Структура философского творчества кратко

Обновлено: 06.07.2024

О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

В чем специфика постановки такого рода вопросов, например в отличие от частных наук?

Философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия как такового. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы, по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Мыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов и дуалистов и т. д. Философов объединяет их общее проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.

Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.

Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.

В каком-то смысле это дисциплина вспомогательная, и ее предмет на современном этапе значительно отходит от собственно философских проблем. Однако одновременно это дисциплина философская. Как мы помним, у Аристотеля она даже предшествует решению метафизических проблем, формируя аналитическую культуру мышления, если не сводить ее только к формальной логике. Несмотря на то что логика изучает формы мышления, она не свободна от онтологических предпосылок.

Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логистика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения) и пр.

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения.

Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика строится либо чисто функционально-описательно, когда эстетические объекты просто подвергаются теоретическому осмыслению, либо нормативно-дискурсивно, когда выдвигаются некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако, поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.

Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, анализируются религиозные представления, тексты, установления.

Философия права решает проблему обоснования права. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.

Вышесказанным во многом определяются структура и последовательность изложения материала в настоящем издании, состоящем из двух частей. В первой части дается систематическое изложение истории западной и отечественной философии от ее зарождения до наших дней. Во второй части представлено теоретическое содержание ядра философии, кое составляют онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, а также дополняющих собственно философию относительно самостоятельных отраслей философского знания – философии религии, философии права, философии науки, некоторых других отраслей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. ОТ ФИЛОСОФИИ СРОДНОСТИ ДО ФИЛОСОФИИ ОБЩЕГО ДЕЛА, ОТ МОНОЛОГА К ДИАЛОГУ

4. ОТ ФИЛОСОФИИ СРОДНОСТИ ДО ФИЛОСОФИИ ОБЩЕГО ДЕЛА, ОТ МОНОЛОГА К ДИАЛОГУ Как философия славянофилов, так и философия радикализма во всех его ипостасях оказались всего лишь предпосылочными линиями становления и развития собственно русской (российской) философии. Эти две

Б. Сущность философии с точки зрения положения философии в духовном мире

Б. Сущность философии с точки зрения положения философии в духовном мире До сих пор мы индуктивным путем выводили черты сущности философии из фактов, носящих название философии, и из понятий о них, как они образовались в истории философии. Эти черты привели нас к функции

V. Понятие сущности философии. Перспективы истории и систематики философии

V. Понятие сущности философии. Перспективы истории и систематики философии Философия оказалась воплощением весьма различных функций, которые вместе составляют сущность философии. Функция всегда относится к какому-нибудь телеологическому сочетанию и обозначает

З.А.Сокулер. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и ее значение для современной философии математики

З.А.Сокулер. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и ее значение для современной философии математики Проблема "следования правилу" возникает в рассуждениях Витгенштейна необходимым образом. В самом деле, он рассматривает значение как

Интерпретация философии Г.Фреге и Л.Витгенштейна в метафизическом направлении аналитической философии

Интерпретация философии Г.Фреге и Л.Витгенштейна в метафизическом направлении аналитической философии Третье направление в развитии аналитической философии мы связываем с возрождением традиционно философской проблематики, когда философа интересует не только

Глава I. Основы философии. Предмет философии

Глава I. Основы философии. Предмет философии Чтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Понятие философия возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей, в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Кстати, подобное

3. Структура философии

3. Структура философии О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и

ВВЕДЕНИЕ ПРИНЦИП И СТРУКТУРА ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ ПРИНЦИП И СТРУКТУРА ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу.

Структура презентации и структура материала

Прочтите следующий текст Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества. В настоящее время творчество противопоставляется конструированию, которое есть лишь комбинирование уже имеющегося. Более точно творчество можно определить как деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. В случае художественного творчества (к которому относится и творчество в философии) следует отметить влияние личности творца на отображение им той или иной ситуации, его восприятием отображаемого объекта. Т.е. сформированная в определенных условиях личность творца рассматривает объект исходя из своих представлений

Прочтите следующий текст Типы философствования характеризуются тремя основными этапами развития философской мысли: классический, неклассический и постклассический тип философствования. Классическая философия – это образцы философствования, имена основателей направлений и школ, ориентиры, предлагаемые философией людям. Завершение этого этапа фиксируется в середине XIX века, неклассический этап развёртывается до середины XX столетия, постклассический же этап оформился во второй половине XX века и продолжается в настоящее время. Классический тип философствования предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание основных аспектов и сфер бытия: природы, общества, жизни людей, их деятельности, познания, мышления.

Прочтите следующий текст Неклассическое философствование — это не направление, это тип мышления и действия, сопряжённый с кризисом классики и её преодолением. Это реакция на несоответствие абстрактного субъекта конкретным индивидам, а абстрактного объекта — реальной эволюции природы. К середине XX столетия выясняется, что и общество, система жизни людей тоже принадлежит миру неклассических объектов, не может быть привязана только к вещам, к инструментам, механизмам, машинам, работающим с вещами. Постепенно всё более широкой становилась зона проявления человеческой субъективности.

Прочтите следующий текст Развитие психологии сместило фокус интересов на трактовку эмоционально-волевой и внерациональной сфер его бытия. Постепенно возникает необходимость учета интересов не отдельных индивидов, но их объединений по тому или иному признаку. Такие объединения сами становятся групповыми субъектами, и на этом этапе начинает действовать постклассическое философствование. Эти объединения моделируют бытие в соответствии со своими схемами, что приходит в противоречие как с индивидуальным бытием отдельных субъектов, так и со схемами других объединений.

Ответьте письменно на вопросы 1. Дайте определение творчества. 2. Назовите характеристики творчества. 3. Что влияет на отображение творцом объекта творчества? 4. Перечислите типы философствования. 5. Назовите причины перехода от классического философствования к неклассическому. 6. Назовите причины перехода от неклассического философствования к постклассическому.




1) философия существует в форме теории, концепции (хотя и не всегда излагается в форме трактата);
2)философия имеет самостоятельный предмет исследования;
3) философия имеет специфический метод исследования, т.е. способ построения и обоснования системы философского знания.

4) Философия имеет собственный язык со всеми его элементами, в том числе философия имеет набор терминов, которые служат для формулирования философских понятий (например: бытие, сущее). Многие философские категории имеют парный характер, потому что они выражают собой универсальные противоположности (например: необходимость и случайность, форма и содержание), некоторые категории образуют триады (единичное – особенное – общее).
5) Философии органически присуща диалогичность. Если у философа нет оппонента (собеседника), то он не философ. Оппонентом может выступать не только другая личность, но и целая культурная традиция. Философ – это мыслитель, который может быть оппонентом и для самого себя.

6) В философии всегда присутствует феномен авторства. Анонимная философия невозможна. Носителем философствующего ума может быть только личность. Философия – личностное явление. Официальная философия или народная невозможна. Хотя народ – это коллективная личность.

1) философия существует в форме теории, концепции (хотя и не всегда излагается в форме трактата);
2)философия имеет самостоятельный предмет исследования;
3) философия имеет специфический метод исследования, т.е. способ построения и обоснования системы философского знания.

4) Философия имеет собственный язык со всеми его элементами, в том числе философия имеет набор терминов, которые служат для формулирования философских понятий (например: бытие, сущее). Многие философские категории имеют парный характер, потому что они выражают собой универсальные противоположности (например: необходимость и случайность, форма и содержание), некоторые категории образуют триады (единичное – особенное – общее).
5) Философии органически присуща диалогичность. Если у философа нет оппонента (собеседника), то он не философ. Оппонентом может выступать не только другая личность, но и целая культурная традиция. Философ – это мыслитель, который может быть оппонентом и для самого себя.

6) В философии всегда присутствует феномен авторства. Анонимная философия невозможна. Носителем философствующего ума может быть только личность. Философия – личностное явление. Официальная философия или народная невозможна. Хотя народ – это коллективная личность.


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 4. Структура философского знания

Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую — учение о человеческой деятельности; поэтическую — учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение И бн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии — Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии — онтологию;

2) учение о деятельности — праксеологию;

3) теорию познания — гносеологию;

4) теорию ценностей — аксиологию;

5) учение о человеке — философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества — социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Учение о способах познания философии — методология, а учение о путях творчества и их обосновании — эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

Читайте также: