Структура методологического знания кратко

Обновлено: 03.07.2024

Философская методология имеет форму философского знания, до­бываемого с помощью методов самой философии, примененных к ана­

лизу процесса научного познания. Разработка этого уровня методоло­гии осуществляется, как правило, профессиональными философами и связана с анализом наиболее общих принципов познания и категори­ального строя науки в целом. Философия выполняет двоякую методо­логическую роль: осуществляет конструктивную критику научного зна­ния с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития; дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов) с точки зрения той или иной картины мира.

Уровень общенаучных принципов и форм исследования получил широкое развитие в XX в., и этот факт предопределил выделение ме­тодологических исследований в самостоятельную область современ­ного научного знания. К нему относятся:

• содержательные общенаучные концепции типа теоретической кибернетики как науки об управлении, концепции ноосферы В. И. Вернадского;

• универсальные концептуальные системы: тектология А. А. Бог­данова, общая теория систем Л. фон Берталанфи;

• собственно методологические или логико-методологические кон­цепции: структурализм в языкознании и этнографии, структурно­функциональный анализ в социологии, системный анализ, логи­ческий анализ и др.

Они выполняют функцию логической организации и формализа­ции специально-научного содержания. К концепциям последнего типа относится и ряд разделов математики.

Общенаучный характер концепций этого уровня методологическо­го анализа отражает их междисциплинарную природу, т. е. они отно­сительно безразличны к конкретным типам предметного содержания, поскольку направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Именно в этом состоит их методоло­гическая функция по отношению к конкретно-научному знанию.

Следующий уровень — уровень конкретно-научной методологии — применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуа­ций, специфических для данной области знания. Обычно вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинарный характер. Разработку этого уровня методологического анализа осуществляют как методологи науки, так и теоретики соответствующих областей знания (второе, по-видимому, встречается чаще). Можно сказать, что на этом

1. Структура и функция методологического знания. Базовые понятия.
Для науки основное назначение методологиче­ского знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти врефлексивную позициюосознать свои позна­вательные средства адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в со­временной методологии науки — рефлексия познава­тельных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта.
Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.
Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

  • Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.
  • Организацияструктурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтези­рования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.
  • Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.

Данная функция методологического знания становится особенно важной при планиро­вании междисциплинарных исследований.
В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптив­ной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.
Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.
Структура методологического знания
Выделяют следующие структурные уровниметодологического знания:

  • Уровень философской методологии;
  • Уровень общенаучных принципов форм исследования;
  • Уровень конкретнонаучной методологии;
  • Уровень методики техники исследования.
  • Факты, или единицы эмпирического материала;
  • Средства выражения, среди которых окажутся языки разного типа, математические описания, системы понятий и др.;
  • Методические предписания и системы методик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы;
  • Онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения;
  • Модели, репрезентирующие частные объекты исследования;
  • Знания, объединяемые в теоретическую систему;
  • Проблемы;
  • Задачи научного исследования.

Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
Средства исследования – базовые понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.
Познавательная ситуация — фундаментальная категория методологии науки. Специфика психологии как науки в том, что по­знавательная ситуация в ней — субъект-субъектная, то есть и исследователь, и испытуемый в психоло­гическом исследовании или психолог и клиент в практике неотъемлемы от ситуации. Первым в истории психологии как самостоятельной науки общепсихологическим под­ходом стал ассоцианизм, где главным методом исследования была аналитическая интро­спекция. Постепенно в психологии была осознана и необходимость учета личности исследователя или создателя теории. Таким образом, основными методами исследования в методологии науки являются исторический анализ развития науки, логический анализ имеющегося научного знания и методологический эксперимент.

2. Методологические принципы в психологии и современные представления о психологической причинности.
Принцип системности в психологии – (греч, systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.
В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются:

  • Системность деятельности, имеющей различные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности. При этом развитие, динамика деятельности заключается в подвижности отдельных ее составляющих, изменении их иерархической взаимозависимости, в превращение одних элементов в другие;
  • Признание единства сознания и деятельности, что означает:
    • Взаимообусловленность развития сознания в деятельности;
    • Регулирующее воздействие сознания на ход, способы осуществления и результаты деятельности;

    5. Возникновение и развитие представлений о психофизическом дуализме. Современные представления о психофизической проблеме.
    В классическом виде психофизическая проблема была сформулирована французским мыслителем XVII века Рене Декартом. Декарт считал, что мир состоит из двух родов субстанций: материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа — Мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа. Такая позиция стала известна как психофизический дуализм. Психофизическая проблема в постановке Декарта формулируется так:
    Как в человеке соотносится его тело и дух, каким образом они коррелируют друг с другом?
    В современной философии психофизическая проблема определяется как вопрос о соотношении ментальных состояний (наших мыслей, желаний, чувств и т. п.) и физических состояний мозга.
    Существует 2 основных направления решения психофизической проблемы — это дуализм и монизм. Первый, как мы видели на примере Декарта, исходит из предположения о том, что сознание обладает особой природой, принципиально несводимой к физической материальной реальности. Существует несколько вариантов дуализма.
    Монизм исторически имеет три разновидности:

    • Теория психофизического параллелизма, согласно которой сознание и тело, имеющие различные онтологические статусы, не оказывают каузального влияния друг на друга, но развиваются параллельно, причем их взаимодействие лишь представляется нам. Эту теорию отстаивал Лейбниц. Он утверждал, что между ментальным и физическим существует гармония, поддерживаемая Богом (см. Предустановленная гармония).
    • Окказионализм, представленный французским последователем Декарта Мальбраншем, который предполагал, что отношения между физическими событиями или между физическими и ментальными событиями на самом деле не являются каузальными. С точки зрения Мальбранша, причины в каждом конкретном случае связаны со своими следствиями при помощи непосредственного божественного вмешательства.

    Дуализм свойств
    Дуализм свойств предполагает, что когда материя организована определенным способом (то есть так, как организовано человеческое тело), в ней возникают ментальные свойства. Дуализм свойств, таким образом, является ветвью эмерджентного материализма. Эмерджентные свойства имеют независимый онтологический статус и не могут быть редуцированы или объяснены в терминах той физической основы, из которой они возникают. В современной философии подобную теорию развивает Дэвид Чалмерс.
    Современные представления о психофизической проблеме.
    В последнее время активизируются такие направления исследований, связанные с ПФП, как синергетические подходы к проблеме сознания (см.: Синергетика и психология. Вып.3. Когнитивные процессы. М., 2004) и подходы к объяснению феноменов сознания с позиций квантовой механики (см.: Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. М., 2004; Consciousness. New Philosophical Perspectives.Oxford, 2003, Part Four). Особая роль принадлежит разработке ПФП в решении важнейших теоретических вопросов новых направлений в области робототехники и искусственного интеллекта (возможность воспроизведения сознания на иной субстратной основе нежели биологическая; перспективы различных симбиозов искусственного интеллекта с естественным; новые физические средства кодирования и переработки информации, новые самоорганизующиеся системы и новые типы СР; и др.).

    6. Охарактеризуйте естественнонаучную и гуманистическую традиции исследования в психологии.
    В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.
    Основными симптомами кризиса являются:

    • Отсутствие единой науки;
    • Дефицит устойчивого знания;
    • Обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;
    • Углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;
    • Конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания.
    1. Психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;
    2. Психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;
    3. Психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии.

    Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:

    • Духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;
    • Рефлексивность и активность человека;
    • невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка.

    7. Каковы симптомы кризиса в современной психологии? (Сравните различные взгляды).
    Кризис в современной психологии является следствием разрыва теории и практики, возникновения противоречий в принципах разных направлений в психологии.
    В качестве причины такого кризиса JI.C. Выготский называет отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-разному. Кризис касается самых основ науки. Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьезность кризиса вызвана промежуточностью ее территории между социологией и биологией.
    Симптомы кризисного состояния, по Юревичу, таковы:

    • Отсутствие единой теории;
    • Разобщенность на психологические "империи", такие как ког- нитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т. п., каждая из которых живет по своим собственным законам;
    • Отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знания;
    • Некумулятивность знания; объявление каждым новым психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов;
    • Раскол между исследовательской и практической психологией;
    • Расщепленность целостной личности на ведущие какое-то странное самостоятельное существование память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;
    • Существование всевозможных "параллелизмов": психофизического, психофизиологического, психосоциатьного, которые психология осознает, как неразрешимые по Т. Куну "головоломки";
    • Противоречие между накопленным огромным фактическим материалом и неразработанностью теории и методологии (А.Н. Леонтьев);
    • Раскол между "естественнонаучной" и "понимающей" ("объяснительной" и "описательной") психологией (Л.С. Выготский).
    • Связь кризиса и практической психологии отражены в следующих положениях.
    • Кризис теории психологии, наличие разнообразных направлений и школ приводят к большим затруднениям в практических исследованиях и приложениях психологии. Одни и те же экспериментальные факты в интерпретации различных теорий имеют противоположные трактовки. И это не способствует прогрессу науки;
    • Отсутствует единая теоретическая основа для деятельности практических психологов, когда она, безусловно, необходима (см. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса);
    • Как результат — ориентировка зарубежных психологических школ (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология и т. п.) на какую-то одну из сторон психологической реальности (поведение, гештальт, знания и т. п.);
    • "человек как единая психологическая реальность оказывается множеством односторонних интерпретации и пониманий"1.

    8. Состав и структура психологического знания.
    Психологическое знание - знание человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности. Развитие психологического знания осуществляется объективно, с непреложной необходимостью в силу его реальной функции в жизнедеятельности человека, в его эволюционном становлении. Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности и в его реальной диалектике на разных этапах культурной эволюции человечества составляет объект истории психологии. Первый подход в основу изучения кладет результат психологического познания, его внутреннее содержание - собственно психологическое знание (его строение, структуру, логико-содержательные аспекты, внутрилогические механизмы развития знания), рассматривая его как самодостаточное и существующее относительно самостоятельно, вне связи с другими сторонами познавательного процесса (социально-культурными и личностными опосредованиями). Такой подход, акцентирующий внимание в основном на внутренней, логической стороне познания и отвечающий на вопрос "каково содержание знания", может быть назван логико-научным, или интернальным, подходом в истории науки. В науковедении, по сути, данная стратегия исследования представлена работами Т. Куна, К. Поппера и их последователей, обосновавших логические концепции роста научного знания как процесса исторического, но обусловленного в своем развитии внутринаучными факторами (дифференциация и интеграция психологического знания, научные традиции и школы, разработка новых методов исследования и т.д.), а потому и объяснимого на основе внутринаучных закономерностей. Так, И. Лакатос, отмечает, что наука является автономной системой, что "внутренняя история" науки первична, а "внешняя история" - вторична и не имеет "существенного значения" для ее понимания (Лакатос И., 1978. С. 203). Под внешней историей имеются в виду все другие формы деятельности человека, не влияющие, по мнению Лакатоса, на существенные характеристики науки, а лишь создающие тот или иной фон для ее развития. Отсюда им делается вывод, что наука как уникальное явление культуры изучается прежде всего с точки зрения ее внутренней истории: ". в построении внутренней истории историк науки в высшей степени разборчив: он будет пренебрегать всем, что является иррациональным в свете его теории рациональности.
    Состав психологического знания делится на содержание (информация отраженная в знаниях) и форму (языковые формы, знаковые системы). В содержании выделяют 4 вида знаний: предметное, логическое, категориальное и гносеологическое.

    • Предметное содержание знаний – это сведения о тех объектах, которые представлены в знании (социум, живая/неживая природа, духовный мир человека (психика) – 4 основных макрообъекта знаний (эмпирические реалии, с которыми взаимодействует человек). Человек и человечество взаимодействуют с миром, в котором живут, и для этого необходимо знать, как устроен этот мир. Прежде, чем работать с объектом, надо его знать – этим и занимается наука. Человек несет в себе живую природу, неживую природу, психику и социум.
    • Логическое содержание знаний – в любом знании объектов есть определенные понятия: классификация, набор утверждений (законы), гипотезы, предположения, и принципы, умозаключения, выводов и доказательства.
    • Категориальное содержание знаний – категория – это общее понятие. Категории разной меры общности. Кроме того, существуют категории внутри какой-нибудь предметной области. С точки зрения категории любое знание любое знание об объекте есть либо знание о его свойстве либо знание о его связях.
    • Гносеологическое содержание знаний. Теория познания – гносеология, которая устанавливает ход познаний от явлений к сущности. В гносеологии выделяют знания об объектах на уровне явлений, следом за ними возникает вопрос об их причинах- вторая задача любой науки. Эмпирическое (на уровне явлений) и теоретическое (о причинах) – два вида категориального знания в любой науке. – Эмпирическое – опытное, феноменологическое знание, теоретическое – причинное, объяснительное знание. Теоретическое знание добываются с помощью мышления – эмпирическое с помощью восприятия. Теоретическое знание – знание о ненаблюдаемых гипотетических объектах.

    Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    •Философский уровень – составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. •Общенаучный уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. •Конкретно-научный уровень – включает совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. •Технологический уровень – составляют методика и техника исследования, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

    СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ( УРОВНИ И ПОДХОДЫ )

    СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ( УРОВНИ И ПОДХОДЫ )

    МЕТОДОЛОГИЯ - Учение о методе научного познания и преобразования мира. Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

    МЕТОДОЛОГИЯ -

    • Учение о методе научного познания и преобразования мира.

    СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ( Э.Г. ЮДИН ):

    Уровень философской методологии

    представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии разрабатываемые обычно профессиональными философами.

    Философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.

    Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело психолог.

    Уровень общенаучных общенаучных принципов и форм исследования Как отмечают В.П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к данному уровню.

    Уровень общенаучных общенаучных принципов и форм исследования

    Как отмечают В.П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к данному уровню.

    Уровень конкретно-научной методологии применяется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.

    Уровень конкретно-научной методологии

    применяется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.

    Уровень методики и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их.

    Уровень методики и техники исследования

    связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их.

    Методологическое знание состоит из нескольких структурных уровней. Разные авторы по-разному выделяют эти уровни.

    Так, в работах В. А. Ядова и Г. М. Андреевой выделено три уровня методологического знания, у В. Н. Дружинина — пять.

    В отечест­венной психологии довольно широко распространи­лась структурная модель методологического знания, в которой выделено четыре уровня:

    1. уровень фило­софской методологии;
    2. уровень общенаучной ме­тодологии;
    3. уровень конкретно-научной методо­логии;
    4. уровень процедуры и техники исследова­ния.

    Ее мы и возьмем за основу в нашем пособии. Каждый из этих уровней будет более подробно рас­смотрен в соответствующей главе. Здесь мы дадим им лишь краткую содержательную характеристику.

    Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами.

    По мнению Э. Г. Юдина, философия выполняет двоякую мето­дологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зре­ния условий и границ его применения, адекватно­сти его методологического фундамента и общих тенденций его развития.

    Философская методология, становясь неотъемлемой частью ми­ровоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие пред­посылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим.

    Уровень общенаучной методологии, или общенауч­ных принципов и форм исследования, как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в.


    К нему относятся содержательные науч­ные концепции, универсальные концептуальные системы и некоторые современ­ные общенаучно – методологические подходы, а также методологические или ло­гико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антрополо­гии, этнографии и отчасти в психологии и психотера­пии, системный анализ, логический анализ.

    Методо­логию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к уровню общенаучной методологии.

    Уровень конкретно-научной методологии приме­ним к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в дан­ной области знания.

    На этом уровне методологиче­ских исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются при­менительно к данной науке и той реальности, кото­рую она изучает.

    Далеко не все создатели значитель­ных психологических теорий проявили себя как ме­тодологи психологии.

    Среди тех, кто оказал огромное влияние на методологию психологической науки и практики, были В. Вундт, 3. Фрейд, К. Левин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время — Р. Стернберг.

    Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет со­бой нормы и требования к приемам ведения исследо­вательской и практической работы.

    В психологии к нему относятся, например, нормы проведения экспе­риментально-психологических исследований и клас­сификации видов эксперимента, требования к разработке психоди­агностических методов и их классификации.

    Методологические нормы (явно или имп­лицитно) присутствуют и в практической психологии, однако данная область психологической методологии пока мало разработана.

    Значение методологического знания для психологии особенно велико, можно назвать целый ряд при­чин этому. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки.

    Эти обстоятельства делают психологию наукой, за­нимающей особое место в системе научного знания. Так, Б. М. Кедров не относил психологию ни к естественнонаучным, ни к гуманитарным дисциплинам.

    В предложенной Б. М. Кедровым схеме психология занимает центральное место в треу­гольнике, образованном естественнонаучными и гу­манитарными дисциплинами, которые делятся на со­циальные и философские.

    Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методо­логическим проблемам психологии и методологичес­ким аспектам деятельности ученого и практика.

    Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы.

    • содержательные общенаучные концепции типа концепции ноосфеРы В.И. Вернадского

    • универсальные концептуальные системы: общая теория систем Л. фон Берталанфи

    • собственно методологические или логико-методологические концепции. структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и др.

    Уровень конкретно-научной методологии

    Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.

    Уровень методики и техники исследования

    Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.

    Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать

    - переоценки общности знаний низких уровней

    - непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания

    Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы.Их надо применять рефлексивно.

    Функции методологии в научном познании.

    Дескриптивная методология— рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам

    - функция катализации, стимулированияпознания, проблематизация, формирование творческой личности ученого

    - интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и формпознания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

    - Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.

    - Мировоззренческая интерпретация результатов

    Нормативная методология— рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.

    Познавательная ситуациявключает в себя:

    - познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами)

    - требования к продукту

    - средства организации и реализации научного исследования

    Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.

    Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для кот. выявлены устойчивые и необходимые связи между отд. ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Процесс построения объекта невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.

    Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с пом. которых расчленяется объект иссл. и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

    Понятию предмета иссл. противопоставляется не объект ( т.к. один и тот же объект может входить в несколько в предмет нескольких наук), а эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, из них вытекает объект иссл-я.

    Любая успешная реализация метод. принципа это вклад в конкретную науку и методологию!

    Рефлексивный характер методологического знания

    - рефлексия теории познания, понимания метода как пути познания, опирающемся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаниях;

    - учение о системе методов как реализации опред. познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющем организацию иссл-я, которыми проверяется правдоподобие (или истинность) теории или теор. гипотезы.

    Методология– особая форма рефлексии,самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающая анализ предпосылок и оснований научного познания, методов; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.

    Виды и формы рефлексии научного знания:

    1) объективная рефлексия – один из видов и даже методов познания, гл. особ. является направленность на само знание, на процесс его получения. Например, рефлексия над наукой.

    2) субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.

    Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.

    Зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.

    С начала 20 в. резкое расширение рефлексии над наукой:

    1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.

    2) Гносеологизм(неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).

    Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абс. истине.

    Философия науки и методология психологии

    Специфические отношения с наукой о методе, связанные с объектом науки, уровнем ее развития и современным состоянием, вкладом, который она делает в общенаучную методологию.

    Психология для методологии:

    - исходные принципы псих. исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженной мировоззренческой окраски, часто напрямую связаны с представлением о сущности человека и его отношении к миру.

    Принцип развития

    1. Принц разв связан с принятием генетич т.з. на предмет изучения. В пси это: представ о фило-, онто- и актуалогенезе.

    2. Принц разв связ с сущест психического только в его процессуальном развитии.

    3. генетич путь изуч связан:

    а) с содерж основанием теории

    б) с методои построения исследования

    - принц разв реализуется также в исслед психики взрос чел – на ур микрогенетич анализа, как актуалгенез психич процессов

    4. не всяк временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктуриров психол систем – важный критерий развития.

    Анцыферова: развитие(в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований.

    Особенности процесса разв:

    - необратимость (возвращ сис на исход ур по всем показателям не возможно)

    - обязательно одновременно включает прогресс и регресс (прогрессив разв обяз включ в себя элем-ты регрессии, т.к. выбор одного из направл разв оставляет нереализованными многие другие)

    - неравномерность разв (качест скачки сменяются постепенным колич накоплением)

    - зигзагообразность разв (разв сопровождается временным ухудш функционирования сис, т.к. когда формируется принципиал нов структур, то на начальн этапах функционирования она работает хуже, чем старая. Прим: когда реб перестает ползать и начинает ходить)

    - иерархич принц разв (при появ нов ур функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархич ур нов сис. Прим: нагляд-дейст и нагляд-образ мышл остаются при появл понятийного)

    - единство тенденции к качест изменению и тенденц к устойчивости (успеш разв не возмож без сохранения достигнутого)

    6. Проблемы связ с прониманием принц разв:

    - роль наслед-ти и среды

    - модели разв личн

    - смена одних законов и факторов детерминации разв другими (АН Леонт: законы биол эвол сменяются в филогенезе законами общ-ист разв, и разв психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общ-ист опыта).

    7. Божоович: связь принципов активности, разитияв и системности (в процессе разв происходит качест преобраз личн реб, причем оно происходит на основе его собст активной деят-ти и его собст активного отнош к среде) Процесс самодвижения – понятие, кот объединяет принц-ы активности и разв. Нов понимание детерминации как самодетерминации.

    8. Сложность понимания принципа разв связ с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изуч, - как базов категория, - как объяснит принц.

    Б) и как мулътипарадигмалъное.

    Мультипарадигмальное состояние психологии предполагает принципиальную множественность психологических концепций. Это происходит в силу многоуровневости психического и несводимости всех психологических реалий к описанию в рамках одного объяс­нительного принципа. За понятием кризиса стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. В психологии сложилось огромное количество парадигм. Практически в каждой па­радигме психология приобретала, уточняя те аспекты своего предмета и метода изучения, которые не могли быть охвачены рамками другой парадигмы.

    Смена парадигм обычно понимается как показатель развития на­уки. С этой точки зрения замена понятия кризиса в психологии на понятие множественности парадигм —использование оценочного критерия, означающего признание прогрессивного движения психологи­ческой науки.

    См 10

    См.10

    Причинность и закон.

    Ассоциативная психология: закон ассоциаций - непосредственное связывание содержания сознания, причинно-действующие условия, но не апелляция к объяснительным конструктам - проявление постулата непосредственности понимания детерминизма.

    В ХХ в понятие закона стало связываться с причинного обоснования (представление о воздействующей причине и принятие логики причинного вывода).

    Поппер: есть ещё нормативный закон. Он конвенционален, но объективен, не может быть истинен или ложен, т.к. реально определяет действия людей. Характеризует мир людей – социальные законы. Но первоначально законы общества воспринимались как естественные и неизменные, дибо, что все законы установлены Божеством.

    Критический дуализм: нормативные законы могут устанавливаться и изменяться человеком.

    Человек может выбирать, следовать нормативному закону или нет, и несёт моральную ответственность за это.

    Левин: конвенционально-генетическое понимание взаимосвязи между причиной и следствием.

    Построение закона – методологическая проблема, связанная с его онтологическим или иным статусом, с определенным пониманием казуальности и генеза явлений.

    Примерные задания тестового контроля
    1. Предметом теоретической психологии как методологической основы психологической науки является: а) основной научный принцип, которого придерживается психология; б) метод, которым пользуется эта наука; в) саморефлексия психологической науки; г) нет правильного ответа.
    2. В отличие от истории психологии теоретическая психология использует принцип историзма для: а) прослеживания путей развития исследований и их теоретического оформления; б) изучения исторических аспектов развития науки; в) равнения исторических и теоретических позиций психологии; г) аналитического рассмотрения результата развития науки на каждом его (развития) этапе.
    3. Исходным постулатом теоретической психологии служат принципы анализа науки, как системы, каждый из феноменов которой дан в трех координатах: а) общепсихологической, частнопсихологической, специальной; б)исторической (логической), социальной (общение) и личностной; в) педагогической, психологической и философской; г) нет правильного ответа.
    4. Научная школа – это: а) учебное заведение; б) направление в области психологического знания; в) дисциплинарное сообщество; г) форма коллективности исследовательского труда.
    5. Предметной областью психологии является: а) психосфера; б) биосфера; в) ноосфера; г) все ответы правильные.
    6. Зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки персоналий – это: а) реальная психологическая практика; б) идеогенез; в) развитие научной школы; г) филогенез.
    7. Параметр исследовательского труда, в котором представлено рациональное знание как способы формализации порождаемой умственной активности – это: а) социальная координата научной деятельности; б) логическая (когнитивная) координата; в) личностно-психологическая координата; г) рациональная координата научной деятельности.
    8. Цикл побуждений субъекта, который создается объективной, независимой от этого субъекта логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы – это: а) творческое побуждение; б) исследовательское напряжение; в) оппонентный круг; г) внутренняя мотивация деятеля науки.
    9. Рассмотрение многоуровневой категориальной системы психологии, состоящей из протопсихологического, базисного и метапсихологического уровней принадлежит: а) А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому; б) А.Г. Асмолову; в) А.А. Леонтьеву; г) С.Л. Рубинштейну.
    10. Ценность объективного научного знания, ориентированность на внешнее наблюдение и эксперимент, вынесение субъекта познания за рамки познавательной деятельности – это характеристики: а) гуманитарной парадигмы в психологии; б) естественно-научной парадигмы в психологии;в) неклассической рациональности; г) нет правильного ответа.
    11. Взаимоотношения ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы называются: а) оппонентным кругом;б) научной школой; в) идеогенезом науки; г) нет правильного ответа.
    12. Холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм – это: а) типы несистемных теорий; б) типы системного понимания психики; в) модели регуляции познания; г) нет правильного ответа.
    13. Объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства – это: а) принцип детерминизма; б)принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа.
    14. Один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов – это: а) принцип детерминизма;б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа.
    15. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский включают в многоуровневую категориальную систему психологии в том числе следующие уровни: а) допсихологический, основной, общепсихологический; б) основной и дополнительный; в) подготовительный, основной, заключительный; г)протопсихологический, базисный и метапсихологический.
    16. Проблема соотношения между двумя рядами жизненных явлений: физиологических и психических, опосредованных поведением; проблема зависимости психики от процессов в организме, в нервном субстрате – это: а) психогностическая проблема; б)психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа.
    17. Закрытость, принятая система координат, монологизм, поиск авторитетов – характеристики; а) классической парадигмы; б) постклассической парадигмы; в) гуманитарной парадигмы; г) все ответы верны
    18. Проблема зависимости психики от всеобщих сил и законов природы, осмысления отношения между физической природой и сознанием – это: а) психогностическая проблема; б) психофизиологическая проблема; в)психофизическая проблема; г) нет правильного ответа.
    19. Проблема исследования познавательных процессов и их продуктов как феноменов с целью выяснения причинных факторов, которые их порождают и регулируют; изучения истории стадиального преобразования этих феноменов и их функции в общей системе жизни субъекта – это: психогностическая проблема; б) психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа.
    20. Принцип взаимосвязи изменений психологических явлений и порождающих их причин в зависимости от их включенности в целостную систему – это: а) принцип детерминизма; б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа.

    Читайте также: