Теория личности салливана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гарри Стек Салливан – создатель новой концепции, известной как "межличностная теория психиатрии". Ее главный принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это "относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека" (1953, с. 111). Личность – это некая гипотетическая сущность, которая не может быть оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение являет все, что может быть рассмотрено как личность. Следовательно, полагает Салливан, не имеет смысла в качестве объекта исследования рассматривать индивида, поскольку тот не может существовать – и не существует – отдельно от взаимоотношений с другими людьми. Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается в составе социального поля. Даже отшельник уносит с собой в дикую природу воспоминания о прошлых межличностных отношениях, и они продолжают влиять на его мышление и поведение.

Хотя Салливан не отрицает роли наследственности и созревания в становлении организма, он полагает, что то, что выступает как собственно человеческое – продукт социальных взаимодействий. Более того, межличностный опыт может изменять – и изменяет – физиологическое функционирование человека, так что можно даже сказать, что организм теряет статус биологического существа и становится социальным организмом, обладающим собственными особенными способами дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения и т.д. Для Салливана психиатрия близка социальной психологии, и его теорию личности отличает явная ориентация на социально-психологические понятия и переменные. Он пишет:

"Мне кажется, что общая психиатрия как наука охватывает во многом ту же область, что изучается и социальной психологией, поскольку научная психиатрия изучает межличностные отношения, а это в конечном итоге требует использования той же системы понятий, которую мы теперь соотносим с теорией поля. С этой точки зрения личность рассматривается как нечто гипотетическое. Изучать возможно лишь рисунок процессов, типичных для взаимодействия личностей в повторяющихся ситуациях или "полях", включающих наблюдателя" (1950, с. 92).

Формирование динамического направления в американской психиатрии. Характеристика и составляющие теории Салливана. Динамизм как единица изучения индивида. Я-система, персонификация, когнитивные процессы, напряжение, развитие личности, стадии развития.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2017
Размер файла 23,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Понятие личности

2. Характеристика и составляющие теории

Список использованной литературы

Теория Салливана явилась одной из попыток соединить все знания о личности, что были до этого. Успешность этого опыта привела к стремлению психологов выбирать различные знания и соединять их воедино. Работы Салливана оказали большое влияние на психологию личности, а также и на проблему общения людей.

Гарри Стек Салливан был первым американцем, который создал всем понятную теорию личности. Несмотря на то, что язык и формулировки Салливана довольно сложны, он старался сделать свою теорию понятной.

Взгляды Салливана во многом определили формирование динамического направления в американской психиатрии. Салливан показывал важность межличностных отношений, а также необходимость коррекции межличностного взаимодействия в отношениях между врачом и пациентом

динамический психиатрия салливан когнитивный

1. Понятие личности

Одним из родоначальников определения личности в психологическом аспекте принято считать Гордона Олпорта. Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что прежде всего личность - это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение. Каждое из определений личности, имеющееся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его при подробном изучении личности.

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности -- социальная, индивидуальная, рациональная или этическая -- является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий личности.

2. Характеристика и составляющие теории

Хотя Салливан отводит личности статус несуществующего, он, тем не менее, признает, что она - центр различных процессов, которые происходят в ряде межличностных полей. Наиболее важными являются динамизмы, персонификации и когнитивные процессы.

Динамизм обычно задействует определенную область тела, посредством которой взаимодействует со средой.

Большинство динамизмов служит для удовлетворения потребностей организма. Однако существует важный динамизм, возникающий как следствие тревоги. Он называется Я-системой.

Персонификация

Персонификация - это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое отношение между людьми имеет тенденцию формировать благоприятный образ. Персонификация же плохой матери возникает вследствие переживаний, связанных с тем, что она побуждает тревогу. Тревожная мать персонифицируется как плохая.

Эти возникшие в нас образы редко соответствуют тем людям, которых описывают на самом деле. Первоначально они формируются для построения частных отношений, но обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Так, человек персонифицировавший отца как неприятного человека с диктаторскими наклонностями, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста, например, учителей, То есть что-то, на ранних возрастных стадиях служившее как признак тревоги, может вмешиваться в возникающие позже межличностные отношения. Эти образы показывают искаженные представления о значимых в данных момент людях. Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это - представления, по поводу которых существует единое мнение многих. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов - рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.

Когнитивные процессы

Паратаксический способ представляет связь между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Салливан полагал, что наше мышление во многом не выше паратаксического: мы видим причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения.

Третий и высший способ мышления - синтаксический, предполагающий признанные формы символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ - тот, в отношении которого в плане стандартного его смысла существует согласие группы людей. Синтаксический способ устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.

Салливан начинает с представления об организме как напряженной системе, которая может быть либо абсолютным покоем, или, как предпочитал говорить Салливан, эйфорией, либо абсолютным напряжением, примером чего является крайний ужас. Есть два основных источника напряжения: 1) напряжение может проистекать из потребностей организма и 2) оно может быть следствием тревоги. Потребности могут быть свзаы связаны с недостатком воды, еды, кислорода, что нарушает равновесие в организме. Потребности могут быть общего плана, например, пищевая, либо соотноситься с определенной частью тела Потребности организованы; нижестоящие должны быть удовлетворены раньше, чем вышестоящие. Одним из результатов редукции потребности является чувство удовлетворения.

Тревога также может быть представлена, как переживание напряжения в связи с реальной или воображаемой угрозой безопасности. Высокий уровень тревоги снижает эффективность удовлетворения потребностей индивида. Чувство тревоги может быть больше или меньше взависимости от того, насколько серьезна угроза и настолько эффективны способы защиты, которые есть у человека. По существу, Салливан считает, что тревога оказывает первое в жизни обучающее влияние. Он признает, что не знает, как именно происходит эта передача, но возможно, что это происходит посредством некоего процесса, который неизвестен. Вследствие этой полученной от матери тревоги ребенок наполняет ей ближайшие объекты среды. Ребенок научается избегать активности и объектов, вызывающих тревогу. Если ребенок не может избежать тревоги, он обычно засыпает. Сон может являться некоей защитой от тревоги. Салливан говорит, что одна из величайших задач психологии - выяснить, почему возникает тревога.

Развитие личности

Салливан очень тщательно описал последовательность отношений, в которые личность участвует на пути от младенчества ко взрослости, и то, как эти ситуации влияют на формование личности. Очень много внимания Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. Он, отличие от других отстаивал социально-психологический подход к развитию личности, огромный вклад в который, по его мнению, внёс процесс человеческих взаимоотношений. Хотя Салливан не отвергал биологических факторов развития личности, он ставил их ниже социальных. Более того, он считал, что иногда эти социальные влияния противоречат биологическим потребностям человека и наносят ущерб личности.

Стадии развития

Салливан выделяет шесть стадий развития личности, которые происходят в период от младенчества и до зрелости. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенальная эра; 4) предюность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления членораздельной речи. Кормление дает ребенку его первый межличностный опыт. Другие характеристики младенческой стадии: 1) переход от прототаксического к паратаксическому способу познания, т.е. связь между событиями перестаёт быть логически связанной; 2) образование персонификаций таких, как плохая, тревожная, отвергающая мать и хорошая, спокойная, принимающая, приносящая удовлетворение мать; 3) возникновение зачатков Я-системы; 4) тело ребенка меняется, что позволяет ему научиться удовлетворять свое напряжение;

Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладению языком и организации переживаний. Детство продолжается от появления речи до возникновения потребности в игре. Помимо всего прочего, языковое развитие делает возможным смешение персонификаций, например, хорошей и плохой матери, и развитие Я-системы. Развитие символических возможностей позволяет ребенку играть во взрослого - Салливан называет это драматизацией - и проявлять интерес к различного рода видам активности, открытым и скрытым - Салливан называет их озабоченностями.

Ювенальная стадия охватывает большую часть школьной жизни. Это период обретения опыта взаимодействия с людьми, поиск авторитетов за пределами семьи, обретения соревновательных свойств, понимания что значит отвержение, групповое чувство. Величайшим событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации.

Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953 .

Основная проблема периода ранней юности - развитие стереотипа гетеросексуальной активности; юноши начинают интересоваться девушками и наоборот. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет некий стабильный стереотип поведения, удовлетворяющий его генитальным стремлениям.

Заключение

Начало дифференциации направлений исследований личности привело к разным подходам и многочисленным теориям личности. Теория Г.С. Салливана явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливана оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

Список литературы

3. Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

5. Педагогика и психология: Сост.: ЛО.Г. Агеева. Ульяновск, 2006 г.

Подобные документы

Г.С. Салливан как создатель новой идеи, известной как "межличностная теория психиатрии", краткий очерк его жизни и творческого пути. Содержание и принципы данной идеи, сферы ее распространения. Составляющие теории: личность и ее развитие, динамизмы.

реферат [20,6 K], добавлен 19.01.2011

Идеи, теории и взгляды основных представителей неофрейдизма. Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера, социокультурной теории К. Хорни. Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма, "Интерперсональная теория психиатрии" Г.С. Салливана.

реферат [29,7 K], добавлен 20.11.2010

Концепция человека в современной психиатрии. Современная концептуальная психиатрия. Сущность житейской, эзотерической и конструктивной психологии. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Межличностная теория психиатрии Г.С. Салливана.

реферат [25,2 K], добавлен 08.11.2008

Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.

реферат [11,8 K], добавлен 14.10.2008

Кризисные стадии в развитии личности. Влияние социокультурного контекста на развитие личности. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Восемь универсальных стадий, восемь возрастов. Персонология Г. Мюррея. Аналитическая теория К.Г. Юнга.

Хотя Салливан, отводив личности статус всего лишь чего-то гипотетического, он, тем не менее, признает, что она - динамический центр различных процессов, происходящих в ряде межличностных полей. Более того, некоторым из этих процессов он придает субстантивный статус, определяя их. давая названия и концептуализируя некоторые их свойства. Наиболее важными являются динамизмы, персонификации и когнитивные процессы.

Динамизмы

Собственно человеческими являются те динамизмы, которые типичны для межличностных отношений. Например, кто-то может вести себя, как правило, враждебно по отношению к какому-то человеку или группе людей, что является проявлением динамизма недоброжелательности. Мужчина, домогающийся плотских отношений с женщинами, проявляет динамизм вожделения. У ребенка, который боится незнакомых людей,- динамизм страха. Любая привычная реакция по отношению к одному или нескольким людям, существуй она в форме чувства, отношения, открытой реакции, составляет динамизм. Базовые динамизмы одинаковы для всех, но способ выражения различен - в зависимости от ситуации и жизненного опыта индивида.

Динамизм обычно задействует определенную область тела -рот, руки, анус, гениталии,- посредством которой взаимодействует со средой. Зона содержит рецепторный аппарат для получения стимуляции, эффекторный аппарат для совершения действия и связующий аппарат, называемый эдуктором, в центральной нервной системе; он связывает рецепторный и эффекторный механизмы. Так, сосок, подносимый ко рту младенца, воздействует на чувствительную поверхность губ, вследствие чего по нервным путям импульс направляется к моторным органам рта, вызывая сосательные движения.

Большинство динамизмов служит удовлетворению базовых потребностей организма. Однако существует важный динамизм, возникающий как следствие тревоги. Он называется динамизмом Я или Я-системой.

Я-система.

Персонификация

Персонификация - это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое межличностное отношение, связанное с удовлетворением, имеет тенденцию формировать благоприятный образ приносящего удовлетворения агента. Персонификация же плохой матери возникает вследствие переживаний, связанных с тем, что она побуждает тревогу. Тревожная мать персонифицируется как плохая. В конце концов эти две персонификации матери совместно с другими персонификациями - такими, как соблазнительная мать или сверхопекающая мать, - смешиваются и образуют комплексную персонификацию.

Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это - представления, по поводу которых существует единодушие, то есть идеи, получившие широкое распространение в обществе и передаваемые из поколения в поколение. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов - рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.

Когнитивные процессы

Третий и высший способ мышления - синтаксический, предполагающий признанные формы символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ - тот, в отношении которого в плане стандартного его смысла существует согласие группы людей. Слова и числа - лучшие примеры символов такого рода. Синтаксический способ устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.

Межличностная теория развития личности Гарри Стэка Салливана это один из самых известных в области психоанализа.

В этой статье мы опишем основные концепции и постулаты этой модели, внимание которой к межличностным отношениям значительно повлияло на дальнейшее развитие психотерапии.

Межличностная теория Х. С. Салливана

Салливан защищал концепцию психиатрии, согласно которой эта наука должна иметь в качестве объекта изучения взаимодействия между людьми. Таким образом подчеркнули фундаментальную важность межличностных отношений (как реальная, так и воображаемая) в конфигурации личности, а следовательно, и психопатологии.

Для этого автора личность может быть определена как образец поведения, связанный с ситуациями взаимодействия с другими людьми. Это будет стабильная и сложная сущность, определяемая как врожденными физиологическими и межличностными потребностями, так и обучением через ранний опыт и процесс социализации.

В этом смысле личность будет постепенно формироваться в зависимости от контакта с социальной средой и собственной способности удовлетворять потребности, а также от напряжения, которое они вызывают как с биологической, так и с психологической точки зрения. Неудачи в этом типе обучения и отсутствие психологической адаптации приводят к патологии.

Теория личности Х. С. Салливана и, в частности, его внимание к социальным взаимодействиям, привел к возникновению школы межличностного психоанализа. Это течение также отличается от фрейдистского варианта своим интересом к индивидуальности и тем значением, которое оно придает взаимоотношениям между терапевтом и пациентом.

Стабильные факторы, формирующие личность

Все они развиваются в результате взаимодействия с другими людьми и того, как мы решаем наши физиологические и социальные потребности.

1. Потребности и динамика

Межличностный психоанализ определяет два больших набора человеческих потребностей: самоудовлетворение и безопасность. Первые связаны с физиологией и включают пищу, выделение, активность или сон; Потребности в безопасности носят более психологический характер, например, избегать беспокойства и поддерживать самооценку.

2. Система I

Само-система развивается в детстве, когда мы переживаем тревогу и уменьшаем ее через других людей. Это психическая структура, выполняющая функцию управление тревогой, то есть решение проблем безопасности. С возрастом он также берет на себя функцию защиты самооценки и социального имиджа.

3. Персонификации

Способы переживания: развитие ума

Следуя подходам Салливана, личность формируется за счет переноса межличностного на интрапсихическое. Таким образом, если потребности человека в детстве удовлетворяются удовлетворительно, он обретет чувство уверенности в себе и безопасности; в противном случае у вас разовьется склонность к неуверенности и тревоге.

Как мы воспринимаем нашу физическую и социальную среду Они меняются в зависимости от возраста, степени владения языком и правильного удовлетворения потребностей. В этом смысле Салливан описал три способа переживания: прототаксический, паратаксический и синтаксический. Каждый из них подчинен тем, которые появятся позже.

1. Прототаксический опыт

Младенцы воспринимают жизнь как последовательность не связанных между собой состояний организма. Нет концепции причинности или истинного чувства времени. Постепенно вы узнаете о частях тела, которые взаимодействуют с внешним миром, в котором чувствуется напряжение и облегчение.

2. Паратаксический опыт

В детстве люди отделяют себя от окружающей среды и получают знания о способах удовлетворения своих потребностей; Это позволяет появляться личным символам, с помощью которых мы устанавливаем отношения между событиями и ощущениями, например, причинно-следственные связи.

3. Синтаксический опыт

Когда развитие личности происходит здоровым образом, появляется синтаксическое мышление, имеющее последовательный и логический характер и постоянно модифицируемое в соответствии с новым опытом. Более того символы подтверждаются консенсусом с другими людьми, что придает поведению социальный смысл.

Читайте также: