Стратегическая концепция нато 2010 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Основополагающие задачи и принципы НАТО

В Стратегической концепции вновь закреплены неизменное предназначение и основные ценности и принципы НАТО, а затем особо выделены ключевые задачи организации.

«В нынешних условиях сфера безопасности охватывает широкий и меняющийся спектр вызовов безопасности территории и населения стран НАТО. Для обеспечения их безопасности Североатлантический союз должен и будет продолжать эффективно выполнять, в неизменном соответствии с международным правом, три ключевые задачи, являющиеся составными частями гарантий для его членов:

Коллективная оборона. В соответствии со Статьей 5 Вашингтонского договора, страны-члены НАТО будут всегда оказывать помощь друг другу в случае нападения. Это обязательство остается твердым и нерушимым. НАТО будет осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии, а также от новых вызовов в сфере безопасности там, где они угрожают основам безопасности отдельных стран-членов и Североатлантического союза в целом.

Кризисное регулирование. НАТО обладает уникальным и действенным набором политических и военных средств для преодоления кризисов любого характера – накануне, во время и после завершения конфликтов. НАТО будет активно использовать соответствующее сочетание этих политических и военных средств, чтобы помочь регулировать возникающие кризисы, которые могут потенциально затрагивать безопасность Североатлантического союза, еще до того, как они перерастут в конфликты; чтобы прекратить текущие конфликты там, где они затрагивают безопасность Североатлантического союза, и чтобы помочь упрочению стабильности в постконфликтных ситуациях там, где это способствует безопасности евроатлантического региона.

Оборона и сдерживание

Безопасность на основе сотрудничества

Наконец, в Стратегической концепции описываются способы, с помощью которых НАТО будет добиваться максимальной эффективности, улучшать методику работы и более разумно расходовать свои ресурсы в соответствии с приоритетами, намеченными в концепции.

Стратегическая концепция – официальный документ, в котором обозначены долгосрочные цели, характер и основополагающие задачи НАТО в сфере безопасности, охарактеризованы новые условия безопасности, уточнены основы подхода Североатлантического союза к безопасности и представлены указания по дальнейшей адаптации вооруженных сил НАТО.

В целом, данный документ готовит Североатлантический союз к преодолению вызовов безопасности и направляет ход его дальнейшего политического и военного развития. Во время встречи в верхах НАТО, состоявшейся в ноябре 2010 года в Лиссабоне, была обнародована новая Стратегическая концепция, в которой отражены изменения, произошедшие в условиях безопасности, и преобразование, которое претерпел Североатлантический союз. Новые и формирующиеся угрозы безопасности, особенно после терактов 11 сентября, опыт НАТО в области кризисного регулирования на Балканах и в Афганистане, а также ценность и важность совместной работы с партнерами во всем мире – все это подтолкнуло НАТО к переоценке и повторному анализу своего стратегического построения.

Основополагающие задачи и принципы НАТО

В Стратегической концепции вновь закреплены неизменное предназначение и основные ценности и принципы НАТО, а затем особо выделены ключевые задачи организации.

«В нынешних условиях сфера безопасности охватывает широкий и меня­ющийся спектр вызовов безопасности территории и населения стран НАТО. Для обеспечения их безопасности Североатлантический союз должен и будет продолжать эффективно выполнять, в неизменном соот­ветствии с международным правом, три ключевые задачи, являющиеся составными частями гарантий для его членов:

Коллективная оборона. В соответствии со Статьей 5 Вашингтонского договора, страны-члены НАТО будут всегда оказывать помощь друг другу в случае нападения. Это обязательство остается твердым и нерушимым. НАТО будет осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии, а также от новых вызовов в сфере безопасности там, где они угрожают основам безопасности отдельных стран-членов и Североатлантического союза в целом.

Кризисное регулирование. НАТО обладает уникальным и действенным набором политических и военных средств для преодоления кризисов любого характера – накануне, во время и после завершения конфликтов. НАТО будет активно использовать соответствующее сочетание этих политических и военных средств, чтобы помочь регулировать возникающие кризисы, которые могут потенциально затрагивать безопасность Североатлантического союза, еще до того, как они перерастут в конфликты; чтобы прекратить текущие конфликты там, где они затрагивают безопасность Североатлантического союза, и чтобы помочь упрочению стабильности в постконфликтных ситуациях там, где это способствует безопасности евроатлантического региона.

Оборона и сдерживание

Кризисное регулирование

Безопасность на основе сотрудничества

Наконец, в Стратегической концепции описываются способы, с помощью которых НАТО будет добиваться максимальной эффективности, улучшать методику работы и более разумно расходовать свои ресурсы в соответствии с приоритетами, намеченными в концепции.

Авторы документов и руководители, стоявшие за созданием стратегий НАТО

С 1949 года процесс принятия решений по Стратегической концепции претерпел изменения, но, в конечном счете, именно Североатлантический совет (САС) принимает стратегические документы Североатлантического союза. Из семи Стратегических концепций, подготовленных НАТО с 1949 года, все документы были одобрены САС за исключением документа Военного комитета (ВК) № 14/3.

Документ ВК № 14/3 был подготовлен в 1968 году и принят Комитетом военного планирования (КВП), который был наделен теми же полномочиями, что и САС в тех вопросах, за которые он отвечал. После выхода Франции из интегрированной военной структуры в 1966 году было решено, что за все оборонные вопросы, в решении которых Франция не участвовала, будет отвечать КВП, в состав которого Франция не входила. Однако вскоре после того, как в апреле 2009 года Франция решила полностью участвовать в военных структурах НАТО, КВП был распущен во время серьезной реструктуризации комитетов НАТО в июне 2010 года, призванной сделать порядок работы более гибким и эффективным.

Прежде чем документ поступит на рассмотрение в САС, он должен пройти многочисленные этапы обсуждения, переговоров и подготовки проектов документов. Интересно отметить, что во время холодной войны Стратегические концепции преимущественно разрабатывались военными для утверждения политическим руководством Североатлантического союза. Это были секретные документы с отсылками к документам Военного комитета (ВК), а теперь они являются общедоступными. После окончания холодной войны составлением проектов документов руководят политические органы, а военные органы выполняют консультативную функцию. Подобная смена курса обусловлена тем, что с 1999 года НАТО трактует безопасность значительно шире: диалог и сотрудничество являются неотъемлемой частью стратегического мышления НАТО. Вместе с тем Стратегические концепции 1991, 1999 и 2010 годов были задуманы и написаны как несекретные документы, которые будут обнародованы и разрешены для широкого доступа.

Дополнительной новизной Стратегической концепции 2010 года стала важность самого процесса подготовки данного документа. Процесс размышления, проведения консультаций и составления Стратегической концепции воспринимался как возможность добиться понимания и заручиться поддержкой многочисленных заинтересованных групп и участников с тем, чтобы вновь привлечь и подтвердить приверженность союзников по НАТО основным принципам, роли и политическому курсу Североатлантического союза. Кроме того, подобное обсуждение было расширено с тем, чтобы подключить к участию не только экспертов, но и заинтересованную общественность.

Стратегические документы НАТО, начиная с 1949 года

В сущности, с момента создания НАТО можно выделить три периода, в течение которых менялось стратегическое мышление этой организации:

  • период холодной войны;
  • период непосредственно после окончания холодной войны;
  • условия безопасности после 11 сентября 2001 года.


После терактов 11 сентября военная мысль, ресурсы и деятельность НАТО стали больше направлены на борьбу с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения; силы НАТО задействованы за пределами евроатлантического региона, а численность Североатлантического союза увеличилась до 28 членов; появились новые угрозы, такие как кибератаки и угрозы энергетической безопасности. Это одни из факторов, побудивших руководителей Североатлантического союза подготовить новую Стратегическую концепцию в 2010 году.

Период с 1949 года до окончания холодной войны

Биполярная конфронтация между Востоком и Западом подчинила себе международные отношения в период с 1949 по 1991 год. Основной упор делался не на диалоге и сотрудничестве, а на взаимной напряженности и конфронтации. Это привело к гонке вооружений, которая зачастую становилась опасной и дорогостоящей.

Первая Стратегическая концепция НАТО

Стратегия НАТО содержалась фактически в трех основных документах:

  • документ ОК № 6/1, в котором излагалась общая стратегическая концепция;
  • документ ВК № 14/1, в котором были представлены более конкретные стратегические указания по оборонному планированию;
  • документ ОК № 13, в котором были отражены оба аспекта, а также значительный объем подробной информации по региональному планированию.
Война в Корее и вторая Стратегическая концепция НАТО

Вторжение дивизий Северной Кореи на территорию Южной Кореи 25 июня 1950 года непосредственно сказалось на НАТО и на стратегическом мышлении этой организации. Данная ситуация заставила понять, что НАТО необходимо было немедленно решить два основных вопроса: эффективность военных структур НАТО и численность войск (сил) НАТО.

Массированный ответный удар и третья Стратегическая концепция НАТО

Документ ВК № 48 стал первым официальным документом НАТО, в котором открыто обсуждалось применение ядерного оружия. В документе была представлена концепция массированного ответного удара, которая обычно ассоциируется с документом ВК № 14/2 – третьей Стратегической концепцией НАТО.

Этот доклад, написанный тремя министрами иностранных дел государств-членов НАТО: Лестером Пирсоном (Канада), Гаэтано Мартино (Италия) и Халвардом Ланге (Норвегия), дал новый стимул для проведения политических консультаций между странами-участницами по всем аспектам отношений между Востоком и Западом.

Доклад был принят в разгар Суэцкого кризиса, когда внутренние консультации по вопросам безопасности, затрагивавшим Североатлантический союз, оказались на особенно низком уровне, что подрывало солидарность Североатлантического союза. Впервые после подписания Вашингтонского договора НАТО официально признала необходимость усиления своей политической роли. В докладе приводилось несколько рекомендаций, в том числе: мирное разрешение разногласий между членами НАТО, экономическое и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области культуры и в информационной сфере.

Спровоцированный Советским Союзом второй берлинский кризис (1958–1962) укрепил возникшие сомнения: как должна реагировать НАТО на угрозы меньшего масштаба, чем массированное наступление? Средства ядерного устрашения НАТО не удержали СССР от действий, угрожавших западным союзникам в Берлине. Что следовало предпринять?

В 1961 году Дж. Ф. Кеннеди стал президентом США. Его беспокоил вопрос об ограниченных военных действиях и то, что обмен ядерными ударами мог произойти из-за технической неисправности или просчета. В то же время разрастался берлинский кризис, приведший к сооружению Берлинской стены, а в октябре 1962 года холодная война достигла своей кульминации во время Карибского кризиса.

Афинские руководящие указания

Генеральный секретарь НАТО Дирк Стиккер представил специальный доклад по оборонной политике НАТО (СМ(62)48) от 17 апреля 1962 года по вопросу политического контроля над ядерным оружием. По сути, это была первая попытка НАТО умерить собственную политику массированного ответного удара, подчинив применение ядерного оружия механизму проведения консультаций при различных обстоятельствах.

За этим последовали дополнительные попытки введения более гибкого механизма, но они встретили сопротивление со стороны отдельных членов НАТО. Это внутреннее сопротивление, а также тот факт, что администрация США была потрясена убийством Кеннеди и испытывала растущее беспокойство в связи с военными действиями США во Вьетнаме, немедленно заморозили обсуждение вопроса о пересмотре Стратегической концепции НАТО.

Четвертая Стратегическая концепция НАТО и доктрина гибкого реагирования
  1. Непосредственная оборона с целью поражения агрессора на том уровне, который выбран противником при нападении.
  2. Намеренная эскалация, предусматривающая дополнительно ряд возможных шагов, направленных на поражение агрессора, с постепенным наращиванием угрозы применения ядерного оружия по мере эскалации кризиса.
  3. Общий ответный ядерный удар, воспринимаемый как крайнее средство устрашения.

Оба документа – ВК № 14/3 и ВК № 48/3 – были настолько универсальными по содержанию и толкованию, что действовали до конца холодной войны.

Доклад Армеля

В докладе был представлен широкий анализ условий безопасности после подписания Североатлантического договора в 1949 году и отстаивалась необходимость поддержания адекватного уровня обороны одновременно с поиском возможностей снижения напряженности в отношениях между Востоком и Западом и работой, направленной на решение глубинных политических проблем, разделявших Европу.

В докладе были определены две конкретные задачи: политическая и военная; политическая касалась разработки предложений по сбалансированному сокращению численности сил Востока и Запада; военная была связана с обороной открытых территорий, в особенности Средиземноморья.

Однако с 1967 по 1991 год по-прежнему периодически возникала острая напряженность между двумя блоками, и в то же время были моменты, вселявшие надежду на более спокойные отношения.

Расширению разрядки способствовало подписание соглашений между СССР и США по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), систем противоракетной обороны и ОСВ-2 (хотя этот договор и не был ратифицирован), а также подписание договора между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и договора о ядерных средствах промежуточной дальности.

В период с середины до конца 1980-х годов оба блока перешли к укреплению доверия. Однако взаимное недоверие по-прежнему характеризовало отношения между Востоком и Западом, и только после падения Берлинской стены, роспуска Организации Варшавского договора и распада Советского Союза стало возможно строить отношения по-новому.

Период непосредственно после окончания холодной войны

В 1991 году началась новая эпоха. Грозный враг, каким когда-то был Советский Союз, прекратил свое существование, Россия и другие бывшие противники НАТО стали партнерами, а некоторые из них – членами Североатлантического союза. Для НАТО этот период был ознаменован диалогом и сотрудничеством, а также другими новыми способами участия в укреплении мира и стабильности (например, многонациональные операции по кризисному регулированию).

В течение периода непосредственно после окончания холодной войны НАТО подготовила две несекретные Стратегические концепции, в которых предлагался более широкий, по сравнению с прошлым, подход к безопасности:

  • Стратегическая концепция Североатлантического союза (ноябрь 1991);
  • Стратегическая концепция Североатлантического союза (апрель 1999).

Обе Стратегические концепции сопровождались секретными военными документами, соответственно ВК № 400 и ВК № 400/2.

Первая несекретная Стратегическая концепция НАТО

Стратегическая концепция 1991 года в корне отличалась от предшествовавших стратегических документов. Во-первых, она не была нацелена на конфронтацию и была открыта для широкого доступа; во-вторых, обеспечение безопасности государств-членов, т.е. коллективная оборона, оставалось основополагающей целью концепции, но при этом она была направлена на улучшение и расширение безопасности для Европы в целом посредством партнерства и сотрудничества с бывшими противниками. Применение ядерного оружия было сведено в концепции до минимального уровня, достаточного для сохранения мира и стабильности:

Вторая несекретная Стратегическая концепция НАТО

В 1999 году, в год 50-летнего юбилея НАТО руководители Североатлантического союза приняли новую Стратегическую концепцию, в которой государства-члены обязались участвовать в обеспечении общей обороны, мира и стабильности в широком евроатлантическом регионе. В ее основу легло широкое определение безопасности, признавшее важность политических, экономических, социальных и экологических факторов помимо оборонного измерения. В ней были выявлены новые факторы риска, возникшие после окончания холодной войны, в число которых вошли терроризм, межнациональные конфликты, нарушение прав человека, политическая нестабильность, экономическая хрупкость и распространение ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки.

В документе заявлялось, что основополагающими задачами Североатлантического союза были обеспечение безопасности, консультации, сдерживание и оборона, при этом указывалось, что кризисное регулирование и партнерство также имели принципиальное значение для укрепления безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Отмечалось, что НАТО удалось адаптироваться и играть важную роль в обстановке, сформировавшейся по окончании холодной войны. В документе были сформулированы руководящие указания для войск (сил) Североатлантического союза, в которых цели и задачи, изложенные в предыдущих разделах, перелагались на язык конкретных указаний для тех, кто занимается планированием строительства вооруженных сил и операций НАТО. Стратегия призывала к дальнейшему развитию военного потенциала, необходимого для выполнения целого ряда задач Североатлантического союза, начиная с коллективной обороны и заканчивая операциями по поддержанию мира и кризисному реагированию. Она также гласила, что Североатлантический союз сохранит в обозримом будущем надлежащее сочетание ядерных и обычных сил.

Обстановка в сфере безопасности после 11 сентября

Теракты 11 сентября против Соединенных Штатов выдвинули на передний план угрозу терроризма и оружия массового уничтожения. НАТО было необходимо защитить население государств-членов как на своей территории, так и за ее пределами. Для этого были проведены существенные внутренние реформы, направленные на адаптацию военных структур и потенциалов, чтобы подготовить страны-участницы к выполнению новых задач, например, руководству действующими по мандату ООН Международными силами содействия безопасности (ИСАФ/МССБ) в Афганистане.

Также НАТО продолжала углублять и расширять механизмы партнерства и фактически ускорять собственную трансформацию для формирования новых политических отношений и укрепления оперативного потенциала для реагирования на проблемы, возникающие во все более глобальном и сложном мире.

Необходимо было отразить эти коренные изменения в стратегических документах НАТО.

Янис-Алекс Зепос - член группы экспертов, созданной в 2009 году для предварительной подготовки новой Стратегической концепции НАТО, принятой на саммите в Лиссабоне в 2010 году.

Мнения, содержащиеся в настоящем исследовании, принадлежат автору и не обязательно отражают официальную политику или позицию Министерства иностранных дел Греции.

Одним из аспектов международной политики, который чреват диалектическими сложностями на каждом шагу, является попытка облечь формой и содержанием полную уверенность государств - членов НАТО в том, что, сталкиваясь с глобальными вопросами, Североатлантический альянс является наиболее функциональным среди множества других трансатлантических организаций. Поскольку в начале XXI века вероятность обычной войны между крупными державами меньше, чем в любой иной момент новейшей истории, фундаментальная основа НАТО испытала серьезные трудности.

1950-1999: стратегические концепции НАТО
до и после окончания холодной войны

Первая Стратегическая концепция НАТО - Стратегическая концепция обороны Северо-Атлантического региона (документ DC6/1), была принята Североатлантическим советом (Совет НАТО) 6 января 1950 года. В документе DC6/1 подчеркивалось, что сдерживание путем устрашения агрессии является основной задачей НАТО. В случае если сдерживание не удавалось и начиналась война., НАТО должно было задействовать вооруженные силы.

Стремление Советского Союза достичь ядерного паритета с Соединенными Штатами поставило под вопрос желание НАТО развернуть ядерное оружие для обеспечения целей безопасности и вынудило переоценить зависимость от массированного ядерного возмездия. Соединенные Штаты рассматривали возможные альтернативы массированному ядерному возмездию на основе эффективных неядерных возможностей, которые были бы совершенно необходимы для максимального сдерживания со стороны НАТО и существенны для обороны в Западной Европе. На встрече министров обороны НАТО в Афинах в 1962 году министр обороны США Роберт Макнамара обобщил аргументы администрации США в заявлении, бесспорно непринятом его западноевропейскими коллегами. Макнамара применил шоковую терапию в попытке вдохнуть большую гибкость в ядерную стратегию НАТО. Заявление Макнамары, выдержанное в агрессивной стилистике, напугало западноевропейские правительства, которые подозревали, что администрация США намеревается существенно снизить возможности НАТО полагаться на американское ядерное оружие. Важным результатом сложных и зачастую острых переговоров по ядерной стратегии НАТО стал выход Франции из объединенной структуры военного командования НАТО в 1966 году.

Трансформация структуры международной системы в 1990-х годах была обширной и глубокой. Новая конфигурация в сфере безопасности была создана вторжением Ирака в Кувейт в августе 1990 года и революционными изменениями, которые произошли в Центральной и Восточной Европе: драматическим падением Берлинской стены 9 ноября 1989 года, объединением Германии, коллапсом коммунистической власти в Восточной Европе, возвращением советских войск в границы СССР, а также демонтажем Варшавского договора.

Стратегическая концепция НАТО 1991 года - первая концепция, которая была представлена общественности, зародила динамичный и позитивный климат в Альянсе. 1991 год принес с собой понимание того, что реформы, и политические корректировки, и адаптации были бы необходимы в будущем.

Фрагментация СССР в декабре 1991 года, преимущества от расширения НАТО за счет стран Центральной и Восточной Европы, кризис в бывшей Югославии, операции в Боснии и Косове, озабоченность вопросами кризисного управления и операциями по поддержанию мира, взаимосвязь между осуществляемыми вне рамок статьи 5 Устава блока миссиями НАТО и Организацией Объединенных Наций - все это составило в 1990-х годах содержание дискуссий между союзниками по НАТО и предопределило параметры Стратегической концепции НАТО 1999 года, которая была принята на саммите в Вашингтоне 23-24 апреля 1999 года 6 .

Окончательное соглашение по многим вопросам, касающимся роли НАТО, было достигнуто благодаря особой переговорной активности, в том числе и на высшем уровне, в течение нескольких недель предварявшей Вашингтонский саммит НАТО. Основным стимулом к соглашению было широко распространенное общее убеждение, что если Альянс не сможет добиться соглашения по обновленной Стратегической концепции, то он упустит свой шанс сыграть подобающую ему роль на международной арене.

Доклад Группы экспертов

Группа экспертов должна была заниматься работой по широкомасштабному и открытому анализу изменений в глобальной безопасности для текущих и будущих задач Альянса.

Группе экспертов было предложено использовать два отдельных этапа:

2. Этап консультаций в столицах государств - членов НАТО. В марте 2010 года члены Группы экспертов посетили столицы государств - членов НАТО для целей консультаций и фактического ознакомления.

С целью повышения эффективности основных обязательств НАТО по коллективной обороне Группа полагала, что важное значение для Альянса имеет подкрепление своих обязательств по защите государств-членов от вооруженной агрессии не только основным военным потенциалом, но также планированием, учениями по сосредоточению, готовностью сил и качественной логистикой. По вопросу о нетрадиционных угрозах Группа заявила, что они включают в себя нападения с применением оружия массового уничтожения, террористические удары и усилия по нанесению вреда обществу при помощи кибератак или незаконного нарушения важных линий снабжения. В документе также предлагалось снабдить Альянс набором руководящих принципов с целью иметь лучшую методику принятия решений, когда и где применять свои ресурсы за пределами границ ответственности НАТО. В то же время потенциал для консультаций, предоставляемый статьей 4 Устава НАТО, должен был быть более креативным и чаще использоваться.

По вопросу о партнерстве Россия - НАТО Группа считает, что НАТО никогда не представляла военной угроза для России и не считает Россию военной угрозой для Альянса. Хотя с обеих сторон сохраняются сомнения о намерениях и политике других, Группа сочла, что НАТО должна проводить политику взаимодействия с Россией, одновременно заверив все государства блока, что их безопасность и интересы будут защищены. Что касается расширения НАТО, то в докладе признается необходимость того, что для государств, которые выразили свое желание вступить в НАТО, процесс должен двигаться вперед, по мере того как эти государства выполняют требования членства в Альянсе. В документе также говорится, что Альянс должен располагать четким изложением оборонных приоритетов, которые сопровождались бы согласованным набором реформ и набором существенных рационализаторских и новых возможностей.

Касаясь роли ядерного оружия, Группа экспертов НАТО выступила за поддержание безопасных и надежных ядерных сил до тех пор, пока существует ядерное оружие. В отношении противоракетной обороны Группа считает, что сотрудничество внутри Альянса, а также между НАТО и ее партнерами, в частности с Россией, было бы весьма желательно.

В целом, по словам Клауса Виттманна*, (*Клаус Виттманн - бригадный генерал ФРГ в отставке, в прошлом - директор Академического планирования и политики Колледжа обороны НАТО в Риме. - Прим. ред.)

Стратегическая концепция НАТО 2010 года: устремления, соответствующие реалиям

Хотя Стратегическая концепция НАТО 2010 года сама по себе является радикальным отходом от концепций 1991 и 1999 годов, она включает в себя многие принципы из предыдущих концепций, которые были проверены и не потеряли сегодня своей актуальности, такие как обеспечение свободы и безопасности всех государств - членов НАТО политическими и военными средствами; приверженность Уставу Организации Объединенных Наций; сохранение традиционной значимости статьи 5 Устава НАТО как основы Альянса; сдерживание, основанное на надлежащем сочетании ядерных и обычных вооружений. Как подчеркнул Джейми Шей*, (*Джейми Шей - заместитель помощника генерального секретаря НАТО по новым вызовам безопасности. - Прим. ред.)

Сохраняя нетронутым присущее статье 5 Устава НАТО обязательство осуществлять коллективную оборону в случае вооруженного нападения на государство - член Альянса, новая Стратегическая концепция НАТО 2010 года содержит заявление всех государств - членов блока, что они осознают, что их безопасность должна быть неделимой и ставит перед НАТО важную задачу, которая их объединяет. Кроме того, приверженность НАТО коллективной обороне усиливает способность блока выполнять новые задачи и миссии вне рамок статьи 5 Устава НАТО, включая вопросы, связанные с нераспространением оружия массового уничтожения, борьбой с современным международным терроризмом, а также предоставляет возможности решений по борьбе с угрозами безопасности, возникающими вне пределов территориальной ответственности НАТО. Форма и масштаб вклада Альянса в устранение нетрадиционных угроз в зависимости от наличия ресурсов заключаются в двух основных моментах: во-первых, ни одна из новых нетрадиционных угроз не являются чисто военной или управляемой только военными средствами, а во-вторых, основным источником международной легитимности является Организация Объединенных Наций. С этой точки зрения, когда НАТО проводит миссии вне рамок статьи 5 своего Устава, в которых как единое целое блок сталкивается с вопросом, влияющим на безопасность государств - членов Альянса или безопасность международной системы, необходимо определять цели, разрабатывать конкретные стратегии для их достижения, осуществлять избранную политику, предоставлять необходимые ресурсы для проведения такой политики, устанавливать определенную форму политической оценки, чтобы гарантировать, что цели выполняются с тем, чтобы уменьшить вероятность применения статьи 5 Устава НАТО.

Новая Стратегическая концепция НАТО 2010 года говорит, что существующие и будущие вызовы безопасности требуют интегрированного ответа, того, который объединяет огромное разнообразие военных и гражданских инструментов. Ни НАТО, ни Европейский союз не могут развиваться друг без друга, обеспечивая повышение безопасности для своего развития и реформ, в контексте стратегической обстановки, которая больше не является результатом противостояния супердержав. Есть веские причины, которые вызывают и сохраняют расширение сотрудничества между двумя организациями: есть значительное совпадение в членстве; члены двух организаций сталкиваются с сокращением оборонных бюджетов; современные кризисы и риски в области безопасности, которые могут быть лучше всего описаны как темный аспект глобализации, требуют прагматичных решений. Активизация сотрудничества и политическое взаимодействие между НАТО и Европейским союзом были бы прочнее, если бы две организации подчеркивали важность двустороннего сближения. Такой подход способствовал бы приверженности всех государств этих двух организаций взаимовыгодному сотрудничеству и эффективному и быстрому реагированию на непредвиденные опасности.

В отношении России Стратегическая концепция НАТО 2010 года выделяет два принципа: НАТО не представляет угрозы для России; сотрудничество НАТО и России имеет стратегическое значение, поскольку способствует созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности. Требуется еще много работы, для того чтобы разработать ряд совместных стратегий для лучшего решения общих транснациональных проблем, таких как нераспространение ракетных технологий. Используя в полной мере потенциал Совета Россия - НАТО, в настоящее время пока не реализованный, НАТО и Россия смогут участвовать в совместных продуктивных обсуждениях, которые смогли бы повысить уровень европейской и евроатлантической безопасности и стабильности, служа на благо Альянса и России. В ходе этого процесса необходимо учитывать интересы России и НАТО и как материальный фактор в разработке политики в международной сфере и в области безопасности, и как формирующую силу в создании восприятия взаимных интересов и ценностей.

В заключение можно сказать, что Стратегическая концепция НАТО 2010 года являет собой новый коллективный и динамичный ответ на важнейшие вопросы международных отношений, способствует достижению совместных результатов, преобразовывая общие ценности и устремления в инновационную политику и динамику, обеспечивая при этом Североатлантический блок необходимым стратегическим руководством для его будущего курса в сфере международной безопасности.

2 Kugler Richard L. and Binnendijk Hans. Should NATO Write a New Strategic Concept? (2008) Hans Binnendijk and Gina Cordero (eds.) // Transforming NATO. An NDU Anthology. Center for Technology and National Security Policy at the National Defence University. Washington, D.C. December 2008. Р. 291.

3 Sloan Stanley R. NATO, the European Union, and the Atlantic Community. The transatlantic bargain reconsidered. Rowman & Littlefield, Lanham, Boulder. New York and Oxford, 2003. Р. 55.

4 The Alliance’s Strategic Concept (1991) Towards the New Strategic Concept. A selection of background documents. NATO Public Diplomacy Division. Brussels, April 2010.

5 Ringsmose Jens and Rynning Sten. Taking Stock of NATO’s New Strategic Concept Jens Ringsmose and Sten Rynning (eds.) // NATO’s new Strategic Concept: A comprehensive assessment. DIIS Report 2011:02. Danish Institute for International Studies. Copenhagen, 2011. Р. 9.

6 The Alliance’s Strategic Concept (1999) Towards the New Strategic Concept…

7 Medcalf Jennifer. NATO. A beginner’s guide. Oneworld. Oxford. 2005. Р. 60.

8 Sloan Stanley R. Permanent Alliance? NATO and the Transatlantic Bargain from Truman to Obama. Continuum. New York and London, 2010. Р. 167.

9 The Declaration on Alliance Security (2009) Towards the New Strategic Concept…

11 Wittmann Klaus. An Alliance for the 21st Century? Reviewing NATO’s New Strategic Concept Ringsmose and Rynning. NATO’s new Strategic Concept: A comprehensive assessment… Р. 33.

13 Shea Jamie. What does a New Strategic Concept do for NATO? Ringsmose and Rynning. NATO’s new Strategic Concept: A comprehensive assessment… Р. 26.


Утверждена Главами Государств и Правительств в Лиссабоне
Год: 2010
Формат: PDF
Размер: 0,24 Мб

Провозглашены новые цели НАТО и направления эволюции Альянса в числе которых:
— предотвращение кризисов
— урегулирование конфликтов
— открытость НАТО к вступлению новых членов

Сформулированы три ключевые задачи НАТО:
1) Безопасность на основе сотрудничества.
2) Кризисное регулирование.
3) Коллективная оборона.

Определены условия безопасности и основные угрозы в XXI веке:
— распространение ядерного оружия и другого ОМП
— терроризм
— экстремизм, торговля наркотиками, работорговля, кибератаки
— охрана торговых путей и коммуникаций

Обосновано вмешательство НАТО в конфликты за пределами Альянса. Определен оптимальный способ регулирования конфликтов. Подтвержден факт того, что пока в мире сохранится ядерное оружие, НАТО останется ядерным союзом.

Читайте также: