Страшный суд сюжет кратко
Обновлено: 02.07.2024
Почему на фреске Микеланджело в святом месте так много обнажённых тел? Что это - искусство, скандал или богохульство? Под святым местом понимается Сикстинская капелла. И в этой статье пойдёт речь о фреске Микеланджело - Страшный суд.
По заказу Папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549 гг. правления) Микеланджело расписал алтарную стену в Сикстинской капелле. Великий гений Возрождения создал настоящий шедевр - Страшный суд.
Кратко о сюжетах на фреске Микеланджело "Страшный суд"
Согласно христианской концепции мессия (Иисус Христос) явился на землю. Был распят и на третий день воскрес. И будет второе Его пришествие, и будет Суд. Во время этого Суда грешники попадут в ад, а праведники - в рай.
Как раз этот кульминационный момент изображён на фреске Микеланджело.
Это Иисус Христос и святая Дева Мария:
Иисус поднимает свою правую руку вверх, как бы возвещая о том, что настал час суда, когда каждому воздастся по его заслугам. Вокруг них вереница праведников.
Это проклятый, которому явно не суждено попасть в рай:
В левом нижнем углу восстают мёртвые, их кости покрываются плотью и кожей, чтобы предстать на суд:
А в правом нижнем углу изображён ад и Харон, который перевозит души умерших через реку забвения в подземное царство мертвых:
В самом верху мы видим ангелов, которые держат орудия страстей Христовых:
Это очень кратко об этой фреске. На самом деле, я могу о ней рассказывать несколько часов подряд. Но тогда мы отклонимся от темы статьи.
Почему на своей фреске Микеланджело изобразил человеческие тела обнаженными?
Обратите внимание, сколько обнажённых человеческих тел изображено повсюду. Почему Микеланджело на это решился, и как Папа Римский допустил такую "порнографию" в святом месте?
Существуют разные мнения по этому поводу. Некоторые утверждают, что мускулистые мужеподобные фигуры женщин и сюжет с поцелуем родственников являются проявлением нетрадиционной ориентации художника.
В интернете можно найти много всяких версий. Но в этой статье я хочу выразить моё мнение по этому вопросу.
Во-первых, Микеланджело был очень религиозным человеком. И его фреску ни в коем случае не следует рассматривать как богохульство.
Во-вторых, он был, прежде всего, скульптором, а не художником. Именно поэтому мы видим объёмное изображение тел на его фресках. Прорисован каждый мускул. Микеланджело очень хорошо знал анатомию человеческого тела, и он восхищался его красотой.
В-третьих, он был отличным учеником античных ваятелей. Он изучал древнегреческие скульптуры и их древнеримские копии. Часами проводил около торса Бельведерского, чтобы понять технику и умение древних скульпторов.
Почему эпоха Возрождения получила такое название? Потому что речь идёт о возрождении античных ценностей.
В то время Папы Римские имели в своих коллекциях античные статуи, изображающие человеческое тело, и это не было скандалом.
Правда, когда фреску Микеланджело увидел папский церемонимейстер Бьяджо да Чезена, он её высмеял и сказал, что она достойна бани или иного подобного заведения. За эти слова Микеланджело ему отомстил, изобразив его в образе бога подземного царства Миноса. И видно, что змей кусает его за самое интересное место:
А вы обратили внимание, что некоторые фигуры одеты или самые интимные места прикрыты повязками?
В истории был период жёсткой Контрреформации, когда Папы Римские хотели уничтожить эту фреску. Тогда художник Даниеле да Вольтерра предложил её оставить, но одеть обнажённые фигуры.
Не только Даниеле да Вольтерра, но и другие художники в последующие века "прикрывали неприглядную наготу" фрески Микеланджело.
Когда в 90-ые прошлого века эту фреску реставрировали, то решили убрать "одежку". Оставили только у некоторых персонажей, чтобы сохранить историческую память о периоде "замазывания".
И я рада, что сейчас мы видим эту фреску почти в том виде, как её задумал Великий Микеланджело.
Хотите еще больше узнать о Риме и о жизни в Италии? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на мой Яндекс.Дзен , чтобы не пропустить новые публикации.
Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся ( 1Кор.15:51-52 ), и каждому будет определена вечная участь по его делам ( Мф.25:31-46 , 2Кор.5:10 ), словам ( Мф.12:36 ) и помышлениям.
В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течении жизни духовно определяется по отношению к Богу.
Почему Страшный Суд называется Страшным?
Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.
Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом Истины высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.
Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного Суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать всё та же нескончаемая вечность. Осознание этого факта также будет сопряжено с сильным страхом (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).
В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?
Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?
Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
прп. Авва Дорофей
Мы все умрём, предстанем перед судом Божиим и узнаем о себе правду — кто-то из нас войдёт в бесконечную любовь, радость, мир и свободу Рая; для кого-то дверь, в которую он отказывался войти всю жизнь, закроется навсегда. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что всё, что любовь может сделать по отношению к тем, кто закоснел во зле, — это положить злу предел, который самими злыми будет переживаться как мука вечная.
Сергей Худиев
Сикстинская капелла
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) жил достаточно долго даже по современным меркам. За это время он создал немало гениальных произведений. Великий скульптор и художник в Сикстинской капелле работал дважды. Первый раз, с 1508 по 1512 года, он трудился над росписями потолка по заказу папы Юлия II. Написанные Микеланджело библейские сказания от сотворения мира до потопа, украшающие свод капеллы, представляют собой одни из самых известных работ автора.
Заказал фреску мастеру изначально папа Климент VII, умерший во время подготовительных работ к росписи. Его сменил Павел III, как и предшественник, пожелавший увековечить свое имя в истории при помощи великого произведения, созданного Микеланджело. Нужно сказать, что ему это вполне удалось. Сикстинская капелла считается сегодня лучшим вместилищем шедевров эпохи Возрождения, а вместе с именем Микеланджело в ее залах часто звучат и имена его заказчиков.
Отступление от канона
Однако главным моментом в работе великого мастера была обнаженность всех фигур, включая Христа. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все были изображены нагими, наделенными четко прорисованными телами. Через проработку поз Микеланджело добился необыкновенной выразительности картины. И именно эти два момента, обнаженные тела и представление Страшного суда в виде катастрофы, вызвало больше всего критики у современников мастера и в последующие эпохи.
Композиционно картина разделяется на несколько частей. В центре располагается фигура Иисуса Христа. Его рука воздета в карающем жесте, грозное лицо повернуто в сторону грешников. Рядом с Христом Дева Мария, она отвернулась в смятении. Мадонна не может вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь ко всему человечеству тоже не в состоянии.
Центральные фигуры окружены двумя рядами тел. В первом, ближнем, располагаются пророки и апостолы. Второй круг образован телами грешников, падающих и утаскиваемых бесами в бездну ада, и возносящихся праведников.
В нижней части фрески написаны семь ангелов, провозглашающих приход Последнего дня. Под ними открываются могилы, мертвые вновь получают тела, Харон сгоняет веслом грешников из своей лодки в адские бездны.
Круг первый
Среди святых, окружающих Христа, многие фигуры хорошо узнаваемы. Здесь присутствуют апостолы с орудиями пыток в руках. Святые мученики изображены с предметами, приведшими к их страданиям и смерти. Это св. Себастьян со стрелами, св. Лаврентий, держащий решетку, на которой его сожгли, св. Варфоломей с ножом. Некоторые исследователи видят в искаженном лице на содранной коже, что держит мученик во второй руке, автопортрет Микеланджело.
Однако многие фигуры в этом круге остаются неузнанными из-за отсутствия характерных деталей, которые помогли бы их опознать.
Круг второй
Микеланджело изобразил на фреске в первую очередь людей с их страстями, делами, страхами и надеждами. В некоторых фигурах хорошо узнаваемы современники мастера. Здесь можно увидеть папу Павла III и Климента VII, церемониймейстера Бьяджо да Чезена (он изображен в виде царя душ Миноса с ослиными ушами) и одного из ярых противников картины Пьетро Аретино.
Нападки
Споры вокруг фрески разгорелись сразу же после ее завершения. По мнению одних, это был великий шедевр. Их оппоненты говорили, что мастер совершенно неподобающе обошелся с образами святых мужей и самого Иисуса, написав их нагими, осквернил капеллу такой фреской. Микеланджело даже пытались обвинить в ереси.
Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.
Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.
Возникновение сюжета иконы и первые изображения
Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.
На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.
Что повлияло на возникновение сюжета
Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.
Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.
Сюжет иконы Страшного суда на Руси
В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.
Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.
Описание сюжета
Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.
Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.
Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.
Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.
Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).
Толкование сюжета
Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.
После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.
Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней
До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.
Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).
Слова святых о Страшном суде
О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.
Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.
Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.
Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).
Сюжет Страшного суда в картинах художников
Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.
К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.
Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.
Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.
Изображение кисти Васнецова
Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.
Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.
Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.
Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.
Изображение кисти Рублева
Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.
К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.
Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.
Фрагмент фрески Джованни да Модены в базилике Сан-Петронио, Болонья. 1410 год © Wikimedia Commons
Книга Еноха была хорошо известна христианам: в Новом Завете есть отсылки к этим текстам.
Так что к моменту, когда писался Новый Завет, в еврейской традиции уже существовал образ Суда.
Если перейти собственно к Евангелиям, мы увидим, что во всех четырех так или иначе о Суде говорится. Наиболее подробно — в Евангелии от Матфея. Во-первых, говорится, что к Суду нельзя подготовиться заблаговременно, но нужно быть готовым всегда. Это выражено в притче о девах мудрых и девах неразумных (Мф. 25:13):
К этому можно добавить удивительное свидетельство, в котором сам Иисус говорит, что и он не знает этого часа. Знает только Отец. Это прежде всего очень важная педагогическая установка: человеку свойственно стремиться узнать будущее, и он прибегает ко всевозможным уловкам для этого. Нам же сказано раз и навсегда: никто не знает, только Отец.
Второе, что важно для будущих изображений, тоже отсылает нас к Евангелию от Матфея (Мф. 25:31–33):
И дальше Иисус говорит о том, что Царство наследует тот, кто напоил Его, одел Его, посетил Его, принял Его, имея в виду под Собой любого из людей.
Фрагмент фрески с изображением Страшного суда из церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Рим, 1293 год © Web Gallery of Art
Именно эти два мотива — первое, что изображают христиане в катакомбах Катакомбы — подземные погребальные галереи. От богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведет свое начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.
и на коптских фресках уже в конце IV и в V веке как образ Суда: люди со светильниками — одни понурые, а другие веселые, у одних горит светильник, у других не горит, и Иисус, сидящий в окружении овец и козлищ. Ни ада, ни адских мук, никаких подробностей: просто эти овцы, а эти козы, над этими светит свет, а те уходят во тьму. Множество таких изображений встречаются вплоть до IX века.
По мере того как выросшее на иудейской почве и воспринявшее греческую культуру христианство приходит в языческие страны, в которых очень живы собственные мифологические представления о конце мира, оно постепенно начинает обрастать подробностями того, как именно это будет происходить. То есть инициатива идет снизу. И в этих поисках люди снова обращаются к Писанию. Читая, скажем, Евангелие от Иоанна, они могут быть несколько обескуражены, потому что там в пятой главе (Ин. 5:24–28) сказано так:
То есть человек, допустим, думает: вот будет смерть, потом какие-то испытания, потом Суд. А тут ему говорят: нет, если ты веришь в Иисуса, если Он находится в тебе — ты не приходишь на Суд. Суд произошел уже, нет никакого другого суда, кроме этой жизни, в которой мы встречаем Христа. Тот же Иоанн говорит о том, что лежащие в гробах услышат голос Сына Божьего и восстанут. То есть очевидно, речь идет о том, что Суд касается всех, и с точки зрения встречи с Богом не важно, жив человек или умер. Живой встречает Иисуса при жизни, а мертвого тоже поднимут.
И это людям странно, они не могут этого понять. И вот в V веке христиане хватаются за образ, данный в Апокалипсисе Иоанна Богослова (последние страницы Нового Завета, Откр. 20:11–21:4):
Эту картину Иоанн Богослов рисует в Новом Завете уже в конце I века, но ее не изображают в течение долгого времени. А в конце I и в начале II тысячелетия нашей эры вдруг появляется великое множество этих изображений и в Византии, и в Риме.
Византийская мозаика на западной стене церкви Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло. Венеция, XII век © Jim Forest / Flickr
Немного позже примерно такие образы Страшного суда приходят на Русь. Так, в Повести временных лет, в части, где Владимир выбирает между хазарской, католической и православной верой, философ показывает ему образ Страшного суда:
И вот на самых ранних фресках у нас — в церкви Спаса на Нередице (1187) и в Успенском соборе во Владимире (1186–1189) — мы уже видим подробные изображения.
Эти источники и становятся уже прообразами для христианских мозаик и фресок: сцена Суда, как правило, изображается на западной стене напротив алтаря. Поскольку люди в первой половине прошлого тысячелетия были в основном неграмотны, они смотрели на эти картины и верили, что так написано в Евангелии.
Фрагмент фрески с изображением Страшного суда из церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Рим, 1300 год © Web Gallery of Art
И на их основе, вероятно, позже был выработан канон изображения: Иисус-судья (он обязательно сидит), Богоматерь и Иоанн Креститель, ниже — праведники (справа) и грешники (слева).
Стоглавый собор Стоглавый собор — церковный и земский собор, который проходил в Москве в 1551 году с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. , однако, подчеркивал, что художники, иконописцы не должны изображать ничего, чего кто-либо не видел. В этом смысле со Страшным судом было сложно, поскольку его, естественно, никто не видел, но были видения, в том числе у людей, которым церковь склонна доверять.
Страшный суд. Фрагмент картины Фра Беато Анджелико.
1425–1430 годы © Wikimedia Commons
Страшный суд. Триптих Иеронима Босха. После 1482 года © Wikimedia Commons
Что такое вообще Суд? Это встреча человека с Богом. Это и изображено на всех без исключения картинах — символических, аллегорических или натуралистических, страшных или лубочных.
Анна Шмаина-Великанова — историк раннего иудаизма и христианства, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ. Занимается формами неритуализированного благочестия в ранней церкви и раннем иудаизме и проблемами современного богословия.
Читайте также: