Страшный суд босх кратко

Обновлено: 02.07.2024

Босх написал этот триптих сразу же следом за "Садом земных наслаждений". Скорее всего замысел его изначально включал оба варианта решения сюжета. Если в "Саде земных наслаждений" он показал жизнь человечества в том варианте, когда его интеллект бездействует, то в следующем триптихе сюжет противоположный. Здесь мозг сапиенсов был успешно активирован у Дерева познания, после чего включился в работу активно.

Страшный суд не является содержанием этого триптиха. Страшный суд подразумевает разделение судимых на две группы, одна из которых будет прощена и помещена в Рай. Но на левой створке, там где у Босха Рай, нет никого кроме Адама и Евы. Мы не видим пополнение Рая сапиенсами, прощенными страшным судьёй.. Следовательно, Босх изображает не картину Страшного суда, а нечто иное.

Смотрим триптих слева направо.

В левой части Иеронимус показывает, что в этот раз Богу удалось создать исправных сапиенсов и на первый взгляд не допустить явного брака. Ему удалось нормальным образом активировать у женщины любопытство, выманить ее к Дереву познания и как следствие инициировать у человека нормальный интеллект - главный инструмент взаимодействия с окружающей средой и собственного развития.

В изображении Рая на левой створке этого триптиха присутствует все три последовательные фазы:

Сцена 1. Инициирование любопытства у Евы,

Сцена 2. Самостоятельная инициализация сапиенсами своего интеллекта у Дерева познания

Сцена 3. Перемещение полностью подготовленного человека на Землю для дальнейшего самостоятельного совершенствования интеллекта.

Получив от Бога разум и инструмент для его развития - интеллект, человек принялся все это использовать. В средней части триптиха Босх показал результат того как человек сумел распорядиться разумом и интеллектом. Посмотрим.

В средней части, то есть в месте где сапиенсы должны демонстрировать результаты, Босх рисует в точности тот же Ад, что и справа.

Это и есть его суждение!

Вот правильное содержание триптиха: люди настолько плохо пользуются данным им разумом и интеллектом, что сами превращают свою жизнь в Ад.

Что-то тут не так либо в создателе, либо в созданиях. Как ни пытайся сделать Мерседес, а все выходят Жигули.. Может быть место проклятое? А может быть надо сменить автора… Я думаю, что автор не владеет в совершенстве инструментом создания разумов и жизни вообще и действует наудачу. Результат его попыток непредсказуем. Может получиться так, а может получиться и не так.. Сначала сделаем, а потом просто пассивно смотрим что же получилось. Если не нравится, то стираем все и начинаем играться снова.

Вверху Босх поместил Бога. Он смотрит сверху на свой очередной неудачный эксперимент и готов прямо сейчас, не дожидаясь предусмотренного конца цикла, все уничтожить. Эксперимент с человеком снова провалился!

Кстати, именно этот смысл изобразил на своем "Страшном суде" Микеланджело. Обратите внимание на жест Христа. Посмотрев на результат того, чего достигло человечество, он его уничтожает. "Опять неудача!".

Обращаем внимание на то, что на триптихе "Сад наслаждений" Босх не изображает Бога сверху. Богу не интересно наблюдать за неудавшимся экспериментом! Здесь же, а также в "Возе сена", Бог изображен как на левой створке так и в центре. В варианте с удавшейся инициализацией интеллекта у сапиенса ему есть за чем наблюдать!

Изучим коллектив сверху

Итак Бог в очередной раз разочарован результатом и намерен все стереть. Он собрал для принятия окончательного решения Большой Совет.

Группа 1 . Часть его советников упрашивают Бога повременить. Может быть еще человечество как-то улучшится и исправит свои безобразия.

Группа 2 . Эти в целом согласны с тем, что эксперимент не удался. Надо всех убирать и начать заново.

Персонаж 3 . Это Бог-отец. Как же он устал от бесконечных и однообразных экспериментов своего Сына. Пригорюнился. "И когда же ты повзрослеешь, сынок.."

Персонаж 4 . Мария. Хорошая женщина всегда согласна со своими мужчинами.

Тем не менее Ад справа ждет и этот неудачный вариант творения будет уничтожен… Сколько их ещё будет?

Взгляд на человечество, который в этом триптихе показывает Иеронимус мрачен. Наблюдая за историей человечества, такого взгляда почти невозможно избежать.

Вся история развития нашего варианта человечества показывает, что свой интеллект оно использует в первую очередь для создания средств взаимного истребления. Сначала нож, потом лук, потом ружье, потом пушки, потом танки, потом ядерная бомба… И непрерывные войны… Сначала локальные, потом по мере совершенствования вооружений и средств их доставки континентальные и наконец мировые войны! Максимально развив способы физического повреждения тел (пули, бомбы, горючие вещества), теперь сапиенсы принялись совершенствовать вирусы.. Они надеются сделать это избирательно, так, чтобы самим остаться в живых, а сдохли все остальные! Более 200 биолабораторий англосаксов по всему миру! А сколько их всего у всех стран вместе взятых? Чем они заняты? И с какой целью созданы?

Уже сегодня запросто возможен Ад на всей планете. Ядерное ружье, висящее на стене в начале пьесы, непременно выстрелит.

И еще хуже будет с биологическим ружьем. И люди это понимают отлично. Понимают все, кроме тех кто это создает и готов применить.

Посмотрим и послушаем финальные секунды фильма "Доктор Стрейнджлав" Стенли Кубрика. Это просто гимн человечеству!

А какая прекрасная музыка!

А вот квинтэссенция, предельное состояние специфических сапиенсов от которых зависит нажатие на кнопку (из того же фильма Кубрика)

Тематика Страшного суда – распространенный мотив в искусстве, но до Босха, да и после него никто не смог изобразить расплату человечества за грехи столь фантасмагорично и неординарно. Если уж современного человека впечатляют картины Босха, то что говорить о его современниках. Эти люди наверняка считали, что художник своими глазами видел чудовищ ада, потому что заподозрить, что кто-то сможет такое выдумать, в то время людям было крайне сложно.

Если бы речь не шла о самом начале XVI века, триптих можно было бы вполне свободно принять за произведение художника-сюрреалиста из нашего времени. У Босха нет ограничений в пропорциях, пространственной конфигурации, перспективе или сочетаемости предметов. Какая перспектива в аду? Все представляется чудовищным нагромождением жутких образов, поэтому картину рассматривать нужно буквально по сантиметрам.

Страшный суд

Внимательно рассматривая это изображение, можно понять отношение самого художника к окружающей его действительности. Традиционное деление картины на части: верхняя – небеса, нижняя – земля оказывается неравномерным. Две трети центральной доски занято изображением попадающих в ад грешников, и лишь одна треть посвящена небесному существованию.

Эта верхняя часть традиционна – в центре Иисус Христос, его мать – Дева Мария, заступница грешников перед своим божественным сыном, трубящие ангелы и жалкая горстка праведников у радужного престола. На небесах не густо с обитателями, потому что подавляющее большинство людей оказывается грешниками, угодившими прямо в адское горнило.

Нижняя часть картины выполнена темными красками, чтобы подчеркнуть мрачность происходящего. Вот здесь и начинается самый что ни на есть сюрреализм. Чтобы оценить фантазию художника, потребуется быть как минимум клиническим психиатром.

Здесь гениальность (или безумие?) мастера проявилась во всей своей красе. Порой его персонажи настолько образны, что современному зрителю практически невозможно угадать истинный смысл который вкладывал художник в изображения. Тем не менее, ад оказывается местом переполненным, что ясно дает понять позицию Босха: человечество грешно по своей природе и почти всех после смерти ждет это устрашающее место с ножами, копьями, пытками и адским пламенем.

Те, кто надеялся на благостное изображение райского сада с цветочками и птичками, будут жестоко разочарованы. У Босха не бывает идиллии. Вместо пасторальных сцен он изобразил несколько сцен, опять-таки связанных с грехопадением: искушение Адама и Евы, изгнание их из рая, мятеж падших ангелов во главе с Люцифером против Господа и их низвержение в ад.

Картину “Судный день” написал нидерландский династийный художник Иероним Босх в 1504-1505 годах.

Вся религия в одном гениальном триптихе

Полотно создано по заказу нидерландского помещика. Стиль исполнения очень похож на художников-сюрреалистов нашего времени. Так только считается, что работа 1504-1505 годов, но Босх никогда не датировал свои произведения, что крайне осложняет жизнь историкам и искусствоведам.

Это триптих – картина, состоящая из трех частей: справа изображен Ад, слева – Рай, а по центру – сам Судный день.

Центральная створка работы – Страшный суд. В верхней части изображен Спаситель, сидящий на престоле, рядом с ним его мать – Мадонна, защитница всех грешников. Ангелы в белых одеяниях трубят в трубы возле трона Иисуса Христа, оповещая всему человечеству о том, что День Страшного Суда настал.

Возле престола – небольшая горстка праведников. Так Босх говорит, что человек по природе своей склонен к грехопадению. Верхняя часть картины выполнена в светлых тонах, нижняя же – нарочито в темных. В сознании людей того времени мельница вызывала негативный отголосок: именно ее художник изобразил в самом низу. Один грешник крутит жернова мельницы, приводит ее в движение и давит других. Это еще не Ад, но мучения уже начались.

Правая створка изображает Ад. Босх демонстрирует его мрачным, переполненным. Несчастные персонажи проколоты ножами, копьями, арбалетами. Людей варят заживо и пытают огнем. Эта часть триптиха выполнена в темной палитре, с добавлением кроваво-красного цвета.

Левая створка посвящена картинам Рая и выполнена в приятных глазу зеленых красках. Босх представил рай в свойственной ему манере: он не стал писать, какие блага ждут праведника. А вместо этого в левой части триптиха – несколько библейских сцен.

Центральное место занимает сотворение Евы. Чуть далее показано искушение Адама и Евы, их грехопадение. Далее – херувим, который по воле Бога изгоняет из райских садов Адама и Еву. Также Босх не оставил без внимания мятеж Люцифера с ангелами и изгнание их в Ад.


Шедевры мирового искусства

Картина состоящая из трех частей была написана на дереве, в качестве красок Босх использовал масло. Опираясь на официальные источники, работа была выполнена в 1504 году. Заказчиком известной картины являлся Филип Красивый, он же нидерландский наместник.На данном этапе произведение искусства находится в Академии изобразительных искусств в Вене.

Интересно, что в документации засвидетельствованы совершенно иные параметры картины, работа Босха получилась масштабной и одной из немногих которые уцелели до наших времен.

Общий сюжет картины

Немало художников изображали на своих полотнах страшную картину расправы за свои грехи. Картина Иеронима предстала перед человечеством в неординарной интерпретации триптиха. Изображая в одной композиции рай, страшный суд и ад, живописец приблизил людей к извечной проблеме порока, безысходности и покаяния.

Триптих состоит из таких частей:

  • Центральная части под названием “Страшный суд”;
  • Правая сторона “Ад”;
  • Левая сторона “Рай”;
  • Внешние створки.

Жители средневековой эпохи, то ли из-за ограниченного интеллекта или своего страха, считали Иеронима соратником нечистой силы. Они не могли поверить в выдуманные образы чудовищ из ада, поэтому любой полет фантазии художников того времени могли сравнять с бесовщиной.

Несмотря на то, что картина была рождена в начале 16 века, она подходит под сюрреалистические параметры современности.Зловещие жуткие образы интригуют и завораживают, произведение требует к себе уважительного отношения. Мимолетные взгляды не для этой работы, только долгое рассматривание достойно этого шедевра. Триптих Босха, считается одной из самых страшных и зловещих картин в мире. Слабонервным нелегко дается знакомство с картиной, агрессивный сюжет и мрачная экспозиция, может навредить неокрепшей психике.Картины такого характера не желательно показывать детям.

Центральная часть триптиха “Страшный суд”

Центральная часть


Рассмотрев внимательно картину, становится понятным мышление Босха. Две трети центрального изображения занимает ад с попадающими туда грешниками, остальная часть — это небесные светила решающие судьбу каждого из обитателей земли. Иисус находится в центре небесного царствия, рядом его мать Мария — вечная заступница порочных в своем грехе, вокруг них собрались праведники и ангелы. Сравнительно жалкое количество небесных обитателей, задает пессимистичную нотку всем завлеченным зрителям этой картины. Сложно не думать о своей благочестивой жизни или о порочности изучая каждую деталь триптиха.

Что бы мрачность достигла своего апогея, художник прорисовывает нижнюю часть картины самыми темными красками. Сюрреалистический сюжет вызывает бурю эмоций, иногда кажется что это работа клинического психопата, ведь для осознания происходящего как минимум необходимо быть помешанным.

Правая часть триптиха “Ад”


Безумные образы, иногда совершенно непонятные современным почитателям живописи смысловые идеологические позиции живописца. Одно понятно точно, ад переполнен, множество страдающих душ среди оружия и огня. Художник отчетливо дает понять, общество утопает в своих порочных деяниях, большинство из жителей нашей земли несомненно попадут в объятия ада, это мир который заслужил практически каждый. На этой части доски, зритель сможет увидеть как непонятные существа издеваются над душами грешников. Каждый получает свое наказание, для каждого греха своя страшная и мучительная пытка. Таких образом людей которые гневались при жизни подвешивают на крюках, как мясо, убийцы будут вечно томиться на раскаленной сковороде, пьяниц заливают огромным количеством жидкости прямо в глотку. Ужасает лишь одно, на земле человек живет совсем мало времени, но за содеянные грехи ему отвечать вечно.

Левая часть триптиха “Рай”


Многие ошибались, Босх изображает рай отнюдь не утопического характера. Здесь нет радости, плясок и веселия. Художник изображает картину связанную с искушением Адама и Евы, их изгнание из райского места. Босх изобразил бунт против Господа во главе с Люцифером. Таким образом, даже эдемский сад живописец изображает в греховном русле. Здесь присущи как демоны, так и порочные желания, предательство. Художник дает некий намек, грех спустился на землю именно из рая, он окутал весь мир своей чернью и поработил собой всех людей.

Внешние створки триптиха


Парные створки триптиха, предстают перед зрителями в образе Апостола Иакова и Святого Байонна, которые должны подготовить зрителя к зловещему деянию изображенного на триптихе.

Босх и его художественные замыслы, до сих пор остаются интересны современному обществу. Упоминания о картине “Страшный суд” можно встретить в разных произведениях, литературных композициях и кинематографе.

Читайте также: