Структура личности по собчик кратко
Обновлено: 02.07.2024
Теория ведущих тенденций и лежащая в ее основе типология индивидуально-личностных свойств, разработанная Л.Н. Собчик (2003), упорядочивает классификации типов личности многих психологических школ, не вступая в противоречия с ними.
Согласно этой теории, личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов.
1. Реакция, силы которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования – агрессия в отношении других).
2. Реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия). Далее типология конституционально заданных свойств в соответствии с ведущими тенденциями в психологических особенностях может быть представлена следующими противоположными признаками: интроверсия-экстраверсия, тревожность-агрессивность, ригидность-лабильность, сенситивность-спонтанность (рис. 1.1).
Ведущие индивидуально-типографические особенности и сопряженный с ними социально-психологический и когнитивный индивидуальный стиль
Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных тенденций. Кроме того, индивидуально-типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.
Типология стилей жизни
Типология, предложенная А. Кроником и Р. Ахмеровым (Кроник, Ахмеров, 2003) в рамках разработанного ими метода каузометрии, или метода анализа жизненного пути человека, основана на рассмотрении индивидуального стиля жизни личности как реализации ее представлений о счастье и путях его обретения. Безусловно, индивидуальные представления о счастье и путях его обретения формируются, функционируют и развиваются под непосредственным влиянием норм и ценностей малых и больших групп, в которые входит человек, а также более широких мировоззренческих ориентаций, присущих обществу в целом и характеризующих особенности культурно-исторической эпохи. Тем не менее в данной типологии выделяются конкретные внутриличностные механизмы стилеобразования, при помощи которых только и могут выполнять свои стилеобразую-щие функции условия микрои макросреды, нормы, ценности и мировоззренческие ориентации общества.
Психологический подход к исследованию человеческой жизни неразрывно связан с анализом деятельности. При анализе деятельности как субъект-объектного взаимодействия прежде всего учитывается наличие у субъекта определенных потребностей – нужд в тех или иных веществах или свойствах окружающей среды, необходимых для поддержания его жизни. Удовлетворить свои потребности субъект может, только обратившись к соответствующим объектам. Свойство объекта, могущее удовлетворить потребность субъекта, названполезностью. Помимо полезности объект обладает еще одним свойством – сложностью, под которой понимается совокупность внутренних связей элементов данного объекта и его внешних связей с другими объектами. Эти связи определяют диапазон изменчивости объекта и число возможных степеней свободы в его взаимодействиях с другими объектами. Поэтому для субъекта мерой предсказуемости объекта является сложность его (объекта) поведения. Чем сложнее объект, тем изменчивее он и тем труднее его предсказать. Сложность обусловливает те или иные средства, необходимые для овладения объектом, и соответствующие свойства субъекта, ответственные за нахождение и использование данных средств. Эти свойства субъекта являются его способностями.
Психологические способы обретения счастья, понимаемые как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру, включают в себя, прежде всего, различные формы саморегуляции – управления человеком психологическими условиями спонтанного (непроизвольного) возникновения у него состояния счастья.
Авторы выделяют две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. Указанные формы осуществляются в результате применения конкретных принципов саморегуляции. Так, стремясь усилить значимость мира (степень удовлетворенности им), человек может пытаться увеличить его полезность или, если это невозможно, уменьшить свои потребности. Стремление к усилению человеком своих возможностей может быть реализовано посредством уменьшения сложности мира или увеличения собственных способностей. Следовательно, существует четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности, максимизация способностей.
Личность– это весьма емкое понятие, охватывающее в целом психологическую и социальную активность человека в его неповторимой индивидуальности.
Личность – это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры как:
· эмоциональная сфера (стиль переживания);
· стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации);
· способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).
Под мотивацией подразумевается побудительная сила, лежащая в основе устремлений и действий индивида. Мотивационная сфера может образно быть представлена как туго скрученная пружина, обеспечивающая силу и направленность активности индивида, уходящая своими корнями в бессознательное.
Эмоции представляют собой индивидуальный стиль переживания, субъективную чувствительность к явлениям окружающей жизни, проявляющуюся как фоном настроения, так и интенсивностью выражения чувств. Позитивная или негативная окраска эмоциональных проявлений носит адаптивный характер, так как отражает корневые аспекты чувства удовлетворенности – неудовлетворенности, обуславливающие активность человека и механизмы приспособления к среде.
Когнитивный стиль определяется типом восприятия, переработки и воспроизведения информации, который находится в тесной зависимости от ведущих индивидуально-типологических тенденций.
Индивидуальный стиль межличностного поведения также находится в прямой зависимости от типа реагирования, в основе которого лежат все те же ведущие тенденции.
В совокупности все эти категории - мотивация, эмоциональные особенности, тип мышления и стиль межличностного поведения - составляют индивидуально-типологическую базу, на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой и формируется личность.
1. почва – прародительский генофонд, т.е. некое генетическое наследство, в которое дерево уходит корнями.
2. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или понемногу от каждого. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии. Корни – конституциональные свойства человека – особенности его темперамента.
3. Ствол дерева личности представляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности – с окружающими близкими людьми. Стволовая часть дерева символически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как
· когнитивный стиль (интеллект),
4. Крона дерева личности охватывает сферу
· морально-нравственных устоев личности.
Крону в значительной степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона дерева рисунком и цветам листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложенным в семени генами).
Иерархия ценностей каждого человека и выбор сферы интересов, морально-нравственные установки, поиски смысла жизни или эгоистическая самодостаточность в огромной степени зависят от того, что удалось окружению привить в процессе воспитания.
Индивидуальность – это те особенности, которые придают своеобразие и определенный стиль психологическому паттерну конкретного человека в противовес некоему усредненному образу личности.
Теория ведущих тенденций. Из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей даже при одинаковых средовых условиях. В основе такого индивидуально очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две-три ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие (“вершинные”) уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.
“Ведущая тенденция” – это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Рациональное воспитание (или правильно подобранная психотерапия) может способствовать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревожность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям.
По вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - базовые свойства, черты характера и их реализацию в виде социальных установок или в проявлениях актуального состояния.
А по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.
Ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психологическим свойствам. Именно она представляет собой ту основу, на которой в процессе постнатального развития (т.е. после рождения) формируются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль и тип межличностного поведения.Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальный стиль мотивационной, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, и основные аспекты социальной направленности, связанные с избирательным влечением индивида к одним сферам общения и ценностям и интуитивным отталкиванием от других.
Личность– это весьма емкое понятие, охватывающее в целом психологическую и социальную активность человека в его неповторимой индивидуальности.
Личность – это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры как:
· эмоциональная сфера (стиль переживания);
· стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации);
· способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).
Под мотивацией подразумевается побудительная сила, лежащая в основе устремлений и действий индивида. Мотивационная сфера может образно быть представлена как туго скрученная пружина, обеспечивающая силу и направленность активности индивида, уходящая своими корнями в бессознательное.
Эмоции представляют собой индивидуальный стиль переживания, субъективную чувствительность к явлениям окружающей жизни, проявляющуюся как фоном настроения, так и интенсивностью выражения чувств. Позитивная или негативная окраска эмоциональных проявлений носит адаптивный характер, так как отражает корневые аспекты чувства удовлетворенности – неудовлетворенности, обуславливающие активность человека и механизмы приспособления к среде.
Когнитивный стиль определяется типом восприятия, переработки и воспроизведения информации, который находится в тесной зависимости от ведущих индивидуально-типологических тенденций.
Индивидуальный стиль межличностного поведения также находится в прямой зависимости от типа реагирования, в основе которого лежат все те же ведущие тенденции.
В совокупности все эти категории - мотивация, эмоциональные особенности, тип мышления и стиль межличностного поведения - составляют индивидуально-типологическую базу, на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой и формируется личность.
1. почва – прародительский генофонд, т.е. некое генетическое наследство, в которое дерево уходит корнями.
2. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или понемногу от каждого. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии. Корни – конституциональные свойства человека – особенности его темперамента.
3. Ствол дерева личности представляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности – с окружающими близкими людьми. Стволовая часть дерева символически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как
· когнитивный стиль (интеллект),
4. Крона дерева личности охватывает сферу
· морально-нравственных устоев личности.
Крону в значительной степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона дерева рисунком и цветам листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложенным в семени генами).
Иерархия ценностей каждого человека и выбор сферы интересов, морально-нравственные установки, поиски смысла жизни или эгоистическая самодостаточность в огромной степени зависят от того, что удалось окружению привить в процессе воспитания.
Индивидуальность – это те особенности, которые придают своеобразие и определенный стиль психологическому паттерну конкретного человека в противовес некоему усредненному образу личности.
Теория ведущих тенденций. Из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей даже при одинаковых средовых условиях. В основе такого индивидуально очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две-три ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие (“вершинные”) уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.
“Ведущая тенденция” – это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Рациональное воспитание (или правильно подобранная психотерапия) может способствовать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревожность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям.
По вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - базовые свойства, черты характера и их реализацию в виде социальных установок или в проявлениях актуального состояния.
А по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.
Ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психологическим свойствам. Именно она представляет собой ту основу, на которой в процессе постнатального развития (т.е. после рождения) формируются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль и тип межличностного поведения.Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальный стиль мотивационной, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, и основные аспекты социальной направленности, связанные с избирательным влечением индивида к одним сферам общения и ценностям и интуитивным отталкиванием от других.
Людмила Николаевна Собчик работает над темами психологии личности и психологии индивидуальности уже больше 50 лет.
Один из плодов ее работы - теория ведущих тенденций. По сути это многомерная типологическая модель личности. Еще в 1970 году Блюма Вульфовна Зейгарник оценила гипотезу этой теории как заявку на новый подход в психологии личности. Сегодня психологи используют теорию ведущих тенденций как методологическую базу для психодиагностики, психокоррекции и консультаций.
Ведущая тенденция - это не черта или свойство характера, не состояние. Она вбирает в себя эти понятия и пронизывает все уровни жизни человека, придает существованию индивидуальную окраску и уникальную направленность.
Ведущие тенденции (эмоциональные особенности, мотивация, когнитивный стиль и стиль межличностного взаимодейстия) - база на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой формируются разные типы личности.
Всего ведущих тенденций восемь, они противоположенны друг другу и в норме находятся в более или менее выраженном балансе. Уровень выраженности ведущих тенденций показывает неповторимый рисунок индивидуально-психологических особенностей человека. Иногда та или иная ведущая тенденция выражена у человека заметно сильнее других, это может быть яркой особенностью, а иногда и акцентуацией.
Всего ведущих тенденций восемь, они противоположены друг другу и в норме находятся в более или менее выраженном балансе. Уровень выраженности ведущих тенденций показывает неповторимый рисунок индивидуально-психологических особенностей человека. Иногда та или иная ведущая тенденция выражена у человека заметно сильнее других, это может быть яркой особенностью, а иногда и акцентуацией.
Конституциональные типологические свойства
Экстраверсия представляет собой типологическое свойство связанное с высокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью, отражающее обращенность индивида к реальной атрибутике окружающего мира. Без адекватного баланса, который придает умеренная интровертированность, избыточная экстраверсия проявляется в неразборчивой и поверхностной общительности.
Сензитивность тесно связана с повышенной и тонко дифференцированной чувствительностью человека в отношении различных нюансов влияния среды, с реакцией на эмоциональную теплоту или холодность психологического микроклимата — как стрелка барометра, реагирующая на изменение давления атмосферы. Эта индивидуально-типологическая характеристика формирует зависимый паттерн характера и включена в структуру слабого типа реагирования, для которого характерна выраженная зависимость от зоны аффилиации.
Ригидность представляет собой смешанный тип реагирования на рубеже, который лежит между субъективизмом и пассивностью интроверсии, с одной стороны, и самоутверждающейся наступательностью агрессивности, с другой. В противовес эмотивности ригидность базируется на тугоподвижности нервных процессов: индивида сперва трудно столкнуть с места, спровоцировать на действия, вызвать реакцию, но затем его уже не остановить, не укротить. Усиленная спонтанностью или агрессивностью, а также не сбалансированная тревожностью или сензитивностью, ригидность проявляется оборонительно-агрессивными реакциями. Напрашивается ассоциация с паровозом, который упорно движется по рельсам, развивая все большую скорость и круша все на своем пути.
Эмотивность (лабильность) — индивидуально-типологическое свойство, в основе которого лежит повышенная подвижность нервных процессов, проявляющаяся в изменчивости эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, однако с тенденцией к более стеничной самореализации, чем это характерно для сензитивных и тревожных личностей. Личности данного типа не только подвержены влиянию среды, но и сами оказывают сильной воздействие на эмоциональное состояние окружающих. Таким образом, здесь речь идет о смешанном типе реагирования, в котором сочетаются свойства слабости и силы.
Сочетания тенденций в рамках восьмеричной типологической градации
Зная личные особенности сформированные ведущими тенденциями, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга, следует перейти к целостной оценке профиля личности, дабы преодолеть примитивный подход, который сводится исключительно к последовательной интерпретации каждой шкалы.
Стиль межличностного общения
Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, которые формируют дериватные свойства, отражающиеся в социальной активности индивида.
Конформность проявляется на стыке таких ведущих тенденций как тревожность и сензитивность: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.
Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корреляцию с таким социально-психологическим свойством как компромиссность (одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой).
Зависимость как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами, как интроверсия (склонность к уходу в мир идеалов, застенчивость, замкнутость) и сензитивность (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности); эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиск щадящей социальной ниши.
На стыке таких свойств, как эмотивность и экстраверсия, проявляется коммуникативность. Этому способствуют демонстративность и поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.
В то же время следует подчеркнуть, что социальная пассивность, базирующаяся на интроверсии, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется в виду менее выраженная реактивность внешних проявлений чувств при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.
Напротив, социальная активность рассматривается как склонность к широким контактам, разговорчивость и двигательная раскрепощенность в сочетании со сниженной склонностью к самосовершенствованию и тенденцией к самонаблюдению.
Индивидуализм формируется сочетанием интроверсии с ригидностью и характеризуемся устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.
Сочетание ригидности с агрессивностью выражается в конфликтном и неконформном стиле поведения. Если конформность в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то неконформность — тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница радикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.
Познавательные процессы
Когнитивный стиль определяется индивидуальным типом восприятия информации, ее переработки и воспроизведения. Как показал психодиагностический опыт, когнитивный стиль в значительной степени связан с ведущей тенденцией.
Личности, формирующиеся в условиях ригидных, тугоподвижных свойств нервной системы, отличаются формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием способностей в области цифр, четких схем, конкретных конструкций и формул.
Индивидуально-личностный паттерн эмотивного типа характеризуется преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия.
Тревожно-интровертные гипостеники предпочитают вербальный (словесный) материал и проявляют способности главным образом в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации.
Стеничные, спонтанные личности отличаются целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления, когда речь идет о психической норме. В условиях сниженного интеллекта мышление больных с болезненно заостренной спонтанностью, перерастающей в избыточную импульсивность, проявляется спекулятивностью и недостаточной опорой на накопленный опыт.
ВЕБИНАР: Помощь женщине в трудной жизненной ситуации: арт-терапевтические техники групповой и индивидуальной работы
Скоро
Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой
Теория ведущих тенденций
Автор
2-я часть статьи доктора психологических наук Людмилы Николаевны Собчик (читать 1 часть статьи):
Тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый, устойчивый или лабильный) и свойства нервной системы (эмоциональная лабильность или ригидность, преобладание процессов торможения или возбуждения) определяют характер человека. Взаимодействие характера с социальным окружением формируют личность, избирательность которой в связи с индивидуальным стилем определяет его социальную направленность.
Если схематически представить личность как дерево, то его корни питаются генетической предиспозицией, стволовая часть представляет собой в самой нижней части – конституциональные особенности и определяемые ими врожденные особенности темперамента, продолжение ствола древа личности - формирующийся на этой почве характер, на развитие которого определенное влияние оказывает среда, верхняя часть ствола – сформировавшаяся личность, однако ведущие тенденции от корней древа до его вершины пронизывают древо личности, ограничивая индивидуальный выбор при формировании социальной направленности индивида, его иерархии ценностей, деловой и профессиональной деятельности.
Итак, все, что мы можем обнаружить с помощью психодиагностических методик, отражает эти основные присущие человеку непосредственные проявления, с помощью которых он адаптируется в окружающем мире. Поэтому мы вправе считать базовые личностные свойства, проявляющиеся как черты характера, лишь оболочкой, представляющей собой врожденный тип реагирования, приспособленный для адаптации человека в жизни.
Однако есть и такие свойства человеческой натуры, которые присущи только человеку – это стрежневой, ядерный аспект в структуре личности. Осознанное стремление управлять собой, бороться с импульсивными реакциями, с собственными непосредственными проявлениями, разумно использовать привитые навыки, осмысленно руководить своими поступками, вырабатывая стратегию целенаправленного поведения, - все это осуществляется стержневым свойством личности, ядерным конструктом, осознанным Я. Ведущую роль в формировании ядра личности играют развивающиеся прижизненно самосознание, самооценка и самоконтроль – главные внутриличностные регуляторы. Если вернуться к схеме личности в образе дерева, то данная структура должна была бы выглядеть как вертикаль, пронизывающая все уровни центральной стволовой части древа, набирающая к верхнему (вершинному) уровню развития все большую силу по мере созревания личности.
Самосознание - это первое и главное, что человек знает о себе, проснувшись или придя в себя после наркоза или комы: кто Я? Кем я являюсь в этом мире? Формально – это пол, возраст, имя, семейное положение, социальный статус. Но это еще и самоощущение, адекватное восприятие себя, своего положения в окружающем мире. Степень зрелости личности определяется сформированной устойчивостью самосознания. Феномен утраты своего Я мы наблюдаем у людей, выходящих из длительно протекавшей комы, после тяжелой черепно-мозговой или психической травмы, после тяжелого наркотического или алкогольного отравления, после перенесенной клинической смерти. Но такой вариант, как правило, связан с патологией, с тяжелой травмой головного мозга или сверх сильным психологическим стрессом.
Значительно отличаются от непосредственного поведения поступки, руководимые самосознанием, то есть осознанные поступки человека, согласованные со стремлением соответствовать собственным критериям нравственности. Это категория иного плана, чем привитое в процессе социализации Супер-эго. Это и есть реноме личности, его осознанное, нравственное Я, интегративное ядро зрелого Я, которое лежит в основе целеполагания, принятия решения, стремления взять на себя ответственность. Это содержательная сторона личностной индивидуальности, которая развивается прижизненно и содержит в себе такие категории как совесть, нравственность, достоинство, честность, самоотверженность, порядочность, присущие человеческой особи как существу высшего уровня развития в мире живого. От них зависит степень самоуважения индивида, способность к самоограничению. Главной особенностью зрелой личности является то, что саморегуляция, которая реализуется через самосознание - не жертва на алтарь требований социума, а внутренняя потребность.
Естественно, что у личностей, типологически относимых к рефлексирующим, склонных к самоанализу, стремящихся к самосовершенствованию, умеющих затормаживать сиюминутные желания, с повышенным чувством вины, дорожащих теплотой межличностных отношений, склонных к сопереживанию – у таких личностей формирование нравственного стержня происходит быстрее.
Напротив, у лиц с завышенной самооценкой, не склонных к сомнениям, решительно самоутверждающихся, не способных к сопереживанию, жестких и наступательных в собственной самореализации, легко перешагивающих через интересы других при реализации собственных желаний – у них формирование интегративного ядра личности происходит гораздо медленнее. Нужны серьезные потрясения и горький жизненный опыт, которые умерят их эгоцентричность и повернут их лицом к собственной душе. Именно так мы обычно называем ту нравственность, которая должна быть внутри нас как мерило духовности. Выявление этой стороны структуры личности можно лишь оценив уровень культуры человека, степень интериоризации (усвоения) общего наследия человечества. Косвенно об этом свидетельствует его словарный запас, начитанность, кругозор, иерархия ценностей. Поэтому, психодиагностическое исследование должно проводиться с ясно обозначенной целью и параллельным изучением возрастных, геронтологических и культуральных аспектов изучаемого контингента.
Читайте также: