Страны народной демократии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Политика [ ]

В политическом плане страны народной демократии характеризовались многопартийностью и нахождением у власти правительств Национальных (Народных) фронтов во главе с коммунистическими партиями.

Национальные фронты в Европе возникли для решения общенациональных задач — освобождения от фашизма, восстановления национальной независимости, обеспечение демократических свобод населению. В состав фронтов входили рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а в некоторых странах и буржуазные партии. Правительства Национальных фронтов пришли к власти во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943—1945 годах. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства, в других странах были созданы коалиционные правительства.

Содержание

Политика

В политическом плане страны народной демократии характеризовались многопартийностью и нахождением у власти правительств Национальных (Народных) фронтов во главе с коммунистическими партиями.

Национальные фронты в Европе возникли для решения общенациональных задач — освобождения от фашизма, восстановления национальной независимости, обеспечение демократических свобод населению. В состав фронтов входили рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а в некоторых странах и буржуазные партии. Правительства Национальных фронтов пришли к власти во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943—1945 годах. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства, в других странах были созданы коалиционные правительства.

Экономика и социальная сфера

Политикой Национальных фронтов предусматривалось изъятие собственности фашистов и их сообщников, такие предприятия переходили под государственное управление. Прямого требования ликвидации капиталистической собственности не выдвигалось. При сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор.

Международные отношения

В своей внешней политике страны народной демократии в значительной мере ориентировались на Советский Союз. С рядом правительств ещё во время войны были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве (с Чехословакией — декабрь 1943 года, с Югославией и Польшей — апрель 1945 года). В бывших союзниках гитлеровской Германии (Болгария, Венгрия и Румыния) действовали Союзные контрольные комиссии с участием представителей СССР, США и Великобритании, однако присутствие советских войск позволяло СССР оказывать большее влияние на политику и экономику этих стран.

Цели и итоги

Создание народно-демократических правительств позволило коммунистам прийти к власти и начать строительство социализма мирным путём, без гражданских войн и общественных потрясений, на основе межклассового союза и вовлечения в политическую жизнь широкого круга политических сил, то есть иначе, чем это происходило в СССР. Однако с началом Холодной войны и усилением экономического и политического противостояния произошло ужесточение политического режима и ускорение во многих странах перехода к социалистическим формам в экономике. К середине 1947 года во многих странах коммунистические партии вытеснили из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепили свои позиции в руководстве государством и экономической жизнью.

В 50-е — 80-е годы XX века термин страны народной демократии часто применялся для обозначения совокупности всех социалистических стран с многопартийной системой.

Тактика салями (венг. szalámitaktika, англ. salami tactics, salami-slice strategy) — политическая тактика постепенной советизации и пошагового прихода к власти просоветских коммунистических сил в странах Восточной Европы в 1944—1949 годах.

Реставрация (лат. restavratio — восстановление) в политике — восстановление существовавшего ранее общественного строя.

Советская империя — политическое клише, неформальная характеристика влияния Советского Союза на ряд независимых государств, данная его противниками в Холодной войне. В данном контексте вооружённые столкновения в Венгрии и Чехословакии интерпретируются как стремление части местных элит ослабить это влияние.

Упоминания в литературе

Государственная власть, которая утвердилась после Октябрьской революции 1917 г., позже превратилась в тоталитарно—бюрократический режим. Похожие процессы происходили и в иных странах, которые провозгласили установление диктатуры пролетариата. К ним относятся социалистические страны и страны народной демократии .

В борьбе за мир выросли и окрепли силы антиимпериалистического лагеря, силы мира, демократии и социализма. Об этом говорят дальнейший рост могущества Советского Союза, политическое и экономическое укрепление стран народной демократии – Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Албании, их успехи в строительстве социализма, создание Германской Демократической Республики. О росте сил лагеря мира и демократии говорит историческая победа Китайской Народной Республики, одержанная пародом Китая под руководством своего славного вождя Мао Цзэдуна.

Связанные понятия (продолжение)

Коммунистическое государство (англ. communist state), также рабочее государство (workers' state) — термин, употребляемый в англоязычных источниках для обозначения государства, в котором управление сосредоточено в руках одной партии, представляющей пролетариат, и где главенствует философия марксизма-ленинизма, а главной целью ставится достижение коммунизма. В коммунистических странах также существуют организации, которые частично участвуют в процессе управления, включая такие внепартийные организации.

Правящая партия — политическая партия, которая в условиях парламентской республики и пропорциональной избирательной системы получила право на создание (формирование) правительства.

Европейский пикник (нем. Paneuropäisches Picknick, венг. Páneurópai piknik) — демонстрация мира на австрийско-венгерской границе вблизи города Шопрона 19 августа 1989 года. С согласия обеих стран пограничные ворота на старой Братиславской дороге между деревнями Санкт-Маргаретен и Шопронкёхида открыли символически на три часа. На этом же месте австрийский министр иностранных дел Алоиз Мок и его венгерский коллега Дьюла Хорн 27 июня 1989 совместно разрезали пограничный забор, чтобы подчеркнуть начатую.

Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.

Бюрократи́ческий коллективи́зм — теория классового общества, используемая некоторыми троцкистами для описания природы государственного режима в странах Восточного блока.

Либертарный муниципализм (иногда либертарный коммунализм) — идея политической организации, основанной на системе общих собраний и практике прямой демократии. Термин был введен теоретиком либертарного социализма Мюрреем Букчиным, и с тех пор используется для описания системы, в которой либертарные учреждения прямой демократии должны быть противопоставлены государству, а впоследствии и заменить его конфедерацией свободных муниципалитетов, или свободных коммун.

Сою́з госуда́рств, Коали́ция — политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, пактов.

Мирное сосуществование — тип отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение спорных вопросов путём переговоров, а также соблюдение других принципов в отношениях между государствами, закреплённых в международно-правовых документах. В рамках прокоммунистической парадигмы мирное сосуществование интерпретировалось как форма продолжения классовой борьбы.

Новая восточная политика (нем. Neue Ostpolitik), часто просто Восточная политика (нем. Ostpolitik, употребляется также термин Ostpolitik без перевода в иноязычном тексте) — в контексте политической ситуации Холодной войны и раздела Германии политика руководства ФРГ по сближению с ГДР и с социалистическими государствами Восточной Европы.

Неокоммунизм (от лат. communis — община, общинное, neo — новый) — деятельность, направленная на развитие и претворение в жизнь идей коммунизма в новых условиях, принципы и взгляды, являющиеся приспособлением коммунизма или марксизма к новым общественным условиям.

Оккупированные территории — технический термин в международном праве. В соответствии со статьей 42 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной, если она действительно находится во власти неприятельской армии. Оккупация распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.

Революционная демократия — идейное течение демократии, предполагающее создание социально справедливое общество через массовую революцию.

Мультилатерали́зм — организация международных внешнеэкономических отношений, основанных на механизмах, позволяющих каждой стране пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнёрами.

Маркси́зм-ленини́зм — идеология, социально-политическое и философское учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. С точки зрения его последователей разрабатывалось В. И. Лениным, развившим учение Маркса и применившим его на практике. В КПСС явление марксизма-ленинизма рассматривалось как ленинский вклад в марксизм.

Страны социалистической ориентации (иногда государства социалистической ориентации) — термин, принятый в советской публицистике и историографии для обозначения государств, с которыми СССР поддерживал тесные двусторонние связи в сфере политического, экономического, военного, научного, образовательного, культурного и других форм межгосударственного сотрудничества. Термин начал употребляться с конца 1960-х годов. Ввод указанного термина в оборот был призван восполнить возникший с интенсификацией процесса.

Демократия участия — это политическая теория и политический проект, которые стремятся к прямой демократии, экономической демократии в безгосударственной, безденежной и безрыночной экономике, самоуправлению (демократия в социальной сфере) и экологической демократии. Теоретический проект Демократии участия (ДУ; пример политического проекта, который является частью демократических и автономистских традиций) зародился в работе политического философа, давнего академика и активиста Такиса Фотопулоса «Towards.

Агра́рный социали́зм — социал-экономическая политическая система, сочетающая в себе элементы самого социализма и аграрного образа жизни.

Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом.

Партийно-советская печать — часть советской печати, периодические издания, являвшиеся печатными органами КПСС, коммунистических партий союзных республик и органов Советской власти. До 1952 года партийно-советская печать также именовалась большевистской печатью.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Федеративная республика — федерация с республиканской формой правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.

Национа́льный фронт Чехослова́кии (также Национальный фронт чехов и словаков, чеш. Národní fronta Československa, Národní fronta Čechů a Slováků) — объединение политических партий и общественных организаций, действовавшее в Чехословакии в 1945—1990 годах.

Сталини́зм (по фамилии главного выразителя его идеологии и практики — Иосифа Сталина, родился в 1878 и умер в 1953) — политическая система в СССР в конце 1920-х — начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из.

Чешская Социалистическая Республика (чеш. Česká socialistická republika), ЧСР (ČSR) — официальное название Чехии в период с 1969 по 1990 год. ЧСР была одна из двух федеративных республик ЧССР.

Политическое сектантство (лат. Secta) — учение, направление, школа) — совокупность оппозиционных политических взглядов и действий определенных групп единомышленников, которые замыкаются в своих узкоэгоистических интересах, теряют связи с союзниками и социальной базой, отделяются от общеизбранного курса того или иного политического движения, партии, общественной организации и превращаются в замкнутые самоизолированные структуры.

Конвергенция (от лат. convergere — сближаться, сходиться) — политическая теория второй половины XX века, согласно которой СССР постепенно становится более либеральным, а Запад — более социалистическим, в результате чего должна возникнуть усреднённая социально-экономическая система, сочетающая принципы социализма и капитализма (например, плановую экономику и политическую демократию соответственно). В более широком смысле — увеличение сходства между различными обществами, находящимися на одной стадии.

Надгосударственность, наднациональность — правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утверждённой государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства.

Фронт национального возрождения (рум. Frontul Renașterii Naționale, FRN) — историческая политическая партия Румынии. Создана в 1938 г. как монопольная партия для поддержки политики короля Кароля II вслед за его решением о запрете всех прежних партий, отмене Конституции 1923 г. и введении в действие Конституции 1938 г. Видными членами партии были премьер-министры Арманд Кэлинеску, Георге Арджешану, Константин Арджетояну, Георге Тэтэреску и Ион Джигурту, чьи режимы ассоциируются с корпоратизмом и антисемитизмом.

Этнократия (от др.-греч. ἔθνος — народ и κράτος — власть) — общественный строй, при котором власть принадлежит элите, сформированной из представителей определённого народа, строй, порождённый господством элиты какого-либо этноса.

Отмира́ние госуда́рства — одно из положений классического марксизма, постулировавшее, что при коммунизме происходит постепенное исчезновение государства.

Немецкий народный конгресс (ННК) (нем. Deutscher Volkskongress) — представительная общественная организация, созданная в Советской зоне оккупации Германии после Второй мировой войны (1939—1945), которая впоследствии стала политическим ядром ГДР.

Коммунофашисты, также красно-коричневые — политическое клише, подразумевающее объединение коммунистических и крайне правых сил и/или идеологий. Применяется политиками и журналистами либерально-демократической ориентации для обозначения совокупности политических сил, проповедующих коммунистическую и ультранационалистическую идеологию. Иногда в подобном же смысле употребляется термин коммуно-патриоты.


Народная демократия - это понятие, которое было распространено в советской общественной науке после окончания Великой Отечественной войны. Данный тип правления существовал в ряде просоветских государств, преимущественно на территории Восточной Европы. Сложился он в результате так называемых "народно-демократических революций".

В этой статье мы дадим определение данному понятию, раскроем его принципы, приведем конкретные примеры.

Определение

Страны народной демократии

Народная демократия в советской историографии рассматривалась как новая форма перехода к социализму в послевоенных условиях. По сути, она начала развиваться еще во время Второй Мировой войны, а после ее окончания продолжилась в ряде европейских стран.

При этом важно разобраться, что это - народная демократия. В Советском Союзе давали достаточно четкое определение термину. В представлении ученых того времени народная демократия означала высшую форму демократии. Это было явление, охватившее страны Восточной и Центральной Европы. В частности, с определением народной демократии познакомились в Болгарии, Албании, ГДР, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Югославии. Также распространилась она и на некоторые азиатские страны. О том, что означает народная демократия, партийные боссы рассказывали в КНДР, Китае, Вьетнаме. Сейчас в большинстве этих государств тип правления изменился коренным образом.

В исторической науке народная демократия считалась переходной моделью от буржуазной демократии к социалистическому государству.

Политические принципы

Развитие стран народной демократии

Формально в странах, где был установлен этот режим правления, сохранялась многопартийная система. У власти находились правительства национальных фронтов, которыми руководили местные коммунистические партии.

В Европе подобные национальные фронты возникали для решения вполне определенных задач, имевших общенациональное значение. Это было восстановление полной национальной независимости, освобождение от фашизма, обеспечение населению демократических свобод. В состав этих фронтов в странах народной демократии входили крестьянские, рабочие и мелкобуржуазные партии. В некоторых государствах в парламенте оказывались и буржуазные политические силы.

На протяжении 1943-1945 годов правительства национальных фронтов пришли к власти во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы. Например, в Югославии и Албании они играли решающую роль в народно-освободительной борьбе против нацистов. Коммунисты, основывавшие эти национальные фронты, оказывались в результате во главе новых правительств в странах народной демократии. В некоторых случаях к руководству приходили коалиционные правительства.

Народно-демократические революции

Государства народной демократии

Социалистические преобразования в рамках таких революций позволяли устанавливать режим народной демократии. Часто он оказывался практически ручным, полностью контролируемым из Москвы. Все это происходило при участии парламентов, а также в рамках существовавших буржуазных конституций. При этом слом старой государственной машины здесь осуществлялся медленнее, чем в Советском Союзе. Все происходило постепенно. Например, на некоторое время даже сохранялись старые политические формы.

Важной отличительной особенностью народной демократии было сохранение равного и всеобщего избирательного права за всеми гражданами. Исключение составляли только представители буржуазии. При этом в Венгрии, Румынии и Болгарии некоторое время при режиме народной демократии даже действовали монархии.

Изменения в социальной и экономической сфере

Политика, которую стали осуществлять национальные фронты, предусматривала изъятие собственности у фашистов и их непосредственных пособников. Если это были промышленные предприятия, то на них устанавливалось государственное управление. При этом отсутствовали прямые требования ликвидировать капиталистическую собственность, хотя фактически это и происходило. Сохранялись кооперативные и частные предприятия при народной демократии. Однако государственный сектор играл несопоставимо большую роль, чем до войны.

Считалось, что развитию стран народной демократии должна способствовать аграрная реформа. По ее итогам крупные помещичьи землевладения ликвидировались. Применялся принцип принадлежности земли тем, кто ее обрабатывает. В полном соответствии с социалистическими представлениями об устройстве государства.

Земля, которую конфисковали, передавалась за небольшие деньги крестьянам, частично она становилась государственной собственностью. Первыми ее лишались землевладельцы, которые сотрудничали с оккупантами. Также конфисковали земли немцев, которых депортировали на территорию Германии. Такая ситуация сложилась в Чехословакии, Польше и Югославии.

Международные отношения

Образование стран народной демократии

Государства народной демократии - это страны, которые во внешнеполитических отношениях во всем ориентировались на Советский Союз. С некоторыми правительствами еще до окончания Второй Мировой войны были заключены договоры и соглашения о взаимной помощи, дружбе, послевоенном выгодном сотрудничестве. Например, с Чехословакией СССР подписал такой документ в декабре 1943 года, а с Польшей и Югославией - в апреле 1945 г.

В странах, которые были экс-союзниками фашистской Германии, основали Союзные контрольные комиссии. Это были Венгрия, Болгария и Румыния. В работе этих комиссий принимали участие представители США, Советского Союза и Великобритании. Однако за счет того, что на территории этих государств присутствовали только советские войска, СССР имел возможность оказывать значительно большее влияние на их экономику и политику.

Цель образования стран народной демократии была достаточно очевидной. Таким способом Советскому Союзу удалось фактически прийти к власти в странах Восточной и Центральной Европы. Мечта о мировой революции реализовывалась, пусть и в несколько видоизмененной форме.

Оказавшись во главе правительств, коммунисты начинали мирным путем строить социализм без общественных потрясений и гражданских войн. Все основывалось на создании межклассового союза, а также вовлечении в политическую жизнь максимально широкого круга местных общественных и политических сил. То есть происходило все более мягко, чем в самом СССР.

Итоги

Ситуация начала резко меняться после начала холодной войны. В этот период политическое и экономическое противостояние усилилось. Более того, пришлось значительно ужесточать существовавшие политические режимы, а в некоторых странах ускорять переход к социалистическим формам управления в экономике.

К 1947 году в странах народной демократии коммунистические партии окончательно вытеснили из Национальных фронтов всех своих правых союзников. В результате им удалось укрепить позиции в экономической жизни и управлении государством.

На протяжении 50-80-х годов термин активно применялся для обозначения всех социалистических стран, в которых при этом сохранялась многопартийная система.

Чехословацкая Социалистическая республика

В качестве примера приведем несколько стран, в которых установилась такая форма правления. Ключевую роль в Чехословакии сыграл Национальный фронт, который просуществовал с 1945 по 1990 годы.

При этом фактически уже с 1948 года непосредственными руководителями Национального фронта и единственными, кто обладал реальной властью в стране, были представители местной коммунистической партии.

памятник в чехословакии

Изначально фронт сформировался как объединение патриотических и антифашистских партий. В ходе переговоров с коммунистами были определены параметры его деятельности.

  1. Фронт становился политическим объединением, которое должно было сплотить всю нацию. При этом предполагалось, что деятельность партий, которые в него не войдут, будет запрещена. Р ешение же о включении партий в состав Национального фронта предстояло принимать шести политическим организациям, которые его основали.
  2. В правительстве должны были быть представлены все партии, входящие в состав фронта. Затем предполагалось провести парламентские выборы, по результатам которых пропорционально изменить соотношение сил в пользу победителей.
  3. Программа правительства должна была поддерживаться всеми партиями, входящими в Национальный фронт. В противном случае они подлежали исключению и последующему запрещению.
  4. Между партиями в рамках Национального фронта допускалась свободная политическая конкуренция. На выборах они должны были соревноваться между собой, чтобы формировать в парламенте собственные коалиции.

Главой первого правительства Национального фронта стал социал-демократ Зденек Фирлингер.

Формирование правительства

Все партии, входившие в Национальный фронт, выступали за тесные отношения с Советским Союзом, а также за переход к социализму. Только в большей или меньшей степени, так как социализм разные политические силы трактовали по-разному.

По результатам выборов в парламент было сформировано новое правительство, которое возглавил коммунист Клемент Готвальд. Словацкие и чешские коммунисты получили около половины мест в парламенте. Коммунисты практически открыто стремились к завоеванию руководящих позиций в Национальном фронте. В 1948 году он был существенно реконструирован после того, как лидеры трех парламентских партий, кроме коммунистов, ушли в отставку. Оставшиеся обвинили вчерашних партнеров в нарушении принципов деятельности объединения, после чего предложили изменить организацию исключительно на демократической основе. Помимо партий, в нее предполагалось привлечь профсоюзы, массовые общественные организации.

После этого в учреждениях и на предприятиях стали формировать комитеты действия, которыми руководили коммунисты. У них в руках оказывались реальные рычаги управления ситуацией. С тех пор Национальный фронт стал организацией, которую целиком и полностью контролировали коммунисты. Остальные партии, проведя чистки в своих рядах, подтвердили руководящую роль компартии в своей стране.

По результатам выборов в Национальное собрание в 1948 году почти 90 процентов избирателей проголосовали за Национальный фронт. Коммунисты получили 236 мандатов, национал-социалисты и Народная партия Чехословакии - по 23, Словацкие партии - 16. Два места в парламенте достались беспартийным кандидатам.

Национальный фронт играл декоративную роль как в народно-демократической, так и в социалистической Чехословакии, которая была провозглашена в 1960 году. При этом он являлся определенным фильтром, так как любая массовая организация должна была в него вступить, чтобы легализовать свою деятельность. С 1948 по 1989 годы все граждане этой страны на выборах голосовали за единый список, которому никогда не было альтернативы. Выдвигал его Национальный фронт. Практически полностью из его членов состояло правительство. Представителям некоммунистических партий принадлежало не более одного-двух портфелей. В 50-е годы еще применялась формальная практика обсуждения кандидатов, которых выдвигают на выборы.

Пражская весна

Попытка оживить первоначальную идею Национального фронта была предпринята в 1968 году во время так называемой Пражской весны. В тот момент Центральный комитет возглавил популярный в народе реформатор Франтишек Кригель. Он говорил о фронте как об общенародном политическом движении.

Советский Союз прореагировал на такую попытку демократии с позиции силы. После избрания первым секретарем ЦК Дубчека и проведения им реформ, направленных на децентрализацию власти, расширения прав и свобод граждан, в Прагу были введены советские танки. Это положило конец любым попыткам реформ и преобразований.

Роспуск Национального фронта состоялся только в 1989 году. Все это время он играл ключевую роль в управлении страной. В результате бархатной революции коммунистическая партия лишилась монополии на власть. К январю 1990 года была завершена реконструкция парламента, в который прошли представители оппозиции. В образовавшихся политических условиях существование Национального фронта оказалось бессмысленным. Партии, которые в него входили, приняли решение о добровольном самороспуске. В марте из конституции была исключена статья, которая регулировала его роль в жизни всей Чехословакии.

Национальный фронт в ГДР

Подобным образом развивалась ситуация в Германской демократической республике. Прообраз Национального фронта здесь был создан в конце 1947 года под названием "Народное движение за справедливый мир и единство". Уже на втором его съезде председателем избрали Вильгельма Пика. Был выработан проект конституции, вынесенной на рассмотрение.

В октябре 1949-го документ приняли, его признала советская оккупационная администрация. Вскоре после этого общественная организация была переименована в Национальный фронт демократической Германии. Его участниками стали все легальные политические партии и движения, крупнейшие профсоюзы. Была введена должность президента фронта. Первым ее занял беспартийный Эрих Корренс. Вскоре было решено выдвигать единые списки на восточногерманских выборах в парламент.

Так как альтернативные списки отсутствовали, депутаты и объединения, представленные фронтом, неизменно побеждали. Когда отдельные немецкие политики заявляли о нелегитимности таких списков, их заключали в тюрьму по обвинению в отрицании закона о выборах в ГДР.

В 1989 году фронт потерял свое значение практически сразу после того, как его покинули Либерально-демократическая партия Германии и Христианско-демократический союз. Через несколько дней правящая Социалистическая единая партия Германии была преобразована в Партию демократического социализма. От своей прежней политики она постаралась максимально дистанцироваться. В феврале 1990 года были приняты поправки в конституцию, которые исключили из нее любые упоминания о Национальном фронте. Ранее они там содержались, как практически во всех странах народной демократии.

Некоторые современные эксперты считают, что, создавая в России Общероссийский народный фронт весной 2011 года, Владимир Путин вдохновлялся примером Национального фронта ГДР.

Читайте также: