Структура электроремонтной мастерской кратко

Обновлено: 05.07.2024

Электрооборудование предприятия должно обеспечить бесперебойное питание всех его цехов и снабжать различными видами энергии с наименьшими потерями ее при производстве, передаче и потреблении. Совершенствование условий труда, и производственная эстетика также связаны с увеличением потребления энергии (кондиционирование воздуха, тепловые завесы, усиление вентиляционных систем, создание благоприятного микроклимата на рабочих местах). Централизованное электроснабжение имеет значительные преимущества, так как оно повышает надежность снабжения энергией и снижает текущие и капитальные затраты, связанные с получением необходимых видов энергии. В некоторых случаях, имеющихся в составе предприятия электростанции включают в районные энергетические системы, что обеспечивает более равномерную загрузку их и повышает экономичность работы.

В случае централизованного электроснабжения в составе энергослужбы предприятия часто бывает вспомогательная силовая станция с относительно небольшой мощностью генератора для дополнительного обеспечения предприятия энергией в час пик. Преобразовательные подстанции (преобразование переменного тока в постоянный) на предприятиях, где имеются электролизные цехи. Электросиловое хозяйство, снабжающее цехи предприятия электроэнергией нужного им напряжения, включающее понизительные подстанции, генераторные установки зарядных станций, электродвигатели высокого напряжения для компрессорных установок, трансформаторные установки к плавильным агрегатам, электрические сети, аккумуляторное хозяйство.

1.2 Организация и планирование ремонта электрооборудования

Организация и планирование энергоснабжения направлено на бесперебойное обеспечение энергоресурсами предприятия, что в свою очередь ведет к качественному и эффективному производству. С целью бесперебойного производства на предприятии производится планово-предупредительный ремонт, совокупность организационно технических мероприятий, направленных на поддержание основных фондов в надлежащем состоянии и на восстановление его работоспособности. Эта система имеет профилактическую направленность и включает уход, надзор и обслуживание в процессе эксплуатации оборудования и ремонты, проводимые периодически через определенное количество часов работы оборудования в соответствии с утверждением планом-графиком. В ремонтно-механическом цехе для отдельных видов оборудования разработаны правила технической эксплуатации, в соответствии с которыми проводится уход, надзор за оборудованием, а также осмотры его в сменах. Эти работы осуществляет эксплуатационный сменный и ремонтный персонал, который следит за содержанием оборудования в чистоте, производит смазку.

Планово-профилактические осмотры оборудования ремонтный персонал выполняет по графику как во время работы, так и при остановках оборудования на ремонт. Во время остановок производят плановые ревизии машин и механизмов. Результаты осмотров и ревизии заносят в агрегатные журналы и журналы приемки и сдачи смен. Агрегатные журналы составляют на каждый агрегат. В них заносят сведения об обнаруженных в отдельных узлах дефектах, дату проведенных ремонтов, количество замененных деталей и узлов, сроки их службы и записи о выполненных работах по устранению дефектов. Журнал приема сдачи смен ведет сменный персонал службы оборудования. В нем фиксируют наименование оборудования, в котором обнаружены неполадки, характер дефектов, меры, принятые к их устранению, и время простоев оборудования из-за неполадок.

Ремонт - это производственный процесс, направленный на восстановление основных первоначальных качеств оборудования путем устранения неисправностей и замены изношенных и поврежденных деталей и узлов. Ремонты подразделяются на малые, средние, капитальные.

Капитальный ремонт - это наибольший по объему вид ремонта, задача которого заключается в восстановлении первоначальных технических характеристик оборудования. В процессе капитального ремонта производят полную разборку, очистку и промывку оборудования, замену всех изношенных узлов и деталей, ремонтируют несменяемые базовые детали, выверяют координаты; Капитальный ремонт сопровождается модернизацией оборудования, которая позволяет не только восстановить первоначальные качества, но и снизить моральный износ оборудования. Текущие и капитальные ремонты производятся узловым, агрегатным и стендовым методами.

Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене, или восстановлении отдельных частей.

Управление ремонтным хозяйством на предприятии осуществляет главный энергетик, в подчинении которого находятся все ремонтные службы и средства предприятия. Он планирует, ремонты и организует их проведение, обеспечивает рациональную организацию ремонтных цехов и специализированных ремонтных кустов, руководит производством запчастей в ремонтно-механическом цехе и обеспечивает приобретение запасных частей и сменного оборудования на специализированных заводах. Главный энергетик непосредственно руководит всей производственно - хозяйственной деятельностью ремонтных цехов, а также осуществляет техническое руководство работой механиков производственных цехов, являющихся помощниками начальников этих цехов по оборудованию. Важными направлениями повышения производительности труда ремонтного персонала и сокращения длительности простоев оборудования в ремонте являются

механизация ремонтных работ. Своевременная материальная подготовка ремонтных работ, их централизация и специализация, применение методов узлового ремонта и сетевого планирования и управления. Централизации ремонтных работ обеспечивает концентрацию ремонтных сил (трудовых ресурсов и технических средств) в общезаводских и комбинатских базах, что позволяет производить специализацию работ, снижать материальные и трудовые затраты и повышать качество ремонтных работ. Централизация ремонтных работ позволяет снизить запасы заменяемых деталей и узлов оборудования в каждом цехе, что содействует лишнему использованию производственных фондов предприятий и улучшению экономики последних.

1.3 Структура электроремонтного цеха

Структура электроремонтного цеха и состав его оборудования определяются большим количеством факторов, основными из которых являются объем и номенклатура ремонтируемого электрооборудования. Основными задачами электроремонтного цеха являются: своевременное, ритмичное и качественное обеспечение структурных подразделений предприятия продукцией, работами и услугами цеха по всей производимой цехом их номенклатуре. Основными функциями цеха являются производство продукции, работ и услуг по следующей номенклатуре: ремонт электрических машин и аппаратов, ремонт и восстановление деталей электрических машин и аппаратов, изготовление запасных частей для электрических машин, изготовление нестандартного оборудования и технической оснастки для собственных нужд, своевременное и качественное выполнение плановых заданий по обеспечению подразделений предприятия продукцией, работами и услугами цеха, содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений и оборудования цеха, обеспечение их технически правильной эксплуатации, организация их своевременного ремонта, инженерная подготовка и материально-техническое обеспечение производства продукции и ремонтных работ, обеспечение сохранности имущества, находящегося на балансе цеха, разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию

технологии производства, механизации ручных и трудоемких процессов, организации производства, повышению производительности труда, внедрению в производство современной техники и технологии, прогрессивных форм организации и оплаты труда, повышению качества выпускаемой продукции, работ, услуг и снижению себестоимости, обеспечение контроля за безопасным ведением работ, соблюдением правил технической эксплуатации и охраны труда, разработка и осуществление мероприятий по предупреждению аварий и созданию безопасных условий труда.

Электроремонтный цех обычно состоит из разборочного, ремонтно-механического, обмоточного, сушильно-пропиточного, комплектовочного, сборочного отделений и испытательной станции, а также отдельных участков, где производятся электросварочные и газосварочные работы, окраска отремонтированного электрооборудования.

В разборочном отделении очищают электрооборудование перед разборкой, сливают масло из маслонаполненного оборудования, выполняют необходимые предремонтные испытания, разбирают оборудование, производят дефектовку, передают неисправные детали электрооборудовании в соответствующие ремонтные отделения, а исправные - в отделение комплектации. В разборочном отделении должны быть подъемно-транспортные средства требуемой грузоподъемности, моечные машины, гидравлические и винтовые съемники, приспособления для вывода ротора из статора электродвигателя, станок для извлечения обмоток из пазов статора электродвигателя, автогенный и электросварочный аппараты, соответствующие наборы инструментов для разборки электрооборудования, специальное оборудование и приспособления для разборки электрических машин и аппаратов нестандартного или особого исполнения.

В ремонтно-механическом отделении ремонтируют и изготовляют новые детали электрооборудования (валы, коллекторы, контактные кольца, щеточные механизмы, подшипники скольжения, обмотки короткозамкнутых роторов), производят перешихтовку статоров и роторов электрических

машин и магнитопроводов силовых трансформаторов, а также слесарную и механическую обработку различных деталей ремонтируемого электрооборудования. Ремонтно-механическое отделение также оснащается подъемно-транспортными средствами, металлообрабатывающими станками (строгальными, сверлильными, токарными, фрезерными, шлифовальными), прессами, гильотинными ножницами для резки металла, электросварочными и газосварочными аппаратами, электрифицированными инструментами, инвентарными и специальными приспособлениями, наборами механизированного и ручного инструмента для разборки электрооборудования.

Надежность,бесперебойность и безопасность работ электрооборудования исетейобеспечиваетсяправильнойсистемойремонта электрооборудования эксплуатирующейорганизацией [22].Такойсистемой является планово-предупредительный ремонтэлектрооборудования (ППРЭО), представляющий собой форму организации ремонта, состоящего изкомплексаорганизационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнениетехническогообслуживания ипрофилактическогоремонтаоборудования.

Организация ППРЭО. Система ППРЭО вводится в действиеприказом по предприятию, которым устанавливаются обязанности различных цехов и служб, утверждается график ремонта и другие мероприятия. Например, определяются обязанности персонала по уходу за электрооборудованием и межремонтному техническому обслуживанию; обязанности рабочих электроремонтного цеха (ЭРЦ); положение об изготовлении запасных частей; мероприятия по дальнейшему совершенствованию ремонта т.д.Большое значение имеет инженерная и материальная подготовка ремонта.

Инженерная подготовкадолжнаобеспечитьремонтныйперсонал необходимойпроектно-конструкторскойдокументацией,к которойот- носятся: технические описанияустройствазавода-изготовителя; инст- рукции поэксплуатации;паспортнасоответствующее устройство; опи- саниетехнологическихпроцессов ремонта,разрабатываемых,как правило,специализированными научно-исследовательскимии тех- нологическимиинститутами; технологическиекарты ремонта,разра- батываемые ремонтнымипредприятиями или специализированными конструкторско-технологическимибюро.

Технологическая подготовка, входящая в состав инженерной,начинаетсяс организациирабочегоместа,котороедолжнобытьудобным, хорошо освещенным,безопасным иоснащенным необходимыми приспособлениями,инструментамии технологическойдокументацией.Дляремонта необходимоподготовить материалы,запчастии покупныеизделия.При этом следуетмаксимальноиспользоватьпри- годныеинеповрежденныедеталисписанногооборудования.Все работы планово-предупредительного ремонта электродвигателейподразделяютсянатекущий,среднийикапитальныйремонты.Текущийисреднийремонты включают такиеработы, которыене требуютполнойразборки электрооборудования.

Текущий ремонт электродвигателя заключается, например, в промывке подшипников и смене в них масла, осмотре и устранении неисправностей пускорегулирующей аппаратуры, смене щеток и т.д. Текущие ремонты в большинстве случаев выполняет персонал, обслуживающий электроустановку при отключенном напряжении.

При среднем ремонте тщательно осматривают и чистят оборудование, заменяют изношенные части, осуществляют мероприятия, связанные с регулировкой частей машин, аппаратов и других элементов электроустановки.

Капитальнымремонтомназываютработы позамене иливос- становлениюосновных и,как правило,наиболеесложных частейили деталейэлектродвигателя,например перемоткуегороторной или статорнойобмотки.Работы покапитальномуремонтувыполняетпер- сонал ремонтного цехапредприятиязасчет средств, отпускаемыхна восстановлениеизношенногооборудования.Текущие и средние ремонты проводят чаще, чем капитальные.Работыпо текущему,среднему икапитальномуремонтувыполняютв строго определенныеизаранееустановленныесроки.

Структура электроремонтного предприятия и состав его оборудования оп­ределяются рядом факторов, основными из которых являются номенклатура и объем ремонтируемого оборудования. При прочих равных условиях ремонтное предприятие состоит из ряда производственных участков (цехов), в которых про­изводятся отдельные виды работ. Что касается ЭМ, то предприятие по их ремонту в большинстве случаев не выходят за рамки одного цеха. Поэтому структура электроремонтного предприятия будет рассматривать и цеховой форме организации ремонта. Существует семь основных видов работ (все испытания проводятся, как правило, в одном месте), которые определяют количество производственных под­разделений.

Предремонтные испытания проводятся для выявления неисправностей по программе, включающей следующие пункты: измерение сопротивления изоляции обмоток, испытание электрической прочности изоляции, проверка целости под­шипников (на холостом ходу) и осевого выбега ротора, правильности прилегания щеток к коллектору и контактным кольцам, измерение вибрации в режиме холо­стого хода. Кроме того определяется размер воздушного зазора, проверка состоя­ния крепежных деталей, плотность посадки подшипниковых щитов и отсутствие повреждений у отдельных частей машины.

Испытания проводятся либо на испытательной станции, либо на испытательном участке в разборочном отделении.

В разборочном отделении выполняют все предремонтные испытания, очи­щают ЭМ перед разборкой, разбирают их на отдельные узлы, проводят дефектацию узлов и деталей (определение состояния и степени износа, объема необходи­мого ремонта и оформление соответствующей документации на ремонт), переда­ют неисправные узлы и детали в соответствующие ремонтные отделения, а ис­правные в отделение комплектации. В этом отделении устанавливают подъемно-транспортные устройства для транспортировки поступивших ЭМ, моечное оборудование, гидравлические и винтовые съемники, приспособления для вывода ротора из расточки статора, станок для обрезки лобовых частей обмотки и извлечения обмотки из пазов, печь для нагрева изоляции, специальную оснастку для разборки ЭМ.

В обмоточном и сушильно-пропиточном отделении ремонтируют старые и изготовляют новые обмотки ЭМ, восстанавливают поврежденный обмоточный провод, пропитывают, укладывают в машину и сушат обмотки, производят сборку рабочей схемы соединения обмоток и пооперационный контроль изоляции обмо­ток. Здесь устанавливаются станки для очистки и изолировки проводов, для намотки катушек, для резки изоляции и катушек из прямоугольного провода, обору­дование для сварки и пайки проводов, специальный станок для бандажирования обмоток якоря и фазных обмоток ротора. Здесь же находится испытательный стенд для измерения сопротивления изоляции и проверки ее электрической проч­ности. Участок пропитки и сушки обмоток снабжается системой вытяжной венти­ляции. Подъемно-транспортное оборудование должно быть рассчитано на узлы, имеющие максимальную массу.

В слесарно-механическом отделении ремонтируют и изготавляют новые де­тали ЭМ – как конструктивные (валы, подшипник скольжения, крышки подшипни­ков и т.д.), так и токоведущие (коллекторы, контактные кольца, щеточные меха­низмы, КЗ обмотки роторов и пр.), производят перешихтовку сердечников стато­ров и роторов, а также слесарную и механическую обработку различных деталей ЭМ. Отделение оснащено соответствующим парком станков для механической обработки деталей, подъемно-транспортным оборудованием, прессами, ножни­цами для резки металла, сварочным оборудованием и т.п.

В комплектовочное отделение направляют исправные узлы, детали ЭМ из разборочного отделения, отремонтированные узлы и детали из обмоточного и слесарно-механического отделений, в нем производят комплектацию ЭМ недостаю­щими частями. Проверенные и полностью скомплектованные ЭМ передают в от­деление сборки (отдельные крупные узлы могут передаваться на участок сборки, минуя комплектовочный участок).

В сборочном отделении производят поузловую и общую сборку ЭМ. Уча­сток сборки оснащен практически тем же вспомогательный оборудованием, что и разборочное отделение, поэтому на ряде электроремонтных предприятий эти от­деления объединяют. В отличие от разборочного отделения в отделении сборки проводится балансировка роторов ЭМ, что требует установки балансировочных станков.

На испытательной станции проводят испытания новых конструкции, узлов и деталей, предназначенных взамен вышедших из строя, а также послеремонтные испытания ЭМ. Станция должна быть оснащена высоковольтным испытательным оборудо­ванием, электрическими приборами и защитными средствами.

Отделочные работы проводят, как правило, в изоляционно-обмоточном от­делении на участке окраски и сушки, снабженном необходимым оборудованием.

Одна из распространенных структурно-технологических схем ремонта ЭМ соответствует последовательности типов работ, приведенной в табл. 9.5.

Работы при ремонте ЭМ

Виды работ Основные технологические операции
Предремонтные испытания Внешний осмотр. Испытания
Разборочно-дефектировочные работы Разборка машины. Снятие поврежденных обмоток. Мойка отдельных деталей. Дефекгировка деталей
Изоляционно-обмоточные работы Восстановление обмоточного провода. Намотка, укладка обмоток. Пропитка и сушка обмоток. Изолировка и пайка схемы. Испытание обмоток
Слесарно-механические работы Восстановление и изготовление конструктивных деталей, токоведущих частей. Перешихтовка сердечников
Комплектование деталей. Сборка машины Поузловая сборка. Сборка машины в целом. Проверка правильности сборки
Послеремонтные испытания В соответствии с программой приемо–сдаточных испытаний
Отделочные работы Окраска машины. Консервация машины

Структура электроремонтного предприятия и состав его оборудования определяются рядом факторов, основными из которых являются номенклатура и объем ремонтируемого оборудования. При прочих равных условиях ремонтное предприятие состоит из ряда производственных участков (цехов), в которых производятся отдельные виды работ. Что касается электрических машин, то предприятия по их ремонту в большинстве случаев не выходят за рамки одного цеха. Поэтому структуру электроремонтного предприятия будем рассматривать применительно к цеховой форме организации ремонта.

Существует семь основных видов работ(все испытания, как правило, проводятся в одном месте), которые и определяют количество производственных подразделений.

Работы при ремонте электрических машин

Основные технологические операции

Внешний осмотр. Испытания.

Разборка машины. Снятие поврежденных обмоток. Мойка отдельных деталей. Дефектировка деталей.

Восстановление обмоточного провода. Намотка и укладка обмоток. Пропитка и сушка обмоток. Изолировка и пайка схемы. Испытание обмоток.

Восстановление и изготовление конструктивных деталей, токоведущих частей. Перешихтовка сердечников.

Комплектование деталей, сборка машины

Поузловая сборка. Сборка машины в целом. Проверка правильности сборки.

В соответствии с программой приемо-сдаточных испытаний.

Окраска машины. Консервация машины.

Предремонтные испытанияпроводятся для выявления неисправностей по программе, включающей следующие пункты: измерение сопротивления изоляции обмоток, испытание электрической прочности изоляции, проверка целости подшипников (на холостом ходу) и осевого выбега ротора, правильности прилегания щеток к коллектору и контактным кольцам, измерение вибрации в режиме холостого хода. Кроме того, определяется размер воздушного зазора, проверяется состояние крепежных деталей, плотность посадки подшипниковых щитов и отсутствие повреждений у отдельных частей машины.

Испытания проводятся либо на испытательной станции, либо на испытательном участке в разборочном отделении.

В разборочном отделениивыполняют все предремонтные испытания, очищают электрические машины перед разборкой, разбирают их на отдельные узлы, производят дефектацию узлов и деталей (определение состояния и степени износа, объема необходимого ремонта и оформление соответствующей документации на ремонт), передают неисправные узлы и детали в соответствующие ремонтные отделения, а исправные – в отделения комплектации.

В обмоточном и сушильно-пропиточномотделении ремонтируют старые и изготовляют новые обмотки электрических машин, восстанавливают поврежденный обмоточный провод, укладывают в машину и сушат обмотки, производят сборку рабочей схемы соединения обмоток и пооперационный контроль изоляции обмоток. Здесь находится испытательный стенд для измерения сопротивления изоляции и проверки ее электрической прочности. Участок пропитки и сушки обмоток снабжается системой вытяжной вентиляции.

В слесарно-механическом отделении ремонтируют и изготовляют новые детали электрических машин – как конструктивные (валы, подшипники скольжения, крышки подшипников и т.д.), так и токоведущие (коллекторы, контактные кольца, щеточные механизмы, короткозамкнутые обмотки роторов и дп.), производят перешихтовку сердечников статоров и роторов, а также слесарную и механическую обработку различных деталей электрических машин.

В комплектовочное отделение направляют исправные узлы и детали электрических машин из разборочного отделения, отремонтированные узлы и детали из обмоточного и слесарно-механического отделения. В нем производят докомплектацию электрических машин недостающими частями.

В сборочном отделении производят поузловую и общую сборку электрических машин.

На испытательной станциипроводят испытания новых конструкций, узлов и деталей, предназначенных взамен вышедших из строя, а также послеремонтные испытания электрических машин.

Отделочные работыпроводят, как правило, в изоляционно-обмоточном отделении на участке окраски и сушки, снабженным необходимым оборудованием.

Читайте также: