Добро в иудаизме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержащиеся в Библии принципы еврейской этики основаны на четком различении добра и зла как соблюдения и нарушения Божьих предписаний. Вместе с тем иудаизм утверждает принцип личной ответственности человека за свои поступки и, следовательно, свободу выбора между добром и злом (см. Свобода воли). С этим связан и принцип воздаяния за добро и зло, которое первоначально мыслилось как посюстороннее, осуществляющееся при жизни человека. Стремление объяснить существование зла в мире, управляемом всемогущим и благим Богом, соединенное с растущим пониманием ценности индивидуума во вселенной, подчиненной воле Бога, представляет серьезную проблему для монотеистического мировоззрения иудаизма.

Вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников озадачивает многих библейских мыслителей: ему уделено много внимания в книге Исайи, Иеремии, в Псалмах и, в особенности, в книге Иова. Различные ответы на этот вопрос стали позднее предметом подробного рассмотрения законоучителей Талмуда, которые, отвергая дуализм в объяснении существования зла, склонялись, с одной стороны, к мысли о том, что зло, как и добро, происходит от Бога (ср. Ис. 45:6–7), но с другой — считали, что зло вообще не обладает собственным существованием, а является лишь отсутствием добра. Проблема видимого отсутствия справедливого воздаяния в земной жизни решается законоучителями Талмуда по-разному. Одни утверждают непостижимость этой проблемы для ограниченного человеческого ума, другие пытаются разрешить ее путем рационального толкования (Бр. 7а). Некоторые рассматривают страдания праведников как испытание, посланное им любящим Богом для укрепления в них веры и терпения (Бр. 5а). Осознание невозможности решения этой проблемы в рамках только земного бытия неизбежно приводит к идее загробного воздаяния, которой не знает Библия.

В трудах средневековых еврейских мыслителей этические идеи законоучителей Талмуда получают философское обоснование. Отрицание реальности зла обнаруживается как у Са‘адии Гаона, так и у Маймонида, который предлагает сложную классификацию видов зла в мире и стремится показать, что Бог не несет ответственности за зло. Большинство видов страдания, по мнению Маймонида, является следствием неразумного поведения человека (Наст. 3:8–12).

Царства добра и зла пребывают в смешении, разделить их — задача человека.

Лурианская каббала (см. И. Лурия) объясняет непосредственное происхождение зла космической катастрофой, состоявшей в том, что сосуды, содержавшие Божественную эманацию, разбились, не выдержав ее творческого напора. Эта космическая катастрофа отразилась в трагической истории еврейского народа, которому предстоит собрать рассеявшиеся искры Божественного света и восстановить космическую закономерность как царство добра. Пришествие мессии и избавление будут означать преодоление последствий космической катастрофы, полную и окончательную победу добра над злом (см. также Бог).

В трудный час каждый хочет, чтобы его пожалели. И кто избежит этого дня?! Как же сделать, чтобы в решающий момент тебя поняли, простили, к тебе проявили милосердие.

В мире действует закон справедливости, мера за меру: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому стоит в меру дарованных Творцом сил, способностей и возможностей помогать людям, делать от всего сердца добро. Это зачтется тебе, спасет в самый неожиданный миг и одарит безмерно, как ты даже не способен вообразить — ибо Творец не спускает с тебя глаз.

Но верно и обратное. Если данные свыше средства на улучшение себя и мира бездумно растрачиваешь на себя или направляешь на зло — лишишься средств и не жди милости, расплатишься за все: не в этом мире, так в том.

Хафец Хаим (раби Исраэль Меир аКоэн) — выдающийся мудрец и праведник, ушедший от нас в первой половине прошлого века, дает ответ. На основе Талмуда, Кабалы и других трудов наших учителей он составил совершенную систему действий и мыслей. Она позволяет человеку взять правосудие, с которым ему придется иметь дело, в свои руки, определяя свою судьбу.

Каждому, кто посвятит ежедневно три минуты чтению этой книги и последует ее советам, гарантируется очевидное изменение жизни, которая будет нести радость ему, его семье и всему миру не только сейчас, но из поколения в поколение.

Необходимость давать [↑]

Следует сказать, то, что Он создал мир несовершенным, незавершенным — в том есть проявление доброты. Каждый человек что-то не может сделать без других. Даже самый богатый без фермера, водителя грузовика и бакалейщика не мог бы достать еды. Без врача и фармацевта не вылечился. Без водопроводчика, плотника и электрика его дом пришел бы в упадок.

Творец мог бы создать мир из самодостаточных людей, но сделал нас ограниченными в разных аспектах. Благодаря этому весь мир объединен взаимной необходимостью и щедростью. И каждый день жизни дает нам широкое поле для проявления Божественности. Человеку необходим хесед — совершение доброго дела, чтобы сохранять живость и выражение своей души, иначе величие его не проявится.

Помогая бедному, богатый обычно считает, что он дает, а бедный получает и нуждается в нем. Но, прежде всего, от этого выигрывает сам богатый — ему представилась возможность реализовать свой потенциал, как это делает Б-г. Бедняк дает ему возможность получить заслугу, а получает ее богач.

Меняя повседневную жизнь [↑]

Можно подумать, что для реализации этих Божественных свойств обязательно нужно найти бедного, голодного или больного. Но реализовывать их мы можем каждый день.

Открыть дверь человеку, который что-то несет, — это хесед. Дать в долг соседу немного денег — хесед. Одолжить пылесос, подвезти кого-то, позаботиться о своей семье, дать совет или сказать слова ободрения — все это поднимает уровень Божественности в мире, если мы поступаем так с этой целью. Можно, делая что-то по дому, не считать это хеседом — но тогда люди — лишь материальные существа, которые выполняют материальные действия. А если эти действия они осознают как хесед — тогда они Божественные существа, которые наводят чистоту и порядок в семейном уголке вселенной.

Как видеть [↑]

Даже если мы работаем ради заработка, хесед играет в этом большую роль. Каждый профессионал, бизнесмен, ремесленник и рабочий помогают другим своими усилиями.

Хафец Хаим однажды остановился с попутчиком на постоялом дворе и стал хвалить хозяина за хесед.

— Но ребе, — возразил попутчик, — он берет за это деньги!

— А без денег, как бы работал постоялый двор? — спросил Хафец Хаим.

— Но он же получает прибыль! — воскликнул попутчик.

— А без прибыли, чем бы он кормил семью? — ответил Хафец Хаим.

Если, делая хесед, человек обеспечивает свою жизнь, это никак не умаляет его в глазах Хафец Хаима. Хозяин предоставлял убежище, теплую кровать и питание путникам. Забота об удобствах людей, его работа — была хесед, но только если он делал ее с таким намерением. И мы можем превратить нашу работу в хесед простым изменением перспективы.

Суть мира [↑]

Тора учит, что Б-г создал мир на основе хеседа. Во время Ноаха стремление к наживе и разврат — противоположности хесед — подорвали эту основу, и Творец навел Потоп, чтобы смыть извращенные остатки человечества. Хесед Творца создал мир, поэтому Ему пришлось очистить его, чтобы отстроить на правильной, прежней основе.

Ковчег Ноаха был этой очищенной сутью хеседа. Рав Элиягу Десслер объясняет, что целый год Ноах, его жена и три сына с его невестками, не покладая рук, ежедневно кормили всех животных, которые были на борту. Каждое получало любимую еду в обычное время — тех, кто спят ночью, кормили днем, и наоборот. Забота о животных занимала все дни и ночи этой семьи. Ковчег был целым миром, который поддерживал хесед. Благодаря этому, Б-г показал грядущим поколениям, что хесед — основа существования мира.

Стремление к счастью [↑]

Давать — ключ к полноценной жизни. Учение Торы о хеседе приводит нас к пониманию того, что чувство удовлетворения исходит из радости души, выражающей свою Божественность. Множество людей поднялись от отчаяния к счастью, сделав себя дающими, хотя сами с трудом преодолевали огромные личные трудности. Добрые дела дают человеку силы в его трудностях и борьбе, позволяя раскрыть свой внутренний свет, даже если его окружает тьма.

Сделать хесед — дать что-то нуждающимся, помочь другим — можно и на нашем сайте здесь.

Кроме личных выгод, хесед создает мощную защиту для еврейского народа.

За годы, пока Хафец Хаим писал Аѓават хесед, у евреев было очень много бед. Первая мировая война принесла неисчислимые жертвы, и расправляла свои крылья Вторая мировая война. Хафец Хаим призывал свое и последующие поколения собраться под защитой хеседа перед историческими бурями.

Тора учит нас: когда строгий суд нисходит с Небес, мы можем смягчить его своим состраданием к людям — оно вызывает сострадание Творца.

Что бы чувствовал Реувен, если б знал, что как только сын покинет его объятия, его будет направлять добрый человек, заботясь о каждом шаге? Его благодарности не было бы границ. Он бы сделал все, что в его силах, чтобы вознаградить доброту этого человека.

Б-г — наш Отец, а чистые души, которые он посылает в этот мир, — Его дети. Каждая душа отправляется в этот полный опасностей мир с особым заданием. Б-г ценит тех, кто помогает Его детям, когда они нуждаются. И когда приходит время нужды, Б-г отвечает им милосердием и состраданием, защищая их, как они защищали Его детей.

Поворот к выживанию [↑]

Учиться доброте [↑]

Наставления Торы в хеседе существенны, чтобы знать — наша доброта делает то, что угодно Б-гу, в отличие от воображаемых или показных добрых дел, характерных для окружающей культуры.

Примечательно, что книга Хафец Хаима называется не просто Хесед — “добро”, а Аѓават хесед — “любовь к добру”, “любовь делать добро”. Он хотел вдохновить нас не просто делать добрые дела, но и любить это делать — хотеть, стремиться, стараться помогать людям, искать, как это можно сделать, не упуская никакого шанса сделать хесед. Он создает в нас эту любовь, показывая великую ценность каждого доброго дела 1 . Всякая приятная вещь, которую мы делаем для ближнего и нашего дома, каждый грош, который одалживаем или даем, становится нашим защитником на Небесах, наполняет жизнь удовлетворением и добром.

В оригинале книга Хафец Хаима Аѓават хесед состоит из трех частей. Первая посвящена конкретным законам о том, как давать в долг, о правильном размере зарплат, и так далее. Вторая рассказывает, почему стоит делать хесед, и вызывает любовь к этой мицве. И последняя часть детализирует разновидности этой мицвы и требования к ее исполнению. [Версия книги на нашем сайте не разбирает алаху во всех тонкостях еврейского закона, поэтому первая часть в ней опущена].

Пусть же изучение хеседа и хесед, который побудит вас делать эта книга, как и все бесчисленные повседневные добрые поступки еврейского народа, великие и малые, вызовут безграничное милосердие Творца к Его детям, подсластят радостью дни Окончательного Освобождения!

Из книги Аѓават хесед [↑]

Сегодня, при первой возможности сделать кому-то хесед, подумаю о нем, как о члене своей семьи.

“Сказано тебе, человек, что добро и что требует от тебя Б-г — только поступать справедливо, любить хесед и ходить скромно пред Б-гом твоим” (Миха, 6:8).

Хафец Хаим учит, что мир был основан на хеседе. Все евреи связаны друг с другом способностью давать и временной необходимостью принимать — это объединяет еврейский народ тканью сострадания. Хесед имеет огромную ценность.

Но слова пророка учат нас тому, что хесед не конечная цель каждого еврея, есть еще ахават хесед — любовь к хеседу, милосердию, любовь делать добро, которая возносит это мощное орудие служения Творцу, к Небесам.

Хафец Хаим объясняет разницу между хеседом и любовью к хеседу. Каждый может это понять, если обратит внимание на свои мысли, сопровождающие доброе дело. Например, когда постучал в дверь человек попросить денег, может промелькнуть нехорошая мысль: “У меня нет сейчас на это времени” или “У меня сейчас не столько денег, чтобы их раздавать”. Не хочет, чтобы заходили в его дом. Тогда то, что он даст, будет хесед — но не будет в этом ахават хесед.

Вот иной сценарий.

Семья объявляет в местной еврейской газете, что у нее есть в доме комната и еда для приезжих, которые приехали собирать деньги. И, когда слышит стук в дверь, эта семья радуется, как будто эти средства потратила для собственной поездки на отдых.

Или человек живет за городом, каждый день час или полтора тратит на поездку в город и постоянно спрашивает соседей и знакомых: “Может, подвезти вас на машине в город или что-то привезти из города”? Он ищет способов сделать хесед, как будто ищет денег 2 .

Самый простой способ определить аѓават хесед — представить, что человек ощущает, расходуя время и силы на семью. Хочет, чтобы костюм сына для Бар мицвы (совершеннолетия) был наилучшим: хорошо сидел, был хорошего качества и красивый. Гордится, когда видит сына в таком костюме, не чувствует, что потерял деньги на этом, а только благодарность и радость, что смог их дать.

Творец желает, чтобы у каждого еврея было такое отношение к хеседу. Если мы выполняем эту заповедь с любовью и энтузиазмом, мы обретаем большие силы — намного больше, чем дает хесед только по обязанности.

Сделать пожертвование на странице Хесед .

Примечания [↑]

1 Разъяснение, почему человек получает огромную награду, несравненно превышающую то, что человек сделал и может себе представить, можно увидеть, например, в книге, в “дне 19” и “20”. Награда дается за все последствия его доброго дела.

2 Все, что здесь написано, и еще множество других поразительных вещей — повседневная жизнь ортодоксальных евреев во всем мире, в чем лично убедился переводчик этой книги и знают все, кому приходилось путешествовать. Например, только в ортодоксальной, харедимной части района Неве-Яков в Иерусалиме с населением порядка пяти тысяч семей действуют больше сорока гмахов (организаций хеседа), предлагающих самые разные виды ссуд и помощи. Здесь и предложение столов и стульев для приема гостей в праздники, и беспроцентные денежные ссуды, и приют для потерявшихся детей, пока их найдут родители, и лекарства, и халы в Субботу (Шаббат), для тех, кому не хватило. И срочная бесплатная медицинская помощь на дому или с доставкой в больницу, ацала, в том числе в субботу и праздники, и помощь женщинам после родов — приготовить еду, убрать квартиру, и предоставление своей квартиры для размещения гостей, приехавших на праздник или субботу, и бесплатные библиотеки и фонотеки. Всего не перечесть.

- Доброта. Талмуд говорит, что евреи от язычников отличаются тремя качествами: скромностью, состраданием и милосердием. Еврей. лишенный этих черт , рассматривается как недостойный представитель своего народа. Более того, иудаизм утверждает, что доброта и сострадание есть мерило праведности.
Принцип доброты лежит в основе общинной жизни евреев, и всегда в любой общине больные , нуждающиеся , сироты и вдовы получали необходимые средства к существованию.
========================
========================

Иудеи говорят: Усли пришли тебя убить - убей первым.. Правильнее было бы написать: если на тебя напали, то ты вправе защищаться и убить. Почему сразу обязан?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Есть некоторые тонкости. В общем и абстрактно - ты прав.
Но наши законы даны для практического применения, для конкретных ситуаций и учитывают все нюансы.

Нюанс 1. Если ты вправе защищаться, то вправе и нет - так получается? Значит , выбрав не защищаться ты :

а) выбрал смерть, т.е самоубийство, т.е убийство невинного человека-себя.
б) если, как я написал, на тебя напали с целью убить, то дело происходит в лесу, темном переулке, и ты , как правило, не один, и поэтому, выбрав не убивать нападавшего, ты виновен в смерти спутников..

Классическая философия превозносит четыре, главные с ее точки зрения достоинства: храбрость, справедливость, мудрость и умеренность . Но она не придает большого значения таким качествам, как великодушие, сострадание, милосердие, которые являются сутью Торы и которых так не хватает в этом мире.

Второе отличие состоит в том, что нормы этики философы выводят из философских абстракций, рожденных человеческим разумом, а духовные ценности иудаизма зиждутся на практических приказах Сверхсущества-Творца Вселенной.
======================================
======================================

Когда мы кому-нибудь делаем доброе дело, то тот человек в благодарность говорит нам : " Дай Б-г тебе здоровья " или еще что-нибудь подобное. А это уже и есть молитва, и нет никакого сомнения , что Б-г ее услышит. Поэтому творя добро окружающим мы творим добро и для себя. Не зря замечено, что добрые люди живут дольше и мало болеют.
========================================
========================================

1) Мироздание состоит из множества миров. Наш мир , где мы сейчас клацаем по клавищам , и радуемся, какие умные вещи наклацали, материален, и входит составной частью в это общее мироздание .

2) У нас есть душа. Часть Б-га, если говорить просто, и душа вечна. ( А если это не так, то нет смысла ни в нашей жизни, ни в существовании Мира вообще. И неясно тогда, почему страдают праведники, и процветают всякие подлецы)

Наш мир меняется, и должен превратиться во что-то другое. И мы , человеки, тоже. Т.е. ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЬ, но она осуществляется "руками " ТОГО, Кто все это сотворил.

Придет время, и мы не будем нуждаться в картошке, и еде вообще. Мы сможем усилием мысли переноситься на другие планеты. ( фантасты кое-что уже описали, но это миллиардная доля того, что будет на самом деле)

Так вот: для того, чтобы поднять наш материальный мир на следующий уровень развития, мы этот мир должны ИЗМЕНИТЬ. Или , как принято говорить, УЛУЧШИТЬ. Для того и посылаются в этот материальн. мир наши души, и если они не выполнили своей задачи, души посылаются вновь и вновь ( реинкарнация).

ЭТО И ЕСТЬ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА.

3) Конкретно о цели существования Сынов Израиля, т.е. евреев.

Об этом сказано в Торе. Мы должны нести другим народам свою Тору, знания о Б-ге. Служить им примером в служении Творцу, помогать Ему ЗДЕСЬ осуществлять ЕГО цели.

Скрытый цадик- это чисто еврейский термин. Ибо наш Закон
предусматривает 8 степеней милосердия ( цдаки, помощи ближнему- откуда и происходит слово цадик)

И самым высшим уровнем милосердия является случай, когда помощь ( цдака ) дается тайно .

В более широком смысле и в переводе , - цадик - это праведник.
И понятно, что в любой религии могут быть праведники , и даже среди атеистов.

Но в еврейской традиции и литературе сложился определенный тип людей , именно иудеев, именно соблюдающих еврейский Закон- Тору, поэтому и термин этот " скрытый цадик" является специфическим и строго говоря, подходит только к еврейским праведникам. Как например, термин " Мессия - мошиах " в силу определенных условий может принадлежать только евреям и то не всем.
=============================================
=============================================

. Как Тора требует относиться к растениям?
--------------------------------------------------------------
И Тора , т.е. Б-г относится к растениям как к живым существам,
и по отношению к ним учит нас милосердию.

Сказано в Торе , что

когда ты будешь осаждать вражеский город, не руби дерево,
ведь оно не человек , чтобы суметь убежать.

Кстати, Галаха запрещает срубать деревья, приносящие плоды.

С одной моей знакомой случился такой случай.

У нее на даче росли всякий деревья , и в том числе грецкие орехи - несколько штук . Они давали колоссальный урожай орехов, не знали куда девать. А когда ореховые деревья вымахали, стали затенять другие деревья, она решила один из орехов срубить. И срубила.

На следующий год и все последующие годы все ее
"оставшиеся в живых" ореховые деревья не дали ни одного плода.

Что она только ни делала, с какими только агрономами не советовалась- ни одного орешка ее деревья не дают. Они стали огромными, своей кроной заполонили весь сад , пользы от них нет, но она теперь боится рубить деревья.
====================================
======================================

1) Проще понять этот сложнейший вопрос , если знать, что:

На вопрос : а где в нашем мире Б-г , правильным ответом будет следующий: В НАШЕМ МИРОЗДАНИИ НИЧЕГО КРОМЕ Б-ГА
НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.

2) Это в общем. Аксиома. Но чтобы легче было понимать смысл мирозжания и цели Творения, ,
мы эту аксиому разбиваем на части и упрощаем.

Поэтому проще иожно сказать следующее:

1) Создатель- сверхсущество, а мы, к сожалению, нет, и не можем
до конца ( пока) понять, и узнать, к чему он всю эту кашу с мирозданием заварил?

2) Он создал этот мир как место для себя .

3) Он создал все это, чтобы было кому ОТДАВАТЬ ( тепло, свет,
милость, добро и т.д.) И мы ему в этом подобны: всмотрись в себя , и пойми, что сейчас тебе уже ПРИЯТНЕЙ ДАРИТЬ ПОДАРКИ, ЧЕМ ИХ ПОЛУЧАТЬ , я не прав?


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Добро и зло в еврейской традиции. Перевел Гедалия Спинадель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Добро, зло и монотеизм

Так ведут себя люди. К счастью для галактики, в Турции пришел к власти сильный правитель, приказавший гражданам сменить национальный наряд на европейскую одежду. И даже предупредил, что каждый, кто нарушит этот закон, будет приговорен к смерти 3 . В 1920 г. тот же астроном появился на конгрессе снова и привел те же доказательства своего открытия. На этот раз он был одет в очень элегантный европейский костюм, и все приняли его точку зрения.

Мы здесь будем иметь дело с классической еврейской мыслью, все еще одетой в экзотические одеяния. Однако позже обнаружим, что можно одеть ее по-другому. И тогда осознаем, что имеем дело с главой — из всеобщей истории человеческой культуры — борьбы человека за понимание добра и зла.

Я не даю в качестве предисловия биографические справки о мыслителях, о которых буду говорить, и не привожу в этой работе библиографические ссылки. Моя цель — представить историю идей как борьбу. Более того, эта работа не похожа на многие научные труды, которые не всегда открыты для обсуждения и ставят себя выше возражений. Здесь рассматриваемые предметы зависят от сомнений и возражений. Исследование мнений зависит от обсуждения и объяснения.

Наконец, указана третья возможность: зло изображено в образе Сатаны. Это значение особенно тщательно разобрано в трудах философов. Я имею в виду метафизическое значение добра и зла, которое мы обсудим позже.

Разделение этих понятий кажется ясным и определенным. Но, как мы увидим, многие философы, даже если сознавали это разделение, перескакивали с одного понятия на другое, путали их.

В общем, мы рассматриваем здесь главным образом понятие зла в первом смысле — как наслаждение и страдание. Именно так человек воспринимает события своей жизни, постигает человеческую историю и жизнь той или иной личности. В то же время, мы не можем оставить без внимания — даже если бы захотели — моральное значение страдания.

Сделаем заключительное замечание. Мы представим разные точки зрения в еврейской мысли по этому вопросу и особенно мнения Рамбама, главного авторитета в нашем обсуждении, и противопоставим его другим мнениям. И обнаружим, что история этих мнений не следует спокойному и постоянному курсу, но всегда сопровождается противоречиями и конфликтами. Эти противоречия могут научить нас лучше понимать природу идеи, которую мы будем разбирать.

Первая глава в истории этих противоречий будет внимательно рассматривать то, что, без сомнения, является сутью еврейской библейской веры, как ее понимали в разные времена, включая средние века. Я имею в виду, конечно, монотеизм.

В первом акте, назовем его материальным, монотеизм должен бороться против точек зрения, которые утверждают, что каждая из сторон природы воплощает, по сути, иное божество. Библейский Бог проявляется в контексте этого типа монотеизма как Бог неба и земли. Это протест против Его разделения на бога неба и бога земли.

Оказывается, на самом примитивном материальном уровне человек отказывается верить, что дождь и засуха могут иметь одно происхождение. Дождь требует своего источника — бога дождя и бури. А засуха — из другого источника. Первый акт кажется нам сегодня очень отдаленным, но едва ли можно сомневаться, что монотеизм должен был бороться против этого в прошлом. В то же время это лишь первый акт.

При этом мы должны осознать: суть и форма этого высказывания отмечают великое противостояние монотеистической библейской веры и дуалистической персидской религии. Эта религия считает реальностью две противостоящие друг другу силы: добра и зла, или силы света и тьмы 9 . Против этой точки зрения пророки чувствовали обязанность выразить протест и утверждали, что всё происходит из одного источника. Как мы скоро увидим, этот протест вызвал новые философские трудности. Действительно, как понимать, что зло порождает Бог? Но оставим пока эту трудность и выделим только этическую природу второго акта.

Мы подошли к третьему акту, в нем противостоят монотеизм и греческая философия, которая была готова включить монотеистические идеи и даже представить некоторые из них в их собственном стиле. Но греческая философия не могла согласиться с тем, что материя и форма (идея) происходят из одного источника. Так был создан новый метафизический тип дуализма. В нем материя и форма выполняют функцию двух новых богов или двух источников. Для греков было непостижимо, что породить форму или быть источником формы может тот же Творец, источник материи.

Это совершенно новая полемика, которую должны были понимать наши библейские предки, — спор с метафизическим дуализмом, который полностью отличается от этического дуализма, характеризующего наш предшествующий акт.

Здесь мы явно сталкиваемся с философским противостоянием, дуализмом материи и формы. Как выразил эту тему один из поздних средневековых мыслителей: утверждать, что помимо Бога есть другой независимый элемент, материя, значит верить в две божественные силы. Так утверждение, против которого велась борьба как против морального дуализма, вернулось в новой форме метафизического дуализма 10 .

По существу монотеизм, должен был вступать в многочисленные сражения, и предмет сражений каждый раз менялся. Трудно было предположить внутри ограничений первого акта — борьбы против языческого образа мысли — что кто-то может задавать вопросы такого сорта, которые мы задаем сегодня о монотеистической мысли. Языческая мысль 11 описывает мир множеством образов, мир, который включает демонов и бесов, силы зла и силы добра, и этот контраст существовал, конечно, еще до формирования персидского дуализма. Этот мир был описан как фактическое состояние дел. Тому, кто жил в таком мире, было трудно задавать вопросы или жаловаться, ибо это состояние мира рассматривалось как данность, факт.

Когда человек достигает ступени библейской мысли, сталкивается впервые с категорическим утверждением, что Бог вне природы, Он — создатель природы и несет ответственность за все происходящее, только тогда человек может задать вопросы Иова и понять смелость, которая требуется, чтобы обратиться к Богу и спросить Его о причине зла и страдания.

Трудная борьба монотеистической мысли до сего дня была борьбой против точки зрения, которая осуществляет синтез между сущностями того, что я назвал вторым и третьим актом, — синтез между этическим и метафизическим дуализмом. Эта точка зрения известна нам как гностицизм.

Гностическая мысль разделяет мир на две реальности — добра и зла. Но специфично для гностицизма утверждение, что на них разделяется не только материальный, но даже небесный мир — царство Бога и царство другого божества. Мы тоже обычно говорим о другой силе, о сатане, но в гностической мысли сатана много больше, чем сила: там он — бог, который создавал этот мир и который поддерживает постоянную борьбу с Богом добра.

Читайте также: