История возникновения вязания в россии кратко

Обновлено: 16.05.2024

Указать точную дату появления трикотажной одежды невозможно, так как первые образцы за давностью лет не сохранились. Ученые могут только догадываться о дате и месте зарождения ремесла, опираясь на сохранившиеся тексты и рисунки.

Первые упоминания о вязаных изделиях появились в документах 19 в. до н. э. На египетской пирамиде есть изображение женщин в вязаных носках и вязаных жакетах. Эти предметы гардероба удивительно напоминают современные. В египетской гробнице сохранилась изготовленная из шерсти детская туфелька, относящаяся к тому же периоду. Если ремесло было развито уже во времена фараонов, значит, его корни уходят невероятно глубоко.

Первые свидетельства в Европе относятся к 12 в. до н.э. Во времена Троянской войны в Греции изготавливались вазы с изображениями знати в облегающих трикотажных штанах, напоминающих современное трико. Немного позже, в 79 г. н. э. плетеные чулки носили жители Помпеи – отпечатки этих изделий были обнаружены на застывшей лаве.

В это же время на другом континенте, в Перу, создавали пояса с национальными мотивами, которые до сих пор удивляют тонкостью деталей и красотой расцветок. Эти изделия говорят о развитой технике вязания мастеров Нового Света. Пример их работы хранится в Детройте в Институте Искусств.

Самые древние сохранившиеся вещи Старого Света и Азии датируются 4-5 в. н. э. Это египетские носки. Большой палец на них отделен от остальных, что говорит о том, что рукоделие не было примитивным.

Первые вязаные вещи

Первыми вязаными предметами считаются сети для ловли рыбы и мелких животных. Этим занимались мужчины. Так что первыми мастерами вязания были представители сильного пола. Женщины включились в процесс позднее.

Долгие века вязание было исключительно практическим ремеслом. Предполагается, что первой вязаной одеждой стали носки и чулки. Они были такими же, как и сейчас. Только в Египте и других странах, где носили обувь с перепонкой между пальцами, носки делали раздвоенными, в форме копыта. Затем появились шапки, рукавицы. Последними были изобретены штаны, кофты и изящные предметы: воротнички, ажурные платки, салфетки, сумки.

Как появилось вязание спицами

Какова история возникновения вязания спицами – этот вопрос рано или поздно задает себе каждый любознательный вязальщик. Если говорить о настоящей вязке двумя спицами, здесь существуют только косвенные доказательства: рисунки, барельефы, литературные источники. Прямых свидетельств – артефактов, дошедших из глубины веков до наших дней, – сохранилось очень мало, но именно они являются самыми точными и верными свидетелями истории развития рукоделия на спицах.

Сохранившиеся предметы датируются 6 в. до н э. Это пояс, сохранившийся в захоронении на территории современного Перу.


Дошедшие до наших времен первые вязаные вещи только внешне выполнены лицевой гладью. На самом деле они изготовлены в технике плетения одной иглой. Эти изделия очень похожи на связанные на спицах. Однако, когда их изготавливали, существовала только прародительница современных вязальных инструментов – костяная игла.

Плетение одной иглой – это скорее разновидность ткачества. Оно стало переходным этапом от вязки сетей руками к вывязыванию первого трикотажного полотна двумя тонкими прямыми палочками.

Игольная техника позволяла выполнять сложные узоры и фасоны. С ее помощью создавали плоские и объемные изделия, включающие красочные фигурки для церемониальных целей.

Настоящее рукоделие на двух спицах датируется 12 в. н. э. Оно обнаружено опять же на территории Египта. Самый древний артефакт – фрагмент носка из Египта, изготовленного в 12-13 в. н. э. Сохранился его сине-белый узор, характерный для стран исламского мира того периода. Установлено, что вещь плелась от пальцев к щиколотке, по кругу.

Специалисты сходятся во мнении, что спицы появились именно в Египте, но точное время их изобретения неизвестно.

Кто придумал вязать крючком

Крючок появился позже вязальных игл – только в девятнадцатом веке. К этому времени относятся все сохранившиеся до наших дней артефакты.

Некоторые исследователи предполагают, что история возникновения вязания крючком более древняя. Они связывают появление рукоделия с 16 веком, когда в монастырях начали плести церковный текстиль или монашеское кружево. Датская исследовательница Лиз Полудан, эксперт в истории появления вязания крючком, разработала три версии:

  • Рукоделие возникло на Аравийском полуострове и оттуда распространилось от Испании до Тибета – повсюду, где проходили торговые пути арабов.
  • Рукоделие возникло в Южной Америке в первобытные времена.
  • Рукоделие появилось в Китае, где с его помощью изготавливали объемные куклы.

Исследовательница соглашается, что нет никаких артефактов, подтверждающих древнее происхождение изготовления трикотажа крючком. В энциклопедиях сообщается, что сам инструмент появился только в девятнадцатом веке как средство для вышивки тамбурным швом. Вещей, сплетенных загнутым на конце приспособлением и относящихся ко времени раньше 1800 года нет, поэтому историки имеют основания утверждать, что современная вязка крючками возникла только в 19 столетии.


Первые приспособления были просто изогнутыми иглами с рукоятками из пробки. Их использовали бедные вязальщицы. Знать пользовалась инструментами из драгметаллов и слоновой кости.

Крючком вязали не столько трикотаж, сколько кружева. Первым изобрели технику создания кружева с помощью игл с гнутым концом ирландцы, где вывязыванием одежды занимались целые семьи, включая стариков и детей. Их кружевные блузки, платья, шляпки, зонтики пользовались огромной популярностью в Европе и Новом Свете. Техника вязания ирландского кружева сохранилась до наших дней. Сейчас в ней работают многие именитые кутюрье, специализирующиеся на трикотажных изделиях.

Вязание в наши дни

Вывязывание узоров и создание трикотажа в наши дни перестало быть банальным хобби. Современные мастерицы превращают обычные шерстяные, хлопковые или шелковые нити в красивые изделия. Магазины предлагают огромный ассортимент пряжи всех цветов, толщины и способа прядения. Интернет позволяет научиться вязать всем желающим. Во всемирной паутине можно освоить азы или почерпнуть интересные творческие идеи.


Спицы и крючок перестали быть инструментами для создания практичных вещей. Сейчас они больше похоже на кисти художника, так как создание трикотажа стало искусством. Оказалось, что возможности рукоделия неисчерпаемы. Несмотря на многовековое существование этого ремесла, до сих пор придумываются новые узоры, внедряются современные материалы

Кутюрье со всех континентов выпускают одежду под собственными брендами. Например, в Бразилии созданием ошеломительный красоты платьев, юбок и блузок из шелковой пряжи занимается дизайнер Ванесса Монторо. Ее узнаваемому стилю пытаются подражать любители во всем мире. На сегодняшний день Ванесса – самая известная вязальщица эксклюзивной одежды.

Что можно связать

Пользуясь крючком или спицами, можно сплести практически любую вещь или предмет гардероба. Кроме одежды, сумок и домашнего текстиля мастерицы создают мягкую мебель, причем не только обивку, но и сами кресла и диваны, набивая изготовленные собственноручно трикотажные чехлы поролоном. Популярно плетение из ниток абажуров, шкатулок, ковриков и других интерьерные мелочей.

Современный тренд – вязаная обувь. Сейчас это не только пинетки для новорожденных, но и босоножки, туфли и сапожки для взрослых. При создании таких шузов домашние мастерицы закрепляют на старых подошвах новый вверх, изготовленный своими руками из прочных ниток.

Необычные вязаные вещи фото

Креативные вязальщики создают из ниток самые хитросплетенные модели. Это могут быть шапки в форме средневековых и античных головных уборов, карнавальные маски, костюмы сказочных персонажей. Ниже расположена большая подборка самых невероятных узоров и моделей, назначение которых показать, что возможности клубка, спиц и крючка поистине безграничны.

. . . . . ? . -. http://gallerix.ru

История развития вязания крючком и спицами в России тесно связана с историей развития этих видов рукоделия в Европе.

Можно сказать, что сложная техники вязания спицами и крючком пришли к нам из других европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии и, в том числе, Скандинавии.

Косвенным доказательством того, что Россия была преемником некоторых технологий вязания является последовательность во времени возникновения их в нашем государстве.

Русские мастерицы крючком вязали в основном кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Совершенно очевидно, что речь идет об ажурном филейном вязании крючком, или вязании крючком с использованием филейной сетки.

Существует мнение, что искусство вязания на спицах к нам пришло из Скандинавии, где вязальщиками были, в основном, мужчины.

В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки, и конечно же, Оренбургские пуховые платки! Рассмотрим вкратце историю развития вязания в каждом из этих напрвлений.

История вязаных носков на Руси.

вязан. носок из Ряз. обл.

Фото 1. Носок с башмаком. 11-12 в. Найден в Рязанской области под г. Пронском. Рязанский историко-архитектурный заповедник.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

носки жак.1

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Истории вязаных варежек на Руси.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

варежки2

Фото 6. Варежки с орнаментом.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

митенки3

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

оренб.5

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый. Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

оренб.1

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

оренб.6

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

сушка платка

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

orenburg15

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

orenburg22

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.


Историки расходятся во мнении о том, является ли вязание крючком и спицами на Руси иностранным заимствованием или же это искусство имеет национальные корни. Есть сведения, что ещё в 1725 году Пётр I пригласил в Россию мастериц из далёкой Венеции для обучения русских рукодельниц кружевному искусству. Считается, что именно так было положено начало знаменитому вологодскому кружевному промыслу.

Однако есть и другие сведения: задолго до упомянутых событий ручное вязание, в том числе спицами, было уже широко распространено на Руси, об этом говорится в Ипатьевской летописи 15 века, есть и соответствующие археологические находки. Так, в Рязанском историко-архитектурном музее хранится вязаный носок, датируемый приблизительно 11-12 веком. Носок, предположительно, связан в технике, похожей на современную лицевую гладь.

Так зародился и стал развиваться этот уникальный народный промысел — Оренбургские пуховые шали. Искусство вязания невероятно тёплых, пушистых и почти невесомых платков передавалось из поколения в поколение и вышло за пределы Оренбуржья. Платки, варежки и другие изделия из козьего пуха вязали крестьянки и в соседних губерниях — Саратовской, Царицынской, на Верхнем Дону. А мир узнал об этом удивительном феномене в 1851 году, когда оренбургские платки с сенсационным успехом дебютировали на Всемирной универсальной выставке в Лондоне.

РУСЛАН

Вязание, которые мы наблюдаем сейчас, в наше время, прошло долгий путь развития. История его зарождения полна интересными фактами. Так, например, могли бы вы подумать, что родоначальники этого рукоделия — мужчины? А это действительно так. Но об этом немного позже.

Вязание — древнейший вид рукоделия

Точную дату возникновения вязания назвать невозможно. Но можно проследить за первыми упоминаниями об этом виде рукоделия в различных источниках, а также за древнейшими археологическими находками готовых вязаных изделий.

Изначально люди вязали на руках, и только позже — с помощью специальных приспособлений, отдаленно напоминающих современные спицы.

Предполагается, что первым опытом вязания для человечества стало создание рыбацкой сети. Естественно, это было мужское занятие. Постепенно они улучшали свои навыки и придумывали новые способы сплетения нитей. Считались такие мужчины искусными мастерами. Женщины, спустя некоторое время, переняли это умение для вязания предметов одежды и обихода.

Первые упоминания

Для начала, стоит сказать, что существуют косвенные и прямые доказательства. К первым относятся упоминания в рукописях, различные изображения и др. Ко вторым — находки вязаных изделий.

Археологи утверждают, что вязание появилось в 3-1 веке н.э. в Древнем Египте.

Носки, найденные при раскопках на территории Египта. Датируются 1-3 веком н. э.

Трикотажные вязаные изделия были найдены и в Перу. Датируются они 100-600 в. до н. э. В настоящее время эти изделия находятся в Британском Музее.

Также, некоторые ученые считают, что на древних настенных изображениях и рельефах именно вязаные изделия.

Также, некоторые ученые считают, что на древних настенных изображениях и рельефах именно вязаные изделия.

Фрагмент изображения на северной стене гробницы Хнумхотепа II.

Фрагмент Флореро, 200-600 годы н. э.

Ассирийский рельеф. Юго-западный дворец в Ниневии.

Действительно, сходство можно увидеть, но это, к сожалению, лишь косвенное доказательство.

В исторических летописях первые упоминания о вязании появляются с 3 века. Говорится в них о простейших вязальных инструментах — костяных спицах. На самом деле, эти спицы были больше похожи на иглы с ушком. Такой способ вязания называется single-needle или krossknit looping.

Такими иглами можно создавать полотно, очень напоминающее вещь, связанную настоящими спицами.

ак выглядит полотно, связанное иглой.

Дальнейшее развитие

Ученые предполагают, что в Европу вязание пришло вместе с египетскими христианами. В Италии и Испании стали вязать в 12 веке. Французы чуть позже — в 13 в. Причем, французы сумели сделать это занятие доходным бизнесом.

В Европе этим ремеслом также изначально занимались мужчины. Были созданы целые артели, где вязальщики создавали чулки, перчатки, воротники, манжеты, шляпы и др. В Шотландии в это время появляется вязаный берет.

Из-за того, что все это вязалось вручную, производительность находилось на низком уровне. Как следствие — невероятно высокая стоимость готовых изделий. Позволить себе такие вещи могли только аристократы.

Но, несмотря на это, женщины все же переняли мастерство мужчин. В современном мире вяжут, в основном, именно женщины. А мужчина, который вяжет, наоборот, считается уникальным.

В 1589 году Уильям Ли изобрел первый ручной вязальный станок, чем вывел это рукоделие на новый уровень. Скорость вязания на станке увеличилась более, чем в 100 раз.

К концу 18 века была создана круговая вязальная машинка.

Изделия, связанные на машинки стоили намного дешевле и были доступны не только высшим слоям общества. Ручное вязание, в свою очередь, стало более престижным, чем раньше и не перестало быть популярным среди богачей.

Тем более, что вязание крючком не может повторить ни одна машина и по сей день.

Читайте также: