключением личности Пушкина, с каждым годом и с каждым новейшим исследованием становящейся ближе и ближе к сердцу нашему, мы не находим фигуры более симпатичной, чем фигура поэта Лермонтова. Загадочность, ее облекающая, еще сильнее приковывает к Лермонтову помыслы наши.

Большая часть из современников Лермонтова, даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, — говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, — но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу. По словам их,стоило только раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, родившейся в Лермонтове отчасти вследствие огорчений, отчасти просто через прихоть молодости, — для того, чтоб разгадать сокровища любви, таившиеся в этой богатой натуре."
(А. В. Дружинин, статья "Сочинения Лермонтова", 1860 г.)


Ф. М. Достоевский:

Н. А. Котляревский:

"Лермонтов не завещал людям ничего, кроме тревожных, вечно красивых образов, в которых воплотилось неустанное стремление и борение человеческого духа. Изнурительная душевная борьба приводила к ряду вопросов, на которые не было устойчивого ответа. сила вся уходила на поиски. В том виде, в каком поэзия Лермонтова перед нами, она - неразрешенный душевный диссонанс. "
(Н. А. Котляревский, книга "М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения", 1891 г.)

"Едва ли можно сомневаться в том, что Лермонтов, по основному укладу психики, принадлежал к числу так называемых эгоцентрических натур. . Не следует смешивать понятие "эгоцентризма" с понятием "эгоизма".

Его поэтический гений, правда, созрел и дал обильные плоды, но далеко еще не обнаружил всего богатства своих сил. Миросозерцани поэта не вполне определилось. Лермонтов не нашел своего настоящего места в жизни и даже не жил. только играл жизнью, "баловался", растрачивая зря свои силы. . Невольно напрашивается предположение, что период юношеского эгоцентризма затянулся у Лермонтова дольше, чем следует, и поэт умер, не успев выйти из этого периода.

Но, вникая в дело, мы убеждаемся в противном. Если обратимся к тем образным произведениям Лермонтова, которые относятся ко времени расцвета его дарования, то. станет ясно, что эти творения свидетельствуют о чрезвычайно ярком и стойком эгоцентризме - не возраста, а самой натуры их автора. Важнейшие образы, им созданные, от демона до Печорина, оказываются субъективными: в них Лермонтов воспроизвел себя самого или некоторые существенные стороны своей натуры, равно как и свои личные психологические отношения к обществу, к людям, к миру."

(Д. Н. Овсянико-Куликовский, "М. Ю. Лермонтов: К столетию со дня рождения великого поэта", СПб, 1914 г.)

"Произведения Лермонтова, так тесно связанные с его личной судьбой, кажутся мне особенно замечательными в одном отношении. Я вижу в Лермонтове прямого родоначальника того духовного настроения и того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий, которые.. можно назвать "ницшеанством".

Лермонтов, несомненно, был гений, то есть человек, уже от рождения близкий к сверхчеловеку, получивший задатки для великого дела, способный, а следовательно, обязанный его исполнить.

Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему я, - во всех его любовных произведениях, остается нерастворенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма. Я не говорю о тех только произведениях, где, как в "Демоне" и "Герое нашего времени", окончательное торжество эгоизма над неудачной попыткой любви есть намеренная тема.

Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен был бороться, но которому скоро удалось. вызвать поэта лишь на идеализацию его.

. Когда, после нескольких бесплодных попыток переменить жизненный путь, Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме ("Герой нашего времени" и "Валерик").

. Как высока была степень прирожденной гениальности Лермонтова, так же низка была его степень нравственного усовершенствования. Лермонтов ушел с бременем неисполненного долга - развить тот задаток великолепный и божественный, который он получил даром. Он был призван сообщить нам, своим потомкам, могучее движение вперед и вверх к истинному сверхчеловечеству, - но этого мы от него не получили.

Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными для неопытных. Обличая ложь воспетого им демонизма. мы во всяком случае подрываем эту ложь. "

(очерк "Лермонтов", 1899 г. ("Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева", том 8 (философские и другие сочинения последних годов), 1903 г.))

Стихотворения Лермонтова по содержанию можно разделить на 3 группы. К 1-й относятся те, в которых слышится байроновское разочарование в людях и отчуждение от них ("Ангел", "Дума". и др.). Сюда же можно отнести и произведение "Демон", в котором добро ведет борьбу со злом. Здесь лучшие места: картины кавказских гор, роскошных долин Грузии и пр. Ко 2-й группе относятся те произведения, в которых выражается благотворное влияние красот природы на душу человека, теплое выражение сердечной нежности и, наконец, глубокое религиозное раздумье ("Мцыри", "Когда волнуется желтеющая нива". и др.). К 3-й группе можно отнести стихотворения, которые проникнуты благоговение к славе отечества, любовью к русской старине и вообще к родине ("Два великана", "Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича. " и др.).

В стихе Лермонтова слились лучшие свойства стихов первоклассных наших поэтов: "пленительная сладость" Жуковского, сила и изящество стиха Пушкина. В некоторых стихотворениях язык его отличается "алмазной крепостью"."

(Н. Невзорова, статья "М. Ю. Лермонтов", "Сборник статей из образцовых произведений русской словесности. ", 1906 г.)


Это была критика о творчестве М. Ю. Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в. о творческом пути великого поэта и прозаика.

Михаил Юрьевич Лермонтов со всей уверенностью может быть назван великим русским литератором. Его необычайному таланту не дала в полную силу раскрыться короткая, трагично оборвавшаяся жизнь. Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших поэта до самой могилы. Оставшиеся после его смерти работы в жанре поэзии, прозы и драматургии, самые ранние из которых написаны в четырнадцатилетнем возрасте, дают представление о том, какой величины гений был потерян для отечественной и мировой литературы.

высказывания о лермонтове другими поэтами

Проявление нового гения

Необычайный талант Лермонтова стал известен широкой публике в 1837 году, после стихотворения, посвящённого Александру Сергеевичу Пушкину и его роковой гибели. С того времени практически ни один очерк о Лермонтове не обходится без упоминания имени Пушкина, и многие критики начинают считать молодого поэта его преемником.

Луна русской поэзии

Появление трагичного и гневного стихотворения, написанного мало кому тогда известным корнетом Михаилом Лермонтовым, не только вызвало недовольство в высших кругах, но и продемонстрировало, что на литературном небосклоне восходит новое светило. Если Пушкин был безвременно закатившимся солнцем русской поэзии, то пришедший ему на смену Лермонтов стал восходящей луной. В этом аллегорическом сравнении двух великих поэтов кроется даже больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Творчество Пушкина, будь то поэзия или проза, пронизано солнечными лучами и сверкает ярким золотом. В то время как произведения Лермонтова излучают свой неповторимый, яркий и чистый свет, наполненный таинственной, мистической красотой и благородным серебряным сиянием.

афоризмы цитаты и высказывания лермонтов

Оценка Белинским поэзии и прозы Лермонтова

высказывания белинского о лермонтове

Великий писатель и цельная натура

высказывания великих людей о лермонтове

Знаменитые люди о Лермонтове

Михаил Лермонтов был не только литературным гением, но и представителем того общества, к которому принадлежал. Значит, тем ценнее для изучения творческого наследия поэта разнообразные высказывания великих людей о Лермонтове. Примечательно, что далеко не все эти люди были близко знакомы с поэтом, а мемуары многих написаны спустя годы после его смерти, поскольку лермонтовская биография находилась под запретом царской цензуры. Однако в имеющихся письменных источниках от знаменитых современников Лермонтова можно найти много интересного и познавательного материала.

Не столь широко известны, как критические статьи Виссариона Белинского, но представляют не меньший интерес высказывания о Лермонтове другими поэтами, которые можно встретить в посвящённых ему стихотворениях, письмах современников, мемуарах, статьях и т. д.

Аполлон Григорьев о Лермонтове

цитаты афоризмы высказывания фразы лермонтов михаил юрьевич

Поэтические посвящения

Константин Бальмонт о Михаиле Юрьевиче

Своеобразные впечатления и высказывания о Лермонтове другими поэтами нашли отражение во многих посвящённых ему стихотворениях. Например, Константин Бальмонт, известнейший поэт конца XIX – начала XX вв., посвятил памяти Михаила Юрьевича следующие строки:

михаил юрьевич лермонтов цитаты высказывания афоризмы

Лермонтовские цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Цитаты из прозы Михаила Юрьевича

очерк о лермонтове

Цитаты из поэзии Лермонтова

лермонтов михаил юрьевич поэт поколения

Необычное о поэте

Самые интересные факты о Лермонтове включают в себя свидетельства о роковых случайностях, преследовавших его до самой могилы. Суеверность Михаила Юрьевича проявлялась и в твёрдой убеждённости, что над всем его родом лежит проклятие. Некоторые современники поэта приводили рассказанную им историю, будто в день, когда родился Лермонтов, цыганка предсказала ему смерть в молодом возрасте и не от естественных причин. Незадолго до своей гибели поэт предпочёл довериться судьбе, бросив монету: если выпадет орёл – нужно ехать в полк, а если решка – то отправляться в Пятигорск на отдых. Монета упала решкой вверх. Через две недели Лермонтов был убит на дуэли близ Пятигорска.

Другой примечательный факт о поэте – то, что из всех пятнадцати прижизненных портретов ни один не даёт полного представления о его внешности. Описания современников тоже лишены однозначности: одни пишут, что у Лермонтова были большие глаза и высокий лоб, а другие – наоборот, что глаза его были маленькими и узкими, а лоб - низким.

Множество подобных неясностей таится и в обстоятельствах гибели поэта, и в особенностях его личности. Что уж говорить, раз даже знакомые литературного гения не могли точно ответить на вопрос о том, что за человек был Михаил Лермонтов. Лишь в одном современники сходятся: мало кто с первой же встречи проникался к нему добрыми чувствами, поскольку свою ранимую и глубокую натуру поэт обычно прятал под искусной маской злой насмешливости.

самые интересные факты о лермонтове

В заключение

Поэзия и проза Лермонтова так близки читателям, поскольку множество людей оказывались в похожем социальном окружении, решали те же непростые дилеммы и проходили через те же испытания. Однако лишь Лермонтов обладал достаточным талантом, чтобы передать это мироощущение.

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и собственных цитатах

М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и собственных цитатах

Все знают, что Лермонтов был великим поэтом и писателем. Но знаете ли вы, что он играл на флейте? Любил проказничать, рассказывать анекдоты и ездить верхом. Слыл неприятным человеком и страшным насмешником - и в тоже время притягивал людей к себе.

Все это - в цитатах современников Лермонтова, людей, знавших его лично или живших с ним в одну эпоху, а также в выдержках из самого поэта.

Детство

В юнкерской школе в Санкт-Петербурге

Внешность

  • А. М. Меринский: Лермонтов был брюнет, с бледновато-желтым лицом, с черными как уголь глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось.
  • И. И. Панаев: Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом.
  • М. Е. Меликов: Во время вспышек гнева они [глаза его] были ужасны.
  • А. Ф. Тиран: Лермонтов имел некрасивую фигуру: маленького роста, ноги колесом, очень плечист, глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные. Ездил он верхом отлично.

Характер

Лермонтов и высший свет

Хобби

  • А. И. Арнольди: В свободное от службы время, а его было много, Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды, и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани, с цепью снеговых гор на горизонте, при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов, а также голова горца, которую он сделал в один присест… Я часто заставал его за работой и живо помню его грызущим перо с досады, что мысли и стих негладко ложатся на бумагу.
  • Русский художественный листок, 1862 год: По словам А. И. Арнольди, М. Ю. Лермонтов писал картины гораздо быстрее, чем стихи; нередко он брался за палитру, сам еще не зная, что явится на полотне, и потом, пустив густой клуб табачного дыма, принимался за кисть, и в какой-нибудь час времени картина была готова.
  • П. К. Мартьянов: Саникадзе говорит, между прочим, что Лермонтов умел играть на флейте и забавлялся этой игрой изредка.
  • А. Ф. Тиран: . очень хорошо пел романсы, т. е. не пел их, а говорил почти речитативом.
  • В. Г. Белинский — В. П. Боткину: Он славно знает по-немецки и Гете почти всего наизусть дует. Байрона режет тоже в подлиннике.
  • А. М. Меринский: Всякий раз, как я заходил в дом к Лермонтову, почти всегда находил его с книгою в руках, и книга эта была — сочинения Байрона и иногда Вальтер Скотт, на английском языке, — Лермонтов знал этот язык.
  • К. Х. Мамацов: Он имел склонность и к музыке, и к живописи, но рисовал одни карикатуры.

Смерть Пушкина

Лермонтов на Кавказе

  • Лермонтов — С. А. Раевскому: С тех пор как я выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании — то на перекладной, то верхом: изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже.
  • Лермонтов — С. А. Раевскому: . Для меня горный воздух — бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту, так сидел бы да смотрел целую жизнь.
  • Лермонтов — С. А. Раевскому: Я теперь на водах, пью и купаюсь, словом, веду жизнь настоящей утки.
  • Лермонтов — С. А. Раевскому: . А что здесь истинное наслаждение, так это татарские бани!
  • Лермонтов — А. А. Лопухину: Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными.
  • Генерал Галафеев:. я поручил его [Лермонтова] начальству команду, из охотников состоящую. Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы.
  • Л. В. Россильон: Лермонтов собрал какую-то шайку грязных головорезов. Они не признавали огнестрельного оружия, врезывались в неприятельские аулы, вели партизанскую войну и именовались громким именем Лермонтовского отряда.

Дуэль с Н. С. Мартыновым

  • А. И. Васильчиков: Положа рука на сердце, всякий беспристрастный свидетель скажет, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил своего противника в такое положение, что он не мог его не вызвать.
  • А. М. Меринский: 15 июля, с утра еще над городом Пятигорском и горою Машук собиралась туча, и, как нарочно, сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолета поверг Лермонтова на землю. Буря и ливень так усилились, что несколько минут препятствовали положить тело убитого в экипаж.
  • Н. М. Смирнов: Все приятели Лермонтова ожидали сего печального конца, ибо знали его страсть насмехаться и его готовность отвечать за свои насмешки. Невзирая на то, его смерть поразила всех как неожиданная новость. И в какую минуту он был похищен! В то время, когда его талант начал созревать. Нет сомнения, что, если б он прожил еще несколько лет и если б мог оставить службу и удалиться (как он хотел), в деревню, он близко бы достиг высоты Пушкина.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 16 города Кузнецка Пензе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 16 города Кузнецка Пензе.

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 16 города Кузнецка Пензенской области Седова Ирина Валентиновна


…Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обл.

…Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову… А.И.Герцен

Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до «Героя нашего времен.

О великом русском писателе Лермонтове можно сказать словами Белинского: «Лер.

Критик С.П.Шевырев резко отозвался о стихотворениях Лермонтова, хотя и призн.

Восторженно приветствовал появление на литературной арене Лермонтова В.Г.Бел.

Характеризуя Лермонтова, Белинский говорил, что пафос его поэзии «заключаетс.

О влиянии Лермонтова на передовую молодежь рассказал А.И.Герцен в своей стат.

Чернышевский считал Лермонтова одним из воспитателей последующего поколения.

Высоко оценила творчество Лермонтова Анна Ахматова. «…он вдруг начал писать н.

Иван Павлович Щеблыкин – профессор ПГПУ им.В.Г.Белинского - исследователь тв.

Читайте также: