Скульптура это кратко для детей

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика ознакомления детей дошкольного возраста

со скульптурой

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура – это объёмное изображение, выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т.д. Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений педагогу, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей.

Содержание произведений, с которыми знакомим детей, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступна детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения – об этом надо помнить педагогу. Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, при знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями, дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства.

Знакомство дошкольников со скульптурой можно начать со скульптур разных по содержанию и выполненных из различных материалов. Дети с интересом рассматривают скульптуры, задают вопросы, описывают произведения искусства. Рассмотрев с дошкольниками несколько произведений, подводят их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, важно при этом обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа.

При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф .

Давая детям понятие о круглой скульптуре отмечаем, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все ее стороны и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обращаем внимание дошкольников, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом.

При знакомстве с монументальной скульптурой даем понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины). Обращаем внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт, а скульптор создавая данный вид скульптуры, использует материалы твёрдые, на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. Для ознакомления с монументальными скульптурными произведениями организуем с воспитанниками экскурсии с посещением памятников города. В ходе таких экскурсий рассказываем детям об истории того или иного памятника, кем он создан, в честь кого возведён и в какой исторический период. Кроме того, обращаем особое внимание детей на композиционные особенности произведения и художественные приёмы, благодаря которым передан характер изображенного героя.

При ознакомлении с памятниками даем понятие, что данное произведение искусства создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения.

Давая понятие станковая скульптура отмечаем, что она отличается соразмерностью, передает индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обращаем внимание дошкольников, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений.

Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает ее. Рассматривание станковой скульптуры проводим на близком расстоянии надолго остановившись перед данным произведением, погружая дошкольника в мир чувств, переживаний и характеров, как бы читая рассказ, заглядывая в душу персонажей. Для ознакомления детей с данным направлением изобразительного искусства можно организовать экскурсию на выставки коллекций станковой скульптуры и скульптуры малой формы. При рассматривании скульптурных произведений не только сообщаем детям основные сведения о той или иной скульптуре, но и задаём наводящие вопросы о художественных и композиционных особенностях произведения, обращаем внимание детей на мелкие детали, существенные для понимания сюжета произведения или характера героя.

При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст - это может быть только голова и даже маска.

Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделяем такие разновидности скульптур как торс , статуя, группа, ансамбль, скульптурные группы .

Скульптура малой формы – это вид станковой скульптуры .

При ознакомлении детей с Рельефом даем понятие, что это изображение на плоскости и по своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов.

Отмечаем, что рельеф подразделяется на:

барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;

горельеф, где изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

контррельеф, здесь изображение не выступает над основной частью, а напротив углубляется в неё.

В работе с детьми мы традиционно знакомим их с филимоновской и дымковской игрушкой. Но есть ещё один вид народной лепки, который по праву может стать одним из любимых детских занятий – это изразцы. Да мы все привыкли думать: изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого тем не менее техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети могут мастерить нечто подобное. Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства. Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно только помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе.

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой. Знакомство с произведениями скульптуры начинается в средней группе и продолжается в старшей группе.

Средний дошкольный возраст:

формировать представления детей о скульптуре малых форм как виде изобразительного искусства (ее объеме, материале, функции и т.д.);

содействовать пониманию характера художественного образа в произведениях изобразительного искусства и его связи с выбранными художником выразительными средствами.

Старший дошкольный возраст:

формировать представления о жанрах скульптуры;

расширять представления о скульптуре малых форм, познакомить с монументальной, станковой, декоративной скульптурой (в зависимости от местных условий), ее функциями, спецификой (7-й год);

расширять сведения о средствах художественной выразительности.

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей четырех лет учить понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей пяти и шести лет формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают; что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток. Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в дошкольном учреждении, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида.

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.

Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптур, разных по материалу и содержанию. Содержание выставки можно пополнять с помощью своих родителей.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети сами стали скульпторами и могут пополнить выставку своими интересными мини-скульптурами из теста и глины. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе . Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; относится к скульптуре которая находится в группе как к произведению искусства; знать, что скульптуру создаѐт скульптор.

В старшей группе. Знать из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать воспитателя во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средств.

Для ознакомления дошкольников со скульптурой придерживаемся строгой последовательности ее обследования (Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина) с этой целью выделили для себя следующие этапы работы:

Целостное восприятие скульптуры :

привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;

определить содержание скульптуры.

Анализ скульптуры:

определить общий объем фигурки, дать словесное описание объемов, подержать ее в руках, в ладонях;

пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;

кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

целостность восприятия:

рассмотреть фигурку и определить ее выразительность;

найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.

Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Элементарные знания о скульптуре дают дошкольникам возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

Скульптура – один из видов изобразительного искуства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями , пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. Скульптура – это объемное изображение , выполнение в разных материалах: камне, металле, гипсе, дереве, глине и пр.

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты . Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность , трехмерность . Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой, если предмет изображен с одной стороны - перед нами рельеф.

По своему назначению скульптура делится на монументальную и станковую. Монументальная скульптура - монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвященные известным историческим событиям; это символы эпохи, прославляющие великих людей поэтов, художников, композиторов, ученых и др.. Монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы четко выделялся силуэт. Станковая скульптура отличается соразмерностью человеку, передает индивидуальность пропорции, оттенки движений. Материал: дерево, гипс, мрамор, глина, керамика. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщенный образ. Это статуя, бюст, полуфигура, голова, группа, ансамбль. Скульптура малой формы - вид станковой скульптуры. Материал: воск, глина, фарфор, дерево, стекло и пр. Предназначена для украшения помещений разного назначения. Она вызывает желание подержать ее в руках, полюбоваться.. Анималистический жанр - это скульптура, изображающая животного, в ней передается образ, характерные особенности внешнего вида, движение, пластика, грация, ловкость или стремительность. Монументально-декоративная парковая скульптура - это фонтаны, вазы, разнообразные фигуры

Значение скульптуры как вида изобразительной деятельности велико. Скульптура является неотъемлемой частью города. Научить видеть скульптуру, понимать ее, ценить наследие и память своего народа - одна из задач художественного и нравственного воспитания дошкольников. При этом выделяются следующие задачи: Воспитывать у детей интерес к скульптуре, эмоциональную отзывчивость Различать скульптуру малой формы и монументальную Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм, расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и настроение образов (человека, животного). Видеть пластичность фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений, форму линии. Познакомить с работой скульптора

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искуству. Произведения искуства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно – прикладного искуства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображения фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения? В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними. Во второй младшей группе . Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы. В средней группе . Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искуства; знать, что скульптуру создает скульптор. В старшей группе . Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства. Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежайший парк; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре. В подготовительной к шкле группе . Понимать и любить народную игрушку ; знать и различать между собой отдельные промыслы; уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Для ознакомления детей с скульптурой разработана последовательность обследования(Халезова Н.Б.,Курочкина Н.А.). Выделены следующие этапы: Целостное восприятие скульптуры. Привлечение к ней внимания детей, создание интереса, положительного отношения. Определение содержания скульптуры. Анализ скульптуры: Определить общий объем фигурки, дать словесное определение объемов, поддержать ее в руках. Принимают участие ладони рук; Пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, пользу фигурки; Кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа), шерсть у собаки…) Целостное восприятие. Рассмотреть фигурку и определить ее выразительность, найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.

Когда воспитатель впервые вносит в группу скульптуру, он рассматривает со всеми детьми, чтобы привлечь внимание, а затем в разное время дня с небольшой группой, выделяют средства выразительности. Важно создать интимную обстановку, чтобы ребенку захотелось рассмотреть ее, рассказать о ней, поделиться своими впечатлениями.

Постепенно решая задачи по знакомству со скульптурой, развиваем у детей потребность в прекрасном, желание самостоятельно рассмотреть, потрогать, найти ей место. Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить работу дома, привлечь родителей к решению задач художественного воспитания.

Используемая литература. Грибовская А.А. знакомство детей дошкольного возраста со скульптурой. – М. 1997. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. Лепка в детском саду. – М. 1986.

В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура (от лат. scylpture-высекать, вырезать)- это вид изобразительного искусства, произведения которого имеет объемную форму и выполняется из твердых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Средствами художественной выразительности скульптуры являются : пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы - ощущение ее тяжести или легкости. взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные. По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. В них применяется круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура - это полно объемное изображение, рельеф - неполная объемная форма, частично выступающая над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: барельеф - фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф-изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.

Монументальная скульптура - создается для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения. Отличается масштабом, единством содержания, исторические события, создается в честь выдающихся людей: памятники, монументы, мемориальные сооружения, скульптурные композиции.

Станковая скульптура–предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.

Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.

Разновидности скульптуры

Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:

  • по жанру;
  • по форме;
  • по назначению;
  • по материалу.

К главным скульптурным жанрам относятся:

  • Портретный. Предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.
  • Религиозный. Играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.
  • Исторический. Помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.
  • Мифологический. Передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд.
  • Бытовой. Основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером.
  • Анималистический. Использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения.

В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.

По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).

Скульптура. Скульптура. Индийские божества с горельефом в Кхаджурахо, VIII век

По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:

  • Монументальная. Является частью архитектурной среды, характеризуется большими размерами, обычно представлена в виде памятников или монументальных сооружений.
  • Монументально-декоративная. К ней относятся всевозможные элементы рельефных художественных украшений зданий (атланты, кариатиды, фризы), а также установленные в садах и парках скульптурные композиции.
  • Станковая. Предназначена для обзора с близкого расстояния, обычно размещается внутри помещений, служит важной частью оформления интерьера.

Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:

  • натуральный камень (песчаник, вулканический туф, гранит и мрамор);
  • металлы и сплавы (бронза, медь, цинк, сталь);
  • гипс;
  • дерево.

Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.

История скульптуры

Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.

Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.

Скульптура. Три гранитных статуи фараона Сенусерта III, XIX век до нашей эры

Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:

  • ассирийской;
  • персидской;
  • индийской;
  • китайской.

Скульптура. Золотой олень с головой орла из китайской гробницы, IV век до нашей эры

Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.

Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.

Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.

Скульптура. Основание колонны из Храма Артемиды, IV век до нашей эры

После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.

После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.

Скульптура. Скульптуры Южного портала Шартрского собора, XIII век

Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.

Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:

Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:

На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:

  • Африке;
  • странах Азии;
  • Северной и Южной Америке.

Скульптура. Маска из слоновой кости из Бенина, XVI век

До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.

Скульптура. Статуя Будды в Лэшане, IX век

В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:

  • кубизма;
  • абстракционизма;
  • сюрреализма;
  • дадаизма;
  • супрематизма;
  • футуризма; ; .

Скульптура. Гастон Лашез. Плавающая фигура, 1927

Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:

  • минимализм;
  • постминимализм; ;
  • экологическая, звуковая и световая скульптура.

В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.

На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.

Скульптура один из видов изобразительного искусства, которая передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

Какие знания должны получить дети о скульптуре.

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская и т.д.), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают скульптуры, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают скульптуру красивее и интереснее), узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о скульптуре, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная, обходить со всех сторон).

Выделяют 4 основных этапов ознакомления со скульптурой малых форм:

1. Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой. Изображение человека по грудь — БЮСТ, по пояс - ТОРС, во весь рост — СТАТУЯ, многофигурная композиция — СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА.

Если предмет изображен с одной стороны - перед нами рельеф.

РЕЛЬЕФ - уплощенная скульптура БАРЕЛЬЕФ — низкий, изображение выступает над фоном менее, чем на половину своей толщины.

Большое значение имеет линия. ГОРЕЛЬЕФ — высокий, выступает над фоном более, чем на половину объема, что позволяет передать глубину пространства.

2. Материалы используемые в скульптуре: мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т.д.

3. Жанры скульптуры: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический жанр - основным объектом этого жанра являются животные.

4. Средства выразительности – движение, одежда, различные предметы.

С.В.ПОГОДИНА предлагает следующую схему анализа:

Младший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Для чего нужна эта скульптура? Где ее можно поставить?

4. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или у нее только одна сторона?

5. Кто (что) изображено в скульптуре?

6. Какими вам кажутся герои этого произведения: большими или маленькими?

7. Что является самым заметным и главным в произведении? Какой образ?

8. Какие геометрические формы спрятались в произведении?

9. В этом произведении есть герои, которые кажутся движущимися?

10. А как можно было бы назвать произведение?

11. Понравилось ли вам произведение? Чем?

12. А хотели бы сами слепить что-нибудь похожее?

Старший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Как вы думаете, какой характер у этой скульптуры?

4. Какие выразительные средства являются важными для этой скульптуры?

5. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или она располагается на плоскости?

6. Эта скульптура относится к круглой скульптуре или рельефу?

7. Как сильно выступает рельеф над плоскостью?

8. Что (кто) изображен в скульптуре? Сколько персонажей в скульптуре?

9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили? Где можно встретить такую скульптуру?

10. Из какого материала выполнена скульптура?

11. Какой величины это произведение?

12. Это произведение является самостоятельным или частью чего-нибудь?

13. Используются ли другие виды искусства в скульптуре? Каково их значение?

14. Что является главным в скульптуре?

15. В какую геометрическую форму можно заключить это произведение?

16. Какие геометрические формы можно выделить в этой скульптуре?

17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само произведение?

18. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в скульптуре, что это изменит?

19. Повторяются ли какие-либо элементы в скульптуре?

20. Динамично или статично произведение? С помощью каких средств скульптор достиг этого?

21. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие?

22. Реалистично или декоративно это произведение?

23. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие? Где?

24. К какому виду скульптуры относится это произведение?

25. К какому жанру относится это произведение?

26. Какую(ие) технику(ки) использовал скульптор?

27. Что является характерным для этого произведения?

28. Как вы думаете, а как называется это произведение?

29. А знаете, кто выполнил его.

30. Понравилось ли вам произведение? Чем?

Для ознакомления детей с скульптурой Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. выделили следующие этапы:

  1. Целостное восприятие скульптуры. Привлечение к ней внимания детей, создание интереса, положительного отношения. Определение содержания скульптуры.
  2. Анализ скульптуры:
    1. Определить общий объем фигурки, дать словесное определение объемов, поддержать ее в руках. Принимают участие ладони рук;
    2. Пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, пользу фигурки;
    3. Кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа), шерсть у собаки…)
    4. Целостное восприятие. Рассмотреть фигурку и определить ее выразительность, найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.

    Игра используется в рамках занятий и в качестве самостоятельной формы ознакомления.

    Сюжетно-ролевые игры.

    Дидактические игры.

    Игра-вкладыш:

    Игра с карточками:

    Игра с игровым полем:

    Малоподвижные и подвижные игры.

    Рассматривание альбомов по скульптуре, фотоальбомов, содержащих фотографии различных произведений скульптуры на этапе закрепления представлений детей о скульптуре и ее видовом многообразии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время.

    Все жанры скульптуры, которые существуют в искусстве, могут быть предметом изучения детьми дошкольного возраста, даже жанр ню. Опасения взрослых, что дети не поймут и что им сложно воспринимать такую скульптуру, на практике не находят подтверждения. Дети средней возрастной группы спокойно реагируют на обнаженное тело, обращая внимание на пластику скульптуры, на ее изящество, гармоничность. Происходит это потому, что тело для них пока не ассоциируется с чем-то уродливым, некрасивым, неприличным, а сама скульптура не воспринимается как объект безобразия. В работе с дошкольниками при подборе содержания произведений любого искусства необходимо учитывать принцип системности, который обусловлен несколькими аспектами:

    - знакомость образа, отраженного в пластике;

    - доступность восприятия выразительных средств скульптуры;

    - художественно-эстетическая ценность произведения. Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры зависит от того, насколько разнообразные методы и приемы использует педагог. Скульптура относится к таким видам искусства, которые величественны и обособлены и в то же время окружают нас повсеместно (например, монеты, брелоки, декоративные статуэтки, игрушки из киндер-сюрпризов). Конечно, художественно-эстетическая ценность перечисленных объектов скульптуры различна, но на их примере можно объяснить детям своеобразие каждого вида скульптуры, формы, техники.

    Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошкольника в его познавательно-эстетическом поиске.

    Читайте также: