О закономерностях распределения температур на территории россии в январе и июле кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цель – восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

ТДЦ: Образовательный аспект: Дать знания о закономерностях распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости и коэффициенте увлажнения (работа с использованием компьютеров и выводы в тетради).

  • Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, оформление выводов;
  • Развитие логического мышления, речи и внимания;
  • Формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.

Воспитательный аспект: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Мотивационная беседа: народные приметы о погоде и климате.

  • CD-диск – Мультимедиа учебник: “география России (природа и население) ” 8 класс. Авторы учебного материала: Дронов В.П., Савельева Л.Н., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2001, Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации.
  • Кабинет с персональными компьютерами.
  • Атлас 8 класса.
  • Учебник “География России” 8 класс М.”Дрофа”. 1997г.

I. Организация начала урока.

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Урок проводится в компьютерном классе. Все учащиеся работают с компьютерной Мультимедиа программой – учебник географии для 8 класса. Учащиеся анализируют информацию с карт представленных на мониторах.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый Ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье Ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги Ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!

Проверка домашнего задания.

Цель: Проверить выполнение домашнего задания обучающихся, устранить обнаруженные пробелы в знаниях, провести дальнейшее усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся.

II. Фронтальный опрос.

1. Какие воздушные массы господствуют над территорией России?

Над территорией России господствуют арктические, умеренные и на юге тропические воздушные массы.

2. Как западный перенос воздушных масс влияет на климат?

Поскольку в умеренных широтах, где расположена большая часть нашей страны, господствует западный перенос воздушных масс, Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим. Роль западного переноса особенно велика в теплый период года, когда на большей части страны преобладают западные и северо-западные ветры. Перемещаясь над территорией нашей страны с запада на восток, они постепенно теряют запас влаги, а также изменяют другие свои свойства – например, летом постепенно прогреваются, зимой остывают, приобретают признаки континентальных воздушных масс. Зимой материк сильно выхолаживается и над ним формируется область очень высокого атмосферного давления – зимний Азиатский максимум (Сибирский антициклон). Летом, наоборот, континент прогревается быстрее по сравнению с океанами и над ним формируется область пониженного давления – летний Азиатский минимум.

3. Что такое трансформация воздушных масс?

При перемещении воздушных масс над той или иной территорией они способны постепенно изменять свои свойства под влиянием подстилающей поверхности. Например, арктические воздушные массы, проходя летом через всю Восточно-Европейскую равнину, прогреваются до такой степени, что приводит к образованию суховеев в Предкавказье.

Цель: Подготовить обучающихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапа урока. Актуализация опорных знаний и умений.

IV. Изучение нового материала.

  1. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи;
  2. Выделить главное, провести обобщение ;
  3. На основе знаний выработать учебные умения.

Учитель: Запустите программу мультимедиа учебника география 8 класс, откройте ссылку (Характеристика природы). Выберите тему мультимедиа учебника (Климат), затем ссылку (Температура января). Проанализируйте карту январских температур воздуха и определите закономерности их размещения.

Ученик: Температура января в г. Санкт-Петербурге, Ростов на Дону, Волгограде от 0 до – 10°С; в г. Мурманске, Самаре, Екатеринбурге, Красноярске от -10°С до – 20°С; в г.Новосибирске, Иркутске, Анадыре, Магадане, Владивостоке от – 20°С до – 30°С; на большей части территории Якутии и полуострова Таймыр от – 30°С до – 40°С; на северо-востоке Сибири (в Верхоянске и Оймяконе) от – 40°С и ниже.

Вывод: Средняя температура января на территории России изменяется с юго-запада на северо-восток в субмеридиональном направлении.

Учитель: Объясните разницу январских температур в Мурманске и Норильске, расположенных примерно на одной широте?

Ученик: В Мурманске температура января выше, чем в Норильске, это объясняется теплым течение с Атлантического океана.

Учитель: Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой?

Ученик: Это согревающее влияние морских умеренных воздушных масс приносимых с Атлантического океана западными ветрами.

Самые низкие температуры января зафиксированы на Северо-Востоке Сибири (Верхоянске - 69°С и Оймяконе -71°С ).

Задание 2 (по карте атласа для 8 класса, стр. 14-15).

Учитель: Посмотрев на расположение этих поселков на физической карте России,чем вы можете объяснить такие низкие температуры воздуха?

Ученик: Эти поселки расположены в межгорных котловинах поэтому холодный воздух с Северного Ледовитого океана затекает туда и там застаивается и охлаждается.

Учитель: Проанализируйте карту июльских температур воздуха и определите закономерности их размещения (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Температура июля на островах и побережье Северного Ледовитого океана + 2°С +6°С; в Анадыре + 6°С +12°С; в Мурманске, Верхоянске, Магадане +12°С +18°С; в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Якутске, Владивостоке +18°С +24°С; в Ростове на Дону, Самаре и Волгограде + 24°С и выше.

Вывод: Самые низкие температуры июля + 2°С наблюдаются на побережье Северного Ледовитого океана это объясняется количеством суммарной радиации получаемой данной территорией, а самые высокие температуры июля +24°С наблюдаются на юго-западе России это объясняется тем что данная территория получает самое большое количество солнечной радиации. Средняя температура июля на территории России изменяется с севера на юг в субширотном направлении. Самое жаркое место в России Прикаспийская низменность +45°С.

Учитель: Проанализируйте карту годового количества и определите, каковы закономерности изменения количества осадков по сезонам года на территории страны (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Количество осадков закономерно изменяется при движении от побережий океанов в глубь территории Восточной Сибири в среднем от 800 до 200 мм в год. Изменяется не только годовое количество осадков, но и разница в количестве осадков, выпадающих в теплое (с апреля по октябрь) и в холодное (с ноября по март) время года. Так в Центральной части Восточно-Европейской равнины в теплый период выпадает °С осадков, а в холодный 200 мм, в центральной части Якутии в теплую половину года – 200 мм, в холодную – 50 мм осадков. На Камчатке, со всех сторон окруженной водой, количество осадков возрастает – около 800 мм в теплый период и порядка 200 мм в холодный.

Максимумы осадков на территории нашей страны приходится на наветренные склоны гор Алтая, Саян, Сихотэ-Алинь.

Вывод: Максимальное количество осадков наблюдается на склонах Большого Кавказа 3200 мм в год. По мере продвижения с запада на восток климат становится более континентальным.

Учитель: Чем на Ваш взгляд объясняется объединение карт осадков и испаряемости в один блок? (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Это сделано для определения коэффициента увлажнения.

Учитель: По какой формуле определяется коэффициент увлажнения?

Ученик: , где: К – коэффициент увлажнения; О – осадки; И – испаряемость.

Учитель: Обратите внимание на величину коэффициента увлажнения.

Если К 1. Каким бывает характер увлажнения ?

Ученик: при условии К 1 увлажнение будет избыточное.

Первичная проверка усвоения и закрепления знаний.

  1. Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала: (усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами);
  2. Установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.
  3. Организовать деятельность учащихся по применению изучаемых знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.

Цель: научить учащихся определять характер увлажнения заданных территорий.

Учитель: Откройте карты (осадков и испаряемости) и ознакомьтесь с таблицей, по которой вы будете определять коэффициент и характер увлажнения. По этим двум картам определите коэффициент увлажнения в Мурманске, Москве и Якутске полученные данные занесите в таблицу1 (мультимедиа учебник география 8 класс).

Города Осадки, мм Испаряемость, мм К Характер увлажнения Причины
Мурманск
Москва
Якутск

Проведите самопроверку полученных результатов с данными на карте ”Характер увлажнения” (на экране монитора).

Учитель: Заполните таблицу 2 по заданным признакам.

Элементы климата Изменения Направления Количество осадков, мм Климатические рекорды
Ср. температура января Самое холодное место -
Ср. температура июля Самое теплое место -
Годовое кол-во осадков Самое влажное место -
Самое сухое место -
по сезонам года: районы
теплое время Восточно-Европейская равнина
Центральная часть Якутии
П-ов Камчатка
холодное время Восточно-Европейская равнина
Центральная часть Якутии
П-ов Камчатка

Контроль и самопроверка знаний.

Цель: Проверка знаний, умений и навыков учащимися; выявление недостатков и причин их появления; стимулирование учащихся на самообразование.

(учащиеся записывают недостающие сведения на поставленные вопросы. По окончанию работы сравнивают результаты с алгоритмом).

Подведение итогов урока (рефлексия).

  • Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
  • Испытывали вы трудности в работе с программой?
  • Хотели ли вы что бы изучение других тем проходило с применением компьютеров?
  • Как вы усвоили новый материал?

Информация о домашнем задании.

Цель: На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению

1. Что такое комфортность климата?

2. Подумайте, как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта, например, в Якутии и на Черноморском побережье.

Распределение температуры воздуха на территории страны зависит от радиационного баланса, циркуляции атмосферы и сильно меняется по сезонам года; зимой в связи с отрицательным радиационным балансом на территории России происходит интенсивное выхолаживание поверхности. Летом в связи с положительным радиационным балансом происходит потепление поверхности.

Особенно низкие температуры зимой бывают в котловинах и долинах рек Северо-Восточной и Средней Сибири. Абсолютный минимум температуры здесь составляет —71°С. Само слово “Оймякон” в переводе со староякутского значит “свирепый мороз”. Анализ распределения температур воздуха в январе показывает, что положение изотерм мало связано с географической широтой, а следовательно, с поступлением солнечной радиации. Четко прослеживается изменение январских температур при движении с запада на восток. Это связано с частым поступлением в западные районы России морского воздуха умеренных широт, прогретого над сравнительно теплыми водами Атлантического океана (атлантического воздуха). Перемещаясь в общем потоке западного переноса, он постепенно трансформируется над холодной поверхностью суши. К востоку возрастает повторяемость холодного континентального воздуха умеренных широт, который формируется в области высокого давления, расположенной над южными районами Сибири и Монголией (Азиатский максимум). На весь Дальний Восток зимой распространяется холодный воздух из отрога высокого давления, протянувшегося от Байкала до Чукотки, поэтому отепляющее влияние Тихого океана испытывает лишь очень узкая прибрежная полоса. Изотермы здесь сгущаются и вытянуты параллельно береговой линии с юго-запада на северо-восток. В связи с господством холодного континентального воздуха умеренных широт во Владивостоке, лежащем на 43° с. ш., январская температура —15°С, в то время как в Мурманске, расположенном близ 70° с. ш., всего лишь -7°С.
В июле на всей территории страны средние месячные температуры положительные. Июльские изотермы направлены почти широтно . Это подчеркивает решающее влияние на летний температурный режим солнечной радиации и меньшее значение циркуляционных процессов. Наличие гор на южной и восточной окраинах страны обусловливает понижение температур воздуха в этих районах в сравнении с соседними равнинами. Летние температуры имеют очень большое значение для развития растений и процессов почвообразования.

От количества водки выпитого сотрудниками местной метеослужбы ;-)))
А вообще от наклона оси планеты Земля, Россия она целиком в северном полушарии .

1 Рельеф местности (отсутствие барьеров в виде гор на севере и западе страны не препятствует проникновению арктических и атлантических воздушных масс вглубь территории, а наличие гор на востоке препятствует влиянию тихоокеанских воздушных масс, которые не могут проникнуть вглубь страны).
2 Характер подстилающей поверхности (солнечная радиация не прогревает глубоко поверхность земли).
3 Географическое положение страны (большая протяжённость с севера на юг и с запада на восток, наблюдается много климатических поясов и климатических зон, а значит и различное количество солнечного тепла и количества осадков).
4 Количество солнечной радиации (больше всего её на юге страны, а к полюсам она уменьшается).
5 Циркуляция воздушных масс (наблюдается атлантический, арктический и тропический перенос воздушных масс, но больше всего на климат страны влияет атлантический перенос).
6 Влияние циклонов и антициклонов (зимой на большей части территории господствует Сибирский антициклон, летом на Дальнем Востоке господствует циклон).
7 Влияние атмосферных фронтов (тёплого и холодного).
8 Высота над уровнем моря.
9 Наличие или отсутствие поблизости морей и океанов.
10 Наличие гор и их направление.

Гипермаркет знаний>>География >>География 8 класс>>Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

§ 18. Закономерности распределения тепла

и влаги на территории России

Огромная протяженность территории нашей страны, ее расположение в нескольких климатических поясах приводят к тому, что в разных районах страны сильно отличаются температуры января и июля, годовое количество осадков.

Так, средние температуры января колеблются от О °С в Предкавказье до -40—50 °С в Якутии. Температуры июля изменяются от -1 °С на северном побережье Сибири до + 24—25 °С на Прикаспийской низменности.

Проанализируем карты средних изотерм января и июля на территории России. Обратите внимание на то, как они проходят. Изотермы января протягиваются с северо-запада на юго-восток. Расположение изотерм июля, напротив, близко к широтному.

Чем можно объяснить такую картину? Известно, что распределение температуры зависит от количества солнечной радиации, подстилающей поверхности, циркуляции атмосферы. Интенсивное выхолаживание поверхности нашей страны в зимний период приводит к тому, что наиболее низкие температуры наблюдаются во внутренних районах, недоступных отепляющему влиянию Атлантики, и районах Средней и Северо-Восточной Сибири. Средние месячные температуры июля положительны на всей территории России.

Рис. 34. Среднемесячная температура января

Распределение осадков на территории нашей страны связано с циркуляцией воздушных масс, особенностями рельефа, а также температурой воздуха. Основным источником влаги для нашеЙ страны является влажный воздух Атлантики, Наибольшее количество осадков на равнинах выпадает между 55° и 65е с. ш. Осадки распределены по территории нашей страны крайне неравномерно. Решающими факторами при этом являются близость или удаленность от моря, абсолютная высота места, расположение горных хребтов (задерживающих влажные воздушные массы или не препятствующих их продвижению).

Рис. 35. Средние температуры июля

Наибольшее количество осадков в России выпадает в горах Кавказа и Алтая (более 2000 мм в год), на юге Дальнего Востока (до 1000 мм), а также в лесной зоне Восточно-Европейской равнины (до 700 мм). Минимальное количество осадков приходится на полупустынные районы Прикаспийской низменности (около 150 мм в год).

Но годовое количество осадков не дает полного представления о том, как территория обеспечена влагой, поскольку часть атмосферных осадков испаряется, часть просачивается в почву.

Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения (К), показывающий отношение годовой суммы осадков (О) к испаряемости (И) на этот же период: К = О/И.

Испаряемость — это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях.

Рис. 36. Годовое количество осадков

Измеряется испаряемость в мм слоя воды. Испаряемость характеризует возможное испарение. Фактическое же испарение не может превышать годовую сумму осадков, выпадающих в данном месте. Например, в пустынях Прикасспия испарение составляет 300 мм в год, хотя испаряемость здесь, в условиях жаркого лета, в 3—4 раза выше.

Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. При К = 1 увлажнение считается достаточным. Достаточное увлажнение характерно для южной границы лесной и северной, границы лесостепной зоны. В зоне степей, где коэффициент увлажнения меньше единицы (0,6—0,7), увлажнение считается недостаточным, В Прикаспии, в зоне полупустынь и пустынь, где К = 0,3, увлажнение скудное. Но в некоторых районах страны К > 1, т. е. количество выпадающих осадков превышает испаряемость. Такое увлажнение называется избыточным.

Избыточное увлажнение типично для тайги, тундры, лесотундры. В этих районах много рек, озер, болот. Здесь в процессах образования рельефа велика роль водной эрозии. В районах с недостаточным увлажнением реки и озера мелководны, часто пересыхают летом, растительность более скудная, а в рельефообразовании преобладает ветровая эрозия.

Вопросы и задания

1. Какие закономерности в распределении тепла и влаги существуют на территории нашей страны?
2. Как определяют коэффициент увлажнения и почему этот показатель так важен?
3. В каких районах России коэффициент увлажнения больше единицы, а в каких — меньше? Как это влияет на другие компоненты природы?
4. Объясните специфику в распределении тепла и влаги на примере вашей местности.

География России : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 271 с. : ил., карт.


Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработан учителем географии МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разработан учителем географии МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательна.


2. Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Тихого океана – летом;.

2. Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Тихого океана – летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.

5. Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовою а.

5. Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовою амплитуду, сухие.

3. Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Л.

3. Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.

4. Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических.

4. Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.

охарактеризовать эти атмосферные явления;

какова роль циклонов и антициклонов в формировании климата?





охарактеризовать эти атмосферные явления;

какова роль циклонов и антициклонов в формировании климата?

Мы должны научиться:объяснять причины распределения температуры по территории.

Мы должны научиться:
объяснять причины распределения температуры по территории России

Изучение распределения температур

Изучение распределения температур

«Закономерности распределения температур воздуха, атмосферного давления и оса.

Изучение распределения температурОпределите, где в нашей стране расположены р.

Изучение распределения температур
Определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января.
Найдите наиболее холодные районы, объясните, почему они расположены именно там.
Проследите ход январских изотерм – -50, -150, -200, -300
Совпадает ли он с ходом летних температур?


2. штриховкой обозначить территорию, где находится самое жаркое лето и самое холодное лето (см. § 21)


Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные про.

Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры с ----------океана.
Континентальность климата ------ с запада на восток.

Летом решающее влияние на распределение t воздуха оказывает --------, поэтому t воздуха --------- с севера на юг.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 399 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 15. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.11.2021 335
  • PPTX 10.1 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем IVANCHIK Elena Aleksandrovna. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: