Юрист в органах законодательной исполнительной и судебной власти кратко

Обновлено: 06.07.2024

В профессорско-преподавательский состав входят доктора и кандидаты юридических наук, являющиеся практикующими юристами, в числе которых как представители юридического бизнеса, так и высшей группы должностей государственной службы.

В процессе освоения программы, которая соответствует актуальным запросам рынка труда и квалификационным требованиям для занятия руководящих должностей государственной и муниципальной службы, обучающиеся получают:

- глубокую теоретическую подготовку по современным проблемам российского публичного (конституционного. административного, финансового, муниципального и др.) права и процесса, о тенденциях развития российского и зарубежного публичного законодательства;

- практические навыки правоприменительной деятельности в системе государственного власти и управления.

организационно-правовая – реализация требований законов Российской Федерации и других нормативных актов в ходе организационной, производственной и иных видов деятельности; контроль за соблюдением законодательства, юридическое консультирование; оказание в установленных пределах помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

организационно-управленческая – осуществление организационно-управленческих функций в органах государственной власти, в органах местного самоуправления; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов, распространение правовых знаний.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Основные виды деятельности юриста:

организационно-правовая – реализация требований законов Российской Федерации и других нормативных актов в ходе организационной, производственной и иных видов деятельности; контроль за соблюдением законодательства, юридическое консультирование; оказание в установленных пределах помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

организационно-управленческая – осуществление организационно-управленческих функций в органах государственной власти, в органах местного самоуправления; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов, распространение правовых знаний.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.




При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Участие в законотворческом процессе среди российских юристов становится все более популярной практикой. При этом в последние годы государство заняло оборонительную позицию в отношении сторонних экспертов. Как в таком случае продвигать свой закон и что должен помнить юрист, который решил попробовать себя в законотворчестве, – в авторской колонке статс-секретаря Федеральной палаты адвокатов РФ, старшего партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Константина Добрынина.

Экспертность, желание и никаких скандалов. У каждого юриста свой путь в Госдуму – здесь нет универсального рецепта. Тем не менее есть определенные вещи, которые крайне важно помнить, перед тем как начать развивать себя в законотворческой практике. Во-первых, желательно, чтобы у юриста было хоть какое-то экспертное имя, узнаваемость и признание среди коллег. Во-вторых, должно быть искреннее желание поменять страну через какие-то малые дела. В-третьих, юрист должен самостоятельно протоптать себе дорогу на публичное мероприятие в парламент, коих там бесчисленное множество, а уже там, в публичной дискуссии, заинтересовать парламентариев. Дальше – дело техники и вашего личного умения коммуницировать. И, конечно же, нельзя забывать, что шлейф публичных скандалов не будет приветствоваться и точно вам не поможет.

С друзьями и коллегами веселее и эффективнее. Государство в широком смысле слова не заинтересовано в том, чтобы активные представители гражданского общества несанкционированно влезали в политику и законотворчество, поэтому если уж решил изменить мир, всегда надо найти союзников среди законодателей или профессиональных организаций. Вместе работать веселее и эффективнее. Среди профессиональных организаций с точки зрения экспертизы в части защиты прав адвокатов, уголовного судопроизводства и прочего я советовал бы ориентироваться на Федеральную палату адвокатов РФ. Безусловно, крайне эффективными могут быть некоторые коллеги из АЮР.

Порой на руку может сыграть участие в законотворческом процессе через крупный бизнес. Это делать можно и нужно, но воспринимать стоит как курс молодого бойца, потому что продвигать вы будете инициативы именно бизнеса, и не факт, что они будут отражать именно ваше понимание права и необходимости его уточнения. Тем не менее это отличный способ приобрести связи и набраться опыта.

Начинать с малого и искать компромиссы. Выбирая, с какого закона или проблемы лучше начать, помните, что есть области права, до которых сторонних экспертов обычно не допускают. Например, к их числу относится сфера государственной безопасности. А вот все, что касается защиты прав, например, ограниченно дееспособных или слабовидящих граждан, находится не в фокусе государственного внимания, поэтому именно здесь требуется помощь в виде свежих законодательных мыслей и хороших экспертов.
Не стоит замахиваться сразу же на глобальные изменения, в которых, как правило, переплетаются противоречивые интересы различных федеральных органов исполнительной власти. Возьмите что-нибудь очевидно пропущенное или ошибочное в законодательстве. Предложив подобную идею любому субъекту законодательной инициативы, вы со стопроцентной вероятностью будете поддержаны им.

Если вы столкнетесь с ситуацией, когда ваша позиция или позиция коллег по законопроекту идет вразрез с мнением законодателей (а рано или поздно с такой ситуацией сталкиваются все), ищите компромисс – до последнего. Лучше отдать или наоборот принять для размена какие-то нормы, но сохранить законопроект, чем упираться и не получить ничего.

Готовьтесь к отказам. Еще в мою бытность сенатором на базе Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству мы совместно с ФПА РФ создали рабочую группу по устранению уголовно-процессуальных абсурдов. Значительное число российских адвокатов регулярно участвовали в ее работе, и мы вместе с ними разрабатывали многие инициативы и вносили их. Вместе с сенаторами Вадимом Тюльпановым и Андреем Клишасом мы внесли тогда около 15 законопроектов. Из них примерно треть стали законами.

Важно понимать, что для нашей политической реальности принятие 25–30% законов из предложенных законопроектов – это хорошая статистика. Причины всегда просты и глобально делятся на две части: первая – политическая, когда для принятия закона требуется политическое решение, а его нет и нет желания его продавливать. Вторая более простая – интересы конкретных государственных органов входят в противоречие с законопроектом и интересами граждан, и единая бюрократия оказывается крайне эффективной.

Более того, в последние годы работать с законодателем стало в разы труднее, поскольку общий государственный и законодательный настрой носит скорее охранительный характер и менее настроен на защиту процессуальных прав граждан. Поэтому, предлагая какой-нибудь законопроект, будьте готовы к тому, что его могут отклонить. Это не причина опускать руки. Напротив, возможность оценить обстановку и понимать, как лучше действовать в следующий раз.

Законодат-ая власть: непосредственно творцы правовых актов или вып. Обеспечивающую деят — готовят проекты, проводят эскпертизу, улучшают, исправляют и т. д. Создаются спец структурные подразделения — правовые департаменты, упр-ия, отделы, комиссии и т. д, которые обеспечивают эфф-ую правотворческую деятельность Сов. Фед, Гос.Думы, законодательных собраний субъектов РФ.

Исполнит-ая власть: работа юриста направлена на обеспечение высокого качества правовых документов, прин-ых этими органами. Осн-ая задача — подготовка проектов нормативных и иных правовых актов, которые регулируют деят. Центр-ых и нижестоящих органов исп-ой власти.

Судебная власть: решения, приговоры судьи — выжнейшие правоприменит-ые акты, кот. Принимаются только на основании закона. И судьи и их помошники должны иметь юридическое образование.

25. Юристы в правоохранит. Органах:

Прокуратура, полиция, следств. Комитеты, органы безопасности, ГНК, в которых раюотают в основном юристы. А так же к ним относятся адвокатура, третейские суды и т. д., где юристы находят наиб. Признание.

26. Юристы в гос- организациях:

Как правило это юристконсульты - штатный работник организации, который обеспечивает соблюдение законодательства организацией, участвует в составлении договоров и соглашений, заключаемых с другими организациями, информирует работников о текущем законодательстве и оказывает им правовую помощь, организует и ведет претензионную работу.

27. Юристы в научной сфере и учебных заведениях:

28. Юристы в сфере бизнеса:

В промышленных и финансовых корпорациях, в консалтинговых и страховых компаниях договоры — основная форма взаимоотношений между участниками. Юристы участвуют в составлении договоров, оформлении сделок и т. д.

29. Виды юридической профессии:

Профессия судьи

Судья- это должностное лицо соответствующего суда, избранное или назначенное в установленном законом порядке. Согласно Конституции РФ судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны. Судьей могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юр. профессии не менее 5 лет. Судьей областного, краевого, республиканского суда, м/б лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного и Высшего Арбитражного судов с 35 лет. Чтобы стать судьей претендент должен сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию судейской комиссии. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе.

31.Прокурор— это лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны. И всё это — от имени государства.

Особенности профессии.В работе прокурора, как и всей прокуратуры, есть две стороны. Во-первых, прокуратора – это часть состязательной судебной системы. Если адвокат отстаивает права обвиняемого, то прокурор находится на стороне обвинения. Во-вторых, прокуратура — это надзорно-следственный аппарат. Если кого-то обвиняют в уголовном преступлении, именно прокурор отвечает за изложение доказательств вины на суде. Во время судебных заседаний прокурор состязается с адвокатом обвиняемого. Он должен так изложить дело, чтобы степень вины не вызывала сомнений у судьи и присяжных. В Российском законодательстве действует презумпция невиновности, т.е. сомнение в виновности должно трактоваться в пользу обвиняемого. Это значит, что для успеха недостаточно прокурору надеть мундир и насупить брови – нужны улики, логичные умозаключения, надёжные показания свидетелей. Если прокурора не устраивает решение суда, он имеет право его опротестовать.

Опасная работа.У такого количества прав есть и оборотная сторона: прокурору может грозить опасность, например, когда он поддерживает обвинение против влиятельного преступника. Прокурора могут пытаться подкупить, и если попытка удаётся, он сам превращается в преступника.

- это юрист, который занимается расследованием преступлений: уголовных, экономических, политических.

Допрос подследственного - это очень сложная операция. Нередко здесь сталкиваются два различных мировоззрения, две воли, две тактики борьбы, решается вопрос о судьбе или даже жизни не только допрашиваемого, но и других людей. Идет борьба умов. Победить следователю помогают специальные научные знания, профессиональное мастерство. Задача его - восстановить картину прошлого по доказательствам, по следам этого прошлого, оставшимся в настоящем.

В начале расследования важно определить, какие следы преступления оставлены в материальной среде. Это требует наблюдательности, натренированности восприятия, концентрации внимания именно на тех объектах, которые могут дать необходимую исходную информацию. При длительных осмотрах мест происшествия, допросах, обысках необходима устойчивость внимания. Следователь обычно выполняет функции организации работы различных специалистов - ревизоров, экспертов, врачей и др.

Вместе с тем он лично занимается расследованием. Он также выступает в роли педагога и психолога, оказывающего воспитательное воздействие на лицо,совершившее преступление. Полученную информацию следователь оформляет в виде специальных протоколов, постановлений и пр.

Читайте также: