Реализм в творчестве гончарова кратко

Обновлено: 08.07.2024

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) является выдающимся классиком русской литературы второй половины XIX в. Гончаров создавал свои произведения на основе живых впечатлений от провинциальной жизни в г. Симбирске, учебы в Москве, государственной службы. Тесное сотрудничество с В. Г. Белинским также оказало влияние на Гончарова.

К ранним произведениям Гончарова принадлежат следующие:

Наиболее значимыми и известными являются следующие романы Гончарова:

Гончаров написал множество литературных критических статей, в которых анализировал творчество и своих современников, и предшественников. Известны следующие критические статьи Гончарова:

• живость и актуальность, а также индивидуальность и непохожесть на другие комедии;

• правдивое воссоздание картины московских нравов времен Грибоедова;

• передача сатиры, живого языка, морали;

• яркая обрисовка живых типов Фамусова, Молчалина, Скалозуба;

К поздним художественным произведениям Гончарова относятся следующие:




Иван Александрович Гончаров (1812-1891). Обзор творчества

Джентльмен с душою чиновника, без идей и с глазами варёной рыбы, которого Бог будто на смех одарил блестящим талантом. Ф.М. Достоевский

В литературном процессе 19 века творчество Гончарова занимает особое место: произведения писателя – связующее звено двух эпох в истории русской литературы. Продолжатель традиций Гоголя, Гончаров окончательно закрепил позиции критического реализма как метода и романа как ведущего жанра второй половины 19 века.

В творческой манере Гончарова необходимо особо выделить его авторскую объективность: он не склонен поучать читателя, не предлагает готовых выводов, Скрытая, явно не выраженная авторская позиция всегда вызывает споры, приглашает к дискуссии.

И.А. Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье Александра Ивановича и Авдотьи Матвеевны Гончаровых. Литературой увлёкся в детстве. Закончил Московское коммерческое училище (срок обучения в нём составлял 8 лет), затем – в 1834 году – словесное отделение Московского университета, где учился одновременно с критиком В.Г. Белинским и писателем А.И Герценом.

Гончаров скончался 15 (27) сентября 1891 года от воспаления лёгких. Похоронен в Александро-Невской лавре, откуда его прах был перенесён на Волково кладбище.

Задания по произведениям И.А. Гончарова

✓ действие охватывает временной отрезок с 1830 по 1843 г., т. е. около 14 лет, что позволило автору воссоздать широкую картину реальности русской жизни 30—40-х гг.;

✓ показаны различные слои общества: чиновники, мещанство, буржуазия, светское общество, деревенские помещики с патриархальным укладом жизни;

✓ описывает утрату романтических иллюзий центральным героем –Александром Адуевым, и эта романтичность героя рассматривается автором как бесполезная, ненужная и мешающая полезному существованию вещь;

✓ раскрывает причины праздности и пустой романтичности героя, которые кроются в первую очередь в его окружении и воспитании: барской обеспеченности, неприученности к труду, обеспеченности, готовности людей вокруг него выполнять в любую минут все его прихоти;

✓ автор развенчивает романтические устремления своего героя.

• две части, в каждой из которых присутствует шесть глав и эпилог;

• описание в эпилоге женитьбы героя без любви, но со строгим расчетом;

• сопоставление племянника (главного героя) с дядей, черты которого и появляются у главного героя в конце романа;

• реализация закона симметрии и контраста;

• единая интрига в обеих частях романа;

✓ чистый, ясный и гибкий язык изложения, что усиливает ценность произведения.

✓ наносит удар по романтизму, провинциальной мечтательности и буржуазной делецкой морали, которая не принимает в расчет человеческие качества и душу;

✓ обозначает ведущие тенденции и правила жизни современного автору общества;

✓ показывает правдивые картины реальности тог о времени;

✓ утверждает принцип реализма в отображении действительности;

✓ демонстрирует основной принцип автора — реалистичное, объективное отношение к своему герою;

✓ вносит вклад в развитие жанра социально-психологического романа;

✓ злободневно по своему содержанию и поднимает один из важнейших вопросов человеческого существования: как и для чего надо жить.

+ В отличие от Некрасова, Щедрина, Успенского Гончаров слабо знал пореформенную русскую жизнь и к тому же мало ею интересовался. Всем своим творческим сознанием Гончаров оставался в дореформенной русской жизни. Ее сложную и противоречивую эволюцию Гончаров отображал во всех своих произведениях.

+ В произведениях Гончарова борьба между феодально-крепостническим укладом и враждебными ему ростками новой жизни (столкновения между Александром и Петром Адуевыми, Обломовым и Штольцем, бабушкой и Райским).

+ Гончаров понимает историческую обреченность старого крепостнического уклада и приветствует ростки новой жизни.

+ Беглое изображение светского общества

+ Противопоставление русского дворянства и русской буржуазии.

Художественное новаторство драматургии А.Н. Островского 1840 - 1850-х гг.

+ В сравнении с пьесами И.С. Тургенева и А.К. Толстого драматургия Островского рассчитана не столько на чтение, столько на сценическое воплощение

+ Детеатрализации театра: невеста и по тону, и по атмосфере нисколько не похожа на Банкрота. Среда тут не купеческая, а мелко-чиновничья. Неприятное чувство, которое она вызывает, искупается образом героини, сильной девушки, которая нисколько не ниже и гораздо живее героинь Тургенева. Ее история имеет характерный конец: после того, как ее покидает идеальный романтический поклонник, она покоряется судьбе и выходит замуж за удачливого хама Беневоленского, который один только может спасти ее мать от неминуемого разорения. Пьеса кончается массовой сценой: толпа обсуждает женитьбу Беневоленского, и тут вводится изумительно новая нота с появлением в толпе его прежней любовницы.

+ Сдержанность и внутреннее наполнение последних сцен, в которых главные герои почти не появляются, были новым словом в драматическом искусстве. Сила Островского в создании поэтической атмосферы впервые проявилась именно в пятом акте Бедной невесты. В пьесе Бедность не порок (1854) Островский пошел еще дальше по линии детеатрализации театра, но с меньшим творческим успехом.

+ Своеобразие драматургии Островского, ее новаторство особенно отчетливо проявляется в типизации. принципы типизации характеров касаются художественной изобразительности, формы драматургии.

+ Реалистические традиции западно-европейской и отечественной драматургии (Островского привлекали а обычные, рядовые социальные характеры)

+ Почти любой персонаж Островского своеобразен. При этом индивидуальное в его пьесах не противоречит социальному.

+ Индивидуализируя своих персонажей, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир. Многие эпизоды пьес Островского являются шедеврами реалистического изображения человеческой психологии.

13. Драма А.Н. Островского "Гроза" и споры о ней в русской критике.

Аполлон Александрович Григорьев. Близость к земле, духовное единство людей

15. Жанр психологической драмы в творчестве А.Н. Островского ("Бесприданница" или другая пьеса - по выбору)

Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой отбор. И Паратов самый изуверский и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о

Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с прочий стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо.

Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение

Безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.

Редкий художественный результат этой сцены А. Н. Островский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя.

Я, Верховская Софья Альбертовна, рада видеть вас в дистанционном курсе подготовки к экзамену по литературе в форме ЕГЭ.

Если вы тут, это может означать только одно: вы или ваши ученики должны скоро сдавать экзамен.

Мне важно знать, стал ли полезным для вас дистанционный курс?

Напишите отзывы о курсе в форум!

А если вы хотите решить тесты, необходимо зарегистрироваться, войти под своим именем и нажать слева "Записаться на курс".

Зарегистри ровавшиеся на курсе ученики ! Ваши ответы на задания части С1-С5 не будут проверятся! Вы можете узнать только результаты теста.


Кодифиатор. ЕГЭ Литература.


Спецификация. ЕГЭ Литература.

Биография Гончарова И. А.

Значение творчества Гончарова для русской литературы

Четыре дня в квартире писателя не прекращался поток почитателей таланта Гончарова, которые пришли отдать ему свой последний долг.

Перед смертью Гончаров просил друзей похоронить его в Алексаидро-Невекой лавре, где-нибудь на возвышенности, у обрыва… Друзья, М. М. Стасюдевич и А. Ф. Кони, выполнили ату просьбу.

Романы Гончарова на сайте Топ книг

романы гончарова

Писарев в своей статье гораздо больше места уделяет психологической характеристике, отмечая губительное влияние умственной апатии, вызванной самыми разными причинами. Сам Гончаров отметил, что статья Писарева — лучшее из всего, что было написано о его романе, поскольку он описал всю сложность такого, казалось бы, элементарного обломовского типа. Ведь герой, оказывается, был больным человеком, как отмечает Гончаров. Обломов не просто не хочет работать, а боится труда, поскольку он приносит ему физические муки. И ведь он иногда способен к активной деятельности, хоть и под чужим влиянием. Ольге удалось побудить его к активности, различным занятиям.

Герой трепещет буквально на протяжении всего произведения Гончарова, кроме, пожалуй, самых последних его страниц. Он опасается всего: сырости, движения, сквозного ветра, любви, приличий, громкого слова. А этот страх — характерный симптом атрофии воли, психиатрической болезни.

Кроме того, Обломов всегда находится между двумя противоположностями: он был воспитан в старорусской манере и обстановке, привык к бездействию и роскоши, удовлетворению собственных прихотей. Детство его прошло под неустанным, бездумным надзором родственников, таких же вялых и пассивных, как и он.

хронологическая таблица гончарова ивана александровича

Его нежили и баловали, старались подавлять порывы активности и резвости, естественные для юного возраста, а также любознательность и интерес к чему бы то ни было. Плоды такого воспитания известны — лень, принявшая свою крайнюю форму, а также страх перед любыми изменениями и требованиями жизни.

Болезнь эта, по мнению Гончарова, коренится во всей русской жизни и истории. В этом смысле Обломов был подлинным воплощением барской России дореформенного времени. Однако можно ли считать, что после отмены крепостного права ситуация так уж кардинально изменилась? Действительно ли умер Илья Ильич?

Нет, он не может умереть. Именно поэтому этот роман сейчас, как и всегда, остается актуальным.

Скажем вкратце о двух центральных фигурах романа — Райском и бабушке. Райский борется против старого порядка, изнеженности, однако спит на удобной постели и не отказывает себе ни в чем, разрешает даже Егорке снимать с себя сапоги. Он живет все еще в эпоху крепостного права, а борется с ним лишь только на словах, не подкрепленных делом: просто советует своей бабушке отпустить на волю крепостных, но сам в это дело не хочет вмешиваться, хотя имение принадлежит ему. Эта нерешительность весьма типична, характерна для всего русского общества в то непростое время, как и для любой переходной эпохи.

Бабушка же намного деловитее своего внука. Она говорит на языке предков, словами пословиц, старинной мудрости. Сквозь эту устаревшую мудрость у нее просматривается гораздо больше здравого смысла, нежели у Райского. Это была упорная, твердая, властная женщина, не любящая уступать, хотя в глубине души и понимающая зачастую, что Райский прав. Однако, несмотря на всю ее уверенность и убежденность в своей правоте, в ней все же нет самолюбивого неприятия нового. Просто она довольна старым, а нового боится, но при необходимости уступает ему.

Так через весь роман проходит эта тема: борьба отжившего с новым. Гончаров не встает на защиту ни одной из сторон, он стремится лишь к их примирению и объединению.

Интересные факты об Иване Гончарове

Факты из биографии И. Гончарова

Начальное образование получил дома



Свое первоначальное образование маленький Ваня получил у себя дома. После его отправили в частый пансион. В 10 лет уехал учиться в Москву в коммерческое училище. На тот момент, в нем обучался старший брат.

Около восьми лет Ваня пробыл в Москве, учеба ему была не очень интересна. Но нравственное и духовное воспитание для него шло своим чередом. Он много читал отечественной литературы.

Читайте также: