Структура этического знания кратко
Обновлено: 04.07.2024
• теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание общей теории морали (ее предмет):
• индивидуальная и общественная заданность нравственности;
• развитие ценностных ориентиров.
Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе и определению природы морали.
Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как:
Моральное сознание человека социально (реализуется в системе общественных отношений) и выражается в:
- теоретическом осмыслении нравственных норм и правил;
• субъективном обосновании нравственности (понимание человеком моральных норм, его моральные чувства);
• оценке явлений окружающей действительности;
• нравственном сопереживании и т. п.
Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отношения.
Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей.
Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувственными.
2. Важным элементом структуры этического знания являются законы морали. Они одновременно:
• объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества;
• субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека.
3. Категории этики определяют:
• цели развития человека и общества;
• универсальные значения нравственности и т. п. (понятия "добро", "справедливость", "счастье" и т. д.);
• содержание морального сознания индивидов (понятия "честь", "совесть" и т. д.).
Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие "зло").
Категория "добро" - системообразующее начало нравственных понятий и этического знания.
Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков.
Категории "честь", "совесть" и т. п. раскрывают содержание моральной заданности человека.
Вопрос 4. Мораль и другие сферы общественной жизни
Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.)
Мораль и общественные отношения. Функции морали
1. Мораль одновременно является:
* совокупностью нравственных представлений людей;
* формой общественного сознания.
В отличие от других форм общественного сознания мораль;
• не имеет своих институтов;
• входит в состав всех областей духовной деятельности людей;
• как категория не имеет четких определений, их значения толкуются субъективно;
• во взаимодействии с другими формами общественного сознания мораль доминирует.
Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь морали с экономикой:
- нравственность - важное условие развития производительных сил общества (усложнение техники, новые технологии требуют ответственности работников, творческого подхода к труду и т. п.);
• владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работников;
• в производстве и особенно в торговле важны честность, порядочность и т. д.
Мораль и политика. Одной из форм упорядочения жизни общества является власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п.
В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политическую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства").
Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п.
Реакцией людей на власть также могут быть:
- недоверие, политическая апатия;
• сопротивление, диссидентство, анархия.
Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость кровной мести).
Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных).
Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.
Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть:
• моральным, проповедующим высокие нравственные ценности;
• не затрагивающим проблем нравственности.
Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие (например, расщепление урана).
2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста потребностей людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в целом, так и отдельных людей.
Функции морали в обществе:
• нравственная ориентация людей;
• регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодексов, традиций, религиозных норм и т. п.);
• определение перспектив и целей исторического развития человека и общества.
Слово "этика" происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а "этикой" –– науку об этих качествах.
Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них.
Специфика этики и ее задачи
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:
· учение о нравственности;
· система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
· способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали".
По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи:
· Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы…
· Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем".
· Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".
Структура и уровни этического знания
Уровни этического знания:
· Эмпирический – уровень описания морали, моральных фактов: нравов, поступков, переживаний, чувств и т.д. (напр., ситуации морального выбора, угрызений совести, состояния любви и др.) Это фактическая база для дальнейшей работы.
· Теоретический – уровень рационально-логического обоснования, доказательства морали (что такое мораль? Что такое добро и зло, др.). Здесь логически обосновывается необходимость исполнения моральных требований, дается аргументация поступков.
· Нормативный – уровень, на котором не только исследуются, но и формируются моральные нормы, кодексы, системы ценностей и добродетелей.
· Метаэтика (греч. Meta – после, над) – раздел теории, в котором изучаются проблемы логики и методологии этического познания, структура и закономерности развития этического знания, методы и приемы, особенности этического исследования.
· Прикладная этика. Первоначально ее понимали как приложение этической теории к практике (во всех науках есть фундаментальный и прикладной уровни), т.е. – изучение норм, правил, принципов поведения человека в конкретных ситуациях, отношениях. Ее примерами являются профессиональная этика, этикет, вообще ситуативная этика.
Слово "этика" происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а "этикой" –– науку об этих качествах.
Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них.
Специфика этики и ее задачи
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:
· учение о нравственности;
· система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
· способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали".
По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи:
· Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы…
· Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем".
· Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".
Структура и уровни этического знания
Уровни этического знания:
· Эмпирический – уровень описания морали, моральных фактов: нравов, поступков, переживаний, чувств и т.д. (напр., ситуации морального выбора, угрызений совести, состояния любви и др.) Это фактическая база для дальнейшей работы.
· Теоретический – уровень рационально-логического обоснования, доказательства морали (что такое мораль? Что такое добро и зло, др.). Здесь логически обосновывается необходимость исполнения моральных требований, дается аргументация поступков.
· Нормативный – уровень, на котором не только исследуются, но и формируются моральные нормы, кодексы, системы ценностей и добродетелей.
· Метаэтика (греч. Meta – после, над) – раздел теории, в котором изучаются проблемы логики и методологии этического познания, структура и закономерности развития этического знания, методы и приемы, особенности этического исследования.
· Прикладная этика. Первоначально ее понимали как приложение этической теории к практике (во всех науках есть фундаментальный и прикладной уровни), т.е. – изучение норм, правил, принципов поведения человека в конкретных ситуациях, отношениях. Ее примерами являются профессиональная этика, этикет, вообще ситуативная этика.
В большинстве отечественных и зарубежных университетов преподается такая интересная дисциплина, как этика. Ну, интересная она кажется весьма немногим студентам. А зря!
Давайте разбираться, чем так важна этика, в каких сферах жизни без нее никак не обойтись, а также что будет, если ее не станет.
Глобальная истерия
В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.
Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.
Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?
Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.
Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.
И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.
В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.
Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.
А теперь обо всем по порядку.
Понятие и предмет этики
Этика - учение о добре и зле
Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.
- добра и зла,
- дружбы,
- сочувствия,
- самопрожертвования,
- смысла жизни.
Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.
Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют
Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:
Этика – это область знаний, а предмет этики как науки (то есть то, что она изучает) – нравственность и мораль.
Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.
Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Классификация этических ценностей
По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:
- основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
- частные – ценности-добродетели.
Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:
Краткая история этики
Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции
Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?
В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.
В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.
Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.
Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.
Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.
Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.
Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.
Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.
Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.
В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.
Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.
Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.
Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.
Современная этика
В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).
По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.
Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.
А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.
Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.
Разделы этики
Несмотря на то что этику часто рассматривают как нравственную философию, которая указывает пути достойного поведения, она в то же время и система знаний о природе и происхождении морали. Именно поэтому выделяют два предмета и специфики задачи этики – нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую. Как следствие – выделение двух областей во второй половине 20 века, которые оформились в две совершенно самостоятельные (но взаимосвязанные) дисциплины:
- Нормативная этика – направлена на жизнеучение и теоретическую этику.
- Теоретическая этика – направлена на познание морали.
- Практическая этика – место морали в реальной жизни людей.
Теоретическая этика
Теоретическая этика рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от других социальных явлений.
Предмет и объект науки теоретическая этика – происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальная роль и прочие аспекты морали и нравственности. В ее основе лежат знания, идеи и концепции со стороны научного познания морали.
Этика – не единственная из наук, предметной областью которой является мораль:
- Социология и социальная психология заняты изучением общественной функции морали, пропагандируемые ею правила по отношению к другим общественным явлениям.
- Психология личности изучает физиологическую основу морали.
- Лингвистика и логика изучают язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.
Эти науки тоже внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты х исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей.
Внутри теоретической этики следует выделить метаэтику.
Метаэтика – направление аналитической этики, в рамках которого производится анализ самой этике как научной дисциплине.
В рамках метаэтики можно выделить такое направление, как нонкогнитивизм – учение, которое подвергает сомнению когнитивный статус этики, познаваемость этических понятий из-за их неопределенности и самого факта допустимости существования ее как науки. С помощью этого направления метаэтика стремится объективно изучить разные этические концепции.
Нормативная этика
Предмет основы нормативная этика – поиск принципа, регулирующего поведение человека, направляющего его поступки, устанавливающего критерии оценки нравственного добра и правила, которое могло бы выступить в роли общего принципа, образца для всех последующих случаев.
Цель нормативной этики – поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, создание норм поведения в обыденных жизненных ситуациях взывая к разуму, этот раздел этики применяет доводы, аргументы, доказательства. Это и делает ее привлекательной для любой критически мыслящей личности в отличие от морализаторства.
Положения морали принимают вид разумных рассуждений, которые превращаются во внутренние чувства, мотивирующие поведение.
А чтобы моральные понятия и оценки приобрели статус непреклонных, есть два основных пути:
- придать им мистический, божественный смысл;
- придать естественно-объективный смысл.
С нонкогнитивистской точки зрения нормативная этика является элементом морального сознания, а не моралью в целом.
Нормативной этике предшествовали такие направления, как стоицизм, гедонизм, эпикуреизм, а среди современных – консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.
Прикладная этика
Прикладная (или практическая) этика занимается изучением частных проблем и применением моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в частных ситуациях морального выбора.
Этот раздел этики довольно тесно связан с современными социально-политическими науками и включает следующие разделы:
- Биоэтика.
- Медицинская этика.
- Компьютерная этика.
- Профессиональная этика.
- Политическая этика.
- Социальная этика.
- Деловая этика.
- Экологическая этика.
- Юридическая этика.
В общем и целом мы изучили понятие, предмет, основы и функции этики. И хоть студенты в университетах этому предмету не придают должного значения (главная вина из-за этого на плечах преподавателей, неспособных привить любовь и понимание дисциплины), мы видим, насколько жизненно важное значение для всего человечества она имеет.
Впрочем, наука эта довольно сложная, и не всем будет по душе написание контрольных, курсовых иди дипломов по этике. Но не стоит переживать, ведь рядом всегда есть проверенный студенческий сервис, готовый оказать помощь в трудную минуту!
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
- 1 ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ
- 2 СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
- 3 МЕТОДЫ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ
- 4 ЭТИКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- 6 ЭТИКА АНТИЧНОСТИ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2 СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
Специфику этики в этом аспекте составляет то, что ее цели формулируются в форме идей о том, что должно быть, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.
В этике постепенно выделились два рода проблем:
1) как должен поступать человек (нормативная этика);
2) теоретические вопросы, в которых затрагивались происхождение и сущность морали. Специфика этики может быть также обусловлена ее местом в системе научного знания и ее нормативным характером. Задача этики заключается в том, чтобы научить морали, т. е. предложить модель идеальных человеческих отношений. Идеальным считается такое общение, которое не содержит отчуждения между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром.
Реализация данных моделей, т. е. практическая действенность этики, соответствовала возвышению человека над эмпирическими страстями и целями.
Этика содержала нормативные программы, которые были призваны подчинить конкретного человека абстрактному, вступали в конфликт с реальными индивидами, настоящая жизнь которых не умещалась в предлагаемые нормативные рамки. Таким образом, этика ставила такие нормы, достичь которых реальный человек был не в состоянии. Поэтому этика обрекала себя на практическую бесперспективность, на невозможность достижения реальных результатов. Этика рисковала остаться чем-то недосягаемым и неосуществленным как человеком, так и обществом.
Противоречие между претензиями этики на роль практической философии и ирреальностью выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в Новое время.
Профессионально-философская этика оказалась перед выбором между возвышенными, но нереальными идеалами и реальной, но не привязанной к моральным достоинствам жизнью. В результате выбора профессиональная этика избрала предметом своих изучений жизнь, подвергнув критике мораль как отчужденную от индивидов и враждебную им форму сознания.
Данное направление получило название этического антинормативизма. Особый вариант антинормативизма заключается в концепции позитивистской философии. Она (в частности, в ее неопозитивистском варианте) отказывает моральным нормам в научной санкции, возводя непреодолимую логическую пропасть между фактами и ценностями.
Читайте также: